Реферат/>
Международный аспект развития экономических отношений ЕС и Израиля
Экономическая сфера – самая динамичная и самая развитая сфераотношений стран Европейского Союза и Израиля. Западная Европа в 90-е годы – главныйвнешнеторговый партнер Израиля. В целом Европа признает, что в экономическом планеИзраиль является одной из передовых стран на Ближнем Востоке. Израильский научныйпотенциал достаточно велик, чтобы представлять интерес для развитых стран Европы,особенно в области высоких технологий.
Израиль чрезвычайно заинтересован в расширении экономическогосотрудничества с Европой. Уже в 1958 г., когда вступил в силу Римский договор осоздании Европейского Экономического Союза, израильское правительство представилов Европейскую комиссию меморандум о необходимости заключения всестороннего соглашениямежду ЕЭС и Израилем. ЕЭС представляет для израильского экспорта стабильный рыноксбыта, не подверженный изменениям в зависимости от политического климата (в отличиеот африканского и южноамериканских рынков).
В начале 1990-х годов между Израилем и европейскими странами действовалосоглашение о кооперации 1975 г., предусматривавшее создание зоны свободной торговлипромышленными товарами между ЕЭС и Израилем. Однако к началу 1990-х годов обеимсторонам было очевидно, что это соглашение устарело и нуждается в пересмотре. Израильскиепредприниматели и экономисты были особенно обеспокоены приближением 1993 г., когдаевропейское объединение поднимется на качественно новую интеграционную ступень,сопровождающуюся созданием единого рынка. Выдвигаемые Израилем требования, касающиесясодержания нового договора, сводились к следующему: предоставление больших льготдля некоторых сельскохозяйственных продуктов; смягчение регламентации экспорта продукцииизраильской электронной промышленности; предоставление более свободного доступак государственным заказам, прежде всего на электронную и вычислительную технику.Израильские лидеры были чрезвычайно озабочены дефицитом в своем торговом балансес Европой (к началу 1990-х соотношение импорта в Израиль из стран ЕС и экспортасоставляло 2:1).
Существует несколько причин дефицита в торговле Израиля с Европой.Во-первых, дискриминация израильских товаров, масштабы которой с трудом поддаютсяоценке. На дискриминацию указывал Рабин в январе 1993 г. как на главную причинудефицита. Однако это только часть проблемы. Европейская сторона указывает на другиепричины: экономика стран-членов Союза стала эффективнее в этот период, а Израильне сделал многих важных шагов для либерализации частного предпринимательства и торговлиот чрезмерных государственных бюрократических ограничений. Израильские товары сталименее конкурентоспособны, и потребности израильтян в импорте возросли.
Кроме того, экономическое развитие и прогресс внутри Евросоюзаоказывают негативное влияние на Израиль. Например, расширение ЕС (за счет Испаниии Португалии) предоставило владельцам цитрусовых плантаций Иберийского полуостровапреимущества по сравнению с их израильскими конкурентами, так как первые могли беспошлинноперевозить продукцию по всей Европе, а Израиль вынужден был платить пошлины.
Однако в 1992 г. страны Европы были еще не готовы вести серьезныепереговоры по этому вопросу, и идею обновления экономических соглашений между двумястранами пришлось отложить. Восприимчивость ЕС к предложениям Израиля о пересмотресуществующего экономического соглашения находилась под влиянием политических процессов.Когда у власти находилось правительство Шамира, Брюссель не реагировал на подобныепредложения, но победа левого правительства во главе с Рабиным в июне 1992 г. изменилаподход европейцев.
В мае 1992 г. министр иностранных дел правого правительства ШамираДавид Леви посетил Брюссель, где встречался с лидерами 12 стран-членов ЕС. Левипытался убедить европейских министров провести переговоры о новом соглашении с Израилем.Брюссель настаивал на проведении параллельных многосторонних переговоров по экономическойкооперации на Ближнем Востоке. Однако Израиль отказался участвовать в этих переговорах,протестуя против участия в них палестинцев, проживающих в арабских странах. В ответминистры ЕС предупредили Леви, что обновление договора не последует, пока Израильотказывается поддержать попытки ЕС содействовать региональной кооперации.
После победы в 1992 г. левых сил в Израиле, Ш. Перес возглавилминистерство иностранных дел и отправился в тур по европейским столицам, в которомпытался заручиться европейской поддержкой развития экономики Ближнего Востока. ВЕС с энтузиазмом приняли известие о смене правительства в Израиле. В декабре 1992г. начались переговоры о новом соглашении, однако им помешал политический скандал.17 декабря 1992 г. в ответ на похищение и убийство израильского пограничника военизированнымкрылом организации «ХАМАС», Израиль депортировал в Ливан более 400 подозреваемыхактивистов «ХАМАС» и группировки «Исламский Джихад». Мировое общественное мнениеосудило эту акцию, и в последующие несколько недель Комиссия ЕС заявила об отсрочкедальнейших переговоров. Комментируя этот шаг, один из дипломатов ЕС отметил: «Никтов Союзе пока не говорит о необходимости ввести санкции против Израиля. С другойстороны, широко распространено мнение, что было бы неправильно награждать израильтянза неуважение прав человека». Таким образом, новое соглашение снова откладывалосьна неопределенный срок.
Тем временем европейские политики почувствовали, что экономическаясфера – это та область, в которой они могут эффективно воздействовать на ближневосточныестраны с целью усадить их лидеров за стол переговоров. Кооперацию на Ближнем Востокеевропейцы приветствовали как необходимое условие достижения политических мирныхсоглашений между Израилем и арабскими странами.
Еще в начале интересующего нас периода, после Мадридской мирнойконференции, ЕС была поручена работа Региональной Рабочей Группы ЭкономическогоРазвития (РРГЭР) по связям и помощи странам Ближнего Востока. Первые три раундапереговоров выделили сферы деятельности группы, в том числе:
– коммуникации и транспорт (развитие этого направления было порученоФранции);
– энергетика (ЕС);
– сельское хозяйство (Испания);
– финансовые рынки (Англия);
– торговля (Германия).
Четвертый раунд переговоров состоялся в Копенгагене сразу послеподписания Декларации Принципов между Израилем и Палестиной. В Копенгагене сталоясно, что необходимо интенсифицировать работу РРГЭР, чтобы ее роль не была отодвинутана второй план. Группа приняла Копенгагенский План Действий, который предусматривал33 различные инициативы по отношению к Израилю, Палестине и их соседям. Этот планстал рабочей основой РРГЭР. На последующих пленарных заседаниях в Рабате (июнь 1994г.) и Бонне (январь 1995 г.) ответственные страны и объявили о своих новых инициативахв рамках Копенгагенского Плана. Для финансирования этих инициатив ЕС объявил, чтовыделит 6 млн. долларов для подготовки анализа осуществимости этих планов, и еще9,2 млн. долларов было выделено для исследований и для работы между сессиями, чтобыобеспечить быстрое выполнение Копенгагенского Плана.
ЕС стимулирует стороны использовать и высказывать идеи о будущейдолгосрочной перспективе своих экономических отношений и создавать механизмы и институтыдля поддержки своих усилий по региональной кооперации.
На пленарном заседании в Рабате стороны признали необходимость:
– объединить общие возможности и взяться за решение общих проблемкоординированными усилиями;
– удалить препятствия к расширению частного сектора;
– способствовать развитию региональной торговли, облегчить инвестированиеи развитие инфраструктуры;
– поддержать свободное движение людей, товаров, услуг, капиталаи информации внутри региона.
Рабочая группа также согласилась в Рабате учредить наблюдательныйкомитет, который будет состоять из представителей сторон в регионе. Цель комитета– позволить основным акторам в регионе – Египту, Израилю, Иордании и ПалестинскойАвтономии – принять прямое участие в воплощении Копенгагенского Плана. Было решено,что Комитет будут возглавлять как региональные представители, так и представителиЕС. Главенствующую роль в Комитете будет выполнять представитель от одной страны,которая будет меняться в алфавитном порядке – начиная с Египта (с 1 января 1995года). Израиль в рамках этого Комитета был ответственен за торговлю.
В ноябре 1995 года на экономическом саммите в Аммане было решено,что секретариат комитета будет находиться здесь же, в Аммане, на Ближнем Востоке,а не в Европе. На сегодняшний день действия этого комитета очень незначительны,большинство проектов – в зачаточном состоянии. Тем не менее это первый функционирующийрегиональный институт, порожденный ближневосточным мирным процессом и усилиями ЕС.
В 1994 году Совет Министров Европы решил разрешить Комиссии СоветаЕвропы начать переговоры о новом договоре о научной и технической кооперации с Израилем.В постановлении по этому вопросу говорилось: «Совет Европы считает, что Израиль,в свете высокого уровня его экономического развития, может иметь специальный статусв отношениях с европейскими странами на основе взаимности и общих интересов». Этопризнание явилось важным шагом вперед и в вопросе о разработке нового экономическогосоглашения с Израилем. Конференция-саммит в Корфу в июне 1994 года отметила медленноепродвижение переговоров по заключению нового соглашения. Израильские и европейскиеобозреватели переговорного процесса ЕС и Израиля замечали, что хотя экономическиевопросы очень важны, именно политические связи с мирным процессом, в конечном счете,определят масштабы нового договора.
На саммите Совета Министров ЕС в декабре 1994 года была принятаспециальная декларация по Израилю. Она была предназначена для того, чтобы увеличитьколичество точек соприкосновения Израиля и ЕС, а также подготовить почву для заключениянового соглашения между ЕС и Израилем. Министр иностранных дел Израиля получил уведомлениеот германского министра Клауса Кинкеля, что принципы нового соглашения с Израилемуже подготовлены. В документах израильского МИД говорится, что это расширит промышленнуюи сельскохозяйственную торговлю Израиля с ЕС. Израиль придавал (и продолжает придавать)особое значение исследованиям и разработкам ЕС, и соответствующим пунктам в соглашении,которые позволят ему играть активную роль в этой сфере. Другие важные вопросы дляИзраиля – это были финансовые услуги, доступ к правительственным поставкам и кооперацияв области культуры, коммуникаций, борьба с наркотиками и т.д.
В июне 1995 г. Г. Коль посетил Израиль, особенно горячо одобрил«особые отношения» между Израилем и ЕС, которые должны сложиться после подписаниянового соглашения. Но процесс принятия внешнеполитических решений в ЕС чрезвычайнозатянут, и новый договор долгое время откладывался. Греческий посол в Израиль Цокосотмечал: «Бюрократия — это международный феномен, от которого мы все страдаем. Израильзнает об этом».
Во время своего визита в Израиль в марте 1995 г., британский премьер-министртакже внес свой вклад в развитие экономических отношений с Израилем. Он провел вИзраиле бизнес-семинар, на который приехали многие крупные британские бизнесмены,среди них – представители компаний «British Aerospace» и «General Electric», традиционно воздерживавшихся от бизнесас Израилем. Говорилось, что Великобритания обеспечит увеличение количества научныхгрантов, а также учителей английского языка, что поспособствует связям между европейскимии израильскими университетами. Научный и технологический фонд, основанный в 1994г. для совместной работы над вопросами, приоритетными для обеих стран, был удвоен.Израиль в 1995 году занимал 3-е место в торговле Великобритании на Ближнем Востоке.Торговый оборот между двумя странами в этот период составлял 1,5 млрд. фунтов стерлинговв год. Таким образом, крупнейшие страны ЕС продемонстрировали свою заинтересованностьи готовность к сближению в экономической сфере.
В ноябре 1995 года ЕС начал в Барселоне переговоры о Евро-Средиземноморскомпартнерстве, направленные на развитие новых мирных отношений в Средиземноморскомрегионе. Соглашение о партнерстве, по мысли официальных лиц в ЕС, должно было снизитьнапряженность между Израилем и арабскими странами.
На конференции в Барселоне присутствовали 15 членов ЕС и 11 представителейот других Средиземноморских стран. В принятой на конференции Барселонской Декларацииутверждалось:
1. Политическое партнерство и партнерство по вопросу безопасности.Говорилось о создании общей зоны мира и стабильности, об укреплении политическогодиалога, власти закона, демократии, соблюдении прав человека, основных свобод, территориальнойцелостности, добрососедских отношений. евросоюз израиль экономика политика
2. Экономическое и финансовое партнерство. Целью провозглашалосьсоздание зоны Общего Благосостояния, улучшение условий жизни, занятости, региональнаякооперация и интеграция, возможное создание в 2010 году свободной торговой зоныв Средиземноморье, финансовая помощь от ЕС и взаимная помощь стран-участниц.
3. Партнерство в социальных и гуманитарных аспектах, т.е. контактымежду гражданами, борьба с контрабандой наркотиков, международными преступлениямии коррупцией, расизмом, ксенофобией, религиозным и иными видами нетерпения.
Был основан постоянный Евро-Средиземноморский Комитет по Барселонскомупроцессу для контроля за выполнением всех целей, записанных в Декларации.
Решение организовать Барселонский процесс мотивировано стремлениемЕС утвердить свою роль и свои приоритеты в зоне, расположенной географически близкок Европе, без необходимости всякий раз искать поддержки США8. Необходимоотметить, что в прошедшие годы европейско-средиземноморское партнерство было вообщеединственным форумом, где регулярно и на различных уровнях встречались представителиИзраиля, Сирии, Палестинской администрации, Ливана и других арабских государств.И в этом плане можно считать Барселонский процесс крупным успехом европейской внешнейполитики на Ближнем Востоке. Однако без ощутимых успехов на арабо-израильских мирныхпереговорах у проекта Европейско-средиземноморского партнерства будет мало шансовна реализацию.
Для Израиля результатом Барселонской конференции стало подписание«Ассоциативного соглашения» с ЕС в Брюсселе 20 ноября 1995 г. Оно является основойэкономических взаимоотношений двух стран. В рамках этого соглашения у Израиля появилсяшанс улучшить свой экономический статус по отношению к Европе, особенно в областистоль важных для него новых технологий.
В преамбуле соглашения подчеркивается важность принципов УставаООН, в особенности соблюдение прав человека, демократических принципов и экономическойсвободы; необходимость укрепить политическую стабильность и экономическое развитиерегиона с помощью поддержки региональной кооперации; необходимость начать регулярныйполитический диалог в двустороннем и международном контекстах; необходимость поддерживатьдиалог по научным, технологическим, культурным и социальным вопросам. Уважение правчеловека и демократических принципов является основой внутренней и внешней политикиИзраиля и ЕС и составляет необходимый и позитивный элемент Соглашения. По просьбеИзраиля, в преамбуле также содержится совместное заявление о важности, которую обестороны придают борьбе с ксенофобией, антисемитизмом и расизмом.
Основной текст содержит положения о регулярном (ежегодном) политическомдиалоге на министерском и парламентском уровне. В соглашении провозглашается свободнаяторговля производственными товарами, прогрессивная и взаимная либерализация торговлипродукцией сельского хозяйства. Принципиально новым элементом в соглашении сталоположение о либерализации рынка услуг и капиталов и о праве создания организаций.Остальная часть основного текста предусматривает проведение дальнейших переговоровдля прояснения вопросов освобождения от всех ограничений движения капитала, введениямеждународных стандартов в области защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческойсобственности, кооперации в области финансовых услуг, таможни, транспорта, туризма,унификации законов, борьбы с наркотиками и отмыванием денег. Приветствуется развитиемолодежного обмена между странами и т.д. Провозглашается поддержка кооперации междугосударствами региона. Приоритетными в области кооперации объявлены объединениеэнергосистем, водные ресурсы, окружающая среда, коммуникации.
Соглашение предусматривает создание официальных структур, такихкак Ассоциативный Совет, возглавляемый с израильской стороны министром иностранныхдел, который должен собираться раз в год. В помощь ему создан Ассоциативный Комитет,возглавляемый генеральным директором Министерства иностранных дел.
Следует отметить, что между ЕС и Израилем после Барселонской конференциидействовало временное экономическое соглашение, так как не все страны-члены ЕС сразуратифицировали более полное Ассоциативное соглашение. Франция и Бельгия не ратифицировалиокончательный его текст до 2000 г., что связано главным образом с политическимипричинами – недовольством политикой правого правительства Нетаньяху и желанием задействоватьимеющиеся рычаги влияния на Израиль. Ассоциативное соглашение вступило в силу 1июня 2000 г. после ратификации его парламентами 15 стран-членов ЕС, ЕвропейскимПарламентом и израильским Кнессетом. 13 июня 2000 г. Ассоциативный Совет ЕС и Израиляпровел свое первое собрание в Люксембурге, во главе с Министром иностранных делИзраиля Леви и министрами иностранных дел членов ЕС. Совет занимается контролемза выполнением положений Ассоциативного соглашения.
С политикой связана и еще одна проблема экономического характера.В 1998 году произошел спор ЕС и Израиля по вопросу происхождения товаров. Он связанс тем фактом, что ЕС считает палестинские территории экономическим целым, отличнымот Израиля, оккупация этой территории считается незаконной. Это означает, что Израильне может экспортировать через рынки ЕС под израильской маркой продукты, произведенныена палестинских территориях или в израильских поселениях на этих территориях. 13мая 1998 года Европейская Комиссия обратилась с заявлением в Совет Министров и Парламент:«Два главных препятствия продолжают мешать претворению в жизнь экономического договораЕС с Израилем. Оба они касаются экспорта в ЕС под видом израильской продукции, продуктов,которые были произведены:
1. На израильских полях в Восточном Иерусалиме или Голанских высотах.
2. На Западном Берегу или в Газе, в еврейских поселениях.
ЕС пытается принять необходимые меры для выяснения достоверностиинформации об этих нарушениях. Если эти факты подтвердятся, необходимо будет положитьэтому конец».
Аргументация европейцев основана на том, что палестинские территориине являются продолжением Государства Израиль, они – отдельное целое. Еврейские поселенияна оккупированных территориях незаконны, следовательно, экспортная продукция изэтих поселений не может быть принята на рынках ЕС.
3–4 июня в Палермо министры иностранных дел Европы подтвердилиэту установку. Правительство Израиля отреагировало довольно резко, многие сравнивализаявление Комиссии с нацистским бойкотом еврейских товаров. Это решение, помимосвоих экономических сторон, имеет, прежде всего, политическое значение: Европа напоминаетИзраилю о незаконности поселений и израильской оккупации, а также подчеркивает легитимностьправ палестинцев на самоопределение.
ЕС периодически пытался использовать экономические мотивы и торговыесдерживающие средства, чтобы побудить Израиль изменить свою политическую позицию.Например, в январе 1998 г. Европейская Комиссия угрожала прервать финансовую помощьпалестинцам, если Израиль не прекратит блокировать палестинскую экономику в ответна теракты. (Логика Комиссии такова, что финансовая помощь палестинцам – в интересахИзраиля, и он постарался бы избежать ее приостановки). Однако на практике до сихпор ни одна угроза не была выполнена. В 2000 г. французский университет призвалприостановить академические и научные связи Европы и Израиля из-за остановки мирныхпереговоров и начала вооруженных акций правительства Шарона на палестинских территориях.Однако ни Европейская Комиссия, ни Совет Министров ЕС не поддержали эту инициативу.
Тем не менее, Израиль стал первой неевропейской страной, присоединеннойк так называемым рамочным программам ЕС по вопросам научных исследований и техническогоразвития. Этот специальный статус Израиля – результат его развития в области наукии техники, а также длительных отношений в этой сфере со странами Европы. Израильприсоединился в 4-ой рамочной программе в августе 1996 г. В 1999 г. вступило в силусоглашение, предусматривающее его присоединение к 5-ой рамочной программе на 1999–2002гг. Каждая новая рамочная программа предусматривает план совместных мероприятийв научно-технической сфере, рассчитанный на определенный срок.
В 1996 г. вступило в силу соглашение о взаимном доступе странЕС и Израиля на рынки телекоммуникаций, а в 1999 г. было подписано соглашение олабораторной практике, предусматривающее взаимное признание результатов лабораторныхисследований химических веществ и право на получение информации о тестируемых препаратах.Этот договор в 2000 г. вступил в силу. Таким образом, можно констатировать, чтов научно-технической области Израилю предоставлен статус, равный статусу члена ЕС.
Европейский Союз был в начале 1990-х годов и остается крупнейшимторговым партнером Израиля. В 1994 г. 35% экспорта Израиля приходилось на страныЕС, и товары из ЕС составляли 50% импорта Израиля. Израиль продает около 60% своейпромышленной и технологической продукции в страны Европы. В 2000 г. 48,5% импортаИзраиля ввозилось из ЕС, 31% его экспорта – вывозилось в ЕС. Таким образом, доляЕС в экономике Израиля не сильно изменилась за период 1991–2001 гг. Однако цифровыепоказатели внешней торговли Израиля с ЕС имеют тенденцию к росту.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что политические трениямежду ЕС и Израилем почти не оказывают влияния на экономические отношения междуними. Важнейший структурный признак отношений Европы и Израиля – асимметрия междуэкономикой и политикой. Ассоциативное соглашение явилось самым важным шагом во взаимоотношенияхдвух сторон в рассматриваемый период. В экономической области ЕС чувствует себягораздо увереннее, чем в политическом урегулировании арабо-израильского конфликтаили в оказании давления на Израиль. У сторон есть точки соприкосновения и в научно-техническойсфере, с этим связаны успехи на этом направлении. В рассматриваемый период в целомможно отметить постепенное уменьшение взаимозависимости политики от экономики вотношениях стран, и эта тенденция, безусловно, позитивна.
В экономической сфере для Европейского Союза характерен интерескак к выгодам экономического и научного сотрудничества с Израилем, так и к перспективамкооперации в регионе Ближнего Востока и в масштабах Средиземноморья в целом. И хотяидея такой кооперации на сегодняшний момент явно несостоятельна, Европой были предпринятымеры для того, чтобы представители ближневосточных стран начали встречаться и вестипереговоры по экономическим вопросам.
Список источников и литературы
1. История внешней политикиИзраиля. – М., 2007
2. Внешняя политика Израиляв современном измерении. – М., 2009
3. Sala I.M.Comment l'Europe peut faire pression sur Israel // Le Monde Diplomatique, 1998,№ 532.
4. KassissiehI. The European Role in Jerusalem // Jerusalem Quarterly, № 11–12, 2001.