--PAGE_BREAK--Для анализа динамики доходной и расходной части бюджета воспользуемся данными, Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Динамика основных статистических показателей федерального бюджета на 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Динамика основных статистических показателей федерального бюджета Российской Федерации на 2009-2010 гг.
Показатель
2009 г.
2010 г.
2010 г. к 2009 г.
Абсолютный прирост
Темп прироста, %
1
2
3
4
5
Прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, тыс. руб.
51475000000
43187000000
-8288000000
-16,1
Уровня инфляции, %
8,5
1
1,5
17,65
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.
10927137733,
6950010032,5
-3977127700,5
-36,4
В том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб.
4692509635,0
3194681720,0
-1497827915,0
-31,9
Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей
9024654998,3
9886920940,1
862265941,8
9,55
Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей
2531125000,0
1943415000,0
-587710000
-23,22
Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей
5147500000,0
4318700000,0
-828800000
-16,1
Верхний предел государственного внутреннего долга российской федерации на 1 января 2010 года, тыс. рублей
2119739195,3
3301795464,0
1182056268,7
55,76
Верхний предел государственного внешнего долга российской федерации на 1 января 2010 года, млрд. долларов США
41,4
63,3
21,9
52,9
Профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, тыс. рублей
1902482734,7
-2936910907,6
-4839393642,3
-254,37
Анализируя представленные данные, мы видим, что прогнозное значение ВВП в 2010 г. снизилось на 16,1% по отношению к уровню 2009 г. Объем доходов также снижается на 36,4%, при этом снижение нефтегазовых доходов составило 31,9% за анализируемый период.
В то же время общий объем расходов увеличился на 9,55%, уменьшилась нормативная величина резервного фонда на 16,1%. Повысился и предел государственного внутреннего долга на 55,76%.
В результате бюджет из профицитного перешел в дефицитный, что связано с последствиями мирового финансового кризиса.
Отношение показателей федерального бюджета к размеру ВВП в 2009-2010 гг. представлено в следующей таблице 3.2.
Таблица 3.2
Отношение показателей федерального бюджета Российской Федерации к ВВП в 2008-2009 гг., %
Показатель
2008 г.
2009 г.
Абсолютный прирост
1
2
3
4
Прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, тыс. руб.
100
100
0
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.
21,23
16,1
-5,13
В том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб.
9,12
7,4
-1,72
Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей
17,53
22,88
5,35
Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей
4,9
4,5
-0,4
Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей
10
10
0
Верхний предел государственного внутреннего долга российской федерации на 1 января 2010 года, тыс. рублей
4,27
7,66
3,39
Профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, тыс. рублей
3,7
-6,8
-10,5
Объем доходов в ВВП составляет 21,23% и 16,61%, в 2008 и 2009 гг. соответственно.
Объем расходов бюджета в ВВП составляет 16,62% и 23,98%, в 2008 и 2009 гг. соответственно.
Доля резервного фонда в ВВП увеличилась с 8,29% до 12,74%.
Далее рассмотрим структуру и динамику федерального бюджета в разрезе разделов.
Состав и динамика расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Состав и динамика расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг., млрд. рублей
Статья расходов
2009 г.
2010 г.
2010 г. к 2009 г.
Абсолютный прирост
Темп роста, %
1
2
3
4
5
Всего
7943006992,7
8846973525,7
903966533
11,38
В том числе:
Общегосударственные вопросы
1143727487,9
1087435934,5
-56291553,4
-4,92
Национальная оборона
712565304,9
678351441,4
-34213863,5
-4,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
756838661,7
726844703,7
-29993958
-3,96
Национальная экономика
1063308776,0
1366079809,4
302771033,4
28,47
Жилищно-коммунальное хозяйство
81015771,7
103041907,9
22026136,2
27,18
Охрана окружающей среды
13804790,7
12310715,9
-1494074,8
-10,82
Образование
410443669,0
386356314,2
-24087354,8
-5,86
Культура, кинематография, средства массовой информации
114064957,1
107340168,1
-6724789
-5,89
Здравоохранение, физическая культура и спорт
349870366,3
325059408,5
-24810957,8
-7,09
Социальная политика
310258342,7
328751096,0
18492753,3
5,96
Межбюджетные трансферты
2987108864,7
3725402026,1
738293161,4
24,71
Анализируя представленные данные, мы видим, что статьи расходов возрастают со временем.
Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг., %
Статья расходов
2009 г.
2010 г.
Абсолютный прирост
1
2
3
4
Всего
100,0
100,0
-
В том числе:
0,0
0,0
0,0
Общегосударственные вопросы
10
12
2
Национальная оборона
12
13
1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
10
11
1
Национальная экономика
19
14
-3
Жилищно-коммунальное хозяйство
1
1
0,0
Охрана окружающей среды
0,1
0,1
0,0
Образование
4
4
0,0
Культура, кинематография, средства массовой информации
1
1
0,0
Здравоохранение, физическая культура и спорт
4
3
-1
Социальная политика
3
3
0,
Межбюджетные трансферты
36
38
2
В структуре расходов наибольшую долю занимают межбюджетные трансферты – 38%, национальная экономика – 14% и общегосударственные вопросы – 13%. Доля остальных меньше 10%.
3.2 Анализ динамики и структуры различных статей бюджета
3.2.1 Анализ динамики и структуры расходов на социальные мероприятия
Далее проанализируем раздел «Социальная политика».
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2009-2010 гг., тыс. рублей
Статья расходов
2009 г.
2010 г.
2010 г. к 2009 г.
Абсолютный прирост
Темп роста, %
1
2
3
4
5
Социальная политика
310258342,7
328751096,0
18492753,3
5,96
В т.ч.
Пенсионное обеспечение
213457816,6
240811848,6
27354032
12,81
Социальное обслуживание населения
7059848,6
6326211,0
-733637,6
-10,39
Социальное обеспечение населения
85557114,1
75030403,3
-10526710,8
-12,3
Охрана семьи и детства
2058789,0
2145705,4
86916,4
4,22
Прикладные научные исследования в области социальной политики
152182,3
132556,6
-19625,7
-12,89
Другие вопросы в области социальной политики
1960676,9
4304371,1
2343694,2
119,53
Почти по всем статьям наблюдается рост, за исключением подразделов «Социальное обслуживание населения», «Социальное обеспечение населения» и «Прикладные научные исследования в области социальной политики».
Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.6.
Таблица 3.6
Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2009-2010 гг., %
Статья расходов
2009 г.
2010 г.
Абсолютный прирост
1
2
3
4
Социальная политика
100
100
-
В т.ч.
Пенсионное обеспечение
67,6
68,6
1
Социальное обслуживание населения
1,2
1,1
-0,1
Социальное обеспечение населения
30,1
29,3
-0,8
Охрана семьи и детства
0,7
0,6
-0,1
Прикладные научные исследования в области социальной политики
0,04
0,03
-0,01
Другие вопросы в области социальной политики
0,4
0,4
0,0
В структуре раздела «Социальная политика» наибольшую долю занимает подраздел «Пенсионное обеспечение» — 68,6% и «Социальное обеспечение населения» — 29,3%. продолжение
--PAGE_BREAK--