Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Основы туризма

Вступление
Туризм – явление, известное каждому. Во все временанашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишьнедавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из наспредставляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку всемы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм — сравнительномолодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когдана международном рынке уже произошли существенные изменения в отношениитуризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономическихотраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования(Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).
Туризм сейчас является одним из самых динамичныхсекторов как украинской, так и мировой экономики. Туризм – это также итуристские предприятия, в первую очередь деятельность туристическихорганизаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильноувеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке.Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, естьфирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают сгруппами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Естьтуроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкойдругим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредникамимежду туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различныхтурах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.  
1. Определение туризма
Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает всебя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами,пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других этопоездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежнымстранам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.
Туризм является разновидностью путешествий иохватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихсяза пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. Напервый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как всемы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрелителепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовалиськонсультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целяхвесьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма какотрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появилисьразличные толкования этого понятия, особую значимость при определении этогоявления имеют следующие критерии:
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке,которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однаконельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом иместом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычнойсреды.
Пребывание в другом месте. Главным условием здесьявляется то, что место пребывания не должно быть местом постоянного илидлительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовойдеятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому чтоповедение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведениятуриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условиемявляется и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться одингод или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постояннымжителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Сутьданного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществлениедеятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо,въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этойстране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не толькок международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждыйчеловек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другуюстрану) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте(стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определениятуризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, вотношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы,кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают встрану, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик икритериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
деловые поездки, а также путешествия с цельюпроведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного местажительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с цельюсовершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своефункциональное место;
туризм – это не только важная отрасль экономики, но иважная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей еговнешней средой.
Следовательно, туризм – это совокупность отношений,связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, неявляющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных сих трудовой деятельностью.
2. Характеристики и особенности видов туризма
В качестве признака, позволяющего классифицироватьпутешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. Притакой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человекаотправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все жеможно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается вкратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического илипсихологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относитсяи курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используютсяприродные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм,ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный ипаломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических,культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие спознавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическимиотношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма являетсяпосещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризмавыступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (вмеждународной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR),а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующиесознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличииинтересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятсяпоездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки,которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
Пример активного участия в спорте: госпожа Л.отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного участия:футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.
Экономический туризм — поездки, совершаемые изпрофессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок ит.д.
Конгрессовый (политический) туризм подразделяется надипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный сполитическими событиями и мероприятиями.
Пример дипломатического туризма: члены Российского парламентаедут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях;
туризма, связанного с политическими мероприятиями:госпожа В. симпатизирует политическим направлениям определенной партии вМоскве. Она посещает съезд этой партии.
Иногда необходимость конкретизации туризма по егоформам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительныеи непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критериятакой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествияразличаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можносказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существуетмного возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: попроисхождению туристов; по организационной форме;
по длительности пребывания в путешествии; по возрасту;по транспортным средствам; по времени года или сезону.
На первый взгляд может показаться, что между формами ивидами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируютсяисходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризмаразличаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формытуризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.
Формы туризма в зависимости от происхождения туристов.В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется навнутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится нек национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства иработы.
Формы туризма в зависимости от его организации(органuзaцuoннoй формы). В зависимости от форм организации различают паушальный(предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм.Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованныйкомплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что туристорганизует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются такжеодиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведьпутешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
Понятие «индивидуальный туризм» чаще всегопротивопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначальноозначал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятиеприобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмомассоциируются отрицательные воздействия прежде всего паушального туризма, из-зачего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят длявыделения форм туризма по количеству участников.
Формы туризма в зависимости от длительностипребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификацияв зависимости от продолжительности пребывания.
Продолжительность путешествия относится ко времени,которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом местеили стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менеетрех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов;двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицироватьследующим образом:
1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 — 365ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняютсянепродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитныепоездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — этоостановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм —это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки наночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременныйтуризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки навыходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях,средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимальноодин, максимально — три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возрастапутешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возрастпутешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети,путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 — 44 лет;экономически активные люди среднего (45 — 64 лет) возраста (путешествуют, какправило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. Взависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристовиз одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм,автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. Взависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезоннаяклассификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги втечение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок,называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем.Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другиеточки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобыклассификация туризма была более полной, Всемирная туристская организацияпредлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествияжителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия покакой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествияжителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могутпо-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могутотноситься не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» — ккакому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение«туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм;«национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» —въездной и выездной.
3. Типы туристов
При изучении туристического бизнеса очень важноправильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугамипользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-наСидорова отдыхать одинаково и совпадут ли их потребности в туристском продукте.Ответ однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать последующим признакам:
— в зависимости от их активности;
— в зависимости от стиля жизни.
Традиционно среди туристов по их активности во времяотпуска выделяют шесть групп:
Любители спокойного отдыха. Его представителиотправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов иотдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большогоскопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок иморе.
Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов,которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий ипредпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляютсятакие слова, как флирт, дальние расстояния.
Пример. Г-н М. просыпается около полудня и идет вплавательный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют вбаре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полудня г-н М. играет сдругим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть
договоренность на ужин. После ужина — посещениедискотеки, которая длится до утра.
Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу исоздают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение ипребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха. В отличие от активноотдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано насоревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатсяфизических нагрузок.
Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный типтуристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познаниинового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1 П2 и П3 Туристы типа П1,посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столькопризнанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он можетпочувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства инастроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные исоциально-научные интересы, их очень притягивает природа.
Любители приключений. Лишь немногие любители острыхощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себядействительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнеститаких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска.Для них риск — это возможность испытать себя.
Классификация туристов на группы в зависимости отстиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так какрассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с егожизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями.
При выделении групп туристов в зависимости от стиля ихжизни в основу положен не какой-то отдельный
критерий, а общее отношение человека к своей жизни.Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществеподвержены очень сильным изменениям во времени.
В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группытуристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительноотдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, чтовыделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.
Любители наслаждений. Представители данной группыпредъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие —это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволитьсебе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
Пример. Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпахна берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельныхапартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и паруснымспортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы заужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина онииногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.
Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в даннуюгруппу, отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Этоотдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» имне нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины ивозможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды,интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.
Пример. Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть вовремя отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много катаетсяна велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобынасладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяетпогода и по вечерам она остается в пансионате, — читает, общается с другимиотдыхающими. Вечером она посещает концерты.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительносемьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи,друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупаютуслуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживаютсебя сами.
Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик дляотдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можнонайти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашниеобязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собойкровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторанили готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристовэтого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительнопассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом:довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершаюткороткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, еслина время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любятэкспериментировать.
Заключение
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовыйфеномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, котороереально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир иландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мырассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире ипредставляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которыесопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемывалютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, чтоспособствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризмаприходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировыхинвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Такимобразом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, котороеоказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Важной особенностьюсовременного этапа развития туризма и изменения его организационных форм являетсяпроникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.
Интенсивное развитие международных туристских связейповлекло за собой созданиемногочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферымеждународных экономических отношений.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.sportreferats.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.