--PAGE_BREAK--
1.2. Необходимость анализа инновационных проектов.
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин. Например таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий.
На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[7]:
· цели, стратегия, политика и ценности предприятия; маркетинг;
· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.
Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.
1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.
При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов[8].
Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии
может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.
3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.
При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.
4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован
100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации .
Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, — это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.
5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции, и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков, оценить примерную стоимость этих работ.
К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.
Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.
На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.
Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.
1.3. Измерение и оценка социальных последствий проекта.
Оценка социальных последствий научно-технических инноваций относится к числу наиболее сложных в методологическом аспекте проблем эффективности инновационной деятельности. С одной стороны, социальные цели и соответственно социальная эффективность должны выступать в качестве основных критериев оценки любого проекта, поскольку конечная цель инновационного проекта выражается в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. И поэтому именно социальные цели проекта должны превалировать в формировании государственной инновационной политики. Результатами ее реализации должны стать:
· достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, отвечающих самым высоким нормативным требованиям;
· качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;
· качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающих отраслей;
· преодоление технического отставания страны;
· реализация социальных гарантий, базирующихся на новом, более высоком уровне экономического развития;
· элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки и переоснащения системы здравоохранения, сферы отдыха и досуга.
Однако многие проявления социального эффекта трудно или невозможно измерить, ограничиваясь лишь качественным их описанием. Как правило, чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку.
Помимо экономических последствий инновационный проект может вызвать и социальные изменения — как положительные, так и отрицательные. Задача заключается в том, чтобы, сохранив все положительное, ценное, нейтрализовать отрицательные социальные результаты, что требует дополнительных затрат (в отдельных случаях они могут быть столь значительными, что в целом вариант проекта окажется неэффективным).
Сложность учета социальных результатов заключается в том, что только часть из них может быть представлена в стоимостном выражении (тогда их легко учесть при определении экономической эффективности). Остальные результаты не поддаются измерению в денежном выражении, а представляются в физических единицах (например, единицах измерения вибрации, загазованности, запыленности, мощности излучения).
Оценка социальных результатов предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусмотренные проектом мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, обеспечению продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры относятся к обязательным условиям его реализации.
Основные изменения — социальные результаты проекта, подлежащие отражению в расчетах эффективности:
· число рабочих мест в регионе;
· жилищные и культурно-бытовые условия работников;
· условия труда работников;
· структура производственного персонала;
· надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе — топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);
· состояние здоровья работников и населения;
· увеличение продолжительности свободного времени населения.
Увеличение продолжительности свободного времени работников предприятия и населения — важный социальный показатель.
Экономия свободного времени(в человекочасах) определяется по проектам, предусматривающим:
· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
· производство новых видов и марок транспортных средств;
· строительство новых автомобильных или железных дорог;
· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
· совершенствование размещения торговой сети;
· улучшение торгового обслуживания покупателей;
· развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;
· улучшение информационного обслуживания граждан.
Возможны и другие проявления социального эффекта. Если социальный эффект поддается стоимостной оценке его учитывают при определении экономической эффективности. В других случаях социальные показатели при расчетах используются как граничные условия.
1.4. Инновационная политика.
Научно-технический прогресс во всем мире признан важнейшим фактором экономического развития. Все чаще и в западной и в отечественной литературе его связывают с инновационным процессом. Это единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производство, обмен, потребление.
Существует множество форм управления инновациями на разных уровнях: от подразделении корпораций до государства в целом, призванного осуществлять специальную экономическую политику. Эта политика неодинакова в разных странах, но подчинена единой цели: стимулированию инновационной активности и развитию, научно-технического потенциала.
В современных условиях, когда инновационное предпринимательство стало важным фактором обеспечения конкурентоспособности не только отдельным фирмы, но и страны в целом, государственные ассигнования заняли важное место в финансировании инвестиций.
Схема бюджетного финансирования представлена на рис. 3.
Рис. 3. Бюджетное финансирование инновационной сферы
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основанная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы становятся не самостоятельной целью, а средством лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этих условиях инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полуденный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для компаний.
Приступая к разработке и реализации этой идеи, компании должны начать с авансирования денежного капитала. Специфика такого рода вложений — высокий уровень риска (угроза их потери). Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Б. Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%[9]. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс не имеет ничего общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. Отдача при удачной реализации инновационного проекта может оказаться огромной, а при неудаче она отсутствует. Кроме того, в случае неудачи погибает и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; объединения промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, имеющие объективную или субъективную природу.
Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании, а в некоторых случаях в принятии решения об инновационном процессе он играет решающую роль. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества могут быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен устойчивый консерватизм в инновационной политике. Крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Здесь решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные мерами экономической политики государства.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:
· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
· в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Методы воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — с акцентом на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада преобладает «кейнсианский» подход в государственной экономической политике, предполагающий активное вмешательство государства. В период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран. В первой группе возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая группа стран ориентирована на рыночные отношения (США, Великобритания); третья группа придерживается промежуточного варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
В сложившейся в России ситуации совершенно очевидна необходимость безотлагательной разработки действенной программы всего будущего инновационного комплекса. Она охватывает как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в промышленно развитых странах может оказаться очень полезным на уровне как отдельных стран, так и СНГ. В частности, уже на стадии разработки и реализации мероприятий массовой приватизации нужно представлять себе, что и в каких случаях успешнее сдвинет с места проблему усиления заинтересованности производителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений.
Видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело используя западный опыт внешнего прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. Необходимо, в частности, стремиться к развитию в СНГ международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию необходимых консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.
При слабом внутреннем стимулировании инноваций необходимо поддерживать высокий уровень регулирующих воздействий со стороны государства, всемерно укреплять и развивать межгосударственные отношения. Необходимо сломать слабую восприимчивость к инновациям, характерную для России. Если восприимчивость к инновациям в японской экономике принять за 10 баллов, то для США она будет оценена в 8 баллов, для Западной Европы — 6, для России — 1. Ситуация меняется по мере нарастания рыночных условий хозяйствования. Большинство жизненно важных для России инноваций имеют нерыночный характер. Это строительство дорог и жилья, обеспечение коммуникаций, ресурсосберегающие технологии, нововведения, повышающие безопасность техносферы[10]. Конкретные научные разработки и программы таких вмешательств государственных органов и их организационных структур — дело не только настоящего, но в еще большей мере — будущего. Некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа СНГ. продолжение
--PAGE_BREAK--