Реферат по предмету "Менеджмент"


Законы Мерфи в современной системе управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙНЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра социального менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: управленческие решения
на тему: ЗАКОНЫ МЕРФИ В СОВРЕМЕННОЙСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Тюмень 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВМЕРФИ
1.1 История возникновения и развитияЗаконов Мерфи
1.2 Современная система управления черезпризму Законов Мерфи
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВ МЕРФИВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Действие Законов Мерфи напрактике на примере группы компаний Автоград
2.2 Кажущиеся исключения из ЗаконовМерфи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Закон Мерфи (амер.,неофиц.) – это принцип, состоящий в том, что если какая-нибудь неприятностьможет случиться, она случается (происхождение неизвестно). Законами Мерфиназывают юмористические управленческие правила. В русском разговорном языке этоявление получило название «закон бутерброда», «закон подлости» и т.д.
Закон Мерфи — квинтэссенция научного и инженерного фольклора, непревзойденные шедеврыафористики, оформление в виде «научных» правил, наблюдений,принципов, теорий, парадоксов, законов и следствий с соответствующимирасширениями и уточнениями.Как бы грустно не звучала мерфология, онаописывает законы современной системы управления, хоть и с субъективной точкизрения. Ведь высказывание Максима Фрэнсиса Бэкона гласит: «Истина гораздо чащерождается как результат ошибки, нежели как результат неразберихи».
В числеученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темызаконов Мерфи, можно назвать Артура Блоха, Лоуренса Питера, Е. Амбарцурова, РеймондаХалла, Вернона Говарда и других.
Объект исследования:законы Мерфи.
Предмет изучения работы:законы Мерфи в современной системе управления.
Цель работы: изучитьприроду законов Мерфи и рассмотреть их действие на практике на примере фирмы группыкомпаний Автоград.
Задачи работы:
1.        Изучитьтеоретические аспекты Законов Мерфи.
2.        Ознакомиться систорией возникновения и развития Закона Мерфи.
3.        Рассмотретьсистему управления через призму Законов Мерфи.
4.        Охарактеризоватьпрактические аспекты применения Законов Мерфи в современной системе управления.
5.        Изучить действиеЗаконов Мерфи на практике на примере группы компаний Автоград.
6.        Проанализироватькажущиеся исключения из Законов Мерфи.
7.        Сделать выводы поизученной проблеме.
Метод исследования, применяемыйдля анализа действия Законов Мерфи в группе компаний Автоград – анкетирование,социологический опрос.
Для написания данной работы были использованы как книги, из которых мною было подчеркнуто большое количество интересной информации, так и статьи из научных и художественных журналов, таких как “Иностранная литература”, “ Компьютерра ”.
В первой главе мырассматриваем историю возникновения и развития Законов Мерфи, позволяющиепроследить его эволюцию, которые не просто стали знамениты, но обросли сотнямиследствий, сопутствующих аксиом, законов и правил, замечаний, принципов,постулатов и дилемм. Здесь описывается вся нелепость и иногда дажебессмысленность человека в современной системе управления. Также представленыпопытка найти коренные причины, по которым столь многие дела идут вкривь ивкось, хотя с точностью это установить невозможно.
Во второй главе мыизучаем кажущиеся исключения из Законов Мерфи, которые при более глубокомрассмотрении таковыми не являются, и даем их обоснование. Также проводимисследование, предназначенное для анализа выявления действия на практике ЗаконовМерфи, и проводим его анализ. Хотя мерфическая группа законов в силу своейсобственной природы неприменима в каком бы то ни было практическом смысле. Иесли попытаться их использовать, основываясь на собственных наблюдениях ихдействия, то у вас ничего не выйдет.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВ МЕРФИ
1.1 Историявозникновения и развития Законов Мерфи
Существуютдва вида законов, управляющих жизнью человека. Во-первых, имеются общепринятыепонятия, правила, теории, пословицы и принципы, описывающие поведение людей.Во-вторых, устанавливаются защищаемые властями юридические нормы, с помощьюкоторых поведение человека в обществе или в стране вводится в разумные рамки.
«Закон,воплощая в себе величественную идею равноправия, запрещает спать под мостом,располагаться на ночлег на улице и красть хлеб, запрещает одинаково всем людям — богатым так же, как и бедным», — АнатольФранс.
После1970 года лавиной пошли публикации о законах, порождающих глупости, промахи,сбои, всевозможные нелепости. Таким образом, пытаются либо рассмешить людейнеразберихой, царящей в современном обществе, либо помочь им справиться с нею.Многие из этих законов выведены на основе точных наблюдений и описаны с добройдолей остроумия, но наиболее известные среди них были открыты еще до 1970 года:Закон Мерфи, Закон Паркинсона и Принцип Питера.
Всеначалось в 1949 году, когда капитан военно-воздушных сил Эдвард А.Мерфи-младший, инженер-исследователь из авиаконструкторского бюро в Райт-Филде,разработал устройство, которое должно было войти в экипировкулетчика-испытателя и позволило бы определить, какие перегрузки от ускоренияспособно выдержать человеческое тело. Это устройство представляло собойтранслятор, оборудованный шестнадцатью датчиками для измерения возникающихнапряжений. Вот как сам Эдвард Мерфи рассказывает о дальнейшем развитиисобытий:
«Ясчитал, что достиг успеха, и отправил мой транслятор на базу Эдварде в Мьюроке,где исследовательские службы военно-воздушных сил экспериментировали саварийными ситуациями. Там они установили транслятор на реактивные сани,которыми управлял Джон Пол Стэп, позднее, когда он развил на своих санях скоростьсвыше 600 миль в час — снискавший себе славу «самого быстрого человека наземле».
Первоеже сообщение, которое до меня доходит,- это известие, что опыт не удался, ивсе, мол, из-за моего транслятора. Провал означал, что на ветер выброшеныбольшие деньги, и я счел, что мне лучше будет лично познакомиться срезультатами испытаний на базе Эдварде и, может быть, спасти доброе имя — своеи моего транслятора».
ДалееМерфи говорит, что, как он обнаружил, проблема возникла из-за неправильногоподключения одного измерителя напряжений, чем и была нарушена работатранслятора. «Этот измеритель может быть подключен только двумя способами,—поясняет он.— Один — правильный, а другой — неверный, с отклонением в 90градусов».
Мерфи установил,что измеритель, как он и подозревал, подключили неправильным способом. Тут унего и вырвалось замечание, что если существует возможность сделать что-нибудьне как положено, то техник непременно так и сделает.
ДжорджЭ. Николе, руководитель проекта, оказавшийся поблизости в момент, когда Мерфипроизнес эти слова, объявил их «Законом Мерфи». Сегодня на этот Закон ссылаютсяно существу во всех сферах человеческой деятельности, где приходится проявлятьзаботу о надежности.
Мерфи несформулировал свой закон, а лишь обронил замечание, подтолкнувшее к егооткрытию, и, вероятно, по этой именно причине с годами появилось множестворазличных его словесных выражений. Поэтому сейчас этот закон звучит так: есличто-то может пойти наперекосяк, оно непременно пойдет наперекосяк.
НоЭдвард Мерфи после заявил, что в тот раз он высказал свое замечание совершенносерьезно. Он имел в виду предупредить конструкторов и инженеров, что, создаваямашины, оборудование, они должны помнить о гарантиях их правильного использования,а значит, предусматривать, чтобы было трудно либо вовсе невозможно обращаться сними не так, как положено. Он также решительно настаивал, что подлинные егослова, сказанные в тот день, и подлинный смысл Закона Мерфи, как он сам егопонимает, выглядят следующим образом: «Если существуют два или более способовсделать что-либо, причем использование одного из этих способов ведет ккатастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ». Иначе говоря, даже ЗаконМерфи стал жертвой Закона Мерфи [6 C.200].
19 ноября 1955 года профессор К. Норт-котПаркинсон опубликовал на страницах солидного лондонского «Экономиста» статью озаконе, который он открыл, изучая деятельность британского адмиралтейства иминистерства по делам колоний.
ЗаконПаркинсона был сформулирован следующим образом: Объем работы возрастает в той мере, в какой этонеобходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение.
Принципиальнаяистинность этого закона была признана немедленно. Изданная в 1957 году первая книгаПаркинсона об этом законе познакомила с ним более широкий круг читателей.Безоговорочно было принято, что он имеет глобальное значение, что в поле егодействия находятся все бюрократии мира.
Паркинсонвывел свой закон из двух фактов, установленных тщательным наблюдением заработой государственных учреждений: 1) чиновник стремится увеличивать числоподчиненных, но не соперников, и 2) чиновники создают работу друг для друга.
ЗаконПаркинсона устанавливает постоянное возвышение пирамиды государственной бюрократиии неизбежный рост численности персонала, независимо от того, становится лиработы больше, меньше или ее нет совсем.
ЗаконМерфи, Закон Паркинсона и Принцип Питера объединяет между собой то, что ониявились на свет из внимательных наблюдений за событиями нашей реальной жизни ипредставляют собой обобщения, которые позволяют по-новому понять смысл этихсобытий. И привлекают эти законы тем, что в каждом из них схвачена частьсложного человеческого опыта, и выражено это короткой, понятной, легко запоминающейсяфразой. Получили же они всеобщее признание потому, что в каждом из нихсодержится некая основополагающая истина, верная для всего мира, независимо отразличий в политическом строе, религиозных убеждениях или расовойпринадлежности. Для этих законов не существует границ, разделяющих нации икультуры.
Следствиеесть суждение или вывод на основе главного положения. Следствия, вытекающие изЗакона Мерфи, имеют ту ценность, что могут привлечь внимание к большему числуявлений, охватываемых базовой концепцией. Вот несколько примеров.
Следствие1: Сливки поднимаются кверху, пока не прокиснут.
Следствие2: Для каждой существующей в мире должности где-то есть человек, неспособный ейсоответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займетименно он.
Следствие3: Путешествие длиною в тысячу миль завершается одним единственным шагом.
Следствие4: Вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровнянекомпетентности.
По меретого как Закон Мерфи подчиняет себе главные институты и все возрастающее числолюдей достигает своего уровня некомпетентности, растет и потребность врегулирующих установлениях. Чтобы компетентно работать, группе способных людейнужны всего-навсего общие ориентиры и четко определенные цели. Для неспособныхработников должны быть введены правила, ограничивающие их действия. Правила негарантируют компетентности, но они защитят иерархию даже в том случае, когдаэти инструкции, нагромождаясь друг на друга, сами образуют своего рода иерархиюнекомпетентности, поскольку они настолько запутывают простейшую задачу, чторешение ее становится почти невозможным.
Создаваянормативные установки, человечество преуспело в наращивании количества, но некачества. Стоит только какой-нибудь группе людей, объединенных общим интересом,углядеть некое зло, искоренимое, по их мнению, законодательным путем, как наднами нависает опасность изобретения нового сложного и заковыристого правовогоакта [7 C.181].
1.2 Система управления через призму Законов Мерфи
Из всехсуществ, добивающихся компетентности в своем взаимодействии с миром, людиявляют собой наиболее интересную разновидность, поскольку они обладаютисключительной способностью изменять среду своего обитания. С усложнениемпроцессов используемые материалы и оборудование стали более сложными, апоследствия для окружающей среды — более серьезными. И так оно происходит вовсех сферах, где человек выступает со своим новаторством. Проблемы требуютрешений, а решения тоже представляют собой проблемы, требующие решений [7 C.186].
ПринципНакопления Грязи по Питеру гласит: «Чтобы вычистить одно, приходится выпачкать что-нибудь другое;но можно испачкать все что угодно и ничего при этом не вычистить».
Рассмотримпоподробнее управленческий миф.
Управление— это акт воздействия на индивидуумов, позволяющий направлять течение дел напредприятии или в организации. При хорошем управлении этот акт выполняетсятаким образом, что достигаются положительные результаты. При плохом управлениирезультаты оказываются отрицательными — причем для любой организации, будь тофирма, школа, церковь, общественный клуб, спортивная секция, политическоеобъединение, домохозяйство или семья.
Следствие20: В иерархии возможности компетентного подчиненного управлять некомпетентнымначальником превосходят возможности некомпетентного начальника управлятькомпетентным подчиненным.
Компетентныйуправляющий финансирует, подбирает штаты, организует, контролирует,поддерживает контакты с людьми, отделами, другими организациями. Некомпетентныйуправляющий, делая то же самое, не умеет, увы, внести в свою деятельностьруководящей идеи, необходимой для достижения успеха. Случается, что управляющиекомпании скрупулезно расписывают задачи, вычерчивают схемы административнойподчиненности с четким определением полномочий каждого звена и выполняют всевозложенные на них обязанности, но как только внутри страны или за рубежомпоявляется фирма конкурент, начинающая действовать в совершенно новомнаправлении и выбрасывающая на рынок продукцию пооригинальнее или болеевысокого качества, как все это тщательное управление оказывается никчемным.
Управление– это не замена руководству. Многих называют руководителями, потому что онистоят во главе команды или находятся на вершине пирамиды, а это одно иззначений слова «руководитель». Но пребыванием впереди или наверху определяетсятолько местоположение, а отнюдь не другие качества, без которых нетруководства. Есть существенная разница между положением облеченногополномочиями и положением руководителя. Руководители, отличаются особым свойствомруководителей — чем выше они поднимаются, тем дальше видят: чем больше онизнают, тем оригинальнее мыслят и тем меньше вероятность, что они станутповторять действия других.
Следствие21: Колледж не может обеспечить компетентность, он может обеспечить диплом.
«Всетеории управления превращаются в заговор против хорошего управления и восновном только прикрывают срам управляющего», — верно подметил Т. ДжорджХаррис.
Руководство— это видение перспективы, а управлять — значит следить за ходом событий.Бывает, что способности к тому и другому объединяются в одной личности, нонередки случаи, когда с выдвижением компетентного управляющего на поструководителя мы наблюдаем действие Принципа Питера в кругу высших должностей.
Люди вбольшинстве своем упорно стараются добраться до той ступеньки на лестницеуспеха, где, как они надеются, их ждут счастье, уважение и достаток. Но те,кому успех представляется достижимым лишь на лестнице свершений, частооказывались разочарованными и несчастливыми. Поглощенные процессом восхождения,они все свои взоры приковывали к очередной ступеньке и не в состоянии былиоценить вид, открывавшийся оттуда, где они уже находились. Чувствоудовлетворения, которое они испытывали, взобравшись на новый уровень, длилосьнедолго, потому что тут же они приступали к борьбе за следующую ступеньку.
Следствие24: Способности потенциально компетентного человека временем разрушаются, тогдакак потенциально некомпетентная личность поднимается до уровня, где этот еепотенциал реализуется полностью.
Те, ктоподнимался до уровня, на котором они обнаруживали возможности длясамореализации, и задерживались здесь на длительный срок, а потом двигалисьдальше за счет лучшего исполнения своей работы, да при этом еще усваивалиприносивший им удовлетворение образ жизни,— вот кто добивался успеха в самойполной мере [9 C.265].
Каксказал Генри Дэвид Торо: «Почему нам надо так отчаянно гнаться за успехом, такотчаянно стараться? Если человек шагает не в ногу со своими спутниками, это,может быть, потому, что он слышит бой другого барабана».Как бы грустно не звучала мерфология, онаописывает законы современной системы управления, хоть и с субъективной точкизрения. Ведь высказывание Максима Фрэнсиса Бэкона гласит: «Истина гораздо чащерождается как результат ошибки, нежели как результат неразберихи».
Группа британских ученых,исследовавших характер вероятности мерфологии, опросив тысячу человек, смоглазаписать закон Мерфи в виде математической формулы:
R=((U+C+I)*(10-S))/20*A*1/(1-sin(F/10)),
в которой R — вероятность того, что судьба «подложит вам свинью» при выполнениивами некоторой задачи, характеризующейся следующими переменными:
U — срочность задачи
C — её сложность
I — важность задачи
S — ваша квалификация вданной области
F — частота, с которойвам приходится решать эту задачу
A — эмпирический коэффициент вашейраздражительности
Поскольку формула — всеголишь результат наблюдений за живыми людьми, то и коэффициенты в ней выставлялисьсогласно личному мнению экспертов. Каждая переменная может варьироваться от 0до 9, а коэффициент A установлен в 0.7. Естественно, что в таких условияхсуществует вероятность ошибки, ведь авторы формулы не в состоянии доказать еёистинность. Как гласят постулаты большого пальца: «Лучше решить проблемуприблизительно и знать правду с точностью плюс-минус 10%, чем добиватьсяабсолютно точного решения и при этом вообще не знать правды» и «Легкопостигаемая и приемлемая ложь полезнее сложной и непонятной истины». Новажность её в другом: опираясь на такую экспертную оценку, можно сформулироватьпрактически полезные советы желающим минимизировать влияние на себя законаМерфи. Во-первых, если вашей квалификации недостаточно, откажитесь от решениязадачи. Во-вторых, если задача слишком сложна или требует срочного выполнения,найдите простое решение. В-третьих, если процесс решения задачи раздражает вас,будьте уверены, что вы знаете, как именно она решается. И, в-четвертых, удачивам![5]
Помимо практическихсоветов, для желающих минимизировать влияние на себя закона Мерфи, можносформулировать полезные советы, для желающих обратить закон Мерфи в своюпользу:
1.        Никогда не ходипо офису без какой-либо бумажки в руке (закон Скотта о бизнесе).
2.        Если вы получилидва взаимоисключающих приказа – исполняйте оба (второй закон Бринтналла).
3.        Никогда недавайте понять своему начальству, что вы умнее его (первое правилонеполноценности начальства).
4.        Покинув офис,двигайся быстро. Это сведет к минимуму количество вопросов со стороныначальство и подчиненных (8 правило Спарка для менеджера).
5.        Все приказыотдавай устно. Никогда ничего не записывай, чтобы потом нельзя было доказать,что это твой приказ (10 правило Спарка для менеджера).
Первый миф наукиуправления состоит в том, что эта наука существует, — шутят специалисты поуправлению. Эта шутка известна под названием «закон Хеллера». Вообщеоб управлении имеются множество шуток, книг, оформленных как научные трактаты.Можно даже подумать, что деятелям управленческой науки нечего делать, вот они ишутят [1 C.116]..
На самом деле ситуацияпрямо противоположная. Проблемы, с которыми сталкиваются сейчас специалисты попроцессам управления, настолько сложны, что их решение находится за граньювозможностей человеческого интеллекта, а в математике и других наукахотсутствуют методы, которые могут быть применены в решении возникающих напрактике задач. Как гласит закон Джоунза: «Если у человека дела идут оченьплохо, но он улыбается, это значит, что он знает, на кого свалить вину». Вот иприходится шутить, скрывая неуверенность перед нарастающей трудностью, темболее, что короткая, остроумная, афористичная фраза может оказаться точнее ирезультативнее целой теории, описанной на многих сотнях страниц. Часто такиеафоризмы открывают понимание тенденций развития управленческих процессов,имеющих место во многих крупных организациях, например, закон Имхоффа: "Структура любого бюрократического аппарата во многом напоминает зараженныйбактериями бассейн – самые крупные выплывают наружу". Следствия из этогопринципа таковы:
1. Руководительстремиться увеличить число подчиненных, но не сотрудников (первая аксиомаПаркинсона)
2. Руководители создаютработу друг для друга (вторая аксиома Паркинсона)
3. Руководство всегдапоручает работу тому, кто менее всего к ней пригоден (закон Корнуэлла)[4 C.11].
Уместно процитировать ещеодин такой афоризм: «Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие дляпонимания неправильные решения»[1 C.193].
И все же содержание наукиоб управлении не сводится к шуткам и афоризмам. Сверхсложные задачи управления,в которые превращается строительство современных сооружений многотысячнымиколлективами, разработка и изготовление микропроцессорных систем,функционирование транснациональных компаний, успешно решаются — перечислениеуспехов науки об управлении можно было бы продолжить. А пока процессыуправления настолько сложны, что можно использовать управленческий юмор. [1 C.68].

2.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВ МЕРФИ В СОВЕРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 ДействиеЗаконов Мерфи на практике на примере группы компаний Автоград
Это социологическоеисследование является попыткой взглянуть на действие Закона Мерфи на практике.Оно было проведено в городе Тюмени в 2008 году, опрашивались люди, работающие вгруппе компаний Автоград без возрастных, половых и образовательных ограничений.Исследование проводилось индивидуально, каждому респонденту выдавался опросник,на котором он отмечал ответ, соответствующий его мнению.
В данном исследованииприняло участие 16 человек, что составило 100%. Из них 68% — это женщины, аостальные 32% — мужчины. Возраст респондентов колеблется, причем все с высшимобразованием. Из них 62% являются служащими данной организации, 19% — управляющими и только 19% — рабочими, в частности, водителями.
Респондентампредставлялась анкета, предназначенная для анализа выявления действия напрактике Закона Мерфи (это принцип, состоящий в том, что если какая-нибудьнеприятность может случиться, она случается (происхождение неизвестно)).Опрашиваемые должны были в ходе данного исследования, состоящего из 15 вопросовс вариантами ответов, выбрать тот, который соответствовал их мнению или женаписать свое мнение.
С организационнымпринципом Тиллиса: «Если вы положите это в папку, то будете знать, где этонаходиться, но оно вам никогда не понадобится. Если вы это в папку не положите,оно вам потребуется, но вы не будете знать, где оно находиться» сталкивались83% респондентов. Из них 58% сталкивались с ним на практике и считают, что онполностью работает, 25% отчасти согласны с ним, а 17% опрошенных этот принципоказался совсем не близок.
Зато 58% людей,принимавших участие в опросе, полностью подтверждают действие второго законаконторской мерфологии: «Оргтехника, безупречно работающая днем, сломается,когда вы захотите использовать ее в личных целях вечером», а 42% присоединяютсяк ним, но частично уверенные в его действии. Но в продолжение второго законаконторской мерфологии с действием третьего закона: «Сломанная машина будетпрекрасно работать, когда придет механик по ремонту» согласны уже 75%, а 25%также с ним согласны, но отчасти.
Но 5 закон конторскоймерфологии: «Жизненно важные бумаги будут проявлять живучесть, бесследноисчезнув с вашего стола и попав туда, где вы их никогда не найдете» для 58% не являетсяработающим, видимо у них жизненно важные бумаги хранятся только в сейфе, ну иесли уж жизненно важные бумаги пропадут, то только вместе с сейфом. Зато у 25%респондентов этот закон действует, а у оставшихся 17% действует, но не всегда.
Хочется также обратитьвнимание на мнение опрошенных относительно Закона Кима о комиссиях: «Еслипотрачен целый час, чтобы отредактировать предложение, кто-то обязательнопредложить убрать из текста весь параграф». С ним согласились 58%, своечастичное согласие проявили 25%, а у 17% этот закон никогда не работал напрактике.
Бесспорным лидером средивсех мерфологических законов является дилемма Девриса: «Если вы случайно нажалина две клавиши пишущей машинки, на бумаге отпечатается буква, которая вам ненужна». 92% полностью согласились с его действительностью на практике, аоставшиеся 8% частично согласились с ним.
Четвертым закономПаркинсона: «Количество людей в любом коллективе увеличивается независимо оттого, сколько работы требуется выполнять» оказался полностью работающим напрактике для 67% респондентов, для 25% отчасти, а 8% отметили, что он неработает у них.
58% людей, принимавшихучастие в опросе, подтверждают действие второго закона Коннора: «Если естьчто-либо сугубо конфиденциальное, оно остается лежать в копировальной машине»,34% присоединяются к ним, но веря, что он лишь отчасти действует, а 8% никогдас ним не сталкивались.
Среди респондентов подтеорию выборочного контроля: «Единственный раз в день, когда вы откинулись вкресло и расслабились, по офису пройдет с обходом босс» попадают 58%, а 42% внекоторых случаях она обходит стороной и дает возможность расслабиться в креслево время работы. Зато закон Оуэна для секретарей: «Стоит вам усесться зачашечкой горячего кофе, как босс попросит вас сделать что-то, что займетстолько времени, сколько потребуется, чтобы кофе стал холодным» мешает выпитьсвой кофе 50% опрошенных, 25% иногда только отрывает начальство от этогоприятного процесса, а оставшимся 25% никто не мешает наслаждаться чашечкойгорячего кофе, поэтому они считают, что этот закон не работает.
Среди 3 принциповЛупощайнского «Поспеши, а затем подожди» для 58% респондентов он полностьюдействует, 34% также с ним сталкиваются, но не всегда, а вот только 8%опрошенных никогда под него не попадали, но у них все впереди.
Данное исследованиепозволяет сделать вывод, что Закон Мерфи действует в современной системеуправления, но только не во всех случаях. Поэтому основное различие междузаконами мерфологии и «настоящих» наук, то есть тех, которые, если так можносказать, «окупаются», кроется в их относительной применяемости.
Мерфическая группазаконов, в силу своей собственной природы, неприменима в каком бы то ни былопрактическом смысле. Если вы попытаетесь их использовать, основываясь насобственных наблюдениях их действия, у вас ничего не выйдет. Их нельзяспециально применить, но они проявляются именно в тот момент, когда их меньшевсего ждешь. Или как гласит Закон Мерфи: «Если что-то неладное может произойти,оно произойдет», а с комментарием О’Тула к нему: «Мерфи был оптимистом».

2.2 Кажущиесяисключения из Законов Мерфи
В связис действием Закона Мерфи в сфере политики и государственного управления частоподнимаются вопросы по поводу исключений, ограничивающих его применимость.Бывают же некомпетентные люди, которые учатся и становятся компетентными.Почему некоторых некомпетентных работников высоко оценивает их начальство?
Посколькуиерархиология — это наука и, как таковая, стремится раскрыть истину во всей ееполноте, мы должны исследовать даже и те исключения, которые как будто бынарушают Закон Мерфи.
УорренГ. Гардинг, двадцать девятый президент, был избран в 1920 году, собрав 60,3%голосов избирателей, то есть получив такую степень поддержки, какой ни у когоне было прежде. Его кампания проходила под лозунгом «Возврат к нормальномуположению». Если, как полагают скептики, коррупция в правительстве есть делонормальное, то администрация Гардинга свои предвыборные обещания выполнила.Действовавший по большей части бесконтрольно, кабинет Гардинга состоял изнепригодных для работы приятелей и лиц, назначенных по протекции. Когда министрвнутренних дел сдал принадлежавшие государству нефтяные прииски в аренду своимделовым друзьям, в стране разразился скандал. Признание самого Гардинга: «Я негожусь для этой должности, и мне не следовало бы ее занимать» [8 C.294].
Вотнекоторые виды исключений:
1.Кажущееся исключение: «Возвышение Пинком» и «Пас в сторону»
Когданекомпетентный человек занимает ключевой пост, превращая его тем самым в узкоеместо, затрудняющее работу организации, проблему можно быстро решить,передвинув его или ее либо вверх по служебной лестнице – «Возвышение Пинком»,либо в сторону, на равнозначную должность – «Пас в сторону». В идеале операция«Пас в сторону» должна сопровождаться присвоением перемещаемому лицу болеедлинного и более внушительного титула, а также изысканием для него кабинета вотдаленной части здания. В случае, когда речь идет о правительственномучреждении или крупной компании, это может означать другую контору, другойрайон или другую страну. В той мере, в какой псевдовыдвижение впечатляет людейза пределами иерархии, эту операцию можно считать успешной; иерархиясохраняется [7 C.204].
2. Ещеодно кажущееся исключение: «Шелушение Иерархии»
Еслизадать вопрос, почему же некомпетентного работника нельзя уволить. Товыясниться, что иногда, в крайних обстоятельствах, так и поступают, но иерархиявоздвигается, чтобы приютить как компетентных, так и некомпетентных. До тех порпока некомпетентность не угрожает существованию иерархии, с ней обычно мирятся.Иерархии создаются для поддержания порядка, а не для устранениянекомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждатькомпетентность. Обычно целью создания организации считается некое дело, котороедолжно быть сделано. Но как только иерархия утвердилась, целью для неестановится ее собственное существование.
Следствие13: Получить должность труднее, чем удержаться на ней.
Допустим,что при поступлении на работу индивидуумы обладают компетентностью, требуемойна исходном уровне их служебной деятельности. Но в дальнейшем, по мере ихпродвижения по службе, проявляется та самая тенденция, которую описывает теорияраспределения: большинство образует группу умеренно компетентных работников, акомпетентные и некомпетентные оказываются в меньшинстве — так, как это показанона рисунке 2.2.1.

/>
Рис.2.2.1. Распределение работников по трем уровням компетентности
Изрисунка выпали пока два редких типа индивидуумов: сверхкомпетентные исверхнекомпетентные. Сверхкомпетентным проявляет себя обычно тот, кто знаетспособ выполнить работу лучше. И это часто служит основанием уволить работника,поскольку он разрушает иерархию. Рядовая некомпетентность мешает повышению вдолжности, но не принимается за причину для увольнения.
/>
Рис.2.2.2. Распределение работников по пяти уровням компетентности
Другойтип работника, который создает угрозу иерархии и которого поэтому стараютсявыгнать или убрать, — это сверхнекомпетентная личность. На рисунке 2.2.2. показаноместо двух крайних категорий — сверхкомпетентных и сверхнекомпетентных,одинаково предопределенных к увольнению. Удаление крайних отростков называется «ШелушениемИерархии».
3. Опятькажущееся исключение: «Межиерархические Прыжки»
КритикиЗакона Мерфи любят приводить примеры с людьми, проделавшими путь отнекомпетентности к компетентности. Тем самым они, конечно, лишь обнаруживаютсобственную некомпетентность, которая выражается в неумении внимательнопрочитать, что утверждает Принцип. Его изложение начинается со слов «Виерархии...», то есть внутри данной иерархии «Межиерархические Прыжки»объясняют, почему многие неудачники добиваются успеха.
Улисс С.Грант не сумел преуспеть в роли фермера и провалился в бизнесе, но во времявойны с Мексикой и затем Гражданской войны он оказался внутри военной иерархиии добился здесь выдающихся успехов, поскольку был способным, знающим офицером. [7C.205].
4. Еще кажущеесяисключение: «Сломанная ступенька»
КритикиЗакона Мерфи любят ссылаться на случаи, когда отдельные индивидуумы становилисьнекомпетентными, хотя и оставались на достигнутом уровне. Такое бывает, но приближайшем рассмотрении обнаруживается, что нарушения Принципа тут непроисходит.
Недоразумениевозникает из-за того, что за символ продвижения к успеху мы принимаем лестницу.«Лестница успеха» — это неплохая метафора, но, к сожалению, нам случаетсяупускать из виду, что и на настоящей лестнице, и на «лестнице успеха» можетвстретиться сломанная ступенька. Маляр, компетентно выполняющий работу поокраске дома, утратит всю свою эффективность, если у него под ногами проломитсяступенька. Он окажется в положении, подобном тому, в какое попал промышлявший ловлейсардин рыбак Монтерея, когда рыба ушла от его берегов: обрушилась ступенька,стоя на которой он только и мог проявить свою компетентность.
Подобныеперемены происходят на многих рабочих местах в результате прогресса техники, ивысококомпетентный работник, утвердившийся на той или иной ступеньке лестницы,может оказаться никчемным, если не сумеет перестроиться вместе со временем илидостаточно быстро переместиться при первых трещинах в этой ступеньке.
Люди,добирающиеся до того уровня, где, как они полагают, им надежно обеспеченывозможности проявить свою компетентность, и основательно закрепляющиеся на этомуровне, невзирая на меняющиеся условия, могут оказаться жертвами опоздания: ихнекомпетентность возникает потому что исчезает сам уровень, на котором преждеони были компетентными.
«Посвоей природе, чем старше становится человек, тем больше противится переменам,особенно переменам к лучшему», — сказал Джон Стейнбек.
5. Опять вроде бы исключение:«Дискриминация пола»
ФаниХерст верно заметил: «По сравнению с мужчиной, женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добитьсявдвое меньшего».
Законы исоциальные барьеры оберегли многих женщин от достижения своих уровнейнекомпетентности и в то же время многим другим помешали развить своиспособности и принять широкое участие во всех сферах жизни общества. Когда этибарьеры, построенные на предвзятости, были снижены, на наших глазах возрослочисло женщин, продвинувшихся к успеху на руководящих ролях. Большинствоиерархий было создано мужчинами, которые монополизировали высшие посты и темсамым лишили женщин принадлежащей им по праву доли возможностей достичьсобственного уровня некомпетентности.
Следствие14: Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере предоставляетсяшанс стать некомпетентным [7 C.206].
6. Опятьисключение: «Самодостаточный человек»
Самодостаточныйчеловек — работник, всецело поглощенный служебными обязанностями и незаботящийся о конечном результате. Нормальный порядок предполагает, что мыорганизуем людей и устанавливаем правила с расчетом на выполнение некой задачи;наша деятельность представляет собой средство для достижения определенной цели.Внутри бюрократий, однако, тенденция состоит в том, что их персонал и правиластановятся самоцелью. В плодотворно действующей организации работника ценят зарезультаты его труда — за количество произведенных им деталей, выполненныхзаказов или оказанных клиентам услуг. В бюрократии ценность работника склонныопределять по его служебному поведению — по тому, как он блюдет правила,насколько следует ритуалам, поддерживает статус-кво и оберегает устои иерархии.
Чтополучится в итоге, попросту не имеет того значения, какое придается соблюдениюорганизационных процедур Налогоплательщики, жаждущие получить справку, больные,обратившиеся за медицинской помощью, клиенты, рассчитывавшие, что их обслужат,—все эти люди, столкнувшись с Самодостаточным человеком, приходят к выводу, чтоперед ними упрямая, бесчувственная, некомпетентная личность. Но в рамкахбюрократии вполне допустимо, что эту личность высоко ценят за его (или ее)усилия, обеспечивающие иерархии гладкое течение жизни. Такой волны не поднимаетправил никогда не нарушает, ни с какими отклонениями от установленных процедурне мирится даже в исключительных ситуациях, а главное, последовательно оберегаетвнутреннюю структуру организации.
Длятакого все, кто не относятся к иерархии,— это не те, кто нуждаются в егоуслугах, а те, кто призваны снабжать его информацией для заполненияустановленных бюрократических форм, требуемых ритуальными процедурами справок иотчетов. В ответ на какой-нибудь простейший запрос тут обычно слышишь: «Да, ноу меня нет полномочий предоставить вам эти сведения»; «не знаю, напишитезаявление, мы рассмотрим»; «станьте, пожалуйста, вон в ту очередь в справочноебюро, там вам скажут, где вам следует занять очередь на прием».
На самомделе кажущиеся исключения представляют собой не что иное, как проявления ЗаконаМерфи в действии. До уровня некомпетентности поднимаются не только индивидуумы;неэффективными становятся целые учреждения. [7 C.208].

ЗАКЛЮЧЕНИЕМерфология – это отрасль знания,посвященная тому, что идет плохо, вкривь и вкось либо не так, как надо; наукаоб ошибках и неправильных действиях; собирание пословиц, поговорок, афоризмов ииных высказываний в данной области, а также их распространение.Пародируя с комической серьезностьюформулировки технических и управленческих фольклоров, придав бродячим остротами шуткам литературную законченность и сгруппировав их в разделы, мерфологиястановится все популярнее с каждым днем.Родился Закон Мерфи случайно, но вошел вобиход и в дальнейшем стал использоваться во всех областях нашей жизни.
Первый миф наукиуправления состоит в том, что эта наука существует, — шутят специалисты поуправлению. Эта шутка известна под названием «закон Хеллера». Вообщеоб управлении имеются множество шуток, книг, оформленных как научные трактаты.Можно даже подумать, что деятелям управленческой науки нечего делать, вот они ишутят.
На самом деле ситуацияпрямо противоположная. Проблемы, с которыми сталкиваются сейчас специалисты попроцессам управления, настолько сложны, что их решение находится за граньювозможностей человеческого интеллекта, а в математике и других наукахотсутствуют методы, которые могут быть применены в решении возникающих напрактике задач. Как гласит закон Джоунза: «Если у человека дела идут оченьплохо, но он улыбается, это значит, что он знает, на кого свалить вину». Вот иприходится шутить, скрывая неуверенность перед нарастающей трудностью, темболее, что короткая, остроумная, афористичная фраза может оказаться точнее ирезультативнее целой теории, описанной на многих сотнях страниц. Часто такиеафоризмы открывают понимание тенденций развития управленческих процессов,имеющих место во многих крупных организациях, например, закон Имхоффа:«Структура любого бюрократического аппарата во многом напоминаетзараженный бактериями бассейн – самые крупные выплывают наружу».
И все же содержание наукиоб управлении не сводится к шуткам и афоризмам. Сверхсложные задачи управления,в которые превращается строительство современных сооружений многотысячнымиколлективами, разработка и изготовление микропроцессорных систем, создание изапуск космических кораблей, функционирование транснациональных компаний,успешно решаются — перечисление успехов науки об управлении можно было быпродолжить.
А пока процессыуправления настолько сложны, что можно использовать управленческий юмор. Так,пятый закон управления Лoфтуca гласит: «руководи по книге, даже если незнаешь ни имени автора, ни названия». Ибо в противном случае оказываетсясправедливым закон Менкена: «Кто может — делает. Кто не может — учит», с дополнением Мартина: «Кто не может учить — управляет».

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСПОЧНИКОВ
1.        БлохА. Закон Мерфи/ Пер. с англ. Я.М. Вовшин. – М.: «Попурри», 2005. – 224с.
2.        БрокгаузН.К., Ефрон И.П. Малый энциклопедический словарь. – М.: Азбуковник. — 1999. –988с.
3.        Викпедия- энциклопедический словарь. – М.: Феникс,2005. – 1048с
4.        ГуриевВладимир. Человек и закон//Компьютерра. — 2006. — №14. – С.11-14.
5.        ЗолотовЕвгений. Закон Мерфи, его следствия и борьба с ним. – 2004.
6.        ЛоуренсПитер. Почему дела идут вкривь и вкось, или о Принципе Питера// Иностраннаялитература. – 1987. — №1. – С.195-209
7.        ЛоуренсПитер. Почему дела идут вкривь и вкось, или еще раз о Принципе Питера//Иностранная литература. – 1987. — №2. – С.175-200
8.        MBA «Шаг за шагом»/ Том Гордон; пре. с англ. А.Колодий. – М.: АСТ:Астрель, 2004. – 348с.
9.        Менеджментза 5 минут/ Ричард Хааснут; пер. с англ. В.Г. Панова. – М.: АСТ: Астрель, 2005.– 361с.
10.     Полноесобрание законов Мерфи/пер. с англ. – Минск: «Попурри», 2007. – 608с.
11.     Стандартныйсловарь для колледжей Франка и Уэгноллса. – М.: Азбуковник, 1999. – с. 103
12.     ХодоривскаяН.В. Ситуативные негативные повседневности и адаптивные ресурсы человека. СПб.:ГолденУок, 1994. – С. 45-56.
13.     ХорнерГ. Позаконам Мерфи. Живи не напрягаясь. – М.: «Феникс», 2004. – 284с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Уважаемый респондент!
Вашему вниманиюпредставляется анкета, предназначенная для анализа выявления действия напрактике Закона Мерфи (это принцип, состоящий в том, что если какая-нибудьнеприятность может случиться, она случается (происхождение неизвестно)).
Вам предлагается ответитьна 15 вопросов с вариантами ответов. Отметьте любым символом вариант ответа,который соответствует вашему мнению или же напишите свое мнение.
N
п/п Изречение полностью отчасти не работают другое мнение 1 Если вы положите это в папку, то будете знать, где это находиться, но оно вам никогда не понадобится. Если вы это в папку не положите, оно вам потребуется, но вы не будете знать, где оно находиться (Организационный принцип Тиллиса). 2 Ошибки в деловых письмах появляются в тот момент, когда переписка попадает на почту (1 закон конторской мерфологии). 3 Оргтехника, безупречно работающая днем, сломается, когда вы захотите использовать ее в личных целях вечером (2 закон конторской мерфологии). 4 Сломанная машина будет прекрасно работать, когда придет механик по ремонту (3 закон конторской мерфологии). 5 Незаклеивающиеся конверты неприклеивающиеся марки будут сами приклеиваться к разным предметам, когда вы этого вовсе не хотите (4 закон конторской мерфологии). 6 Жизненно важные бумаги будут проявлять живучесть, бесследно исчезнув с вашего стола и попав туда, где вы их никогда не найдете (5 закон конторской мерфологии). 7 Последний работник, который увольняется или которого увольняют, будет считаться ответственным за все грехи, пока не появиться следующий, который также увольняется или которого увольняют (6 закон конторской мерфологии). 8 Человек, с которым вам с трудом удалось подружиться, будет первым, кого уволят при реорганизации (Закон Джо) 9 Если потрачен целый час, чтобы отредактировать предложение, кто-то обязательно предложить убрать из текста весь параграф (Закон Кима о комиссиях). 10 Если вы случайно нажали на две клавиши пишущей машинки, на бумаге отпечатается буква, которая вам не нужна (Дилемма Девриса). 11 Количество людей в любом коллективе увеличивается независимо от того, сколько работы требуется выполнять (Четвертый закон Паркинсона). 12 Если есть что-либо сугубо конфиденциальное, оно остается лежать в копировальной машине (Второй закон Коннора). 13 Единственный раз в день, когда вы откинулись в кресло и расслабились, по офису пройдет с обходом босс (Теория выборочного контроля). 14 Стоит вам усесться за чашечкой горячего кофе, как босс попросит вас сделать что-то, что займет столько времени, сколько потребуется, чтобы кофе стал холодным (Закон Оуэна для секретарей). 15 Если вы пришли рано, совещание отменят (1 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»). 16 Если вы старались из-за всех сил, чтобы прийти вовремя, придется ждать (2 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»). 17 Если вы опоздали, то безнадежно опоздали (3 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»).
18. Ваш пол:
М
Ж
19. Ваш возраст:
до 25
от 25 до 35
от 35 до 45
старше 45
20. Образование
Среднее
Средне специальное
Высшее
21. Социальный статус
студент, учащийся
служащий
рабочий
управляющий
Благодарим Вас за участиев исследовании!

Приложение 2
Перфокарта
N
п/п Изречение полностью отчасти не работают 1 Если вы положите это в папку, то будете знать, где это находиться, но оно вам никогда не понадобится. Если вы это в папку не положите, оно вам потребуется, но вы не будете знать, где оно находиться (Организационный принцип Тиллиса). 58% 25% 17% 2 Ошибки в деловых письмах появляются в тот момент, когда переписка попадает на почту (1 закон конторской мерфологии). 33% 42% 25% 3 Оргтехника, безупречно работающая днем, сломается, когда вы захотите использовать ее в личных целях вечером (2 закон конторской мерфологии). 58% 42% 0% 4 Сломанная машина будет прекрасно работать, когда придет механик по ремонту (3 закон конторской мерфологии). 75% 25% 0% 5 Незаклеивающиеся конверты неприклеивающиеся марки будут сами приклеиваться к разным предметам, когда вы этого вовсе не хотите (4 закон конторской мерфологии). 17% 50% 33% 6 Жизненно важные бумаги будут проявлять живучесть, бесследно исчезнув с вашего стола и попав туда, где вы их никогда не найдете (5 закон конторской мерфологии). 25% 17% 58% 7 Последний работник, который увольняется или которого увольняют, будет считаться ответственным за все грехи, пока не появиться следующий, который также увольняется или которого увольняют (6 закон конторской мерфологии). 33,(3) % 33,(3) % 33,(3) % 8 Человек, с которым вам с трудом удалось подружиться, будет первым, кого уволят при реорганизации (Закон Джо) 25% 42% 33% 9 Если потрачен целый час, чтобы отредактировать предложение, кто-то обязательно предложить убрать из текста весь параграф (Закон Кима о комиссиях). 58% 25% 17% 10 Если вы случайно нажали на две клавиши пишущей машинки, на бумаге отпечатается буква, которая вам не нужна (Дилемма Девриса). 92% 8% 0% 11 Количество людей в любом коллективе увеличивается независимо от того, сколько работы требуется выполнять (Четвертый закон Паркинсона). 67% 25% 8% 12 Если есть что-либо сугубо конфиденциальное, оно остается лежать в копировальной машине (Второй закон Коннора). 58% 34% 8% 13 Единственный раз в день, когда вы откинулись в кресло и расслабились, по офису пройдет с обходом босс (Теория выборочного контроля). 58% 42% 0% 14 Стоит вам усесться за чашечкой горячего кофе, как босс попросит вас сделать что-то, что займет столько времени, сколько потребуется, чтобы кофе стал холодным (Закон Оуэна для секретарей). 50% 25% 25% 15 Если вы пришли рано, совещание отменят (1 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»). 58% 34% 8% 16 Если вы старались из-за всех сил, чтобы прийти вовремя, придется ждать (2 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»). 58% 34% 8% 17 Если вы опоздали, то безнадежно опоздали (3 принцип Лупощайнского «Поспеши, а затем подожди»). 58% 34% 8%
18. Ваш пол:
М 32%
Ж 68%
19. Ваш возраст:
до 25 0%
от 25 до 35 25%
от 35 до 45 44%
старше 45 31%
20. Образование
Среднее
Средне специальное
Высшее 100%
21. Социальный статус
Служащий 62%
Рабочий 19%
Управляющий 19%


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.