Реферат по предмету "Литература и русский язык"


В поисках народного счастья (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

В поисках народного счастья (по поэмеНекрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Высокиепредставления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставилиего написать великую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Над этимпроизведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своейдуши, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.
Путешествиесемерых странников в поэме — это поиск прекрасного человека, живущегосчастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своеймногострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму безуяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким,хотя он намного шире и глубже.
Частицанекрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многомони темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни «верхов» и«низов» общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливымдолжен быть чиновник, другим — поп, «купчина толстопузый», помещик,царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, покажизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие июмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее — с чудинкой. ПозжеВлас скажет им так: «Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!»
Странникинадеются найти на своей земле райский уголок — Непоротую губернию,Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то онии люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели,одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни,до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своихкрестьян. Семеро мужиков — отчаянные спорщики, они часто «кричат — необразумятся». Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятнойРоссии. «Им дело до всего» — все, что видят, они мотают на ус,примечают.
Нежнои любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательнык травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц иразговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: «Отдай свои намкрылышки. Все царство облетим». Каждый из странников имеет свой характер,свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собойнечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этотпрекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.
Некрасовв своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, иремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз,и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька,Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Незакрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищетукрестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт неутаивает темноты крестьян, их пьяного загула.
Номы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотоесердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию,душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль ивеселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает,что «почва добрая — душа народа русского». Трудно забыть, как вдоваЕфросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как«работой, хлебушкой» крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату.Разными способами раскрывает автор «золото сердца народного», каксказано в песне «Русь».
Тягак прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа.Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает неденьги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся.Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которымон «пленял сердца народные». Вот почему Некрасов так часто, говоря окрестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка,солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной«работою»,
Нивечною заботою,
Ниигом рабства долгого,
Никабаком самим
Ещенароду русскому
Пределыне поставлены,
Предним широкий путь.
Сердечныйгнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбепротив притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей,полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров,крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках,Кропильников, Кудеяр.
Средиэтих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертамибогатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей«большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведясмахивал». Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру.Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал онна медведя. Но главное — он презирает рабскую покорность и мужественно стоит занародные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике:«Спина… леса дремучие прошли по ней — сломилися… Все терпитбогатырь!» Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и егодрузья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активномупротесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. Историяжестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился.Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, «лет двадцать поселения».Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.
Некрасовславит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранилэтот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться«каждым цветиком», нежно и трогательно относиться к внученьке —Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаромназывают его, как Святогора, «богатырем святорусским». Я бы поставилэпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: «Клейменный, да нераб!»
Ксловам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна.Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своегоэстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера.Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русскойженщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасовпридал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что емупонадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что МатренаТимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в«Тройке», и в «Орине» — матери солдатской", и в Дарьеиз поэмы «Мороз, Красный нос». Та же впечатляющая красота, то жегоре, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:
МатренаТимофеевна —
Осанистаяженщина,
Широкаяи плотная,
Леттридцати осьми.
Красива,волос с проседью,
Глазабольшие, строгие,
Ресницыбогатейшие,
Суроваи смугла.
Остаетсяв памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и отом, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни(«Мне счастье в девках выпало»), и о тяжелой женской доле. Повествуяо неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой,хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасовраскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ееСавелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческоедостоинство, благородство и непокорность.
«Сердцегневное ношу...» — подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказо горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью.Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей,встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.
Авот Гриша Добросклонов — совсем иное дело. Это образ, с которым также связанопредставление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяетсяи мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получаетсовременные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему,разночинцу по происхождению, сыну «батрачки безответной» пришлосьпережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчасэто уже позади.
ЖизньГриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, роднойвахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своимтрудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с ихребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков ибурлаков на Волге:
… летпятнадцати
Григорийтвердо знал уже,
Чтобудет жить для счастия
Убогогои темного
Родногоуголка.
Бываятам, «где трудно дышать, где горе слышится», герой Некрасовастановится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, «благословясь,поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». И для него долянарода, его счастье становятся выражением собственного счастья.
Своимичертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий,семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическомутворчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал,который нарисован Некрасовым в стихотворении «Памяти Добролюбова»,немного «спуская его на землю» и чуть «утепляя» его. Как иДобролюбову, Грише судьба готовила
… Путьславный, имя громкое
Народногозаступника,
Чахоткуи Сибирь.
Покаже Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиесяперед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с «высокимикурчавыми березками», такой же юный, такой же светлый. Не случайно онпишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особеннопривлекательным. «Веселой», «Доля народа», «В минутуунынья, о родина-мать», «Бурлак», «Русь», — в этихпеснях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся ксвободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия «средь мирадальнего» — и идет — согласно ее призыву — к «униженным иобиженным». В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническимчеловеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых онавыслала «на честные пути», так как они отмечены «печатью дараБожьего».
Григорияне пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которомупосвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается кборьбе.
Ратьподымается
Неисчислимая,
Силав ней скажется
Несокрушимая!
Мысльэта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано,какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников словаГригория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. ГригорийДобросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
Бытьбы нашим странникам под родною крышею,
Еслиб знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышалон в груди своей силы необъятные,
Услаждалислух его звуки благодатные,
Звукилучезарные гимна благородного —
Пелон воплощение счастия народного.
Некрасов предлагает свое решение вопроса отом, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместныеусилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкуюдорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пируна весь мир».
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.