Реферат по предмету "Медицина"


Порядок установления инвалидности Реабилитация инвалидов

--PAGE_BREAK--МСЭ гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно — профилактическому учреждению здравоохранения (далее — учреждение здравоохранения). В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, МСЭ может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.
Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.[6]
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующим деятельность учреждений Государственной службы МСЭ, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»[7], Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 „О порядке признании лица инвалидом“ (вместе с „Положение о признании лица инвалидом “, „Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы'').
На Государственную службу МСЭ возлагаются:
1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ (далее — бюро) и главное бюро МСЭ (далее — главное бюро).
 Основными задачами этих учреждений являются:
определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 — 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 — 2 тыс. человек в год.[8]
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля и смешанного профиля. Для проведения МСЭ лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.
Бюро во время осуществления своей деятельности:
определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;
устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;
определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;
определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;
формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;
оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим МСЭ, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;
формирует банк данных о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;
принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;
предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.
В штатный норматив Главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально — средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно — статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно — реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи. В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение. Главное бюро:
проводит МСЭ лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;
проводит МСЭ граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;
формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;
оказывает первичную реабилитационно — психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим МСЭ;
формирует банк данных субъекта РФ о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта РФ, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта РФ;
принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;
предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;
Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право:
направлять лиц, проходящих МСЭ, на обследование с целью уточнения их клинико — функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно — профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;
запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.
2..2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы
Гражданин направляется на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на МСЭ по направлению органа социальной защиты населения.
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении[9] учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Орган социальной защиты населения может направлять на МСЭ лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.
МСЭ лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.
Руководитель учреждения назначает состав специалистов учреждения, проводящих МСЭ лица и принимающих экспертное решение о признании лица инвалидом. Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения МСЭ. Гражданин либо его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении МСЭ с правом совещательного голоса.
Специалисты учреждения, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально — бытовые, профессионально — трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности;
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю. В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро МСЭ, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.
В случаях, требующих применения сложных видов экспертно — реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно — профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро МСЭ, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально — бытового положения лица и другие меры.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты учреждения принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.
В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими МСЭ, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Программа утверждается руководителем учреждения и в 3-дневный срок после ее разработки направляется в орган социальной защиты населения. Данные индивидуальных программ реабилитации инвалидов вводятся в банк данных главного бюро МСЭ.
Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации[10]. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.
2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы
В 1976 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла международную классификацию нарушений снижения трудоспособности и социальной недееспособности. Она была принята в дополнение в Международной классификации болезней. Суть в том, что последствия болезней рассматриваются в виде последовательных состояний (болезнь – нарушения здоровья – ограничение жизнедеятельности – социальная недееспособность). Эта классификация была положена в основу следующего нормативно-правового акта «Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минздрава РФ № 30, Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29.01.1997 [11]
К этому документу есть методические рекомендации по применению классификации и временных критериев, используемых при осуществлении МСЭ, которые были выпущены в 1997:
Болезнь – внутреннее давление;
Нарушение – внешнее проявление болезни в виде расстройств организма или анатомической структуры;
Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять основные компоненты повседневной жизни (или возможность выполнять их лишь частично);
Социальная недееспособность – это недостаток, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для него роль в обществе.
Эта классификация обстоятельств, которые ставят инвалида в невыгодное положение по сравнению со здоровым человеком и, таким образом, это есть проявление болезни на социальном уровне.
В свою очередь каждый из этих структурных элементов данной классификации, имеет свою классификацию.
Так, нарушением здоровья, считается — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
Классификация нарушений основных функций организма человека:
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
нарушения статодинамической функции (стояния, равновесия, передвижения);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции (висцеральные и метаболические расстройства);
Классификация основных категорий жизнедеятельности.
Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве, воспринимать сигналы посредством зрения, слуха, обоняния, осязания и реакция на эти сигналы.
Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.
Классификации нарушений функций организма по степени выраженности. Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:
1 степень — незначительные нарушения функций;
2 степень — умеренные нарушения функций;
3 степень — выраженные нарушения функций;
4 степень — значительно выраженные нарушения функций.
Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Степень ограничения жизнедеятельности — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Приведем классификацию ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.
1. Ограничение самообслуживания:
1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
3. Ограничение способности к обучению:
1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень — неспособность к обучению.
4. Ограничение способности к трудовой деятельности:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к трудовой деятельности.
5. Ограничение способности к ориентации:
1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация).
6. Ограничение способности к общению:
1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к общению.
7. Ограничение способности контролировать свое поведение:
1 степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение.
Таким образом, в основе определения группы лежит три фактора: Степень нарушения функции. Ограничение жизнедеятельности. Социальная недееспособность, которая приводит к необходимости социальной защиты.
Они должны быть отражены в акте, медицинской карте больного.
2.4. Критерии определения групп инвалидности
Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».
При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениями:
Клиническая диагностика, которая включает
клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;
осложнения;
стадии патологического процесса;
течение заболевания;
характер нарушения функций;
степень нарушения функций;
клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)
Психологическая диагностика
Социальная диагностика
Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.
Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.
Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:
Развернутый клинико-функциональный диагноз
Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)
Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);
Психологический диагноз
ОЖД с указанием категорий и степеней
Реабилитационный прогноз,
Группа, причины, сроки
Потребность в мерах социальной помощи или защиты.
Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.
Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
— способности к самообслуживанию третьей степени;
— способности к передвижению третьей степени;
— способности к ориентации третьей степени;
— способности к общению третьей степени;
— способности контроля за своим поведением третьей степени.
Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
— способности к самообслуживанию второй степени;
— способности к передвижению второй степени;
— способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
— способности к обучению третьей, второй степеней;
— способности к ориентации второй степени;
— способности к общению второй степени;
— способности контроля за своим поведением второй степени.
Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.
Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:
— способности к самообслуживанию первой степени;
— способности к передвижению первой степени;
— способности к обучению первой степени;
— способности к трудовой деятельности первой степени;
— способности к ориентации первой степени;
— способности к общению первой степени.
Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820)[12]

3. Реабилитация инвалидов
3.1. Понятие реабилитации инвалидов
В соответствии со статьей 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку»[13]
Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально — экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация[14].
Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально — производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально — средовой ориентации и социально — бытовой адаптации.
Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация – это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально-оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь инвалиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение – любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности – возникающие в результате повреждения, утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения – возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.
В последние годы в реабилитацию введено понятие «качество жизни, связанное со здоровьем». При этом именно качестве жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждений путем проведения восстановительного лечения.
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980):
Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех её аспектов (комплексность).
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учетом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) – иногда еще и санаторный этапы медицинской реабилитации.
 Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействия, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Рогова М.А. в 1982 году выделила следующие аспекты этих мероприятий:
Медицинский аспект – включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект – охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
Психологический аспект – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
Профессиональный – у работающих лиц – профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов – по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
Социальный аспект – охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
Экономический аспект ­– изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.
Одним из важнейших аспектов комплексного воздействия реабилитации является их индивидуальный характер. В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими МСЭ, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПРИ) (см. Приложение 1).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тезис Гьоделя. Теорема Черча
Реферат 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования. Мпл
Реферат Бизнес-план производственного предприятия по сборке мультимедийных рабочих станций
Реферат Немецкое зодчество XVIII века
Реферат Клонирование (Долли - случайность или закономерность?)
Реферат Предложение труда
Реферат Испания на мировом туристском рынке
Реферат Правовые и организационные проблемы безопасности на промышленных предприятиях
Реферат Теоретико-методологічні засади моделювання навчального середовища сучасних педагогічних систем
Реферат Unemployment reasons and main forms
Реферат Економічний аспект забруднення навколишнього середовища
Реферат А. Н. Островский «женитьба белугина»
Реферат Ефективність використання універсальних різців. Проектування спрощеної конструкції державки різців
Реферат Verbs And Their Different Kinds Essay Research
Реферат Использование фразеологических единиц в языке детективного жанра (на примере творчества Агаты Кристи)