Реферат по предмету "Маркетинг"


Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики 2

--PAGE_BREAK--1.2.Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

2. Анализ современных методов государственного регулирования экономики

2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

· обеспечение необходимых темпов роста,

· сглаживание циклических колебаний,

· поддержание занятости,

· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

2.2. Методы государственного воздействия на рынок

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

— свои расходы;

— налогообложение;

— регулирование;

— государственное предпринимательство.

Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.

Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим.

Налогообложение — важный инструмент государственной политики. Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики.

Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в:

· законодательной,

· налоговой,

· кредитной,

· субвенционной формах.

Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам.
2.3.Статистические данные предпринимательства в России.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Январь – Сентябрь 2009: Маркетинговые исследования рынка в сегменте розничная торговля Динамика оборота на рынке розничной торговли январь-сентябрь 2008-2009, млрд. рублей — Диаграмма:


           В сентябре 2009 г. оборот розничной торговли на 85,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 14,1% (в сентябре 2008 г. — соответственно 86,6% и 13,4%).
Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках — Диаграмма:


         На 1 сентября 2009 г. на территории Российской Федерации функционировало 3600 розничных рынков. По сравнению с 1 сентября 2008 г. их число сократилось на 168 в основном за счет закрытия или переоборудования рынков универсального типа. Вместе с тем, они по-прежнему составляют почти три четверти (74,0%) от общего числа рынков; специализированные вещевые рынки — 9,5%, рынки по продаже продуктов питания — 5,0%, сельскохозяйственные — 5,4%, стройматериалы  — 1,9%, сельскохозяйственные кооперативные — 0,3%, рынки по продаже: электроника, радио- и электробытовая техника — 0,1%, рынки другой специализации — 3,8%. 
         Количество торговых мест на рынках на 1 сентября 2009 г. составило 991,7 тыс., что на 4,6% меньше, чем на 1 сентября предыдущего года. В среднем в расчете на один рынок приходилось 275 торговых мест, в том числе на один универсальный рынок — 286 мест. Из специализированных рынков наиболее крупные — вещевые рынки (352 места на один рынок), рынки по продаже радио- и электробытовой техники (214 мест) и строительных материалов (216 мест). В среднем в расчете на один сельскохозяйственный рынок приходилось 188 мест, сельскохозяйственный кооперативный — 174 места. 
Уровень использования торговых мест на 1 сентября 2009 г. составил в среднем 78,1% против 79,4% на 1 сентября 2008 г. По типам рынков наибольшее количество торговых мест пустовало на сельскохозяйственных рынках (26,4% от всех торговых мест, на 1 сентября 2008 г. — 26,8%) и специализированных рынках по продаже радио- и электробытовой техники (28,1% и 24,7% соответственно). На сельскохозяйственных кооперативных рынках не использовалось около четверти торговых мест (на 1 сентября 2008 г. — 11,4%).
        Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается практически постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями. По состоянию на 1 сентября 2009 г. предприниматели арендовали 776,9 тыс. торговых мест, или на 24,2 тыс.мест (3%) меньше, чем на 1 сентября 2008 года. При этом каждое пятое из этих мест не использовалось (на 1 сентября 2008 г. — 17,7%). В целом по Российской Федерации за частными лицами (населением) на 1 сентября 2009 г. было закреплено 173,0 тыс. торговых мест. По сравнению с 1 сентября 2008 г. количество мест, выделенных этим хозяйствующим субъектам, уменьшилось на 13,7 тыс. мест (7,3%). Коэффициент их использования по сравнению с прошлым годом практически не изменился и составил 66,4% (на 1 сентября 2008 г. — 66,7%). 
         Крестьянским (фермерским) хозяйствам на 1 сентября 2009 г. было выделено 12,5 тыс. торговых мест, что на 2,4% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. В республиках Коми, Ингушетия и Тыва, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе на 1 сентября 2009 г. торговые места крестьянским (фермерским) хозяйствам не выделялись. Уровень их фактического использования по сравнению с 1 сентября 2008 г. снизился с 55,7% до 55,1%. 
         В сентябре 2009 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 26,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в сентябре 2008 г. — 24,6%). В 33 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. В 34 субъектах Российской Федерации она колебалась в пределах 10,1-26,5%. В то же время, в 8 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в сентябре 2009 г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 20,8%, Санкт-Петербургу — 60,0%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая прохладительные напитки и соки, и табачных изделий в сентябре 2009 г. составил 48,2%, непродовольственных товаров — 51,8% (в сентябре 2008 г. — 45,9% и 54,1% соответственно).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Объем и структура продаж алкогольных напитков и пива в России населению (январь – сентябрь 2009), млн. дкл. — Диаграмма:


В сентябре 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечалось увеличение объемов продажи из продуктов питания — крупы и фруктов (на 12%), рыбы и морепродуктов, муки, овощей и картофеля, сухих молочных консервов (на 4-6%), снижение — продуктов и консервов из мяса, сахара (на 6-9%); из непродовольственных товаров — возросла реализация компьютеров, холодильников и морозильников, стиральных машин, фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров, книг, газет и журналов, мобильных телефонов (на 5-11%), а сократилась продажа мебели и строительных материалов — соответственно на 8% и 9%. 
На 1 октября 2009 г. по сравнению с 1 сентября 2009 г. в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечался значительный рост запасов овощей и картофеля (на 24%), рыбных консервов, молочных напитков, фруктов (на 15-18%); из непродовольственных товаров — кожаной обуви (на 14%).
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок
В I полугодии 2009 г. органами Роспотребнадзора проведено 56,0 тыс. проверок торгующих организаций, было выявлено 35,7 тыс. административных правонарушений: 49,4% — по статье «нарушение правил продажи отдельных видов товаров»; 32,5% — «нарушение иных прав потребителей»; 5,1% — «продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»; 4,3% — «обман потребителей»; 2,5% — «нарушение правил продажи спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей»; 2,3% — «невыполнение в срок законного предписания». К административной ответственности привлечено 29,3 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов с правонарушителей составила 36,4 млн.рублей (68,3% от общей суммы наложенных штрафов).
Анализ тенденций в сегменте розничных рынков в сентябре 2009 года
На 1 сентября 2009 г. на территории Российской Федерации функционировало 3600 розничных рынков. За период с начала отчетного года (по сравнению с 1 января 2009 г.) их число сократилось на 82 рынка, причем, если в I квартале было закрыто (преобразовано в торговые центры) 46 рынков, во II квартале – 24 рынка, то за два месяца III квартала – 12 рынков. Диаграмма:


Исследования — наблюдение организовано с февраля 2007 г.
1. За 8 месяцев 2009 г. рынки розничной торговли закрывали, наибольшее их число было закрыто или переоборудовано в торговые объекты другого формата в Приволжском федеральном округе. На 1 сентября 2009 г. по сравнению с 1 января 2009 г. их число сократилось с 777 до 750, причем основные изменения наблюдались в I квартале 2009 г. в Республике Башкортостан (закрылись 9 рынков) и Самарской области (14 рынков). За два месяца III квартала в Республике Башкортостан закрылись универсальный и сельскохозяйственный рынок, в Самарской области – два специализированных рынка, реализующих продукты питания. Вместе с тем, в Самарской области за этот период были открыты три универсальных и один сельскохозяйственный рынок. Число рынков в субъектах Российской Федерации сокращалось в основном за счет закрытия (переоборудования) рынков универсального типа. За период с начала отчетного года их число сократилось на 72 рынка. В качестве положительной тенденции необходимо отметить постепенное увеличение числа сельскохозяйственных рынков: на 1 января 2009 г. функционировало 179 рынков указанной специализации, на 1 апреля – 183, на 1 июля – 187, на 1 сентября – 193 рынка. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков выросло за этот период с 9 до 12. Вместе с тем, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки, по-прежнему, составляют менее 6% от общего числа рынков. Диаграмма:



Количество торговых мест на рынках составило на 1 сентября 2009 г. 991,7 тыс. и сократилось за период с начала отчетного года на 29,9 тыс., или на 3%. По кварталам число торговых мет изменялось следующим образом: в I квартале оно сократилось на 10,6 тыс., во II квартале – на 3,3 тыс., а за два месяца III квартала – на 16 тыс. Таким образом в июле-августе 2009 г. были закрыты (переоборудованы) наиболее крупные рынки (в среднем на один закрытый рынок приходилось: в I квартале – 230 мест, во II квартале – 139 мест, в III квартале — 1,3 тыс. мест). Из 16 тыс. торговых мест, сокращенных за два месяца III квартала 2009 г., 14 тыс. (87,5%) размещались в Москве, что явилось следствием закрытия в столице Черкизовского рынка. Данные о числе рынков и торговых мест на них по субъектам Российской Федерации приведены в приложении. 
Уровень фактического использования торговых мест с февраля по сентябрь 2009 г. постепенно увеличивался, что, в основном, носит сезонный характер. Вместе с тем, торговые места в отчетном году использовались хуже, чем в 2007-2008 годах. Диаграмма:



2. По типам рынков на 1 сентября 2009 г. наибольшее количество торговых мест пустовало на сельскохозяйственных рынках (26,4% от всех торговых мест, на 1 июля текущего года – 27,0%) и специализированных рынках по продаже радио- и электробытовой техники (28,1% и 29,3% соответственно). На сельскохозяйственных кооперативных рынках не использовалось 24,2% торговых мест (на 1 июля текущего года – 26,6%). 
По сравнению с 1 июля текущего года увеличение уровня фактического использования торговых мест было зафиксировано в 55 субъектах Российской Федерации, особенно существенно в Республике Калмыкия (с 41,9% до 43,5%), Чувашской (с 73,4% до 76,0%) и Карачаево-Черкесской (с 54,7% до 59,7%) республиках, Забайкальском (с 61,4% до 64,7%) и Хабаровском (с 85,6% до 89,7%) краях, Курганской (с 69,3% до 71,8%), Томской (с 81,9% до 85,6%), Амурской (с 67,6% до 70,9%), Магаданской (с 54,8% до 58,8%) областях, в г. Санкт-Петербурге (с 74,3% до 77,2%). В то же время в 14 субъектах Российской Федерации за два месяца III квартала 2009 г. этот показатель снизился, в том числе в Чеченской Республике – с 99,4% до 81,5%, Республике Марий Эл – с 73,1% до 70,8%, Еврейской автономной области – с 84,5% до 81,3%, в г. Москве – с 82,0% до 79,3%. Данные об уровне фактического использования торговых мест на розничных рынках по субъектам Российской Федерации приведены в приложении. 
3. Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается практически постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями. По состоянию на 1 сентября 2009 г. предприниматели арендовали 776,9 тыс. торговых мест, что на 7,1 тыс. мест (на 1%) меньше, чем на 1 июля 2009 г. При этом каждое пятое из этих мест не использовалось. 
Структура распределения торговых мест на розничных рынках за различными хозяйствующими субъектами на 1 сентября 2009 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. практически не изменилась. Диаграмма:



В целом по Российской Федерации за частными лицами (населением) на 1 сентября 2009 г. было закреплено 173,0 тыс. торговых мест. По сравнению с 1 июля 2009 г. количество мест, выделенных этим хозяйствующим субъектам, сократилось на 467 мест (0,3%). Коэффициент их использования по сравнению с 1 июля 2009 г. увеличился с 65,5% до 66,4% . 
Крестьянским (фермерским) хозяйствам было выделено 12,2 тыс. торговых мест, что на 1,6% больше, чем на 1 июля 2009 г. Уровень их фактического использование в среднем увеличился за этот период с 54,0% до 55,1%, а на рынках Республики Марий Эл – с 4,0% до 20,0%, Чувашской Республики – с 9,1% до 16,7%, Приморского края – с 60,6% до 77,9%, Магаданской области – с 9,8% до 23,3%, Курганской – 20,0% до 40,0%, Белгородской – с 12,6% до 21,4%, Костромской – с 19,7% до 28,8%, Ярославской – с 43,3% до 59,1%, Иркутской – с 61,3% до 75,7%, Пензенской области – с 51,9% до 63,7%, Еврейской автономной области – с 43,8% до 63,6%. В республиках Коми, Ингушетия и Тыва, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе на 1 сентября 2009 г. торговые места крестьянским (фермерским) хозяйствам не выделялись. Данные о распределении и фактическом использовании торговых мест по хозяйствующим субъектам приведены в приложении. 
4. В сентябре 2009 г. на исследуемых рынках и ярмарках из 20 наблюдаемых в ежемесячном режиме товарных групп снижение продаж по сравнению с августом 2009 г. было отмечено по мясу животных и домашней птицы, мясные и молочные продукты, рыбе и морепродуктам, сахару, кожаной обуви (на 1-3%). Реализация животного масла и яиц сохранилась на уровне предыдущего месяца. По остальным товарным группам наблюдалось увеличение продажи: на 15% по овощам и картофелю, на 5-9% по растительным маслам, муке, крупе, макаронным изделиям, фруктам, чулочно-носочным изделиям, на 1-2% по хлебу и хлебобулочным изделиям, парфюмерно-косметическим изделиям, верхней одежде, бельевому трикотажу. 
5. В сентябре 2009 г. на товары, реализуемые как на рынках, так и в организациях всех форм торговли, наблюдалось снижение цен на 0,1%. Снижение средних потребительских цен на товары было отмечено на рынках 36 субъектов Российской Федерации. При этом в 9 субъектах Российской Федерации оно составило 0,7% и более. Самым заметным снижение цен было в Тульской области (на 1,4%) и в Санкт-Петербурге (на 1,1%). 
В то же время в 43 субъектах Российской Федерации наблюдался рост потребительских цен на товары, реализуемые на рынках. В наибольшей степени цены на них выросли на рынках в республиках Бурятия и Тыва – на 1,7% и 1,3% соответственно. На розничных рынках цены на наблюдаемые продовольственные товары в среднем снизились на 1,2%, в организациях всех форм торговли – на 0,8%.
         Динамика цен на продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, в основном повторяет тенденцию изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания, реализуемые в организациях всех форм торговли. Наибольшее снижение цен отмечалось на отдельные виды плодоовощной продукции. Так, картофель, морковь, капуста белокочанная свежая подешевели на 15,6–19,0% (в организациях всех форм торговли – на 17,2–22,5%), яблоки – на 7,7% (на 6,4%). Вместе с тем огурцы свежие стали дороже на 12,6 % (в организациях всех форм торговли – на 1,5%). Среди других наблюдаемых продуктов питания существенно снизились цены на рыбу замороженную неразделанную – на 3,1% (в организациях всех форм торговли – на 2,3%).
         Одновременно на рынках значительно выросли цены на сахар-песок – на 9,1% (в организациях всех форм торговли – на 10,4%), яйца куриные – на 2,0% (на 2,5%), куры (кроме куриных окорочков) – на 1,1% (на 1,0%), масло сливочное – на 0,9% (на 0,5%). Прирост цен на непродовольственные товары на рынках составил 1,2% (в организациях всех форм торговли – 0,7%).
виды трикотажа, женской верхней одежды и обуви – на 1,4–1,7%. Уровень цен на большинство продуктов питания, предлагаемых на рынках, был несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. По более низким ценам на рынках продавались масло сливочное, колбаса вареная высшего сорта, творог жирный, сельдь соленая, яблоки, сухофрукты. В то же время цены на рыбу замороженную неразделанную, огурцы свежие, морковь, капусту белокочанную свежую были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли. На наблюдаемые виды непродовольственных товаров уровень цен на рынках по-прежнему оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. Диаграмма:



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.