--PAGE_BREAK--Для решения проблемы безработицы существенно важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.
Существует множество классификаций безработицы. Это разнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы. Например, при исследовании причин безработицы может использоваться одна классификация, а при выявлении методов ее сокращения – другая.
Я хочу остановиться на некоторых основных ее типах и разобраться в них более подробно.
Фрикционная безработицаотражает текучесть кадров, связанную с
переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места.
Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие — впервые ищут работу, третьи — закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие — временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест.
Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда.
По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.
Высокий уровень фрикционной безработицы указывает на высокую эффективность функционирования рынка труда, хотя, надо заметить, от большой текучести кадров в целом национальная экономика может нести большие убытки, в частности, в форме огромных потерь рабочего времени из-за временной незанятости трудовых ресурсов.
Содержание фрикционной безработицы определяет методы государственных служб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.
Структурнаная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу. Этот тип безработицы является следствием структурных изменений в национальной экономике.
Так как в стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.
Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.
Характерные особенности: в отличии от фрикционной она затрагивает работников, на которых оказали влияния технологические сдвиги, упадок традиционных отраслей экономики; этот тип безработицы носит долговременный характер.
Проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства и прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям. Необходимо принимать определенные меры по ее ограничению. Это программы развития определенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная — возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы — есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.
Сезонная безработица – результат колебаний на труд из – за сезонных изменений в производстве и занятости. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Циклическаябезработица возникает вследствии неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Она является результатом недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из – за снижения темпов экономического роста.
Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы.
Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на рабочие места.
Также, исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуска.
Существует еще так называемая безработица по обследованию – «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения»[2].
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Таким образом безработица, как я уже отмечала раньше, является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
2.2. Причины возникновения безработицы
Вообще, анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века ) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
К причинам возникновения безработицы относятся:
· высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец
Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
· Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
· Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п
2.3. Методы борьбы с безработицей
Несмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы
борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.
Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.
Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.
Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса (см. График 1 в приложении).
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.
Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Одним из наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место), представленный на рис. 2.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.
Анализируя ситуацию в области занятости, сложившейся в 2003 г., можно сделать вывод о том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 1998 г. последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.
Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна. Допустим, если рассматривать ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение. (См. Таблицу 1 в приложении).
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, наприиер, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении).
При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной — республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении)
Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 — 2005 год
В 2004 году положительный прирост населения трудоспособного возраста уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины придется на лиц трудоспособного возраста.
Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.
По прогнозу Госкомстата России, в 2004 — 2005 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.
По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году.
При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике.
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.
Изменения произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.
С учетом отмеченных демографических факторов общая среднегодовая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.
С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России (См. Таблицу 2 в приложении).
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»[3], особое значение приобретают вопросы:
· сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
· безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
· создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
— в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
— рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
— досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
— создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
o создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
o создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
o обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
o поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
o регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
o осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
o создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
o содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»[4].
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).
Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
Приложение
Таблица 1. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. [5]
на конец месяца, тыс.человек
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан
Из них безработных
всего
в том числе безработных, которым назначено пособие по безработице
январь
2004г.
справочно
январь
2004г.
справочно
январь
2004г.
справочно
январь
2003г.
декабрь
2003г.
январь
2003г.
декабрь
2003г.
январь
2003г.
декабрь
2003г.
Российская Федерация
1859,7
1791,4
1823,1
1639,6
1550,2
1638,9
1286,7
1340,0
1304,9
Центральный
федеральный округ
288,5
298,7
286,9
226,7
234,4
231,4
199,9
211,2
205,3
Белгородская область
10,8
9,8
10,7
9,5
8,5
9,8
8,3
7,5
8,8
Брянская область
13,8
14,7
13,2
13,1
14,0
12,9
11,6
12,7
11,5
Владимирская область
19,6
21,0
19,5
18,4
19,6
18,7
16,4
18,0
16,6
Воронежская область
27,7
23,3
27,4
24,8
19,3
26,3
24,2
18,3
25,4
Ивановская область
11,7
12,0
11,5
10,8
11,2
10,8
9,9
10,3
10,0
Калужская область
4,7
5,8
4,4
4,2
5,1
4,1
3,9
4,9
3,9
Костромская область
5,5
6,3
5,3
5,0
5,8
5,1
4,2
5,1
4,5
Курская область
10,1
10,5
10,1
9,8
10,1
10,0
8,0
8,9
8,3
Липецкая область
5,0
5,1
5,0
4,2
4,2
4,3
3,6
3,7
3,8
Московская область
44,9
49,8
44,7
35,2
38,4
36,1
30,1
34,2
31,0
Орловская область
7,5
7,2
7,0
7,1
6,6
6,9
6,4
6,0
6,2
Рязанская область
7,5
9,5
7,4
5,9
6,1
6,0
5,1
5,4
5,2
Смоленская область
6,0
6,5
5,5
4,7
4,9
4,6
4,2
4,6
4,2
Тамбовская область
15,2
17,2
14,7
14,0
16,1
13,8
11,8
14,2
11,9
Тверская область
6,3
7,3
6,2
5,4
6,3
5,6
5,0
5,5
4,8
Тульская область
12,4
11,2
12,2
10,5
9,9
10,8
9,1
9,0
9,6
Ярославская область
13,1
13,3
13,3
11,5
11,4
12,0
10,9
11,0
11,3
г.Москва
66,9
68,8
32,6
36,8
33,6
27,3
32,1
28,3
Северо-Западный
федеральный округ
170,0
194,7
170,3
129,5
145,6
131,9
108,3
128,9
111,5
Республика Карелия
13,1
12,9
12,6
12,1
11,7
12,1
11,0
11,0
11,1
Республика Коми
17,0
17,4
16,5
15,7
16,2
15,8
13,3
14,0
13,6
Архангельская область
18,3
21,1
18,9
17,0
19,8
17,9
13,6
16,9
14,4
в том числе Ненецкий авт.округ
1,1
1,1
1,0
1,0
1,0
1,0
0,9
0,9
0,9
Вологодская область
12,6
15,3
12,8
11,8
14,7
12,3
9,8
13,1
10,3
Калининградская область
11,0
12,0
10,5
8,6
9,8
8,6
7,3
8,8
7,5
Ленинградская область
11,2
15,4
10,6
9,5
13,2
9,3
8,1
12,0
8,0
Мурманская область
23,6
24,5
23,2
22,5
23,3
22,9
18,2
20,1
18,8
Новгородская область
5,1
5,5
5,0
4,7
5,1
4,8
4,1
4,8
4,2
Псковская область
9,8
10,5
9,2
9,2
10,0
9,0
7,8
9,0
7,8
г.Санкт-Петербург
48,4
60,0
51,1
18,4
21,9
19,3
15,1
19,2
15,6
Южный
федеральный округ
553,6
421,3
542,1
527,0
392,1
521,9
328,3
307,5
331,4
Республика Адыгея
8,1
6,5
7,6
7,8
6,2
7,5
6,0
5,2
5,8
Республика Дагестан
56,8
54,9
54,9
54,9
53,4
54,1
44,3
42,5
43,7
Республика Ингушетия
26,6
24,2
26,9
23,7
21,5
24,4
22,3
20,0
23,1
Кабардино-Балкарская Республика
21,3
13,5
20,6
20,1
12,6
19,7
17,4
9,7
16,4
Республика Калмыкия
5,1
4,6
4,7
4,8
4,4
4,6
4,6
4,4
4,2
Карачаево-Черкесская Республика
2,8
3,0
2,8
2,7
2,6
2,7
2,5
2,5
2,5
Республика Северная Осетия-Алания
5,5
6,2
5,3
4,4
4,7
4,5
4,1
4,1
4,1
Чеченская Республика
333,6
211,8
330,0
324,1
200,3
321,0
153,3
140,9
157,5
Краснодарский край
17,9
21,8
17,4
16,6
20,3
16,8
14,6
18,0
14,9
Ставропольский край
15,5
14,1
14,5
14,0
12,8
13,9
12,0
11,5
12,0
Астраханская область
12,3
12,6
11,6
11,6
11,8
10,6
11,0
11,1
9,9
Волгоградская область
18,1
21,1
17,8
16,3
18,6
16,7
14,2
16,5
14,8
Ростовская область
30,0
26,8
28,2
26,0
22,8
25,4
22,3
21,2
22,5
Приволжский
федеральный округ
258,1
302,8
250,7
231,1
267,5
230,5
202,5
242,3
204,8
Республика Башкортостан
29,2
39,2
28,4
27,1
36,2
27,2
24,0
31,5
24,3
Республика Марий Эл
10,4
10,4
10,3
9,8
9,7
10,0
8,8
9,0
9,3
Республика Мордовия
8,3
9,3
8,2
7,5
8,3
7,5
7,2
8,0
7,2
Республика Татарстан
27,2
27,4
26,3
24,8
25,0
24,5
21,8
23,4
21,6
Удмуртская Республика
19,9
19,8
18,4
16,5
16,4
15,9
15,6
15,6
15,3
Чувашская Республика
14,2
15,4
13,8
13,3
14,4
13,1
11,7
13,2
11,8
Кировская область
25,2
33,9
23,7
22,0
26,8
22,4
18,7
24,2
19,5
Нижегородская область
16,1
18,7
15,0
14,0
16,0
13,5
12,4
14,8
12,1
Оренбургская область
8,3
9,3
7,9
7,0
7,8
7,1
6,3
7,0
6,4
Пензенская область
12,7
21,4
13,0
11,8
20,2
12,4
9,9
17,8
10,8
Пермская область
22,3
23,9
20,7
18,4
20,1
17,8
29,2
17,1
15,4
в том числе Коми-Пермяцкий авт.округ
2,2
2,0
2,1
2,2
1,9
2,0
2,0
1,9
1,9
Самарская область
27,4
33,0
29,1
25,3
28,4
25,5
19,8
25,8
20,7
Саратовская область
19,8
23,7
19,3
18,2
22,3
18,1
16,7
20,6
16,6
Ульяновская область
17,0
17,4
16,7
15,5
16,0
15,6
14,0
14,5
13,8
Уральский
федеральный округ
133,8
134,3
131,4
118,0
118,2
117,6
103,2
105,2
104,1
Курганская область
11,2
12,9
10,9
10,5
12,0
10,4
9,2
11,0
9,5
Свердловская область
45,8
47,4
45,8
38,6
40,2
38,9
33,6
36,3
33,9
Тюменская область
44,5
40,6
42,3
41,8
37,8
40,7
36,1
31,9
35,7
в том числе:
Ханты-Мансийский авт.округ — Югра
25,1
22,7
24,1
23,9
21,3
23,4
20,3
17,4
20,4
Ямало-Ненецкий авт.округ
8,5
9,7
8,2
7,8
8,9
7,7
6,5
7,6
6,4
Челябинская область
32,4
33,5
32,4
27,1
28,3
27,6
24,3
25,9
25,0
Сибирский
федеральный округ
331,1
316,7
320,8
298,7
285,3
298,4
249,2
250,9
253,7
Республика Алтай
3,8
3,2
3,7
3,2
2,5
3,0
2,6
2,2
2,6
Республика Бурятия
10,9
9,4
10,1
9,9
8,5
9,8
9,7
8,2
9,7
Республика Тыва
17,7
12,8
17,1
14,8
10,9
14,5
9,6
9,6
9,6
Республика Хакасия
9,7
9,8
9,6
9,2
9,3
9,3
7,6
8,0
7,7
Алтайский край
55,1
50,0
51,9
45,5
42,5
44,7
35,9
35,4
35,8
Красноярский край
61,2
54,1
59,5
56,8
48,5
56,5
44,1
41,7
45,5
в том числе:
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ
1,7
1,5
1,7
1,7
1,4
1,7
1,2
1,2
1,2
Эвенкийский авт.округ
0,4
0,5
0,4
0,3
0,4
0,4
0,3
0,4
0,3
Иркутская область
33,2
33,0
32,2
29,6
29,1
29,8
26,1
26,3
26,6
в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ
1,7
1,7
1,7
1,6
1,6
1,5
1,6
1,6
1,5
Кемеровская область
51,2
51,5
50,4
51,2
47,7
47,9
46,2
46,0
46,2
Новосибирская область
18,7
20,8
18,5
18,7
19,0
17,7
15,9
18,2
16,6
Омская область
24,9
22,1
24,0
24,9
20,6
23,0
18,0
17,6
19,0
Томская область
24,6
23,6
24,2
24,6
21,6
23,2
17,7
18,3
18,5
Читинская область
20,1
26,5
19,6
18,9
25,0
19,2
15,4
19,6
16,0
в том числе Агинский Бурятский авт.округ
2,5
2,4
2,4
2,3
2,1
2,2
1,3
1,8
1,3
Дальневосточный
федеральный округ
124,6
122,9
120,8
108,7
107,1
107,0
95,3
94,0
94,1
Республика Саха (Якутия)
7,6
9,3
7,1
6,8
6,8
6,5
5,7
6,0
5,4
Приморский край
42,5
44,1
41,9
38,9
40,7
38,7
33,7
35,5
33,5
Хабаровский край
31,5
26,8
30,9
23,1
19,8
22,8
21,7
17,9
21,4
Амурская область
17,3
14,4
16,5
16,2
13,4
15,9
14,1
11,5
14,1
Камчатская область
10,3
10,5
9,7
9,3
9,7
9,1
7,8
8,3
7,8
в том числе Корякский авт.округ
2,0
2,0
1,8
1,9
1,9
1,8
1,8
1,8
1,7
Магаданская область
6,1
6,3
5,8
5,9
6,1
5,7
4,6
5,0
4,5
Сахалинская область
6,7
8,7
6,4
6,0
7,9
5,9
5,5
7,5
5,4
Еврейская авт.область
1,4
1,6
1,3
1,4
1,6
1,3
1,3
1,5
1,2
Чукотский авт.округ
1,2
1,1
1,2
1,2
1,0
1,1
0,9
0,8
0
продолжение
--PAGE_BREAK--