--PAGE_BREAK-- Общий анализ финансового состояния
Таблица 1.1.
Рис.1.2.Объём прибыли и выручки от реализации на отчетные даты
Таблица 1.2
Рис 1.3. Динамика активов ЗАО “Бумизделия”
--PAGE_BREAK--
При выборе внедряемой КИС руководство ЗАО «Бумизделия» руководствовалось критериями масштаба предприятия (среднее), его производственной ориентации и стоимости внедрения (Не секрет, что стоимость пакета ПО лидера на рынке производственных КИС — R/3 в несколько раз дороже, чем стоимость MBS«Axapta»). Для более наглядного представления обоснования выбора системы на ЗАО «Бумизделия» ниже приведены классификация систем (табл. 1.9) и рекомендации по выбору подходящего типа системы для разных предприятий (табл. 1.10.)
Таблица 1.9
Классификация современных ИСУ (по степени охвата управленческих функций)
Локальные
Финансово- управленческие
Средние
интегрированные
Крупные
Интегрированные
1С
Альфа
БЭСТ
Инотэк
Монополия
Флагман (и т.д. более 100 систем)
Зарубежные
Concorde XAL
SCALA
ACCPAC
EFAS
Западные Exact
Hansa
Platinum SQL
SunSystems
SolomonIV
Российские БОСС
Галактика
Парус
NS-2000
BPCS
CA-PRMS
IFS System IV
Max
MFG/Pro
Renaissance
MBS Axapta SyteLine BaaN
JD Edwards
Oracle
SAPR/3
--PAGE_BREAK-- В И Д П Р Е Д П Р И Я Т И Я
*) Рекомендации системных аналитиков компаний, занимающихся внедрением
информационных систем управления на российском рынке ИТ.
--PAGE_BREAK--Основные процессы
Рис.2..3. Структура основного процесса
Процессы – это потоки работы и у них есть свои границы, другими словами, начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены начальными, или первичными, входами, с которого он начинается. Эти входы обеспечиваются первичными поставщиками процесса. Процесс заканчивается выходом, который выдает результат первичным клиентам процесса.
После начала процесса у него может появиться значительное количество вторичных входов и выходов. Вторичные входы формируются в основном из информации, поступающей извне процесса и необходимой для его протекания. Вторичные выходы получаются как побочные продукты процесса и не являются его главной целью. Вторичные выходы обычно инициируют другие процессы.
Единственной целью процесса является удовлетворение требований клиентов[11]. Можно выделить пять типов клиентов(рис. 2.4.):
Первый – это первичные клиенты, те которые получают первичный выход;
Второй тип составляют вторичные клиенты. Которые находятся вне процесса и получают вторичные выходы;
Третий тип – косвенные клиенты, которые не получают первичный выход. Но являются следующими в цепочке, поэтому несвоевременный или некачественный выход отразится на них;
Четвертый тип клиентов – внешние клиенты, вне компании, которые получат выход процесса, сюда входят дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, другие организации и т.д.;
Пятый тип – внешние косвенные клиенты, возможно, конечные потребители.
1 – первичный клиент
2 – вторичный клиент
3 – косвенный клиент
4 – внешний клиент
5 – потребитель
6 – первичный поставщик
7 – вторичный поставщик
8.1…8.3 – подпроцессы
Рис.2..4.Входы и выходы процесса
До недавнего времени господствовал функциональный подход в управлении, суть которого заключалась в том, что фирма рассматривалась как механизм, который обладает набором функций. Эти функции распределяются среди подразделений, где их исполнят определенные сотрудники предприятия в зависимости от своей квалификации. Выполняя свои узкоспециальные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия и осознавать свое место в общей цепочке. Такая система заставляет персонал хорошо исполнять функции, но не ориентирует на достижение результата. А ведь именно результативность — мера успеха бизнеса. К тому же, в большинстве случаев действия на предприятии не ограничиваются рамками одного подразделения. Службы взаимодействуют, передают работу друг другу по этапам. И зачастую на взаимодействие между подразделениями уходит больше времени, чем на выполнение собственно работы, так как представители одного подразделения никак не заинтересованы в эффективном сотрудничестве с представителями соседнего. Это порождает различного рода разногласия, в которых забываются общие интересы. Зато горячо отстаиваются интересы собственные. Конфликт интересов — еще одна большая проблема, порождаемая природой функциональной организации труда.
К такому выводу пришли специалисты, осмысливая недостатки функционального подхода. Следует обратить внимание на процессы, происходящие на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют все службы, и ориентированы на конечный результат. Процессами необходимо управлять, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. С точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор процессов (при функциональном подходе — это набор функций). И управление предприятием становится управлением процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая является критерием его эффективности — насколько оптимально данный процесс ведет к ее достижению. Цели всех процессов являются целями нижнего уровня, через реализацию которых достигаются цели верхнего уровня — цели компании. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности.
Необходимо отметить, что процессный и функциональный подход нельзя противопоставить. Несмотря на ориентацию на процессы, организация всё равно будет выполнять определенный набор функций. И в зависимости от того, какой именно набор функций он выполняет, такие процессы и лежат в основе системы управления.
Функциональная организация характеризуется статичными элементами, такими как функции, оргструктура, регламенты, процессная же динамична. Несмотря на это, между ними существует тесная взаимосвязь: конкретные действия в рамках процессов выполняют сотрудники, находящиеся в различных функциональных подразделениях. Связь эта устанавливается через регламентные документы — Положения о службах, о подразделениях и должностные инструкции. В них, с одной стороны, определяется функциональный состав и распределение функций между подразделениями и сотрудниками, а с другой, в описании процессов устанавливается четкая последовательность действий конкретных сотрудников по выполнению ими своих функциональных обязанностей.
Таким образом, функция и оргструктура «не исчезают», потому что сотрудники все равно группируются по принципу профессиональной специализации. Другое дело, что они участвуют в разных процессах. И поэтому в каждом процессе определяются роли, выполняемые в нем персоналом. А сколько ролей будет сочетать тот или иной сотрудник — это вопрос рационального использования ресурсов организации. Именно сочетание функционального и процессного подхода к управлению предприятием, как правило, является «золотой серединой». Функциональная структура предприятия определяет «что делать», а процессная — «как делать». Это две неразрывные стороны управления. Если менеджер, управленец, руководитель фирмы сможет посмотреть на организацию именно с этой точки зрения, то бизнес-инжиниринг станет для него действительно полезным и эффективным инструментом управления.
Не существует конечного или стандартного списка процессов. Их столько, сколько необходимо для осуществления определенного вида деятельности.
Существующая тенденция в развитии процессов — «вытягивание» их за пределы фирмы, то есть создание кросс-организационных процессов, в том числе организация процесса электронной коммерции (e-бизнес). Создание и оптимизация кросс-организационных процессов направлены на снижение внешних транзакционных издержек предприятия.
При проектировании процессно-ориентированной структуры управления необходимо сконцентрировать внимание на изучении функциональных подразделений и приведении их в соответствие с понятием бизнес-процесса. При этом необходимо изучить взаимосвязь входящих в него элементов.
Как правило, каждое функциональное подразделение с точки зрения процесса содержит в себе другие процессы. Те, в свою очередь, также могут являться объединяющим звеном подпроцессов более низкого уровня. И так до нижнего иерархического уровня неделимых элементов, которыми и являются функции. Таким образом, актуальность задачи состоит не только в выявлении в функциональных подразделениях выполняемых процессов, но и в анализе структуры процессов в их иерархической зависимости.
Для управления процессами как системой необходимо сформировать процессную структуру, то есть выстроить их в определенном, взаимосвязанном порядке. Так как каждый процесс предназначен для получения какого-либо результата, который используется далее для получения следующего результата на дальнейших этапах и более высоких уровнях, данная структура должна обеспечить, в конечном счете, достижение общих целей компании.
II
.3. Реализация методики формализованного описания бизнес -процессов логистического контура на ЗАО «Бумизделия»
II.3.1. Основные понятия и определения
Модули корпоративной информационной системы, связанные с автоматизацией снабженческой, производственной и сбытовой деятельности, построены в соответствии с принципом, который обеспечивает их неразрывную взаимосвязь. Поэтому внедрение КИС должно обеспечить ЗАО «Бумизделия» наиболее полную интеграцию звеньев логистической цепи путем обеспечения их тесной взаимосвязи и четкого взаимодействия, для достижения максимальной эффективности работы предприятия.
Как уже отмечалось выше, в основе ERP-системы лежит процессно-ориентированный подход к управлению. Это обуславливало необходимость формализации и детального описания бизнес-процессов снабженческо-сбытовой деятельности предприятия, что и является основной целью данного проекта. Любое формализованное описание подразумевает применение специальной терминологической системы. Как правило, это обусловлено особенностями базового программного обеспечения, т.к. в нем заложены стандартные решения, опирающиеся на такую систему терминов. Поэтому вначале дадим некоторые понятия, которыми необходимо руководствоваться при прочтении материала данной главы.
В данной работе при описании подсистем «Сбыт и торговля» и «Закупки и управление запасами» используются следующие понятия и определения2:
Клиент– юридические и физические лица, когда-либо приобретавшие у предприятия товары или услуги.
Поставщик – поставщики товаров и услуг, подрядчики, подотчетные лица.
Счет клиента/поставщика, идентификатор клиента/поставщика и код клиента/поставщика – эти словосочетания обозначают одно и тоже.
Номенклатурная единицаили товар – единица складского учета, артикул. Под товаром понимается как покупной товар на перепродажу, так и спецификация, т.е. любой вид товарно-материальной ценности, подлежащей хранению на складе.
Спецификация– составная номенклатурная единица, изготовление которой производится силами собственного производства предприятия.
Компонент –номенклатурная единица, являющаяся составной частью спецификации.
Заказ – под собственно заказом мы будем подразумевать внутренний документ системы MBS–Axapta, представляющий заказ клиента на продажу какого-либо товара. Другими словами, заказ – это согласованное с клиентом соглашение (договор) на реализацию товара клиенту, обработка которого сопровождается формированием первичной документации (счетов на оплату, накладных, счетов-фактур) и выполнением соответствующих складских и бухгалтерских проводок.
Закупка– внутренний документ, отвечающий за поставку поставщиком товара нашему предприятию. Обработка закупки сопровождается регистрацией поступившей от поставщика первичной документации и выполнением соответствующих складских и бухгалтерских проводок.
Лимит кредитования– лимитом кредитования называется предельный размер кредита, выраженный в валюте службы контроля кредитования.
Складской журнал– журнал, позволяющий зарегистрировать произвольное складское движение товара (вне рамок заказа).
Документ ГК – бухгалтерский документ (проводка).
Складская проводка– движение товарно-материальных ценностей (номенклатурной единицы). Различают проводки складского прихода (положительные) и складского расхода (отрицательные). Сумма складских проводок дает уровень наличных запасов.
Складская аналитика– характеристика складской проводки, идентифицирующая партию товара (ее местоположение, происхождение и т.д.). Под кодом складской аналитики понимается складская аналитика или ее значение (например: конфигурация, размер, цвет, склад, номер партии, серийный номер, номер ГТД).
Номер партии– вид складской аналитики или ее значение, определяющий партию товара, характеризующегося одинаковыми условиями изготовления и сроком хранения.
Себестоимость– учетная стоимость товара на складе. Различают себестоимость запасов, себестоимость прихода (закупочную) и себестоимость расхода. Принято отделять мгновенную себестоимость, по которой списывается расход в момент обработки заказа, от себестоимости расхода по моделям ФИФО, ЛИФО и т.д., которая рассчитывается в конце отчетного периода при выполнении операции корректировки себестоимости или закрытия склада.
Закрытие склада– перерасчет себестоимости расхода по какой-либо модели.
Накладные расходы– дополнительные расходы по заказу, повлекшие или не повлекшие увеличение себестоимости товара.
Торговое (коммерческое) соглашение– соглашение о ценах и скидках, заключенное с поставщиком/клиентом на какой-либо товар (группу товаров).
Регистрация– приемка товара и отправка его на хранение.
Комплектация– процедура отбора и упаковки одного или нескольких товаров в одно или несколько мест транспортировки для последующей отправки клиенту.
Перенос– операция перемещения товара из одного места в другое без формирования бухгалтерских проводок.
Отгрузочная накладная– фиксирует комплектацию заказа и изменяет статус складских проводок на скомплектовано.
Отборочная накладная– формирует складские проводки расхода и изменяет их статус на отпущено.
Накладная– расчет себестоимости расхода, формирование дебиторской задолженности, создание бухгалтерских проводок по заказу (задолженность по дебитору, налоги, формирование валового дохода), реверсирование проводок по отборочной накладной, если такие были.
Счет-фактура– документ идентичен Накладной, регистрируется в журнале счетов-фактур.
Кредит-нота– документ, на основании которого происходит регистрация возврата продукции.
Физическое движение– выполнение складских проводок по приходу/расходу номенклатурных единиц. Складские проводки выполняются при обработке отборочных накладных по заказам и при выполнении операций в складских журналах.
Финансовое движение– выполнение проводок по Главной Книге и формирование дебиторской/кредиторской задолженностей при обработке заказов. Проводки выполняются при обработке накладной по заказу.
Аналитическая работа по выделению и описанию процессов выполнялась в несколько этапов:
· определение границ подсистем;
· определение состава группировочных признаков и проведение группировки процессов, их классификация на основные и вспомогательные;
· интервьюирование ключевых пользователей (сотрудников отдела сбыта и управления материально-технического снабжения) и изучение регламентных документов по снабженческо-сбытовой деятельности предприятия;
· словесное описание процессов в рамках снабженческо-сбытовой деятельности, основанное на интервьюровании пользователей;
· выделение подпроцессов внутри групп;
· детализация процессов на стадии и операции;
· графическое описание процессов в виде блок-схемы, на которой отражены стадии процесса, основные входы и выходы, участники (поставщики и потребители информации) процесса (структурные подразделения предприятия и другие подсистемы), вторичные входы и выходы;
· определение состава участников для каждого процесса с требованиями к вторичным входным и выходным данным, наличию отчетных форм, характеризующих каждый вторичный выход;
· построение оперограммы процессов в виде таблицы, описывающей инициирующее событие каждой стадии процесса, входную информацию, наименование стадии с разбивкой на операции, завершающее каждую стадию событие, выходная информация;
· построение структурно-логической карты процессов для каждой из подсистем.
В данном проекте подсистемы логистического контура будут рассмотрены в порядке их внедрения на объекте автоматизации, т.е. сначала – подсистема «Сбыт и торговля», а затем «Закупки и управление запасами».
II
.3.2. Описание процессов подсистемы «Сбыт и торговля».
Описание процессов подсистемы «Сбыт и торговля» будет выполнено исходя из логики, предложенной выше.
II.3.2.1.Определение границ подсистемы.
Границы подсистемы определяются функциональными полномочиями «владельца процесса» — структурного подразделения, ответственного за реализацию данного вида деятельности предприятия. Таким образом, владельцем процесса является Отдел сбыта ЗАО «Бумизделия», выполняющий функцию реализации товарной продукции и услуг. На рисунке 2.5. схематично определены границы подсистемы с учетом взаимосвязи процессов со смежными подсистемами.
Рис.2.5. Границы подсистемы «Сбыт и торговля»
II.3.2.2. Группировка процессов
Перечень групп процессов подсистемы «Сбыт и торговля» представлен на рисунке 2.6. Такое структурное деление процессов определено двумя критериями.
Было выявлено, что процессы сбытовой деятельности различны в зависимости от вида реализации, то есть при сбыте крупным оптом, мелким оптом, в розницу, заказной продукции и предоставлении услуг процессы будут протекать по различным стадиям. Более детальное изучение сбытовой деятельности ЗАО «Бумизделия» дало возможность разделить процессы в вышеперечисленных группах по направлениям торговли: внутренний рынок и внешний рынок. Это выделение обосновано тем, что принадлежность к тому или иному направлению также находит своё отражение в стадиях процесса.
Из схемы следует, что для каждого процесса из числа основных должен быть реализован вспомогательный процесс, обеспечивающий информационное сопровождение сбытовой деятельности учетной функцией в регистрах бухгалтерского учета. Отнесение этих процессов к классу вспомогательных обусловлено тем, что они принадлежат другой подсистеме и, следовательно, владельцем процессов не является Отдел сбыта.
Рисунок 2.6. Группировка основных и вспомогательных процессов
подсистемы «Сбыт и торговля»
С максимальной степенью детализации будет рассмотрен процесс реализации продукции крупным оптом на внутреннем рынке, так как он является наиболее характерным для деятельности ЗАО «Бумизделия».
II.3.2.3. Описание процесса «Реализация продукции крупным оптом на внутреннем рынке».
Словесное описание процесса
Процесс реализации ТП крупным оптом инициируется заключением договора с клиентом. Под договором понимается как собственно подписанный документ, так и его проект, находящийся в стадии согласования. Кроме того, под договором может пониматься любая иная договоренность с клиентом: письменная заявка, факс, телефонный звонок, электронная почта.
После регистрации договора следует стадия создания заказа, где определяется товарный перечень, его объем и ценовая составляющая заказа. Кроме того, происходит резервирование ТП на складе и предварительный контроль товарного кредита (если таковой предусмотрен).
В качестве предварительного заказа клиенту может быть сформировано предложение, где можно указать определенные скидки и иные условия поставки, называемые коммерческим соглашением. При необходимости, клиенту могут быть предоставлены транспортные услуги за дополнительную плату.
Получив согласие клиента по направленному ему предложению (подтверждение предложения), формируется счет на оплату, а также внутренний приказ на отпуск продукции. При выполнении клиентом условий оплаты (предоплата, товарный кредит, взаимозачет, встречная поставка и др.) подписывается приказ на отпуск продукции, направляется заявка в транспортное управление, после чего осуществляется комплектование и отгрузка.
Комплектование и отгрузка производится со склада готовой продукции на основании приказа на отпуск продукции и подтвержденного заказа клиента.
Завершающей стадией процесса является формирование товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Стадия завершается созданием дебиторской задолженности в Главной книге и добавлением счета-фактуры в Книгу продаж (в зависимости от учетной политики).
Графическое описание процесса реализации продукции
крупным оптом на внутреннем рынке
Графически данный процесс представлен на рис. 2.7.
--PAGE_BREAK--Оперограмма процесса «Реализация ТП крупным оптом на внутреннем рынке»(Табл.2.1.)
Таблица 2.1.
№ п/п
Инициирующее событие
Дополнительная входная информация (вторичные входы)
Стадия процесса,
наименование операции
Завершающее событие
Дополнительная выходная информация (вторичные выходы)
1.
Подписанный договор
Регистрация контактов с потенциальным клиентом
Регистрация в системе договора с клиентом
Информация в системе о клиенте и скидках по условиям договора
2.
Информация в системе о клиенте и скидках по условиям договора
— Письменная заявка клиента (при договорах с длительным сроком исполнения)
— Текущие цены, размеры накопительных скидок
— Информация о наличии товара
— Величина лимита товарного кредита
Создание заказа клиента на продажу
Проверка лимита товарного кредита на стадии создания заказа
Формирование предложения клиенту (корректировка заказа по согласованию с клиентом)
Созданный в системе заказ, сформированное предложение клиенту
Резервирование товара в системе, заказ в производство, предложение клиенту
3.
Созданный в системе заказ
Письменная заявка клиента на транспорт (если доставка нашим транспортом)
Формирование счета на оплату
Сформированный в системе счет на оплату
Печать счета и его оформление
4.
Сформированный в системе счет на оплату
— Подтверждение оплаты товара (при предоплате)
— Контроль лимита товарного кредита (при оплате с отсрочкой платежа) — Разрешение на превышение лимита
Формирование приказа на отпуск
Сформированный в системе Приказ на отпуск продукции
— Печать приказа на отпуск
— Предупреждение клиента о превышении кредитного лимита.
— Заявка на транспортные услуги (если доставка нашим транспортом)
5.
Сформированный в системе приказ на отпуск продукции
Оформленный приказ на отпуск продукции
Комплектование партии отгрузки:
— формирование и печать отгрузочной накладной (для комплектования заказа);
— формирование отборочной накладной (для оперативного (складского) учета)
Сформированные в системе отгрузочная и отборочная накладные
Данные для складского учета (складские проводки) в системе
6.
Сформированные в системе отгрузочная и отборочная накладные
Формирование товарно-транспортной накладной и отгрузка
Сформированные в системе товарно-транспортная накладная и счет-фактура
— Печать и оформление ТТН
— Печать счета-фактуры и его оформление
— Учет отгрузки и расчеты с клиентом
продолжение
--PAGE_BREAK--
Определение состава участников и требования к вторичным входам и выходам процесса «Реализация ТП крупным оптом на внутреннем рынке»
Таблица 2.2.
Требования к вторичным входам от поставщиков процесса
Поставщики процесса
Вторичный вход
Требования к вторичному входу
Клиент
Договор
Форма договора, реквизиты покупателя, общая сумма договора, скидки, срок поставки, способы доставки, условия оплаты
Письменная заявка
Ассортимент, количество, срок поставки, отгрузочные реквизиты грузополучателя
Заявка на транспорт (если транспорт наш)
Дата отгрузки, грузоподъемность, пункт назначения.
Склад
Наличие товара
Ассортимент, количество, местонахождение
Производство
ПЭО
Текущие цены
Актуальные цены в прайс-листе
Размеры скидок
Актуальная таблица скидок
Секретарь кредитного комитета
Копия решения кредитного комитета
Величина лимита товарного кредита
ВФУ
ВФУ
Оперативное подтверждение оплаты
Вид, номер и дата документа, сумма платежа, основание платежа, клиент
Кредитный комитет
Разрешение на превышение лимита товарного кредита
Если сумма товарного кредита превышает 2 млн. руб.
Коммерческий директор
Если сумма товарного кредита до 2 млн. руб.
Таблица 2.3.
Требования к вторичным выходам от потребителей процесса
Потребители процесса
Вторичный выход
Требования к вторичному выходу
Наличие отчета, печатной формы
Склад Резервирование товара
Номенклатурный номер, наименование товара, сорт, размер, количество товара, код клиента, номер заказа
Приказ на отпуск продукции
Данные о клиенте. Номенклатурный номер, наименование товара, сорт, размер, количество, вес, штук в упаковке, количество упаковок, цена за единицу, НДС, оплата транспорта, условия расчета. Подписи должностных лиц
Да
Производство
Резервирование товара
Номер заказа, номенклатурные единицы, наименование товара, количество товара
Заказ в производство
Клиент
Счет на оплату
Напечатанный счет в установленной форме с указанием номера заказа
Да
Предупреждение о превышении кредитного лимита
Сообщение клиенту о превышении лимита выделенного ему товарного кредита
Счет-фактура
Напечатанный документ в установленной форме
Да
Товарно-транспортная накладная
Напечатанный документ в установленной форме
Да
ВФУ
Счет на оплату
Напечатанный документ в установленной форме
Да
Транспортное управление
Заявка на транспорт
Дата отгрузки, время, общий вес, пункт назначения
УУиО
Учет отгрузки и расчетов с клиентом
Требования определяются подсистемой Бухгалтерский учет
Счет-фактура
Напечатанный документ в установленной форме
Да
Товарно-транспортная накладная
Напечатанный документ в установленной форме
Да
Другие процессы сбытовой деятельности ЗАО «Бумизделия» будут рассмотрены менее детально в силу того, что описание их аналогично процессу, рассмотренному выше. В данном проекте будут представлены только словесное и графическое описание процессов.
продолжение
--PAGE_BREAK--II.3.2.4. Описание процесса «Реализация товарной продукции крупным оптом на внешнем рынке»
Процесс реализации ТП крупным оптом на внешний рынок инициируется заключением контракта с клиентом. Под контрактом понимается как собственно подписанный документ, так и его проект, находящийся в стадии согласования. Кроме того, под контрактом может пониматься любая иная договоренность с клиентом: письменная заявка, факс, телефонный звонок, электронная почта. Дополнительным фактором, характеризующим поставку на экспорт, является паспорт сделки.
После регистрации контракта, на основании приложения к контракту, либо дополнительного соглашения следует стадия создания заказа, где определяется товарный перечень, его объем и ценовая составляющая заказа. Кроме того, происходит резервирование ТП на складе и предварительный контроль товарного кредита (если таковой предусмотрен условиями контракта).
В качестве предварительного заказа клиенту может быть сформировано предложение, где можно указать определенные скидки и иные условия поставки, называемые коммерческим соглашением. При необходимости, клиенту могут быть предоставлены транспортные услуги за дополнительную плату.
Получив согласие клиента по направленному ему предложению, ему на основании подтвержденного предложения формируется счет на оплату, а также внутренний приказ на отпуск. Кроме того, в отдел ВЭД направляется перечень товара на отгрузку для последующей подготовки комплекта таможенных документов. При выполнении клиентом условий оплаты (предоплата, товарный кредит) подписывается приказ на отпуск, направляется заявка в транспортное управление, после чего осуществляется комплектование и отгрузка.
Комплектование и отгрузка производится со склада готовой продукции на основании приказа на отпуск и подтвержденного заказа клиента.
Завершающей стадией процесса является формирование комплекта сопроводительной документации: товарно-транспортной накладной, упаковочного листа (Packinglist), счета-фактуры. Стадия завершается созданием дебиторской задолженности в Главной книге и добавлением счета-фактуры в Книгу продаж (в зависимости от учетной политики).
--PAGE_BREAK--II.3.2.7. Описание процесса «Реализация заказной продукции на внутреннем рынке»
Процесс реализации заказной продукции инициируется заявкой клиента, которая поступает в группу заказов. Заказная продукция предполагает отклонения от технологических маршрутов (технологических операций), определенных для артикульной продукции. Условно, все заказы можно разделить на две группы:
1. заказная продукция, произведенная на основе артикульной продукции;
2. уникальная продукция, для производства которой не имеется аналогов среди артикульной продукции.
Для любой заявки на первом этапе сотрудники группы заказов производят согласование с техническим отделом, производственно-диспетчерским отделом и управлением материально-технического снабжения:
- возможности производства заказной продукции;
- ориентировочных сроков выполнения заказа;
- обеспеченности заказа ресурсами.
После подтверждения такой возможности выполняется калькуляция затрат. Если заказная продукция может быть произведена на основе артикульной, то за базу для расчета плановых затрат берется имеющаяся калькуляция и к ней добавляются затраты, связанные с добавлением индивидуальным потребительских качеств. Если аналогов заказной продукции нет, то расчет плановых затрат выполняется по полной методике.
После определения величины плановых затрат определяются отпускные цены с учетом величины нормативной рентабельности. Сроки выполнения заказа, условия поставки продукции и отпускные цены сообщаются заказчику. Если указанные параметры устраивают заказчика, оформляется договор. (Изложенные выше операции выполняются сотрудниками группы заказов без привлечения инструментария информационной системы).
После регистрации договора создается заказ, в котором указывается перечень заказной продукции, объем и цена. При необходимости, клиенту могут быть предоставлены транспортные услуги за дополнительную плату. Окончательная сумма заказа фиксируется в счете на предоплату, а сам заказ размещается в производстве.
После оплаты клиентом счета и готовности заказной продукции, клиенту сообщается (по средствам связи) о возможности отгрузки продукции. Подписывается приказ на отпуск продукции и направляется заявка в транспортное управление (если предоставляются транспортные услуги), после чего осуществляется комплектование партии и передача на склад. Отгрузка производится со склада готовой продукции на основании приказа на отпуск. Завершающей стадией процесса является формирование товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Стадия завершается созданием дебиторской задолженности в Главной книге и добавлением счета-фактуры в Книгу продаж (в зависимости от учетной политики).
--PAGE_BREAK--Процесс закупки сырья, материалов и зап. частей на внутр. рынке
Рис. 2.14.Графическое изображение процесса «Закупка сырья, материалов и зап. частей на внутр. рынке
--PAGE_BREAK--