Реферат по предмету "Литература"


Счастье и радость жизни 8230 в правде 8230 Чехов

Счастье и радость жизни 8230 в правде 8230 Чехов

Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку — истина или мир иллюзий?

В произведении Горького конфликт правд — это конфликт реального настоящего не только с желаемым будущим, но и с утерянным прошлым. Мы не знаем, какими путями действующие лица пьесы попали в ночлежку, но из их диалогов мы узнаем, кем они были и как жили раньше. Некоторые из них, такие как Барон и Актер, до того, как опуститься на самое дно, были довольны своей жизнью. Теперь же никто и по имени-то их не называет. Они постоянно грезят о своем прошлом, каждый раз по-новому, приукрашивая свой рассказ. Такие, как Анна, Настя, Васька Пепел и Клещ, никогда лучшей жизни и не видели. Они лишь мечтают о ней. Чахоточная Анна надеется на успокоение после смерти, так как при жизни она только мучилась, «над каждым куском хлеба тряслась» и «всю жизнь в отрепьях ходила». Молодая Настя, которой также нечего вспомнить, уходит от реальности в воображаемый мир большой и «чистой любви». Потомственный вор Васька Пепел мечтает покончить со своим прошлым и начать жизнь заново. Рабочий Клещ верит в то, что честный труд поможет ему стать человеком. Герои пьесы ищут опору и спасение в уходе от жестокой реальности. И поддержку в этом они находят у странника Луки, зашедшего к ним в ночлежку. Для Луки правдой человека является та правда, в которую сам человек хочет верить. Лука считает, что вера способна заменить страшную действительность, увести от нее в мир прекрасных иллюзий. Лука зарождает надежду в душе человека, старается облегчить их участь. Умирающей Анне он внушает, что есть загробная жизнь, где нет мук и страданий. Актера уверяет в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков. Ваське Пеплу советует отправиться в Сибирь, где можно начать вольную честную жизнь. Для каждого Лука находит доброе слово, к каждому относится с лаской и состраданием. Чтобы объяснить свое поведение, Лука рассказывает притчу о праведной земле: жил один человек, который верил в существование праведной земли, а потеряв эту веру, повесился. Этой притчей Лука хотел показать спасительную силу веры, которая действует на человека как обезболивающее лекарство. Но трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое. Актер повесился, Пепел угодил в тюрьму, Наташа пропала. Так зачем же Лука вселял в них веру в несбыточные мечты? Многие годы Лука рассматривался литературоведами как отрицательный персонаж. Они видели в нем «лукавого», искусителя, черствого и равнодушного к людям человека. Его так называемая спасительная ложь никого не спасла, а, наоборот, погубила. К тому же в годы классовой борьбы смирение и рабская покорность перед угнетателями, примирение с врагом считались настоящим преступлением. Сегодня, конечно, образ Луки прочитывается совсем по-другому. Но до сих пор он остается единственным персонажем в пьесе, вызывающим столько споров.

Главным оппонентом Луки в споре о правде считают Сатина, который понимает Луку: «Он врал… только из жалости к вам». Но Сатин полностью отвергает философию старца: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Сатин высказывает общую мысль о человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Он считает, что человек не должен мириться с действительностью, а должен пытаться изменить ее: «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное — дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Но, несмотря на такие решительные призывы, босяки в силу трагического стечения обстоятельств бессильны что-либо изменить в своей жизни. Сам Сатин не пригоден к настоящему делу. Он умеет лишь видеть правду и показывать ее людям.

Сам Горький писал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Каждое поколение читателей на это отвечало по-разному. Но фактического ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как труд помогает раскрыть содержание романа Робинзон Крузо
Реферат Разработка Табеля унифицированных форм документов
Реферат Sex And Agression Whip Me Beat Me
Реферат Оборотные фонды предприятия и пути улучшения их использования 2
Реферат Jurassic Park Essay Research Paper The story
Реферат «методология, теория и практика формирования отраслевого образовательного пространства»
Реферат Формування сучасної системи міжнародних економічних відносин
Реферат Этапы и закономерности развития личности
Реферат Industrial Revolution DBQ Essay Research Paper The
Реферат Разработка базы данных Сервисный центр (по материалам Краснодарского филиала ОАО Кубанская энергосбытовая компания)
Реферат Cloning Essay Research Paper Cloning 1999 Cloning
Реферат Клизма в сестринской практике
Реферат Анализ роста сосны обыкновенной (pinus silvestris) на территории государственного лесного природного резервата Семей орманы
Реферат Право собственности на землю 4
Реферат "Теория этногенеза": конец начала или начало конца?