Реферат по предмету "Математика"


Алгебраические уравнения с одной неизвестной и способы их решения в основной школе

--PAGE_BREAK--
§2.
Линейные уравнения.
     
  
Определение.Уравнением первой степени с одним неизвестным называется уравнение вида , где   — заданные числа, причем , а   — неизвестное.

         При этом число  называется коэффициентом при неизвестном ,

чис­ло   — свободным членом уравнения.

         Это уравнение равносильно уравнению, из которого получаем, что. Таким образом, уравнение первой степени всегда имеет единственный корень .

         Уравнение первой степени является частным случаем линейного уравнения, где   — заданные числа, а   — неизвестное.

         Линейное уравнение сводится к равносильному ему уравнению вида , где  и   — известные числа. При этом число  -коэффициент при неизвестном , может оказаться равным нулю, в отличие от коэффи­циента при неизвестном в уравнении первой степени.

         Может оказаться, что линейное уравнение не имеет корней или имеет бесконечное множество корней. [5, с.118]

        Пример 1. Показать, что уравнение  не имеет корней.

         Решение. Данное уравнение равносильно уравнению

          или .

Это уравнение не имеет корней, так как левая часть  равна нулю при любом , а значит, не равна 3. [1, c.34]

         Пример 2.Решить уравнение.

         Решение.Это уравнение содержит параметр  (переменную, которая в условии данной задачи сохраняет одно и то же значение).

         Если, то , т.е.   — единственный корень уравнения. Если, то уравнение принимает вид  и его корнем являет­ся любое действительное число. [1, c.35]

         Пример 3.Решить уравнение

         .

Решение.

         1)    После   приведения   дробей   к   общему  знаменателю  получим линейное уравнение, равносильное исходному, при условии, что, т.е. , .

         2)      После приведения подобных членов и сведения полученного уравнения к стандартному для линейного уравнения виду  имеем , (*)

3)а) Если , то . Теперь необходимо исключить те значения параметра, при которых найденное значение  равно , чего не может быть  по области определения (ОДЗ) исходного уравнения. Приравняем дробь  к :

, , .

       Таким образом, при  полученное в результате преобразованиялинейное уравнение имеет корень , посторонний для исходного уравнения.

       б) Если , то уравнение (*)примет вид  или   —  неверное равенство, т.е. уравнение (*)не имеет корней.

         Вообще, если уравнение не имеет корней, то говорят также, что множество корней уравнения пустое, и обозначают Ø.

         Ответ. 1) При ,  и  уравнение имеет единственное решение ;

      2) при  данное уравнение не имеет смысла;

      3) при  и  нет решений.

      Ответ можно записать короче:

      1) если , то ; 2) если , то Ø. [14, c.42]

§3.
Квадратные уравнения. Теорема Виета (прямая и обратная).

     
  
Определение.Квадратным уравнением (или уравнением второй степени) называется уравнение вида , где   — заданные числа, причем , а   — неизвестное. Числа  называются коэффициентами квадратного уравнения:   — коэффициент при квадрате неизвестного,   — коэффициент при неизвестном в первой степени,   — свободный член.

         Квадратное уравнение  называется неполным, если хо­тя бы один из коэффициентов  или  равен нулю.

         Неполное квадратное уравнение — это уравнение одного из следующих видов:

     

     

       

         Покажем, как решаются неполные квадратные уравнения.

1. Уравнение  имеет единственный корень .

2. Уравнение  равносильно уравнению . Возможны два случая.

         Если , то , и поэтому уравнение  не имеет действительных корней.

         Если , то , и уравнение  имеет два корня: ,     .

         Действительно, перенося в уравнении  величину  в левую часть, получаем .

Так как , то . Поэтому .

Разложив левую часть этого уравнения на множители, получим .

Данное произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю.

         Рассматривая , получим ; рассматривая , находим .

         Следовательно, уравнение  при  имеет два корня; ,  что и утверждалось. Ответ часто записывается в виде .

Например, неполное квадратное уравнение  не имеет действительных корней. Для неполного квадратного уравнения  по­лучаем  

Это уравнение можно решить по-другому:

        

3. Уравнение  можно решить с помощью разложения его левой части на множители. Очевидно, что , откуда , . Например, , откуда , .

         В общем случае для решения квадратных уравнений применяется метод выделения полного квадрата.[5, c.120]

Применение этого метода поясним сначала на примерах.

Пример 1.Решить квадратное уравнение

        Решение. Разделим обе части уравнения на :

      .

Применим метод выделения полного квадрата: .

Поэтому получим

,

откуда . Следовательно,

,  .

         Можно выделить полный квадрат в исходном уравнении и без предварительного  деления  на  (коэффициент  при   квадрате   неизвестного):

.

Поэтому

 и т.д. [2, c.107]

         Рассмотрим теперь квадратное уравнение общего вида

          .  (1)

         Применим метод выделения полного квадрата. Для этого запишем левую часть уравнения в следующем виде:

.Поэтому

 или .  (2)

         Дальнейшее решение зависит от знака правой части полученного уравнения (2).

         Так как , то знак правой части совпадает со знаком выражения . [15, c.163]

         Определение.Выражение  называется дискриминантом квадратного уравнения    и обозначается буквой : .

         Рассмотрим три случая: .

         1. .

         В этом случае уравнение (2) можно записать так:

         ;

следовательно,

         ,

откуда

         ,  (3)

или

         ,  (4)

где  -дискриминант уравнения (1).

         Таким образом, в случае положительного дискриминанта, т.е. при , уравнение  имеет два различных корня, которые можно найти по формуле (3) или (4).

         2. .

         В этом случае уравнение (2) принимает вид

         ,

откуда , т.е. .

         Таким образом, если дискриминант равен нулю, т.е. , то уравнение имеет единственный корень .

         Заметим, что формула (3) или, что то же, (4) применима и в случае . В самом деле, эта формула дает единственный корень уравнения (1). Говорят также, что в этом случае квадратное уравнение имеет два равных корня: . Такое соглашение освобождает нас от специальных оговорок, относящихся к этому случаю при формулировке свойств квадратных уравнений.

         3. .

         В этом случае в правой части уравнения (2) стоит отрицательное число, а в левой части — неотрицательное (положительное или равное нулю). Следовательно, если , то уравнение (2), а значит, и уравнение  не имеют действительных корней.

         Вывод. Квадратное уравнение  имеет действительные корни только при дискриминанте ; если , то корни различные; если , то корни равные. Формула корней квадратного уравнения имеет вид (3) или (4). [15, c.165]

         По этой формуле можно находить и корни неполных квадратных уравнений, но проще вычислять их путем разложения левой части неполного квадратного уравнения на множители, как было показано.

         Замечание1. Если коэффициент   — четное число, т.е. , то формула корней квадратного уравнения примет вид

. [2, c.114]

         Например, вычислим корни уравнения  (заметим, что уравнение имеет действительные корни, так как ): 

.

         Замечание2. Если коэффициент , то квадратное уравнение принимает вид . Такое квадратное уравнение называется приведенным квадратным уравнением. Всякое квадратное уравнение  можно привести к виду  делением обеих частей уравнения на . [2, c.117]

         Найдем корни приведенного квадратного уравнения. В формуле (3) полагаема .Тогда

  — формула корней приведенного квадратного уравнения .

         Например, решим уравнение :

,

Откуда
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Пример
2.Решить уравнение .

Решение. Разложив знаменатели на множители, имеем

.

После приведения дробей к общему знаменателю  получим уравнение  или , равносильное исходному уравнению, при условии, что , т.е. , . Находим корни приведенного квадрат­ного уравнения:

,

откуда , . Так как  не удовлетворяет ограничению  (не входит в ОДЗ исходного уравнения), то, следовательно, исходное урав­нение имеет единственный корень . [2, c.124]

       ТеоремаВиета. Если квадратное уравнение  имеет действительные корни  и , то их сумма равна  и произведение равно :

,   .    (5)

       Формулы (5) называются формулами Виета.

    Доказательство.По условию дискриминант квадратного уравнения . Тогда по формуле (4) уравнение имеет два корня:

,  .

Найдем сумму и произведение корней:

,

,

и формулы (5) получены.

         Теорема Виета устанавливает связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.

         Для приведенного квадратного уравнения  с дискриминантом  формулы (5) принимают вид

,  .  (6)

         Полученные для приведенного квадратного уравнения формулы Виета читаются так: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна коэффициенту при неизвестном в первой степени, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

         Если корни квадратного уравнения действительные , то формулы Виета позволяют по знакам коэффициентов уравнения определить знаки корней. Например, если , ,  (и, следовательно, ), то  и корни имеют разные знаки. Так как при этом , то отсюда следует, что  больший по модулю корень отрицателен   (сумма двух чисел разных знаков отрицатель­ная!). [5, c.126]

         Теорема(обратная теореме Виета). Если числа  таковы, что  ,  , то  и   — корни уравнения .

         В теореме Виета для приведенного квадратного уравнения  утверждалось, что для его корней ,  и коэффициентов  справедливы формулы (6).

         В обратной теореме Виета утверждается: если для чисел  справедливы формулы (6), то  и  — корни приведенного квадратного уравнения .

         Доказательство.Рассмотрим  и получим . Очевидно, что  и   — корни уравнения  и, значит, уравнения . [5, c.127]

         Теорема Виета и теорема, обратная ей, часто применяются при решении различных задач.

         Пример 3.Не решая уравнения , определить зна­ки его корней.

         Решение.   Дискриминант   этого   уравнения положителен, так  как . Следовательно, уравнение имеет действительные корни  и . По теоре­ме Виета ; корни имеют одинаковые знаки. Так как по тео­реме Виста , то корни  и   — положительные. [2, c.119]

         Пример 4.Составить приведенное квадратное уравнение, корни которого , .

         Решение. По обратной теореме Виета , . Искомое уравнение . [2, c.119]
§4.
Разложение квадратного трехчлена на множители.
         Рассмотрим квадратный трехчлен   .

         Квадратный трехчлен — это многочлен второй степени. Значения , при которых квадратный трехчлен обращается в нуль, называются корнями квадратного трехчлена.Для нахождения корней квадратного трехчлена нужно решить квадратное уравнение .

         Мы уже знаем, что число действительных корней квадратного уравнения, а значит, и квадратного трехчлена зависит от знака дискриминанта . Пусть дан квадратный трехчлен   с неотрицательным дискриминантом .

         Теорема. Если  и   — корни квадратного трехчлена , то   .  (1)

         Доказательство.Так как   и   — корни квадратного урав­нения  с дискриминантом , то по теореме Виета

,  .

Поэтому

 .

         Полученное равенство  (1)  называется формулой разложения квадратного трехчлена на линейные множители. [5, c.129]

         Пример 1.Упростить выражение .

         Решение. Для квадратного трехчлена  дискриминант . Найдем корни трехчлена, решив квадратное уравнение .Получим  и . Поэтому  по  формуле (1) . Следовательно,

.[2, c.121]

        Пример 2.Доказать, что выражение

       

при всех допустимых значениях  есть величина постоянная.

        Решение. 1) Разложим знаменатель второй дроби на линейные множители. Решив уравнение , найдем , . Получаем разложение квадратного трехчлена: .

2)

;

3) ;

4)   — величина, постоянная при всех допустимых значениях  (т.е. при любых значениях , для которых , , ). [5, c.130]
§5.
Уравнения, приводимые к линейным и квадратным.
         Уравнение вида

          (,   — натуральное)

называется алгебраическим уравнением n
-йстепени. Его левая часть — многочлен n
-йстепени относительно . Уравнение первой степени и квадратное уравнение являются его частными случаями при  и  соответственно.

         Уравнения, в которых неизвестное содержится под знаком корня, называются иррациональными.

         Всякое иррациональное уравнение с помощью элементарных преобразований (умножения, деления, возведения в целую степень обеих
частей уравнения) может быть сведено к рациональному алгебраиче­скому уравнению. При этом следует иметь в виду, что полученное
рациональное алгебраическое уравнение может оказаться не эквива­лентным исходному иррациональному уравнению, а именно может
содержать «лишние» корни, которые не будут корнями исходного
иррационального уравнения. Поэтому, вычислив корни полученного
алгебраического уравнения, необходимо проверить, будут ли все они
также и корнями исходного иррационального уравнения.

         В общем случае трудно указать какой-либо универсальный метод решения любого иррационального уравнения, так как желательно, чтобы в результате преобразований исходного иррационального уравнения получилось не просто какое-то рациональное алгебраическое уравнение, среди корней которого будут и корни данного иррационального уравнения, а рациональное алгебраическое уравнение, образованное из многочленов как можно меньшей степени. Желание по­лучить рациональное алгебраическое уравнение, образованное из многочленов как можно меньшей степени, вполне естественно, так как нахождение всех корней рационального алгебраического уравне­ния само по себе может оказаться довольно трудной задачей, решать которую полностью мы можем лишь в весьма ограниченном числе случаев. [23, c.107]

         Рассмотрим примеры решения некоторых алгебраических уравнений степени , а также иррациональных уравнений.

         Пример 1.Решить уравнения:

         а) ; б)

         Решение. Оба уравнения можно решить разложением левой части на множители. Проще поступить по-другому:

а) ;

б) . [5, c.131]

         Пример 2.Решить уравнение .

         Решение. Используем разложение на множители:

 или .

Поэтому , откуда  и . Полу­чим ; дискриминант квадратного уравнения ; следо­вательно, квадратное уравнение действительных корней не имеет.

         Значит,   — единственный действительный корень данного уравнения. [5, c.131]

         Пример 3.Решить уравнение .

        Решение.Заметим важную особенность уравнения: его левая часть содержит неизвестное  в виде выражения . Поэтому для решения этого уравнения используем метод введения нового неизвестного. Пусть , где   — новое неизвестное. Тогда данное уравнение приводится к квадратному уравнению относительно : .

         Решая его, получаем , .

         Теперь найдем . Решая уравнение  или ,

получаем , .

         Решая уравнение  или ,

получаем , .

         Итак, , , ,   — все корни данного уравнения.

         Отметим, что без введения нового неизвестного решить данное уравнение четвертой степени было бы затруднительно. [5, c.132]

         Пример 4. Решить биквадратное уравнение    .

         Решение. Биквадратное уравнение — важный частный случай урав­нения четвертой степени. Заменой  биквадратное уравнение приво­дится к квадратному уравнению , которое имеет действи­тельные корни только в случае, когда его дискриминант  неотрицательный. Тогда возможны следующие случаи, (в зависимости от корней  вспомогательного квадратного уравнения):

         1) , ; биквадратное уравнение имеет четыре действительных корня: ,  .

         2) , ; биквадратное уравнение имеет два действительных
корня: .

Очевидно, аналогично и при , .

         3) , ; биквадратное уравнение не имеет действительных корней.

         Например, решим биквадратное уравнение . Полагаем . Тогда ; дискриминант ; корни , .  Решая уравнение , получаем . Уравнение  действительных корней не имеет.[23, c.103]

         Пример 5.Решить уравнение .

         Решение. Запишем уравнение в виде  и возведем обе части его в квадрат:

          или , откуда , т.е. . Следовательно, , . Проверка показывает, что числа ,  удовлетворяют исходному уравнению.

Ответ: , .[15, c.185]
    продолжение
--PAGE_BREAK--
§6.
Уравнения третей степени.
         Будем рассматривать уравнение третей степени вида , где ,   — любые коэффициенты. Левая часть – это многочлен третей степени, поэтому уравнение имеет три корня (возможно комплексные и совпадающие). Разделим данное уравнение на , тогда получим:

,           (1)

Преобразуем это уравнение так, чтобы исчез член с квадратом неизвестного. Если положить



и подставить это выражение в наше уравнение, то после несложных выкладок получится более простое уравнение

,          (2)

которое называется приведенным уравнением третей степени.

         Таким образом, остается решить уравнение (2). Полагаем , где  и – два новых вспомогательных неизвестных, и, подставляя это выражение  в уравнение (2), мы получим:



или, раскрыв скобки и перегруппировав члены:

,         (3)

         Так как вместо одного неизвестного ввели две неизвестные  и , то одно может быть выбрано произвольно, т.е. между  и  можем установить еще одну произвольную зависимость. Потребуем, чтобы .

Значит

     
         Мы видим, что  и  являются корнями приведенного квадратного уравнения



Решая это уравнение, находим:



откуда



Итак, неполное уравнение (2) нам удалось решить алгебраически:

,           (4)

Формула (4) называется формулой Кардана.

         По этой формуле получается девять значений, а нас интересует только три значения. Нужные три значения найдем из условия

,         (5)

Чтобы упростить систему поисков, поступим следующим образом: обозначим через  одно из значений  (любое), а через  такое значение , чтобы  или . Тогда остальные значения находятся по формулам:

,   ,

,   .
Таким образом, получаем все три корня уравнения (2):

   (6)

      Пример. Определить по формуле Кардана корни уравнения .

Здесь   Следовательно,

     

Отсюда по формулам (6) получаем три корня уравнения:

     

     

       [23, c.99].
§7.
Уравнения четвертой степени.
         Перейдем к исследованию уравнения

,       (1)

четвертой степени. Рассмотрим его способ.

         Перенесем три последних члена уравнения (1) в правую часть и прибавим к обеим частям   

Тогда получится:



Затем прибавляем к обеим частям последнего уравнения сумму



Уравнение примет вид:

,     (2)

         Подберем вспомогательное неизвестное  так, чтобы правая часть последнего уравнения превратилась в полный квадрат. Это будет очевидно, в том случае, когда

        

Но   

Поэтому должно быть:



Если раскрыть скобки, то после некоторых преобразований получится также уравнение третьей степени относительно y
:

    
Пусть  какой-нибудь корень этого уравнения. Подставляя его в уравнение (2), превратим его правую часть в полный квадрат 



Отсюда



или



         Эти два квадратных уравнения и дадут нам все четыре корня уравнения четвертой степени. [24, c.112]

         Итак, решение уравнения четвертой степени сводится к решению одного уравнения третьей степени и двух уравнений второй степени.

         Пример.Найдем корни уравнения



Здесь , , , . Следовательно, yдолжно удовлетворять уравнению



Приводим последнее уравнение к трехчленному виду, полагая в нем



Получаем  откуда  а потому

Затем находим  и .







         Мы видим, что  и  имеют положительные знаки, так как произведение  отрицательно. Поэтому полагаем ,  (с таким же успехом можно было взять , ). Отсюда получаются такие квадратные уравнения:

   



или

 

 

Решая первое уравнение, получаем  

Решая второе уравнение, получаем   
§8.
Уравнения, содержащие неизвестное под знаком

абсолютной величины.
      Эти уравнения можно свести к уравнениям, не содер­жащим знака абсолютной величины, используя ее определение. Так, решение уравнения

,       (1)

сводится к решению  двух уравнений с дополнительными  условиями.

1.     Если , то уравнение (1) приводится к виду

,        (2)

      Решения этого уравнения: , . Условию  

удовлетворяет  лишь   второй   корень   квадратного уравнения (2), и, следовательно, число 3 является корнем исходного уравнения (1).

2.     Если , то уравнение (1) приводится к виду

.

      Корнями этого уравнения будут числа  и . Первый корень не   удовлетворяетусловию  и поэтому не является решением уравнения (1).

      Таким   образом, решениями   уравнения   (1)   будут   числа  3  и .

      Заметим, что коэффициенты уравнения, содержащего неизвестное под знаком абсолютной величины, можно подобрать так, что решени­ями будут все, значения неизвестного, принадлежащие некоторому промежутку числовой оси. Например, решим уравнение

,           (3)

      Отметим на числовой оси точки 0 и 3 (нули функций, стоя­щих под знаком абсолютной величины). Эти точки разобьют числовую
ось на три промежутка (рис. 1):

;     ;     

      На этих промежутках:

      1) при  уравнение (3) приводится к виду  и в промежутке  решений не имеет.


                                          0                              3                         х

                                                          Рис. 1
Аналогично при  уравнение (3) приводится к виду  и в проме­жутке  решений не имеет;

      2) при  уравнение (3) приводится к виду, т.е.   обращается   в  тождество. Следовательно, любое  значение  является решением уравнения (3).[23, 110]
ГЛАВА II. Использование способов решения

ал­гебраических уравнений на педагогической практике.
§1. Задачи, условие и этапы организации экспериментальной ра­боты

по внедрению алгеб­раических уравнений

на уроках математики в 8 классах.
При проведении теоретических исследований были получены выводы о многообразии алгебраических уравнений, а также о том, что изучение алгебраических уравнений повышает уровень знаний по математике. Поэтому для подтверждения этих выводов на­ше эмпирическое исследование направлено на разрешение следующих задач:

1.     Провести анализ содержания школьных учебников.

2.     Определить методологические условия, способствующие качественному формированию знаний, умений и навыков в решении ал­гебраических уравнений.

3.     Практически реализовать предложенную экспериментальную программу.

4.     Провести сравнительный анализ результатов.

При проведении эмпирического исследования были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, контрольные работы.

Для осуществления эксперимента были выбраны учащиеся 8 клас­са, средней полной общеобразовательной школы №4, Мартыновского района, хутора Малоорловский. Всего в исследовании приняло участие 28 учеников: 18 мальчиков и 10 девочек. Учитель математики охарактеризовал данный класс, как класс со средней успеваемостью, обучающейся без уклона на какую-либо дис­циплину.

Исследование мы проводили на уроках математики, и оно вклю­чало в себя три этапа:

— Констатирующий.

— Формирующий.

— Контрольный.

В ходе констатирующего этапа мы осуществили наблюдение на уроках математике в 8 классе, анализировали содержание учебников ал­гебры, проводили анкетирование учителей, провели кон­трольную работу №1.

На этом этапе мы провели анализ учебников алгебры разных ав­торов. По нашему мнению наиболее доступным для учащихся языком написан учебник алгебры 7 класса, авторами которого являются Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. До того как ввести главу II, «Уравнения с одним неизвестным», авторы предлагают изучить главу I, «Алгебраические выражения», куда входят следующие параграфы:

§1. Числовые выражения.

§2. Алгебраические выражения.

§3. Алгебраические равенства. Формулы.

§4. Свойства арифметических действий.

§5. Правила раскрытия скобок.

Выше перечисленные параграфы, знакомят учащихся с темами, которые в дальнейшем помогут при изучении темы «Алгебраические уравнения». Изучив параграфы, входящих в главу I, учащиеся без труда освоят главу II:

§1. Уравнение и его корни.

§2. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным.

§3. Решение задач с помощью уравнений.

Т.к. мы проводили наблюдение лишь в одном классе, наблюдали за деятельностью одного учителя, то наши заключения могут носить слу­чайный характер. В связи с этим мы провели опрос учителей математи­ки нескольких школ с тем, чтобы выявить, применяют ли они методы решения алгебраических уравнений, если при­меняют, то в каких случаях. Опрос проводился в форме анкеты (см. приложение 1). Шестнадцати респондентам предлагались 7 вопросов, на каждый из которых давались варианты ответов. Результаты анкетирования были занесены нами в таблицу 1.
Таблица №1. Обобщенные данные по результатам анкетирования.

          Номер    

          позиции

Номер

вопроса



1



2



3



Всего

1



11

65%

5

35%



0%

16

100%

2



9

55%

5

32%

2

13%

16

100%

3

10

60%

1

10%

5

30%

16

100%

4

10

60%

3

20%

3

20%

16

100%

5



8

50%

3

18%

5

32%

16

100%

6

2

28,5%

4

57%

1

14,5%

7

100%

7

7

45%

5

35%

4

20%

16

100



         Из таблицы видно, что из шестнадцати опрошенных учителей 65% ответили, что недостаточно времени отводится программой для обучения учащихся предмету, 35% ответили, что вполне достаточно и ни один человек не ответил, что для обучения учащихся этому предмету отводится количество часов в избытке.

         Итак, на вопрос – систематизируете ли вы знания учащихся на уроках математики – 55% учителей ответили – нет, 32% — не знаю, 13% — да. Результаты опроса показали, что большинство учителей считают, что нет системы в изложении данной темы. 60% всех учителей считают важным достижение повышения качества знаний учащихся, 30% — активности школьников в учении, 10% — исключение дублирования. При построении  оптимальной системы уроков по теме «Алгебраические уравнения» 60% учителей использую методические журналы, остальные – дидактическую литературу и учебные пособия. 50% учителей считают, что трудности возникают в связи с большими затратами времени на изучение материала, 18% — отсутствие необходимой литературы и 32% — сложность для восприятия учащихся. 57% учителей используют алгебраические уравнения  с целью получения прочных, осознанных знаний, остальные – для развития логического мышления и формирования познавательных интересов. На вопрос о необходимости использовать систематичность в обучении для лучшего усвоения и углубления знаний математического материала были получены следующие ответы: 45% считают необходимым использовать систематичность в обучении для лучшего усвоения учебного материала, 35% — нет, и 20% — только на факультативах.

         Анализируя полученные ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод о том, что большинство учителей преподают тему «Алгебраические уравнения» не в системе, одни по причине большой затраты времени, другие в связи с отсутствием необходимой литературы.

Для определения эффективности использования разработанной нами системы необходимо сравнить уровень успеваемости учащихся до введения системы и после. Поэтому в ходе констатирующего этапа эм­пирического исследования мы провели контрольную работу №1 (см. приложение №2). Задания, подобранные в ней, соответствовали уровню знаний учащихся, были средней сложности.

На основе результатов, полученных в ходе наблюдения, можно сделать вывод о том, что решение алгебраических уравнений с одной неизвестной различ­ными способами способствует активизации самостоятельной деятельности, повыше­нию интереса к предмету, развитию логического мышления, приросту знаний.

На формирующем этапе мы поставили следующие цели:

1.     Внедрить на уроках математики в 8 классе материал, содержание которого раскрыто в теоретической части нашей дипломной работы.

2.     Провести наблюдение за процессами осмысления, восприятия и запоминания учащимися данного материала.

3.     Определить какие вопросы вызвали наибольшие затруднения у учащихся.

В ходе формирующего этапа эмпирического исследования рассматривать алгебраические уравнения с одной неизвестной предлагалось учащимся в качестве дополнительного материала, а так же на факультативах. Способы решения таких уравнений подробно описаны в главе I нашей дипломной работы.

На начальных этапах введения данной темы возникло множество трудностей, связанных прежде всего с тем, что исследование проводи­лось в 8 классе, где тема «Алгебраические уравнения» изучалась год на­зад и многие навыки при решении уравнений были забыты. Уравнения довались по следующей схеме: от более простых, к более сложным. Это позволило повысить эффективность воспроизведения памяти данной темы. На уроке алгебры объяснялась тема «Дробно-рациональные уравнения», на котором был изучен алгоритм решения этих уравнений. Приведем фрагмент этого урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Устный счет
IV. Закреп-ление.

Решить уравнения:

1) ;
2) ;

3) ;

4) .
Как найти неизвестное уменьшаемое?



Как найти неизвестное вычитаемое?
Решим уравнение:

.

Что в этом уравнении является неизвестным?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Решим такое уравнение:



Что в это уравнении является неизвестным?
Как найти неизвестное вычитаемое?
Решим уравнение:

.

Что делаем в первую очередь?
Каким мы воспользовались свойством?
Каким здесь воспользовались законом?
Будут ли найденные значения являться корнями уравнения?



1) .

2) .

3) .

4) .
Нужно к разн6ости прибавить вычитаемое.



Нужно из уменьшаемого  вычесть разность.


Уменьшаемое.



Вычитаемое.



Приводим дроби к общему знаменателю.



Умножим обе части уравнения на , получим

.
Свойством сократимости.






Сочетательным законом.

Решая это уравнение, находим его корни: , .
Да, так как при подстановке этих значений в знаменатель, он не обращается в 0.



В ходе практической работы было выявлено множество позитивов. Отдельно можно выделить: учащиеся начинают осознавать, что без чет­кого анализа уравнения не возможен выбор правильного способа реше­ния. Это ведет к развитию мыслительной активности учащихся, повы­шение которых положительно сказывается на всем процессе обучения. В этом случае они осознают, воспринимают и запоминают материал не только усилиями одной памяти, а прежде всего, усилиями мыслитель­ных способностей.

В ходе контрольного этапа эмпирического исследования мы про­вели контрольную работу №2 (см. приложение №3) с целью выявления эффективности разработанной нами системы. Полученные результаты сравнили с результатами контрольной работы №1, проведенной на констатирующем этапе. Результаты двух контрольных работ мы приведем в следующем параграфе.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Использование информационных компьютерных технологий как средства повышения качества обучения иностранному языку» Теоретическая база
Реферат A Global World Essay Research Paper The
Реферат Общественное воспроизводство
Реферат Современная зарубежная философия о перспективах развития общества
Реферат Аксиология
Реферат Быстродействующий адаптивный наблюдатель в системе компенсации неизвестного запаздывания
Реферат Сатин и Лука по роману Горького На дне
Реферат Компьютерная система обработки информации
Реферат Оценка быков-производителей по качеству потомства и перспективы
Реферат Конституційно - правовий статус людини та громадянина в Україні
Реферат Сказка как условие развития эмпатии у детей
Реферат Способы пополнения словарного состава языка
Реферат Комплексный анализ современных ландшафтов и их эволюции на территории Катангского плато
Реферат История возникновения криптографии
Реферат Актуальность прекрасного