Реферат по предмету "Экономическая теория"


Шпаргалка по Экономической теории 15

1. Основные понятия и определения экономической науки. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

Спрос – это вид зависимости величины покупок, которые покупатели готовы совершить на рынке определенного вида благ в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих неизменных условиях).

Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы:

1. Повышение цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки.

2. При определении цены на свой товар любой должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цены.

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.

___________________________________________________

2. Эластичность спроса: понятие, виды, факторы

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши — более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

___________________________________________________

3. Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложение в трех временных периодах

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

E(предл.)= Относительное   изменение объема предложения/Относительное изменение цен

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, — предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный,          среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

4. Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР  — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. 

Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.

____________________________________________________

5.Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор потребителя

П/>РОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ — функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L,K,M),

где Q — максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L — труд; К — капитал; М — материалы; f — функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.

-Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях.

-Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства.

Изокванта — кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

Изокванты выпуклы в направлении начала координат, поскольку хотя факторы могут быть заменяемы один другим, однако они не являются абсолютными заменителями. Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.

Изокоста — линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта (рис. 21.5). На рис. 21.5 показан метод определения точки, в которой минимизируются издержки производства заданного объема производства продукта. Эта точка расположена на самой нижней изокосте, где изокванта соприкасается с ней.

/>

_______________________________________________________

6. Функция издержек. Виды издержек. Условие максимизации прибыли фирмы.

Функция издержек показывает зависимость между общими издержками (ТС) и используемыми ресурсами:

TC=f (K, L) – графически эта функция представлена в виде прямой, изокосты. L, K – количество труда и капитала.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.

Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам.

По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные.

К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда.

Накладные – расходы на обслуживание и управление производственным процессом,  реализацию готовой продукции.

По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта  выделяют прямые и косвенные затраты .

Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида  продукции.

Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации.

Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.

К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства

Производство и реализация каждой дополнительной единицы товара увеличивает общую выручку (TR) на величину предельной выручки (MR). Общие издержки (TC) при этом увеличиваются на величину предельных издержек (MC):

·        если MR > MC, прибыль растёт, следовательно, фирма будет наращивать объем производства.

·        если MR, прибыль падает, и фирма будет сокращать объем производства.

Отсюда условие максимизации прибыли: фирма должна производить такой объем производства Q, при котором

                                                MR=MC.

_________________________________________________

7. Рыночные структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный механизм стихийного регулирования пропорций об­щественного производства. Она порождается объективны­ми условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.

Совершенная конкуренция это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одна из моделей — монополия, для которой характер­ны:

Единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной конкуренции является моно­полистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

Существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

Продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и непохожими условиями их продажи;

Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Моделью несовершенной конкуренции является олиго­полия, для которой характерны:

наличие нескольких фирм;

тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный); контроль над ценой;

наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциа­ции цен.

Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широ­кие возможности дифференциации отраслевого продукта,

____________________________________________________

8. Анализ и оценка поведения фирмы совершенного конкурента в двух временных периодах

Критерий целесообразности производства фирмы со­вер­шенной конкуренции в краткосрочный период.

Критерий – наличие неотрицательной экономической прибыли (π ≥ 0) Цель фирмы максимизация прибыли. Прибыль = разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж π = TR — ТС = PQ – TC

Q – объем производства – это главное, Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется. Это условие деятельно­сти фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совер.конкуренции основой явля­ется оптимальный объем производства.

При неблагоприятных условиях — исчезает прибыль. Принима­ется решение о прекращении деятельности, но только тогда ко­гда убытки от производства начинают превышать величину по­стоянных издержек.

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия.

/>Кривая спроса для всей отрасли

/>/>P S= MC имеет нормальный вид понижаю

щейся кривой. Точка равновесия

/>устойчивая. Отраслевая кривая

предложения S является суммой

кривых всех фирм, действующих

P0 D в отрасли. Фирмы представляют

/>собой совокупность точек, макси

Q0 Q мизирующих прибыль при разных

уровнях цен. Таким свойством обладает кривая предельных издержек ( MC=S ). Следоваельно, компании не заинтересо­ванны в отклонении от точки равновесия потому, что любая точка, не лежащая на кривой MC, не удовлетворяет правилу MR=MC,

Рынок совершенной конкуренции в долгосрочный пе­риод.

В этом периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов. Т.е. предопределяет безубы­точность действующих в конкурентной отрасли фирм в долго­срочном периоде или получение 0 прибыли. Характерно для нее механизм саморегуляции т. е. Отрасль гибко реагирует на изме­нение спроса и привлекает такой объем ресурсов который необ­ходим для увеличения или уменьшения объема предложений настолько насколько необходимо компенсировать изменение спроса. И таким образом обеспечивает долгосрочную безубы­точность фирмы.

Равновесие фирмы в долгосроч. периоде удовлетворяет три ус­ловия:

выполняет условия краткосрочного равновесия, т е кратко­срочные предельные издержки равны краткосрочному пре­дельному доходу и цене (Р = MR = MC)

каждая фирма удовлетворяется своими производственными мощностями (краткосрочные средние совокупные издержки = наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам ATCmin= LATC min)

фирма получает нулевую экономическую прибыль, т е, сверх прибыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = ATCmin)

Все три условия долгосроч.равновесия имеют следующий вид:

Р= MR = MC = ATCmin = LATC min.

_______________________________________________________

9. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Чистая монополия (Pure monopoly) — ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения — монополист.

Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять — таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

_______________________________________________________

10. Олигополия как тип рыночной структуры. Модели поведения фирмы в условиях олигополии

Олигополия – одна из распространеных структур рынка в современной экономике. (как правило все отрасли тяжелой промышленности -металлургия, химия, электроника, автомобилестроение, судо и самолетостроение и т.д.

Черты Олигополии:

— Однородность или Разнородность Продукции — Малочисленность и крупные размеры фирм

— Крупные барьеры

— Несовершенная информированность (субъективный фактор)

Выделяются три принципиальные возможности в поведении фирмы на олигополическом рынке.

1.Нескоординированная олигополия – фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающую всех равновесия.

2.Картель – (или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновеси Курно (Модель Курно – анализирует дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент выбрал для себя)., а на долгосрочное монополистическое равновесие. Здесь цены и объем производства устанавливается на том уровне, который бы избрала монополия. После этого участники картели делят прибыль между собой.

3. Картелеподобная структура рынка (игра по правилам) – фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, что облегчает достижение в отрасли равновесия Курно или близко к нему. (олигополистическая прибыль -это суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов, которая меньше ежели бы на рынке была одна фирма-монополист.Хотя тенденция к получению положительной прибыли остается.

πм >πолигап. >0 Наличие прибыли доказательства не требует: так обстаит дело на любом рынке несовершенной конкуренции.).

Нескоординированная олигополия – фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающую всех равновесия.

___________________________________________________

11. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения

Совокупный спрос — общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм. Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту. Кривая совокупного предложения показывает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен. Цена — регулирующий фактор — определяет точку встречи совокупного спроса и совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного спроса включают: демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, профессиональную структуру, имущественную дифференциацию населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

Совокупный спрос зависит:

от уровня цен

неценовые факторы:

благосостояние

изменения в потребностях, расходах

динамика расходов

налоги

величина гос. расходов

фазы цикла

инфляция

гос. закупки

чистый экспорт

Совокупное предложение зависит:

от уровня цен

неценовые факторы:

цены на ресурсы, их повышение увел-ет издержки производства, поэтому понижается совокупное предложение;

рост производительности труда увел-ет объем производства и совокупное предложение;

правовое регулирование (налоги, субсидии), если увеличиваются налоги, то совокупное предложение сокращается;

предпринимательские способности

Равновесие совокупного предложения и совокупного спроса – это такое состояние экономики, при котором планы покупателей и планы продавцов совпадают и в результате цены предложения равны ценам спроса.

Если оно нарушается, то необходимо вмешательство государства

___________________________________________________

12. Равновесие в моделти AD-AS: кейнсианская и классическая концепции равновесия

Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и объем производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции при данных ценах совпадает.

Модель AD — AS показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит (совокупный спрос более динамичен, он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике).

В пределах кейнсианского интервала увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства. Возросший объем производства потребует привлечения дополнительных факторов производства, имеющихся в экономической системе, однако уровень цен в экономике останется без изменений.

На промежуточном отрезке возрастание совокупного спроса вызывает рост объема производства и занятости, но в меньшей степени, чем на горизонтальном, поскольку увеличение расходов сталкивается с убывающим количеством свободных ресурсов, издержки их использования возрастают, вызывая общее повышение цен.

На классическом участке в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличения объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня. Зато это сопровождается резким повышением цен.

Любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые влево и вправо, в результате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая новым условиям.

В действительности экономическое развитие обычно связано с нарушением равновесия. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты), безработица (низкий уровень производства и занятости), цикличность развития экономики.

___________________________________________________

13. Модель «Доходы-Расходы» в открытой и закрытой экономике

Модель «доходы-расходы» — кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой: 
— планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными;

— национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

__________________________________________________

14. Денежный рынок: спрос на деньги и его состояние. Предложение денег. Денежные агрегаты

Денежный рынок — это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные (быстро реализуемые) средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Таким образом, уровень процентной ставки выступает как бы «ценой» денег.

Общее количество денег, которое до­мохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. СПРОС НА ДЕНЬГИ — количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос — потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р — уровень цен; Q — физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ — показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

В экономической теории выделяются следующие агрегаты денежной массы:

M0 — наличные деньги;

М1 — финансовые активы, которые могут быть немедленно задействованы для осуществления расчетов (наличные деньги и вклады до востребования);

М2 — образуется путем сложения агрегата М и наиболее распространенных видов срочных вкладов;

М3 — образуется путем учета агрегата М и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске (депозитные сертификаты, облигации госзаймов);

L — наиболее широкий из всех денежных агрегатов, обобщающий    все   денежные  средства и финансовые активы.

Состав денежных агрегатов неодинаков в различных странах.

Центральный банк РФ ведет расчеты денежных агрегатов M0, М1, М2, М3, где:

М0 — наличные деньги;

M1 -М0 плюс средства на paсчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, страховых компаний, депозиты до востребования населения в Сбербанке и др. коммерческих банках;

М2-М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;

М3-М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему: каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Между собой денежные агрегаты отличаются не только по составу денежной массы, но и по уровню ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность M1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут использоваться банком по своему усмотрению в течение всего срока вклада и возвращаются вкладчику только по истечении этого срока.

__________________________________________________

15. Кредитно-денежная политика: сущность, методы и виды

Под денсжно-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен. Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процент­ных ставок. Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

___________________________________________________

16. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль), стоимость определенных отваров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Принципы налогообложения: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение носило однократный характер; обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Основные формы налогов: налоги на имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая налоги на землю; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и т.п. Эти налоги называются прямыми налогами. Налоги на товары и услуги: налог с оборота (или налог на добавленную стоимость); акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Это косвенные налоги. Налоги делятся также на центральные и местные.

Налоги выполняют 4 функции: 1)Фискальную 2)Регулирующую 3)Стимулирующую 4)Распределительную (распределяет денежные средства среди социальными слоями)

___________________________________________________

17. Сущность, значение и виды фискальной политики

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) 
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. 
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. 

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

_______________________________________________________

18. Инфляция: сущность, причины, источники, показатели, социально – экономические последствия

Инфляция — это процесс обесценивания денег вслед­ствие нарушения законов денежного обращения, количе­ственно выражающийся в росте цен.

Выделяют три ос­новные причины инфляции:

-государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;

-монополия профсоюзов на рынке труда, задающая раз­меры оплаты труда и продолжительность рабочего времени при заключении коллективных договоров;

-монополия крупных фирм на определение цен и соб­ственных издержек.

В целом инфляции присущи следующие черты:

-переполнение каналов денежного обращения бумажны­ми знаками и их обесценивание;

-повышение товарных цен;

-падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.

Принято выделять следующие виды инфляции:

1.Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг.

2.Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат произ­водителей и приходят в состояние неравновесия по сравне­нию с обращением денег.

3.Структурная инфляция предполагает перемещение спро­са, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижается незначительно.

4.Инфляция прибылей проявляется в получении сверхпри­былей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшени­ем качества продукции.

5.Инфляцию налогов может вызвать государство, повыша­ющее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие нало­говые ставки увеличивают издержки производства непосред­ственно, а также косвенно — через рост заработной платы.

По темпам инфляция бывает трех видов:

-умеренной (цены растут умеренно до 10 % в год);

-галопирующей (цены растут до 100 % в год);

-гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически

____________________________________________________

19. Антиинфляционная политика: цель и методы

С целью элиминирования негативного воздействия инфляции на экономику, государство должно осуществлять антиинфляционную политику, которая основана на реализации двух принципов: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает индексирование доходов, контроль за ростом цен, заработной платой и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, поскольку средства на компенсационные меры изымаются из госбюджета, т.е. в конечном счете, через налоги из дохо­дов населения и производителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает все­мерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции; проведение долгосрочной денежной политики, введение жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством уве­личения доходов и уменьшения расходов государства; умень­шение числа занятых, увеличение безработицы; разработку и внедрение государственной политики доходов и др.

Дефляция — это изъятие из обращения час­ти избыточной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции. Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учетной ставки и обязательных резер­вов коммерческих банков в Центральном банке, продажи го­сударственных ценных бумаг на «открытом рынке», сокра­щения бюджетных расходов государства и т.д.

___________________________________________________

20. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Для оценки безработицы используют следующие показатели:

Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает.

Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.

Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.
Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий;

Безработица технологическая— безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

___________________________________________________

21. Финансовая система государства в условиях рыночных отношений

Финансы представлены денежными средствами и экономическими отношениями по их формированию, распределению и использова­нию в обществе.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

-общегосударственные финансы;

-территориальные финансы;

-финансы хозяйствующих субъектов;

-финансы граждан.

Финансовые отношения возникают:

-между государством и предприятиями при уплате на­логов в бюджетную систему и финансировании расходов;

-между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

-между предприятиями в процессе приобретения товар­но-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

-между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, а финансы являются ин­струментом его распределения и перераспределения, а также средством контроля за формированием и использо­ванием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в следующих основных функциях:

-воспроизводственная — мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. Финансы превращают денежные потоки в целевые денежные средства;

-распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккуму­лируются в специальные фонды;

-контролирующая. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. Например, бюджет — это не только фонд денежных средств, но и финансовый документ, кото­рый должен быть исполнен. Финансы выступают как сред­ство контроля за эффективностью работы предприятий;

-регулирующая. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на развитие хозяйствующих субъектов, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедре­нию новых технологий, решению социальных проблем и др.

Далее необходимо понять, что основным финансовым планом страны является государственный бюджет, который является годовым сводом доходов и расходов государства, требующий зако­нодательного утверждения.

___________________________________________________

22. Необходимость, сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике

1. Общественная роль денег, их место в экономической системе состоит в том, что деньги выступают в качестве общественного связующего звена между товаропроизводителями.

Будучи только конкретизированными в определенном предмете, имеющем стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.

2. деньги приобретают качественно новую роль: они становятся капиталом, что осуществляется через пять функций. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом.

3. с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.

4. в условиях интернационализации хозяйственных связей деньги обслуживают процесс обмена между странами, а именно, движение товаров, рабочей силы и капитала.

Функции денег: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения или накопления богатства.

Де­неж­ная мас­са — это со­во­куп­ность на­лич­ных и без­на­лич­ных по­ку­па­тель­ных и пла­теж­ных средств, обес­пе­чи­ваю­щих об­ра­ще­ние то­ва­ров и ус­луг в на­род­ном хо­зяй­ст­ве, ко­то­рым рас­по­ла­га­ют ча­ст­ные ли­ца, ин­сти­ту­цио­наль­ные соб­ст­вен­ни­ки и го­су­дар­ст­во. В струк­ту­ре де­неж­ной мас­сы вы­де­ля­ет­ся ак­тив­ная часть, к ко­то­рой от­но­сят­ся де­неж­ные сред­ст­ва, ре­аль­но об­слу­жи­ваю­щие хо­зяй­ст­вен­ный обо­рот, и пас­сив­ная часть, вклю­чаю­щая де­неж­ные на­ко­п­ле­ния, ос­тат­ки на сче­тах, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но мо­гут слу­жить рас­чет­ны­ми сред­ст­ва­ми.

____________________________________________________

23. Необходимость и сущность кредита, принципы кредитования. Основные виды кредита

Кредит в переводе с латинского означает «долг», «ссуда». Кроме того, он связан с иным близким по значению термином — credo, т. е. «верю». Соответственно, в кредите можно видеть долговое обязательство, напрямую связанное с доверием одного человека, передавшего другому определенную ценность или деньги. Кредит и кредитные отношения возникают из сделок, в которых одна сторона (кредитор) предоставляет другой стороне (заемщику) какую-либо ценность в обмен на обещание заемщика вернуть его или его эквивалент в будущем. Однако одного доверия при осуществлении кредитования, конечно, недостаточно. 
Кредит является исторической экономической категорией, так как его возникновение связано со становлением товарно-денежных отношений. Первоначально кредит доставлялся в натуральной форме (зерно, скот, орудия да), а затем с развитием товарно-денежных отношений кредит приобрел денежную форму. 
Объективная необходимость кредита вытекает из особенностей расширенного воспроизводства, осуществляемого в натуральной и денежной формах. Он предполагает постоянную смену форм капитала, в ходе которой денежная форма собственности переходит в товарную, товарная — впроизводственную, производственная — в товарную, и товарная вновь в денежную.

Кредит – это движение ссудного капитала, то есть денежного  капитала (как особого товара), предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента.

Для выявления сущности кредита важно придерживаться следующих принципов:

-платности;

-ликвидной обеспеченности;

-целевой направленности;

-срочности;

-возвратности.

Вид кредита – это характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредита. В России кредиты классифицируются в зависимости от:

1. Стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом.

Хозяйственные организации, производящие продукт, расходуют полученные ссуды на приобретение средств производства, удовлетворение потребностей по расчетам по заработной плате с работниками и т.д. население получает кредит для удовлетворения своих потребительских нужд.
2. Отраслевой направленности.

Определяется тем, какая сфера деятельности кредитуется (промышленный кредит, сельскохозяйственный кредит и т.п.)
3. Объектов кредитования.

Определяется тем, на что направляются кредит (для приобретения товаров, для осуществления различных производственных затрат).
4. Обеспеченности.

Обеспеченность различают по характеру, степени (полноте) и формам. По характеру обеспечения выделяют ссуды, имеющие прямое (ссуды, выданные под конкретный материальный объект) и косвенное (ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте) обеспечение. По степени обеспеченности выделяют кредиты с полным,неполным обеспечением и без обеспечения (бланковый кредит).

5. Срочности кредитования.

Выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды.
6. Платности за его использование.

Выделяют платный, бесплатный, дорогой и дешевый кредит.

___________________________________________________

24. Двухуровневая банковская система, структура и механизм ее функционировния

В настоящее время практически во всех развитых индустриальных странах функционирует так называемая двухуровневая банковская система, начало формирования которой относится еще к 20-40-м гг. ХХ века.

Первый уровень системы образует центральный (эмиссионный) банк. Современные центральные банки появились в конце XIX — начале XX веков в результате законодательного закрепления за ними монополии на эмиссию (выпуск) национальных денежных знаков и ряда особых функций в области кредитно-денежной политики. Обычно центральный банк является акционерным, и в большинстве случаев его капитал в той или иной форме контролируется государством: либо весь капитал удерживается казначейством, либо казначейство и другие государственные учреждения удерживают контрольный пакет акций центрального банка. Основными функциями центрального банка являются денежная эмиссия и регулирование денежного обращения, а также реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Второй уровень двухуровневой банковской системы составляют частные и государственные банковские институты, объединяемые обычно под названием коммерческих банков.
В общем виде коммерческие банки могут быть разделены на специальные и универсальные. Специализация банковских учреждений (по срокам операций, их набору и отраслям деятельности, территориальным сферам влияния внутри страны) была одной из основных характеристик двухуровневой банковской системы в момент ее создания. Степень специализации банков в различных странах может быть разной в зависимости от особенностей экономического и политического развития. В последнее время тенденция к универсализации приобретает всеобщий характер, что приводит к объединению банков различных типов.
К основным типам банков второго уровня можно отнести:

— собственно коммерческие банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
— инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

— ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;

— сберегательные кассы и кредитные общества;

— страховые и пенсионные фонды.

Следует отметить, что в той или иной стране названия типов банков, их функции и статус могут быть весьма различны. Однако различия в названиях могут не означать принадлежности банковских учреждений к разным типам. 

___________________________________________________

25. Сущность, функции, структура рынка ценных бумаг

Важным элементом функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг, который как элемент входит в систему финансового рынка.

Финансовый рынок распадается на две части: рынок собственного капитала и рынок заемного капитала, представленный кредитно-банковской системой.

Рынок собственного капитала представляет собой рынок ценных бумаг, т. е. ту часть финансового рынка, которая обеспечивает возможность оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствует активизации инвестиций. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы: 1) общерыночные функции, присущие любому рынку; 2) специфические функции, которые отличают его от остальных рынков.

К общерыночным относятся:

-коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;

-ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т. д.;

-информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

-регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.

К специфическим можно отнести:

-перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;

-функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Рынок ценных бумаг – это сложная структура, имеющая много характеристик, а потому его можно рассматривать с разных сторон.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Вторичный рынок – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т. е. совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг.

В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг состоят из организованных и неорганизованных.

Организованный рынок ценных бумаг представляет собой обращение на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными посредниками. Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

В зависимости от места торговли различают биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг.

Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегда организованный рынок ценных бумаг. Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может быть организованным или неорганизованным.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки, рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный.

Кассовый рынок ценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного-двух рабочих дней.

Срочный – это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

__________________________________________________

26. Цели, функции, роль Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики

Центральный банк — главный государственный банк страны, наделенный особыми полномочиями и функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются: эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства; регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Резервные требования — часть резервов коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на специальных счетах центрального банка. Денежный мультипликатор — экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение денежной массы или спроса на деньги, увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Численно мультипликатор больше единицы и равен отношению единицы к предельной склонности потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного валового внутреннего продукта к изменению объема инвестиций.

Банковская система — одно из высших достижений экономической цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень — Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия — функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

— собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

— инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

— ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;

— сберегательные кассы и кредитные общества;

— страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.