Негосударственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточнаяэкономико-юридическая гуманитарная академия»
Институтсовременных технологий образования
Отчет по производственнойпрактике
ОАО Характеристикадеятельности «Белебеевский ордена „Знак Почета“ молочныйкомбинат». Маркетинговые возможности предприятия
Выполнил:Крупенникова А. В.
Специальность:Маркетинг
Специализация:Организация маркетинга на предприятии
Дисциплина:Производственная практика
Формааттестации: Отчет по производственной практике
Уфа2010
Содержание
Введение
1 Характеристикамолочного комбината
1.1 Управление на ОАО «Белебеевский ордена «ЗнакПочета» молочный комбинат»
1.2 Финансовый план предприятия, его содержание
1.3 Кадровая политика на предприятии
2 Изучение маркетинговых возможностей
2.1 Маркетинговые стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В данномотчете мы должны дать краткую характеристику о предприятии, на которомпроходили производственную практику, в нашем случае это «Белебеевский ордена«Знак Почета» молочный комбинат». В том числе дать описание управленческойструктуре организации, выявить основные функции организации, оценить финансовыевозможности предприятия, возможность привлечения дополнительных средств,управления финансами.
Также следуетоценить кадровый потенциал предприятия. Мы должны изучить маркетинговые возможностипредприятия, методы продвижения и стимулирования, реальную долю на рынке, атакже изучить маркетинговые стратегии предприятия.
1 Характеристикамолочного комбината
Историямолочного комбината уходит в далекое прошлое. Много изменений было за семьдесятс лишним лет, прошедших с того момента, когда в 1932 году был образованнебольшой маслозавод, который размещался в тесных, неприспособленныхпомещениях. Коллектив завода, состоящий из 70 человек, перерабатывал в суткиоколо 20 тонн молока.
Сырьем заводобеспечивался молочными хозяйствами Белебеевского района. Позднее, в 1955 году,- Бижбулякский.
С расширениемгорода Белебея возникла необходимость увеличения производства молочныхпродуктов, поэтому администрацией было принято решение о строительствесыродельного цеха мощностью 10 тонн переработки молока в смену. В 1996 годуначалом освоения производства сыров жирных перед коллективом встали двеосновные проблемы: большая трудоемкость производственного процесса и слабаяквалификация кадров. Сыроделы, настойчиво овладевая «секретами мастерства»,приступили к освоению нового технологического цикла. В первый год работы цехабыло выработано 334 тонн сыра. С каждым годом увеличивалось производство сыра,улучшались его качественные показатели.
За успешное выполнениеплана восьмой пятилетки, освоение новых технологических процессов, расширениеассортимента выпускаемой продукции коллектив городского молочного завода в 1971году был удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак почета». В1983 году на основании приказа Министерства мясной и молочной промышленностиРСФСР городской молочный завод был переименован в молочный комбинат.
В 1986 годуза выдающиеся достижения в труде по увеличению производства высококачественнойпродукции на основе применения прогрессивной технологии главный сыроделкомбината Исламов Р. С. был удостоен Государственной премии.
В мае 1990года введена в эксплуатацию автоматическая линия выработки сыров фирмы «Гадан»на компьютерной основе мощностью 5 тонн в смену, аналогов которой в России в товремя еще не было, в результате мощность сыродельного цеха возросла с 6,5 до9,5 тонн в смену.
РеспубликаБашкортостан традиционно занимала одно из ведущих мест в России по производствусычужных сыров. Этому способствовали благоприятные природно-климатическиеусловия для производства сыропригодного молока, высококвалифицированныемастера-сыроделы, производственный персонал, собственная школа и традиции всыроварении.
Качествобашкирских сычужных сыров на российских смотрах-конкурсах традиционнооценивалось высоко, и сыр занимал достойное место в ряду с Алтайским иКраснодарским сыром.
В конце 90-хгодов комбинат переживал серьезные финансовые проблемы, а объем переработкимолока за 2000 год упал да рекордно низкой отметки в 19 тысяч тонн. С ноября2000 года по апрель 2001 года цех по производству сыров практически простаивал– выработка за период составила 6 тонн.
Именно в товремя комбинат вошел во взаимодействие с группой компаний «Нерал», а 2002 годстал для комбината переломным, годом технического обновления и творческогоподъема. ГК «Нерал» выкупила блокирующий пакет акций и начала инвестироватьсредства в производство.
Результаты незаставили себя ждать – объем загрузки мощностей увеличился с 2000 года по 2004год более чем на 250%, объем выпуска сыра более 330% и достиг в 2004 году 3800тонн. За это время ассортимент выпускаемого сыра увеличился с одного вида –Голландского бруса до восьми и работа по увеличению ассортимента продолжается.
Насегодняшний день у комбината имеется стабильная сырьевая зона, сбор молокаосуществляется в 14 районах. Поставка молока осуществляется 70 крупнымихозяйствами, как на прямую, так и через 5 низовых заводов. Кроме работы схозяйствами сбор молока активно ведется и в частном секторе, объемнаселенческого молока достигает 20% от общей загрузки производственныхмощностей. По производственной программе 2005 года, которая успешновыполняется, предполагается довести объем загрузки предприятия до 60 тысяч тонни выпустить 4500 тонн сыра.
СпециалистыГК «Нерал», в чью структуру сегодня входит Белебеевский молочный комбинат,серьезно задумываются о качестве молока, поступающего на промпереработку. Дляулучшения качества молока, а так же с целью поддержкисельхозтоваропроизводителей 2002 году в рамках ГК «Нерал» было созданоспециализированное предприятие – «Башкирская агротрейдинговая компания»,основной задачей которой стала заготовка сочных кормов в сырьевой зонекомбината. ДЛ реализации этой задачи были закуплены кормоуборочные комбайны«Ягуар-250» и «Ягуар-870» производства фирмы KLAAC (ФРГ), а так же техника,позволяющая оказывать весь спектр услуг производителям – от покоса до трамбовкисилосной ямы. За период 2002-2004 г.г. с помощью этих комбайнов были убранытравы и кукуруза общим объемом 600 тысяч тонн.
Кроме того, внастоящее время на базе сельхозпредприятия «Нерал 1 Мая» Туймазинского районаразрабатывается совместная программа с голландской компанией «Matrix» по развитиюживотноводства, приобретением высокопроизводительного поголовья крупнорогатогоскота. Подготовлены документы для получения гранда правительства Голландии нареконструкцию молочного комплекса в хозяйстве. Целью данного проекта являетсясоздание собственной молочной фермы с производительностью 5 тысяч тонн молока вгод и создание на ее базе ассоциации сельхозтоваропроизводителей из 10-15подобных предприятий.
Все этипрограммы и мероприятия позволили стабилизировать сырьевую зону, выстраиватьдолгосрочные партнерские отношения с производителями, повышать качество молока– уникального продукта, который позволяет производить нам такой вкусный иполезный Белебеевский сыр.
В настоящеевремя на комбинате, кроме сыров твердых сортов вырабатывается более 60наименований продукции – это масло животное, молоко питьевое, кисломолочнаяпродукция, сметана, творог, сухие молочные продукты. И все же сыр остаетсяосновной специализацией предприятия. Сыр – превосходный продукт, в которыйвложили всю свою душу и многолетний опыт работы наши лучшие специалисты.([9] с.3)
1.1 Управление на ОАО«Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат»
Управление наОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» необходиморассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видовуправленческих работ, называемых функциями управления.
Для выполнениятой или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, чтонужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролироватьего выполнение. Это и есть функции управления.
Основнымифункциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль.1. Функция планирования
Онапредполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должныделать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня кзавтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Важные целипланирования включают в себя достижение определенного уровня прибыли, повышениепроизводительности труда, возможность организации выйти на новый рынок сбыта ит.д.
2. Функцияорганизации
Содержаниефункции организации управления предполагает формирование и обоснование наборавидов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности; определениепо каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границдействий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений;ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствияпринятых решений.
Она состоит вустановлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениямиорганизации, определении порядка и условий ее функционирования. Это – процессобъединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Функцияорганизации реализуется через административно-организационное и оперативноеуправление.
3. Функциямотивации
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностныхцелей и целей организации.
Мотивироватьсотрудников — значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться впроцессе трудовой деятельности.
В связи с тем, чтосуществуют различные пути мотивации необходимо:
· во-первых,установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют наповедение сотрудников, которые будут способствовать их мотивации.
· во-вторых,создать атмосферу, благоприятную для мотивации;
· в-третьих,активно общаться со своими сотрудниками, поскольку, для того чтобы работник былполностью мотивирован, и работал с полной отдачей, он должен четко представлятьсебе и понимать, чего от него ждут.
4. Функцияконтроля
Контроляподразумевает, с одной стороны, выявление слабых мест и ошибок в процессепроизводства и управления, своевременное их исправление и недопущениеповторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченнымипланами и проводимыми
Функцияконтроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией.На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждаяуправленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенноекруговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, можетиспользоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.([9]11)1.2 Финансовый план предприятия, его содержание
Финансовыйплан отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, и учитывает все источники образования доходов в соответствии сполным использованием резервов и наличных ресурсов предприятия, а такженеобходимость повышения экономической эффективности производства и ростапоступлений в государственный бюджет. Планом предусматривается обеспечение:бесперебойных выплат заработной платы работающим, своевременной оплатыприобретаемых материальных ценностей, необходимых для нормальногофункционирования производства, капитальных вложений за счет прибыли, образованияфондов экономического стимулирования и др.
В процессеразработки финансового плана достигается оптимальное распределение доходовпредприятия, экономичность расходования средств и мобилизация резервов сниженияиздержек производства, так как утверждаемые вышестоящей организацией показателиреализуемой продукции, прибыли, рентабельности, платежей в бюджет обязываютпривести результаты всех областей работы предприятия к конечным финансовымитогам.
Финансовыйплан составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает вденежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношенияс бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (балансдоходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступлениясредств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения сбюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основеобоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.
Примерноесодержание разделов финансового плана можно представить следующими основнымистатьями доходов и расходов.
I. Доходы и поступлениясредств
1. Прибыль от реализациипродукции, работ, услуг.
2. Прибыль от прочейреализации (основных средств, других активов).
3. Планируемые внереализационныедоходы, в том числе доходы от:
· долевогоучастия в уставном капитале других предприятий:
· ценныхбумаг;
· храненияденежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитныхучреждениях;
· сдачиимущества в аренду.
5. Амортизационныеотчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов.
6. Поступления средств отдругих предприятий.
7. II. Расходы и отчислениясредств
1. Налоги, уплаченные изприбыли (по видам налогов).
2. Распределение чистойприбыли, в том числе на:
· накопление(по направлениям использования);
· потребление(по направлениям использования).
1.3 Кадры, кадровая политика на ОАО «Белебеевскийордена «Знак Почета» молочный комбинат»
Люди являютсясамым главным ресурсом любого общества, любой страны, любого предприятия.Значительно повысить эффективность производства можно за счет рациональногоиспользования трудовых ресурсов, и поэтому управление кадрами приобретаетособую значимость в условиях рынка.
На ОАО«Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» функционирует программауправления кадровыми процессами, в которой выделяются несколько модулей(блоков). Кадровая политика предприятия сводится к обеспечению функционированияданной программы.
Основныеблоками программы управления кадрами:
1. Ресурсныйблок. В немна основе производственной программы и организационной структуры предприятияопределяется потребность в количестве и качестве рабочей силы.
2. Аналитический.В нем даетсяоценка и анализ состояния наличных ресурсов, их количество, квалификация,текучесть, результативность труда, оптимальность их загрузки и т.д.
3. Потенциально-оценочный.В немпроизводится оценка потенциала внешних источников трудовых ресурсов, попадающих«в зону интересов предприятия». Это, например, свободный рынок труда,выпускники учебных заведений, учащиеся, работники других предприятий.
4. Результирующий.В немсконцентрированы конкретные шаги, направленные на удовлетворение потребностейпроизводства в кадрах, наем, адаптация, подготовка, повышение квалификации,аттестация и переаттестация, вертикальное и горизонтальное продвижение,увольнение.
2 Изучение маркетинговых возможностей
Подмаркетингом понимают комплексную систему организации производства и сбытатоваров или оказания услуг, основанную на предвидении и удовлетворении спросапотребителей. В современных условиях невозможно выжить без грамотно построенноймаркетинговой службы. Сегодня практически каждое предприятие имеетмаркетинговую службу, перед которой ставятся следующие цели: выявлениеперспективных рынков сбыта, расширение существующих рынков; воздействие напроизводственный процесс в целях стимулирования, обновления и совершенствованияассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции; обеспечениеоптимальной пропорциональности между спросом и предложением определеннойпродукции. Исключением в этом отношении не является и ОАО «Белебеевский ордена«Знак Почета» молочный комбинат». Отдел маркетинга на предприятии созданотносительно недавно и имеет небольшой штат сотрудников. Основными должностнымобязанностями специалиста по маркетингу являются следующие:
· изучениеспроса на продукцию предприятия;
· проведениеанкетных опросов, выставок-продаж, покупательских конференций, дегустаций;
· определениереакции потребителей на продукцию предприятия;
· осуществлениеучета предложений по расширению ассортимента и улучшение качества товаров;
· участиев определении направлений совершенствования старой и разработки новойпродукции;
· участиев заключении договоров с заказчиками на поставку продукции
· проведениеанализа сбыта продукции, исследование рынков сбыта, определение наиболеепривлекательных рынков сбыта;
· обеспечениерекламы продукции предприятия;
· участиев развитии сети фирменных магазинов;
· изучениепокупательского спроса;
· обеспечениевысокой культуры обслуживания населения;
· участиево внедрении прогрессивных форм продажи товаров;
· проведениеанализа хода продажи товаров и составление конъюнктурных обзоров;
· участиев заключении договоров с покупателями с учетом прогрессивной системы товародвижения;([2]c.114)
· и др.
Специалистыпо маркетингу ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» впроцессе выполнения возложенных на них функциональных обязанностей тесновзаимодействуют со специалистами планово-экономического отдела, отделовматериально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции:
Мероприятияпо маркетингу на ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат»раскрыты также и в плане организационно-технических мероприятий.
В планеорганизационно-технических мероприятий намечено выполнение следующихмаркетинговых мероприятий на 2011 год:
· Посетитьряд международных выставок-ярмарок технологического оборудования с цельюознакомления и изучения его характеристик;
· Создатьслужбу маркетинга с целью расширения рынка сбыта продукции, изученияпокупательскою спроса, рекламы вырабатываемых изделий;
· Вцелях улучшения изучения покупательского спроса, расширения ассортимента иулучшения качества выпускаемой продукции продолжить практику проведения Дняоткрытых дверей с широким участием представителей торговли;
· Проведениедегустации новых видов продукции в торговых точках города;
· Внедритьновые виды упаковки и маркировки;
2.1 Маркетинговаястратегия
Стратегиямаркетинга ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» наобозримый период определяется необходимостью функционирования предприятия врамках принятой специализации и в соответствии с условиями, диктуемымипотребителями на целевом рынке сбыта, в увеличении доли рынка путём улучшениякачества выпускаемой продукции, расширения ассортимента и конкурентоспособностицен. Каналы товародвижения
Предприятиереализует свою продукцию оптом торгующим организациям (магазинам) и в розничнойторговле через сеть фирменных магазинов.
Сложившаясяструктура каналов товародвижения:
а) пометоду реализации:
· оптоваяторговля-65%
· фирменнаяторговля — 35 %; всего -100 %
б) поформам собственности:
· предприятияи организации государственной формы собственности — 10 %
· предприятияи организации коллективной и частной форм собственности — 90%; всего- 100%
Вустановленные сроки готовая продукция, пройдя контроль качества, отгружается вмагазины. Товары в собственные магазины доставляют собственным транспортом.
Напредприятии проводится анализ эффективности каналов товародвижения, ипредлагаются варианты их оптимизации, в рамках программы повышения доли выпускаконкурентоспособных изделий и увеличения объема продаж проводятся разнообразныемероприятия, направленные на стимулирования роста продаж.([8] с. 97)
Заключение
В ходе даннойпрактики мы выяснили, что «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат»является успешным предприятием по переработке огромного количества молока ипроизводству такого продукта как сыр, сметана, творог и многое другое. Предприятиезанимает ведущее место на рынке, успешно конкурирует с другими предприятиями попереработке молока.
С финансовойточки зрения на ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат»наблюдается экономическая стабильность.
Отделмаркетинга делает все возможное, чтобы продукты, производимые молочнымкомбинатом, были качественными, поддерживают спрос покупателей на этот продукт,следят за всеми новинками, пытаясь улучшить данный товар. Маркетологи создаюткачественную рекламу, поддерживающую интерес покупателей к товару.
С каждымгодом «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» совершенствуется,реализует новые идеи, и надеется в будущем укрепить лидирующее положение нарынке.
Списокиспользованной литературы
1. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций – М.:ИНФА – М, 2002. – 219 с.
2.Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов куспеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. — М.: интерэкспорт-Экономика,2007.
3.Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.:Финпресс, 2005.
4. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы,структуры. М.: Дело, 2005.
5. Завьялов П.Г. Конкуренция неотъемлемоесвойство развитого рынка // Маркетинг. – 1997. – №5. – С. 40 – 45.
6. Завьялов П.Н Конкурентоспособность и маркетинг//Российский экономический журнал. – 1995. – № 12. – С.51.
7. Котлер Р. Основы маркетинга. — М.: ИНФРА-М,2004.
8. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг.СПб., Наука, 2001.
9. Материалы из архива предприятия 2000-2009
10. Негашев Е.В Анализ финансов предприятия в условияхрынка – М.: Высшая школа, 1997. – 195с.
11. Обер-Крис Дж. Управление предприятием: Пер. сангл. — М.: Сирин, 2006.
12. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики – М.:ЮНИТИ, 1996. – 215с.
13. Хершген Х. Маркетинг: Основы профессиональногоуспеха: Учебник для вузов – М.: ИНФА – М, 2000. – 334с.
14. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современныймаркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие – М.:Финансы и статистика, 2002. – 528 с.
15. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ, 2006.