СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1)Характеристика энергетической базы Китая
1.1 Топливно-энергетическая отрасльпромышленности Китая
1.2 Нефтедобывающая промышленность
1.3 Природный газ
1.4 Ядерная промышленность
2) Экономические преобразования КНР иих отражение на энергетической безопасности страны
2.1 Первый этап реформ
2.2 Второй этап реформ
2.3 Третий этап реформ
2.3 Четвертый этап реформ
Заключение
Список литературы
Введение
В начале XXI века в структуре мировой энергетики происходят качественныеизменения. Страны, прежде всего, развивающиеся, становятся главнымидинамическими факторами, которые порождают и замыкают на себе основную долю иприрост потребления энергетических ресурсов.
Неотъемлемой частью экономик мировых держав становится сотрудничество вэнергетической сфере, как двустороннее, так и многостороннее. Создаютсямногочисленные проекты, подписываются соглашения, заключаются договоры,производится крупномасштабная торговля энергоносителями.
В современном мире идет явное углубление и регионализация мировойэнергетики, формируются новые энергетические пространства, расширяются рынкиэнергоносителей. Вместе с тем, аналитики все чаще развивают глобальные подходык проблемам энергоресурсов. Проблемы обеспечения энергоносителями относят нетолько к торговой стороне отношений между государствами, при котором одногосударство продает сырье, получая прибыль, а другое приобретает его полученныйресурс, но и к экономической и даже к гуманитарной стороне, так какэнергетический вопрос в большей или в меньшей степени касается жителя любойстраны.
Все чаще в публикациях исследователей о проблемах мирового масштаба вводятсятакие термины как энергетическая безопасность, энергетическая стабильность,модель энергетического мира. В определениях этих терминов содержится идеязащищенности стран от угроз нехватки энергетических ресурсов, также говорится онедоступности энергоносителей или об опасности потребления некачественногосырья.
В энергетической стратегии России как раз приведены определения,как нам кажется, важных для нашей курсовой работы факторов энергетическойсистемы мира. Зная термины и их формулировки, мы сможем проводить исследованиятех проблем, о которых упомянем чуть ниже.
Энергетической безопасностью российские исследователи называютсостояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики отугроз нехватки энергоносителей. Угрозы определяются как внешними(геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так исобственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны[1],в стратегии также освещается формулировка международной энергетическойбезопасности. Она трактуется как состояние защищенности энергетическихотношений, энергетических систем и энергетических процессов от разного видаугроз, способных вызвать дестабилизацию энергетической обстановки,энергетические конфликты, нарушение энергетических процессов на региональном иглобальном уровнях.[2]
И действительно, энергетические ресурсы стали приобретать все большуюзначимость в политике государств, они представляют важную роль впромульгировании государственных интересов, их политических и экономическихдействий.
В нашей работе хотелось бы проследить тенденции развития энергетическойсистемы такого крупного, развивающегося и мощного государства, как Китай. Действительно,его колоссальные успехи, достигнутые за четверть века после таких тяжелыхсобытий, как «большой скачок» и «культурная революция»,являются впечатляющим международным событием на рубеже XX и XXIвв. Во многих странах Китай воспринимается, как страна, удачно проводящаярыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития.
Несмотря на то, что достижения напути реформ Китая рассматривают и оценивают очень высоко, все же до сих порведутся многочисленные дискуссии и размышления о причинах и существепредпринятых в Китае мер, сделавших возможным такое мощное экономическоеразвитие.
Каждый исследователь, рассматривающийпрогрессивно развивающуюся экономику Китая, в качестве предпосылок и причин,повлиявших на успешные результаты, может выделить абсолютно любые факторы,стимулирующие проведение реформ и точки зрения различных исследователейкасательно этих факторов могут быть абсолютно справедливыми. Однако, чтокасается последствий и, так сказать, «побочных эффектов» политикиреформирования, все мнения соединяются воедино, — основная проблема Китая – остраянехватка ресурсов. Именно проблема энергетической безопасности Китаяпредставляется нам интересной и актуальной.
За последнюю четверть XX и начало XXI вв. китайская экономика многократно выросла. В странесформировался полноценный комплекс современных отраслей промышленности,строительства, транспорта, связи, торговли. По экономическому потенциалу Китайвошел в пятерку государств мира с самым крупным ВВП.[3]Динамика прослеживается и в урбанизации населения. Значительные успехидостигнуты во внешней и приграничной торговле, Китай стал одним из главныхакторов мирового рынка.
КНР также стала обладателемкрупнейших валютных запасов, размещенных по преимуществу в ценных бумагах США ичастично стран Европейского Союза. Такое крупное достижение укрепляетфинансовое положение страны и позволяет расширять деятельность китайскихпредпринимательских структур за рубежом.
Китай стал крупным, признаннымигроком на геополитической арене. Без его участия не принимаются решениямирового сообщества по важным вопросам современности. Китай стал участникоммногочисленных международных организаций и объединений.
Роль этой страны во многих областяхнеоспорима и безоговорочна, в своем исследовании нам хочется осветить «обратнуюсторону медали» столь быстрого развития КНР, сосредоточившись на наиболееподробном изучении энергетической проблемы и безопасности Китайской Народнойреспублики. Как показывает современная практика, большинство стран, не имеющихдолжного количества энергетических ресурсов в силу геополитических причин,однако вынужденные искать дополнительные источники из-за быстрых темпов разевающейсяэкономики. Китай в данной ситуации не является исключением.
Тема энергетической безопасностиКитая достаточно изучена как в отечественной, так и в зарубежной литературе,так как этот вопрос является актуальным для всего мирового сообщества.Экономика КНР – это гигант на международной арене, который распространяетвлияние на большую часть стран, в том числе и на Россию. А самым ключевымфактором нашего интереса к КНР является стабильность экономики. Общеизвестното, что в любых торговых отношениях есть как спад, так и рост, как взлеты, таки падения, а за игроком такой величины следует наблюдать очень внимательно,потому что от его действий зависят очень многие торгово-экономические системы.
В своей работе нам представляетсяинтересным рассмотреть внутреннюю составляющую энергетической базы Китая, то,что имеется в недрах страны, как это используется, и те проблемы, с которыми сталкиваетсягосударство.
Для изучения динамики разработкиресурсов Китая мы обратимся как к достаточно ранним источникам информации, таки к более поздним. Официальной информацией о ресурсах, имеющихся на территорииКитая, о которых мы повествуем в первой главе, послужил материал справочника«Китайская народная республика»[4],1989 года. В справочникепрописаны базовые данные об разработанных на тот момент ресурсах и развивающейсяпромышленности, топливно-энергетической, нефтедобывающей и газодобывающей. Дополнитьэту информацию мы сможем благодаря монографии Г.И. Чуфрина « Китай в XXI веке:глобализация интересов безопасности»[5]. В его статье подназванием «Энергетическая безопасность Китая» структурированы и очень четкопрописаны основные тенденции разработок энергоресурсов. Статистические данныеприведены в таблицах, что способствует быстрейшему восприятию информации.Статья включает в себя аналитические комментарии и прогнозы, которые,безусловно, помогли при создании нашей работы.
Информативностью обладает журналреспублики Казахстан «Kazenergy», выпускающийся с 2005 года. Статьи этого журналапубликуются в Интернете и освещают проблемы энергетической безопасности мира. Изредакционной статьи «Нефтегазовый комплекс Китая»[6]мы взяли основные данные нефтегазовой промышленности и дополнили ими сведенияиз справочника[7].
Для уточнения информации о содержаниинедр Китая мы воспользовались периодическим изданием «Энергия: экономика,техника, экология», а точнее из статьи кандидата географических наукС.Ю.Голубчикова под названием «Перспективы поставок российских энергоносителейв Китай»[8].
Из интернет-источников аналитического характера можно выделить такиесайты как www.chinapro.ru, www.metcoal.ru, www.neftevedomosti.ru и www.mineral.ru/Analytics,в которых в том числе приведены статистические данные, необходимые длянаписания первой части курсовой работы.
При написании второй главы большую роль сыграла монография «Китайскаяэкономика XXI века» А.С. Селищева и Н.А. Селищева, опубликованная в 2004 году[9].Незаменимость ее состоит в том, что авторы подробно и последовательноповествуют обо всех этапах экономических реформ КНР за период с 1978 по 2002годов. На основе этой информации анализировать энергетическую ситуацию Китаячерез призму экономических преобразований представлялось достаточно удобно.
Дополнениями к информации о реформировании КНР послужили статьи изежемесячного журнала «Обозреватель», чьи публикации также как и «Kazenergy»размещены в Интернете. Л.Гирич, кандидат экономических наук, в своей статье«Китай: темпы роста и перегрев экономики»[10] характеризует этапыэкономических реформ Китая с точки зрения поспешности правительства вфорсировании событий и ускорения процесса производства. В качестве одного изпоследствий Л.Гирич выделяет нехватку энергетических ресурсов, что очень близкок проблематике нашей работы.
З.Муромцева в своей статье «Реформа в промышленности КНР: трудный путь»,опубликованный также в журнале «Обозреватель», освещает проблему занятостистоль многочисленного населения Китая в промышленной сфере[11].Автор статьи изучает проблему нехватки ресурсов, подорожание энергоносителей всфере промышленности. Также З.Муромцева рассматривает последствия, с которымистолкнулось правительство КНР — закрытие предприятий и вытекающая из этогопроблема трудоустройства.
Для еще более полного рассмотренияпроблемы китайского реформирования и его так называемых «побочных эффектов» мыобратились к журналу «Мировая экономика и международные отношения». Ваналитической статье В.Г.Гельбраса «Цена экономических успехов Китая»[12]поспособствовала более глубокому проникновению в проблематику темы.
Итак, на основе изученного материала,мы можем выделить цель и задачи исследования. Целью нашей работы являетсяизучение общей картины энергетической системы Китая, его экономические успехи иих последствия, отразившиеся на ресурсной базе и нахождение Китаем возможныхпутей выхода из проблемной энергетической ситуации.
Для достижения поставленной цели мыдолжны определиться с задачами. Во-первых, мы тщательно рассмотрим структуруэнергоносителей Китая, охарактеризуем уровень развития еготопливно-энергетической базы, нефте- и газодобывающей промышленности, а такжеуспехи в атомной отрасли.
Во-вторых, мы изучим этапыэкономических реформ КНР, их положительные и отрицательные последствиякасательно сферы энергетики.
И, в-третьих, обозначим внутренниепроблемы энергетической безопасности Китая.
Объектом нашего исследования являетсяэнергетическая безопасность Поднебесной, ее внутренняя ситуация и стабильность,в качестве предмета работы мы выделим именно внутренние ресурсы страны и ихиспользование.
Поскольку действительно острымэнергетический вопрос КНР стал в конце 90х годов XX века, то временные рамкинашего исследования определяются началом реформирования Китая, а точнее 1987 годом,и до 2002 года. В эти годы произошло значительное изменение в китайскойэкономике, увеличились темпы развития, достигнуты большие результаты в объемах ВВПкак на государственном, так и на мировом уровнях.
В процессе исследования проблематикиэнергетической безопасности Китая, мы пользовались рядом методов. В первуюочередь хочется выделить системный метод, при написании первой главы мыприменяли его в полной мере, так как характеризовали энергетическую базу КНР,которая, безусловно, является системой, в свою очередь состоящую из компонентов.В нашем случае компонентами становятся ресурсы, такие как уголь, нефть, газ.Для прослеживания динамики развития топливно-энергетической промышленностиКитая мы использовали сравнительный метод, сопоставляя статистические данныеболее ранних лет, когда разработка только начиналась, и более позднего периода.Также нами применялся принцип историзма. Во второй главе, при изученииэкономических реформ КНР, мы обращались к историческим датам и событиям.
1) Характеристика энергетической базыКитая
Вопрос об энергетической безопасности развивающихся стран появился нарубеже XX-XXI веков, он стал одним из важнейших факторов, влияющих на всюсистему международных отношений.
В нашей работе, мы акцентируем внимание на энергетической безопасностиКитая, чье ускоренное развитие и модернизация требуют увеличения потребленияэнергетических ресурсов. Однако, начнем мы свое исследование с характеристикиресурсной базы КНР, основываясь на информации справочника «Китайская народная республика»[13],а также на статье «Энергетическая безопасность Китая» в книге Г.И.Чуфрина«Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности»[14].
В данной главе мы проследим некоторые тенденции разработок природныхресурсов, дальнейшее развитие энергетической отрасли и проблемы, с которымисталкивается КНР, основываясь и учитывая данные ряда публикаций таких авторовкак С.Ю.Голубчиков и А.Нагиев.
Для наиболее полного и подробного рассмотрения некоторых так называемыхстратегических баз КНР мы также будем опираться на Интернет – источники, такиекак www.russian.china.org.cn, www.neftevedomosti.ru.
1.1Топливно-энергетическая отрасль промышленности Китая
Этот вид промышленности относится к числу относительно слабых звеньевиндустриального комплекса КНР. Интересным является тот факт, что развитиедобывающих отраслей промышленности сильно отстает от развития обрабатывающих.
Как освещает в своей статье С.Ю.Голубчиков «основным энергоносителем вКитае является уголь, доля которого в топливно-энергетическом балансе страныпревышает 72%»[15].
На мировой арене Китай занимаетпервое место в мире по добыче угля. Планируется, что в будущем уголь продолжитдоминировать в структуре энергопотребления, хотя его доля несколько снизится — до 60% к 2020 г. и 58% к 2025 г., однако в абсолютном измерении потреблениеугля возрастет как минимум вдвое.[16]
Если обратиться к мировым тенденциям,то в основном, около 64% от общего объема его мирового потребления, угольиспользуется для производства электроэнергии. Г.И.Чуфрин говорит о том, чтоКитай является исключением из этого правила. В начале десятилетия напроизводство электроэнергии приходилось 42% потребления угля, а оставшиеся 58%распределялись между другими отраслями, лидерство по уровню энергопотреблениясреди которых прочно удерживают химическая, цементная, сталелитейная отрасли.[17]
В дальнейшем планируется некотороеснижение доли промышленного сектора в потреблении угля и стабильный рост егопотребления в электроэнергетике — до 4% в год. В Китае очень низкий коэффициентполезного использования энергии, это означает, что расход энергии напроизводство единицы национального дохода в КНР очень велик, ресурсы, вчастности уголь, добываемые на территории страны требуют высокой мощности иобъема, а после добычи и обработки они используются не в полной мере.
Чтобы избежать такой проблемы, Китайизучает возможности использования угля для получения жидких углеводородов.Такие меры поспособствуют увеличению коэффициента полезного использования угля,а также, что не менее важно, частично избавят КНР от зависимости от другихвидов сырья, например нефти.
Рассматривается также пакетдостаточно крупных проектов по сооружению установок сжижения угля всеверо-западных регионах страны и первый подобный проект должен был бытьреализован в 2007 г., когда крупнейшая в Китае угледобывающая компания«Шэньхуа» завершила строительство завода во Внутренней Монголии. Однакодорогостоящая технология сжижения угля пока не позволяет полученным такимобразом углеводородам конкурировать с обычными нефтепродуктами.
Вместе с тем китайские специалистыотмечают опасность слепой веры в угольные ресурсы. Несмотря на то, что Китайзанимает третье место в мире по величине доказанных запасов угля (12,6% отобщемировых запасов)[18], в последние годыпрослеживается отрицательная динамика их восполнения.
Что касается текущей ситуации добычи угля в Китае на 2010 год, то попоследним данным National Bureau of Statistics[19], в феврале 2010 года встране было произведено угля на 12 % больше, чем в феврале 2009 года.
Всего в зимний период 2010 года добыча угля в стране превысила уровеньаналогичного периода 2009 года, а также в 3 раза увеличился импорт данногосырья, в то время как экспорт снизился. Аналитики прогнозируют, что такаямногообещающая ситуация будет длиться очень не долго, так как ресурсы имеюттенденцию к истощению.
В целом в КНР располагается более 100 крупных центров угледобычи, 424месторождения углеводородного сырья, около 11 тыс. угольных шахт. Суммарнаяплощадь районов, где располагается наличие залежей угля составляет 550 тыс.кв.км[20].
Запасы этого ископаемого размещены неравномерно, так как целых 80% топливаприходится на Севере и Северо-Западе Китая. То есть наибольший процентугледобычи в Китае сосредоточен в провинциях Шанься (25%) и Хэнань (9%).[21]
Промышленной разработке пока неподверглась только треть подтвержденных запасов угля, при этом до 90% из нихсосредоточены в районах с неблагоприятными природными условиями, удаленными отцентров потребления, как уже было ранее сказано, в основном в западной частистраны, и только половина запасов приходится на средние и крупныеместорождения. Такая ситуация требует принятия мер по расширениюгеологоразведочных работ, внедрению новых технологий добычи, ограничению добычиугля открытым способом, эффективному развитию малых шахт и разрезов.
1.2Нефтедобывающая промышленность
Что касается данного вида ресурсов, то в ранних своих работах многиеисследователи говорили о том, что нефть является лишь 1/5 частью отпроизводства топливно-энергетических ресурсов по всему Китаю.[22]В начале XXI века такое мнение сменилось, так как китайские ученые в 2004 годуогласили размеры нефтяных запасов своей страны, которые составляют 1,4% отмировых доказанных запасов нефти.[23]
Несмотря на то, что по этому показателю КНР значительно превосходит всестраны Восточной Азии, а также ряд крупных поставщиков нефти на мировой рынок,например, Норвегию, Оман, Катар и Алжир, все-таки собственных ресурсов Китаюуже не хватает.
Многие месторождения нефти располагаются в слаборазвитых районах, что,безусловно, затрудняет использовать потенциал данного ресурса в полной мере.
В 1989 году, по данным того же справочника, в КНР было сосредоточеновсего 32 предприятия по добыче нефти, в основном это происходило насеверо-востоке страны — 23% добывалось в провинции Хэйлунцзян,13% в провинцииШаньдун в таких городах как Дацин[24], Ляохэ[25],Шэнли[26].
Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции — Цинхайи Ганьсу и два автономных района — Синьцзян и Тибет. Территория этого регионасоставляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Долярегиона составляет в добыче нефти страны -13,9%, в потреблении нефти- 5,8%.[27]
Особое место уделяется Синьцзянь-Уйгурскому автономному району(СУАР).Общий объем ресурсов здесь оценивается 40% от общего объема всех ресурсов вКитае, в том числе, нефти — 30% от общего размера нефтяных ресурсов на сушестраны.[28] Таким образом, Синьцзянь-Уйгурскийавтономный район за 40 лет стал крупнейшей в Китае базой по разработке ипроизводству нефти. Тот объем нефтедобычи, который ежегодно возрастает,частично перерабатывается на местных нефтехимических комбинатах, а такжетранспортируется в другие провинции, что свидетельствует о действительнокрупном запасе ресурсов черного золота. В поисках новых месторождений Китайбольшое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ именно в этомрайоне в местах самых крупных нефтяных бассейнов, которые располагаются вСиньцзяне, таких как Таримский[29], Джунгарский[30]и Цайдамский[31].
В 2004 г. было объявлено об открытии уникального нефтегазового месторождения в провинции Ганьсу.[32]
Еще одним из важнейших направленийработы по расширению ресурсной базы КНР стало освоение шельфовой зоны, гдесосредоточенно 15% всех нефтяных запасов Китая. Наиболее перспективными былипризнаны районы Бохайского залива (восточное побережье) и дельты р. Чжуцзян(Южно-Китайское море). Их разработка ведется как самостоятельно, так и в рамкахсовместных проектов с иностранными компаниями.
Тем не менее, первоначальный интерес,проявленный западными компаниями к китайскому шельфу, и прежде всего Бохайскомузаливу, после проведения дополнительных исследований и пробных буренийуменьшился, а первоначальные прогнозы были признаны излишне оптимистичными.
Что касается численности предприятий,то согласно статистике, с января по декабрь 2008 г. число предприятий нефтедобывающей и нефтехимической отраслей превысило 1421, из них 588 отраслейнефтедобывающие, а нефтехимических заводов насчитывается 409.[33]Такое большое количество предприятий свидетельствует о том, что Китай развиваети ускоряет добычу черного золота, во что бы то ни стало.
Таким образом, как свидетельствуют обэтом оба исследователя и Г.И.Чуфырин, и С.Ю.Голубчиков, возможности Китая поразвитию собственной ресурсной базы и обеспечения за ее счет потребностей внефтяном сырье крайне ограничены. Вероятно, в течение ближайших 10 лет будетдостигнут пик нефтедобычи (200 млн. т в год), после чего ее объемы будутснижаться. В этих условиях Китай вынужден будет обращаться за все большими ибольшими объемами ресурсов на внешние рынки.
Для того, чтобы предотвратить илихотя бы оттянуть момент резкого падения объемов добычи нефти в Китаерассматривается создание Стратегического нефтяного резерва, а такжекоммерческих запасов нефти.
Стратегический резерв планировалосьразместить в четырех основных хранилищах, расположенных в районах главныхморских нефтяных терминалов. Уже завершено строительство первого из них — врайоне порта Нинбо (провинция Чжэцзян), три остальных в Ляонине (порт Далянь),Шаньдуне (порт Хуандао) и второе хранилище в Чжэцзяне (Чжоушань) — былипостроены в 2008 г.
Кроме того, китайскими властями былиодобрены проекты сооружения к 2010 г. дополнительных коммерческих хранилищнефти и нефтепродуктов в провинции Гуандун.
Китай также вел переговоры овозможной закупке нефти в конце 2006 г. для Стратегического резерва сСаудовской Аравией и Ираном. Однако никаких официальных заявлений о сроках ивозможных источниках заполнения Стратегического резерва пока не прозвучало,также остался не определенным окончательный размер Резерва и неясна системауправления им.[34] В ряде публикацийкитайских исследователей указывается, что к 2010 г. стратегический резерв должен обеспечивать 40-дневный запас нефти, а к 2015 г. – 55-дневный.
Помимо государственных запасов вКитае появляются коммерческие хранилища. В Гуанчжоу (провинция Гуандун) и вШанхае идет строительство двух первых в стране частных нефтепродуктохранилищ.[35]
1.3Природный газ
Данный вид ресурса значительной роли в китайскойэкономике пока не играет. Его доля в структуре энергопотребления пока неподнимается выше 3%[36].
Ситуация сможет существенноизмениться после создания в стране соответствующей магистральной транспортной иместной распределительной инфраструктуры. Также для Китая, как и для любойдругой страны, необходимо четкое формирование системы цен, которое будетстимулировать рост потребления газа населением.
Немаловажным станет аспектужесточения экологических требований, так как по большей части Китай закрываетглаза на проблемы загрязнения окружающей среды. А внедрения новых технологий напроизводстве и в коммунальном хозяйстве послужат толчком к усовершенствованиюгазодобывающей сферы.
По оценкам китайских экономистов, дляреализации этих мер может потребоваться около 20 лет.[37]
В последние годы для увеличения ролиприродного газа в энергетической системе КНР предпринимаются активные шаги дляразвития газотранспортной инфраструктуры. Таким образом, в конце 2004 г. был введен в промышленную эксплуатацию крупнейший в Китае газопровод «Запад-Восток, которыйобеспечивает поставки газа из месторождений Таримского бассейна в Синьцзяне иОрдосского бассейна во Внутренней Монголии до центров потребления на востокестраны (Пекина и Шанхая). Этот газопровод является внутренним и не включает всебя доставку ископаемого из других стран.
В ближайшие годы будет построенавторая ветка этого газопровода, которая, по некоторым сообщениям, может бытьпродлена и до южных районов. Предполагается, что проект «Запад-Восток» придастзначительный импульс развитию газовой отрасли Китая — позволит на 50% увеличитьобъем добычи, на 1-2% повысить долю газа в энергобалансе.
Главным фактором использования природного газа станет замена им угля, таккак при добыче газа и при его использовании вред окружающей среде оказывается внаименьшей степени.
Стоит отметить, что на данном этапе развития Китай вполне можетудовлетворить потребности в природном газе, опираясь на собственные залежи.Однако, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 г. потребление газа в стране может значительно возрасти.
1.4Атомная промышленность
Данных, касательно атомной промышленности Китая, на 1980-е годы не такмного, скорее всего это обусловлено тем, что Китай не использовал атомнуюэнергию для производственных целей, хотя ядерной державой мировое сообществопризнало страну еще в 1964 году.
По данным китайских источников на 2007 год лишь 2,3% всей энергетикиприходится на атомную[38]. Примерно такое жепроцентное соотношение ресурсов сохраняется и в 2010 году, однако китайцыабсолютно четко понимают экологическое преимущество атомного топлива, онодействительно менее опасно для окружающей среды.
Таким образом, в 2003 году Национальной комиссией по развитию и реформамбыла принята Долгосрочная программа развития энергетики Китая.[39]До 2020 года она предусматривает внедрение технологий энергосбережения иснижение эмиссии парниковых газов.
К 2010 г. была поставлена цель уменьшения потребления энергии на единицуВВП на 20% и увеличения вклада возобновляемых энергетических источников на 10%.Ожидается, что в 2010 г. установленная мощность всех электрогенерирующих системстраны возрастёт.
Также до 2020 г. Китай планирует инвестировать в строительство новых АЭСи таким образом за это время доля производства электроэнергии на АЭСзначительно увеличится.
Энергетического потенциала Китаю было достаточно вплоть до 90х годов XXвека, однако, с началом экономических реформ и динамичном форсировании хозяйственныхдел страны, ресурсов стало не хватать. Представляется интересным изучитьэнергетическую ситуацию через призму экономических преобразований.
2) Экономические преобразования КНР иих отражение на энергетической безопасности страны
За последнюю четверть XX и начало XXI вв. китайская экономика многократновыросла. В стране сложился комплекс современных отраслей промышленности,строительства, транспорта, связи, торговли. По экономическому потенциалу Китайвошел в пятерку государств мира с самым крупным ВВП. Всем этим успехамсопутствуют реформы, начавшиеся в конце XX века, а точнее в 1978 году.
Длятого чтобы охарактеризовать процесс развития энергетической сферы КНР,представляется необходимым учитывать и общие процессы экономики, происходящие втечение реформирования. Мы проследим тенденцию развития внутреннегоэнергетического потенциала Китая совместно с другими отраслями хозяйства странычерез призму экономических реформ, начавшихся в 1978 году. Рассмотрим поэтапнуюразработку, как экономического курса КНР, так и энергетической стратегии внутристраны и сделаем акцент на возникших проблемах, требующих дальнейшего решения.
Наканунереформ китайская экономика отличалась чрезвычайно низкой производительностьютруда. Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженнойнеравномерностью. Существовал огромный контраст между более или менееблагополучными северными и восточными районами и нищими западными областями. Инаука, и техника и культура, — все нуждалось в обновлении. В важнейших областяхКитай отставал от мирового уровня, по самым скромным подсчетам, на 30 лет.[40]Все это привело к необходимости реформирования страны.
Итак,III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, на котором было объявлено о проведении в жизньполитики «реформы и открытости» стал первым шагом к исправлению той сложнойситуации, которая довлела над КНР.
Сутьпреобразований — коренное изменение старой экономической системы, ставшейпрепятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой,способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом,представляла собой своеобразную революцию, ее главной задачей являлосьосвобождение и эффективное развитие производительных сил Китая.
2.1Первый этап реформ
Реформыначались с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени.[41]Практически все крестьяне получили право на свободное сельскохозяйственноепроизводство, так как были упразднены народные коммуны. В основном отмененасистема государственных заготовок, освобождены цены на большинство видовсельскохозяйственной продукции. По результатам данных преобразований аграрныйсектор вышел из застоя и смог вступить на путь специализации и повышения товарности.Появились новые рабочие места для крестьян, что тем самым решало проблемыизлишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровнякрестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.
Что касается промышленной реформы, то в Китае был сохранен потенциалгосударственных предприятий и приняты меры по его активизации. Образованиеновых секторов промышленности происходило в основном в соответствии с принятымизаконодательными актами, в русле определенного отступления монопольныхструктур, малой приватизации.[42]
Уже в1978 году Китай занял первое место в мире по производству тканей, второе место– зерновых и чая, третье место – хлопка, бобовых, мяса, угля и химическихудобрений.[43] Как мы видим по этимданным, разработка сырья производилась еще не в очень больших объемах, и Китайвполне мог удовлетворить свои нужды в ресурсах.
2.2.Второй этап реформ
В октябре 1984 г. IIIпленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системыв городах. Это был второй этап реформирования. На этом же созыве впервыебыла выдвинута концепция плановой товарной экономики[44].Некоторым предприятиям предоставили небольшую свободу действий, постепенно онидолжны были стать самостоятельными самофинансирующимися экономическимисубъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей.
Четыре города — Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу — были объявленыспециальными экономическими зонами. Таким образом, второй этап реформ можноназвать переходом к рыночной экономике.
В энергетическом секторе китайскойэкономики были сделаны важные и весомые шаги, а именно были созданы трикрупнейшие государственные компании. В 1982 году для реализации проектов,связанных с добычей нефти на шельфе была учреждена Китайская национальнаяморская нефтяная компания (КНМНК). Китайская нефтехимическая корпорация(СИНОПЕК) была создана в 1983 г. и получила в свое распоряжение предприятиянефтепереработки, а также сбытовую сеть. А в 1988 году для ведениягеологоразведочных работ, а также нефте- и газодобычи на материке создалиКитайскую национальную нефтегазовую корпорацию (КННК).[45]
Как раз в 1984 году Китай вышел на первое место в мире по выработке угля,на четвертое – по производству электроэнергии, и пятое место занял в сфередобычи нефти. То есть на долю совокупной продукции сельского хозяйства ипромышленности пришлось 29.7%.[46] Однако, как говоритавтор работы «Китайская экономика в XXI веке» А.С.Селищев, к концу второгоэтапа экономической реформы экономическая структура страны продолжалаоставаться весьма отсталой.[47]
2.3 Третий этап реформ
На третьем этапе политики реформ правительство КНР заявило офорсировании экономики, ускорении прогресса рыночных отношений и темпов роста.На этот же этап пришелся пик иностранного инвестирования предприятий, какчастного толка, так и государственного, плюс ко всему инвестирование былососредоточено в промышленном и добывающем секторах.[48]
Еще в 1992 году, когда Дэн Сяопин объявил о планах очередной пятилетки,он призвал ускорить реформы и поддержать темпы роста экономики на уровне 10% ивыше, китайская печать, ученые и даже руководители страны неустанно разъясняли,что объективная ситуация и происходящие изменения в мире бросают вызов Китаю.Поэтому, по их словам, было необходимо, как никогда ранее убедительнопродемонстрировать всему миру и собственным гражданам свою способность быстронаращивать совокупную мощь государства и улучшать жизнь народа.[49]
В 1993 году прирост ВВП стал не 10%, а целых 13%, что в последствие оченьобеспокоило правительство КНР[50]. Экспертами по проблемамэкономического развития Китая высказано мнение, что тот самый " призыв кускорению развития и реформы могут привести к неблагоприятным явлениям вэкономике Китая. Хотя желание ускорить процесс развития страны вполнепонятно".[51]
И в ходе очередного этапареформирования нефтегазового сектора в Китайской национальной нефтегазовойкорпорации КННК и Китайской нефтехимической корпорации СИНОПЕК провели обменперерабатывающими и добывающими активами. Они превратились в вертикальноинтегрированные корпорации, имеющие в своем распоряжении добывающие,перерабатывающие, распределительные и сбытовые мощности. При этомфункциональное разделение сфер деятельности было заменено географическим: КННКсконцентрировала свою работу в северном и западном районах страны, а СИНОПЕК — в восточном и южном. Тем не менее, наследие старой системы пока сохраняется — КННК принадлежат доминирующие позиции в области добычи, СИНОПЕК — в областипереработки энергоносителей.[52]
Также появился еще один большой исложный вопрос в экономике, он касался китайской энергетики – это разрозненностьи запутанность системы управления. До 1980-х годов Китай располагалиерархически жестко выстроенной централизованной административной системой,представленной тремя отраслевыми министерствами, подчинявшимися ГоссоветуКитая, — нефтяной, угольной и химической промышленности. Затем, последостаточно длительного периода разделения и укрупнения административного аппарата,контроль над энергетикой сосредоточился в руках сначала Госплана, а еще позжеситуация вообще ушла из-под контроля.[53] О дальнейшихпоследствиях мы осветим чуть позже.
Таким образом, первые сложности с такназываемым «перегревом экономики», по словам российских и зарубежныхисследователей, начинаются на третьем этапе (1992-1997 гг.) экономическихреформ Китая. В дополнение ко всему доктор экономических наук Л.Гирич в своейработе «Китай: темпы рост и «перегрев экономики»» выделяет несколькоструктурных диспропорций хозяйства страны. Первой диспропорцией он считаетотставание сельского хозяйства от развития промышленности и народногохозяйства. Вторым фактором Л.Гирич рассматривает отставание транспортной сферыэкономики и системы связи от развития промышленности и сельского хозяйства[54].И самой важной информацией для нашей работы являются сведения о том, что однойиз диспропорций стало появление относительно большого по сравнению собрабатывающими отраслями природоэксплуатирующего сектора. Под этим секторомподразумевается сельское хозяйство и, конечно, добывающая промышленность,включая сектор первичной переработки сырья и производства материалов [55].Это является диспропорцией, потому что в стране перманентно возникает дефицитпродуктов питания, одежды, энергетических ресурсов, сырья и материалов.Основываясь на этих данных, мы уже сейчас можем сделать небольшой вывод огрядущей проблеме энергетической безопасности Китая. Так и есть, в 1993 годуКитай становится импортером нефти. В 1996 году правительство КНР приняло планпо наращиванию объемов производства и добычи нефти, которое предусматривало к2010 году достигнуть уровня добычи в 300 млн. т в год.[56]Проблемным добычу топлива делало сложное геологическое строение территории инеобходимость крупных вложений в эту сферу.
2.4 Четвертый этап реформ (1998-2002)
На четвертом этапе реформирования акцент делался на дальнейшееразвитие пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники итехнологии, диверсификации потребления в деревни.
Уделялось особое внимание развитию автомобильной промышленности,провозглашенной в то время одной из опорных отраслей. Также было осуществленожилищное реформирование, которое предусматривало полное прекращение практикибесплатного распределения жилья и поощряло активное использование ипотечногокредитования при покупке жилья по рыночным ценам [57].Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «системасовременных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам ифабрикам, поставляющим основную массу продукции.
Что касается промышленности, то рост этой отрасли вместе со строительнойсферой превышал 20%, это означало превышение планового показателя в 4 раза.[58]Такое явления происходило из-за создания в городе и деревне промышленных предприятийколлективной, индивидуальной и смешанной форм собственности. Также расширялсяфронт нового капитального строительства.
Все более ускоряющаяся экономическая активность вызвала повышенный спросна сырье, материалы, электроэнергию, топливо, продукты питания. И уже в 1999году удовлетворить свои потребности в энергоресурсах Китай не мог.[59]
Таким образом, Китай столкнулся с действительно сложной проблемойэнергетической безопасности, нехватка ресурсов заставляет его менять не тольковнутренний политический курс, но и внешнюю стратегию.
Правительство страны неоднократно разрабатывало энергетические стратегии,благодаря которым развитие экономики Китая, хоть и зависит частично от внешнегомира, и в то же время, извлекает из этого выгоду.
КНР грамотно пользуется своим авторитетом крупного экспортера товаров легкойпромышленности на мировой арене и успешно заключает соглашения со странами,имеющими возможность с вопросом о ресурсах.
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что действительно важнойсоставляющей любой развивающейся экономики, является ее энергетическаябезопасность. Для Китая как экономического «гиганта» на мировой арененеобходимость в безопасности также чрезвычайно актуальна.
В нашей работе мы достаточно подробно рассмотрели энергетическую базуКНР, охарактеризовали уровень развития его топливно-энергетической базы, нефте-и газодобывающей промышленности, а также успехи в атомной отрасли.
Также мы изучили этапы экономическихреформ КНР, их положительные и отрицательные последствия касательно сферыэнергетики. Постарались выявить внутренние проблемы энергетической безопасностиКитая.
Мы видим, что развитие экономикисопряжено с различными издержками, препятствиями и в то же время успехами идостижениями.
Для поддержания должного уровняразвития, Китаю необходимо предпринимать меры, изыскивать новые стратегическиподходы к проблеме энергетической безопасности, чем он достаточно успешнозанимается. Правительство КНР достаточно быстро перешло от пассивной линииповедения во внешней политике к активной и трансформировалось в крупногоучастника событий мирового масштаба.
В целях обеспечения себя необходимымиэнергоносителями Китай выходит на внешние рынки стран Латинской Америки,Африки, Средней Азии и России. Он также переходит от политики двухстороннихотношений к политике многостороннего сотрудничества, другими словами,диверсифицирует импорт энергетических ресурсов.
Одновременно с положительнымитенденциями, возникают и проблемы, как внутренние, так и внешние. Вопросы сорганизацией властных структур и упорядочения энергетической параллели власти,вопросы устаревания обрабатывающего оборудования, требующего модернизации.
Вопросы геополитического характера направо добычи энергоносителей на той или иной территории, при наличии другихгосударств, нуждающихся в ресурсах.
Правительство абсолютно адекватнодает себе отчет в наличии вышеперечисленных моментов, и предпринимаетдостаточно большие усилия для регулирования проблемных ситуаций.
Список литературы
1. Б.Г.Гуревич«Актуальные проблемы Центральной Азии и Китая: история и современность»
2. Г.И. Чуфрин Китайв XXI веке: глобализация интересов безопасности.
3. СправочникКитайская народная республика. — М.: Политиздат, 1989
4. А.С.Селищев., Н.А.Селищев.Китайская экономика в XXIвеке.- М. – 2004 год.
5. З. Муромцева«Реформа в промышленности КНР: трудный путь»//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.11
6. Л.Гирич Китай:темпы рост и перегрев экономики// Обозреватель. – 1993. – №4. – с.7
7. В.И.Анненков., Н.М.Лахтовский.«Энергетическая безопасность в условиях глобализации»// Обозреватель. — 2010год.- №1.-с.37
8. С.Ю.ГолубчиковПерспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика,техника, экология– 2004. — №9.- С.36-39
9. В.Г. Гельбрас.Цена экономических успехов Китая//Мировая экономика и международные отношения.– 2007. – №9. – с.26.
Интернет источники
1. Аналитическийпортал yu-ra.ru/aif/atomnaya-energetika-kitaya
2. Сайт: www.metcoal.ru/news.asp?action=item&id=13269
3. Сайт Компании «Optim Consult»: www.chinapro.ru/rubrics/13/1419/
4. Портал: www.neftevedomosti.ru\
5. Сайт: www.mineral.ru/Analytics/worldtrend/108/49/index.html