Введение
Актуальностьисследования состоит в том, что приоритетнойотраслью экономики становится транспорт, а транспортный ресурс — один изведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современнойэкономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи спереориентацией экономики развитых стран, — с производственного спроса напотребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Какпоказывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагаетсяв такой последовательности: продовольственные товары — жилье — транспорт.
Всеболее возрастают международные транспортные связи. Международные грузовыеперевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран. Транспортявляется необходимым условием производства материальных благ. Он играет важнуюроль в развитии экономики в целом и каждого предприятия в отдельности. Какотрасль народного хозяйства транспорт тесно взаимодействует со всеми другимиего звеньями.
Цельисследования – исследовать рынок транспортных услуг г.Есик и выявить перспективыего развития.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся ирешаются следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты исследования рынкатранспортных услуг;
-проанализировать современное состояние рынкатранспортных г. Есик;
-провести маркетинговое исследование рынкатранспортных услуг г. Есик и изложить его результаты;
-выявить тенденции развития рынка транспортныхуслуг г. Есик;
-разработать предложении по усовершенствованию рынкатранспортных услуг г. Есик и выявить перспективы развития транспортного рынка вКазахстане.
Объектом исследования в данной работе являетсярынок транспортных услуг г. Есик.
Предметом исследования выступает степеньудовлетворенности потребителей транспортными перевозками компании «Беркут».
Научная новизна курсовой работы заключается вследующем:
-выявлены особенности проведения маркетинговыхисследований на рынке транспортных услуг;
-разработана методика проведения исследования — степени удовлетворенности потребителей транспортных услуг;
-разработаны рекомендаций по улучшению качестватранспортных услуг компаний «Беркут»;
Методы исследования — анализ вторичнойинформаций, сравнение, обобщение, анкетный опрос, наблюдение и эксперимент.
Практическая значимость – результаты исследованиямогут быть использованы компанией «Беркут», что позволит повыситьэффективность её маркетинговой деятельности.
1. Теоретическиеаспекты исследования рынка транспортных услуг
1.1 Сущность и структура рынка транспортных услуг
Рыноктранспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. По качествуинфраструктуры и набору предлагаемых услуг Казахстан отстает от уровня развитияведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамичноразвивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах.
Ктоварам транспортных организаций относят перевозки и транспортные услуги, в томчисле услуги, связанные с транспортным перевозочным процессом, то естьлогистические. Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферойэкономики. Транспортная система Казахстана включает в себя следующие видытранспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный,трубопроводный, воздушный. Каждый из нихимеет с точки зрения различных участников рынка свой достоинства и недостатки,которые играют существенную роль в межвидовой конкурентной борьбе. Видтранспорта выбирают исходя из потребностей клиентов и конкурентных условийперевозок. В качестве сравнения разных видов транспорта показательны результатыоценки, согласно опросу крупных отправителей, проведенному Ф. Котлером по шестикритериям. Высший бал-1, низший-5. Наилучшие результаты получены дляавтомобильного транспорта.
Таблица1- Оценка видов транспорта по Ф.Котлеру, баллыВид транспорта Продолжительность выполнения услуги Частота отправок надежность Перевозочная способность доступность Стоимость тарифа за 1т/км Сумма баллов железнодорожный 3 4 3 2 2 3 17 Водный 4 5 4 1 4 1 19 Авто 2 2 2 3 1 4 14 Трубопровод 5 1 1 5 5 2 19 Воздушный 1 3 5 4 3 5 21 Примечание- составлена на основе источника [1.с123]
Транспорткак отрасль промышленности имеет исключительное значение для использования,разработки и перевозки материальных ресурсов, имеющихся в любой стране, и вРеспублике Казахстан, в особенности. Народнохозяйственное значение транспортадля Казахстана велико и в силу следующих особенностей:
- огромная территория республики, которая простирается сзапада на восток на 3000 км, а с севера на юг — почти на 1700 км.
- большая дальность перевозок грузов
- характер производимой продукции, которая требуетперемещения на большие расстояния — это уголь, железная руда, нефтепродукты,продукция металлургической промышленности и сельского хозяйства.
Транспортобеспечивает связь между остальными отраслями народного хозяйства, междупотребителем и производителем. Степень развития транспортной сетисвидетельствует о развитии экономики в целом, так как быстрая доставка способствуетритмичному функционированию производства. Транспорт также опосредует развитиемеждународной торговли.
Каждыйвид транспорта имеет свои сферы наиболее выгодного применения в зависимости отхарактера перевозимых грузов и дальности перевозки. Так, воздушный ижелезнодорожный транспорт выгодно использовать при дальних перевозках. Нанебольших расстояниях автомобильный транспорт обеспечивает меньшие сроки иболее низкие затраты на перевозки по сравнению с железнодорожным и воднымтранспортом. Особенно выгоден автотранспорт при перевозке скоропортящихсяпродуктов на короткие расстояния.
Транспортныйкомплекс Республики Казахстан включает в себя железнодорожный, автомобильный,воздушный, водный транспорт. Доля его в ВВП страны в последние годы сохранилисьна уровне 9%. Важнейшей предпосылкой развития секторов транспортного комплексаявляется благоприятное географическое положение республики. При этом такиегеографические особенности республики, как относительно низкая плотностьнаселения (6 человек на 1 кв. км.), разбросанность месторождений природныхресурсов и центров экономической активности, а также отдаленность отиностранных рынков, выступает определяющими факторами экономического роста ее транспортнойинфраструктуры. Это говорит о том, что экономика Казахстана находится в большойзависимости от работы транспортного сектора, чем экономика других стран.
Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорогобщего пользования составляет 95%. Плотность автомобильных дорог общегопользования с твердым покрытием составляет в Казахстане 29,7 километров на 1000кв.км территории (в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украинегустота автомобильных дорог составляет 248-296 км на 1000 кв.км территории; востальных странах Содружества — 25-100 километров). По Казахстану наибольшаяплотность автодорог в Северо-Казахстанской области (74,2 км), наименьшая — вКызылординской области (11,6 км).
В республике действует более 2000 автобусных маршрутов, из них 468 — всельской местности. За последние пять лет маршрутная сеть по количеству линий иих протяженности в сельской местности сократилась в 4 раза, в то время как вцелом по республике (без сельской местности) — на 4%. До настоящего времени еще37% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием ссетью сообщения общего пользования.
Отличительнойчертой транспортного комплекса республики от других секторов экономики вусловиях перехода к рыночным отношениям является относительная безубыточность идоходность. К тому же в республике уже существует развитая сеть основныхтранспортных маршрутов и наличие высококвалифицированных специалистов. Вотраслях транспортного комплекса ведется целенаправленная и последовательнаяполитика создания реального конкурентоспособного рынка различных транспортныхуслуг.
Основнойобъем международных автомобильных транспортных перевозок выполняется подвижнымсоставом, отвечающим международным стандартам, транспортными итранспортно-экспедиторскими компаниями. На автомобильном транспорте практическизавершена приватизация и структурная перестройка, идет развитие рынкаавтотранспортных услуг большим количеством частных независимыхавтоперевозчиков, конкурирующих между собой. Наибольший удельный весприватизационных предприятий приходится именно на этот сектор. Былиразукрупнены существующие крупные компании грузового транспорта.
Продолжается процесссоздания большого количества частных фирм различного профиля – это частныеперевозчики, сервисные системы (сети СТО и ремонта автомобилей, сетизаправочных станций), организация экспедиционного обслуживания[2.c.73].
Так как Республика Казахстан находится на стыкеЕвропы и Азии и является транзитным государством, связывающей две части света,автомобильный транспорт играет важную роль в развитии производительных сил иустановлении торговых связей с другими государствами мира.
Сеть автомобильныхдорог в Казахстане во времена СССР была хорошо развита, особенно в последниегоды. Геометрические дорожные стандарты соответствовали мировым, а порой дажепревосходили их. Техническое обслуживание стратегических автомагистралей былоудовлетворительным, если принимать во внимание то, что большинствоавтомагистралей были рассчитаны на такие транспортные средства, как грузовики.Состояние дорог Казахстана превосходило средний союзный показатель благодарясухому климату и равнинной местности.
Насегодняшний день в Республике Казахстан заложены стандарты по общему весутранспортного средства и особым погрузкам, только 10 % автомагистралейдопускает движение автомобилей с погрузкой на ось до 10 тонн.
Такихдорог высших категорий, отвечающих международным стандартам составляет всего 8тыс. км, менее 10 % от общей протяженности автомобильных дорог с твердымпокрытием из-за низкого уровня обслуживания трасс и недостаточности мощностидорожного покрытия.
Запоследние годы автомобильные дороги не финансировались должным образом ипоэтому не поддерживалось их состояние на должном уровне, поэтомуПравительством Республики Казахстан была разработана программа «ДорогиКазахстана на период 1996 — 2000 г. г. и до 2010г.», основное внимание, вкоторой, уделено международным маршрутам. Эти маршруты были одобрены ЭСКАТО ООНи ОЭС стран Центральной Азии[3.c.121].
1.2Особенности организации рынка транспортных услуг
Основнойособенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышениепредложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условияхсвободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренцияавтотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов(доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги.К транспортному рынку конкуренцию можноопределить как состязательность автотранспортных предприятий,транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций,осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективноограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условияпредоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг,которые требуются потребителю.
Длямалых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортногобизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем.Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортныекомпании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большуючасть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущихклиентов.
Большинствомалых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они былибы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должныпредоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны иотличались от услуг конкурентов.
Оцениваясвою конкурентоспособность, предприятие прежде всего определяет своих главныхконкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю нарынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуруоказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовуюполитику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы ихувеличения и т.д. Сбор информации о конкурентах — достаточно сложная задача.Определенную роль здесь играет изучение коммерческих и рекламных материалов,финансового состояния (при наличии возможности), но часто необходимые сведенияможно получить от своих клиентов, которые поддерживают отношения сконкурентами. Транспортным предприятиям целесообразно проанализировать в какойстепени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают предъявляемымпотребителями требованиям по гарантированности, срочности, применяемойтехнологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов привыборе альтернативных услуг и т.п. На междугородных перевозках автомобильныйтранспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, сжелезнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей исезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара,грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременностьи сохранность его перевозки. Более высокая стоимость автомобильных перевозок вомногих случаях компенсируется соблюдением графиков и сокращением временидоставки «от двери до двери», доступностью обслуживания иобеспечением требуемой частоты отправок. Кроме того, важным фактором,побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желаниеизбежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожноготранспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки,обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителейсмешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны безвзаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта.Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие вразличных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и неценовый способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующиеуслуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), товозможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечьдополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортногорынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижениетарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемостипредприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков исезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцентделается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполненияи доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано сдополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумноеприменение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличитьколичество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или,наоборот, его снизить. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показываетцелесообразность ограничения доступа предпринимателей в отдельные сегментырынка с высоким уровнем конкуренции. С этой целью может ограничиваться какобщее число соответствующих лицензий, так и устанавливаться их повышеннаястоимость или дополнительные лицензионные требования (к качеству предоставляемыхуслуг, профессиональной пригодности перевозчика и др.). В соответствии сантимонопольным законодательством и Законом Республики Казахстан «О защитеправ потребителей» не допускается недобросовестная конкуренцияперевозчиков, в том числе:
— введение клиентуры в заблуждениеотносительно характера услуг перевозчика и цен на эти услуги;
— предоставление услуг, не предусмотренныхимеющейся у перевозчика лицензией;
— использование доминирующего положенияперевозчика в определенном виде деятельности для оказания давления на клиентурупри реализации других услуг;
— использование средств государственнойподдержки в целях развития деятельности, не являющейся объектом этой поддержки;
— заключение между отдельными перевозчикамисоглашений, имеющих целью установление фактического монопольного контроля надопределенным сегментом рынка[4].
Такимобразом, в процессе государственного регулирования идет постоянный поискрешений, которые с одной стороны не приведут к оттоку предпринимателей инедовольству действующих на рынке предприятий, а с другой — исключат появлениена рынке недобросовестных предприятий, неквалифицированного транспортногообслуживания, неоправданно высокой конкуренции.
2.Исследование рынка транспортных услуг г. Есик
2.1Современное состояние рынка транспортных услуг г. Есик
Наданный момент рынок транспортных услуг находится в стабильном состояний, таккак люди всегда пользовались, и будут пользоваться услугами общественноготранспорта. Рынок данных услуг можно назвать насыщенным и с каждым днем спросна транспортные услуги увеличивается, соответственно транспортных компанийстановится больше. Сейчас на рынке представлены разнообразные компании: поуровню обслуживания, расценкам, количеству предоставляемых услуг. Естьтранспортные компании для состоятельных клиентов, есть для людей со среднимдостатком, есть частные грузоперевозчики, готовые осуществить перевозку грузапо минимальным ценам с минимальными гарантиями. На сегодняшний день в г.Есикнасчитывается около 8 компаний, такие как: ТОО «Ажар», ТОО «Иссык-Авто», ТОО«Отан», ТОО «Диана», ТОО «Еркен», ТОО «Трансфур», ТОО«Жолдары», ТОО «Беркут» [5].
Представленныекомпаний оказывают разного рода услуги – это перевозка пассажиров (как в чертегорода, так и междугородние перевозки), перевозка грузов (по Казахстану и заего пределами), заказ такси, школы обучения водительскому делу и т.д.Большинство компаний предлагают своим клиентам довольно-таки разнообразный паркгрузовых автомобилей, предлагают услуги опытных грузчиков, выполняя свою работуответственно и аккуратно.
Длятого, чтобы увеличить количество клиентов, доходы и так сказать укрепиться нарынке транспортных услуг, компании используют несколько путей:
1.увеличиваютрекламный бюджет, то есть всеми силами и различными рекламными компаниямиспособствуют продвижению своих услуг. В данном случае показательно выражение«реклама — двигатель торговли».
2.транспортныекомпании стремятся повысить уровень обслуживания, и снизить тарифы, завоевываятем самым новых клиентов. Постоянно разрабатываются системы скидок и льгот напредоставление тех или иных услуг.
3.ещеодин путь закрепиться на рынке транспортных услуг — это расширение спискапредоставляемых дополнительных услуг. Многие компании в последнее время кромегрузовых перевозок, переездов и погрузо-разгрузочных работ предлагают различныедополнительные, сопутствующие услуги, такие как:
-логистика;
-экспедирование;
-разборкаи сборка мебели;
-упаковкаи маркировка имущества:
-профессиональная(«экспортная») упаковка для дальних грузоперевозок;
-складскиеуслуги — ответственное хранение грузов;
-уничтожениедокументации;
-продажаи аренда упаковочного материала;
-грузоперевозкинестандартных грузов.
Списокдополнительных услуг постоянно обновляется, так же изобретаются все новыеспособы рекламы и продвижения[6.c.208]. Таким образом, можно сказать, что рыноктранспортных услуг в г.Есик насыщен, на данный момент конкуренция повышается,а, следовательно, развитие рынка будет продолжаться, тем более что спрос наданные виды услуг постоянно растет.
Подробноостановимся на компании ТОО «Беркут».
Есикскийавтобусный парк неразрывно связан с историей города Есик. Основан автобусныйпарк в 1969 году как один из районных автобусных парков Алматинского областногопассажирского автоуправления. Необходимостью его создания являлось — обеспечение населенияЕнбекшиказахского района в пассажирских перевозках, т.е., открытие маршрутовсвязывающих областной центр г. Алматa с населенными пунктами Енбекшиказахскогор-на, а также районный центр г. Есик с населенными пунктами р-на и обеспечениепотребностей в автобусных линиях по г. Есик.
Своеразвитие автобусный парк получил в 70-80ые годы. Нужно заметить, что всепроизводственные здания и сооружения были построены хозяйственным способом безподрядчика, т.е., в штате автобусного парка имелась строительная бригада,которая строила новое и производила ремонт уже имеющегося. За данный периодбыло построено: главный производственный корпус почти на тридцать автобусоместсо всеми необходимыми для ремонта узлов и агрегатов цехами, оборотным складом,куда сдавались неисправные и выдавались отремонтированные узлы и агрегаты. Дляработников автобусного парка в главном корпусе имеются раздевалка, душевые,туалеты и комната отдыха, а также лечебное отделение с необходимымоборудованием для профилактики заболеваний, с сауной и небольшим бассейном истоматологический кабинет. Далее были введены в действие кузовной цех спокрасочной камерой и шиномонтажный пост. В начале восьмидесятых годовстроители автобусного парка реконструировали автоматическую мойку и линию ТО-1(технического обслуживания номер 1), и построили пост диагностики автобусов.Параллельно начали претворять в жизнь социальную программу по строительствуквартир для работников автобусного парка.
Впоследующие годы восьмидесятых были построены контрольно-технический пункт (КТП ), автозаправочная станция ( АЗС ), реконструирована котельная, зданиедиспетчерской, административное здание. Затем в середине восьмидесятыхпостроено двухэтажное здание — 1-ый этаж — столовая, 2-ой этаж — клуб автобусногопарка, что тоже предусматривалось социальным развитием парка по улучшению бытаработников автобусного парка. Хочу обратить внимание, что при проектировании истроительстве как производственных, так и культурно-бытовых объектов принималиактивное участие работники автобусного парка в частности начальник автопаркаНаточий Иван Константинович, руководители производственных отделов автобусногопарка, а также рядовые работники.
Несправедливо было бы умолчать, что во второй половине восьмидесятых были построенынеобходимые объекты, а уже имеющиеся реконструированы в филиале автобусногопарка, который находился в с. Новоалексеевка в котором находилось более 25-типроцентов подвижного состава автопарка.
Ксожалению, начатое строительство производственного корпуса для автобусов марки«Икарус» в конце восьмидесятых годов в головном предприятииавтобусного парка не было завершено по причине смены руководства и отсутствиясредств.
Пикв развитии автопарка пришелся на 80-ые годы: коллектив в 500-600 человек, начинаяс главных специалистов и кончая вспомогательными рабочими, мог решать любыезадачи связанные с пассажирскими перевозками, количество автобусов достигло204-х единиц, в районе все населенные пункты были охвачены автобуснымсообщением и качество обслуживания пассажиров заметно улучшилось
Историческисложилось, что г. Есик строился и разрастался на площади напоминающую формуклина длина которого около десяти километров, поэтому без городскогопассажирского транспорта, являющегося составной частью социальной ипроизводственной инфраструктуры города, жизнь его была немыслимой.
Вовторой половине восьмидесятых годов на городские маршруты г. Иссык ежедневновыходило порядка 20-ти автобусов с интервалом движения от 5-ти, в пиковоевремя, до 30-ти минут в зависимости от времени суток и маршрута.
Вначале 90-х годов чтобы как-то покрывать постоянно возрастающие убытки отгородских и других внутрирайонных не рентабельных маршрутов связанные сповышением цен на топливо, запасные части и другие эксплуатационные материалы,а также с сокращением дотаций из бюджета автобусный парк приобретает для работына междугородних маршрутах два б/у автобуса, из Германии, марки Мерседес-Бенц иНеоплан, чуть позже были куплены еще два новых автобуса«Турист». Этикомфортабельные автобусы в первой половине 90-ых годов совершали рейсы Алмата — Талдыкурган и Алмата — Панфилов, в летний период обслуживали отдыхающихкурортной зоны побережья озера Иссык-Куль в частности на маршруте.
Послеразвала Советского союза автобусный парк пришел в упадок. Многие маршруты вчерте района и города были отменены, многие автобусы распроданы, было уволенобольшинство работников парка. После смены руководства автобусный парк был приватизирован,было организованно товарищество с ограниченной ответственностью «Беркут».
Насегодняшний день, в наличий компании имеется 30 автобусов немецкогопроизводства (вместимостью в 60 человек) и 10 автобусов китайскогопроизводства, 20 маршрутных такси (микроавтобусы), и спец техника.
Совершаютсяперевозки пассажиров по маршруту Есик-Алмата-Есик как автобусами, так имаршрутными такси. Так же обслуживаются маршруты в черте города и района, такиекак: г.Есик-п.Коктобе-п.Алмалы, г.Есик-п.Саймасай-п.Космос,г.Есик-п.Маловодное-г.Чилик, г.Есик-г.Талгар-г.Алмата. В период летнего отдыхаоткрываются маршруты по направлениям г.Есик-г.Капчагай и г.Есик- зона отдыхаИссык-Куль.[7]
Движениепо маршрутам начинается с 5ч-35мин. с интервалом 15 минут.
Подробноостановимся на маршруте Есик-Алматы-Есик.
Графикизменения цен за последние 3 года на маршруте Есик-Алмматы-Есик.
/>
Рисунок 1 – Динамикацен на проезд автобусом по маршруту Есик-Алматы
Как видно на графикецены на услуги за 3 года колебались в диапазоне 100-150 тенге.
Далее рассмотримзависимость объемов перевозок от цены.
Таблица2 – Объём транспортных перевозок компанией «Беркут» в 2007-2009гг.Цена, тг. Объём перевозок Чел. % 100 945 52 120 900 32 150 752 16
На диаграмме показаназависимость объёмов перевозок транспортной компанией " Беркут" отцены, перевозка людей в направлений Есик-Алмата-Есик. Как видно из диаграммынаибольший объем перевозок составляет при цене 100тг., наименьший при цене 150тг. за билет.
ТОО«Беркут» существует уже 17 лет, после распада Советского союзаавтобусный парк восстановился и стабильно работает на рынке транспортных услуг.
Вкомпаний работают высококвалифицированные водители, вежливые кондукторы идиспетчеры.
2.2Маркетинговые исследования потребителей и его результаты
Маркетинговыеисследования проводились при помощи анкетирования среди потребителейтранспортных услуг ТОО «Беркут». Целью исследования явилось выявлениеотношения потребителей к предоставляемым услугам. В анкете использовалисьоткрытые и закрытые вопросы. По ключевым вопросам, была рассчитана выборка. Порезультатам опроса были получены ответы на поставленные вопросы.
Таблица3 – Расчет дисперсий по первому ключевому вопросу анкеты «Довольны ли выуслугами ТОО „Беркут“ в целом?»Вопрос: довольны ли Вы услугами ТОО «Беркут» в целом? Количество ответов Варианты ответов Количество ответов по результатам пилотного опроса среди 20 респондентов m=5
Очень доволен
Доволен
Нейтрально
Недоволен
Очень недоволен
Х1=2
Х2=10
Х3=3
Х4=5
Х5=0
Порезультатам ответов на вопрос необходимо произвести расчет выборкистатистическим методом по формуле (1):
/>
где: t-коэффициентдоверия, зависящий от вероятности (р), с которой можно гарантировать, чтопредельная ошибка не превысит t-кратнуюсреднюю ошибку при t=2. Вмаркетинговых исследованиях обычно используют коэффициент доверия равный двум.
σ² –дисперсия изучаемого признака;
∆ – предельная(заданная) ошибка выборки, которая обычно задаётся не более 30% (или0.3);
N –число единиц визучаемой (генеральной) совокупности (31314человек)
Для расчета по формуле(1) нужно рассчитать её компоненты по следующим формулам:
В начале, нужнорассчитать среднюю бальную оценку, данную отдельным респондентом по формуле:
/> (2)
Где: Х- средняя бальнаяоценка, данная всеми респондентами
m-количество вариантов ответов на вопрос
Х= />
Затем нужно вычислитьдисперсию изучаемого признака:
/> (3)
где: х- бальная оценка,данная отдельным респондентом;
Х- средняя бальнаяоценка, данная всеми респондентами;
m-количество вариантов ответов на вопрос.
/>
Таблица 4 — Расчет дисперсий по второму ключевому вопросу анкеты «Будетели Вы и дальше пользоваться услугами компаний „Беркут“?»Вопрос: будете ли Вы и дальше пользоваться услугами компании «Беркут»? Количество ответов Варианты ответов Количество ответов по результатам пилотного опроса среди 20 респондентов m=3
Да
Возможно
Нет
Х1=14
Х2=4
Х3=2
Как и в предыдущемвопросе находим среднюю бальную оценку по формуле (2) :
/>= />
Затем находим дисперсиюизучаемого признака:
/>
Теперь по расчетамдисперсии двух вопросов находим среднюю дисперсию изучаемого признака поформуле :
/> (4)
/>
Затем производим расчетвыборки по формуле (1):
/>
Округлённая численностьвыборки составила 1205 человек, т.е. установлена 4%-ная выборка[8.c.320].
Таблица 5 — Результатыисследования, степени удовлетворенности потребителей транспортных услугкомпаний «Беркут»Наименование вопроса Варианты ответов Ответы респондентов человек % Как часто Вы пользуетесь нашими услугами Ежедневно 9 45 Около раза в неделю 3 15 Около раза в месяц 1 5 Несколько раз в год Свой вариант ответа 7 35 Устраивает ли Вас цена на предоставляемые услуги Да 15 75 Нет 5 25 Как бы Вы услуги компаний«Беркут» Гораздо лучше 5 25 в сравнений с аналогичными предложениями на рынке В чем-то лучше 12 60 То же самое 2 10 Хуже 1 5 Довольны ли Вы услугами компании «Беркут» в целом Очень доволен 4 20 Доволен 13 65 Нейтрально 2 10 Недоволен 1 5 Очень недоволен Будете ли Вы и дальше пользоваться услугами компании «Беркут» Да 14 70 Возможно 4 20 Нет 2 10
Проанализировав таблицу5 видно, что большинство респондентов пользуются транспортными услугами ТОО «Беркут»ежедневно — это 45% респондентов. 35% дали свой вариант ответа, остальные жепользуются услугами редко.
75 %респондентов устраивает цена на предоставляемые транспортные услуги, и 25%оказались не удовлетворены ценой.
Потребителиоценили услуги компании «Беркут» в сравнений с аналогичными предложениямина рынке очень высоко. 60% респондентов ответили, что наши услуги в чем-толучше аналогичных, 25% оценили очень высоко ответив гораздо лучше, 10%отметили, что все предложения на рынке одинаковы и 5% ответили что наши услугихуже.
Изтаблицы мы видим, что 65% довольны нашими услугами, 20% остались оченьдовольны, 10% отнеслись нейтрально и 5% были недовольны.
70% респондентови в дальнейшем будут пользоваться транспортными услугами компании «Беркут»не смотря ни на что, 20% колеблются в ответе, и 10% категорически отказалисьпользоваться услугами компаний «Беркут».
Изрезультатов исследования видно, что компания не смотря на финансовый кризис непотеряла своих позиций, а да же напротив сумели понизить тарифы на перевозкулюдей и приобрести несколько новых комфортабельных автобусов, тем самымувеличили количество своих клиентов.
Также по результатам опроса было выявлено, что большинство клиентов ТОО «Беркут»удовлетворенны качеством предоставляемых услуг и соотношением качество-цена. Атак же наши клиенты пользуются и будут пользоваться услугами нашей компаний,так как оценивают наши услуги по сравнению с аналогичными очень высоко.
Однаконекоторый процент респондентов всё- таки не доволен качеством наших услуг, изэтого следует вывод, что маркетологам ещё есть над чем работать.
3. Перспективыразвития рынка транспортных услуг
3.1 Рекомендациипо совершенствованию рынка транспортных услуг
Наавтомобильном транспорте Особенности реализации государственной транспортнойполитики, характеризующие роль автомобильного транспорта в обеспечении развитияединой транспортной системы, заключаются в необходимости решения рядапервоочередных задач по следующим направлениям./>/>Формирование и развитие транспортной инфраструктуры.
Обширная территорияреспублики и относительно низкая плотность сети автомобильных дорог придаютособое значение их техническому состоянию, поскольку разрушение или отсутствиепокрытия в совокупности с большими расстояниями приводит к возрастаниютранспортных расходов и повышению себестоимости производимой продукции.
Восстановление иразвитие сети международных транспортных коридоров, дорог республиканского,областного и районного значения необходимо осуществлять в приоритетном порядкена направлениях, определенных программами территориального развитиягосударства, обеспечивающих целостность его экономического пространства,служащих для связи между регионами и административно-территориальнымиединицами.
Автомобильные дороги,соединяющие областные центры с районными, должны быть переданы нареспубликанский уровень и содержаться за счет республиканского бюджета.[9]
Основными задачамиразвития дорожной инфраструктуры являются:
-завершение реконструкциишести основных международных транзитных коридоров:
1) Ташкент- Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос;
2) Шымкент- Кызылорда — Актобе — Уральск — Самара;
3) Алматы- Караганда — Астана — Петропавловск;
4) Астрахань- Атырау — Актау — граница Туркменистана;
5) Омск- Павлодар — Семипалатинск — Майкапчагай;
6) Астана- Костанай — Челябинск — Екатеринбург;
-поэтапное приведениетранспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользованиямеждународного, республиканского, областного и районного значения и их инженерныхсооружений в соответствие с требованиями нормативно-технических документов сучетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок, включая выполнениекапитального и среднего ремонта, перевод отдельных участков на повышенныетехнические категории (реконструкцию), устранение опасных участков и расширениедорог;
-обеспечение содержания(эксплуатации) сети дорог общего пользования международного, республиканского, областногои районного значения на уровне, гарантирующем соответствие их целевомуназначению и безопасный круглогодичный проезд автотранспортных средств,разрешенных к эксплуатации;
-развитие придорожнойинфраструктуры и приведение её в соответствие с международными требованиями;
-строительствоновых участков автомобильных дорог и инженерных сооружений для оптимизации сетидорог общего пользования, решения проблем межрегионального и межобластногоавтомобильного сообщения;
-строительствои реконструкция подъездных и объездных дорог вокруг крупных населенных пунктовв целях снижения негативного воздействия автомобильного транспорта;
-повышениеэффективности дорожно-эксплуатационных служб и системы управления текущимсодержанием дорог, включая переход к выполнению всех видовдорожно-эксплуатационных работ на конкурсной основе;
-создание эффективнойсистемы контроля весовых и габаритных параметров автотранспортных средств,используемых при осуществлении перевозок грузов;
-поэтапное доведениеразмера платежей, взимаемых с пользователей автомобильных дорог, в том числетранзитных, до уровня, обеспечивающего максимальное покрытие расходовгосударства на их ремонт и содержание;
-поэтапнаяреконструкция автомобильных дорог, улично-дорожных сетей и инженерныхсооружений, технико-эксплуатационные характеристики которых не отвечаюттребованиям безопасности дорожного движения;
-отказ отнормированного планирования объемов и стоимости дорожно-эксплуатационных работи обеспечения эксплуатационных служб дорожной техникой;
-ужесточение требованийк экологическому состоянию и охране жизни и здоровья людей при выполнениидорожных работ, включая работы внутри и вблизи городов и иных населенныхпунктов, обеспечение контроля и повышение ответственности за их несоблюдение;
-институциональноеразвитие и техническое перевооружение предприятий дорожной отрасли, внедрениесовременных технологий и систем планирования и управления текущим содержанием,повышение уровня подготовки и квалификации инженерно-технического иуправленческого персонала;
-модернизациятехнологического уровня средств управления движением во всех городах Казахстана,включая внедрение альтернативных средств управления уличным движением в городахАстане и Алматы;
-дальнейшеесовершенствование нормативно-технической базы, переход на техническоерегулирование.
Основными задачамиразвития автодорожной инфраструктуры являются:
-принятиепервоочередных мер по реконструкции основных международных транзитныхкоридоров, а также международных маршрутов и дорог республиканского значения;
-осуществление мер пореконструкции отдельных участков дорог общего пользования, обеспечивающихдоступ к историческим, культурным и природным туристическим объектам РеспубликиКазахстан, в целях развития внутреннего и въездного туризма и кластерныхинициатив:
1)Алматы-Аягуз-Георгиевка;
2) Таскелен-Бахты;
3) Чунджа-Кольжат;
4) Ушарал-Достык(выборочно);
5) Кызылорда-Жезказган-Павлодар-границаРоссийской Федерации (вы-борочно);
6) Жезказган-Петропавловск-границаРоссийской Федерации (выборочно);
7)Бейнеу-Акжигит-граница Узбекистана (второй этап).
В целях снижениянегативного воздействия автомобильного транзитного транспорта на экологическуюобстановку все города республики, расположенные на международныхавтотранспортных коридорах, должны быть обеспечены объездными дорогами.
С целью поискаальтернативных источников финансирования автодорожной отрасли необходимопредусмотреть внедрение механизмов государственно-частного партнерства приреализации проектов строительства и реконструкции отдельных участковавтомобильных дорог. Развитие рынка автотранспортных услуг.
Первоочереднымизадачами развития рынка автотранспортных услуг являются:
-обеспечение сельскихнаселенных пунктов регулярными перевозками общественного пассажирскоготранспорта в соответствии с перспективными схемами пространственного развития ис учетом плотности населения регионов страны;
-повышение качествапредоставляемых транспортных услуг за счет внедрения новых передовых технологийперевозок пассажиров и грузов, увеличения комфортности пассажирских перевозок иужесточения нормативно-технических требований к их осуществлению.
Основными задачами вобласти развития международных перевозок будут:
-заключениедвусторонних международных договоров в области автомобильного транспорта;
-совершенствованиеразрешительной системы международных автомобильных перевозок;
-поэтапное сближение игармонизация национального законодательства об автомобильном транспорте смеждународными нормами;
-создание благоприятныхусловий для развития и укрепления позиций казахстанских транспортных операторовна международном рынке транспортных услуг путем проведения политики разумногосодействия;
-создание условий дляразвития отечественной автомобильной промышленности;
-создание ассоциацииавтовокзалов для развития и повышения качества сопутствующих услуг;
-создание национальнойинформационной системы для пользователей с возможностью дистанционногорезервирования и приобретения билетов на междугородные автобусные рейсы./>Использование транзитного потенциала.
К числу основныхвнешних факторов, определяющих транзитный потенциал автомобильных перевозок потерритории Казахстана, следует отнести состояние и развитиетрансконтинентальных автомобильных дорог, а также совершенствованиемеждународных отношений в области автомобильного сообщения.
Вместе с темвозможность оказывать влияние на изменение внешних факторов в положительную дляКазахстана сторону ограничивается развитием двусторонних и многостороннихотношений с государствами, по территории которых проходят транзитные маршруты.
Внутренними факторамиявляются нормативное правовое обеспечение, эффективность разрешительной системыи систем таможенного и транспортного контроля, а также состояние автомобильныхтранзитных коридоров.
Дополнительные основныезадачи по повышению эффективности использования транзитного потенциала будутзаключаться в:
-дальнейшем развитиидвусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ и дальнего зарубежья;
-гармонизациинационального законодательства об автомобильном сообщении с международныминормами;
-созданииавтоматизированной системы учета всех транзитных пассажиро-и грузопотоков вразрезе направлений и с учетом международных коридоров;
-упрощении процедур исокращении времени проведения таможенного и транспортного контроля.
Необходима модернизацияинфраструктуры пограничных пунктов и доведение ее уровня до современныхтребований с созданием удобств для пользователей и оказанием стандартногонабора услуг, связанных с остановками в пути (банки, гостиницы, магазины,рестораны и так далее).
Перспективным являетсяреализация в рамках кластера «Транспортно-логистические услуги»проекта «NELTI» по перевозке грузов по маршруту Пекин — Урумчи — Бахты — Астана — Москва — Рига — Вильнюс — Варшава — Берлин — Брюссель. Проектнаправлен на увеличение объема транзитного грузопотока по внутренниммеждународным автотранспортным коридорам Казахстана до 5,2 млн. тонн в год./>Инновационное развитие и формирование кадрового потенциала.
Важным направлениеминновационного развития и применения современных технологий в сфереавтомобильного транспорта является информационное обеспечение транспортныхпроцессов, включая:
-стимулированиесоздания и развития ассоциаций экспедиторов и перевозчиков, баз данных пооператорам и оказываемым ими услугам;
-создание единойинформационной базы данных о направлениях и состоянии автодорог, маршрутахпроезда и объезда городов, местоположении объектов придорожной инфраструктуры;
-внедрение системыспутниковой навигации международных автомобильных перевозок грузов свозможностью оперативного получения информации о местонахождении груза и егосостоянии.
Помимо коммерческогоиспользования системы спутниковой навигации функциональные особенности должныпозволять контролирующим органам использовать ее для осуществления контроля засоблюдением операторами законодательства Республики Казахстан при выполненииавтомобильных перевозок грузов без остановки автотранспортных средств натерритории республики.
Для осуществленияконтроля экологических параметров транспортных средств в целях ограничения ирегулирования негативного влияния транспорта на окружающую среду требуетсяоснащение экологических органов современным оборудованием и технологиями.
При формированиикадрового потенциала отрасли автомобильного транспорта необходимосовершенствование системы подготовки и переподготовки кадров./>На городскомпассажирском транспорте.
Учитывая интенсивное развитие городов Казахстана иустойчивую тенденцию к дальнейшей урбанизации страны, развитие городскогопассажирского транспорта должно стать одним из приоритетов деятельности местныхисполнительных органов.
Планирование развития.
Для всех крупныхгородов Казахстана в рамках планов развития городов должны быть разработаныдолгосрочные планы развития городского пассажирского транспорта.
Такие планы должныпредусматривать:
-прогноз спроса имаксимальное удовлетворение потребностей населения, в том числе инвалидов, вуслугах городского пассажирского транспорта, основанный на планах развития изастройки городов и пригородных зон;
-основныеинвестиционные проекты, стоимость их реализации, а также формированиеприоритетных инвестиционных программ;
-схему управлениягородским движением, закрепление приоритета за движением общественноготранспорта, а также механизмы регулирования спроса на услуги по перевозкепассажиров общественным транспортом;
-схему оптимальногоразвития маршрутной сети городского и пригородного пассажирского транспорта;
-программу повышениябезопасности движения городского пассажирского транспорта;
-проекты в сфереснижения негативного экологического воздействия городского пассажирскоготранспорта на окружающую среду./>/>
Инновационное развитиеи формирование кадрового потенциала.
Необходимомодернизировать системы диспетчерского сопровождения и управления движениемгородского пассажирского транспорта. Такие системы должны предусматриватьвозможность управления процессами в режиме реального времени, обеспечиватьмониторинг технико-эксплуатационных характеристик и реализацию функциизапланированных маршрутов.
На всех видахгородского пассажирского транспорта должна быть внедрена единая системаэлектронного обилечивания с использованием технологии смарт-карт. Такая системабудет также способствовать повышению прозрачности доходов и налоговойотчетности транспортных операторов.
Должны быть завершеныразработка и внедрение системы информационного обеспечения деятельностиобщественного транспорта, предусматривающей свободный доступ населения ипассажиров к базам данных маршрутов, расписаний, услуг и другой необходимойинформации, а также возможность дистанционного бронирования и продажи билетов.Необходимо обеспечить ее координацию и интеграцию с аналогичными системамидругих видов транспорта.
Дляобеспечения сбора и анализа международного опыта в применении современныхтехнологий организации перевозок пассажиров, а также организации проведениянаучно-исследовательских работ в сфере регулирования движения транспорта вгородах Казахстана необходимо создание Центра современных технологий городскогопассажирского транспорта.
Одними из приоритетовразвития городского пассажирского транспорта станут скорейшая разработка иреализация системы регулирования движения транспорта в городах, учитываяожидаемое повышение транспортного потока и интенсивность использования личныхавтомобилей. Главные направления такой системы включают в себя:
-создание и оснащениецентров регулирования городского движения;
-модернизацию системыавтоматического регулирования движения (светофоров) с применением технологийадаптивного регулирования;
-обеспечение открытой исправедливой конкуренции на рынке транспортных услуг;
-реализацию моделейприоритетного движения городского пассажирского транспорта в схемах регулирования;
-внедрение технологийвизуального дистанционного мониторинга уличного движения, включаяавтоматизированные системы регистрации нарушения правил дорожного движения,распознавания номерных знаков и правоприменения в городах и пригородных зонах.
Необходимо развитиеальтернативных видов городского пассажирского транспорта, таких, кактрамвайный, троллейбусный, выделенные автобусные линии, монорельсовый транспорти метро.
Важным являетсяповышение квалификации и профессионального уровня работников городскогопассажирского транспорта/>.
Инвестиционная ифинансовая политика.
Обновление паркагородского пассажирского транспорта будет осуществляться силами операторов.Финансирование развития автостанций и автовокзалов также должно осуществлятьсячастными структурами, за исключением случаев, когда такое развитиеосуществляется в рамках государственных программ. В таких случаяхфинансирование возможно в рамках государственно-частного партнерства.
Восстановлениетроллейбусного и трамвайного парков и их инфраструктуры должно осуществляться врамках соответствующих бюджетов городов посредством разработки и применениямеханизмов государственно-частного партнерства[10.c.34].
Разработка и реализациялюбых инфраструктурных проектов должны осуществляться в рамках программразвития городского пассажирского транспорта. Такие проекты должны бытьполностью увязаны с программами развития других видов городского пассажирскоготранспорта и перспективными планами застройки городов. Ресурсоемкие проекты поразвитию альтернативных видов городского пассажирского транспорта (выделенныхавтобусных линий, метро, монорельсового транспорта и других) должныподвергаться технико-экономической оценке и сравнительному анализу с менеедорогостоящими альтернативами.
Заключение
транспортныймаркетинговый международный перевозка
На основе проведенногоисследования можно сделать следующие выводы:
-изучены теоретическиеаспекты исследования рынка транспортных услуг города Есик;
-проанализировано современноесостояние рынка транспортных услуг;
-проведенымаркетинговые исследования рынка транспортных услуг г.Есик, и изложены егорезультаты;
-разработаныпредложения по совершенствованию рынку транспортных услуг;
-объектом исследованияв данной курсовой работе выступил рынок транспортных услуг г.Есик;
Предметом исследованиявыступила степень удовлетворенности потребителей транспортными перевозками ТОО «Беркут»,численности выборки составил 1205 человек, результат исследования показываетследующее:
-рынок транспортныхуслуг г.Есик развивается стабильно и динамично;
-ТОО «Беркут»обладает достаточным количеством транспортных средств, обладающих достаточнымкомфортом для осуществления перевозок пассажиров;
-в целомудовлетворенность потребителей составила 85%.
Мы предлагаем следующиерекомендации для улучшения:
-максимальноеудовлетворение потребностей населения, в том числе инвалидов, в услугахгородского пассажирского транспорта;
-схему управлениягородским движением, закрепление приоритета за движением общественноготранспорта, а также механизмы регулирования спроса на услуги по перевозкепассажиров общественным транспортом;
-схему оптимальногоразвития маршрутной сети городского и пригородного пассажирского транспорта;
-программу повышениябезопасности движения городского пассажирского транспорта;
-на всех видахгородского пассажирского транспорта должна быть внедрена единая системаэлектронного обилечивания с использованием технологии смарт-карт. Такая системабудет также способствовать повышению прозрачности доходов и налоговойотчетности транспортных операторов;
-должны быть завершеныразработка и внедрение системы информационного обеспечения деятельностиобщественного транспорта, предусматривающей свободный доступ населения ипассажиров к базам данных маршрутов, расписаний, услуг и другой необходимойинформации, а также возможность дистанционного бронирования и продажи билетов.Необходимо обеспечить ее координацию и интеграцию с аналогичными системамидругих видов транспорта;
-важным являетсяповышение квалификации и профессионального уровня работников городскогопассажирского транспорта;
-так же увеличениекомфортабельности общественных транспортных средств
Список использованнойлитературы
1.Богдарецкий А.В. Основные направления в исследованиях рынка транспортных услуг,2007.-281с.
2.Исингарин Н.К. Проблемы интеграции в СНГ,2001.-733с.
3.Лавриенко Ю.Н. Транспортный комплекс Республики Казахстан и его роль вобеспечении экономических связей и транзитных перевозок на континенте,1997.520с.
4.autodelo.narod.ru
5.Неофициальный сайт города Есик
6.Бачурин А.А. Маркетинг на автомобильном транспорте: учебное пособие-208с.
7.Сайт ТОО «Беркут»
8.Дюсембекова Ж.М. Маркетинговые исследования: учебное пособие.-Алматы:Экономика,2005.-320с.
9.transstrat.kz
10.Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года.-63с.