Реферат по предмету "Менеджмент"


Владение работой

Игорь Пантелеевич Пoнoмapeв, кандидат экономическихнаук, старший преподаватель кафедры управления производством экономическогофакультета МГУ им. Ломоносова.
Любаядеятельность включает в себя видимые действия, в том числе, действия повыполнению работы и невидимые, происходящие с человеком в процессе работы —изменение отношения к работе, изменения в структуре личности и основе поведения.Объектом восприятия в этом случае будет сам работник, его способность выполнятьработу, владеть ею, то есть достигать в работе желаемого результата.
Владениеработой — это умение работника своими действиями добиться результата в работе, используявсе возможности и проявляя уверенность в своих действиях.
Результатв работе зависит от множества воздействий, включая воздействия, лежащие внесферы деятельности работника и даже не зависящие от организации. Таким образом,владение работой — это не степень профессиональной компетенции, хотя и зависитот нее, а это умение выполнить работу и получить результат в организации, способностьучитывать и влиять на факторы, оказывающие воздействие на результат.«Невладение» работой означает, что случайности начинают препятствоватьдостижению результата, и работник не может быть уверенным в его получении, незнает и не контролирует, происходящие вокруг него и его работы, процессы. Оннаходит причины и доводы в оправдание низкого результата.
Умениедостичь результата в работе, согласно «теории ожидания» В. Врума, способствуетвозникновению внутренней мотивации, а вознаграждение за результат являетсявнешней мотивацией. Если работник видит результат своих действий, то этовызывает интерес к деятельности. Механизм и последовательность возникновениямотивации при владении работой следующий:
Ожиданиерезультата приводит к проявлению мотивации в действиях.
Выполняяработу, работник получает результат.
Полученныйрезультат работник сравнивает с запланированным.
Получениеожидаемого результата вызывает ощущение своих возможностей.
Ощущениесобственных возможностей приводит к новым действиям.
Мотивирующаясила представляет собой предвосхищение результата благодаря способностиработника получить в работе ожидаемый результат.
Длятого чтобы работник владел своей работой, получал запланированный результат, ипри этом сохранил возникающий к работе интерес, необходимо соблюдение трехусловий:
Работникдолжен владеть процессом выполнения работы, процессом, в котором создаетсярезультат. Владение процессом подразумевает контроль и воздействие на процессы,непосредственно связанные с работой, и процессы, которые могут влиять на еевыполнение, то есть владениеситуацией. Работник, хорошо выполняющий свою работу,подобен отлаженному механизму, в работу которого могут вмешаться не связанные сработой силы и сорвать получение результата.
Дляпредотвращения случайности и срывов в работе работник должен уметь решатьвозникающие в работе проблемы, а также, по возможности, предвидеть их появлениеи выполнять упреждающие действия по предотвращению новых проблем. Но в этомслучае работник будет перегружен работой, пытаясь ее выполнить, контролироватьокружающую ситуацию, устранять возникающие проблемы, да еще пытатьсяпредотвратить новые. Такое выполнение работы далеко от состояния преодоленияили «потока», присущего интринсивной мотивации, поэтому необходимо третьеусловие.
Работникдолжен выполнять работу легко, чтобы не потерять интереса к работе отвозникающего излишнего напряжения и усталости. Легкость выполнения — важныйпоказатель состояния работника для сохранения его внимания на результате ипроцессе выполнения работы. Приложение сверхусилий или дополнительные затратывремени говорят, что работник не владеет своей работой и не справляется с ней.Если работнику не нравится работа, он начинает избегать ее выполнения, работаделается дольше и требует больших затрат со стороны работника. Для тех, кто судовольствием и интересом берется за работу и выполняет ее, не откладываядоводит начатое до результата, работа будет восприниматься как более легкая.
Предложенныевыше три условия владения работой можно выразить через пять факторов содержанияработы, которые отражают способность и умение работника владеть своей работой.Наличие приведенных выше трех условий для владения работой и получениярезультата в работе раскрывается в восприятии этих пяти факторов содержанияработы. К ним относятся: владение началом работы, владение процессом выполненияработы, владение завершением работы, решаемые в работе проблемы и легкостьвыполнения работы. Первые три фактора определяют способность работника владетьвсем процессом своей работы, четвертый и пятый факторы — способность решатьпроблемы и делать работу легкой для выполнения.
1.Владение началом работы — степень, с которой работник способен получать работу,планировать ее выполнение, определять задачи в работе, проводитьподготовительные действия. Владение началом работы позволяет работникупроявлять инициативу в работе, получать лучшие результаты, поскольку качествоформируется именно на подготовительном этапе, чувствовать себя инициаторомдействий и работы. Владение началом работы отличается от приемлемости цели втом, что подразумевает способность работника инициировать действия и проводитьподготовительную работу, а приемлемость — соответствие цели работы личным целямработника и его способности влиять на постановку целей в работе. Владениеначалом работы больше относится к возможностям и умениям работника, априемлемость — к целям и желаниям.
Пример.Работник по техобслуживанию оборудования будет больше владеть началом работы ибудет больше уверен в результате, если будет сам определять время и объем работпо обслуживанию, самостоятельно подготавливать необходимый инструмент ирасходный материал, предварительно знакомиться с технологической картойобслуживания и ремонта, чем работник, который только выполняет технологическиеоперации и не участвует в их подготовке и планировании.
2.Владение процессом выполнения работы — степень, с которой работник владеет процессомвыполнения работы, действиями по ее выполнению, технологией, оборудованием, материаламии может взаимодействовать с другими работниками по работе. Владение процессомвыполнения работы позволяет работнику проявить свои профессиональные навыки иумения, влиять на получаемые в работе результаты и время выполнения работы. Наэтапе осуществления действий по выполнению работы проявляются мотивационныехарактеристики деятельности — усилия, старание, настойчивость, добросовестностьи направленность. На процесс выполнения работы, как правило, затрачиваетсяосновное время, на этом же этапе возникают проблемы и необходимость в ихрешении, происходит мотивация самим процессом работы и ее выполнением. На этомже этапе накапливается усталость работника, связанная с трудоемкостью действий,напряженностью внимания и эмоциональной нагрузкой.
Пример.Программист, который пишет программы быстро, свободно добавляет в них новыефункции, расширяет их возможности, используя новинки программного обеспечения, будетбольше владеть процессом выполнения работы, чем программист, сделавший тот жеобъем работ, но не использующий новые возможности программного обеспечения.
3.Владение завершением работы — степень, с которой работник владеет завершениемвыполнения работы, способен получить результат в работе, сохранить и передатьего в организации. Владение завершением работы позволяет работнику не толькополучить результат в работе, но и оставить ее незаконченной, чтобы закончить вудобный ему момент времени. Владение завершением работы имеет дело с качествомдействий, умением не сложить ранее выполняемые действия, а преобразоватьимеющийся объем выполненной работы в готовый результат. Владение завершениемработы и получением результата, прежде всего связаны с предвосхищениемрезультата работы и его получением независимо от воздействия на работу состороны организации, внешней среды и других сил.
Пример.Для хирурга, делающего операцию, владение завершением работы будет означать, чтопо окончании операции он может определенно сказать о результате проведеннойоперации и сделать прогноз дальнейшего состояния пациента.
4.Решение проблем в работе — степень, в которой работа связана с выполнением рядадействий по решению возникающих при ее выполнении проблем. Решение возникающихпроблем необходимо для обеспечения получения намеченного результата. Решаемые вработе проблемы показывают не только владение самим процессом работы, но и всейситуацией, связанной с выполняемой в организации работой. Если работник нерешает в работе все возникающие проблемы, а ставит достижимые без каких-либопроблем цели, значит он не использует в полной мере свои возможности в работе, чтосвидетельствует о низкой мотивации работой. Преодолеваемые в работе проблемы, наоборот,свидетельствуют о наличии внутренней мотивации, направленной на получениерезультата.
Пример.Специалист отдела маркетинга, выполняющий работу по формированию ценовойполитики, разрешил возникшие перед ним проблемы, связанные с анализом рынка, чтоговорит о его высокой степени владения работой по сравнению с другим работником,который избегал вопросов, связанных с анализом рынка, в связи с возможнымипроблемами, что может в итоге повлиять на результат работы.
5.Легкость выполнения работы — степень, с которой выполнение работы и получениерезультата не связано с усталостью, напряжением внимания и эмоциональнойнагрузкой работника. Легкость в работе обеспечивается навыком работникавыполнять работу, пользуясь приемами и методами ее выполнения, умением выявлятьи решать возникающие проблемы, что способствует достижению намеченногорезультата и внутренней мотивации работой. Легкость выполнения работы являетсяпрямой противоположностью трудоемкости действий, связанных с ее выполнением.Трудности, усталость, ослабление внимания, увеличение ошибок связаны сневладением работника выполняемой работой, что приводит к неудовлетворенностиработой. Для возникновения мотивации работой работник должен уметь работать, т.е. владеть работой так, чтобы не приходилось принуждать себя. По словам Г.Форда «Ничто действительно нас интересующее не может быть для нас трудным».
Пример.Для преподавателя легкость работы будет заключаться в знании материала, основпедагогики, приемов и методов преподавания конкретного предмета, в знанииинтересов и потребностей студентов. В этом случае, преподаватель можетсконцентрировать внимание на получаемом результате — знаниях и уменияхстудентов, а не только на собственных действиях или учебном материале.
***
Такимобразом, приведенные в концепции владения работой три основных условия деятельности:владение процессом работы, решение возникающих проблем и легкость выполненияработы оказывают воздействия и соответствуют внутреннему состоянию работника, еговосприятию собственного владения работой и себя в работе, а также умениюполучить в работе необходимый результат.
Перечисленныевыше пять факторов содержания работы раскрывают восприятие работником своейдеятельности при выполнении работы.
***
Работа— это деятельность, направленная на получение результата. Рассмотримхарактеристики работы, наличие которых повышает мотивацию работника, вызывает унего интерес к процессу ее выполнения и стремление к достижению лучшихрезультатов.
Согласнотеории мотивации Р. Хакмана, для того, чтобы работа мотивировала работника, онадолжна давать ему информацию об уровне выполнения работы, ощущениеответственности и чувства значимости выполняемой работы. Эти три внутреннихсостояния человека вызываются содержанием работы, а именно, следующимихарактеристиками:
Разнообразие— работа должна требовать от работника использования различных знаний и навыков,поэтому задания должны различаться между собой.
Законченность— работа должна представлять завершенный цикл действия, приводить к видимомурезультату.
Значимость— работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь иблагосостояние других людей.
Автономность— работа должна обеспечивать необходимую свободу и независимость в действияхпри ее выполнении.
Обратнаясвязь от работы — работа должна обеспечивать работника ясной и понятной информациейоб уровне ее выполнения.
Всевышеперечисленные характеристики вызывают у человека интерес к работе инаправленность его действий на достижение лучших результатов.
Согласнотеории активации В. Скотта, результативность выполнения человеком своей работызависит от уровня его активации — внешнего стимулирующего воздействия.Активация, в свою очередь, зависит от силы воздействия, ее изменения во времении от количества воздействий. Этим внешним активирующим воздействиям, сопровождающимвыполнение работы, соответствуют следующие пять характеристик:
Сложностьработы — взаимосвязь действий и задач, которые необходимо выполнить по работе.
Новизнаработы — обновление содержания работы во времени.
Неожиданностьв работе — непредсказуемость появления работы и получаемого результата.
Неопределенностьв работе — не определено, что, где, когда и с кем делать.
Конфликтностьв работе — наличие противоречий и взаимоисключающих действий.
Перечисленныехарактеристики оказывают активирующее воздействие на работника и являютсяестественными мотиваторами. Наличие десяти вышеперечисленных характеристиквызывает у работника интерес к процессу выполнения работы и ее результату, бездополнительных воздействий извне со стороны руководителя. Работник, в этомслучае, проявит в своей деятельности качества, необходимые для выполненияработы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.