--PAGE_BREAK--
По результатам можно сделать следующие выводы: в 2008 году произошло снижение выручки от реализации продукции по сравнению с 2007 годом на 6,57 %, но с учетом этого общая сумма хозяйственных средств в 2008 увеличилась на 65,19 %, а в 2007 уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 78555 тыс. руб.
В 2008 году наблюдается снижение производительности труда по сравнению с 2007 годом на 4,18 % при снижении числа персонала. Хотя предприятие должно стремиться постоянно расширять сферу своей деятельности в регионах и численность персонала должна неизбежно расти.
Фондоотдача характеризует эффективность использования предприятием имеющихся основных средств. В 2008 г на 1 руб. стоимости основных производственных фондов получено 4,12 руб. продукции, что на 3,94 руб. меньше, чем в 2007 г. Это объясняется тем, что в 2008 году резко возросло количество основных средств на 82,8 %.
В 2008 году наблюдается снижение на 52,7 % коммерческого кредита, предоставляемого организации (средний срок погашения дебиторской задолженности в 2008 году 22,8 дня, что на 12 дней больше, чем в 2007году).
Скорость оборота собственного капитала в 2008 году снизилась на 1,7 — отрицательная сторона, так как от скорости оборота зависит размер годового оборота. Чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится расходов.
Проведя анализ эффективности использования активов можно сделать вывод о не совсем стабильном положении Общества. Хотя и растет общая сумма хозяйственных средств, чистая прибыль при этом снижается, производительность труда падает, что подтверждается снижением коэффициента экономического роста в 2008 году на 83,2 %.
2.3 Анализ внешней среды предприятия ООО «Ровена»
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (рисунок 1).
Среда косвенного воздействия
Среда прямого воздействия
Рисунок 1. — Схематическое изображение фирмы и ее среды взаимодействия
С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов илиполитическая нестабильность.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение (рисунок 1) обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитыватьих.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
Рис. 2 Внешнее окружение предприятия
Рассмотрим и проанализируем существующих конкурентов ООО «Ровена». Основные конкуренты: ОАО «Молочный Комбинат Благовещенский», ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский». Все представленные факторы, были оценены специалистами ООО «Ровена».
Таблица 5
Анализ конкурентной среды
Конкуренты
Факторы конкурентоспособности фирм
Качество продукции и услуги
Уровень цены
Ассортимент
Реклама
Репутация фирмы
ООО «Ровена»
Высокое
Средняя
Узкий
Не проводится
Мало известная
ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»
Высокое
Высокая
Широкий
Не проводится
Известная
ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский»
Среднее
Низкий
Узкий
Не проводится
Не известная
Таким образом, из таблицы видно, что ООО «Ровена» по сравнению со своим главным конкурентом ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» сильно отстает от него практически по всем параметрам. Достоинствами является то, что у фирмы высокое качество и средняя цена. ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский» выделяется низкой ценой, но и качество продукции уступает. Предприятие ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» производит продукцию высокого качества, и цена также завышена по сравнению с другими предприятиями. Недостатком всех фирм является то, что фирмы не проводят рекламную деятельность, что существенно отражается на их известности. Известность фирмы-конкурента заслужила тем, что существует на рынке г. Благовещенска довольно длительное время.
Рассмотрим долю рынка фирм–конкурентов.
Таблица 6
Доля рынка конкурентов ООО «Ровена»
Наименование организации
Объем
продаж в 2005 г.,
тыс.руб.
Доля
рынка
в 2005
г., %.
Объем продаж в 2006г., тыс. руб.
Доля
рынка
в 2006 г.,
%
Объем
продаж в
2007г., тыс. руб.
Доля
рынка
в 2007 г., %
ОАО «Молочный комбинат Благовещенский
55621
0,29
63287
0,24
79310
0,29
ООО «Ровена»
40129
0,21
46215
0,17
51237
0,18
ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский»
32960
0,17
38521
0,15
43289
0,16
Всего
128710
1
148023
1
173836
1
Таким образом, из таблицы видно, что ООО «Ровена» на протяжении трех лет занимает малую долю рынка. Это обусловлено тем, что предприятие молодое и находится на стадии становления.
Основная задача при оценке конкурентоспособности предприятий — выразить количественно данные свойства и учесть их разную значимость для конкурентоспособности рассматриваемых фирм.
Далее проведем анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Под конкурентоспособностью продукции предприятия понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров. В условиях внешнеэкономической деятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая на экспорт в развитые страны по ценам мирового рынка.Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий конкретного рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов (как предприятий внутри страны, так и зарубежных фирм) невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.
Уровни конкурентоспособности предприятий можно определить по формуле:
,
где ai — весовой коэффициент показателей конкурентоспособности,
характеризующий их значимость в общей оценке
конкурентоспособности данных предприятий;
— оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по бальной системе.
Произведем расчет конкурентоспособности трех предприятий-аналогов города Благовещенска. По результатам проведенной оценки три фирмы города Благовещенска получили следующие оценки в баллах (табл. 7).
При проведении оценки, в качестве экспертов выступали сотрудники ООО «Ровена». Как видно, из таблицы, наиболее высокий уровень конкурентоспособности получился у предприятия ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»», а наименьший — у ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский».
Таблица 7
Балльная оценка единичных показателей
Показатели
ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский».
ПредприятиеОАО «Молочный комбинат Благовещенский»,
Предприятие ООО«Ровена»
Качество управления
7,0
8,9
7,6
Качество услуг
7,7
9,2
7,5
Финансовое состояние
8,1
9,3
8,1
Использование ресурсов
7,2
8,6
8,0
Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом
7,4
9,6
8,1
Долгосрочные капвложения
7,0
9,1
7,8
Способность к инновациям
7,9
9,5
8,3
Ответственность перед обществом и природой
8,3
8,5
8,1
Средний балл
7,58
9,09
7,94
Однако для более точного анализа конкурентоспособности предприятий необходимо учесть разное влияние на нее (различную значимость) каждого из рассматриваемых показателей.
Три фирмы были оценены экспертами. При этом были установлены ограничения максимальной оценки каждого показателя конкурентоспособности — 5 баллов, а сумма весомых коэффициентов показателей конкурентоспособности должна быть равна 1.
Полученные результаты приведены в таблице 8.
Таблица 8
Оценка показателей конкурентоспособности с учетом весовых коэффициентов
Показатели
ai
ОАО Маслосыркомбинат «Серышевский».
ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»,
ООО«Ровена»
ai*
ai*
ai*
Качество управления
0,17
4
0,68
5
0,85
5
0,85
Качество услуг
0,15
3
0,45
4
0,60
4
0,60
Финансовое состояние
0,14
3
0,42
4
0,56
4
0,56
Использование ресурсов
0,08
2
0,16
4
0,32
4
0,32
Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом
0,10
3
0,30
5
0,50
4
0,40
Долгосрочные капвложения
0,07
2
0,14
4
0,28
4
0,28
Способность к инновациям
0,17
4
0,68
5
0,85
4
0,68
Ответственность перед обществом и природой
0,12
3
0,36
5
0,60
4
0,48
Средний балл
1
-
3,19
-
4,56
-
4,17
продолжение
--PAGE_BREAK--
ai— весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия;
— оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по пяти бальной системе.
Таким образом, из профилей конкурентов видно, что предприятие ПредприятиеОАО «Молочный комбинат Благовещенский», превосходит ООО «Ровена»: качеством товаров, услуги; использованием ресурсов; ответственностью перед обществом.
Произведем оценку конкурентоспособности персонала. Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный работник. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными.
Примерный перечень качеств персонала, их весомость приведены в таблице 9.
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:
,
где КП – уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;
i
= 1,2, ...,
n– количество экспертов;
j
= 1,2,...,
m– количество оцениваемых качеств персонала;
ai– весомость j
-го качества персонала;
— оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;
5
n— максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * nэкспертов).
Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:
1 балл — качество отсутствует;
2 балла — качество проявляется очень редко;
3 балла — качество проявляется не сильно и не слабо;
4 балла — качество проявляется слабо;
5 баллов — качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно.
Таблица 9
Примерный перечень качеств персонала ООО «Ровена» и их весомость
Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)
Весомость качеств персонала, ai
Результаты оценки качеств маркетолога экспертами,
эксперт 1
эксперт 2
1. Конкурентоспособность фирмы, в которой работает персонал
0,20
3
3
2. Наследственные конкурентные преимущества (умственные способности, физические данные, темперамент и т.д.)
0,20
4
3
3. Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения)
0,30
3
4
4. Интеллигентность, культура
0,05
3
2
5. Коммуникабельность
0,05
4
4
6. Организованность
0,05
4
4
7. Возраст, здоровье
0,15
3
3
Итого
1,00
-
-
Подставив в формулу результаты экспертной оценки из таблицы 5, получим:
К
n= [0,20 * (3 + 3) + 0,20 * (4 + 3) + 0,30 * (3 + 4) + 0,05 * (3 + 2) + 0,05 * (4 + 4) + 0,05 * (4 + 4) + 0,15 * (3 + 3)] / (5 * 2) = 0,67.
Таким образом, персонал ООО «Ровена» имеет среднюю конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следует повышать уровень своей культуры и укреплять здоровье.
Определим ёмкость рынка.
Номенклатура продукции, выпускаемой фирмами-конкурентами примерно одинакова. Ниже приведен перечень выпускаемых молочных продуктов:
-молоко стерилизованное (1,5; 2,5; 3,2; 6,0 % жирности)
-молоко топленое (4,0 % жирности);
-кефир;
-сметана;
-йогурт (в ассортименте);
-масло сливочное;
-сыворотка;
-творог;
-молочные коктейли.
ООО «Ровена» производит все из выше перечисленных молочных продуктов.
Анализируя конкурентов, необходимо оценить их текущие задачи, стратегии, главные достоинства и недостатки и спрогнозировать их возможные действия в будущем.
Кратко охарактеризуем достоинства и недостатки основного конкурента ООО «Ровена»: Достоинства ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»:
-широкий ассортимент выпускаемой молочной продукции
-возможность привлекать к работе лучших специалистов области;
-разработка новых видов продукции;
-большой опыт работы на рынке;
-хорошая репутация фирмы и благоприятный имидж. Недостатки ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»:
-морально устаревшее оборудование (большая часть).
ООО «Ровена» не имеет большого опыта на рынке. Молочная продукция под маркой «Ровена», хоть и имеет положительную репутацию среди потребителей, но не такую огромную как у главного конкурента. Это слабые стороны фирмы, которые могут стать препятствием в борьбе за привлечение потребителей.
Несмотря на количество новинок, представляемых производителями молочной продукции, основной оборот в этой категории по-прежнему определяют традиционные продукты. Но двигателем продаж и основным источником прибыли все же являются инновационные продукты, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории.
По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4-5%. Молочный рынок в целом растет в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели в десертной и питьевой группах.
Вместе с тем, участники рынка отмечают, что молочный рынок далек от насыщения.- Рынок России по сравнению с Европой еще не насыщен, — говорит эксперт компании Danone. — Если в европейских странах потребление йогуртов составляет в среднем 15 кг на человека в год, у нас этот показатель на уровне 2,5 кг.
Рынок молочных продуктов можно разделить на следующие сегменты: молоко, кефир, сметана, сливки, кисломолочные продукты (ряженка, простокваша, варенец), Йогурты, обогащенная биопродукция (биокефиры, биойогурты), творог, десерты, сливочное масло. По данным Молочного союза России, по всему ассортименту молочной продукции, за исключением сливочного масла и классического творога, наблюдается устойчивая динамика роста общих объемов как производства, так и потребления.
Однако большинство потребителей на рынке слабо представляют себе, какую молочную продукцию они употребляют. Многие не знают элементарных вещей, например, в чем разница между пастеризованным и стерилизованным молоком, не говоря уже об информированности относительно продукции йогуртно-десертной группа, обогащенной биопродукции.
О слабой информированности своей целевой аудитории производители молочной продукции даже не подозревали.
Такие данные были получены в результате проведения компанией CVSConsultingопроса потребителей молока и молочной продукции в рамках проекта «Молочное здоровье», направленного на продвижение российских производителей высококачественных молочных продуктов (исследование, проводилось в начале 2007 года в молочных отделах столичных магазинов, было опрошено около 1000 респондентов различных возрастных и социальных категорий; опрос преследовал цель определить уровень осведомленности потребителей относительно свойств молочной продукции).
После анализа данных опроса специалисты CVSConsultingсделали вывод, что существует острая необходимость планомерной работы с потребителем, направленной на увеличение потребительского спроса на молочную продукцию и информирование потребителя о свойствах молочной продукции.
Пассивность производителей привела к тому, что покупатели слабо ориентируются в существующем предложении молочной продукции.
Сегодня нужно бороться с потребительскими стереотипами относительно молочной продукции, поскольку, несмотря на широкий ассортимент продукции, обогащенной витаминами и минеральным веществами, большинство продолжает сохранять верность традиционным продуктам — молоку, кефиру, творогу и сметане.
Необходимо дать потребителю всю информацию о новых видах молочной продукции, объяснить преимущества потребления, показать положительный результат. Но не всегда этого можно достичь с помощью традиционных способов рекламы.
Сейчас на рынке предлагаются новые для потребителя виды молочной продукции. На них есть спрос, но он не такой значительный.
В первую очередь, пользуются спросом натуральные йогурты без фруктов (более 40% в продажах). Производители йогуртов класса «люкс» обратились к продукции без ароматизаторов и добавок. Существует большой потенциал формирования устойчивого спроса именно в данном сегменте.
По оценкам Молочного союза России, перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Будет расширяться ассортимент продукции не только на московском, но и на региональном уровне; появятся новые продукты функционального, профилактического значения; активизируется реклама; будет проводиться работа по совершенствованию технологий и рецептур. Пока большие перспективы у рынка йогуртов.
Динамика рынка йогуртов зависит от следующих факторов:
- Благосостояние населения;
- Повышение популярности йогуртов в регионах России, достаточно консервативных с точки зрения потребления основных продуктов питания;
— Активной пропаганды лидерами рынка культа здорового питания, в котором йогурты становятся на одно из первых мест;
— Использование привлекательной упаковки; йогурты — наиболее активные рекламируемые молочные продукты;
- Рентабельности — йогурты остаются наиболее рентабельной для производителей молочной продукцией.
В настоящее время на рынке четыре компании лидера — Wimm-Bill-Dann, Danone, Ehrmann, Camping.
На первом месте Wimm-Bill-Dann, второе занимает Ehrmann, которая расширила продуктовую линейку. Danone, который на третьем месте, укрепляет свои позиции по выпуску «живых» йогуртов. Кроме того, почти вся продукция Danoneнаходится в классе premium. Они часто дороже, чем у конкурентов, но пользуются хорошим спросом, как продукты с очень высоким качеством, которому доверяют. На четвертом месте находится Campina. Компания занимает первое место по импорту йогуртов в Россию. Также она импортирует и другую молочную продукцию, в т.ч. и сыр. За счет «зонтичного» бренда всей гаммы высококачественной продукции компания имеет большой шанс оставаться в лидерах, особенно российского.
Эти компании занимаются активной рекламной деятельности, используя как традиционные, так и нетрадиционные способы рекламы.
Для того, чтобы успешно продвигать свою продукцию, необходимо знать как поведет себя потребитель, куда пойдет за покупкой, как можно воздействовать на него, побуждая совершить покупку.
2.3.1 Анализ «разрывов» предприятия
Проведение анализа разрывов для ООО «Ровена».
Выявление возможностей развития организации можно обеспечить при использовании метода Вебера, названного им «анализом разрывов».
Содержание этого метода схематично приведено на схема 1.
Схема 1 — Поиск возможностей роста ООО «Ровена»
Полная поверхность прямоугольника представляет абсолютный потенциал рынка. Совокупность объемов товаров (услуг), предоставляемых всеми конкурентами и проектируемой организацией, составляет полный реальный спрос.
Разница между абсолютным потенциалом рынка и полным реальным спросом, по определению Вебера И.А., является зоной, соответствующей объему невыраженного спроса. Основными причинами выявления этой разницы являются:
низкий уровень сбытовой активности; недостатки в сфере использования; неадаптированность товаров.
Рассмотрим более подробно причины формирования зоны невыраженного спроса. Одной из причин разрыва является отсутствие широкой сбытовой сети. Возможны такие ситуации: сбыт товара осуществляется не во все прогнозируемые регионы; недостаточное количество торговых точек; недостаточная экспозиция и другие.
Для повышения уровня использования товаров требуется выявить всех потенциальных потребителей и через каналы продвижения обеспечить эффективную систему доведения товара до потребителя в необходимых количествах.
В случае появления «разрывов» по причине неадаптированности товара следует исследовать такие ситуации:
неадаптированность товара по размерам. Здесь требуется разработка предложений товаров других размеров, в том числе по количеству, емкости, мощности и т.д.
неадаптированность товаров к требованиям определенных групп потребителей. Необходимо изучить потребителей в зависимости от уровня зарплаты, доходов, занимаемой должности и других особенностей потребителя;
неадаптированность качества. Необходимо формировать ассортимент производства в зависимости от качественных параметров товара, цены товара, что позволит предприятию обеспечить выход на различные рынки товаров и их сегменты.
Воспользуемся методом анализа разрывов, чтобы выработать стратегию захвата рынка для компании. Предположим, что из проживающих в г. Благовещенске 120 тыс. чел. относятся к числу потенциальных потребителей продукции фабрики (за исключением маленьких детей, больных диабетом и людей, следящих за своим здоровьем), а потенциальная емкость рынка — 9 млн. руб.
Пример разработки стратегии ООО «Ровена» на основе результатов анализа разрывов:
Таблица 10
Анализ разрывов ООО «Ровена»
Разрыв
Задача
Инициатива
Покупатели, которые не могут позволить себе продукцию
Снижение себестоимости продукции
Найти поставщиков сырья с
более низкими ценами
Внедрить современные
технологические и управленческие
решения, что позволит снизить
издержки
Покупатели, которые недовольны качеством продукции
Улучшение качества продукции и ее ассортимента
Оснащение современным оборудованием Использование высококачественного натурального сырья
3. Мероприятия по росту устойчивости ООО «Ровена» в конкурентной среде
Финансовая устойчивость предприятия играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общество в целом.
Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность. Существует несколько путлей повышения конкурентоспособности предприятия.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости:
1. Постоянное использование нововведений.
2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
3. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
4. Постоянное использование нововведений.
5. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
6. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
7. Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
8. Использование только высококачественного сырья и материалов.
9. Постоянное обучение и переподготовка кадров.
10. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
11. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
12. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
13. Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
14. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
15. Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
Таким образом, одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии является стимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, без превышения запланированных затрат. Из перечисленных критериев приоритетным является качество как важнейший фактор конкурентоспособности.
Одной из важнейших функций управления реализации следует считать оперативное регулирование, за которым должны быть закреплены задачи мониторинга изменений во внешней среде и внутренней структуре системы, комплексной значимости системы, анализа результатов оперативного контроля, обновления и внесения изменений в стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.
3.1 Мероприятия повышения конкурентоспособности продукции
Предприятию ООО «Ровена» необходимо в своей деятельности применить одну из стратегий концентрированного роста.
Стратегия для ООО «Ровена» стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.
Предприятие ООО «Ровена» необходимо вести поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же переходит на новый рынок.
Основываясь на результатах анализа деятельности ООО «Ровена» мы выбрали следующие направления, которые в наибольшей степени подходят данному предприятию.
Направления повышения конкурентоспособности
Рисунок 3 — Направления деятельности конкурентоспособности продукции
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий
Мероприятие 1 — расширение ассортимента
Производство «живых» йогуртов с лактобактериями. Развитие данного производства в Амурской области очень перспективно, т.к. цена реализации по сравнению с западными производителями будет ощутимо ниже. В год ООО «Ровена» планирует выпускать 350 тонн «живых» йогуртов.
Калькуляция себестоимости йогурта» 0,5л. (на одну тонну произведенной продукции) (таблица 11). Таблица 11
Основные материалы
Наименование материала
Количество, кг
Цена, руб.
Сумма, руб.
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Молоко
684,89
6,36
4 355,90
ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Дрожжи питьевые (Lakto)
31,56
13,15
415,01
Сахар — песок
30,76
22,18
682,26
Загуститель
12,66
15,27
193,32
Соль поваренная
8,41
1,68
15,14
ИТОГО СЫРЬЯ:
5 661,63
продолжение
--PAGE_BREAK--