G20 попреодолению последствий мирового финансового кризиса
Я считаю, чтосаммит «большой двадцатки» занял в современной истории совершенно особое место.Дело в том, что в течение нескольких последних десятилетий на планете непроводилось ни одной совместной встречи мировых лидеров, которые имели бы стольнасущную и затрагивающую интересы каждого жителя планеты повестку дня. Побольшому счету, эта повестка в виде необходимости принятия пакетанезамедлительных антикризисных мер и явилась причиной для принципиальногоизменения формата встречи в верхах, когда место «восьмерки» заняла «группадвадцати». Ведь в странах, входящих в эту группу, проживает две трети населенияпланеты, на них приходится приблизительно 90 процентов мирового ВВП и 80 проц.мировой торговли.
Этотмеждународный институт, во главе которого, согласно ротации стран-участниц,стала Великобритания, был создан в декабре 1999 года по инициативе главфинансовых ведомств, промышленно развитых стран «семерки» с целью налаживаниядиалога со странами развивающейся экономики по ключевым вопросам экономическойи финансовой политики. В состав группы входят: Австралия, Аргентина, Бразилия,Великобритания, Германия, Канада, Китай, Республика Корея, Индия, Индонезия,Италия, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Африка,Япония и Европейский союз.
«В заседанияхГруппы от Евросоюза ранее всегда участвовали представитель страны, председательствующейв ЕС, и президент Европейского центрального банка. Кроме того, в нихтрадиционно принимают участие президент Всемирного банка,директор-распорядитель Международного валютного фонда и председатели совместныхорганов Всемирного Банка и МВФ»[1].
До осенитеперь уже минувшего года наивысшим уровнем работы группы был формат ежегодныхвстреч министров финансов и глав Центробанков. При этом подобные встречи всегдапроводились в стране, которая была председателем группы. В этой роли уже успелипобывать Канада с конца 1999 по 2001 год включительно, Индия /2002 г./,Мексика /2003 г./, ФРГ /2004 г. /, КНР /2005 г./, Австралия/2006 г. /, Южная Африка /2007 г./ и Бразилия /2008 год/.
Лидеры страныГруппы двадцати на саммите в Лондоне согласовали пакет мер по поддержке мировойэкономики на общую сумму $1,1 трлн. Также в итоговом коммюнике саммитазафиксированы решения, которые должны стать основой для новой системыглобального финансового регулирования. Деньги Согласно тексту итоговогокоммюнике, лидеры G20 одобрили увеличение ресурсов Международного валютногофонда на $500 млрд. – с $250 млрд. до $750 млрд. (в том числе $250 млрд. – вформе немедленного финансирования от стран-участниц). Участие в этом механизмебудет добровольным. Предполагается несколько опций финансирования, каждаястрана сможет выбрать для себя подходящий вариант. В частности, Китай планируетпокупать облигации МВФ, Россию также устраивает вариант облигаций. Решение орыночных заимствованиях МВФ «в случае необходимости» отражено в итоговомкоммюнике. Предполагается, что облигации будут иметь наивысший кредитныйрейтинг и страны смогут размещать в них свои резервы. Объем выпуска бумаг вкоммюнике, как и предполагалось, не зафиксирован. В итоговое коммюнике, как ипланировалось, также вошло решение о размещении 250 млрд. SDR ($373 млрд.)среди акционеров МВФ. Из этой суммы $100 млрд. будут направлены на emergingmarkets и в развивающиеся страны. SDR – специальные права заимствования,созданы МВФ в 1969 году для поддержки резервов стран-акционеров фонда. Онираспределяются между странами в соответствии с их квотой в фонде. SDR такжеслужат единицей расчетов МВФ и некоторых других международных организаций. Какотмечал ранее источник в делегации РФ, это пополнит мировую ликвидность, астраны при этом получат возможность более гибко управлять своими средствами. Страныпри необходимости смогут взять у МВФ денежные средства на сумму, эквивалентнуюполученным SDR, при этом за пользование этими деньгами не нужно будет платитьпроценты. Акционеры также смогут предоставить полученные SDR в виде кредитовдругим странам и получать за это проценты. SDR будут распределяться всоответствии с квотами стран-акционеров МВФ. Также в коммюнике отмечено, чтостраны G20 поддержат выделение как минимум $100 млрд. в виде дополнительногофинансирования со стороны международных банков развития. Капитал Азиатскогобанка развития планируется увеличить на 200%, также будет проанализировананеобходимость докапитализации банков развития Европы (ЕБРР), Америки и Африки. Еще$250 млрд. предназначено на поддержку торгового финансирования. Дополнительныересурсы для финансовой поддержки беднейших стран будут аккумулированы за счетпродажи золота Международным валютным фондом. «Вместе с внутренними мерами,которые приняты каждой отдельной страной, это составляет глобальный планвосстановления беспрецедентного масштаба»[2]. По решениюG20, реформа квот МВФ должна быть завершена к январю 2011 года. Также «двадцатка»признала необходимость проанализировать возможность увеличения роли советауправляющих МВФ в принятии фондом стратегических решений. Всемирный банк нагодовом собрании осенью 2009 года должен будет представить конкретныерекомендации по изменению долей и голосов акционеров, системы голосования ивнутреннего управления. Реформа банка должна быть согласована к весенней сессии2010 года. Торговля. Авторы коммюнике вновь выразили намерение бороться спротекционизмом в мировой торговле, объем которой снижается впервые за четвертьвека». Мы не повторим исторические протекционистские ошибки прошлых эпох»[3].Особо подчеркивается недопустимость создания барьеров на пути перетокакапитала, в первую очередь – в развивающиеся страны. Страны G20 сохраняютстремление к достижению «амбициозного и сбалансированного завершения» Дохийскогораунда переговоров в рамках ВТО. Это позволит увеличить объемы глобальнойторговли как минимум на $150 млрд. в год. Регулирование как отмечается вкоммюнике, крупные банкротства в финансовом секторе и провалы финансовогорегулирования и надзора стали фундаментальными причинами кризиса. «Доверие небудет восстановлено, пока мы не возродим веру в нашу финансовую систему. Мыпредпримем меры для построения более сильной, более последовательной надзорнойи регуляторной основы для будущего финансового сектора», – говорится вдокументе. В коммюнике подчеркивается необходимость повышения уровнясотрудничества между государствами по вопросам надзора за финансовой системой. G20решила преобразовать Форум финансовой стабильности в Совет финансовойстабильности, расширив его мандат. Этот Совет будет, в частности, определятьслабые места финансовой системы, способствовать координации и обменуинформацией среди органов власти, отвечающих за финансовую стабильность. Советтакже будет сотрудничать с МВФ в части предупреждения кризисов. Для усилениямеждународного сотрудничества «двадцатка» договорилась к июню 2009 года создатьпостоянные надзорные коллегии для самых значимых трансграничных корпораций.Лидеры G20 договорились, что до восстановления роста экономики международныестандарты минимальных требований к капиталу должны оставаться неизменными. Там,где возможно, требования к капиталу должны быть снижены, чтобы облегчитьпредоставление займов в ухудшившихся экономических условиях. Но послевосстановления роста экономики стандарты должны быть ужесточены. Базельскийкомитет по банковскому надзору должен пересмотреть минимальные требования ккапиталу в 2010 году. Фонды или управляющие ими компании будут проходитьрегистрацию и будут обязаны раскрывать необходимую информацию надзорным иликонтролирующим органам, включая информацию о привлеченных заемных средствах. Повозможности регистрация должна быть сведена к минимуму. Совет финансовойстабильности разработает механизмы сотрудничества и обмена информацией междуорганами власти, которые будут контролировать хедж-фонды, чтобы сделать болееэффективным надзор в случае, если фонд и управляющая им компания расположены вразных юрисдикциях. Эта работа должна быть завершена к концу 2009 года. Регуляторыдолжны потребовать от институтов, работающих с хедж – фондами, эффективногориск – менеджмента, который предполагает мониторинг уровня заемных средствхедж-фондов и установления лимитов на каждого контрагента. G20 также намеренаспособствовать стандартизации и устойчивости рынков кредитных деривативов.
«В частности,по мнению «двадцатки», эффективному регулированию и надзору будетспособствовать создание центра клиринговых расчетов. G20 поддержала принципывознаграждения и выплаты компенсаций в значимых финансовых институтах,разработанные Форумом финансовой стабильности. Страны договорились, чтозначительный прогресс в их внедрении должен быть достигнут при выплатевознаграждения за 2009 год. Принципы предполагают, что советы директоровкомпаний должны играть активную роль в создании, управлении и оценке схемкомпенсаций. Условия компенсаций, включая бонусы, должны отражать риски, апланы выплат должны быть чувствительны к временному горизонту рисков. Компаниибудут обязаны раскрывать полную информацию о компенсациях. Акционеры должныполучать адекватную информацию о правилах выплаты компенсаций. Регуляторы будутоценивать правила компенсаций компаний»[4]. Принеобходимости они смогут вмешиваться, в частности, смогут увеличить требованияк капиталу. «Борьба с «налоговым раем» G20 призвала все страны внедритьмеждународные стандарты обмена информацией, принятые «двадцаткой» в 2004 году. «Вотношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговойинформацией, государства G20 готовы принимать «согласованные меры». В этойсвязи планируется выработать меры, направленные на увеличение требований пораскрытию информации о сделках с участием контрагентов из non-cooperativejurisdictions, взимание налогов с таких сделок и отказ от налоговых изъятий.Кроме того, международным и региональным институтам развития рекомендовано пересмотретьсвою инвестиционную политику с учетом того, является ли та или иная страна неследующей стандартам обмена информацией. G20 также призвала FATF усилитьпроцесс анализа юрисдикций на предмет соответствия международным требованиям.FATF и Совет финансовой стабильности должны будут на следующей встречеминистров финансов и глав ЦБ стран G20 отчитаться о динамике внедрениястандартов обмена информации»[5]. Мы готовы квведению санкций (против стран, не соответствующих стандартам – ИФ), чтобызащитить наши государственные финансы и финансовые системы. Эра банковскойтайны закончена. В частности, говорится в коммюнике, все рейтинговые агентства,чьи оценки используются в регуляторных целях, должны быть субъектами надзорногорежима, который, в частности, будет включать процедуру регистрации. Этот режимдолжен быть запущен к концу 2009 года. Национальные регуляторы должныпотребовать от рейтинговых агентств усиления контроля за конфликтом интересов иобеспечения прозрачности и качества процесса присвоения рейтингов. Надзорныемеханизмы во всех странах не должны противоречить друг другу, а регуляторыдолжны обмениваться необходимой информацией»[6]. «Оценкаитогов Президент РФ Дмитрий Медведев представил свою оценку итогов саммита G20на пресс-конференции в Лондоне. Он предостерег от возможной эйфории от принятиядолгожданных совместных решений. «Мне бы хотелось сказать, что это перелом, нокак ответственный человек я так говорить не буду. Я не возьмусь, конечно,сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется: сегодняво многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе ив экономике мировой в целом еще три, четыре, пять лет назад», – сказал Д. Медведев,подчеркнув при этом, что саммит «двадцатки» стал шагом в правильном направлении»[7].Он также сравнил нынешний саммит с аналогичным саммитом в Вашингтоне, и выразилмнение, что саммит в Лондоне оказался более конкретным. По словам Д. Медведева,«все те решения, которые были приняты – и по финансовой поддержке, и постабилизации на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственностигосударств за их макроэкономическую политику, и по судьбе финансовых институтов– это все абсолютно конкретные и серьезные решения, адресованные в будущее». Онсообщил, что значительная часть финансовой помощи со стороны России в рамкахобщего пакета, согласованного G20, будет направляться из антикризисного фондаЕврАзЭС и по линии двусторонних соглашений. «Мы будем предоставлять помощь втех размерах, которые еще подлежат согласованию.
«Нозначительная часть этой помощи пойдет по линии антикризисного фонда ЕврАзЭС,который в настоящее время формируется в объеме $10 млрд, а также по линиидвусторонних соглашений», – отметил президент РФ.Д. Медведев отметил, чторечь идет о тех государствах, которые «имеют кредитные линии от РФ, и которыесегодня нуждаются в поддержке в силу сложного финансового положения в их экономиках».Комментируя позицию G20 по борьбе с протекционизмом, Д. Медведев сказал: «позициялидеров государств простая: протекционизм в период кризиса, как явление вцелом, вреден». При этом президент признал, что протекционизм – это тяжелаятема, поскольку «все страны клянутся в приверженности делу борьбы спротекционизмом, отказываются от протекционизма, а де-факто все равно принимаютзащитные меры». «Мотивы принятия таких решений легко объяснить, потому чтокогда возникают проблемы на конкретных предприятиях, большинство руководителейстран и правительств действуют в пользу национальных интересов», – сказал Д. Медведев.Но в целом, подчеркнул глава государства, «протекционизм – вредная для мировойэкономики штука». «И поэтому по протекционизму были сделаны специальныезаявления в рамках того коммюнике, которое мы приняли», – отметил Д. Медведев».[8]
«Этоозначает, пояснил он, что страны «должны воздерживаться от принятияпревентивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и блокируютработу на рынках». Россия готова отказаться от протекционистских мер в случае,если будет доказана их неэффективность и вред, наносимый иностраннымгосударствам и производителям. «Мы, конечно, должны воздерживаться отпримитивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и работу нарынках», – сказал Д. Медведев. По словам главы государства, «мы должнывнимательны образом отнестись к тем мерам, которые уже приняты: если эти меры,и это касается всех – и России в том числе, – покажут, что они неэффективны,тогда от таких мер следует отказываться». «Но в некоторых случаях – и мы обэтом открыто говорим, и я об этом говорил своим коллегам – нужно еще убедитьсяв том, что такие меры не действуют или, наоборот, наносят вред интересаминостранных производителей, иностранных государств», – подчеркнул Д. Медведев».[9]