--PAGE_BREAK--понурить — уныло склонить плечи или голову;
ракиты — ивы; вожжа (вожжи) — часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью;
рогожа — грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной
рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);
справлять (здесь) — выполнять (должность);
челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.
Пятая группа. Лексика.
— В чем различие лексики разных героев рассказа?
— Какое значение имеет это различие?
— Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.
Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстрировали сцену.
Итоговый вопрос:
— Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?
Примечание:
На уроке также можно использовать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).
Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.
Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюстрации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.
План урока:
1) выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа;
2) пейзаж как средство характеристики героя;
3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;
4) роль и значение авторской характеристики;
5) поступок героя как способ его характеристики.
Ход урока
I. Слово учителя
Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-
Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
151
нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...»
В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
П. Словарная работа
— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?
— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лесника, оценочное значение?
Бирюк1 —
1. Волк-одиночка (обл.).
2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»).
— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?
III. Анализ пейзажа
1. Слово учителя
По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»
Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя.
2. План анализа пейзажа
1. Найти и прочитать описание начала грозы.
2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:
1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;
2) выделите художественные средства, с помощью которых Тургенев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осязательные ощущения;
1Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной
3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?
4) покажите, как автор одушевляет природу.
— Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?
(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» — жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушевали» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «внезапно», «как вдруг».)
3. Комментарии учителя
Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.
В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов трансформации душного вечера в грозовую ночь-
Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».
Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».
Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огромную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.
Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления — слуховые, осязательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.
Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы позволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».
Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-
Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
153
киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) одушевляют лес.
Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают максимально полно и точно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение.
IV. Анализ образа Бирюка
1. Общая характеристика героя, основанная на комментированном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;
2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется заданиями.
1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лесника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:
— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?
— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?
— Каковы условия жизни Бирюка?
— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?
— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:
Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озарила лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагична. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».
Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и безотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную картину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
Если в описании избы — социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» мужиков связывается с картиной грозы.
Для создания характеристики героя автор использует высказывания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «нагрянет, как снег на голову», «силен… и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — человек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Должность свою справляю… даром господский хлеб есть не приходится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».
3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.
4). Ответить на вопросы:
— В чем причина конфликта мужика с Бирюком?
— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?
— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?
— Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?
Комментарии:
Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.
Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.
Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крестьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,
Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
155
мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти… приказчик… разорены, во как… отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё… А до тебя, погоди, доберемся!».
V. Слово учителя
Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся принципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает крестьянина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.
— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и напряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? Зачитаем фрагменты эпизода.
(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился… Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)
— Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?
(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _
Домашнее задание
1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.
2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Читаем, думаем, спорим», стр. 123-124).
рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной
Информация для учителя
Критика о «Записках охотника»
«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»
«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)
«… это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)
«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, детской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.
Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия… Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра...» (С.Н. Петров.)
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)
Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
«… что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»
П. В. Анненков.
Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе
157
I. Слово учителя
Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые обрамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотника» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Им и посвящен сегодняшний урок.
Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений — стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и названы стихотворениями.
Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворения. При первом издании автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опубликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», которая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...»
Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю.
II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа
Стихотворения читает учитель.
— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)
— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?
(Чувство любви и восхищения передается торжественной, приподнятой интонацией.)
— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое?
(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной
— В стихотворении всего три предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение то имеет?
(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) прием, придающий тексту патетическое звучание, передающий искреннюю взволнованность автора.)
— Какие художественные приемы используются в стихотворении?
(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю: «великий язык» — «великому народу».)
Комментарий учителя:
Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.
III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа
— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?
— Какое значение имеет многократное повторение слова «одинаковый»?
— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?
— Каков философский смысл этого стихотворения?
IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа
— Какова главная мысль этого стихотворения?
— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,
что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).
V. Итоговый вопрос
— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворениях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступление?
Домашнее задание
1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.
2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.
Информация для учителя
Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.
продолжение
--PAGE_BREAK--