2
Введение
Важнейшей задачей в рыночной экономике России является удовлетворение потребностей экономики и социально-трудовой сферы в высококвалифицированных кадрах, формирование корпуса компетентных государственных служащих и континента цивилизованных собственников, предпринимателей и менеджеров.
Работа в сложных условиях нестабильности экономической ситуации предъявляет повышенные требования к квалификации, уровню профессиональных знаний, обеспечивающих грамотное выполнение поставленных целей и задач.
Проблема трудоустройства была актуальна всегда, но в наше время этот вопрос стоит особенно остро. Очень много выпускников ВУЗов и других образовательных учреждений не могут найти работу по специальности. Казалось бы, что в этом нет ни чего сложного, пришел, рассказал, что умеешь и все. На самом деле не все так просто. Зачастую мы просто не умеем правильно себя "подать", грамотно рассказать о своих навыках и достижениях.
Какие способности и личные качества пользуются сегодня спросом? Судя по объявлениям о приеме на работу, - это, в первую очередь, аналитические способности, умение мыслить системно, целеустремленность, способность к постоянному совершенствованию, готовность к взаимодействию и сотрудничеству, надежность, самостоятельность, устойчивость к стрессам. Ниже рассмотрим более подробно способы грамотной самопрезентации на вакантное место.
1. Основы самопрезентации
Многие из нас больше всего боятся именно собеседования при приеме на работу. И совершенно напрасно. Ведь собеседование - это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.
Тем не менее, страх перед собеседованием характерен для большинства кандидатов. Причины понятны. Ведь чаще всего мы боимся именно неизвестности - а что нас там ждет за этой ужасной дверью? Утверждаю: ничего страшного! В большинстве случаев Вас там будет ждать вежливый и приветливый человек, который всего лишь захочет узнать о Вашей способности выполнять конкретную работу. И ничего более.
Если Вы испытываете тревогу перед началом интервью, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие. Вам это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы. Страх ни в коем случае не должен стать угнетающим. Ведь постоянная тревога вносит в нашу жизнь различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает веру в себя. И потом, не являться же перед светлыми очами работодателя мрачным, ни во что не верящим страдальцем. Вряд ли Вы тогда кого-либо заинтересуете.
Еще помните о том, что отношение к Вам интервьюера вовсе не сводится к позиции: "Давайте-ка узнаем, в чем этот лопух некомпетентен?" Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: "А вдруг это действительно тот человек, который нам нужен?" И еще один совет: не относитесь слишком серьезно к возможным неудачам. Они неизбежны. Воспринимайте их как данность. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет 20 к 1 (под удачным понимается такое собеседование, после которого Вам предложат работу). К этому нужно относиться абсолютно нормально. Подготовьте себя к тому, что из 20 посещенных Вами интервью будет только одно удачное. И чем быстрее Вы наберете 20 отказов, тем скорее Вы доберетесь до своего успеха. "Дорогу осилит идущий", - говорили древние.
Один из лучших способов снизить волнение - хорошенько подготовиться к собеседованию. Разузнайте подробнее о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль злобных и хищных работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.
Советы вроде бы простые и банальные. Однако мой опыт свидетельствует: очень многие кандидаты напрочь забывают старую истину, что лучший экспромт - это заранее подготовленный экспромт. Собираясь на собеседование, они часто рассчитывают на извечное российское "авось". Мол, повезет - очень хорошо, не повезет - пошли они все... В то же время список вопросов, наиболее часто встречающихся на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.
Вопросы, которые Вы встретите в каждом интервью:
Расскажите немного о себе.
Как Вы могли бы описать самого себя?
Расскажите о Вашем последнем месте работы.
Расскажите о Вашем бывшем начальнике.
Причина увольнения с предыдущего места работы.
Что Вы знаете о нашей компании?
Что Вас привлекает в нашей компании?
Почему Вы хотите работать именно у нас?
Какое отношение Ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?
Чем Вы сможете быть полезны нашей фирме?
Каковы Ваши сильные стороны?
В чем заключаются Ваши главные недостатки?
Какого типа работу Вы больше всего любите (не любите) выполнять?
Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на Вашей прежней работе?
Какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?
Каковы Ваши интересы вне работы?
Каковы Ваши цели в жизни?
Как Вы планируете их достичь?
Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?
На какое жалование Вы рассчитываете?
Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из Вашей деятельности)?
Иногда Вы можете столкнуться с неожиданными и внешне безобидными вопросами, например "Что Вы делали вчера вечером?" Таким образом, возможно, хотят узнать Ваш стиль жизни и как Вы проводите свое время.
Есть категория особо хитрых интервьюеров. Они хорошо знают, что подготовленные и опытные кандидаты, прошедшие не одно собеседование, всегда имеют домашние заготовки на наиболее типичные вопросы. Поэтому они не спросят Вас в лоб, например, "Почему Вы ушли с Вашей предыдущей работы?", а предпочтут обходной маневр:
"Что должно измениться на Вашем прежнем рабочем месте, чтобы Вы согласились туда вернуться?"
Такой вопрос позволяет выяснить истинные, а не декларируемые причины Вашего ухода с предыдущей должности. Вы должны подготовиться и к подобным ловушкам.
Важно, чтобы стратегия всех Ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую Вы ищите, и на Ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами Вам придется столкнуться на собеседовании. Но отвечая на них, старайтесь не приукрашивать чересчур своих достоинств, разглагольствуя в хвастливой манере, какой Вы прекрасный работник. Важно соблюсти меру.
Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, Вы привыкли уж слишком усердно работать, Вас беспокоит, что Вы уж очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т.п.) Если Вас спрашивают о том, с чем Вам не удавалось справиться в прошлом, или о какой-то особо неприятном эпизоде Вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок Вы из всего этого извлекли. Расскажите, что этот урок вам пошел в прок, что Вы научились преодолевать преграды на своем пути и собственные недостатки, что сегодня Вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.
При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно - как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, "смягчающими" речь: "достичь определенных успехов" вместо "стал лидером", "не очень рад" вместо "разозлился" и т.д. Создают впечатление неуверенности и т. н. квалификаторы - "как бы", "всего лишь", "немного", "судя по всему". О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.
Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа "я не оратор", "я еще малоопытный специалист", "я - человек новый".
Если хотите, проверьте себя на предмет того, как Вы умеете преподносить себя. Запишите свою "самопрезентацию" на магнитофон, а затем прослушайте запись. Я всегда так делаю, например, во время проведения обучающих семинаров. Обычно даже самые сильные топ-менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций досадливо морщат лоб. А что уж говорить о нас, простых смертных? При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.
До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование - это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру. Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить. Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Постарайтесь задать вопросы, которые бы говорили в пользу Вашего найма. Подумайте заранее о них. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с Вами.
Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?
Почему это место оставил прежний работник?
Насколько важна эта работа для фирмы?
В чем заключается главная проблема этой работы?
Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?
Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из Вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.
Возможно, Вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Помните роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова? - "Никогда ничего у них не проси. У тех, кто сильнее тебя. Сами все предложат и сами все дадут... ". Если Вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с Вами вопрос оплаты. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть то, что Вы можете сделать для фирмы, а не то, сколько Вам будут платить.
Естественно, не нужно стремиться на собеседовании все эти вопросы задать любой ценой, перебивая интервьюера на полуслове: "Вы закончили? А то я тоже хочу кое-что спросить... ". Особенно, если Вас об этом не просят. Иногда интервьюеры сами предлагают кандидатам задавать вопросы: "Что бы Вы хотели узнать еще?". Если этого не произошло, лучше всего задавать свои вопросы перед непосредственным окончанием интервью, приблизительно так: "Прежде чем закончить нашу беседу, могу ли я задать несколько важных для меня вопросов по поводу предлагаемой работы? Я так же хотел бы более подробно рассказать о предыдущем опыте... ". Не забудьте поблагодарить собеседника за предоставленную информацию.
1.1 Техники самоподачи
Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение "подать себя". Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения. Изучение бесед при приеме на работу несколько дополнило этот вывод.
Так, установлено, что как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном - позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном - "на засыпку". То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.
На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.
При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:
Как Вы используете свою улыбку?
Стоите (или сидите) ли Вы прямо?
Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
Не выглядите ли Вы нервным?
Как Вы используете свои руки?
Как Вы входите в комнату?
Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?
Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?
А теперь ознакомьтесь с перечнем отрицательных и положительных сигналов, влияющих на формирование впечатления о Вас.
Положительные сигналы
Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
Когда Вы слушаете, у Вас имеет место "открытая поза": руки на столе, ладони вытянуты вперед.
Используете "открытые жесты": руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.
Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы.
Ерзаете на стуле.
Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
Чертите бессмысленные линии.
Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.
Не знаю, надо ли объяснять очевидную вещь, что выбор одежды должен соответствовать ситуации. Ведь всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидный банк, будучи облаченным в мятые джинсы и с серьгой в ухе. Точно такое же недоумение вызовет человек в дорогом респектабельном костюме, пришедший устраиваться разнорабочим на стройку.
Существует такое понятие как "корпоративная культура". Она выражается, в частности, и в том, что служащие банка и, например, танцоры ночного стрип-бара одеваются совершенно по-разному. Если стиль Вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, Вы моментально будете классифицированы как "чужак", не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А чужак всегда потенциально опасен. Дело в том, что деление на "свой-чужой" очень глубоко сидит в людях. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия "чужой" и "враг" обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.
Если материальное положение не позволяет Вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах. (Это далеко не всегда соответствует действительности, но разуверять их в этом мы пока не будем
И еще: многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный "вес" и внушительность. Это не совсем так. Независимо от того, что на Вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить Ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование. По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и вещи более интимные - семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни. Он легко отличит, например, топ-менеджера, который действительно имеет опыт работы в иностранных кампаниях, от самозванца, явившегося прямо "с улицы". Поэтому, как уже было сказано, значение имеет не стоимость Вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть "своим" для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: "Мы с тобой одной крови... ". Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное.
Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви (а не по одежде), интервьюеры делают далеко идущие выводы и предположения относительно кандидата.
Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления. Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка "под бокс" однозначно причисляет ее обладателя к "братве". Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.
На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой - это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой - указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому в цивилизованном бизнесе давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо.
1.2 Несколько советов по самопрезентации
Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов. Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах. Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида. Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Такие глаголы являются глаголами несовершенного вида. Использование совершенных глаголов позволяет кандидату создавать иллюзию конкретных успехов при выполнении какой-либо работы.
Интервьюеры, имеющие хорошую психологическую подготовку, будут стремится выяснить Ваш локус контроля. Локус контроля бывает внешним и внутренним. Человек с внешним локусом контроля склонен приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, человек с внутренним - собственным способностям и усилиям. На практике локус проверяется такими вопросами: "Как вы планируете свою работу?", "По каким признакам Вы оцениваете качество выполненной работы? и т.п. Специалист со внутренним локусом обычно отвечает: "Я приду, проверю, изучу и т.д.". Он всегда указывает, что он лично спланировал, с кем договорился, чего не принял во внимание и т.д. То есть всегда присутствуют местоимение "Я" и активный глагол "делаю". А человек с внешним локусом будет рассуждать о влиянии тех или иных факторов на результат работы. Оценку своей деятельности он будет искать во внешних проявлениях (погода испортилась, поставщики товар вовремя не завезли и т.п.).
Соискатель с ярко выраженной внутренним локусом - отличный управленец. Он способен брать на себя ответственность за свои действия, сам может ставить себе задачи и выполнять их. А кандидат с внутренним локусом, наоборот - является хорошим исполнителем. Он не может работать длительное время в условиях постоянной нестабильности. Зато он может быть блестящим аналитиком, экспертом. Но на руководящую должность, которая требует быстрых конкретных решений и действий, такого специалиста не возьмут. В зависимости от должности, на которую Вы претендуете, во время собеседования обязательно анализируйте и корректируйте свою речь в соответствии с вышеизложенными принципами.
Создает впечатление уверенности в себе и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
Здороваясь, нужно непременно внимательно посмотреть в глаза человеку. Чем более персонифицировано, чем менее избито приветствие, тем лучше оно воспринимается. В частности, никогда не стоит упускать возможности лишний раз назвать человека по имени. Помните, что по рукопожатию складывается первое впечатление о человеке. Слишком короткое с очень сухой ладонью свидетельствует о безразличии. Слишком влажная ладонь указывает на нервозность, сильное волнение. Сопровождающееся широкой улыбкой рукопожатие, чуть более продолжительное, чем обычно, - проявление дружеского расположения. Однако чрезмерное задерживание руки партнера в своей воспринимается как назойливость.
В деловых разговорах вообще и на собеседовании в частности следует избегать использовать американизмы типа "вау", "о`кей", "йес", "ноу проблем" и т.д. В России многим деловым людям эта привычка не нравится, они видят в этом низкопоклонство перед Америкой. Кстати, отдельные слова из другого языка обычно употребляют люди, плохо говорящие на нем. Те, кто в совершенстве знает иностранный язык (переводчики, топ-менеджеры, дипломаты и т.д.), никогда не вставляют слова из одного языка в другой. Поэтому наличие (отсутствие) иностранных слов-паразитов свидетельствует об уровне деловой культуры и степени владения иностранным языком.
1.3 Резюме как самопрезентация
Для эффективной самопрезентации через резюме целесообразно начать с выбора формата резюме. Формат резюме - это не визуальный вид документа, а способ организации информации и расстановки необходимых акцентов. Все форматы резюме делят на три основные группы. Обратный хронологический формат отражает всю профессиональную историю и образование, начиная с последнего места работы. Функциональный формат акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой компании, а прошлые достижения оставляет в тени. Комбинированный формат - комбинация обратного хронологического и функционального формата.
Резюме - это средство саморекламы, оно подчеркивает ваши сильные стороны и преимущества:
навыки, которые будут полезны организации;
ответ на вопрос - почему вы заслуживаете тех денег, которые, если повезет, будут вам платить;
ваша способность выполнить работу лучше, чем кто-либо другой (отодвинуться от конкурентов);
ваша способность решать проблемные ситуации и добиваться результатов.
Для эффективной самопрезентации через резюме целесообразно начать с выбора формата резюме. Формат резюме - это не визуальный вид документа, а способ организации информации и расстановки необходимых акцентов. Все форматы резюме делят на три основные группы:
Обратный хронологический формат отражает всю профессиональную историю и образование, начиная с последнего места работы.
Функциональный формат акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой компании, а прошлые достижения оставляет в тени.
Комбинированный формат - комбинация обратного хронологического и функционального формата.
С помощью обратного хронологического формата можно подчеркнуть стабильное и постоянное развитие профессиональной карьеры. Следует указать все должности, точные даты занятости и названия компаний-работодателей, вуз, в котором учились, курсы, тренинги и другие данные:
Имя и фамилия.
Домашний адрес.
Город, почтовый индекс.
Номер телефона, факса, e-mail.
Цель.
Позиция, на которой вы сумеете применить свои навыки.
Квалификация.
Количество лет профессионального опыта, значимого для данной позиции.
Достижения, подтверждающие, что вы можете выполнить задачи, поставленные компанией.
Особые знания, навыки и черты характера, подтверждающие, что вы способны достигать поставленных целей.
Значимое для целевой позиции образование и тренинги.
Профессиональный опыт и достижения (название должностей, достижения).
Образование и специальные тренинги (научные степени, образовательные курсы, семинары, гранты, награды и отличия во время обучения, лицензии, сертификаты, степени допуска, полномочия).
Сильные и слабые стороны (достоинства и недостатки).
Функциональный формат. Этот стиль резюме акцентирует внимание на квалификации, способностях и навыках, которые вы принесете в новую компанию. Он не рассматривает хронологию, и даты в нем упоминаются только при необходимости. Этот вид резюме нацелен на презентацию возможных успехов в будущем, а не на описание заслуг в прошлом. Такой формат включает:
название желаемой должности;
профессиональный опыт и достижения;
ключевую компетентность и главную квалификацию (ведущие умения и навыки);
эксклюзивные знания, навыки и умения (значимые для целевой вакансии);
историю профессиональной занятости;
профессиональное образование и тренинги.
Этот стиль в конечном итоге позволяет работодателю понять, что умеет делать специалист, не думая о том, где и когда он этому научился. Однако большинство рекрутеров уже привыкли к резюме в обратном хронологическом порядке, поэтому отступление от этой традиции могут вызвать подозрения о сокрытии чего-то важного.
Комбинированный формат эффективно представляет навыки и умения кандидата на должность, время пребывания в той или иной должности, а также основные достижения претендента. Собственно говоря, комбинированное резюме очень похоже на современное функциональное резюме. К тому, что уже было перечислено выше, добавляются черты характера, которые дадут кандидату преимущество перед другими соискателями.
В современной практике используются и такие разновидности резюме, как формат достижений, в котором главная сильная сторона - квалификация соискателя - все время находится в центре внимания, причем акцентируются выдающиеся успехи соискателя. Обычно такое резюме готовят руководители высшего звена, особенно в быстро меняющихся динамичных сферах деятельности: масс-медиа, реклама, маркетинг, PR и др.
Следующий вид резюме - целевой формат - это ярко выраженное индивидуальное резюме. Этот стиль весьма эффективен, так как выделяет именно те аспекты, которые хочет увидеть работодатель. Цель такого резюме - представить свою кандидатуру в самом выгодном свете, максимально используя свои творческие способности.
И, наконец, формат международного CV (Curriculum Vitae, лат. "путь жизни", послужной список) - это очень детализированное резюме. Такое резюме включает контактную информацию, краткое описание квалификации, профессиональный опыт, образование, личную информацию и обычно составляется в обратном хронологическом порядке.
Портфолио. Собранные в портфолио примеры выполненных работ раньше применялись у представителей творческих профессий (дизайнеров, графиков, архитекторов, фотографов и пр.). В современных условиях востребованность портфолио растет, так как увеличивается количество проектных и контрактных работ.
В портфолио можно включить следующие документы:
описание целей карьеры объемом меньше страницы;
ваше резюме;
образцы ваших работ. Можно включить примеры решения конкретных задач, достижения целей, подтверждающих вашу квалификацию;
доказательство успешной деятельности: знаки отличия, присужденные премии, положительные отзывы критиков; благодарности работодателей и подчиненных, позитивные отклики клиентов;
документы, подтверждающие образование. Здесь же представляются копии сертификатов, дипломов и вкладышей, подтверждения научных степеней.
Контактная информация предполагает: фамилию и имя, почтовый адрес, номера телефонов, другие способы контакта, например, адрес электронной почты.
При оформлении презентационной информации не начинайте каждое предложение с местоимения "Я", используйте глаголы действия (анализировал, подготовил, разработал, сэкономил и т.д.), демонстрируйте цифры и факты, пишите в прошедшем и настоящем времени, пишите простыми короткими предложениями, не используйте аббревиатуры и сокращения, витиеватый слог. Поскольку речь идет о вашем имидже, подбирайте такие убедительные слова, которые будут всем понятны, породят позитивные эмоции и оставят приятное впечатление.
Собеседование.
Волнуетесь перед собеседованием?
Это хорошо!
Кому неизвестно волнение, возникающее перед экзаменом, важной встречей, публичным выступлением? Предстоящее интервью с будущим работодателем также может вызвать целый букет сильных эмоций - от легкого мандража до парализующего страха. Руки дрожат, глаза бегают, сосредоточиться невозможно… Как преодолеть страх?
Если вы испытываете лишь легкое волнение, то бороться с ним вряд ли стоит. Что такое волнение? Предстоящее собеседование является неким раздражителем, вызывающим комплекс биохимических реакций, которые, в свою очередь, приводят к выбросу в кровь адреналина. Это активизирует все процессы внутри организма, повышает тонус, улучшает кровоснабжение коры головного мозга и в конечном счете позволяет произвести блестящее впечатление на ваших собеседников в ходе интервью. Если же соискатель совсем не волнуется, то его поведение в ходе первого разговора с работодателем скорее всего будет вялым и бесцветным.
Но страх часто бывает избыточным, сковывает человека и не позволяет ему проявить себя.
Есть несколько эффективных способов снять излишнее волнение.
Первое. Закройте глаза и "включите" воображение. Накануне волнующего события оно часто помимо воли рисует страшные картины предстоящего допроса с пристрастием и последующего неизбежного провала. Так подсознание предостерегает нас о возможной опасности. Следует мысленно довести воображаемую ситуацию до абсурда - представить, к примеру, кадровиков в судейских мантиях или палача в колпаке и с отточенным топором, ожидающего вынесения приговора. Станет смешно, и волнение уляжется.
Второе. Наше состояние во многом определяется ритмом дыхания. Сделайте 20 медленных глубоких вдохов и выдохов - спокойное дыхание снимет волнение. Разомните руки - гимнастика кистей рук снижает парализующий эффект страха и стимулирует речевой аппарат. Можно сбросить напряжение посредством физической активности - помахать руками, пройтись быстрым шагом или пробежаться.
Рекомендую также на протяжении одного или двух часов перед собеседованием делать все подчеркнуто медленно, что весьма успокаивает и нормализует темп речи к моменту начала интервью. Интенсивно подвигайте челюстью взад-вперед раз 20. В результате подобных движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина, и ваше состояние уравновешивается.
Третье. Категорически не рекомендую употреблять перед собеседованием успокоительное или алкоголь, нельзя много курить. Все это резко отрицательно скажется на работе мозга и не позволит должным образом проявить себя.
Внимание: групповое собеседование.
Вы приглашены на групповое собеседование. В помещении - 10-20 претендентов на работу, а вакансий всего две. Обратить на себя внимание кадровиков и создать благоприятное впечатление о себе не так то просто…
Во-первых, следует помнить, что наш успех на 60% зависит от того, как мы выглядим и двигаемся, на 30% - как мы говорим, и лишь на 10% - от того, что мы говорим. Опытные кадровики получают львиную долю информации о соискателях на визуальном уровне и обращают особое внимание на паравербальные и невербальные проявления коммуникативной активности кандидатов. Зачастую для менеджеров по персоналу важно не то, что отвечает человек, а то, как он отвечает и как при этом держится. Вопросы на групповом собеседовании служат только поводом для того, чтобы кандидат на работу проявил себя и свои психологические качества.
Обратите внимание на положение тела, что весьма важно. Необходимо избегать закрытых и статичных поз, посадки на краешке стула, нельзя сутулиться. Кроме того, скованное и зажатое положение тела может указывать на растерянность, нерешительность или даже на то, что вам есть, что скрывать. Движения должны быть плавными и уверенными.
Ни в коем случае нельзя принимать открытую позу "хозяина" - сидеть, развалившись на стуле, откинувшись на его спинку и расставив ноги. На собеседовании вы находитесь в роли гостя, претендуете на вакансию, следовательно, и держаться нужно соответственно ситуации.
Во-вторых, не забывайте, что на групповом собеседовании вы - гость. Вас спрашивают - вы отвечаете. Не следует проявлять излишнюю активность и инициативу. В противном случае вы рискуете произвести негативное впечатление, и у потенциального работодателя может сформироваться определенное мнение о вашем поведении в реальных условиях производственных отношений. Ведь групповое собеседование - как правило, деловая игра, моделирование различных бизнес ситуаций.
Если на собеседовании вы будете подавлять других, стараться выглядеть более заметно, говорить громче и так далее, то дадите основания предполагать, что и в процессе работы вы станете перетягивать одеяло на себя, выпячивать свои достоинства и оттеснять коллег, вместо того, чтобы работать на общую задачу. Поэтому и в пластике, и в вербальном общении должна преобладать золотая середина.
Тет-а-тет с работодателем
Этап предварительного отбора позади. Теперь предстоит решить еще более сложную задачу - успешно пройти индивидуальное собеседование с будущим руководителем и (или) с менеджером по персоналу.
Не хочу повторять прописные истины и расскажу о некоторых важных, но малоизвестных моментах, на которые стоит обратить внимание при подготовке к индивидуальному собеседованию.
Первое. Нельзя проявлять чрезмерный интерес к замещению предлагаемой вакансии. Как всегда, сила действия равна силе противодействия. Чем больше соискатель выказывает свою заинтересованность в работе, тем большее сопротивление может проявлять потенциальный работодатель.
Иногда я выступал в роли работодателя и в ходе собеседований не раз отмечал, что у меня подсознательно возникают некоторые сомнения в отношении претендента, когда он проявляет повышенный интерес к замещению вакантного места: "А не продавливает ли этот человек мое решение? Может быть, на то у него есть какие то скрытые, не известные мне мотивы?"
Кандидату на вакантную должность нужно осознать свою роль. На личном собеседовании соискатель не является просителем, мечтающим о трудоустройстве любой ценой. Он - равноправный партнер возможного работодателя. Задача соискателя и работодателя - выяснить в равноправном диалоге, насколько они подходят друг другу.
Важно, чтобы и претендент подходил компании, и компания устраивала претендента.
Потому индивидуальное собеседование - это диалог равных, и неизвестно, кто в ком заинтересован больше. Такие переговоры напоминают скорее сватовство, нежели армрестлинг или экзамен.
Второе. На индивидуальном собеседовании вредна подчиненная или пассивная позиция. Следует проявлять активность и задавать вопросы о корпоративной культуре и традициях компании, организации досуга сотрудников, моральном климате в коллективе, характере взаимоотношений руководства и подчиненных и т.д.
Третье. При устройстве на работу ни в коем случае нельзя заявлять или даже упоминать о том, что другие фирмы рассматривают ваше резюме. Не стоит так делать, даже если у вас действительно есть иные варианты трудоустройства и хочется создать впечатление о себе, как о востребованном специалисте.
Вполне вероятно, что упоминание о других возможных работодателях вызовет типично женскую реакцию. Это все равно, что на свидании с девушкой сказать ей: "Извини, твое время истекает, через 20 минут у меня встреча с другой". Нетрудно предположить последствия - девушка вряд ли согласится встречаться с вами дальше. Напротив, следует показать, что для вас уникальна данная компания и при трудоустройстве вы отдаете предпочтение именно ей.
И, наконец, четвертое. На собеседовании будьте самим собой. Не стоит пытаться создать впечатление о наличии у вас особых качеств, которых на самом деле нет. Если опытный специалист-психолог, проверяя вас, скажем, на стрессоустойчивость, задействует уже отточенную и опробованную методику, он так или иначе получит нужную и достоверную информацию о ваших качествах.
Предположим, вам удастся убедительно сыграть не свойственную вам роль, эффективно применить технику защиты от манипулирования и создать таким образом нужное, как вам кажется, впечатление о себе. В конечном итоге это приведет лишь к тому, что о вас сложится превратное мнение, в соответствии с которым вам предложат неподходящую позицию, и вся будущая карьера может пойти наперекосяк. Реагируйте естественным образом: вас пугают - вы пугаетесь.
Помните, что лучше не пройти собеседование и не получить данную вакансию, чем ошибиться с выбором компании или попасть не на ту должность.
Первый день в коллективе: ваш девиз - скромность, ваш идеал - хамелеон.
Итак, сбылась ваша мечта - все этапы отбора успешно пройдены, и вы зачислены в штат престижной компании на перспективную должность. Наступает период адаптации в коллективе. Чрезвычайно важно, как новый сотрудник поведет себя в первые минуты после знакомства с коллегами. От первого впечатления зависит то, как к нему будут относиться впоследствии, в связи с чем стоит усвоить несколько простых правил.
Первое. Не стоит пытаться сразу же произвести впечатление. Попытки пустить пыль в глаза всегда заметны и чаще всего контрпродуктивны. Потому девиз новичка - скромность, его идеал - хамелеон.
Следует занять выжидательно-наблюдательную позицию: спрашивают - отвечаем, подходят познакомиться - знакомимся. Лезть к новым коллегам с рукопожатиями, активно навязывать им знакомство и проявлять излишнюю активность не нужно. Такое поведение впечатляет в голливудских фильмах, но не срабатывает в реальной жизни. Сначала необходимо разобраться в том, какая атмосфера преобладает в коллективе, понять характер взаимоотношений между людьми, присмотреться к ним, и лишь потом проявлять активность.
Второе. Не нужно стесняться спрашивать совета у коллег и задавать вопросы: "А где здесь туалет?", "Куда обычно ходят обедать?", "Как принято обращаться к шефу?" и т.д. Людям приятно осознавать себя экспертами в чем либо, так дайте им эту возможность. Коллеги охотно ответят на вопросы, причем подобное поведение вызовет к вам симпатию и позволит выстроить гармоничные отношения с сотрудниками. Вновь назначенным руководителям такая тактика тоже полезна. Исторический пример: Генри Форд, будучи уже могущественным человеком, регулярно обращался за советом к своим подчиненным и тем самым снискал их почет и уважение.
Третье. Новичку не следует стремиться стать для всех полезным: приносить кофе, бросаться на выручку коллегам при любой возможности. Наоборот, стоит обращаться за помощью к опытным сотрудникам. Подобные действия более соответствуют той социальной роли, которую человек играет в первые дни работы в коллективе, - роли новичка, ничего не знающего, не умеющего и удивленно хлопающего глазами. Именно такого поведения от вас поначалу и ожидают, и с этим надо смириться.
Нужно стараться соответствовать корпоративной среде, сложившейся к моменту вашего прихода, что особенно важно при формировании отношений с непосредственным руководителем. Здесь необходима определенная доля конформизма: практика показывает, что наибольшего успеха добиваются социально-адаптивные люди, которые умеют принять существующую ситуацию и гармонично вписаться в нее. В любом случае, прежде чем пытаться изменить среду, следует ее признать и влиться в нее.
Четвертое (совет руководителю). Процесс адаптации в коллективе нового руководителя зачастую сопряжен с рядом сложностей. Нередко бывает, что новый начальник назначен в слаженный коллектив, причем предыдущего шефа, пользовавшегося уважением подчиненных, по тем или иным причинам сместили на нижестоящую должность или уволили. В таком случае коллектив скорее всего будет заранее настроен против нового начальника, особенно если человек пришел со стороны, из другой компании. Это может привести к саботажу деятельности нового руководителя со стороны подчиненных и даже к активному сопротивлению коллектива.
В данной ситуации будущему шефу следует еще на стадии собеседования выяснить морально-психологический климат в коллективе и обстоятельства смены руководства. Получив информацию о негативном настрое коллектива, надо быть готовым к преодолению психологического барьера в отношениях с подчиненными. Лучший способ налаживания контакта с трудным коллективом - индивидуальная работа с сотрудниками по принципу "разделяй и властвуй". На мой взгляд, прекрасный пример подобной работы показан в фильме "Большая перемена", который может служить своего рода практическим пособием для руководителя.
В ходе индивидуальных бесед с сотрудниками следует ориентироваться на приобретение союзников из числа авторитетных членов коллектива и добиваться своего рода раскола среди подчиненных, а затем и изменения мнения о себе среди большинства.
Гулять так гулять?
Рано или поздно любой новичок попадает в ситуацию, когда на корпоративной вечеринке или полуофициальном торжестве новые сотрудники и руководители предстают в другом свете. Как правильно вести себя в данном случае?
Результаты корпоративной вечеринки для отношений в коллективе могут оказаться более значительными и заметными, чем повседневное деловое взаимодействие на протяжении предыдущих недель или месяцев. Иногда случается так, что после неудачного торжества участники друг другу даже в глаза не смотрят, а бывает и наоборот - происходит заметное сплочение коллектива.
Новичку нужно быть особенно осторожным. Именно в неформальной обстановке к нему будут присматриваться и коллеги, и руководители. Возможно, для того чтобы увидеть подноготную нового человека, сотрудники захотят его подпоить и разговорить. Не исключено, что сотрудницы пригласят на медленный танец и попытаются отследить его реакцию…
На первых порах не стоит увлекаться спиртными напитками - лучше держите определенную дистанцию. Иначе можно создать о себе неверное впечатление, причем неизвестно, насколько серьезное влияние это окажет на развитие вашей карьеры и отношений с коллегами. Иными словами, в основном стратегия поведения новичка на первой корпоративной вечеринке та же, что и при вхождении в коллектив, - нужно выжидать и наблюдать.
Впрочем, для нового руководителя есть хороший шанс блеснуть своими ораторскими способностями (при их наличии). В любом случае на первом подобном торжестве новичку нелишне проявить свои таланты - сыграть на музыкальном инструменте, продекламировать что либо высокохудожественное. Реальный факт: на одну такую вечеринку недавно пришедший в компанию сотрудник принес кларнет и выступил с импровизированным концертом перед коллегами и руководством. Это произвело на присутствующих неизгладимое впечатление, и уже на следующий день отношение коллектива к новому работнику заметно изменилось к лучшему.
2. 15 мифов об устройстве на работу
Вы считаете себя экспертом в вопросах поиска работы? Тогда прочитайте эти 15 мифов о трудоустройстве и честно признайтесь, в какие из них вы верили. Если вы избавитесь от ошибочных взглядов и распространенных заблуждений, то сможете искать работу более эффективно и, что немаловажно, не испытывать при этом сильного стресса.
Миф 1. Разместив свое резюме на нескольких интернет-сайтах, вы непременно получите достаточное количество выгодных предложений.
Одно из самых привлекательных заблуждений заключается в том, что появление вашего резюме в Сети, как некий волшебный эликсир, заставит работодателей мечтать об интервью с вами. Не собираюсь оспаривать тот факт, что интернет уже давно стал стандартным инструментом поиска работы. Но если вы считаете, что его эффективность выше, чем, например, у газетных объявлений, то ошибаетесь. Лишь около пяти процентов соискателей находят работу с помощью интернета.
Миф 2. Объявления о вакансиях в полной мере отражают объем и разнообразие рынка труда.
По разным данным, только 15-20 процентов всех вакансий на рынке труда публикуются в средствах массовой информации. Огромная часть вакантных должностей - это скрытый рынок труда. И чем выше позиция и зарплата, тем меньше вероятности, что объявление об этой должности будет опубликовано в СМИ. Каким же образом соискателю обнаружить эти предложения? Только с помощью полезных связей. Связи до сих пор остаются одним из самых эффективных инструментов поиска работы. Вы методично выстраиваете отношения с людьми, которые могут оказать вам содействие в поиске работы. Но это целое искусство, ведь если наобум рассказывать каждому встречному о том, что вам нужна работа, то вряд ли вы добьетесь желаемого.
Миф 3. Работодатели недолюбливают соискателей, которые меняют работу слишком часто и нигде подолгу не задерживаются.
Сотрудники, которые часто перемещаются из одной компании в другую, на некоторое время почти исчезли с рынка труда. Стабильно развивающаяся карьера считалась большим плюсом. Кроме того, многие работодатели готовы пренебречь профессиональными качествами кандидата, если по какой-либо причине уверены в его лояльности. Но в последнее время компании развиваются все более и более динамично, и становится очевидно - для того чтобы получать новые знания и навыки, повышать свою квалификацию и стоимость на рынке, просто необходимо постоянно двигаться вперед. Старайтесь избегать действительно коротких сроков работы (менее одного года), а в остальном особенно не зацикливайтесь на темпе своих передвижений.
Миф 4. Сопроводительное письмо не так важно, как резюме или портфолио.
Каждый раз, отправляя резюме в компанию, необходимо сопровождать его письмом, причем составленным специально для этого работодателя. Если вы не рассчитываете на счастливую случайность, и у вас действительно есть стратегия поиска работы, вы не будете пренебрегать сопроводительным письмом. В конце концов, резюме совершенно бесполезно для работодателя, если он не знает, на какую позицию вы претендуете и чего ожидаете от работы. Только в форме персонифицированного послания вы можете привлечь внимание к тому, что выделяет вас из общего числа кандидатов, будь то уникальная квалификация или особенности характера.
Миф 5. Резюме должно показывать логику вашего карьерного развития и рост ответственности.
Да, идеальное резюме выполняет эту функцию. Но это не самоцель. Самой важной частью самопрезентации был и остается лаконичный рассказ о ваших навыках, образовании и конкретных должностных обязанностях. Большинство работодателей тратят на просмотр резюме не более 20 секунд. А значит, чтобы получить приглашение на интервью, нужно делать акцент на главном. Согласитесь, некоторые подробности вашего профессионального развития могут быть интересны только вам. К примеру, тот факт, что пять лет назад вы посетили профессиональную выставку или исполняли обязанности вашего босса, пока тот был в отпуске.
Миф 6. Рассылайте резюме, и вы будете регулярно получать приглашения на интервью.
Возможно, это сработает, если вы редкий специалист в узкоспециализированной области. А всем остальным, для того чтобы получить приглашение, нужно проявить активность. Иногда необходимо самому позвонить потенциальному работодателю. Особенно в том случае, если ваша квалификация недостаточна для вакантной должности или вы начинаете карьеру в новой области. Тем не менее в телефонной беседе вы можете заявить о своей заинтересованности и попросить об интервью. Даже если вы все-таки не подходите для этой позиции, общение с работодателем может открыть новые возможности.
Миф 7. Никогда не будет лишним приукрасить свое резюме.
Даже не надейтесь, вам не удастся пустить пыль в глаза опытному работодателю, если, конечно вы не патологический лгун. Специалист, в чьи обязанности входит изучение резюме соискателей, со временем учится видеть за листком бумаги реального человека. Иногда, читая между строк, можно узнать многое, например, понять, насколько уверен в себе кандидат, как он оценивает себя, чем в своей трудовой биографии гордится, а о чем хочет умолчать. При таком пристальном взгляде несложно заметить фактические неточности и "легкие" преувеличения. А чем больше их будет, тем более каверзные вопросы ожидают вас на собеседовании.
Миф 8. Занижая свои требования к заработной плате, вы становитесь более привлекательным кандидатом.
Соискатель никогда не должен пренебрегать своими ожиданиями относительно зарплаты. Это лишь создаст впечатление, что он отчаянно нуждается в работе, и может быть причиной отказа. Но если вы все же получите работу с заниженной зарплатой, вы никогда не сможете быть по-настоящему довольны ею, поскольку почувствуете себя обманутым: ведь, на ваш взгляд, ваш труд не будет оплачен по достоинству. Пока вы претендуете на деньги, которые укладываются в рамки разумного для вашей должности и отрасли, придерживайтесь этой цифры. И не объявляйте о желаемой зарплате сразу, пусть работодатель сам поднимет эту тему.
Миф 9. Если вы не можете прийти на интервью в рабочее время - с 9.00 до 18.00, вам вообще ничего не светит.
Да, большинство интервью назначаются на традиционные рабочие часы. Но любой работодатель без сомнения найдет время, чтобы встретиться с интересующим его кандидатом. В собеседовании после работы даже есть преимущество - часто оно проходит в менее напряженной обстановке, поскольку уже нет обычной офисной суеты, да и мысль об окончании рабочего дня расслабляет собеседников.
Миф 10. Наиболее квалифицированные специалисты получают лучшую работу.
Пожалуй, это самое сильное заблуждение - лучшего кандидата ожидает лучшая должность. Работодатель, как правило, выбирает того, в ком видит соединение профессиональных качеств, навыков презентации и умения найти контакт с интервьюером. Так что не слишком зазнавайтесь, если считаете свою квалификацию уникальной, но и не теряйте мужества, если не слишком подходите формальным требованиям. Если вы получили приглашение на интервью, значит работодатель считает, что ваших умений, знаний и опыта достаточно для этой позиции. При личной встрече нужно лишь подтвердить, что вы достойны этой работы.
Миф 11. Хед-хантеры и рекрутинговые агентства защищают ваши интересы.
Кто оплачивает услуги рекрутеров? Правильно, те компании, которые их наняли. Именно им и преданы специалисты по поиску кадров. Поэтому не стоит пребывать в иллюзиях - рекрутеры вовсе не стремятся найти лично для вас работу, которой вы достойны и о которой всегда мечтали. Для них более выгодно подогнать вас под требования компании. Иногда это может ограничить ваши возможности или даже подтолкнуть к неправильному выбору, но иногда может и сыграть вам на руку.
Миф 12. Начать карьеру в новой области практически невозможно.
Тенденция такова, что в динамичном мире бизнеса все больше людей будут кардинально менять свою карьеру, причем не один раз в жизни. Это вполне реально, однако сегодня в мире профессионалов для этого уже недостаточно простого желания. Нужно составить план действий и следовать ему. Прежде всего, подумайте о том, как в новой карьере можно применить ваши нынешние знания и навыки. Следующий шаг нужно сделать в сторону получения дополнительного образования.
Миф 13. Соискатель не должен продавать себя работодателю.
Если вам не нравится мысль о том, что вы продаете себя, думайте, что продаете свои профессиональные качества. Часто это означает применение некоторых методов продаж при поиске работы. Вы именно тот продукт, который нужен компании, и теперь должны это доказать. В наше время преуспевают соискатели, которые используют те же методы, что и компании для продвижения своей продукции.
Миф 14. Если вам за 50 и вы хотите найти работу, для вас наступили трудные времена.
Это утверждение неверно в том случае, если вы обладаете современными навыками и знаниями. Кроме того, вы должны быть командным игроком, а не упрямым профессионалом, который знает ответы на все вопросы и не хочет меняться.
Миф 15. В трудные времена соглашайтесь на первую предложенную работу.
Поиск работы - непредсказуемый процесс. Вы можете в течение месяца проходить многочисленные интервью в одной и той же компании и находиться в полной уверенности, что получите работу, но этого так и не произойдет. А через неделю вы посещаете несколько компаний и получаете сразу несколько предложений. Нужно ли в таком случае соглашаться на первое же предложение? Только если это то, что вы искали, и ваша карьера будет развиваться в правильном направлении. В ином случае, лучше ждать, пока не появится возможность выбирать.
Заключение
О правилах успешного прохождения собеседования при трудоустройстве, а также адаптации на новом месте работы написаны сотни статей, изданы учебные пособия. И тем не менее эти темы остаются актуальными. С необходимостью поиска новой работы, прохождения профессионального отбора и вхождения в новый коллектив рано или поздно сталкиваются почти все. Единого секрета успеха нет, но есть немало тонких нюансов, которые необходимо учитывать при знакомстве с потенциальным работодателем и в первые дни работы на новом месте.
В заключении всего вышесказанного хотелось бы добавить определение некоторых терминов, которые мы часто произносим и сталкиваемся при поиске работы, но иногда не совсем правильно их понимаем.
Амбиция - обостренное самолюбие, самомнение.
Анкета, для приема на работу - опросный лист для получения сведений о человеке, желающем поступить на работу в организацию.
Банк вакансий - информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
Безработица (незанятость) - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих квалификации претендентов на эти места.
Безработный - трудоспособный гражданин, ищущий работу, зарегистрированный на бирже труда и не имеющий реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием и трудовыми навыками.
Вакансия - свободное место, незанятая должность.
Волевые качества - качества, проявляющиеся в волевых действиях человека и характеризующиеся как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т.д.
Воля - способность человека, проявляющаяся в регулировании им своей деятельности и различных психических процессов.
Гибкие формы занятости - формы использования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников (например, занятость, связанная с гибким режимом рабочего времени; надомный труд, работа по вызову, временная или сезонная работа).
Государственная служба занятости - система государственных учреждений и организаций, созданная для оказания содействия гражданам в трудоустройстве и контроля за соблюдением прав граждан на труд и занятость.
Диалог - попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей.
Диплом - свидетельство об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; о присвоение ученой степени.
Должность - функциональные обязанности работника на рабочем месте.
Заработная плата - величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, призванная одновременно отражать стоимость его рабочей силы и результаты его труда.
Имидж - эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности человека, ее неповторимость.
Инициатива - побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.
Интеллект - способность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта.
Интервью - целенаправленная беседа для получения ответов на вопросы, предусмотренные заранее составленной программой, первоначальным замыслом.
Интерес - индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности; проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Интерес может переходить в склонность - стремление заниматься определенной деятельностью.
Кадровое агентство (рекрутинговое агентство; фирма по найму работников) - фирма, специализирующаяся на подборе квалифицированных кадров для предприятий и организаций. Подбор кадров может осуществляться на конкурсной основе. Виды рекрутинговых агентств - "охотники за головами", подбирающие по заказам организации исключительно руководителей и экспертов; универсальные рекрутинговые агентства, которые подбирают для организации нужных сотрудников разных уровней подготовки; биржи труда, их цель - предложение как можно большего числа рабочих мест кандидату
Карьера - субъективно осознанный путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; изменение навыков, способностей, возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
Квалификация - степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности.
Классификация профессий - выделение характеристик профессий по признакам предмета труда (Человек - Природа, Человек - Техника, Человек - Знаковая система, Человек - Человек, Человек - Художественный образ), а также целей труда, средств деятельности и условий ее протекания. Помимо данного способа классификации профессий, разработанной отечественным психологом Е.А. Климовым, интерес представляет и широко используемая за рубежом классификация Дж. Холланда, предполагающая шесть видов профессионального и внепрофессиоиального окружения (профессиональной и непрофессиональной среды). Типы личности и профессиональной среды, согласно данной классификации, подразделяются следующим образом: конвенциональный (четко структурированная деятельность), предпринимательский (руководящие роли), социальный (активный контакт с социальной средой), исследовательский (умственный труд), реалистический (ориентация на настоящее), артистический (ориентация на самобытное творчество).
Клиент - тот, кого обслуживают: посетитель, покупатель, заказчик, консультируемый.
Коммуникабельность - способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей; коммуникабельный человек - легко устанавливающий контакты, приятный в общении.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней.
Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; совокупность взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности в какой-либо области; готовность человека сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компромисс - соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.
Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов.
Конкуренция - противоборство с добивающимися этих же целей и интересов другими людьми или группами людей.
Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа независимых покупателей и продавцов рабочей силы и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его.
Кризис - переломный период в жизни человека, рубеж между старым и новым.
Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.
Личность - человек как участник социальных отношений и собственной сознательной деятельности, значимой для других людей.
Льготы - отступления от общих правил, от существующих законов в пользу тех или иных участников общественных отношений.
Мастерство - высокий уровень развития человека как субъекта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, знаний, но и определенный склад личности.
Менталитет - характерные для личности или общественной группы способ мышления, склад ума, восприятие мира.
Мотивы выбора профессии и направления продолжения образования - основания для выбора той или иной профессии или учебного заведения, программы обучения. В качестве мотивов могут выступать интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности.
Мотивы профессиональной деятельности - побуждения, определяющие направленность активности человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.).
Набор персонала - действия организации для привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям.
Наемный работник - человек, работающий на государственного или частного работодателя и получающий вознаграждение за труд.
Ноу-хау (дословно "знаю как") - научные, технические, коммерческие, организационные знания и умения, владение которыми обеспечивает определенные преимущества предприятию или отдельному человеку.
Образовательные уровни (в Российской Федерации):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Оплата труда - материальное, преимущественно денежное вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда, трудовым вкладом и конечными результатами.
Организация - объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил.
Отбор кадров - выделение одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей посредством оценки деловых качеств кандидатов.
Повышение квалификации - рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.
Подбор персонала - изучение психологических и профессиональных качеств работника с целью установления пригодности работников для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности.
Профессиональная адаптация - процесс приобщения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу; достижение им в оптимально короткое время необходимых результатов труда.
Работодатель - человек, который управляет предприятием (собственным или вверенным ему государственным, совместным, акционерным) или же занят самостоятельной профессиональной деятельностью и имеет одного или более наемных работников.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Рынок труда - система общественных механизмов, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников.
Стресс - состояние нервно-психического, эмоционального напряжения в какой-либо сложной ситуации.
Стрессоустойчивостъ - совокупность качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для самой деятельности, для окружающих и для своего здоровья.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в этом процессе; результат этой деятельности.
Трудовая мобильность - готовность человека к изменению места работы, профессии, должности, места жительства, образа жизни в целом.
Харизма - наделение в общественном сознании какого-либо человека свойствами, вызывающими преклонение перед ним и веру в его возможности.
Центр занятости - государственное агентство по трудоустройству, которое подыскивает работу тем, кто ее не имеет, помогает нанимателям найти подходящих работников, предоставляет возможности для профессиональной подготовки, оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.
Этика - представление о приемлемом или правильном поведении при достижении конкретной личной или профессиональной цели.
Ярмарка вакансий - периодические мероприятия, организуемые местной службой занятости, целью которых является содействие населению в трудоустройстве через непосредственный контакт с работодателем.
Список литературы
Карташова Л.В. "Организационное поведение", учебник - М., 2006г.
Литвин А.Н. "Деловой этикет", самоучитель - Р-н-Д., 2002г.
Периодика "Элитный персонал", 25,10, 2005г.
Словарь основных понятий по выбору профессий - М.
Смирнов Г.Н. "Этика деловых отношений", учебник - М., 2006г.
Советы по собеседованию Гандапас Р., основатель "Академии ораторского мастерства"
Шейнов В. "Скрытое управление человеком".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |