Введение
Ни для кого не секрет, чтов настоящее время экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятиев таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежитответственность за результаты его деятельности.
В современных условияхрынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельностидостаточно жесткие условия, а проблемы в экономике лишь усугубляют и без тоготяжелое положение многих предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать втаких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию вмаксимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно этупродукцию затем еще и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентнойборьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынкукачественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.
Цена продукции зависитне только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку,складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость,повышая таким образом свою прибыль. Именно этими вопросами (и не только ими)занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практикеи посвящена данная курсовая работа.
Объектом исследования выступает система распределения продукции напредприятии ООО ПКФ «Консалекс».
Предметом исследования является задачи и функциираспределительной логистики.
Целью данной курсовой работы является исследование задач ифункций распределительной логистики.
Исходя из поставленной, цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические особенности распределительной логистики, еёзадачи и функции.
2. Проанализировать реализацию задач и функций распределительнойлогистики на предприятии ООО ПКФ «Консалекс». Проанализировать финансовоесостояние ООО ПКФ «Консалекс», дать анализ системы распределения продукции на данномпредприятии.
3. Внести предложение и дать рекомендации по оптимизациисистемы распределения продукции.
При выполнении работы были использованы данные предприятия ООО ПКФ«Консалекс», а также методы исследования:изучение научной, отечественной, зарубежной литературы, а также обобщение,прогнозирование и анализ. Проводился анализ финансового состояния предприятияпо данным бухгалтерской отчетности, анализ распределения продукции поэкономическим и производственным показателям.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы доказать, чтоснижая затраты на производство, транспортировку, складирование, реализацию ит.д., мы снижаем себестоимость продукции, повышая таким образом прибыль.
Практическая значимостьзаключается в том, что содержание курсовой работы может быть полезно дляознакомления и внедрения на практике приведенных рекомендаций по оптимизациисистемы распределения продукции.
Принаписании работы были использованы источники: «Логистика: Учебник» Аникина Б.А.;«Логистика. Основы теории» Семененко С.И.; «Стратегическое управлениелогистикой» Сток Д.Р.; «Логистика в сфере распределения» Николайчука В.Е. ипр.
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретическая глава. Теоретические особенности распределительной логистики. Функции и задачи распределительной логистики
1.1 Основные понятия распределительной логистики
логистика продукция распределение
Логистика происходитот греческого слова «logistike», что означает«искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развитияпрактической логистики уходит далеко в прошлое.
Известно, что еще впериод Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты»или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По мнениюряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французскоговоенного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определениелогистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, чтологистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, какпланирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, атакже строительство мостов, дорог и т.д.
Однако как военнаянаука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика сталаактивно применяться в период второй мировой войны. Четкое взаимодействиевоенной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспортапозволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армиюпоставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужныхколичествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили наслужбу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как идругие методы прикладной математики, логистика постепенно стала переходить извоенной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформиласькак новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальныхресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
В предпринимательскойдеятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалистывыделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из нихсвязано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всемифизическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров отпоставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широкимподходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно включает анализрынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынкетоваров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процессатовародвижения.[1]
Логистика, с однойстороны, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие,обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукциии соответствующего ему информационного потока.
Многие специалистыисследуемой области отдают предпочтение экономической стороне логистики итрактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения снаименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время ив установленном месте, в котором существует конкретная потребность в даннойпродукции.
Логистика, кроме того,определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с цельюоптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальныхресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья иматериалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовыхизделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.
В ряде определений логистикиподчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистикиисходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной сдвижением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственномобороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег задоставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистикинаходят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функцияхв рассматриваемом циклеОбобщая вышеизложенные определения логистики, ее можноохарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичногоисточника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными стовародвижением и относящимся к нему потоком информации.[10]
В современныхусловиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику,связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную,логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности,является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частьювсех видов логистики является также обязательное наличие логистическогоинформационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, ихпередачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации..[16]
В логистической цепи (см.Приложение А) выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырьяи полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров;распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потреблениеготовой продукции.
Каждое звенологистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образуетматериальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятсятранспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи иуправления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. техработников, которые выполняют все последовательные операции.[5]
Усложнение производстваи обострение конкуренции в 90-х гг. прошлого столетия потребовали более точнойувязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации ролилогистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать нарыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработкатщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало быдостижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли иполучению преимуществ перед конкурентами. Разумеется, ориентация на минимизациюиздержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условиинахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного иоборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.[20]
Одна из основных задачлогистики заключается также в создании интегрированной эффективной системырегулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающейвысокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряженорешение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных иинформационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных онем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещениятоваров; разработка способов управления операциями движения товаров;установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объемапроизводства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченнымицелями и возможностями закупки и производства.
В соответствии ссовременными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные икоординационные. Оперативный характер функций связан с непосредственнымуправлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства ираспределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционногоматериально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относитсяуправление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовойпродукции от поставщика или пункта их приобретения к производственнымпредприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функциейлогистики становится управление запасами, включающее контроль движенияполуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, атакже перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организациюпотоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.[11]
К числу функцийлогистической координации относятся: выявление и анализ потребностей вматериальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, накоторых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источниковэтих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
В реальной экономикесистемы логистики в рамках различных производственных объединений пообъективным причинам находятся на различных стадиях, или уровнях развития.Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должныпройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Анализ ведущихпромышленных компаний различных капиталистических стран позволил выявить в ихрамках четыре последовательные стадии развития логистических.
Для первой стадии развитиялогистики характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основевыполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикойнаименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватываеторганизацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и еетранспортировку. (см.Приложение Б).
Система действует попринципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои впроцессе распределения продукции. Работу системы логистики на данной стадии ееразвития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку идругие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для компаний, имеющихсистемы логистики второго уровня развития, характерно управление потокомпроизводимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линиидо конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется наследующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовойпродукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективноепланирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используютсякомпьютеры, однако, соответствующие информационные системы не отличаются, какправило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя изсопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.
Системы логистикитретьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья дообслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям такихсистем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта,производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасамисырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики.Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — этоповседневное управление предприятием. Работа системы оценивается не путемсравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартомкачества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительностьсистемы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня.Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, аосновано на планировании упреждающих воздействий.
Число компаний,использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока ещеневелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогичнатой, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с однимважным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроляопераций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различныхподразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного(более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетомтребований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность,как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном илирегиональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частьюмировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизациюрасходов и удовлетворение требований заказчиков. Управление функциямиглобального распределения, а также потоком материалов и информации предъявляетновые, повышенные требования к менеджерам логистики. Усиливается потребность впривлечении других фирм («третьих участников» — таможенных и экспедиционныхагентств, банков) к участию в логистических процессах.
Практический опытработы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадииразвития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и —при возникновении благоприятных условий — скачкообразно. Такими условиями могутбыть слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы(например, принятие закона о свободной торговле).
В последние годы встранах с развитой рыночной экономикой развитие логистики характеризуетсяпередачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственныхфирм к специализированным фирмам, т. е. внешним агентам. Эта тенденцияпроявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, чторазвитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работыпо перемещению продукции.
Логистика поконтракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечениесамостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компаниипо распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами,обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом —одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделениятруда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено,во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализацииуслуг, который отсутствует в производственной фирме; во-вторых, стремлениемпоследней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основныхпроизводственных прибыльных функциях. Большинство из существующихспециализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделовлогистики от крупных корпораций. Другая их часть возникла путем реорганизациинекоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как, например,упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение, управление запасами,стратегическое планирование распределения продукции.
Развитие логистическихсистем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и еепринципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьмадлительного времени. .[9]
Термин«распределение», использованный в названии изучаемой функциональной областилогистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике.
В логистике подраспределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этогопроцесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесьтакже принимаются во внимание, однако не они являются основным предметомисследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительнойлогистике является рационализация процесса физического распределения имеющегосязапаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужнали сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерныезадачи, решаемые распределительной логистикой.
Логистика изучает иосуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решатьразличные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо междукем-либо, здесь приходится на всех этапах:
— распределяются заказы междуразличными поставщиками при закупке товаров;
— распределяются грузы по местамхранения при поступлении на предприятие;
— распределяются материальные запасымежду различными участками производства;
— распределяются материальные потокив процессе продажи и т. д.
Для того чтобыочертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть схемупроцесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии(рис. 1).
/>
Рисунок. 1 — Процесс воспроизводства капитала ифункциональные области логистики
Как видно из рис.1,материальные потоки становятся объектом распределительной логистики на стадиираспределения и реализации готовой продукции.
Понятиераспределительной логистики легко сформировать на основе общего определенияпонятия логистики. Вспомним, что логистика определяется как наука(деятельность) о сквозн/>ом управлении материальнымипотоками, включающими в себя:
1. Доведениематериального потока до производства:
2. Управление процессомпрохождения потока внутри производства.
3. Управление процессомдоведения готовой продукции до потребителя.
Специфика логистикизаключается в объединении управления материальным потоком на названных трехучастках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».
Распределительнаялогистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системнойвзаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку(деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием,складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемымив процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии синтересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработкисоответствующей информации.[12]
Принципиальное отличиераспределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
— подчинение процессауправления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
— системнаявзаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в планеуправления материальными потоками);
— системнаявзаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Определениераспределительной логистики формулируется следующим образом: распределительнаялогистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессераспределения материального потока между различными оптовыми покупателями, тоесть в процессе оптовой продажи товаров.
Процесс розничнойпродажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этогопроцесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики,например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал,организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков впроцессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость еегораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока.
Необходимо уточнить,что сказанное выше относится не к процессу розничной торговли в целом, которыйвключает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничнойпродаже, то есть к обслуживанию покупателя. .[14]
1.2 Задачираспределительной логистики
Распределительнаялогистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком научастке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачиреализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферывнимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управленияматериальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции кпотребителю.
Состав задачраспределительной логистики на, микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия,то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
1. Планирование процесса реализации.
2. Организация получения и обработки заказа.
3. Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а такжеорганизация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке.
4. Организация отгрузки продукции.
5. Организация доставки и контроль за транспортированием.
6. Организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне кзадачам распределительной логистики относят:
1. Выбор схемы распределения материального потока.
2. Определение оптимального количества распределительных центров (складов)на обслуживаемой территории.
3. Определение оптимального места расположения распределительного центра(склада) на обслуживаемой территории.
4. Ряд другихзадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока потерритории района, области, страны, материка или всего земного шара.[7]
1.3 Функции распределительной логистики
Объект изучения враспределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщикак потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физическогопродвижения продукта к потребителю.
Распределениематериального потока уже достаточно давно является существенной сторонойхозяйственной деятельности. однако положение одной из наиболее важных функцийоно приобрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой рыночнойэкономикой в 50-х — начале 60-х годов системы распределения развивались взначительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковкитоваров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросыпроизводства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом.Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения,трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд нафункцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этотпериод пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихсяраспределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себебольшой резерв повышения эффективности.
Результатоминтегрированного подхода к реализации различных функций распределения сталовключение распределения в структуру функционального управления организаций ипредприятии.
Распределительная логистикасвязана с товародвижением в сфере распределения — планирование и контроль надфизическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения кместам их использования.
Существует два подходак определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплексопераций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй — болееширокий. В этом случае считается, что распределительная логистика реализуетвесь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента, когда онапопадает на склад потребителя.
2.Практическая глава. Анализ системы распределения продукции напредприятии ООО ПКФ «Консалекс»
2.1 Краткая характеристика и анализ финансового состояния ОООПКФ «Консалекс»
Производственно-коммерческаяфирма «Консалекс» создана в декабре 1996 года. По организационно-правовой формеэто общество с ограниченной ответственностью.
ООО ПКФ «Консалекс»является коммерческой организацией, целью деятельности которой являетсяполучение прибыли путем осуществления производственно-коммерческой деятельности.
Фирма занимаетсяпроизводством консервов на арендованных линиях. ООО ПКФ «Консалекс» работает наарендованном у Астраханского рыбоконсервного комбината сардинном заводе.
Местонахождение предприятия – Астраханская область, 414000, Россия, г.Астрахань, ул. Ленина, 28, офис 17.
Генеральный директор ООО ПКФ «Консалекс» - Денисов ВладимирАлександрович. Далее представлены технико-экономические показатели работыпредприятия ООО ПКФ «Консалекс» (см. Приложение В).
По результатам анализа видно, что ООО ПКФ «Консалекс» не являетсяубыточным предприятием: затраты на реализацию продукции и среднегодоваястоимость ОФ сократились (на 26,264 и 1499,41), прибыль увеличилась по всемпоказателям, возросла рентабельность производственной деятельности на 4,5%, балансоваяприбыль и прибыль от реализации продукции так же повысились (на 398,38 и417,55). Все показатели в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшились, чтоговорит об эффективности работы предприятия ООО ПКФ «Консалекс» заотчетный период.
2.2 Анализ системы распределения продукции на предприятии ОООПКФ «Консалекс»
Система сбытапродукции ООО ПКФ «Консалекс» крайне упрощена. Предприятие реализует своюпродукцию оптовым покупателям (как правило, это юридические лица, хотя покупателемможет быть и физическое лицо). В существующей системе сбыта у предприятияимеется только один распределительный центр – это непосредственно сам складготовой продукции. Оптовые покупатели самостоятельно осуществляюттранспортировку продукции с этого склада до своих распределительных центров,находящихся, как правило, в месте потребления товара (это могут быть оптовыесклады, склады розничной торговли, магазины и т.д.). Таким образом, схемараспределения продукции для данного предприятия выглядит следующим образом:/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Посредники (оптовые покупатели) /> /> /> /> /> /> />
Рисунок. 2 — Схема системыраспределения продукции ООО ПКФ «Консалекс»
Как мы видим, из множества способовдоведения своей продукции до конечного потребителя предприятие выбрало толькоодин, самый простой и не требующий от самого предприятия каких-либо особыхусилий и затрат на реализацию своей продукции.
Анализ данной системысбыта на предмет ее оптимальности будет проведен ниже.
Как уже было указановыше, предприятие реализует свою продукцию нескольким оптовым покупателям,которые затем уже самостоятельно распространяют ее по своим каналам.
Опишем этихпосредников.
У рассматриваемогопредприятия за годы его работы на рынке сложились определенные устойчивыесвязи с несколькими предприятиями, занимающимися оптовыми закупками рыбныхконсервов. Все эти предприятия зарегистрированы и работают в Астраханскойобласти.
Вот эти организации: ООО«Аквамарин», ООО «Вариант», ООО «Дельта-М», ООО «Мариуль», ЧП Мужарова А. А.
Ниже показан удельныйвес каждого посредника в общей сумме реализуемой продукции за 2007 и 2008 гг.:
Таблица 2 – Удельныйвес посредников в общей сумме реализуемой продукции:Покупатель 2007 2008 Изменение тыс. бан. % тыс. бан. % тыс. бан. % 1. ООО «Аквамарин» 359,560 18,35% 480,234 24,19% 120,674 5,83% 2. ООО «Вариант» 486,030 24,81% 301,774 15,20% -184,256 -9,61% 3. ООО «Дельта-М» 243,196 12,41% 247,342 12,46% 4,146 0,04% 4. ООО «Мариуль» 770,210 39,31% 915,340 46,10% 145,130 6,79% 5. ЧП Мужарова А.А. 100,324 5,12% 40,894 2,06% -59,430 -3,06% Итого: 1959,320 100,00% 1985,584 100,00% 26,264 -
Как видно из приведенныхв таблице 2 данных, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество предприятий, скоторыми сотрудничает ООО ПКФ «Консалекс», осталось без изменений, а вот вструктуре сбыта произошли достаточно серьезные изменения.
В 2008 г. произошлоувеличение доли ООО «Мариуль» (с 39,3% до 46,1%) и ООО «Аквамарин» (с 18,4% до24,2%). Таким образом, в 2008 г. два этих предприятия покупали у ООО ПКФ«Консалекс» 70,3% его продукции.
Снизился удельный весзакупок ООО «Вариант» (с 24,8% до 15,2%), а доля Малого предприятия МужароваА.А. стала совсем незначительной, снизившись с 5,1% до 2,1%.
Доля ООО «Дельта-М»практически не изменилась (12,4% – 12,5%)
Таким образом, врезультате изменения структуры сбыта продукции сложилась ситуация, когдазначительную долю своей продукции (70,3%) предприятие реализует лишь двуморганизациям, а остальная ее часть приходится на долю 3-х предприятий, причем ЧПМужарова А.А. уже практически не влияет на структуру сбыта, т.к. покупает упредприятия всего 2,1% его продукции, и по всей видимости, в 2009 г. не будетосуществлять оптовых закупок у ООО ПКФ «Консалекс».
Как уже описывалосьвыше, используемая предприятием система сбыта имеет всего одинраспределительный центр – склад готовой продукции. Схематически данная системауже была изображена на рис.2. Более подробное ее изображение, учитывающее реальноеколичество посредников, представлено в Приложении В.
Следует отметить, чтоскладская сеть, через которую осуществляется распределение материальногопотока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сетиоказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведениятоваров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемогопродукта. Поэтому для каждого предприятия так важно грамотно построить своюскладскую сеть.[4]
Даннаяраспределительная система не отвечает многим логистическим принципам, накоторых должны строиться системы распределения с точки зрения оптимизациипотоковых процессов, т.е. в конечном итоге эта система не способствуетмаксимизации прибыли, получаемой предприятием от реализации своей продукции.
Система с однимраспределительным центром в данном случае имеет для предприятия как своиположительные, так и отрицательные свойства:
Плюсы:
— Предприятию не нужносоздавать обширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у него нетпотребности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому оно ненесет дополнительных расходов на содержание дополнительных складов;
— Предприятие не несетбольших транспортных издержек, т.к. при существующей системе распределенияпредприятие не содержит значительного парка транспортных средств в связи стем, что само не осуществляет самостоятельных перевозок своей продукции;
— Предприятие имеетвозможность продавать свою продукцию оптовым покупателям по более низкой цене,т.к. в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена можетпривлечь тех оптовых покупателей, у кого создана широкая сеть распределительныхцентров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеютвозможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.
Минусы:
/>-В условиях существующей распределительной системы предприятие достаточно сильнозависит от своих оптовых покупателей. Исходя из результатов анализа структурысбыта, можно заметить, что подавляющее большинство своей продукции (98%)предприятие реализует всего четырем посредникам. Т.е. можно сделать вывод, чтоструктура сбыта ООО ПКФ «Консалекс» является недостаточно диверсифицированной,в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса состороны вышеперечисленных оптовых покупателей, а это, в свою очередь, можетнегативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. Вданном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктоватьпредприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясьтем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;
— Даннаяраспределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоятельновывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числапокупателей, готовых сотрудничать с ООО ПКФ «Консалекс». Ведь далеко не укаждого посредника есть желание самостоятельно осуществлять доставку купленнойим продукции данного предприятия до своего распределительного центра, возлагаятем самым на себя все издержки, связанные с транспортировкой товара до оптовогосклада, его дальнейшим складированием и доставкой его в различные торговыеточки. Вот именно поэтому у ООО ПКФ «Консалекс» такое незначительное числоторговых посредников;
— В схеме системы распределенияпродукции (см. Приложение Г) не случайно бόльшая часть материальныхпотоков направлена в одну сторону. Ведь сама фирма ведет свою деятельность натерритории Астраханского Рыбоконсервного комбината, а он, как известно,находится на достаточном расстоянии от центра города и от мест, где находитсябольшинство торговых точек. Т.е. нельзя сказать, что склад готовой продукциипредприятия находится на равном удалении от центров ее распределения. Такимобразом, при данном расположении склада транспортные расходы посредниковдостигают достаточно высокого значения, что, естественно, увеличивает цену, покоторой посредники будут реализовывать продукцию предприятия – это, в своюочередь, уменьшит спрос на эту продукцию. А т.к. на территории нашей областианалогичный продукт производят и другие предприятия, то часть потребителейможет переключиться на их продукцию, если она будет дешевле. Можно сделатьвывод, что существующая система распределения не оптимизирована с точки зрениявеличины суммарных транспортных издержек, которые несут все участники процессараспределения, а это в конечном итоге приводит к неэффективному использованиюресурсов, и, как следствие, к завышенной конечной цене продукции предприятия;
— Существующая системараспределения приводит к тому, что предприятие в перспективе теряет часть своейприбыли. Покажем это наглядно. В 2008 г. себестоимость единицы продукциисоставила 10,39 руб., реализационная цена – 25,50 руб. Т.е. прибыль на единицупродукции = 25,50 – 10,39 = 15,11 руб. Розничная цена в 2008 г. на эти консервыколебалась от 28,00 до 30,00 руб./ед. Нехитрые расчеты показывают, что даже приперевозке партий консервов небольшими грузовыми автомобилями (например,«Газель») суммарные транспортные и складские издержки на одну банку не превышают2 р. Таким образом, предприятие при самостоятельной доставке своей продукции доконечного потребителя будет иметь возможность реализовывать консервы по цене28,00-30,00 руб., тогда как суммарные затраты на единицу составят: 10,39 + + 2,00= 12,39 руб. Даже при цене 28,00 руб./бан. прибыль на единицу составит: 28,00 –12,39 = 15,61 руб., увеличившись на 2 руб. по сравнению с существующим уровнем.Суммарная годовая прибыль от реализации возрастет на: 1985,584 тыс. бан.* 2руб./бан. = 3971,168тыс. руб. Эта дополнительная сумма прибыли способнапокрыть дополнительные расходы на приобретение грузового транспорта и покупку(или аренду) дополнительных складов.
2.3 Предложения и рекомендации по оптимизации системы распределенияпродукции на предприятии ООО ПКФ «Консалекс»
Исходя из результатованализа системы распределения, проведенного выше, можно сделать общий вывод отом, что существующая система распределения продукции ООО ПКФ «Консалекс» неотвечает многим требованиям логистики, не обеспечивает максимизации прибылипредприятия, приводит к увеличению транспортных расходов при доставке готовойпродукции со склада предприятия до конечного потребителя и т.д.
Тем не менее даннаяструктура применяется предприятием вот уже более двух лет, и пока руководствопредприятия не намерено вносить в нее сколь либо значимые изменения. Этообусловлено тем, что для изменения сложившейся системы требуются значительныекапиталовложения (создание парка транспортных средств, аренда или покупкаскладских помещений в черте города), а кроме того, требуется качественно инойподход к организации управления материальными и информационными потоками.Предприятию необходимо также установить прямые связи с непосредственнымипотребителями его продукции.
Конечно, со временемвсе эти расходы окупятся, причем, как показал расчет, срок окупаемости непревысит 1-1,5 года. Принципы, которыми руководствуется руководствопредприятия, ясны. Ведь данная структура сбыта является наиболее«безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде, т.к. все транспортныеи складские расходы в этом случае минимальны, а предприятие избавлено отнеобходимости самостоятельно заниматься розничной продажей своей продукции.
Но если рассмотретьдолгосрочную перспективу, учитывая влияние положительных и отрицательныхфакторов внешней среды, то очевидным становится то, что существующую системунеобходимо изменять, оптимизировать в соответствии с основными логистическимипринципами.
Оптимизациясуществующей распределительной системы может быть проведена по несколькимнаправлениям:
1. Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовыхскладов).
2. Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории.
3. Создать достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемностии рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия отместа производства до места потребления.
4. Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия(как с физическими, так и с юридическими лицами), заключить договоры сторговыми точками (магазинами) по реализации продукции предприятия. Т.е.максимально диверсифицировать структуру сбыта, что обеспечит предприятиюустойчивый и равномерный спрос на его продукцию и снизит торговый риск доминимума.
5. В то же время, никоим образом нельзя терять уже наработанных связей соптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать навзаимовыгодных условиях, причем в новы/>х условиях уних будет возможность выбора наиболее удобного для них центра распределения,что снизит их транспортные издержки. Конечно, покупая товар непосредственновблизи своих центров распределения, посредники уже будут рассчитывать на болеевысокую цену, в которую предприятие заложит свои издержки по доставке продукциик месту потребления. Следует отметить, что после оптимизации системыраспределения эти издержки будут сведены к минимуму, что при существующемуровне розничной цены на продукцию предприятия увеличит его прибыль.
Заключение
Проводя итоги исследования, можно утверждать, что целькурсовой работы, заключающейся в исследовании задач и функций распределительнойлогистики, достигнута. Решены поставленные задачи:
1. Раскрыты теоретические особенности распределительной логистики, еёзадачи и функции.
2. Произведен анализ реализации задач и функций распределительнойлогистики на предприятии ООО ПКФ «Консалекс»; анализ финансового состояния ОООПКФ «Консалекс», анализ системы распределения продукции на данном предприятии.
3. Внесены предложения и даны рекомендации пооптимизации системы распределения продукции.
При решении первой задачи были раскрыты основныепонятия, задачи, функции распределительной логистики. Можно сделать следующиекраткие выводы:
— распределительная логистика — это комплексвзаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материальногопотока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовойпродажи товаров;
- одна из основныхзадач логистики заключается в создании интегрированной эффективной системырегулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающейвысокое качество поставки продукции;
— распределительная логистика представляетсобой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлениитранспортированием, складированием и другими материальными и не материальнымиоперациями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителяв соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи,хранения и обработки соответствующей информации.
При решении второй задачи был произведен анализ финансового состояние ОООПКФ «Консалекс», анализ системы распределения продукции на данном предприятии,а так же приведена краткая характеристика финансового состояния ОАО ПКФ «Консалекс».
Исследовав финансовое состояние ПКФ «Консалекс» можно сделать вывод, чтобалансовая прибыль и прибыль от реализации продукции повысились (на 398,38 и417,55). Все показатели в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшились, чтоговорит об эффективности работы предприятия ООО ПКФ «Консалекс» заотчетный период.
Проанализировав систему распределения продукции на предприятии ООО ПКФ«Консалекс» можно сделать вывод, что:
-существующая система распределения неэффективна, т.к. не способствуетминимизации суммарных расходов на реализацию продукции предприятия, т.е. неведет к получению максимальной прибыли;
— в условиях данной системы распределения предприятие не осуществляетсамостоятельной доставки своей продукции от места производства до местапотребления, передавая эту функцию нескольким крупным оптовым покупателям. В тоже время расчеты показали, что если бы предприятие самостоятельно выполняло этуфункцию, то оно смогло бы получить дополнительную прибыль;
— используемая предприятием распределительная система подходит только длякраткосрочного периода. Если же рассмотреть долгосрочную перспективу, то в силууказанных в данной курсовой работе факторов становится очевидной необходимостьотказа от данной системы.
При решении третьей задачи были внесенырекомендации и предложения пооптимизации системы распределения продукции.
По моему мнению, из предложенных предложений и рекомендаций основными дляООО ПКФ «Консалекс» являются:
— предприятию необходимо увеличить количествораспределительных центров (складов), оптимально разместив их на обслуживаемойтерритории исходя из того, чтобы все расходы на реализацию продукции с помощьюсозданной распределительной системы были минимальными;
— соответственно предприятие должно создать необходимый парктранспортных средств для доставки продукции от места производства до этихцентров распределения;
— предприятие должно максимально диверсифицировать структурусбыта своей продукции путем поиска как можно большего числа торговых партнеровс целью снизить торговый риск, т.е. уменьшить вероятность того, что частьпродукции останется нереализованной. Но, несмотря на диверсификацию,предприятие должно добиваться того, чтобы установленные торговые отношения спокупателями были как можно более стабильными.
В результате проделанных мероприятий по оптимизациисистемы распределения продукции на предприятии ООО ПКФ «Консалекс» повыситсяприбыль предприятия.
Делая вывод опроделанной работе, хочется еще раз отметить, что снижая затраты напроизводство, транспортировку, складирование, реализацию продукции и т.д., мыснижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль. Именно этимивопросами (и не только ими) занимается распределительная логистика.
Чтобы выжить иуспешно функционировать, предприятию недостаточно просто производить продукциюв максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно этупродукцию затем еще и реализовать.
Таблица.3.Глоссарий№ п/п Понятия Содержания 1 Готовая продукция продукция, завершенная в производстве и подготовленная к продаже или отправке заказчику, к вывозу из предприятия-изготовителя. 2 Логистика управление материально-техническим обеспечением, товарно-материальными запасами. 3 Логистическая цепь линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по доведению материального потока внешнего от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя. В простейшем случае Л.ц. состоит из поставщика и потребителя, в более сложных случаях. Л.ц. может иметь древовидную структуру или, например, вид ориентированного графа. 4 Материальные потоки масса, циркулирующая в течение определенного периода времени. 5 Поставщик Фирма, осуществляющая поставку товара в адрес потребителя. 6 Потребитель лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. 7 Распределительная логистика это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. 8 Розничная торговля торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителям. 9 Рентабельность (от нем. rentabel — доходный) — эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли. 10 Распределение разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. Распределение — одна из стадий единого воспроизводственного цикла, следующая за производством продукта, созданием дохода. 11 Система сбыта продукции Система продажи, реализация предприятием, организацией, предпринимателями изготовляемых ими продукции, товаров с целью получения денежной выручки, обеспечения поступления денежных средств. 12 Складирование хранения товаров. 13
Товародвиже-
ние (англ, movement of goods) — процесс продвижения товара от производителя в розничную торговлю к покупателю или через импортера (экспортера), оптового покупателя и других участников обращения товаров. Представляет стадию воспроизводственного цикла.
Списокиспользованных источников
Научнаялитература
1.Вологин В.В. Склад: организация, управление, логистика. — М.: Дашков и К, 2006.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебникдля высших и средних специальных учебных заведений.- М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Долгов А.П. Логистическийменеджмент фирмы: Концепция, методология и модели: Учебное пособие. – С.-Пб.: Бизнес-Пр.,2005.
4. Зеваков А.М. Логистикапроизводственных и товарных запасов: Учебник. – С.-Пб.: ИНФА-М, 2006.
5. КристоферМ. Логистика и управление цепочками поставок. – С.-Пб.: Питер,2004.
6.Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФА-М, 2005.
7.Макренко М.В., Канке А.А. Закупочная и распределительная логистика: Учеб.пособие. — М.: 2006.
8.Мате Э. Логистика / Пер. с фр. — М.: Олма-Пр. Инвест, С.-Пб.: Нева, 2007.
9.Модели и методы теории логистики / Под ред. В. Лукинского. – С.-Пб.: Питер,2006.
10. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
11. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. — С.-Пб.: Питер, 2006.
12.Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. — С.-Пб.: Питер, 2006.
13.Николайчук В.Е. Логистика: Учебное пособие. – С.-Пб.: Пиер, 2007.
14.Основы логистики. Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. –М.: ИНФРА-М, 2006.
15. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2006.
16.Саркисов С.В. Управление логистикой: Учебное пособие. — М.: Дело, 2007.
17.Семененко А.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – С.-Пб.: Союз,2006.
18.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. — М.: ИНФА-М, 2007.
19.Степанов В.И. Логистика: Учебник. — М.: Велби, Проспект, 2006.
20. Сток Д.Р. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ.- М.: ИНФА-М,2006.
21.Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. — М.: РДЛ, 2007.
22.Шумаев В.А. Логистика продвижения на основе информатизации и маркетинга. — М.: Нов.Век, 2006.