Реферат по предмету "Менеджмент"


Влияние паники на подготовку и реализацию управленческих решений

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КафедраМенеджмента
Факультет Менеджментаи маркетинга
СпециальностьМенеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеУправленческие решения
Тема:«Влияние паники на подготовку
и реализацию управленческих решений»
Студент:
Курс: №группы
Личное дело:№
Преподаватель:
Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Психическая напряженность
Паника – один из элементов
состояния психической напряженности
Специфика управленческих решений,
принимаемых в состоянии паники
Методы борьбы со стрессом у персонала
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Разработка управленческихрешений – важнейшая тема менеджмента. Процесс управления предприятиемосуществляется на основе принятых решений. Работа менеджера состоит изпостоянного изучения, анализа, оценки и выбора путей решения производственных ииных проблем. Состояние предприятия, его внутренние переменные и внешнееокружение постоянно создают массу вопросов, требующих своего разрешения.
Управленческое решение –наиболее сложный вид человеческой деятельности.
В рамках этойдеятельности постоянно возникает множество напряженных ситуаций, связанных ссудьбой коллег, подчиненных и иных людей, имеющих отношение к проблеме. Впроцессе управления предприятием происходит немало ситуаций, вызывающих у руководителейсильный страх. Этот страх (паника) может на время парализовать процесс разработки
и принятия решения.
В данной работе ярассмотрела само понятие «паника», а также предприняла попытку исследоватьвлияние паники на процесс подготовки и реализации управленческих решений всостоянии паники.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ
 
Дляобозначения психических состояний человека в трудныхусловиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболеепопулярно понятие «стресс»: им обозначают широкий круг не только психических,но и физиологических состояний, например, физическогонапряжения или утомления. В настоящее время термин «стресс» дополняетсловарь социологии, биологии, медицины и ещё ряда наук, в качествеобъединяющего разные агрессивные внешние воздействия понятия. Кроме того, «стрессом»называют ситуации, сопровождающиеся такими воздействиями.
Традиционноепонимание понятия «стресс» заимствовано психологами из физиологии. Г.Селье и его школа дали глубокий анализ изменений, происходящих под действием выраженных внешнихстимулов на организм человека. В частности, подробно были описаны изменения эндокринных желез, подконтрольных гипофизу. Перенесение физиологическогозначения стресса в психологию привело к смешению подходов изучения.
Противсмешения выступил американский ученый Р.Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они отличаютсядруг от друга по особенностям воздействующегостимула, механизму возникновения и характеру ответнойреакции. Физиологический стресс характеризуется нарушениемгомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при прикосновении к раскалённойповерхности).
Анализпсихологического стресса, по мнению Р.Лазаруса, требует учета таких моментов,как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностныеособенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответныхреакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являютсявысокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегдамогут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой- страхом и т.п.
Такимобразом, разграничение физиологического и психологического стресса вноситупорядоченность в понимание проблемы, привлекает внимание к необходимостиизучения собственно психологических особенностей этого состояния.
Другимсложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы,является соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей,«фундаментальным компонентом» психологического стресса является эмоциональноевозбуждение. Именно эмоциональная насыщенность деятельности выделяется вкачестве основной характеристики этого состояния в большинстве исследований.
Наиболеехарактерной на данный момент является тенденция рассматривать стресс как особоеэмоциональное состояние, сходное с другими (аффектами, чувствами, тревожностьюи др.).
Стресс — явление,способное возникнуть у каждого человека как вспецифических условиях, так и в повседневных жизненныхситуациях, носящих характер испытания для человека, — оказывает существенноевлияние на деятельность и поведение, вследствие чеговопрос о его причинах, природе и формах проявления приобрел самостоятельноенаучное значение, которое еще больше усиливается в связи с ростом требований,предъявляемых человеку современным производством, техникой, условиямиокружающей среды и задачами, которые ему приходится выполнять.
Очевидно,что в этих условиях со всей остротой встает задача изучения психологических предпосылок выносливости,адаптации человека к стрессогенным воздействиям. Аэто в свою очередь предполагает исследование самого феномена стресса какособого психического состояния, возникающего в сложных условиях деятельности.
Резюмируя,можно сказать, что стресс – это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-заналичия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх.
Стресс включает триосновные части: собственно панику, осмысленную деятельность и разработкувыводов или действий.
 
ПАНИКА – ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙНАПРЯЖЁННОСТИ
 
Состояние паники – это кратковременная потеря логики вмыслительной деятельности человека при подготовке и принятии решения. Решение– это результат мыслительной деятельности, приводящий к выводу или действиям.Отсутствие логического мышления может привести к непредсказуемым выводам илидействиям. Человек в состоянии паники очень опасен для окружающих и для самогосебя.
Существуют триосновных группы причин, вызывающих панику:
- патологические медицинские заболевания ипсихологические расстройства;
- особые социальные обстоятельства;
- случайное стечение напряженных ситуаций.
К первой группе относятся органические заболеванияголовного мозга, невротические расстройства, эндогенные заболевания.
Ко второй группе относятся обстоятельства, препятствующиеудовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей:в пище, жилье, безопасности, здоровье и др.
Третья группа причин обусловлена тем, что в наборекаждодневных ситуаций может быть такая их раскладка, при которой ситуации будутусугублять отрицательное действие друг друга (эффект отрицательной синергии). Паникасреди группы лиц вследствие случайного стечения неблагоприятных обстоятельств можетвызвать неожиданный для руководителя компании или страны общественныйкатаклизм.
ПроцессПРУР также подвержен влиянию панических настроений. Эти настроения могутпроисходить из-за:
- повышенного уровня эмоциональнойвозбудимости и активности внешней среды;
- потери веры в руководство;
- устойчивой изнуренности и крайнейутомленности работников;
- сильно пониженного тонуса сознательнойактивности;
- несоответствия сильной значимостиситуации слабым ожиданиям;
- назначения паникера на руководящуюдолжность;
- стечения обстоятельств.
Большинстволюдей не готовы к работе в стрессовых ситуациях, поэтому они чувствуют себяочень неуверенно даже при небольших уровнях страха.
Такимобразом, состояние паники — это признак ипервый этап развития стресса у человека.
Совокупностьнабора качеств человека и имеющейся конкретной напряженной или неожиданнойситуации определяет уровень страха, возникающего у человека.
Напряженнаяили исключительная ситуация, вызывающая у человека страх, обычно приводит кбуму мыслительной деятельности одних людей и к депрессии других. Паника можетносить индивидуальный или коллективный характер. Индивидуальнаяпаника – это беспомощное состояние человека,потеря уверенности в своих силах. Паника как первичное состояние стресса обычноносит кратковременный характер (от нескольких секунд до нескольких дней), а самстресс может длиться довольно долго. Поэтому роль общества, руководителя илиавторитетного человека, имеющего возможность помочь, — преодолениеиндивидуальной паники, очень важна.
Паническоесостояние формирует положительные и отрицательные аспекты в мыслительной деятельностичеловека. К положительным относят активизацию психики и ускорение психическихпроцессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. К отрицательным –ухудшение понимания и мышления, скованность или хаотичность движений (речи), затруднениесамоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработкиинформации.
Перемещениесостояния работоспособности в сторону депрессии смещает процесс мышления вобласть обработки ошибочной, непроверенной или неправильно понятой информации,а также ощущений.
Закреплениев сознании человека частых панических состояний приводит к медицинскомузаболеванию, называемому панической атакой. Паническая атака такжепровоцируется стрессовыми должностями, в том числе и управленческими. Такиедолжности характеризуются повышенным вниманием к ним со стороны руководства,важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постояннымконтролем вышестоящих или параллельных организаций.
Дляразработки и реализации управленческих решений в условиях появления признаковпаники необходимо рассмотреть суть индивидуальной и групповой паники.
Индивидуальнаяпаника достаточно распространена. Человек может наблюдать панику или находитьсяв ее области.
Человек,не находящийся в состоянии паники, может быть либо сторонним наблюдателем, либоактивным деятелем, стремящимся вывести людей из этого состояния. Человекнаходится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей.
Длякаждого человека и даже для группы людей существует свой уровень напряженностиили новизны ситуации, вызывающей страх, то есть ситуация, вызывающая оцепенениеодного работника может быть спокойно оценена и отработана другим. Причина этого– различный набор индивидуальных значений качеств человека. Поэтому при работев предполагаемых условиях паники необходимо тщательно подбирать людей по ихличностным качествам, чтобы среди них нашелся хотя бы один человек, участвующийв процессе ПРУР, не подверженный панике в возможных напряженных ситуациях,вызывающих страх.
Паникоймогут быть охвачены отдельные люди, занимающие ответственные должности –менеджеры крупного склада, высшие руководители стального треста, трейдерыфондовой биржи и т.д.
Заслуживаетсерьезного внимания и коллективная паника. Она проявляется среди социальных илипрофессиональных групп населения как реакция на напряженную или исключительнуюситуацию, вызывающую страх. Некоторые авторы называют ее «социальной паникой».Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источникнапряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх.
Организационнойбазой для паники служит закон самосохранения – объективный закон организации.Формулировка закона имеет следующий вид: «Каждая система (социальная илибиологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достиженияэтого весь свой потенциал (ресурс)».
Всев мире подчиняется определенным писаным и неписаным правилам. Это касается какестественных организаций, так и искусственных. Организации, созданные человеком(типа обществ, товариществ, союзов и др.), относятся к искусственным, но ихдеятельность в какой-то мере также обусловлена сохранением вида (самойорганизации). Искусственные организации, так же как и естественные,функционируют в сложных условиях: есть друзья, есть враги, есть и нейтральныеобразования. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании иситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшейсудьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы.
Главная опасность – блокировка у человека, впавшего всостояние неконтролируемого «безотчетного ужаса» логического мышления: онперестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальнойпаники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него.
 
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В СОСТОЯНИИПАНИКИ
 
Влияние паникиможет рассматриваться на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценкепоследствий решения.
Первый этап характеризует профессионализм будущегорешения. Подготовка решения предполагает участие как специалистов вэкономической, технологической и других сферах деятельности, так ируководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числаработников, принимающих участие в подготовке решения, уменьшает влияние паникии может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решениявозрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции.Некоторые руководители недооценивают важность данного этапа, разрабатываярешения без должного обоснования, полагаясь случай. В рамках этого этапа могутвозникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К такимтрудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемоеспециалистами падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукцииконкурента, массовое увольнение работников, передачу конфиденциальнойинформации конкуренту.
На втором этапе базой для паники может быть существенноенесоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И этоестественно, так как с течением времени ряд параметров может существенноизмениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до моментаего реализации, тем больше возможность появления неожиданных ситуаций,вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременныхпроцессов реализации решений существует риск не учета малых сигналовпредстоящей опасности. Правильная оценка малых сигналов дает возможностьсвоевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий.Поэтому каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагированияна отклонения.
На третьем этапе базой для паники могут служить прямые икосвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической,социальной, экологической и других областях.
Заранееучесть все напряженные ситуации, которые могут стать причиной возникновениястраха, не представляется возможным. Только накопление опыта работы с подобнымиситуациями позволяет постепенно выработать у руководителей способность коптимальному поведению во время паники и правильной подготовке и реализацииуправленческих решении.
Всеуправленческие решения, обусловленные состоянием психической напряженностиможно разделить на 4 категории:
1. УР, позволяющиеуправлять человеком, находящимся в состоянии психической напряжённости.
Вэтой категории решения практически отсутствуют, потому что если операторнаходится в состоянии психической напряженности, он в большинстве случаевнедоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу. Наиболеецелесообразным в этой ситуации было бы заменить его. Однако, если эта заменаневозможна, то необходимо:
а) попытатьсяликвидировать причину
б) оказатьморальную и физическую поддержку
2. УР, позволяющиене допускать состояния психической напряжённости.
Вэтой категории отражены следующие решения:
а) моделированиетиповых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника модели,так и у людей, за которых он ответственен. Отработка действий по преодолениюсостояния напряженности;
б) страхованиелюдей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
в) отработкапрофессиональных навыков организаторской деятельности;
г) создание и поддержание в постояннойготовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населенияи техники во время стихийных происшествий и т.д.;
д) формированиенеприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечениялюдей и животных;
е) созданиесбалансированного портфеля акций и запасов валюты;
ж) уяснениеи осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества, умениевыбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
з) отработканавыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных илиподопечных людей, отработка действий по экстремальному графику работы (10- 14часов ежедневно);
и) отработканавыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные видыдеятельности;
к) отработканавыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов илидаже дней;
л) отработканавыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
3. УР, недопускающие состояния паники.
Сущностьданных решений состоит в том, чтобы:
а) недопускать собрания большого числа людей (толпы)
б) устранитьисточник информации, способный вызвать панический страх у группы людей
4. УР,направленные на управление толпой, находящейся в состоянии паники.
Особенностьпсихологического механизма паники, в частности механизма «заражения» состоит вбессознательном принятии определенных образцов поведения. Если в ситуациипаники находится человек, способный предложить определенный образ поведения, тоон обладает «властью» над толпой и способе, либо управлять ею, либо полностьюпрекратить состояние паники.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ СОСТРЕССОМ У ПЕРСОНАЛА
Зачастую в управленческойсреде возникает ситуация, когда постоянно приходится принимать ответственныерешения в сжатые сроки.
Иногда сотрудникивынуждены каждый день выслушивать жалобы недовольных клиентов и часто работатьсверхурочно.
Описанные ситуации раноили поздно скажутся не только на здоровье руководящего состава и работников, нои на экономических показателях работы.
Состояние повышенногонапряжения, в котором могут находиться сотрудники из-за специфических условий, например,работа сверх нормы, противоречивые указания начальства, называется состояниемстресса.
Вподобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решениямногих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса.Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишьограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигаетпсихофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят кэнергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) ипровоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, навыполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижаетсяпроизводительность труда).
Качествоработы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации иодновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятияневерного решения существенно возрастает.
Косновным факторам (причинам), вызывающим стресс, относятся факторынеопределенности, дискомфорта в общении и факторы перенапряжения. Рассмотрим ихвоздействие на сотрудников организации.
Неопределенность. Неопределенность – самый сильныйисточник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, незнает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только онсконцентрирует свои силы на решении одной задачи, ему подают другую. Как толькоон перестроится на вторую задачу, говорят, что нужно все-таки первую. В такойситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации,несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышеннуюутомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоциональногосостояния с целью сохранения спокойствия.
Дискомфорт вобщении. Дискомфорт в общении, как правило,связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллег иподчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснениемотношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководствавоспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указанийподчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника.Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает оделовой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существуетсмешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтомусотрудники не могут спокойно общаться – они постоянно ожидают подвоха илиинтриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть встрессовом напряжении.
Физическоепереутомление. Сверхнагрузкиявляются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силысотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личнойдеятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хроническойусталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгойработы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.
Косновным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства,антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.
Коучингруководства. Наиболееподходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании являетсякоучинг, то есть личное сопровождение, наставничество, индивидуальноетренерство. Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочьруководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений,активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом,отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовойситуации.
Корпоративныетренинги. Это наиболеераспространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобыпровести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию,выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагаетсядостичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководствомпрограмма тренинга.
Организационноеповедение. Это еще одиндейственный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособностьорганизации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационногоповедения является предотвращение потерь психологических ресурсов ииспользование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Сутьэтого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человекспособен обучаться через наглядный пример. Организационное поведение — этоповедение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя кподчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностногодискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведенияпомогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.
Приведемнесколько типов организационного поведения руководителя в стрессовой ситуации:
а) управлениенеопределенностью.
Демонстрируяпример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью,руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельностьи деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работутаким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. Приуправлении неопределенностью главное — не перекрывать каналы достовернойинформации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироватьсяпо любому рабочему вопросу.
б) управлениеотношениями.
Приуправлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения,которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях,а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятногопсихологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. Вчастности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций,проведение корпоративных праздников.
в) управлениенагрузками.
Приуправлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работысотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временемподчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы послетрудной и напряженной работы — например, включить в социальный пакет абонементв спортзал, фитнес-клуб, бассейн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Паника оказываетдостаточно сильное влияние на подготовку и реализацию управленческих решений.
Это обусловлено тем, чтосостояние паники – это одна из тяжелейших форм человеческого стресса. В этомсостоянии человек не способен адекватно действовать.
По определению паника –это безотчетный страх. Существует два вида паники – индивидуальная иколлективная (групповая).
Индивидуальная паника –это паника одного человека. Индивидуальная паника в той или иной ситуацииявляется следствием человеческих качеств работника. Если у одного из работниковсложившаяся ситуация вызывает панику, то другой работник отнесется к даннойситуации совершенно спокойно.
Коллективная или групповаяпаника – это групповой стресс. Коллективная паника по своей разрушительной силемного страшнее индивидуальной паники, так как может парализовать работу целогоподразделения или отдела предприятия или организации.
Чтобы исключить частыепроявления паники в организации, необходимо бороться со стрессовыми ситуациямиследующими методами:
1. Коучингруководства.
2. Корпоративныетренинги.
3. Организационноеповедение.
4. Управлениенеопределенностью.
5. Управлениеотношениями.
6. Управлениенагрузками.
Руководительдолжен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюсявокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя всеимеющиеся у него ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  СмирновЭ.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001. С.157-169.
2. ВасильевВ.В.Секреты борьбы со стрессом и паникой у персонала. Кадровое дело, 2008.
3. ФатхутдиновР.А.Управленческие решения. Учебник Москва: Инфра-М, 2005. С.126-145.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.