Реферат по предмету "Психология"


Типология характеров и их экспериментальное исследование

Типология характерови их экспериментальное исследование

Введение
Определение термина «характер».
Под термином «характер»по общепринятой позиции в психологии понимается сложившийся и укрепившийся под влияниемжизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека.Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей иинтересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности егодействительности и поведения, в отношениях и манерах поведения [1,2].
В характере различаютследующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность,силу, уравновешенность.
Моральная воспитанностьхарактеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и являетсяведущим и наиболее социально ценным качеством характера.
Полнота характераобъединяет в себе разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений,разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другиеузостью, однобокостью и ограниченностью развития.
Цельность показываетвнутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношенийс различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях иинтересах, единство слова и дела.
Определенностьотражает твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимсяубеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основнойнаправленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.
Сила демонстрируетэнергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстноувлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиямии преодолевать их.
Уравновешенностьхарактеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общенияс людьми соотношение сдержанности и активности.
Эти основные свойстванаходятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенностьи сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характеробразуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми,в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания.

1. Обзор существующих феноменологическихтипологий характера
Классификациииндивидуальностей типов характеров весьма разнообразны.
Рассматривая ихв хронологическом порядке следует начать с существовавших еще у древних народов Египта, Индии, Тибета,Средней Азии и Китая наблюдений, нашедших обобщение в древнеиндийской медицине Аюрведа.
Аюрведа аксиоматическиуказывает на то, что в основе Природы заложены три основных принципа, три основныхуправителя природой [3,4]:
Вата (эфир и воздух) — принципимпульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы, управляет движением,жизненной энергией, дыханием и кровью.
Питта (огонь и вода) — принципэнергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизмв венозную систему, управляет ем, желчью, пищеварением, обменом веществ.
Кафа (вода и земля) — принципжидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание иисточник питательных веществ для артериальной системы, управляет структурой, выделениеми лимфой
Три элемента- Вата, Питта и Кафа — ответственны за все биологические, физиопатологические ипсихические функции организма, ума и сознания. Эти три силы действуют и как основнаясоставляющая часть тела, и как защитный барьер против агрессивных факторов окружения,создающий нормальный психологический статус организма.
Все Три Силыв своем взаимодействии обуславливают высокодуховные процессы в человеческом сознании.Комбинации этих сил определяют десять основных психологических типов человека:
1 тип — Вата
2 тип — Питта
3 тип — Кафа
4 тип — Ватта- Питта
5 тип — Питта- Кафа
6 тип — Питта- Вата
7 тип — Кафа- Питта
8 тип — Вата- Кафа
9 тип — Кафа- Ватта
10 тип — Вата- Питта — Кафа
Теория У — СИН (Пяти элементов).
Согласно представлениямдревнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов: Дерево, Огонь,Земля, Металл, Вода из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так илииначе относится к одному из Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основныхостальных в определенной, индивидуально-специфической пропорции [3].
Идея единстваи взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине,к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаковразличных сторон физиологии и психики, уяснения природы и специфики различных патологическихи психопатологических симптомов и целых патологических функциональных (в современнойтерминологии — психосоматических) комплексов. Все это рассматривается как в пределахсамого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента иявлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими)
Все пять движенийили Первоэлементов, связаны непосредственно с “органами” человеческого тела, которыетакже взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии)в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человекав определенные периоды доминирует один из “органов” (“Орган” в древнекитайской моделиорганизма человека — это не только анатомическая структура, но и это целостная функциональнаясистема, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями).
Исходя изпостулата универсальности организации Вселенной, представители древневосточной медициныперенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека,проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека,каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственнопяти элементам.
Таблица соответствий Дерево Огонь Земля Металл Вода Цвет Зеленый Красный Желтый Белый Черный Вкус Кислый Горький Сладкий Острый Соленый Процесс развития Возрастание Кульминация Центр Упадок Покой Сезон Весна Лето Конец лета Осень Зима Орган Печень Сердце Селезенка Легкие Почки Секрет Слезы Пот Слюна Мокрота Моча Ткань Мышцы, сухожилия Сосуды Соединительная ткань Кожный покров и волосы Кость Органы чувств Глаза Язык Рот Нос Уши Звуковая характеристика состояния Крик Смех Пение Плач Стон Положительные эмоции Доброта Любовь, радость Честность открытость Благородство, мужество Кротость Отрицательные эмоции Гнев Ненависть, раздражительность Беспокойство, озабоченность Печаль, тоска подавленность Страх, напряженность Психологические состояния Контроль, решительность Теплота, жизнеспособность, возбуждение Способность к целостности, устойчивости, чувство сосредоточенности и уравновешенности Сила, основательность Честолюбие, сила воли Планета Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
При такомподходе к состоянию здоровья древнекитайские врачи наблюдали определенные связимежду Вселенной, состояниями основных органов человека и его психоэмоциональнымисостояниями.Категория восприятия Легкие Почки Печень Сердце Селезенка Эмоции позитивные Благородство. Мужество Кротость Доброта Любовь. Честность Уважение Беспокойство. Справедливость. Открытость Эмоции негативные Печаль. Горе Страх. Подавленность Испуг Гнев Раздраженность. Жестокость. Ненависть Рассеяное Форма Сплющенная. Спущенного мяча Высокая. Прямая Неуклюжая. Крошечная. Сморщенная Круглая. Полная. Широкая Копьевидная. Острая Круглая. Гладкая Подвижная. Колючая Прямая. Открытая Несимметричная Широкая. Большая Цвет Серый Ярко-белый Темно-серый. Мутный Ярко-голубой Темно-красный. Мутный Нежно-зеленый Темно-оранжевый Ярко-красный Мутный Сочно-желтый Запах Затхлый Чистый. Свежий Нечистот. Мочи Свежий Едкий Сладкий Резкий. Гари Душистый. Ладан Кислый Свежий. Сухой Температура Холодная Умеренно теплая Холодная. Зябкая Умеренно прохладная Жаркая. Взрывоопасная Теплая. Приятная Колеблющая Теплая. Наполняющая Влажная Теплая. Умеренная Звук Низкий. Несильный Сильный. Уверенный. Звучный Высокий. Визгливый Шепот, приятный для слуха Прерывистый. Громкий Мелодичный Шумный. Прерывистый Глубокий. Устойчивый. Ровный Колеблющийся Чистый. Нежный. Мелодичный Ощущение Отсутствие энергии. Истощенность Подъем Напряженность. Замкнутость Расслабленность. Приподнятость. Собранность Боль. Жестокость. Грубость Взлелеянность Раздражительность Уверенность. Защищенность Неуверенность Уравновешенность. Цельность Текстура Скомканная Твердая, но приятная Скользкая Бархатистая Шероховатая Мягкая Кактусообразная Приятная. Безопасная Липкая Гладкая. Твердая Размер Сплющенный. Низкий Расширяющийся вверх Маленький Безграничный Расширяюще-взрывной. Мягко расширяющийся Малый. Точечный Расширяющийся Непропорциональный Большой. Глубокий Вкус Соленый Доставляющий удовольствие Соленый Мягкий. Медовый Горький Сладкий Уксусный Доставляющий удовольствие Кислый Приятный, освежающий Направление Вниз Вверх Рассеянное Круговое Атакующий наружу Обволакивающий Зажатое Открытый Уравновешенный. Сжимающееся Горизонтальное
На Европейскомконтиненте поиском оснований для классификации индивидуальностей по соответствиюпсихического и телесного занимались еще Гиппократ и Гален. На основе теории о соотношениичетырех жидкостей (кровь, желчь, черная желчь и лимфа), циркулирующих в организме,постепенно сформировалось учение о четырех типах характера [1,2], которое затембыло подтверждено и развито в работах величайшего русского психофизолога И.П.Павлова [5].
Холерик. Человекахолерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способногоотдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональнымвспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник. Человекасангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстроотзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи инеприятности.
Флегматик. Человекафлегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимогос устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешнимвыражением душевных состояний.
Меланхолик. Человекамеланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонногоглубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
К.Г. Юнг, швейцарский психологи психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологииразличал два устойчивыхтипа: экстраверт и интроверт [6].
Экстраверт характеризуетсяврожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связываяносителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интереси уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействуетс другими людьми..
Интроверт же характеризуетсятенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическуюэнергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Интроверт наиболееуспешен в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешнимобстоятельствам.
По Юнгу существуютчетыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный типидентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия другихфункций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальныеформулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией.
Чувственный типсоответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностныхвзаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительностьи отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качествомданного типа. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызыватьнеприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных делдругих..
Сенсорный (ощущающий)тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесьи сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смыслеготовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Интуитивный типмотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающихот его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое,отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабыесвязи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разумработает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Ощущение как психическоесвойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человекостается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываютсяконструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.
О.Вейнингер [7]определил некоторый континууммежду маскулинными и феминными людьми, таким образом, что понятие пола не дискретно,не дуально, а представляет собой непрерывное множество, без четкой границы междупонятиями мужчина-женщина. И как одна из основных характеристик личности этот параметрисключительно важен для совместимости партнеров.
Эксперименты,которые проводил Вейнингер показывают, что людям симпатичны партнеры противоположнорасполагающиеся на шкале мужественность – женственность.
По К. Леонгарду[8] выделяются следующие признаки характера личностей:
Демонстративныеличности.
Сущность демонстративногоили истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению.
Педантичные личности.
У лиц педантическоготипа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительномало представлены механизмы вытеснения. Педанты «тянут» с решением даже тогда, когдастадия предварительного обдумывания окончательно завершена.
Застревающие личности.
Основой застревающего,параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.
Возбудимые личности.
Личности с недостаточнойуправляемостью характера проявляются в том, что решающими для образа жизни и поведениячеловека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков,а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом,не принимается во внимание.
Гипертимные личности.
Гипертимные натурысмотрят на жизнь всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообщеим не трудно живется на свете. Приподнятое настроение сочетается при этом с жаждойдеятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклонятьсяот темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей.
Дистимическиеличности.
Дистимическийтемперамент представляет собой противоположность гипертимному. Личности этого типапо натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни вгораздо большей степени, чем на радостных. В обществе дистимические люди почти неучаствуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.
Аффективно — лабильныйтип личности и комбинации:
Аффективно — лабильные,или циклотимические, личности — это люди, для которых характерна смена гипертимическихи дистимических состояний.
Аффективно — экзальтированныйтемперамент можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это названиеподчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождаетсярезкими колебаниями настроения.
Тревожные (боязливые)личности.
Такие люди отличаютсяробостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности.Возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однаконеестественность его сразу бросается в глаза.
Эмотивные личности.
Эмотивность характеризуетсячувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувстваволнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью.Обычно таких людей называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, большеподдаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, спроизведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных.
А. Е. Личко [8]создал классификацию характеров подростков,которая приложима и к взрослым, с той лишь разницей, что у взрослых подобные чертыназываются психопатическими.
Гипертимный тип
Сведения от родныхсвидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью,общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству,недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они вездевносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитателидетских учреждений жалуются на их неугомонность...
Главная чертагипертимных людей — почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишьизредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.Хорошее настроение, обычно, гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высокимжизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетити здоровый сон...
Циклоидный тип
Типичные циклоидыв детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов.С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникаетпервая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами.
Лабильный тип
Главная черталабильного типа — крайняя изменчивость настроения… Можно говорить о намечающемсяформировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком частои чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными.
Астено-невротическийтип
Главными чертамиастено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительностьи склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях.Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, напримеробстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми.
Сенситивный тип
С детства проявляетсяпугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных,страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любятчрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детскихкомпаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановкеи вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми.
Психастеническийтип
Главными чертамипсихастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонностьк рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкостьобразования обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей,представлений.
Шизоидный тип
Наиболее существеннойчертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособностьили нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
Эпилептоидныйтип
Главными чертамиэпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективнаявзрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалиивлечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающиеотпечаток на всей психике, — от моторики и эмоциональности до мышления и личностныхценностей.
Истероидный тип
Его главная черта- беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе,восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные качества истероида питаютсяэтой чертой.
Неустойчивый тип
Их безволие отчетливовыступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достиженияцелей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлеченийпредставители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут потечению.
Конформный тип
Постоянная готовностьподчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали,благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный тип с низким интеллектом.В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъекты нередкохорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехомработают.
Э. Фромм [9] полагал, что основные ориентациихарактера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.
Непродуктивныетипы характера:
Рецептивный — сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить.Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится внеих самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без постороннейпомощи.
Эксплуатирующий- человек, который добивается от других желаемого силой, обманом или изобретательностью.Негативными чертами эксплуатирующего характера является агрессивность, надменностьи самонадеянность, эгоцентризм и склонность к сооблазнению. К положительным чертамотносится уверенность в себе, чувство собственного достоинства, импульсивность.
Накапливающий- скупой, упрямый и ориентированный на прошлое. Такой тип людей пытается обладатькак можно большим количеством материальных благ, власти, любви. Они стремятся пресекатьлюбые поползновения на свои накопления. У них есть некоторые положительные особенности– предусмотрительность, лояльность, сдержанность.
Рыночный человекопределяет себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; Он предельноотчуждён от других. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, в знакомствахс нужными людьми, и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысилабы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их положительныекачества – открытость, любознательность и щедрость.
Продуктивный характертолько один; согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества,и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный,любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Это идеальное состояниечеловека.
А. Аугустинавичюте[10] на основаниии разработанной ею теории интертипных отношений и модели информационного метаболизма,базирующихся на типологии К.Юнга, рассматривает следующие психотипы.
А. Шизотимность-циклотимность/рациональность-иррациональность)
Врожденное различиемежду людьми определяется расположением полушарий. Одно полушарие человека воспринимаети обрабатывает информацию, получаемую при наблюдении за статичными объектами, объектамив состоянии покоя, другое — при наблюдении за объектами, находящимися в динамике,т.е. движущимися объектами. Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое- динамичным.
Б. Экстравертность-интровертность.
Общительность- замкнутость
В. Логика — этика.
Логические типыотличаются от этических своим отношением к объективному миру и к другим людям. Силаэтических проявляется в отношении к людям, сила логических в отношении к объективномумиру. Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим он доказывает своимиделами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам.
Г. Сенсорика — интуиция.
Сенсорные типыживут в полном смысле этого слова ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство,наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое«Я» и его потребности, имеют выраженный ритм жизни. Сенсорный живет какбудто лишь этим днем. Все, что будет завтра ему немного неожиданно.
Д. Статика — динамика.
Любое происшествиепо-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики. По их рассказу всегда легковосстановить последовательность процесса во времени. Статики этого не умеют. У нихвсегда получается анализ ситуации или рассказ об участвовавших в происшествии людяхили предметах. Мышление статиков аналитическое, индуктивное, мышление динамиковсинтетическое, дедуктивное.
Типизация по стилюмышления.
Синтезатор.
Творец, интегратор,человек, который создает что-то новое и оригинальное, порой из самых несовместимыхэлементов. Синтезаторы ищут способ совместить несовместимое в новой творческой комбинации.Они не боятся обострять противоречия, устраивать разборки, провоцировать назревающиеконфликты, для того чтобы создать новые взаимоотношения.
Идеалист.
Идеалисты- этолюди, которые прежде всего обладают широким взглядом на вещи. Они склонны к интуитивнымглобальным оценкам и не утруждают себя детальным анализом проблем с опорой на полноемножество фактов и формальную логику.
Прагматик.
Прагматик считает,что события в этом мире происходят несогласованно и зависят, преимущественно отслучайных обстоятельств. Мир как целое непредсказуем, практически не поддается пониманию,еще меньше управлению. Поэтому «сегодня сделаем так, а там посмотрим...»Прагматики — гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведенияи они гордятся этими качествами, которые помогают им завоевать расположение людей(если не тех, так этих!).
Аналитик.
Анализ – систематическое,всестороннее рассмотрение вопроса, проблемы или объекта. Представителей аналитическогостиля мышления отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали)и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатываютподробный план и стараются собрать как можно больше информации, поэтому часто попадают«в яблочко», особенно если не находятся в цейтноте.
Реалист.
Реалисты преждевсего — эмпирики. Главное для них – факты. Реалистическое мышление отличается конкретностьюи установкой на исправление. Девиз: «Следует добиться успеха сегодня, сейчас,любой ценой».
Перлз Ф. [11]считал, что основные невротическиемеханизмы и их внешние проявления возникают при нарушениях контактной границы прикоммуникациях.
1. Интроекция– присвоение человеком стандартов, норм, способов, мышления, установок и способовдействия, которые не становятся его собственными, не перевариваются им. Одно изследствий – человек теряет способность различать, что он действительно чувствует,а что хотят, чтобы он чувствовал другие или просто чувствуют другие. И. Являетсяопределяющей для борьбы “собаки сверху и собаки снизу”, то есть “собака сверху”- набор интроецированных правил и норм, пока эти нормы не ассимилированы, их требованиябудут восприниматься как незаконные и навязываемые со стороны.
2. Проекция –тенденция человека переложить на других ответственность за то, что исходит от негосамого – импульсов, желаний, поведения, — стремление поместить вовне то, что принадлежитчеловеку. Все сновидения – проецированные фрагменты психики самого человека.
3. Слияние – человекне может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя от других. Следствие– невозможен здоровый ритм контакта и ухода, невозможно принятия отличия между людьми.
4. Ретрофлексия– “обращение назад на себя” — энергия направляется на себя (а не на изменение средыи действий в ней), человек разделяет себя на субъект и объект собственных действий.
По Э. Кречмеру[12] между поведенческими проявлениями и телосложением человека существуютважные связи.
Лептосоматик (астеник,шизотимик) – характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской груднойклеткой; плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые;
Пикник (циклотимик)– человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым илисредним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой накороткой шее;
Атлетик (иксотимик)– человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий илисредний рост, широкие плечи, узкие бедра;
Диспластик – людис бесформенным, неправильным строение; индивиды этого типа характеризуются различнымидеформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
Э. Кречмер выделилсемь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:
1. Циклотимический,на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);
2. Шизотимический,на основе лептомсомной конституции (а: гиперестетический, б: собственно шизотимический,в: анестетический);
3. Вязкий темперамент,на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийсявязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболеепредрасположенный к эпилептическим заболеваниям.
У. Шелдон [13]обследовал фотографии 4 000студентов-мужчин с целью выделить крайние варианты телесной конституции. Эти вариантыи должны были стать искомыми компонентами, т. е. теми компонентами, по которым можноописать и количественно оценить телосложение любого конкретного человека. Их оказалосьтри – эндо-, мезо- и эктоморфный3.
Эндоморфный характеризуетсяокруглостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглойголовой, неразвитыми мышцами.
Мезоморфный характеризуетсяширокими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой.
Эктоморфный характеризуетсявытянутым, с высоким лбом, лицом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой иживотом, отсутствием подкожного жира.
А.Лоуэн [14] выделил пять типов человеческого характера,основываясь на тех физических и психологических проявлениях, которые можно заметить,если человек принимает защитную (в психологическом смысле) позицию.
“Шизоидные” типыхарактера отличаются слабой связью мысли с чувствами; их энергия блокирована в центретела; они испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют пониженную самооценку,не чувствуют связи с телом.
Люди с “оральным”характером нуждаются в поддержке от окружающих; они нетвердо стоят на ногах в прямоми переносном смыслах; склонны к депрессии.
“Психопатический”характер даёт владельцу стремление доминировать и озабоченность социальным имиджем;энергетический потенциал у них смещён к голове; они часто испытывают беспокойствоиз-за стремления сохранять контроль над людьми и обстановкой.
Человек с “мазохистским”характером – вечный страдалец, неспособный к активным действиям при решении проблем.Они энергетически заряжены, но стремятся сдерживать чувства. Тело их пребывает впостоянном напряжении.
Наконец, “ригидный”характер свойственен людям с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир.Для них характерен контроль над собственным поведением; в качестве самозащиты онииспользуют высокомерие; им сложно раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Дляих эмоций характерны свобода возникновения и ограниченность выражения.
«Истерический»характер отличается малой тревожностью. Личность обладающая интенсивным страхомсексуальности и не менее интенсивным подавленным сексуальным влечением.
«Фаллически– нарциссический» характер. Самоуверен, нередко высокомерен, гибок, энергичен,выразителен.
Г.Хейманс и Р.Ле Сенн [15, 16] и позжеМ Робер и Ф Тильман[17] на основе интроспективного анализа рассматривают характеркак совокупность трех основных частей:
(Э) Эмоциональность.С какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние, чувства.
(А) Активность– потребность в действии, осуществлении плана или замысла.
(ПиВ) Первичностьи вторичность. «Первичные» люди недолго остаются под впечатлением пережитогоили под влиянием своих чувств. Они непрестанно разряжают свои эмоции. «Вторичные»верны своим привязанностям, мало изменчивы, упорны и терпеливы, долго остаются подвпечатлением пережитого.
Составляя различныекомбинации из Эмоциональности, Активности и Первичности-вторичности, получаютсявосемь основных свойств:

Э+, А-, П: Нервный
Сильная и беспорядочнаяэмоциональность. Неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Легко примиряется.У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность.Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишьтогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени.
Э+, А-, В: Сентиментальный
Сентиментальныйчеловек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекаетсяот своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает,помнит о них и постоянно к ним возвращается.
Он достаточнотрудолюбив, но решения принимает с трудом.
Перемены в егонастроении медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезвоих оценить. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем.Верен своим привычкам, не любит перемен.
Э+, А+, П: Деятельный,бурный
Благодаря своей«Первичности» этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостьюи полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер.
Э+, А+, В: Страстный

Это люди однойидеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок.Их реакции решительные, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывыслишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Ихум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.
Э-, А+, П: Сангвиник
Этот тип весьмапрактичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это – делец.Он маловозбудим и «первичен», а потому спокоен и смел. Его ум широк, онсклонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудокясен и открыт для любых проблем. К порученному делу он относится с большой ответственностью.
Э-, А+, В: Флегматик
Наиболее заметнойчертой этого характера является, скорее всего, его холодность и, как следствие исключительноеспокойствие.
Флегматик относитсяк тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций.Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество.
Не разговорчиви сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает в ударе, позволяет себебесстрастно пошутить.
Э-, А-, П: Аморфныйили беспечный

Аморфный оченьинертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Онс готовностью откладывает назавтра все, что можно сделать сегодня. Его поступкилишены элементарной пунктуальности.
Э-, А-, В: Апатичный.
характертипология поведенческий проявление
Апатичный тожебезразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневнуюработу, требующую определенного порядка.
Всегда в ровномрасположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но егоодиночество бедно. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы, и наиболеебезразличны к другим.
В. Вундт [18] выделял три основные составляющие состояниячеловека:
(1) удовольствие– неудовольствие Мера хорошего и плохого настроения, положительных или отрицательныхэмоций.
(2) возбуждение– успокоение Мера проявления активности. От гиперманиакального до приторможенного
(3) напряжение- разрядка. Степень противодействия давлению неблагоприятного для субъекта развитиясобытий.
На основе характеристикВ.Вундта Н.А. Государев [19] выделяет следующие типы:
Человек мотивационный.Человек стремящийся к идеалу, часто иллюзорному. Стремление к победе над врагом,жажда признания, открытие новых стран. Люди готовы жертвовать собой и другими людьми,преследуя свои идеалы.
Человек потребностный.Преобладает ощущение дискомфорта, в следствие неудовлетворенных физических или психическихпотребностей, что побуждает человека к поисковой активности..
Человек целевой.Преобладает здравый смысл, рациональность, целеустремленность. Человек заботитсяо наращивании запаса прочности, о защищенности. Человек руководствуется здравымсмыслом, выбирает кратчайший путь для достижения результата.
МетапрограммыНЛП. [20-22].
В соответствиис тем, как человек сортирует свой опыт, ориентируется в нем и организует его, существуеттипология на основе метапрограмм человека. Метапрограммы более абстрактны, чем конкретныестратегии мышления, и определяют скорее общий подход к некоторой теме, чем деталипроцесса мышления.
Активный — пассивный
Эта метапрограммакасается образа действия. Активный человек сам проявляет инициативу, он быстро начинаети продвигает дело вперед. Он не дожидается, пока другие начнут действовать.
Приближение — уклонение
Люди с метапрограммойприближения фокусируются на своих целях. Они продвигаются к тому, чего хотят.
Внутренняя референция- внешняя референция
Человек с внутреннейреференцией будет обращаться к своим внутренним нормам и использовать их для сравненияразличных образцов действий и для принятия решения относительно того. как поступить.При осуществлении сравнения и принятии решения он будет ориентироваться на своивнутренние нормы.
Люди с внешнейреференцией нуждаются в том, чтобы кто-то другой указал им норму и направленностьдействий.
Альтернативы — рецепты
Сторонник альтернативстремится иметь выбор и рассматривает различные возможности. Он будет чувствоватьсебя скованным, если ему придется следовать строгому предписанию, каким бы хорошимоно ни было.
Общий — частный
«Общим» людямбольше нравится рассматривать картины крупным планом. Они чувствуют себя более комфортно,работая с большими кусками информации. Они мыслят глобально. «Частному»человеку более комфортно среди мелких кусков информации, из которых он может выстраиватькуски больших размеров, и поэтому ему приятно иметь дело с последовательностямии лишь в крайних случаях переходить к следующему шагу в той последовательности,которой он следует.
Сходство — отличие
Одни люди замечаютто, что является сходным в различных вещах. Их относят к категории «ищущих сходство»Другие при сравнении обращают внимание на отличия. Они часто указывают на отличительныечерты и нередко вступают в споры.
Поведение в группе(выполнение задания—сохранение команды). Это связано с направленностью энергии вкомандной работе. Те, кто ориентирован на задание, хорошо выполняют работу, в которуюони могут углубиться, и где не нужно взаимодействовать со слишком большим количествомдругих людей. Тем, кто ориентирован на сохранение команды, нужна работа, где важноустанавливать и поддерживать хорошие отношения, например в связях с общественностьюи обслуживании заказчиков.
Вид сравнения(по количеству—по качеству). Вид сравнения—это фильтр для отбора информации припринятии решения. Информация может быть качественной или количественной. Это простосравнение “больше/меньше чем” или “лучше/хуже чем”.
М. Люшер [23]выяснил, что восприятие цветаобъективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветовсубъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния при помощи тестовыхцветов.
Синий — потребностьв покое, удовлетворении и эмоциональной привязанности. Стремление обрести покойи удовлетворенность, ощущение общности и гармонии в контактах с окружающими.
Темно-синий цветхарактеризуется как концентричный, (т.е. отражающий сосредоточенность на внутреннихпроблемах), пассивный, символизирующий глубину чувств, чувствительность, гетерономность(т.е. зависимость от внешних воздействий); его аффективные аспекты — спокойствие,удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь.
Зеленый (Сине-зеленый)- потребность в самоутверждении. Потребность в независимости от других людей, отстаиваниисвоих позиций, цвет упрямства, ригидности, силы воли. Стремится действовать решительно,преодолевая сопротивление, меняя при необходимости степень волевых усилий, чтобыупрочить свое положение, добиться признания и независимости.
Красный (Оранжево-красный)- потребность «действовать и добиваться успеха». Потребность в достиженииуспеха. Высокий уровень активности, потребность в возбуждении. Сексуальная активность.Деятельность направлена на достижение успеха и победы. Тип сильный, живой и энергичный.
Желтый — потребность«смотреть вперед и надеяться». Потребность в изменении ситуации, потребностьв выходе из сложившейся ситуации. Потребность в новизне. Цвет оптимизма, плановна будущее. Деятельность направлена на поиск выхода и новых возможностей, так какимеется потребность в изменении существующих обстоятельств и отношений.
Фиолетовый — потребностьво внимании, одобрении, ласке, эмоциональном одобрении, общении. Чувственность,интуитивность, осознанность. Стремится действовать, используя свое обаяние и благожелательность;возможны проявления эмоциональной гиперестезии.
Коричневый — Потребностьв безопасности и комфорте. Физическом и душевном. Стремление уйти от проблем, расслабитьсяи восстановить силы.
Черный — потребностьв разрушении, суициде. Саморазрушение, фрустрация. Усталость, стремление закрытьглаза, кинестетика. Пытается отстоять свою точку зрения. Существующую ситуацию расцениваеткак неприятную; требования к нему считает завышенными.
Серый — потребностьв уклонении от трудных ситуаций, маскировка, закрытость, чувствительность. Стремлениек «глухой защите» — нежелание участвовать в чем-либо, стремление избегатьстимулов. Свидетельствует об утомлении. Может означать негативное отношение к жизни,состояние, когда мало что нравится.
Устойчивые цветовыепредпочтения говорят о темпераменте человека и являются наследственно – определенными.Вариативность выбора цвета говорит о текущем настроении и здесь возможны осцилляции,переменчивость.
Социальная рольпо Э. Берну: ребенок, взрослый, родитель. [24,25].
Каждый человекрасполагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я»,которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний следующий:
1) состояния «Я»,сходные с образами родителей;
2) состояния «Я»,автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния «Я»,все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собойархаические пережитки.
Эрик Берн сформулировал,что любой человек свое общение с кем бы то ни было строит на одной из четырех позиций:
1. Я в порядке- Ты в порядке.
2. Я в порядке- Ты не в порядке.
3. Я не в порядке- Ты в порядке.
4. Я не в порядке- Ты не в порядке.
Согласно Д. Кеттелу[25], черты личности представляютсобой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в различныхситуациях и в разное время. Черты представляют собой гипотетические психическиеструктуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенностьпоступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личностиотражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
Основные черты,выявляемые с помощью опросника Кеттела. «Шестнадцать личностных факторов». Название фактора по Кеттелу Качество, соответствующее высокой оценке по фактору. Качество, соответствующее низкой оценке по фактору. A Отзывчивость — отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный B Интеллект Своеобразный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый E Доминантность – подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный F Рассудительность – беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма G Сознательность – безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный H Смелост-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый I Жесткость – мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый L Доверчивость – подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости M Мечтательность – практичность Творческий, артистичный, Консервативный, приземленный N Дипломатичность – прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный O Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный Q1 Радикализм – консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные, идеи Q2 Самодостаточность – конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими Q3 Недисциплинированность – контролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный Q4 Расслабленность – напряженность Сдержанный, спокойный Переутомленный, возбужденный
Личностные конструктыДж.Келли [26].
Человек судито своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затемпытается приспособить к объективной реальности. Это приспособление не всегда бываетудачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто гомогенное инедифференцированное.
Именно эти понятийныесистемы или модели Дж.Келли определил как личностные конструкты.
Они настолькоже разнообразны, насколько разнообразны преставления людей о характерах тех, ктоих окружает.
Дж. Келли наблюдал,что дружеские отношения между людьми складываются при наличии сходства личностныхконструктов партнеров, т.е. у двух или более людей наблюдается сходный понятийныйаппарат.
А. Адлер [27]вводит в объяснение характерачеловека и социальный фактор: первый складывается под воздействием его «жизненногостиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которойреализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации«комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).
Управляющий тип.
Люди самоуверенныеи напористые с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует.Они активны, но не в социальном плане. Следовательно их поведение не предполагаетзаботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешниммиром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебнойантисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихсяк управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип
Люди с подобнойустановкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую частьсвоих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная заботав жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкойстепенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип
У людей этоготипа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решениясвоих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.Их жизнь характеризуется социально — бесполезным поведением и бегством от решенияжизненных задач.
Социально — полезныйтип
Этот тип человека– воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степеньсоциального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным,такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними.Человек, относящийся к данному типу осознает, что решение жизненных задач требуетсотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствиедругих людей.
По К. Хорни [28]в зависимости от стратегиидостижения чувства безопасности, люди делятся на три типа:
1. Ориентацияна людей: уступчивый тип.
Ориентация налюдей предполагает такой тип взаимодействия, для которого характерны зависимость,нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивомутипу, руководит иррациональное убеждение: «если я уступлю, меня не тронут».
2. Ориентацияот людей: обособленный тип.
Ориентация отлюдей как стратегия оптимизации межличностных отношений, обнаруживается у тех индивидуумов,которые придерживаются защитной установки: «мне все равно». Такие люди,которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением:«Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
3. Ориентацияпротив людей: враждебный тип.
Ориентация противлюдей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебностьи эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует исходя из иллюзорногоубеждения: «у меня есть власть, никто меня не тронет».
Р. Мертоном [29] была разработана типология поведенияличностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношениек целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
Конформист принимаеткак культурные цели, так и институцио-нальные средства, одобряемые в обществе, иявляется лояльным членом общества;
Новатор пытаетсядостигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами(включая незаконные и криминальные средства);
Ритуалист принимаетинституциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он долженстремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии иправила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционныесредства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ,ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий оцелях, ради которых совершается эта деятельность);
Изолированныйтип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств,необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов,т.е. любых людей вне группы);
Мятежник пребываетв нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступаетот существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей иновые средства для их достижения.
По Л.Н. Собчик[30] типология индивидуальности основывается на четырех парах ортогональных, то есть противоположнонаправленных, конституционально заданных свойств:
интроверсия —экстраверсия
тревожность —агрессивность
ригидность — лабильность(подвижность)
сензитивность— спонтанность.
Для «гармоничнойнормы» — хорошо сбалансированной личности — характерно, что все эти свойства выраженыв умеренной степени. В случае акцентуации личности сильно выраженная и несбалансированнаяпротивовесным свойством черта «проявляется в качестве ведущей тенденции».
Э. Шостром [31]считает, что по способу манипуляцииокружающими людьми существует восемь основных типов:
1. Диктатор. Онбезусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты– делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница,Начальник, Босс.
2. Тряпка. Обычножертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивается во взаимодействиис Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы– забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки – Мнительный, Хамелеон,Конформист, Застенчивый, Отступающий.
3. Калькулятор.Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает,лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой стороны перепроверить других.Разновидности: Делец, Аферист, Картежник, Делатель рекламы, Шантажист.
4. Прилипала.Полная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость.Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляетдругих делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок,Меланхолик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом «Ах, жизнь не удаласьи поэтому…»
5. Хулиган. Преувеличиваетсвою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угрозразного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Бандит, Угрожающий. Женскаявариация Хулигана – Сварливая Баба («Пила»).
6. Славный Парень.Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. Внекотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможетебороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со славнымПарнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Членкоманды.
7. Судья. Преувеличиваетсвою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает.Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик,Мститель, Заставляющий признать вину.
8. Защитник. ПротивоположностьСудье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Онпортит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, когозащищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того, чтобызаняться своими делами он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами,Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.
Манипулятор безошибочнонаходит себе партнера, наиболее подходящего ему по «типу». Например жена-Тряпкаскорее всего выберет себе мужа-Диктатора с тем, чтобы наиболее эффективно управлятьим с помощью своих подрывных мер.
2. Методики экспериментальногоисследования характеровОсновные методики экспериментального исследования [35, 36].
Наблюдение – методпсихологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленномвосприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психическихявлениях наблюдаемого.
Эксперимент – одиниз основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологическогоисследования в частности.
Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контрольпеременных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в экспериментеможно их планировать и не допускать появления неожиданностей.
Возможность манипулирования переменными – одно из важныхпреимуществ эксперимента перед наблюдением.
Достоинство эксперимента заключается также в том, что можноспециально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологическогоявления от изменяемых внешних условий.
Некоторые частные методики экспериментального исследования
Метод беседы, анкетный метод.
Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задаетиспытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тототвечает (устно — в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода).В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых.Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременноисследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенностиответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением,выражением лица, мимикой испытуемых.
Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачии вопросы – тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированногоизмерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определитьактуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристики т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность:это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. – в зависимостиот используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание,на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровнеразвития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданийи материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявленийзаданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободыдля поводящего тестирование – право задавать дополнительный вопрос, построить беседув связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такаястандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.
Одна из разновидностей эксперимента в психологии — социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношениймежду людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе(социуме: коллективе, семействе). При изучении группы каждый отвечает на рядвопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий.По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека вгруппе.
Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда факторкоторый нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый факторлегко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или экспериментетребуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не даютдостаточно исчерпывающей информации.
Рассмотрим некоторыенаиболее распространённые методики исследования и описания личности с точки зренияих формальных характеристик.
В психологии дляразнообразных практических целей используются различные виды личностных опросников,интеллектуальных тестов, тестов способностей. Тестами определяются различные параметрытемперамента, характера, профили способностей, исследуется направленность личности.Уже к 1935-му году существовало более 15 000 тестовых методик, а в настоящее времяих количество не поддается никакому учету. Существует, однако, несколько десятковнаиболее часто используемых тестов.
Этот обширный,хотя и плохо структурированный и довольно разрозненный психологический инструментарийпозволяет достаточно успешно решать широкий спектр практических проблем, связанныхс конкретным производством и профессиональной деятельностью.
Широкое распространениеполучил Калифорнийский личностный опросник — CPI. Опросник включает 18 шкал, измеряющихдоминантность, социабельность, эмоциональную зрелость, интеллектуальную эффективностьи др. [32]. Опросник CPI работает с нормальными людьми от 13 лет и включает 15 основныхшкал, дающих параметры поведения. Шкалы опросника при интерпретации объединяютсяв 4 группы. При факторизации опросника обычно выделяются 5 факторов, которые посодержанию не совпадают с выделенными автором четырьмя группами. Между 18-ю шкаламиопросника существует высокая корреляция, что, как указывают авторы, свидетельствуето заметной избыточности.
Миннесотский многопрофильныйличностный опросник — MMPI — предназначен для клинической диагностики [33]. Опросникоснован на типологии психопатии Е. Крепелина [34] и содержит 10 основных шкал —8 клинических и 2 биосоциальные (мужественность — женственность и экстраверсия —интроверсия), 3 вспомогательных шкалы и около 400 дополнительных шкал для оценкисамых разнообразных личностных особенностей. Как утверждает А. Анастази, «… высокаявзаимокорреляция шкал MMPI делает их ценность для дифференцированного диагноза весьмапроблематичной» [35].
Это, конечно,далеко не полный перечень популярных личностных методик.
Существует множестворазличных характериологических описаний,охватывающих вместе и в отдельности все основные сферы личности.
Например,возможно провести сопоставление трёх популярных в психологической практике типологий:К. Леонгарда [7], А. Е. Личко [8] и Е. Крепелина [33,34] (является основанием тестаMMPI).
 
Сравнение типологий№ Личко А. В. К. Леонгард С. Хатуэй, Дж. Маккинли (MMPI) 1. Гипертимный Гипертимический Гипомания 2. Циклоидный Аффективно–лабильный  — 3. Лабильный Аффективно–экзальтированный  — 4.  — Лабильный  — 5. Астеноневротический  — Ипохондрия 6. Сенсетивный Тревожный (боязливый)  — 7. Психатестический Педантичный Психастения 8. Шизоидный Интровертированный Шизоидность 9. Эпилептоидный Возбудимый  — 10. Истероидный Демонстративный Истерия 11. Неустойчивый  — Психопатия 12. Конформный  —  — 13. Конформно–гипертимный Экстравертированный  — 14.  — Застревающий Параноидальность 15.  — Дистимический Депрессия 16.  —  — Женственность 17.  —  — Интроверсия

Выводы
На основании этогочрезвычайно краткого обзора (к сожалению, вне его рамок оказались методикипсихофизики и психобиохимии, нейрологии, психосоматики, социологии и другихнаправлений исследования человеческой психики) мы можем сделать определенныевыводы.
1. Наблюдения, которые тысячелетиямивели древние ученые Востока, подтверждаются современными экспериментальнымиисследованиями психологии.
2. В новейшей психологиивсё четче проявляется центробежные тенденции – начавшаяся специализацияисследований в конце XIX вначале ХХ вв. в направлениях психоанализа, гештальт-терапии, позитивнойпсихотерапии, когнитивной психотерапии и др. продолжилась с середины прошлоговека уже с некоторым социальным оттенком: в детской психологии, гендерной,семейной и возрастной психологии, социологии, транзакционном анализе и т.д.Попытка создателей нейролингвистического программирования включить в НЛПмаксимум возможного оставляет впечатление пестрой эклектики.
3. Появившееся запоследние десятилетие громадное количество экспериментальных методик и тестов,в т.ч. и компьютерных, зачастую копирующих, при более самостоятельных подходах перекрывающихдруг друга, терминологическая неразбериха свидетельствует о:
— стремлениизаинтересованных исследователей найти более общий подход к
— формализацииисследований
— продолжающемсянакоплении и первичном осмыслении исследовательского материала.

Литература
1. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практическогопсихолога. М.: Сова, Эксмо, 2006 г.
2. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологиихарактеров. Самара, БАХРАХ, 1997 г.
3. Абу-али ибн Сина. Канонврачебной науки. — Ташкент. 1954
4. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. М.:“Медицина”, 1980 г.
5. Павлов И.П., Общие типы высшей нервной деятельностиживотных и человека. Москва, Академпресс,1980.
5. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2006 г.
6. О.Вейнингер. Пол и характер. М.: Латард, 1997
7. Леонгард К. Актентуированныеличности.М.: ЭКСМО, 2002.
8. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера уподростков. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:, МГУ, 1982.
9. Фромм Э. Душа человека. М.:,АСТ,2009
10. Аугустинавичюте А. Соционика. М.: «Чёрная белка», 2008.11. Перлз Ф. ОпытыПсихологии самопознания. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008
12. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, 2007
13. Sheldon W. Н. With the collaboration of S. S. Sevens. The Varieties of Temperament. Apsichology of constitutional differences, N. Y., 1942. — Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. Под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.
14. Лоуэн А.Физическая динамика структуры характера. М.: “Компания Пани”, 1996.
15. «De classificatie derkarakters», Veeren, 1907;
16. Traité de caractérologie, 1949. «Трактат о характерологии»(1949)
17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1990.
18. В.Вундт Очерки психологии. М., 1912.
19. Государев Н. А. Клиническая психология. М.: Ось-89, 2006 г.
20. Бендлер P., Гриндер Д. Структура магии. СПб.:Прайм-Еврознак, 2004. Том 1,2
21. Бендлер P., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Вводный курс НЛП тренинга. М.:Флинта, 2005
22. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2002.
23. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: Издательство:Эксмо-Пресс, 2002 г.
24. Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.:ЭКСМО, 2009 г.25. Холл К.,Линдсе Г… Теории личности. М.: «КСП+», 1997 г.
26. Хьелл Л., Зиглер Д., Теорииличности. Основные положения, исследования и применение. СПб, Питер 2000 г.
27. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal,1997.
28. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 тт., М.: Смысл, 1997.
29. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.:АСТ, Хранитель, 2006.
30. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория ипрактика психодиагностики. М.:, Речь, 2008 г.
31. Шостром Э. Человек – манипулятор. Внутреннее путешествиеот манипуляции к актуализации. М. Изд-во Института Психотерапии, 2008 г.
32. Gough H.G. CaliforniaPsychological Inventory: Administrator's guide // Palo Alto CA: ConsultingPsychologists Press, 1987.
33. Собчик Л. Н.Пособие по применению MMPI. — М. МЗ РСФСР. 1971. 
34. Kraepelin E.Psychiatric.8. Aufl. Bd. 4. — Leipzig. 1915
35. Анастази А. Психологическоетестирование. — М. 1982
36. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник попсиходиагностике. – Киев, 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Xxxix международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 6 10 февраля 2012 г. Одвижении макрочастиц в неоднородном магнитном поле
Реферат Dali Essay Research Paper DALISalvador Dali was
Реферат Технологія складу програм. Базові засоби мови C++
Реферат Влияние физических упражнений на организм человека
Реферат Виноградов, Павел Михайлович
Реферат Реализм в искусстве
Реферат Сон Обломова анализ эпизода из романа Гончарова Обломов
Реферат Социальная психология, как наука
Реферат War Of 1812 Essay Research Paper Our
Реферат Судопроизводство по делам об оспаривании решений действий бездействия органов государственной
Реферат Громыко А.А.
Реферат Створення програми та діяльність Укр і Рос партій на поч ХХ ст
Реферат Экономико-географическая характеристика Венесуэлы
Реферат Иванов, Иван Дмитриевич генерал
Реферат Аннотированное содержание курса