--PAGE_BREAK--2.1 Причины внешней миграции рабочей силы
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в., начала XXIв. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.
Внешняя миграция рабочей силы в наше время стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.
Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации.
Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Внешняя трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде
всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К факторам неэкономического характера относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах и отдельных регионах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени — служащие, специалисты и ученые.
Внешняя трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем, до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
2.2 Направления миграции
Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в развитые страны;
2) миграция в рамках развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);
5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из России уезжает в западные страны не малое число специалистов, особенно специалистов в области математики и программирования. Всех эмигрирующих специалистов и ученых привлекает высокий уровень жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40—50-х гг.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит, главным образом, между новыми индустриальными странами, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой.
Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы
и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).
Миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья, таких как Украина, Белоруссия, Молдавия, а так же из республик Северного Кавказа, возникшая еще в 90-х гг., продолжается и сейчас. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки
в Россию, как правило, разнорабочими. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой идет Санкт – Петербург. На начало 2008 г. только в Санкт — Петербурге насчитывается порядка 700 тысяч трудящихся-мигрантов (данные взяты в интернете). Подавляющее
большинство мигрантов, прибывших в Россию — 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание некоторых лиц местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается, прежде всего, предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).
Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Наиболее актуальная проблема, которая возникла в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ с некоторыми странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. 2.3 Государственное регулирование миграции рабочей силы
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых
ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
— обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
— гарантия возвращения мигрантов на родину;
— обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
— содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
— ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
— совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
— предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.
Российские власти используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без
гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.
2.4 Россия на международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.
С принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации» всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 2006—2007 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла порядка 80 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогнозы и предположения (данные взяты из Интернета).
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и, в целом, сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжает в основном высококвалифицированная часть населения страны.
К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:
— снижение давления на внутренний рынок труда;
— минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
— уменьшение безработицы;
— финансовые поступления от мигрантов;
— повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов, таких как заключение межправительственных и межведомственных
соглашений с некоторыми странами и многостороннее соглашение государств — участников СНГ.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы ввели некоторые барьеры. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны, при отсутствии роста населения, скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия прикладывает максимальные усилия для его полного освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Одной из болезненных проблем эмиграции из России российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка умов».
Интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью таланта, опыта
и квалификации в условиях нашей страны. Заметно ухудшилось материальное положение людей, занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастала неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки.
Рассматривая безвозмездную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.
2.5 Естественное движение населения.
Естественное движение населения есть ни что иное, как изменение численности населения за счет смертности и рождаемости.
Показатель естественного прироста населения, который широко используется в статистике, определяют как разность между числом родившихся живыми и числом умерших за определенный период. Разница имеет положительный результат, когда число родившихся живыми превышает численность умерших. В противоположном случае разница имеет отрицательный результат, в такой момент речь идет о показатели естественной убыли населения, что и происходит в России последних несколько лет.
Из–за неудовлетворенностью уровнем жизни населением проживающим на территории России, резко снизился уровень рождаемости, что и привело к естественной убыли населения, т.е. к демографическому спаду в.
С помощью общего коэффициента рождаемости и общего коэффициента смертности измеряется воспроизводство населения.
Не мало важное значение для анализа естественного движения населения имеют следующие расчеты:
— возрастной коэффициент рождаемости — применяется для определенных групп женщин, с учетом их репродуктивного возраста
— суммарный коэффициент рождаемости – характеризует среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь.
В России суммарный коэффициент рождаемости, в последние годы, имеет тенденцию к снижению.
3.
Занятость населения.
Статистика занятости.
Занятость — одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда (г. Женева) — основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение небеспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
3.1 Задачи статистики занятости и безработицы
Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:
— сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
— измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
— изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
— изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
— измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.
Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.
В России для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма 1-Т «Отчет по труду» (годовая), форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная). По этим формам отчитываются все предприятия.
Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за квартал.
Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемых на середину (1 июля), конец (начало — 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
3.2 Источники информации.
Важным источников информации о численности безработицы являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных исследований населения по проблемам занятости: с 1999 г. они проводятся ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая — подростков. Результаты обследования позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.
3.3 Трудовые ресурсы и занятость.
Трудовые ресурсы- это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги на рынке труда. Трудовые ресурсы включают экономически активное население (занятых и безработных), а также экономически неактивное население ( незанятое по каким либо причинам).
Согласно законодательству Российской Федерации в состав трудоспособного населения включаются лица достигшие шестнадцатилетнего возраста и до пенсионного возраста, т.е. женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет. В группу нетрудоспособных лиц включаются: неработающие инвалиды Iи IIгрупп рабочего возраста, а также неработающие пенсионеры трудоспособного возраста, получающие пенсию на льготных условиях.
Естественное движение трудовых ресурсов в статистике определяется как изменение их численности, не связанное с процессом миграции населения (достигших трудоспособного возраста подростков, привлечение к занятости пенсионеров, а также лиц не достигших трудоспособного возраста, естественное выбытие за счет смертности лиц трудоспособного возраста, уход на пенсию или получение инвалидности лиц трудоспособного возраста и т.д.).
Изменение численности трудовых ресурсов за счет миграции есть ничто иное как механическое движение трудовых ресурсов.
С переходом России к рыночным отношениям большое значение стало придаваться анализу баланса трудовых ресурсов, представляющему собой систему статистических показателей, которые отражают количественные характеристики двух важнейших составляющих использования трудовых ресурсов:
— формирование трудовых ресурсов(наличие и источники воспроизводства).
— распределение трудовых ресурсов по сферам и видам экономической деятельности.
Большое значение при проведении составления баланса трудовых ресурсов придается статистическому анализу распределения трудовых ресурсов, прежде всего занятого населения. Состав занятого населения исследуется по полу, возрасту, образованию.
К занятому населению относятся лица мужского и женского пола
в возрасте от 18 лет, а также лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, которые в рассматриваемый период:
— выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полной или частичной занятости, а также иную приносящую доход работу самостоятельно либо у отдельных граждан независимо от сроков получения оплаты за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости населения.
— временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, конпенсационного отпуска или отгулов; отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения и других подобных причин.
— выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
С вхождением России в систему мирового хозяйства и перехода на Международную стандартную отраслевую классификацию (МСОК), разработанную статистической комиссией ООН, занятое население стало распределяться по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности:
— наемные работники – это лица заключившие трудовой договор, устное соглашение с руководителем предприятия или отдельным лицом.
— работодатели – это лица, которые управляют частным или семейным предприятием и используют на постоянной основе труд наемных работников.
— самостоятельно занятые граждане – это группа лиц, работающих самостоятельно или имеющих деловых партнеров, но не нанимающих работников на постоянной основе.
— члены производственных кооперативов – это лица, работающие на собственном предприятии, имеющие равные права в производственной деятельности и при распределении доходов.
— помогающие члены семьи — неоплачиваемые работники.
3.4 Экономически активное население.
С переходом России к рыночным отношениям в статистическом анализе кроме категории «трудовые ресурсы» стала использоваться и категория «экономически активное население».
Экономически активным населением принято называть ту часть населения, которая в состоянии обеспечивать предложение рабочей силы, необходимой для производства товаров и услуг. Экономически активная часть населения делится на занятых и безработных, кроме того, она изменяется по отношению к изучаемому объекту. Доля экономически активного населения в общей численности населения — это есть уровень экономической активности населения.
Экономически активное население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в Систему национальных счетов ООН. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий — для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий — для группировки экономически активного населения: в России — 15 и 16 лет.
Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.
Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения.Численность экономически активного населения в России к концу января 2008г. составила, по оценке, 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. Это значит, что в общей численности населения страны 53 % составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы.
Более точно уровень экономической активности населения определяется как отношение численности населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях.
Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее постепенно убывает.
Неполная занятость — это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки лица, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
4. Безработица
В литературе для определения понятия “безработица” используются различные термины:
Безработица— это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
Безработица— явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
К безработному населению по определению МОТ (Международная Организация Труда) относятся лица старше 16 лет, которые:
1) не имели работы в данный момент;
2) занимались поиском работы, т.е. обращались в службу занятости населения;
3) в данный момент были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с перечисленными критериями.
Таким образом, на базе вышеизложенного я попытаюсь сконструировать свою точку зрения по поводу трактовки безработицы. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Продолжительность безработицы — это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы (с момента начала поиска работы до момента трудоустройства), используя при этом любые способы.
Безработица различается по продолжительности — временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень общей безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).
Экономически активное население (рабочая сила) — отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).
продолжение
--PAGE_BREAK--
4.1 Причины безработицы.
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т. к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение количества безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения причинам безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что количество безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
На сегодняшний день выделяют следующие причины безработицы:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
4.2 Формы безработицы.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:
— Фрикционная безработицасвязана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных предприятиях. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства предприятия. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы.
Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий.
Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.
По своему содержанию, как мне кажется, такой тип безработицы может быть отнесен к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики.
— Структурная безработицасвязана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями.
В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других.
Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
— Циклическая безработицавызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Спад — это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности.
Безработица ожидания является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Предприятиям приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.
— Кроме трех вышеизложенных форм безработицы, существует еще две формы: сезонная безработица, которая вызывается сезонными колебаниями спроса на рабочую силу и технологическая, которая сопровождается сокращением рабочих мест, где используется неквалифицированная рабочая сила.
5. Анализ занятости и безработицы в России
К концу июня 2007г. по сравнению с концом июня 2006г. во всех субъектах Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось (кроме республик Ингушетия, Саха (Якутия) и Архангельской области).
Самый высокий уровень зарегистрированной безработицы зафиксирован в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Наименьший уровень (до 0,9%) отмечен в Краснодарском крае, Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Ленинградской, Липецкой, Тверской, Нижегородской, Оренбургской, областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге. Коэффициент вариации уровня зарегистрированной безработицы по субъектам Российской Федерации (без Чеченской Республики и Республики Ингушетия) составил 73,7%.
на конец периода
июнь 2007г.
численность не занятых
трудовой деятель-
ностью
граждан, тыс.
человек
из них
безработных, всего
безработных,
которым назначено пособие по
безработице
тыс.
человек
в % к
июню 2006г.
в % к
экономи-
чески ак-
тивному населению (уровень зарегист-
рированной безработицы)
тыс.
человек
в % к
июню 2006г.
Российская Федерация
1690,5
1491,6
86,1
2,0
1246,0
84,1
Центральный
федеральный округ
243,3
184,8
84,0
0,9
149,0
76,4
Белгородская область
8,5
6,8
63,4
0,9
5,7
57,4
Брянская область
10,4
9,8
80,3
1,5
9,1
79,8
Владимирская область
14,1
12,5
84,3
1,6
10,3
74,7
Воронежская область
23,5
20,4
87,5
1,8
16,2
74,6
Ивановская область
12,6
10,4
85,3
1,9
8,7
85,0
Калужская область
4,6
3,7
90,0
0,7
3,3
88,4
Костромская область
7,5
4,7
86,9
1,3
3,7
71,4
Курская область
8,3
8,1
91,4
1,4
6,4
92,3
Липецкая область
4,9
4,2
90,5
0,7
3,7
83,4
Московская область
28,8
23,5
75,1
0,7
19,5
73,1
Орловская область
5,6
5,3
91,2
1,2
4,7
84,4
Рязанская область
7,5
6,4
90,4
1,1
5,6
84,9
Смоленская область
5,0
3,7
67,0
0,7
3,3
60,6
Тамбовская область
14,7
13,9
93,0
2,5
11,7
89,1
Тверская область
6,9
4,8
79,7
0,7
4,2
72,5
Тульская область
7,7
6,5
81,3
0,8
5,5
71,2
Ярославская область
11,0
9,2
82,2
1,3
8,2
78,8
г.Москва
61,9
30,8
90,8
0,5
19,2
72,8
Северо-Западный
федеральный округ
127,8
98,1
84,6
1,3
79,0
81,9
Республика Карелия
10,7
9,6
80,9
2,5
7,9
75,9
Республика Коми
11,8
10,5
88,9
1,9
8,8
86,6
Архангельская область
16,5
15,3
102,3
2,2
11,5
94,7
Ненецкий авт. округ
0,6
0,6
69,0
2,6
0,5
66,6
Вологодская область
10,7
10,1
94,3
1,5
8,6
90,4
Калининградская область
7,4
6,4
81,1
1,2
5,1
75,4
Ленинградская область
8,0
6,5
74,3
0,7
5,4
73,1
Мурманская область
15,1
13,8
85,0
2,7
10,0
84,2
Новгородская область
4,2
4,1
81,4
1,2
3,7
81,8
Псковская область
9,8
9,5
82,1
2,6
8,1
81,1
г.Санкт-Петербург
33,5
12,3
71,7
0,5
9,8
71,9
Южный
федеральный округ
599,0
568,8
94,0
5,5
501,7
98,4
Республика Адыгея
7,5
6,8
71,3
3,4
5,3
65,6
Республика Дагестан
54,5
53,7
96,1
4,5
48,0
93,7
Республика Ингушетия
52,4
47,9
124,1
36,0
47,6
125,9
Кабардино-Балкарская Республика
37,8
36,7
88,6
8,3
28,4
77,8
Республика Калмыкия
4,2
4,0
62,6
2,8
3,9
62,1
Карачаево-Черкесская Республика
6,1
5,9
83,0
3,0
5,4
81,5
Республика Северная Осетия — Алания
14,0
13,9
90,1
4,5
11,7
89,7
Чеченская Республика
316,7
312,4
96,9
63,1
274,3
108,6
Краснодарский край
22,5
13,7
83,2
0,6
12,0
82,2
Ставропольский край
26,4
23,4
76,0
1,8
20,6
76,0
Астраханская область
8,5
5,6
52,8
1,0
5,4
53,5
Волгоградская область
18,7
16,4
84,7
1,2
13,5
76,9
Ростовская область
29,5
28,3
91,0
1,3
25,8
90,9
Приволжский
федеральный округ
208,6
182,2
79,1
1,2
158,8
77,7
Республика Башкортостан
22,9
21,5
81,3
1,1
20,1
80,4
Республика Марий Эл
4,9
4,2
73,2
1,2
3,7
69,6
Республика Мордовия
5,5
5,0
83,5
1,1
4,5
82,0
Республика Татарстан
23,5
20,6
73,3
1,1
16,7
73,8
Удмуртская Республика
11,8
10,2
64,2
1,2
8,1
54,0
Чувашская Республика
10,5
9,7
92,6
1,4
7,5
81,1
Пермский край
21,9
14,3
68,7
1,0
12,7
81,1
Кировская область
19,1
16,6
83,1
2,1
15,0
50,7
Нижегородская область
11,7
10,0
80,5
0,6
8,6
82,1
Оренбургская область
10,6
9,0
91,1
0,8
8,7
74,6
Пензенская область
8,7
8,3
85,0
1,2
7,0
83,2
Самарская область
25,7
22,9
89,8
1,3
18,8
88,1
Саратовская область
19,4
18,7
83,9
1,4
17,3
83,7
Ульяновская область
12,4
11,4
66,5
1,7
10,3
64,1
Уральский
федеральный округ
103,2
90,0
77,5
1,4
73,7
73,1
Курганская область
12,1
11,4
89,5
2,4
10,3
83,4
Свердловская область
36,4
28,6
75,6
1,2
23,8
74,3
Тюменская область
27,5
25,7
74,0
1,3
19,4
69,3
Ханты -Мансийский авт.округ
11,9
11,1
69,5
1,3
7,8
63,3
Ямало-Ненецкий авт. округ
5,0
4,5
72,9
1,4
2,9
65,6
Челябинская область
27,2
24,3
78,9
1,3
20,2
71,0
Сибирский
федеральный округ
296,5
264,3
82,1
2,6
211,6
77,7
Республика Алтай
5,9
4,6
80,3
4,9
4,2
80,8
Республика Бурятия
14,3
13,2
87,4
3,1
11,6
77,1
Республика Тыва
12,6
11,2
81,4
8,7
9,3
85,9
Республика Хакасия
6,9
6,6
84,0
2,5
5,6
82,8
Алтайский край
70,0
65,0
84,4
4,9
44,0
75,4
Красноярский край
41,2
37,5
78,0
2,4
27,7
71,9
Иркутская область
33,5
23,9
73,1
1,8
21,3
69,6
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ
1,9
1,8
63,6
3,1
1,8
64,3
Кемеровская область
41,6
36,4
82,0
2,5
34,3
79,5
Новосибирская область
20,0
18,1
86,0
1,3
15,8
80,9
Омская область
18,9
18,0
87,9
1,8
13,6
89,2
Томская область
17,5
16,5
79,5
3,1
12,6
80,8
Читинская область
14,2
13,3
87,6
2,5
11,5
86,0
Агинский Бурятский авт.округ
1,4
1,1
82,6
3,2
0,9
77,3
Дальневосточный
федеральный округ
112,1
103,3
84,1
3,0
72,1
70,4
Республика Саха (Якутия)
14,1
13,6
110,6
2,7
8,6
101,7
Приморский край
40,4
37,3
82,6
3,5
27,5
70,7
Хабаровский край
26,5
24,2
87,6
3,1
16,8
69,3
Амурская область
13,7
13,0
64,9
2,9
7,9
47,2
Камчатская область
6,9
6,2
89,6
2,9
4,7
81,5
Корякский авт.округ
1,4
1,3
83,7
9,8
0,9
65,7
Магаданская область
4,2
4,0
82,1
3,9
2,4
74,8
Сахалинская область
4,4
3,5
93,2
1,1
2,9
84,3
Еврейская авт.область
0,8
0,8
68,1
0,9
0,7
66,1
Чукотский авт.округ
1,0
0,9
88,4
2,8
0,6
99,4
Данные взяты из интернет публикации Федеральной службы государственной статистики.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Численность экономически активного населения в России к концу января 2008г. составила, по оценке, 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В декабре 2007г. на них работало 38,4 млн.человек, или 54,2% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,1 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2007г. составило 40,5 млн. и было больше, чем в декабре 2006г. на 0,6 млн.человек, или на 1,4%.
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
2007г.
Декабрь 2007г.,
млн.
В % к
Справочно
млн.
в % к
2006г.
декабрю
2006г.
ноябрю
2007г.
2006г.
в % к
2005г.
декабрь 2006г. в % к
декабрю
2005г.
ноябрю
2006г.
Всего замещенных рабочих мест (работников)
40,4
101,4
40,5
101,4
100,1
100,5
100,8
100,1
в том числе:
работников списочного состава (без внешних совместителей)
38,4
101,3
38,4
101,2
99,9
100,4
100,7
99,9
внешних совместителей
1,0
102,9
1,0
102,2
100,1
100,5
100,7
100,6
работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
1,0
103,9
1,1
108,8
107,8
106,3
104,5
107,2
В конце января 2008г., по оценке, 4,3 млн.человек, или 5,8% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,6 млн.человек, в том числе 1,3 млн.человек получают пособие по безработице.
Сведения о безработных могут быть охарактеризованы как абсолютными, так и относительными показателями.
— Абсолютная численность безработных – это моментальный показатель на начало каждого месяца. В течении месяца отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, направлено на профессиональное обучение, трудоустроены. Состав безработных можно охарактеризовать по уровню образования, полу, месту жительства.
— К относительным показателям относят процент безработных в общей численности незанятых трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент получающих пособие по безработице. Средняя численность безработных и трудоустроенных рассчитывается за месяц, квартал, год.
Динамика численности безработных
Общая численность
безработных1)
Численность официально
зарегистрированных безработных
тыс.
человек
в % к
тыс.
человек
в % к
cоответ-
ствующему
периоду
предыдуще-
го года
преды-
дущему
периоду
cоответ-
ствующему
периоду
предыдуще-
го года
преды-
дущему
периоду
2007г.
Январь
5259
92,4
102,5
1742
94,7
100,0
Февраль
5388
93,0
102,5
1744
91,5
100,1
Март
5077
88,8
94,2
1711
89,8
98,1
I квартал
(в среднем за месяц)
5241
91,4
104,2
1732
92,0
102,9
Апрель
4767
84,6
93,9
1643
87,6
96,0
Май
4456
80,2
93,5
1575
87,9
95,9
Июнь
4392
82,3
98,6
1492
86,1
94,7
II квартал
(в среднем за месяц)
4538
82,4
86,6
1570
87,2
90,6
Июль
4328
84,6
98,5
1473
85,6
98,7
Август
4264
87,0
98,5
1454
85,2
98,8
Сентябрь
4253
86,2
99,7
1414
85,4
97,2
III квартал
(в среднем за месяц)
4282
85,9
94,4
1447
85,4
92,2
Октябрь
4242
85,4
99,7
1420
86,9
100,5
Ноябрь
4232
84,7
99,8
1498
89,3
105,4
Декабрь
4288
83,6
101,3
1553
89,2
103,7
IV квартал
(в среднем за месяц)
4254
84,6
99,3
1490
88,5
103,0
Год
(в среднем за месяц)
4579
86,2
1560
88,3
2008г.
Январь
4344
82,6
101,3
1552
89,1
99,9
1) Начиная с сентября 2007г. данные уточнены на основе итогов обследования населения по проблемам занятости за ноябрь 2007 года.
6. Коэффициенты и их расчеты.
Имея вышеизложенные данные мы можем рассчитать некоторые коэффициенты.
— Общий коэффициент безработицы (Кб) рассчитывается по следующей формуле:
Кб = (
S
бр
/
S
эа
) 100%=( 4344000/75300000) 100% = 5,8%,
где Sбр-общая численность безработных, Sэа— численность экономически активного населения.
Этот коэффициент отражает степень неудовлетворенности спроса на оплачиваемый труд или избытком предложения над спросом.
— Коэффициент официально зарегистрированной безработицы (Кофб) определяется по формуле:
Кофб =( S
офб
/
S
эа
) 100%=(1600000/75300000) 100% = 2%
Для количественной характеристики занятости статистика использует специальные показатели, абсолютные и относительные
— Абсолютные показатели отражают экономический потенциал, возможности экономического развития страны, потому что занятое население представляет собой основной элемент процесса производства. К этим показателям относят численность занятых в народном хозяйстве; распределение занятых в народном хозяйстве; распределение занятых по сферам и отраслям экономики, пол возрасту, уровню образования; численность лиц трудоспособного возраста, занятых в различных отраслях экономики.
— Относительные показатели характеризуют степень вовлечения в экономическую деятельность населения в целом и отдельных его возрастных групп. Это такие показатели, как коэффициент занятости населения.
Коэффициент занятости населения (Кзн ) определяется по формуле:
Кзн =(
S
эа
/
S
) 100%=( 75300000/145167000) 100% =51,9 %
7. Социальные последствия безработицы
.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы — это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица — это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Причинами для спора являются те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений человека.
Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, в некоторых случаях самоубийство.
Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца, алкоголизм). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, и мирится с более низким уровнем жизни, кому-то приходится жить только на пособие по безработице.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет проблемы безработных, которые зачастую не имеют представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? По результатам опроса население, ищущее работу рассчитывают на:
личные связи — 42,9%;
государственную службу занятости — 26,5%;
объявления — 11,1%;
организацию собственного дела — 7,3%;
коммерческую службу занятости — 6,1%;
обращение к работодателю — 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе ( трудоустраиваясь по такому объявлению, человек зачастую остается обманут, что усугубляет его психологическое состояние).
продолжение
--PAGE_BREAK--