Речевой аппарат
Тщательное изучение тождественных и различных по типу звуков языков показывает, что, несмотря на внешнее сходство, они артикулируются не одними и теми же, а особыми, характерными для каждого языка укладами и движениями органов речи, своеобразным режимом речевого дыхания, голосообразования и мышечного напряжения. Весь комплекс таких специфических особенностей языка называется артикуляционная база.
Носители каждого языка, не имеющие физических дефектов, говорят при помощи органов речи, совокупность которых составляет речевой аппарат. Таким образом, речевой аппарат - это совокупность ряда органов (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи - легкие, диафрагма), принимающих участие в артикуляционной работе.
По своим биологическим функциям органы речи одновременно служат для дыхания, обоняния, приёма пищи. В процессе формирования человека и зарождения общества возрастала необходимость устного общения, которая и заставляла организм человека вырабатывать средства коммуникации. Гортань, изначально производившая только нечленораздельные звуки, постепенно совершенствовалась, а органы, расположенные выше гортани, стали медленно приспосабливаться к новой социальной функции - звучащей речи.
Органы дыхания
Одной из основных функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека, является дыхание, которое снабжает кровь кислородом и удаляет из нее углекислый газ. В своей дополнительной функции, струя выдыхаемого воздуха, поступая из лёгких в речевой аппарат, используется в качестве пневматической энергии, без которой устная речь невозможна. Возникновение звучащей речи посредством энергии выдыхаемого воздуха называется фонация. Для исследования дыхательной функции лёгких измеряют так называемую жизненную ёмкость легких - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она в среднем равна 3,5 л у мужчин и 2,7 л у женщин, а у хорошо натренированных людей можёт достигать 6-7 л:
Лёгкое имеет конусовидную форму, его основание вогнутое и прилегает к диафрагме - сухожильно-мышечной перегородке, отделяющей грудную полость от брюшной. Диафрагма - главная дыхательная мышца: при вдохе она сокращается и уплощается, грудная полость увеличивается в вертикальном направлении, грудная клетка расширяется, следом за ней расширяются и лёгкие, воздух устремляется в лёгкие, заполняя их, - происходит вдох. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объём грудной полости уменьшается - происходит выдох. Для женщин характерен грудной тип дыхания, осуществляемый в основном межреберной мускулатурой, у мужчин чаще преобладает брюшное/диафрагмальное дыхание.
Гортань
Итак, речевая функция дыхательных органов, находящихся в грудной клетке, сводится к подаче воздуха из лёгких через трубчатые воздухоносные трубки - бронхи - и трахею, к первому артикуляционному механизму - гортани.
Трахея представляет собой вертикальную трубку, подводящую выдыхаемый воздух к гортани; верхнее отверстие трахеи заканчивается кольцеобразным хрящом, на внутренней поверхности которого к каждой его половинке прикреплены своими верхними краями две плотные мышечные складки - голосовые связки, - способные смыкаться и размыкаться.
Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель. Это обычное состояние голосовых связок, когда мы дышим или говорим шепотом. Если голосовые связки плотно смыкаются, гортань закрывается, струя воздуха оказывает давление на голосовые связки, заставляя их вибрировать, и мы слышим голос.
Большинство звуков речи произносится в сопровождении вибраций связок - гласные, звонкие согласные и сонорные согласные. Согласные звуки, произносимые без вибраций, лишены голоса и называются глухими. Существует еще одно состояние голосовых связок, когда они сомкнуты, дыхание задержано, воздух накапливается в трахее, его давление растет, и при быстром размыкании связок воздух вырывается резким толчком в сопровождении отрывистого глухого шума, напоминающего сухое покашливание. Это гортанная смычка, или твердый приступ.
Непосредственно позади гортани и трахеи проходит пищевод - вертикальная трубка, проводящая комок пищи в желудок. Для предохранения дыхательных путей от попадания в них пищи существует гибкая хрящевая пластинка, укрепленная на хряще гортани под корнем языка - надгортанник. При глотании, под давлением пищи, надгортанник отгибается назад и плотно закрывает вход в гортань, предохраняя трахею от попадания в нее частиц пищи. В артикуляционной работе речевого аппарата надгортанник активного участия не принимает, но он может образовать сужение с задней стенкой глотки (так это происходит при особых, «сдавленных» на слух, надгортанниковых, или эпиглоттальных, согласных арабского языка).
Ротовая и носовая полости
Далее, выйдя из гортани, струя воздуха проходит через зев, или глотку, которая соединяет гортань с ротовой и носовой полостями. Глотка находится между верхней частью гортани и мягким нёбом, которое направляет воздушную струю либо в ротовую, либо в носовую полость. Подвижный конец мягкого нёба называется маленький язычок, или увула. Когда мягкое нёбо опущено, вибрирующий воздух выходит наружу через нос, выход воздуха через ротовую полость исключается. Это позиция для носовых русских согласных < м, м', н, н'> и для английских [m, n, ŋ]. Когда мягкое нёбо приподнято, язычок полностью соприкасается с задней стенкой глотки и изолирует носовую полость от попадания туда выдыхаемого воздуха. Это наиболее типичная позиция мягкого нёба, поэтому ротовая полость - главный звуковой резонатор.
Органы ротовой полости и сама ротовая полость имеют особое значение для артикуляции. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы.
Нёбо
Большая часть нёба является твердой, она состоит из:
1) мягкого нёба - мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. При расслаблении нёбных мышц нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается вверх. В середине нёбной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.
Мягкое нёбо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.
2) собственно твёрдого нёба - это самая высокая часть неба, перегородка между ротовой и носовой полостями;
3) альвеолярного хребта, или альвеол - это бугорки, расположенные в форме подковы у корней верхних зубов. Альвеолы - место образования самых частотных английских согласных.
Нижние зубы не имеют большого значения для артикуляции, тогда как верхние зубы могут быть преградой для целого ряда согласных звуков.
Язык
Язык – это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость.
По своей мышечной структуре, гибкости, подвижности и многообразию артикуляционных функций он является самым важным органом речи.
Различные части языка обладают разной степенью подвижности: наибольшей подвижностью обладает кончик, который может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами межзубную щель (как при английском звуке [θ] ), может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (как при русских зубных [т], [д], [н], [л], [ц]), к краю верхней десны (как при немецких гингивальных [t], [d], [n], [I], [ts]), к альвеолам – бугоркам у корней верхних зубов (как при английских альвеолярных [t], [d], [n], [1]); может загибаться вверх к твердому небу (как при особых глуховатых на слух церебральных индийских и некоторых других восточных языков [t], [d], [n], [1]); может образовать в тех же местах сужения (как при разных с и з), может дрожать у твердого неба (как при русском р) или же быть опущенным вниз (как обычно бывает при произношении гласных).
Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (с плоской поверхностью, как при русских корональных [ш], [ж], или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дорсальных французских и английских звуках).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подыматься к твердому небу, образуя с ним сужение (как при й [j]) или же смыкаясь с ним (как при северновеликорусских звуках на месте [к] и [г] мягких в словах руки, ноги, звучащих [рући, нођи]).
Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с небом, язык может перегораживать полость рта, тем самым, разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных, чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.
Губы
Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывают влияние на резонирование всей ротовой полости.
Губы способны принимать различные позиции: сжатые, округленные, выдвинутые вперед, растянутые, нейтральные - когда верхние и нижние зубы наполовину обнажены.
Величина и форма отверстия ротовой полости зависят от уровня подъема или опускания нижней челюсти и положения губ и участвуют в формировании гласных звуков.
Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании английского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (главным образом нижняя губа; как при произношении слова mnpy!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).
Таким образом, звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:
1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;
2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;
3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;
4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.
В зависимости от степени участия органов речи в формировании звуков, их можно разделить на две группы:
1) активные органы речи - подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки, легкие, диафрагма;
2) пассивные органы речи - неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов: верхние и нижние зубы, альвеолы, твердое нёбо, стенки ротовой и носовой полостей (резонаторы).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Peer Pressure Essay Research Paper |
Реферат | Онкология (колоректальный рак) |
Реферат | Национальные традиции в развитии рекламного плаката |
Реферат | Жемчуг |
Реферат | Дерево целей |
Реферат | Ринок праці в економічній системі |
Реферат | 21. СССР в 1985-1991 гг |
Реферат | Виховання в дитсадку |
Реферат | Фердинанд Брюнетьер |
Реферат | Социальная политика Республики Беларусь основные направления и механизмы реализации |
Реферат | Нураги |
Реферат | Операторы языка Си |
Реферат | Арктика |
Реферат | Культура классической Греции |
Реферат | Инвестиционное право РФ (Шпаргалка) |