Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев «Сорок первый», А. Толстой «Гадюка»)Автор: Лавренев Б.
Тема “ Интеллигенции и революции” является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый вопрос выбора идеалов добра и сострадания, принципов духовности, гуманизма, как высших критериев человеческого сострадания.
В произведениях Б.А. Лавренева “Сорок первый” и А.Н.Толстого “Гадюка” авторы раскрывают необычный характер самой эпохи Гражданской войны, круто переломившей судьбы целых поколений и классовых сословий, в том числе интеллигенции, в частности поручика Вадима Николаевича, в рассказе “Сорок первый”, и дочери купца второй гильдии Ольги Вячеславовны в повести “Гадюка.” Два разных писателя обнажают губительную силу разрушительства, ожесточения, бесчеловечности, которые сопровождают падение старого мира.
История героев демонстрирует всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данных произведениях раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России.
В повести “Гадюка” девушка из интеллигентной семьи идет на войну, охваченная ненавистью, мщением за свою загубленную семью. Пройдя через все тяготы, лишения бессмысленной жестокой войны, где ей пришлось убивать, потерять любимого человека, Зотова превращается из хорошенькой молоденькой девушки в “демобилизованного солдата; ну разве это женщина?”
Мир природы, люди в ее круговороте, простые человеческие отношения – вот высшие ценности для данных писателей.
Поток истории, ворвавшийся в устоявшееся бытие, разрушившие события войны и революции – это все естественно несовместимо с человеческой жизнью, с человеческим счастьем.
В рассказе Б.Лавренева “Сорок первый” показан гвардии подпоручик Говорухо-Отрок, которого жестокая война не сломила. Он всегда держался с достоинством, характерным для военного человека из интеллигентной семьи. И даже когда красноармейцы вместе с подпоручиком “карабкались” по барханам, красноармейцы шли “спотыкаясь, качаясь от ветра”, один поручик шел прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него “двужильный ты что ли?”, он ответил: “ Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.”
Авторские повествования в этих произведениях окрашены ощущением катастрофы –неотвратимой и необъяснимой для интеллигенции, которая выбита из колеи революцией и как бы проходящая проверку на подлинность, испытание.
Оба произведения заканчиваются драматически и как бы, в частности для интеллигенции, передается драма человеческого бытия, сотрясаемого и разрушаемого под напором войны и революции.
Авторы раскрывают страдания, сомнения, тревогу, драму интеллигенции, связанные с крутым переломом истории, с жестокой революционной встряской и в тоже самое время показывается бессмысленный кошмар войны для человеческой жизни.