Реферат по предмету "Политология"


Эволюция понимания феномена политики

Содержание
Введение
1. Понятие политики
1.1 Основные трактовкиполитики
1.2 Иные трактовкиполитики
2. Возникновение иэволюция политической мысли
2.1 Античный период
2.2 Средние века и эпохаВозрождения
2.3 Новое время
Заключение
Список использованнойлитературы
 

Введение
В обществепринято выделять четыре основные сферы жизни – экономическую, социальную,духовную и политическую. Каждая из них представлена определенной системой иорганизацией, своими законами развития. Отличие политической сферы общества выражаетсяв том, что в определенном смысле она выполняет верховенствующую роль по отношениюк другим сферам общественной жизни. Политический курс и решения, принятые наего основе, носят обязательный для всего общества характер. Через политическуюсферу общественных отношений определяются стратегические цели и перспективы общественногоразвития. Претворяя их в жизнь, политическая система мобилизует все другиесферы общественных отношений. Специально и комплексно политическую сферу общественныхотношений изучает только политология.
Политология всамом широком смысле есть наука о политической системе общества и об управлениипосредством ее обществом. Это одна из самых древних общественных наук. Термин«политическое» происходит от древнегреческого «полис» (город, государство),«полития» (конституция), «политес» (гражданин), «политекос» (государственный деятель).Под политикой в античный период в древнегреческих государствах понималось ведениеобщественных и государственных дел.
Каксамостоятельная научная дисциплина политология заявила о себе лишь во второй половинеXIX в. Основными причинами этого стали распространение всеобщего избирательногоправа, развитие демократических процедур. Вследствие этих процессов объективновозникла необходимость в политическом просвещении населения. Таким образом,политология становится по настоящему востребованной лишь в условиях расширенияпрактики всеобщего избирательного права. Она является наукой адекватнойдемократическим политическим системам. Рождение политологии как университетскойдисциплины произошло во второй половине XIX в.

1. Понятие политики
«Политика» — одноиз наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и вомногих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякуюцеленаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства,партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненноеопределенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередкохарактеризуют ее как «грязное дело».
Такой разбрособыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими,ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первуюочередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.
 
1.1 Основныетрактовки политики
Научныетрактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгойлогической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключаютнекоторой противоречивости мнений.
Разнообразныенаучные определения политики могут быть систематизированы и подразделены нанесколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериямивыделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательскиеподходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления)и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшиеконституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходамиможно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальныеи научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологическиеопределения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют еечерез другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль,культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можноподразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые,этические (нормативные) и т.д.
Экономическиеопределения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и другихконцепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройкунад экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, еепотребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизнив этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную,ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическимизаконами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Определенияполитики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейшихисточников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономическихпотребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, ипрежде всего более чем 70-летнее существование командно-административногосоциализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияниена политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной,главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется болееплодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики каквзаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.
Важнойсоставной частью социологических определений политики являются ее стратификационныедефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественныхгрупп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализациюсвоих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистскиетрактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многомутратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкоераспространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистическихконцепциях демократии, трактующих политику в современном демократическомгосударстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп,обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.
В историиполитической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточношироко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государствопроизводными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежатв основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовойконцепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории,представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо,Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государствакак специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку отрождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность ит.д.
В современнойнаучной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциямполитики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшеесредство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка.Право непосредственно создается государством и основано на политической воле игосударственной целесообразности.
В политологиидо сих пор остается спорным вопрос «связано ли право лишь исключительно ссуществованием государства или ему органично присущи некоторые черты (иособенно принцип справедливости), которые вытекают из до государственного праваи предшествуют государственному праву»[1].
Правоваятрактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным,ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственноесуществование естественного права в форме моральных принципов человеческогосообщества. В целом же нормативные понятия политики — важное направление ее социологическойтрактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрениеполитики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать.Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность,направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общееблаго, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир,свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конкретныеправила, законы, ведущие к его достижению.
Нормативнаятрактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политикувысшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее вовзаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благокаждого. «Справедливость, — писал он, — имеет место только в политическойжизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве»[2].
Нормативныетрактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинствосостоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которымдолжна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественноценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточномногозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможностьразличной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки длямаскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.
Слабостьданного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики какдеятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует ошироком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не вседействия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершаютобщественно полезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиознымимотивами.
Несмотря наотмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики,имеет полное право на существование. В нем выражается стремление людей, обществаокультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственноеначало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности,культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, нарядус экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологическихтрактовок.
Втораянаиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальныеопределения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоитполитика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий,направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика,писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния нараспределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государствамежду группами людей, которые оно в себе заключает»[3].
Некоторые изсторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве,технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Так, один изоснователей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовалполитику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти квласти, удерживаться у власти и полезно использовать ее.
1.2 Иные трактовки политики
Итак,политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могуществавластителя или народа, а также от текущих ситуаций»[4].
«Властные»определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество.Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций.Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощаетсяи материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт – государство.Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направлениегосударства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»5.
Некоторые изинституциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в нейнегосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистическойпартии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии всоциалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всехпрактических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действийи их результатах»6.
Если«властные» и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти иее носителях-организациях, то антропологические определения пытаются отразитьее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точкизрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способколлективного существования человека. Обоснование антропологического пониманияполитики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо политическое,поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворениеего многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общениис другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такогообщения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общениемсостоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных иравных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношениеко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигаетсягармония.
Современныеантропологические концепции политики разделяют не все идеи Аристотеля, однако,как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененнойв коллективной природе человека, его индивидуальной свободе, в общественномразделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействиииндивидов.
Антропологическиетрактовки политики значительно обогащаются и дополняются ееконфликтноконсенсусными дефинициями. «Политическая теория, — пишет известныйфранцузский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драматическимипротивостоящими интерпретациями политики, и соответствии с одной политикаявляется конфликтом, борьбой, в которой те,, кто обладает властью, обеспечиваютсебе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкойзрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка исправедливости означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество».
Конфликтныедефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат воснове политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречийполитика рассматривается как деятельность по насильственному и мирномуразрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычноневозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного наих обшей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерностивласти и необходимости подчинения закону и т.п.
Особенноважна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическомгосударстве, где предотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базепризнания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей,как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия иправо на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американскийполитолог С.Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нетполитики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонииневозможны политические институты.
Специфическуюинтерпретацию и развитие конфликтноконсенсусные трактовки политики получили увидного немецкого политолога Карла Шмитта. Нередко его концепцию политикирассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании «политического».Согласно К. Шмитту, политика не имеет собственной основы, субстрата.««Политическое» способно черпать свою силу из различных областейобщественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий.Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферужизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) илиразъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными,национальными (в этническом или культурном смысле), экономическими или другимии в различные времена вызывают различные соединения или разъединения».
Политическоекачество возникает в результате «уплотнения» общественных противоречий, ихосознания как отношений «друзей» — «врагов». Враг — это кто-то «чужой»,представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — этосоюзник, помощник в достижении целей.
К. Шмиттпридает отношениям «друг» — «враг» конституирующее, создающее политикузначение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей.На наш взгляд, его концепция хорошо объясняет субъективное переживаниеполитики, ее эмоциональную мотивацию. Однако отношения «друзья» — «враги» — этолишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охватывающий всего еесодержания.
Динамический,процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Онихарактеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практическойреализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политикипозволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиямотносятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс имобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политическойдеятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определениеновых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широкоиспользуется, в частности, в теории политических решений.
Онаприменяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее какдеятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриархамериканской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность«способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии содной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективногодействия для достижения общих целей».
Втелеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента:коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальныхгрупп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер.В политике частные цели индивидов «вырастают» до общегосударственных.
Телеологическиеопределения политики, как это видно из характеристики, данной Парсонсом, широкоиспользуются в рамках системного анализа общества. С системной точки зренияполитика является относительно самостоятельной системой, сложным социальныморганизмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальныхобластей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целыйряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества.
Системнаяинтерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразныхтеориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых быликонцепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.
Рассмотренныевыше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя иотражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняетсяпрежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразиемсвойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определитьполитику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции(осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов,выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощьюгосударственной власти.

2. Возникновение и эволюция политической мысли
 
2.1 Античныйпериод
Политическиеидеи зарождаются с появлением первых государств (на Среднем и Ближнем Востоке,примерно, 5-6 тыс. лет до н. э.). Поначалу они являлись составной частью мифологическогомировоззрения. Утверждалось: земные порядки созданы Богом. Посланником Бога наземле является император, в руках которого сосредотачивается вся власть.
Государственныйаппарат создаётся для оказания помощи правителю. Власть императораотожествлялась с властью отца в семье. Позднее (примерно, 2,5 тыс. лет назад)начался отход от этих мифологизированных схем. Формируются системныепредставления о власти и государстве.
Впервыесистемные представления о власти, управлении государством, политике сформулировалПлатон (427-347 гг. до н.э.). Эти вопросы он изложил в работах «Государство» и«Законы».
В основусвоей политической теории Платон положил тезис о природном неравенстве людей.Поскольку люди по природе не равны, а управление государством требует знаний иумений, то управлять государством должны люди с развитым интеллектом («философы»)в возрасте от 50 до 70 лет, которые избираются на государственные должности толькопредставителями своего сословия. Прирожденные сапожники и плотники не могут претендоватьна государственную власть, но обладают полной свободой в других сферах. Онипроизводят продукты, самостоятельно их продают, входят в экономические отношенияс иностранцами. Стабильность в таком государстве обеспечивается не только черезправление лучших, но и на воспитании людей в соответствии с их природнымиспособностями.
Посколькучастная собственность разрушает единство элиты, то Платон предлагает разъединитьвласть и собственность. Люди, имеющие отношение к государственной власти недолжны жить в роскоши. Большие социальные неравенства между сословиями недолжны допускаться.
При этомПлатон исходит из представления о существовании справедливых и идеальныхгосударств только в далёком прошлом. Тогда ещё удавалось объединить государствои добродетель. Меняя различные формы правления, государства движутся по кругу.На смену совершенному государству (управляют самые лучшие, достойные – философыво имя общественной добродетели) приходит тимократия – власть несколькихчестолюбцев – воинов. В этом государстве разумное начало уступает яростному.Власть не контролирует общественные процессы, в результате — богатстваскапливаются у незначительной группы людей. Утверждается новый тип государства– олигархия – власть немногих, самых богатых, использующих её в целях личногообогащения.
Основнойпринцип правления олигархического государства – богатство. Общество расколото идержится на применении военной силы. Зреет недовольство, за ним следует восстаниеили переворот. На смену олигархическому государству приходит демократия –власть большинства простого народа. Основной принцип демократического правления– свобода. Простой народ не обладает необходимыми знаниями для управлениягосударством, поэтому толпой управляют искусные демагоги.
Из-загосподства толпы происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей.Свобода, понимаемая как вседозволенность, неизбежно ведет к анархии, а политическианархия реализует себя в тирании. Тирания – это господство наихудших, окружённыхтолпой, негодяев. В дальнейшем через две-три переходные формы общество вновьвыходит на совершенное государство. Кругооборот форм правления государством,таким образом, завершается. В дальнейшем значительный вклад в разработкуполитических идей внёс Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель былучеником Платона, совершенствовал свои способности в его академии. Его перупринадлежит 8 книг под общим названием «Политика». Среди наиболее интересныхидей Аристотеля – его концепция происхождения государства и форм правлениягосударством. Государство, по Аристотелю, появляется в результате социальнойприроды человека. Социальность предполагает общение, общение неизбежно ведет кобъединению. При объединении нескольких поселений возникает социальнаяорганизация, то есть государство. Изменения в государстве зависят от уровняразвития индивидов. Меняется гражданин, меняется и само государство, его форма.Никаких идеальных концепций государственной жизни не может быть.
ВпервыеАристотель классифицировал формы правления государством. Его классификацияоснована на двух критериях: количественном (сколько управляет) и этическом (воимя чего управляют).
Исходя изэтих критериев, Аристотель выделял правильные и неправильные формы государственногоуправления. К правильным он отнес монархию (законная власть одного),аристократию (власть немногих, лучших) и политию (власть большинства,основанную на законе). К неправильным – тиранию (незаконная власть одного,основанная на произволе), олигархию (власть немногих, богатых, используемая винтересах частной наживы), демократию (власть толпы). Следует отметить, что ужево времена Платона и Аристотеля произошла замена понятий политии на демократию,как правильной формы правления, а в качестве неправильной формой правлениястали рассматривать охлократию (власть толпы, черни, не признающей законов).
В отличие отПлатона Аристотель утверждал, что демократия может стать наилучшимгосударственным строем, если она будет опираться на интересы средних людей, ккоторым мыслитель относил слой средних и мелких землевладельцев. При этомадминистративная власть должна принадлежать людям наиболее подготовленным.Политические взгляды Аристотеля отличаются большей гибкостью и реалистичностью,ориентированы на исторически сложившиеся формы жизнедеятельности греков.Основной задачей государства является воспитание граждан в духе нравственнойдобродетели.
 
2.2 Средниевека и эпоха Возрождения
В периодСредних веков определяющее влияние на политическую мысль оказывал религия. Впроцессе перехода от культуры Средних веков к культуре индустриального общества(эпоха Возрождения) влияние религии на политическую мысль, как и вообще на всестороны жизни людей, заметно снижается.
Выразителемновых взглядов на политику в эпоху Возрождения стал выдающийся политический мыслительНикколо Макиавелли (1469- 1527). В своих работах («Государь», «Рассуждения…» идр.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любогополитического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти.Суть его наиболее интересных политологических идей заключается в следующем.
Политика,государство, власть появляются в результате социального расслоения людей назнать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. Врезультате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другиеинституты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы завласть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы завласть появились организованные политические институты, Макиавелли вводитпонятие «stato», что в современном понимании тождественно категории«государство».
Такимобразом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть вобществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей,административных возможностей и другого). Такое понимание происхождениягосударства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как кборьбе за власть.
При этомМакиавелли данную проблему разделил на две части: завоевание и организациявласти в развращенном государстве и в условиях стабильного спокойного развития.В развращенном государстве управляют люди, которые думают только о собственномблагополучии. Чтобы выйти из этой ситуации, необходима сильная власть государя.При этом Макиавелли считает, что рассчитывать на успех может только тотполитик, кто серьезно разбирается в военных делах, хорошо знает историю,опирается на знание человеческой психологии. Борясь за власть, необходимопользоваться символами, проистекающими из мотивов любви, удержать и укрепитьвласть в развращенном государстве Государь сможет, опираясь не столько намотивы любви, сколько на страх. Народу необходимо внушать страх и любовьодновременно. Тогда послушные будут больше любить, а непослушные — бояться.
При этом Н.Макиавелли особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должнысовершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывалиненависть к правителю.
Отделивполитику от морали, Н.Макиавелли вводит новые критерии оценки политических деятелей.Он утверждает, что добродетель в политике – это способность и воля все делатьдля защиты государства.
Жестокость исила применяются только для того, чтобы пресечь беспорядки. В развращенномгосударстве опора на долготерпение и доброту будет стимулировать только грабежии убийства. Жестокость оправданна, если она позволила обеспечить стабильность,наращивание мощи государства. Поэтому для оценки деятельности правителяМакиавелли предлагает не абстрактные критерии (добро, справедливость и т. д.),а предельно конкретные: укрепил ли данный государственный деятель власть,расширил ли он сферы влияния государства и его безопасность. Для политикаглавное результат, и он всегда будет оправдан, если результат будет хорошим.После завершения периода «развращенного государства» успешное развитие можетидти только при республиканской форме правления. Если абсолютная властьсохраняется, то она развращает не столько правителя, сколько подданных. Н.Макиавелли утверждает, что народ, который долго находился под господствомтиранической власти, утрачивает дар свободы, смелость, патриотизм. То естьтакой народ теряет способность к свободной и независимой жизни, становитсялёгкой добычей первого, кто им попытается овладеть.
Приреспубликанской форме правления государство служит общему благу. Общее благоесть совокупность интересов большинства граждан. Частные интересы не должныпротиворечить интересам большинства. Принятые законы должны пресекатьэгоистические устремления граждан, способствовать утверждению гражданскогодолга и общественной добродетели. Законы должны предотвращать торжествогрупповых интересов и личные притязания на власть, утверждать равный доступ кгосударственным должностям. Они также должны препятствовать сосредоточениюбогатства в руках немногих.
Республикапредполагает определенную организацию государственной власти. Государственнуювласть необходимо разделить на исполнительную (в руках одного), совещательную(в руках лучших людей), контрольную (в руках народа). Народ должен иметь право обвинятьгосударственных деятелей, которые ему кажутся опасными.
Такимобразом, республика в понимании Н. Макиавелли есть смешанная форма правления:имеется избираемый князь, вельможи, представители простого народа. Народ избирает,но реально не управляет.
Именно с Н.Макиавелли политическая наука начинает решать практические задачи организациивласти. Поэтому не без оснований этот великий мыслитель считается основателемсовременной политической науки.
 

2.3 Новоевремя
В Новое времяпроизошел окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественномпроисхождении власти. Это связано с созданием и развитием теорий естественногоправа и общественного договора. Довольно развитое и систематическое развитиеони получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса(1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.).
Т. Гоббсизложил свое политическое учение в философском труде «О гражданине» и трактате«Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественноеустановление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора изестественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепцииГоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении какфизических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббсвыводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественномсостоянии имеет право на все.
Так как людиимеют одинаковые права на все и стремятся их осуществить, между ними неизбежновозникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «войнавсех против всех». В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасностьбыть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а разум подсказываетподходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Такв результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство.Образование государства, по сути дела, означает создание общества.
Общественныйдоговор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с каждым. Этосвоего рода договор объединения, посредством которого масса превращается в организованноеобщество и образует единое лицо. Люди устанавливают государственную власть наусловиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина иничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна.Она стоит над законами гражданским, которые только от нее получают свою силу.Только такое государство способно обеспечить мир и защиту своим подданным.
Создаваягосударство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, чтообразует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образуетреспублику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию.Но во всех случаях вся полнота власти находится в руках того лица или тогооргана, которому она передана. Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Он такжене допускает какого-либо разделения государственной власти между различнымиорганами государства, ибо это ослабляет государство и не позволяет обеспечиватьего поданным состояние мира и стабильности.
Несколькоиную концепцию естественного права и общественного договора формулируетсоотечественник Гоббса Дж. Локк в сочинении «Два трактата о правлении». Вотличие о Гоббса, Локк считает, что естественное состояние не было состояниемполного бесправия и войны всех против всех. Напротив, первоначальным состояниемчеловечества были естественная свобода и равенство. Договор, отчуждающий права отдельныхлюдей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает напоследнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всегоправо частной собственности. Если государство нарушит эту договорнуюобязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнутьдоговор.
Дж. Локк –сторонник конституционной монархии. Впервые в буржуазной политической литературеон выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную ифедеративную (союзную). Законодательная власть осуществляет право издаватьзаконы, исполнительная – проводить законы в жизнь, а союзная занимаетсявопросами политики, урегулирует отношения с другими сообществами. Судебная властьвходит в состав исполнительной. Принцип разделения властей означает, по Локку,что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Предпочтениеотдается законодательной власти. Законодательная власть – верховная. Она должнаповелевать другими властями.
Джон Локк нетолько создатель оригинальной теории естественного права, общественногодоговора и разделения властей. Он сформулировал вопрос о взаимодействиигосударства и гражданского общества. Под государством Локк понимает не толькокакой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимоесообщество людей, которое создается для поддержания общественного устройства идля частной собственности. Дж. Локк даже использует специальный термин«политическое общество», которое шире понятия «государства», поскольку включаетв себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе имиспособов и форм правления.
Идеи Локкаполучили свое развитие в работах видного политического мыслителя Франции ШарляЛуи Монтескье (1689-1755гг.) в его работе «О духе законов». Главный вкладМонтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения государственнойвласти. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произволаи злоупотребления властей, обеспечивать их свободу. Это становится возможнымтолько при относительно независимом существовании законодательной,исполнительной и судебной власти. Только в этом случае появятся сдержки отпроизвола власти внутри самого государства.
Монтескье ванализ политической сферы вводит действие не только различных социальныхфакторов (религии, обычаи, образ жизни), но и факторы географической среды. Такон утверждает, что в жарких странах климат способствует установлениюдеспотических форм правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушиюнарода, и он не может усиленно выступать против произвола власти со стороныправительства, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климатсохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом часто устанавливаютсяреспублики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.
Средифакторов, воздействующих на форму правления, Монтескье называет почву, ландшафт,величину территории страны. Он утверждал, что республика по своей природе требуетнебольшой территории, иначе она не удержится. Монархия же по своей природе требуетсредней величины. Для деспотии характерны обширные размеры государства. Свободуи равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческойприроды. Понимая свободу как независимость, Монтескье считал, что вобщественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть праводелать все, что дозволенно законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещенозаконом».
Новое времячрезвычайно богато и другими оригинальными политологическими идеями. В этотпериод сформулированы теория «общественного договора», естественного правалюдей, теория разделения государственной власти, получили развитие такиенаправления политической науки как политическая география, политическаяпсихология, политическая социология и другие. Многие из этих идей лежат воснове современной политической теории.

Заключение
Как видно,феномен политики к настоящему времени прошел определенную эволюцию. Зародившисьс появлением первых государств политические идеи приобретали с каждым новымисторическим этапом новые черты: каждый из рассмотренных выше мыслителейпривносил что-то свое и утверждал новые положения.
С такойпозиции раздел истории политической мысли представляется самым важным дляпонимания политики в настоящее время. Ведь именно через историческуюретроспективу мы можем осознать всю многогранность политики и стать ближе кполитической грамотности.

Список использованной литературы
1.        БаткинЛ.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., “Наука”, 1989.
2.        ДилигенскийГ.Г. Социально-политическая психология. М., “Новая школа”, 1996.
3.        МакиавеллиН. Избранные сочинения. М., 1982.
4.        МельникВ.А. Политология. Минск, “ Вышейшая школа”, 1997.
5.        Психологиягосподства и подчинения. /Сост. А.Г. Чернявская. Минск, Харвест, 1998.
6.        Политология.Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
7.        Словарьпо этике. М., 1983.
8.        http://www.policy03.narod.ru/226.rar- Долгов К.Н. «Гуманизм, возрождение и политическая философия НикколоМакиавелли.» М., «Наука», 1982 г.
9.        МакиавеллиН. «Государь» М.: «Эксмо», 2003г.
10.     http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt- Никколо Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
11.     АртемовГ.П. Политическая социология: Учебное пособие. М., 2002.
12.     БеловГ.А. Политология: Учебное пособие. М., 1994.
13.     ГаджиевК.С. Политология: Учебник для вузов. М., 2002.
14.     Учебноепособие «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИКУ» — В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Издательство«Аспект Пресс» Москва, 1999 г.
15.     Гражданскоеобщество. Истоки и современность / Науч. рук. И.И. Кальной. СПб., 2000.
16.     ДегтяревА.А. Основы политической теории. М., 1998.
17.     ШалакА.В. Политология: учеб.-метод. комплекс. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 209с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.