Реферат: Анализ структуры и основных положений временной конституцииИракской республики
Новая временная конституция Ирака была принята 8 марта 2004 г. Временным Управляющим Советом Ирака в качестве документа, который должен действовать в течениепереходного периода.
Этот документ называется «Закон об управлении государствомИрак в переходный период» и закрепляет основные положения о порядке функционированиявременных органов государственной власти, определяет полномочия переходных властей,провозглашает целый ряд важнейших прав граждан, а также обусловливает процедуруи сроки формирования нового правительства и парламента на основе постоянной конституции.
После принятия переходная конституция подверглась серьезной критикесо стороны различных политических и религиозных деятелей Ирака. Так, например, аятоллаАли Систани потребовал, чтобы Совет Безопасности ООН убрал из своей последней резолюциипо Ираку упоминание о конституции. Определенное беспокойство вызвало заявление премьер-министраИрака Аяда Алауи о том, что продолжение насилия в Ираке может означать введениев некоторых районах страны законов военного времени, но «пока временная конституциябудет служить основой для правовой системы страны». Такая формулировка вызвалабеспокойство у курдов, которым эта конституция предоставляет существенные права.Кроме того, в конституции не содержится статей, устанавливающих механизм введениячрезвычайного положения и определяющих орган, обладающий этими полномочиями. Поэтомумногие аналитики высказывают в настоящее время определенные сомнения в том, чтов условиях крайне нестабильной ситуации временная конституция Ирака станет действеннойосновой иракской политической и правовой системы.
Сам текст временной конституции довольно лаконичен, он включаетв себя 9 небольших глав и всего 62 статьи. Такой усеченный текст обычно нехарактерендаже для временных конституций, поскольку объективно многие важнейшие конституционныенормы не могут найти в нем должного отражения и закрепления.
Временная конституция провозглашается «Высшим законом государства»,и ее действие распространяется на всю территорию Ирака. По порядку изменения временнаяконституция относится к сверхжестким: дополнения в ее текст могут быть внесены толькоквалифицированным большинством в 3/4 всех членов Национальной Ассамблеи и с единогласногоодобрения членов Президентского Совета. Кроме того, содержатся ограничения по существусамих вносимых поправок: не могут быть внесены поправки, которые каким-либо образомограничивают закрепленные этой конституцией права и свободы иракского народа, переносятпроведение выборов в Национальную Ассамблею на другой срок, ограничивают права территориальныхединиц страны, исключены поправки в статьи конституции, касающиеся роли ислама иположения других конфессиональных общин.
Верховенство данной конституции в системе всех государственныхактов и ее высшая юридическая сила закрепляется положением о том, что любые правовыеакты, противоречащие нормам данной конституции, являются юридически ничтожными,т.е. не имеющими законной силы, и в таком качестве они не могут быть введены в действиеи применяться в качестве официальных государственных документов. Однако, следуетотметить, что текст временной конституции не устанавливает механизма объявленияакта неконституционным и органа, обладающего подобными полномочиями.
Что же касается самой временной конституции, то ее действие прекращаетсятолько после формирования иракского правительства в соответствии с положениями новойпостоянной конституции страны, т.е. после окончательного создания всей системы высшихорганов государственной власти Ирака, этапы которого достаточно четко закрепляетвременная конституция.
Согласно ее положениям, переходный период начинается 30 июня 2004 г. образованием временного иракского правительства на основе временной конституциии заканчивается формированием национального иракского правительства на основе ужепостоянной конституции, не позднее 31 декабря 2005 г. Таким образом, весь период построения новой государственной структуры Ирака, согласно временнойконституции, должен занять по времени полтора года. Этот срок настолько жесткий,что вызывает определенные сомнения в возможности полной практической реализацииразработанного конституционного графика институционализации нового иракского государственногорежима.
Предполагаемый переходный период должен состоять из двух фаз.Первая фаза начинается с формирования суверенного временного иракского правительства,к которому переходят все основные властные функции (как известно, это произошло28 июня 2004 г., на два дня раньше намеченного временной конституцией срока). Образованиеэтого правительства должно было происходить на основе консультаций с различнымигруппами иракского населения при участии действующей временной администрации и возможнопосле консультаций с ООН (хотя механизм консультаций с различными группами населенияоставался довольно неясным).
Вторая фаза начнется после завершения формирования переходногоиракского правительства и проведения выборов в Национальную Ассамблею (которые должнысостояться не позднее 31 декабря 2004 г.) и закончится утверждением легитимногоиракского правительства на основе уже постоянной конституции.
Избранная всеобщим голосованием иракских избирателей НациональнаяАссамблея должна разработать проект постоянной конституции Ирака и она же будетнести ответственность за организацию всенародного обсуждения этого проекта«путем проведения собраний избирателей во всех районах Ирака с целью полученияписьменных предложений по обсуждаемому проекту». Значительная роль при обсуждениипроекта постоянной конституции и получения предложений и поправок к представленномутексту отводится средствам массовой информации Ирака. При этом пока неясно, возможноли представление альтернативных проектов конституции и каков диапазон принятия предлагаемыхнаселением поправок и изменений.
После того, как Национальная Ассамблея окончательно подготовитпроект постоянной конституции, он должен быть представлен на всенародный референдум,проведение которого планируется не позднее 15 октября 2005 г. До референдума проект конституции должен быть опубликован и широко обсуждаться населением Ирака.Конституция будет считаться утвержденной на референдуме, если она будет одобренабольшинством в 2/3 участвовавших в референдуме, при условии, что в трех или болеепровинциях она не будет полностью отвергнута.
При этом конституция оставляет открытым вопрос о количественнойявке избирателей, т.е. при каком числе участвовавших в референдуме избирателей онбудет считаться легитимным и действительным. Ведь совершенно очевидно, что еслик избирательным урнам придет меньше половины зарегистрированных избирателей, конституцияв таком случае будет отражать волю меньшинства населения, даже при голосовании занее 2/3 этого участвующего меньшинства избирателей.
Если постоянная конституция будет одобрена на референдуме, выборыв постоянную Национальную Ассамблею должны состояться не позднее 15 декабря 2005 г. и новое постоянное правительство приступит к выполнению своих функций 31 декабря 2005 г. Если проект постоянной конституции будет отвергнут на референдуме, то в этом случае должны бытьназначены выборы в новую Национальную Ассамблею не позднее 15 декабря 2005 г. И новая Национальная Ассамблея, и новое переходное правительство будут продолжать функционироватьна основе Временной конституции, а проект новой постоянной конституции тогда будетразработан в течение последующего года.
Временная конституция закрепляет республиканскую, федеративную,демократическую и плюралистическую форму государства, что, видимо, предполагаетсоздание условий для деятельности официальной политической оппозиции.
Федеративное устройство, согласно конституции, будет основанона «географических и исторических принципах, а не на национальном, расовом,этническом или конфессиональном признаках». Иными словами, иракский федерализм,по мысли составителей временной конституции, должен строиться только по территориальномупринципу без учета существующих национальных особенностей страны, как это принятов большинстве развитых зарубежных федераций, и, в первую очередь, в США.
Конституция закрепляет принцип гражданского контроля над вооруженнымисилами Ирака со стороны временного переходного правительства в соответствии с нормами«высшего закона государства». Специальная статья конституции определяетстатус вооруженных сил, в соответствии с которым их основной целью является защитаИрака. Запрещается существование вооруженных сил или военизированных формирований,не находящихся под прямым контролем переходного правительства. Армии запрещено вмешиватьсяв политическую жизнь. Это означает полную деполитизацию иракской армии, запрещениеей устанавливать свой контроль над какими-либо сферами жизни гражданского общества,участвовать в политических партиях, выборных органах государственной власти, проводитьполитические акции и контролировать деятельность гражданской администрации.
Служба разведки должна также находиться под гражданским контролеми осуществлять свою деятельность в рамках закона и в соответствии с принципами защитыправ человека.
Конституция декларирует обязанность переходного правительствауважать и осуществлять на практике международные обязательства Ирака, запрещающиеразвитие, производство или использование ядерного и биологического оружия, а такжесоответствующего оборудования, материалов, технологий и т.д. То, что такая нормасуществует во временной конституции Ирака вполне объяснимо, поскольку это прямокоррелируется с требованиями администрации Буша и фактически является обоснованиемдля американского военного присутствия, но будут ли эти нормы в постоянной конституциистраны, остается под вопросом, поскольку такие требования регулируются нормами международногоправа, и их охрана должна находиться под международным контролем, тем более, чтов демократических странах действует примат международного права над внутригосударственным,и подобные конституционные ограничения могут трактоваться как покушение на суверенныеправа иракского государства.
Конституция провозглашает ислам официальной религией государства,при этом ислам определяется как «один из источников законодательства».Одновременно гарантируется весь объем различных прав и свобод, в том числе свободарелигиозных верований и религиозной практики.
Интересно отметить, что конституция не упоминает о нормах шариатаи их месте в законодательной системе и общественной жизни, как это предусмотренов ряде других арабских конституций (Египта, например). Тем не менее, эта статьявременной конституции несомненно имеет большое значение, поскольку затрагивает однуиз главных основ иракской государственности — проблему официальной религии, государственнойидеологии и пределов религиозной свободы, а исключение шариата в качестве основызаконодательства подчеркивает в большей степени светский характер государства. Одиниз разработчиков иракской конституции Ной Фельдман отмечает, что «этот документдолжен был полностью признать роль ислама в обществе и его совместимость с демократией»,что является «совершенно новой мыслью для иракцев, которые убеждены, что демократиянепременно должна быть светской».
Характерно также, что временная конституция не содержит положенийоб органах государственной власти, действующих на основе ислама (которые существуютв других арабских республиках при главе государства в качестве совещательных органови призваны рассматривать все принимаемые законы с точки зрения их соответствия исламскимнормам). Разумеется, такая купюра ослабляет в будущем влияние ислама на иракскийзаконодательный процесс, но одновременно может дать идеологическую поддержку темсилам в Ираке, которые выступают за большую степень исламского влияния на государственнуюжизнь страны.
Как правило, арабские республики опираются на исламское законодательствопри решении вопросов бракосочетания, разводов, наследования, личных имущественныхотношений и т.п., хотя и осуществляют это в различных формах и с различной степеньюдетализации. Временная конституция Ирака прямо не регулирует вопросы личного статусачеловека и поэтому в ней остается открытой проблема воздействия норм ислама на частуюжизнь личности, что предусмотрено конституциями и текущим законодательством другихарабских стран.
Конституция провозглашает Ирак страной многонациональной, ноарабский народ Ирака является «неразделимой нацией». В качестве официальныхзакреплены два языка — арабский и курдский, но конституцией гарантируется использованиев образовательных учреждениях и других языков народов, проживающих на территориистраны, хотя умалчивается о принципах их самоопределения и права на самостоятельноеразвитие в рамках единого государства (в конституции 1970 г. курдский язык считался официальным наряду с арабским только на территории Курдистана). Неяснымостается и вопрос о соотношении территорий с компактно проживающими народами и отдельнымисубъектами федеративного государства.
Интересна глава вторая, закрепляющая основные конституционныеправа граждан. Конституция обязывает временное переходное правительство и все государственныеорганы на местах уважать конституционные права граждан. Следует отметить, что конституционнаяобязанность государственных органов Ирака уважать права граждан еще не означаетих защиту и гарантию, поэтому эта норма, естественно, требует своей дальнейшей детализациии расширения.
Основные принципы гражданства устанавливают, что любой человек,имеющий иракскую национальность, может рассматриваться в качестве гражданина Ирака.Конституция запрещает лишать гражданина иракского гражданства и одновременно впервыевводит право на приобретение второго гражданства. Конституция разрешает иракцам,лишенным в предшествующий период своего гражданства по политическим, религиозным,расовым и другим мотивам ходатайствовать о его восстановлении. Все споры, касающиесяиракского гражданства, относятся к юрисдикции соответствующих судов. Основные нормыэтого института носят, несомненно, демократичный характер и отвечают основным требованияммеждународных стандартов.
Конституция закрепляет принцип равенства всех иракцев при осуществленииих прав независимо от пола, вероисповедания, национальности, происхождения, а такжеравенство всех перед законом. Закрепляются и личные права, в том числе право нажизнь и личную свободу и безопасность. Никто не может быть лишен личных прав, втом числе на жизнь и свободу, без предварительной юридической процедуры и толькопо решению суда. Разумеется, введение в текст конституции процессуальных гарантийпротив возможных нарушений законности со стороны государственных структур — этопрямая реакция на недавний режим полного игнорирования прав личности, тиранию иправовой беспредел прежнего иракского руководства.
Политические права граждан (право на свободу выражения мнений,печати, демонстраций, создания политический партий и т.д.) были закреплены и в старойконституции Ирака 1970 г. (ст.26); новая переходная конституция дополнительно вводитправо на свободное передвижение по всем частям национальной территории и свободныйвыезд за границу (ранее право граждан на перемещение ограничивалось установленнымзаконодательством). Особый упор при этом делается на право каждого на безопасность,образование и социальную защиту. Все государственные структуры в пределах своихвозможностей обязаны обеспечивать благосостояние и перспективы занятости для населения.Запрещается рабство, работорговля, принудительный труд.
Что касается конституционных гарантий свободы личности, в томчисле свободы от произвольного ареста, гарантии свободного и публичного слушаниядел обвиняемых в судах, права на справедливый, скорый и публичный суд, права назащиту, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, введения презумпцииневиновности, запрета пыток, жесткого и негуманного обращения с арестованными, товсе эти положения содержались и в старой конституции (ст. 20-23), новым являетсяположение о запрете привлечения гражданских лиц к суду военного трибунала.
Столь широко декларируемый и достаточно льготный правовой статусличности, закрепляемый временной конституцией, может создать предпосылки для формированияв Ираке основ гражданского общества с его многочисленными общественными и политическимиорганизациями, в том числе и оппозиционной направленности, но при условии его реальногоосуществления.
Конституция провозглашает обязанностью каждого гражданина защитуобщественной собственности. Гарантируется право частной собственности и ее защита,запрещается лишать кого-либо частной собственности, за исключением случаев, предусмотренныхзаконом и о выплате справедливого вознаграждения.
Конституция запрещает владение, ношение или продажу оружия, заисключением специальных случаев, требующих обязательного лицензионного разрешенияв соответствии с законом. Очевидно, что запрет свободного оборота оружия направленна демилитаризацию населения страны, хотя процесс этот на практике может оказатьсячрезвычайно сложным, поскольку преследует цель всеобщего разоружения населения изатрагивает проблему личной безопасности граждан.
Новым для Ирака является и введение демократических норм избирательногоправа для каждого иракца, обладающего этим правом в соответствии с законом: голосованиеявляется свободным и справедливым, проводится на альтернативной основе при установленнойпериодичности выборов. Запрещается осуществлять дискриминацию избирателей по каким-либооснованиям. (Как представляется, именно этот объем прав и свобод может создать базудля дальнейшего развития нового государственного режима управления).
Конституция закрепляет фактически новую для Ирака систему государственныхорганов. Прежде всего, конституция четко фиксирует принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную, которые являются отдельными и независимымидруг от друга ветвями власти (ранее провозглашалась независимость только судебнойвласти), что больше соответствует принципам западной демократии, а не конституционномуправу арабских стран с его традиционно доминирующей ролью главы государства и подчиненнымиему исполнительной и законодательной властями.
Предполагаемая система государственных органов Ирака включаетв себя Национальную ассамблею, Президентский Совет, Совет министров и судебную власть.
Конституция закрепляет обычные для правительства любой страныполномочия, вместе с тем (что также необычно для конституционного права арабскихстран) вводит принцип несовместимости постов, поэтому любой функционер государственногоаппарата, баллотирующийся на какую-либо выборную должность, должен предварительновыйти в отставку с занимаемого им поста в установленной конституцией срок.
Это значит, что впервые в истории конституционного развития Иракабудет отсутствовать принцип совмещения постов членов руководящего правительственногозвена и депутатов выборного органа законодательной власти. В принципе, такая системадолжна привести к созданию профессионального депутатского корпуса и введению системыдействительного парламентаризма.
В течение переходного периода законодательная власть будет осуществлятьсяНациональной Ассамблеей, которая будет избрана в соответствии с новым избирательнымзаконом. Выборы должны состояться в период до 31 декабря 2004 г., но не позднее 31 января 2005 г. Конституция закрепляет численный состав депутатов в 275 человек.Вводятся определенные ограничения для членов распущенной баасистской партии, а такжедля бывших членов учреждений репрессивного характера; запрещается избирать в качестведепутатов представителей вооруженных сил. Это положение закрепляет намерение авторовконституции установить гражданский контроль за деятельностью вооруженных сил и претворитьв жизнь принцип «армия — вне политики», принятый в большинстве развитыхдемократических государств, но традиционно не характерный для стран арабского региона.
Национальная Ассамблея обладает определенными полномочиями поосуществлению контроля за деятельностью правительства, хотя формы этого контролявыражены довольно нечетко и, видимо, требуют более детального конституционного регулирования.
В исполнительную ветвь власти входит Президентский Совет, Советминистров и премьер-министр. Во главе государства стоит Президентский Совет в составепрезидента страны и двух его заместителей. Президентский Совет выражает суверенитетстраны и осуществляет высшее представительство Ирака. Президентский Совет избираетсябольшинством в 2/3 голосов членов Национальной Ассамблеи. Любой из членов ПрезидентскогоСовета может быть отстранен от должности большинством голосов членов НациональнойАссамблеи по основаниям некомпетентности или совершения преступлений. В случае возникновениявакансий в составе Президентского Совета Национальная Ассамблея большинством в 2/3голосов заполняет вакансию. Президентский Совет принимает свои решения единогласнои имеет право вето на законопроекты, принятые Национальной Ассамблеей, но это ветоможет быть преодолено 2/3 голосов членов Национальной Ассамблеи в течение 30 днейсо дня его наложения. Фактически, в этом варианте конституция закрепляет парламентарнуюформу республики, но с коллективным президентским советом в качестве главы государства.Это также необычно для конституционного права арабских стран с его традиционно сильнойединоличной властью президента.
Коллективное президентство, предусмотренное иракской конституцией,по всей видимости, временный орган, рассчитанный на применение только в начальныйпериод становления нового конституционного строя. Возможно, исторические традициии складывающаяся политическая практика приведут создателей постоянной конституциик учреждению поста единоличного главы государства в качестве президента республики.Вопрос, видимо, заключается еще и в том, что на данном этапе невозможно выделитьприемлемую компромиссную фигуру из числа иракской политической элиты, которая реальносмогла бы установить эффективную систему исполнительной власти и возглавить общеегосударственное управление Ираком, что, конечно, является вопросом времени и последующихполитических комбинаций.
Президентский Совет обладает полномочиями предлагать единогласнокандидатуру премьер-министра, а по его рекомендации и членов Совета министров. Правительстводолжно получить вотум доверия большинства в 2/3 голосов Национальной Ассамблеи.Если в течение месяца премьер-министр не в состоянии сформировать правительство,Президентский Совет должен выдвинуть другую кандидатуру премьер-министра. Премьер-министри правительство в целом несут ответственность перед Национальной Ассамблеей. Устанавливаетсяиндивидуальная и коллективная форма парламентской ответственности правительства.Национальная Ассамблея может выразить недоверие как отдельно премьер-министру, отдельнымминистрам, так и кабинету министров в целом.
В случае вынесения вотума недоверия премьер-министру, в отставкудолжен уйти не только он, но и весь состав правительства. Премьер-министр несетвсю полноту ответственности за работу правительства. Совет министров имеет правозаконодательной инициативы. Министры вправе назначать своих заместителей и высшихслужащих своего министерства. Эти назначения должны быть одобрены Советом министрови утверждены Президентским Советом. А все решения самого Совета министров принимаютсяпростым большинством присутствующих министров.
Из этих конституционных положений можно сделать вывод о том,что рассмотренная система высших органов государственной власти и управления поканапоминает парламентскую республику с решающей ролью представительного органа — избираемой Национальной Ассамблеи. Трудно представить, как эта система будет действоватьдаже в переходный период, поскольку Ирак фактически никогда не знал системы ответственногоправительства и относительно сильного парламента. Тем более, что такая схема несовсем вписывается в политическую практику даже развитых демократий, когда во взаимоотношениях«парламент-правительство» последнему все больше отводится решающая роль,а отсутствие в иракских условиях сильной президентской власти даже на переходныйпериод может создать значительные трудности во всей системе государственного механизма.
Конституция устанавливает принцип независимости судебной власти.Запрещается вмешательство в отправление правосудия со стороны законодательной илиисполнительной отраслей власти. Нормами конституции декларируется, что все судьи,находившиеся на своих должностях на 1 июля 2004 г. будут продолжать осуществление своих полномочий до тех пор, пока они не будут освобождены со своихпостов в соответствии с законом.
Всю судебную систему возглавляет Верховный суд, председательи члены которого назначаются Президентским Советом по рекомендации Высшего юридическогоСовета. Все судьи обладают иммунитетом, что должно гарантировать их независимостьот какого-либо прямого влияния со стороны представителей других ветвей власти.
Специальная глава конституции посвящена территориальной организациигосударства. Федеральная система должна быть так организована, чтобы предотвратитьвозможности использования полномочий федерального правительства для продолженияполитики тирании, как это имело место в период предыдущего режима. Система федерации,по утверждению авторов конституции, должна способствовать осуществлению местнойавтономии каждым регионом с тем, чтобы создать единый Ирак, в котором каждый гражданинмог бы участвовать в делах управления государством, имел бы гарантии осуществлениясвоих прав и был свободен от чьего-либо господства.
Конституция признает в качестве официального курдское региональноеправительство, существовавшее на 19 марта 2003 г. в курдских провинциях. Курдское региональное правительство включает в себя Национальную Ассамблею,Совет министров Курдистана и региональную судебную власть. Такая курдская властнаяструктура будет и дальше продолжать осуществлять свои текущие функции и на переходныйпериод, за исключением тех вопросов, которые в соответствии с этой конституциейнаходятся в исключительном ведении федерального правительства.
Правительство Курдистана будет продолжать осуществлять контрольза местной полицией и иметь право вводить налоги и обязательные платежи на территорииКурдистана. По вопросам, входящим в исключительную компетенцию правительства Курдистана,местный законодательный орган может дополнять федеральный закон при применении егона территории Курдистана, но это не может быть распространено на положения закона,относящиеся к исключительной компетенции федерального правительства.
Каждое губернаторство имеет право сформировать свой губернаторскийСовет, а также муниципальные и местные советы. Федеральное правительство не можетпроизвольно отстранить от своих постов членов губернаторских, муниципальных илиместных советов.
Временная конституция Ирака является довольно своеобразным документом,основные положения которого носят демократический характер, хотя не совсем ясно,как эти положения будут действовать в современной нестабильной и милитаризированнойвнутренней ситуации в стране.
Практически сразу после принятия временной конституции в Иракеначались вспышки насилия, имеющие два основных очага: суннитский и шиитский. Оплотомсуннитского очага является город Фаллуджа, где воюют бывшие баасисты, сторонникиСаддама Хусейна, бывшие военнослужащие иракской армии, Республиканской гвардии идр., которые понимают, что в новой политической системе они больше не будут заниматьлидирующих позиций и могут оказаться в положении конфессионального меньшинства.Больше всего сунниты, как считает отечественный исследователь Г. Мирский, не хотятформирования нового временного правительства, т.к. после этого они перестанут быть«привилегированной кастой».
Для шиитов образование нового правительства и выборы в НациональнуюАссамблею являются благоприятными событиями, т.к. в результате этого они могут сформироватьсвои органы власти. В городе Эн-Наджаф находится духовная академия шиитов и ее руководители- богословы, юристы, проповедники — составляют элиту шиитского общества (наиболееавторитетный из них — аятолла Али ас-Систани, живший в Иране в эмиграции и вернувшийсяв Ирак). Они поддержали инициативу американцев, направленную на создание новых органовгосударственного управления. Однако этой традиционной духовной корпорации шиитовфактически бросил вызов молодой лидер Муктада ас-Садр, сумевший создать «армиюмахди» и поднять мощное восстание против американцев.
конституция иракская республика переходный
Тем не менее, согласно новой временной конституции, 1 июня 2004 г. состоялись выборы главы иракского государства. При этом долгое время Временный Управляющий СоветИрака (ВУСИ), американская гражданская администрация во главе с Полом Бремером испецпредставитель Генерального секретаря ООН Лахдар Брахими не могли договоритьсяо кандидатуре будущего главы государства (Временный совет настаивал на кандидатуреГази аль-Явара, американцы и Лахдар Брахими поддерживали суннитского государственногодеятеля3 Аднана Пачачи). Однако опытный политикАднан Пачачи отказался занимать предложенный ему пост в пользу 45-летнего Гази аль-Явара,который и был утвержден в этой должности.
Новый президент Ирака — суннит, представитель крупнейшего племенишамар, объединяющего не только суннитов, но и шиитов (он выходец из города Мосули достаточно популярен среди представителей различных этнических и религиозных групп).Кроме того, он несколько лет работал в Саудовской Аравии, благодаря чему стал известенв регионе в целом. Гази аль-Явар довольно критично настроен в отношении американскойполитики в Ираке (хотя получил инженерное образование в США) и подвергал резкойкритике американский проект резолюции о передаче власти в Ираке, выступая за предоставлениеиракскому правительству реальной полноты власти. Однако, можно предположить, чтоон не сможет сильно влиять на проводимую политику нового правительства, т.к. согласноконституции Ирак становится не президентской, а парламентской республикой, поэтомудолжность президента номинальная, а реальным политическим лидером становится премьер-министр.
Вице-президентами Ирака стали представители шиитов и курдов- Ибрагим Джаафари (один из лидеров шиитской организации «Ад-Дауа») иРодж Нури Шавес, который представляет Демократическую Партию Курдистана.
Последняя резолюция СБ ООН по Ираку (№ 1546) была единогласнопринята 9 июня 2004 г. Совет Безопасности одобрил создание суверенного Временногоправительства Ирака и прекращение существования Коалиционной Временной Администрации.Совет одобрил также график политического перехода Ирака к демократическому государственномууправлению. Кроме формирования Временного правительства резолюция предусматриваетсозыв Национальной конференции, отражающей многообразие иракского общества.
Совет Безопасности отметил, что присутствие многонациональныхсил (МНС) в Ираке осуществляется по просьбе приступающего к своим обязанностям Временногоправительства Ирака. Совет постановил, что многонациональные силы уполномочены приниматьвсе необходимые меры для содействия поддержанию безопасности и стабильности в стране.В рамках многонациональных сил будет создана отдельная структура с конкретной задачейобеспечения безопасности присутствия ООН в Ираке. Мандат МНС продлится до конца 2005 г., однако срок их пребывания может быть сокращен по просьбе Временного правительстваИрака, которое также может накладывать ограничения на отдельные силовые операцииМНС в случаях, когда иракцы сочтут те или иные операции неприемлемыми. Таким образом,устанавливается своего рода гражданский контроль над многонациональными силами.Командующий этими силами будет регулярно отчитываться перед Советом БезопасностиООН и, при необходимости, в мандат данных сил могут быть внесены коррективы.
В резолюции изложена и роль ООН, которую она будет играть в созданииновой конституции Ирака, оказания иракцам содействия в ее принятии и проведениина ее основе общенациональных выборов.
В формировании нового органа исполнительной власти принималиучастие три стороны: Временный управляющий Совет Ирака, американская администрацияИрака и спецпредставитель ООН Лахдар Брахими. По завершении формирования временногоправительства министерские портфели получили 26 иракцев, при этом около 200 американцеви британцев продолжат работу в качестве консультантов правительства.
На главный реальный государственный пост премьер-министра в Иракебыл назначен представитель шиитской общины (составляющей около 60% населения страны).Однако было решено не предоставлять этот пост представителям двух крупнейших шиитскихпартий, соперничающих в борьбе за главенство в шиитской общине («Ад-Дауа»и Высший Совет исламской революции в Ираке). Главой переходного правительства Иракастал 59-летний светский политик — Айяд Алауи, крупный деятель антисаддамовской оппозиции,член бывшего Временного управляющего Совета Ирака. В своей речи по случаю назначенияна должность премьера Айяд Алави высказался за подлинное единство всех национальныхсил и против политики мести в отношении людей, служивших прежнему режиму. Вице-премьеромстал курд Бархам Салих, который представляет Патриотический Союз Курдистана.
Важно отметить, что в первое переходное иракское правительствобыли назначены сразу 5 женщин, которые возглавят министерство труда, министерствосельского хозяйства, министерство по делам общественных работ, министерство по деламиммиграции и беженцев; кроме того, специально было создано совершенно новое министерство- по делам женщин. На важную должность министра обороны был назначен суннит (ХаземШалан), министром иностранных дел стал курд (Хошияр Зибари), министром финансов- представитель шиитской организации «Высший Совет исламской революции в Ираке»Адиль Абдель Махди. Таким образом, можно говорить о сохранении принципа этноконфессиональнойпропорциональности при распределении не только высших государственных должностей,но и министерских портфелей.
Передача власти от американской оккупационной администрации переходномуиракскому правительству состоялась досрочно, 28 июня 2004 г., на два дня раньше запланированного срока. Глава американской администрации Пол Бремер передалсвои полномочия премьер-министру Ирака Айяду Алауи в ходе церемонии в т. н. зеленойзоне Багдада.
Однако остается вопрос, станет ли правительство и новое руководствоИрака (многие представители которого — бывшие эмигранты) действительно самостоятельныморганом государственной власти или останется ширмой, прикрывающей американское правление.Ближайшее будущее покажет, как это правительство справляется с поставленной передним сложнейшей задачей, а именно: подготовкой выборов, принятием постоянной конституциии созданием конституционных органов власти в Ираке. Этому, как представляется, должнов значительной степени содействовать положение резолюции СБ ООН о том, что контрольныефункции возлагаются на эту организацию, а не на оккупационную администрацию.
Список источников и литературы
1. Кто написал Конституцию Ирака? / vlasti.net/index. php/screen. news
2. Третья сила управляет антиамериканским восстанием в Ираке / Московский комсомолец,13 апреля 2004 г.
3. http://www.mn.ru/