Реферат по предмету "Литература"


Герой нашего времени М. Лермонтова - социально-психологический роман

«Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический романАвтор: Лермонтов М.Ю.

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение ЗО-х годов XIX века из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски ими истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой, — это трагический разлад мечты и действительности. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого “Война и мир”. Почему же до сих пор не угасают споры об Онегине и Печорине, о людях, у которых все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем.
Но вернемся к роману Лермонтова. Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная его часть — “Дневник Печорина”. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Печорин говорит: “Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей”. Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые увлекают героя своей сложностью и удачными для него результатами. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая “игра” с Грушницким.
Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Его произведение отличается глубиной психологического анализа. Изображая свою эпоху, писатель подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни персонажей, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор показывает и анализирует чувства героев с такой глубиной и проникновенностью, которых еще не знала литература его времени.
Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого, с чем трудно не согласиться, ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, подачи их портретов и речи.
Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно “просит бури”. Он не желает довольствоваться малым, он ждет от жизни больших чувств, событий, ощущений.
Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя и его поколения. В “Журнале Печорина” открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа ума. Это доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России много молодых людей, так же трагически одиноких. Печорин причисляет себя к тому жалкому поколению, которое скитается по земле без убеждений. Он говорит: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”.
Мне становится не по себе от мысли, что М. Ю. Лермонтов так рано ушел из жизни. Ища смысл жизни, главный герой его не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. О Печорине можно сказать словами Пушкина, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и пустой”. Таким видел свое поколение Лермонтов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи статистических данных в среде
Реферат Вписанные и описанные окружности в треугольниках и четырехугольниках
Реферат Festival de Danza de Cataluña "фестиваль танца в каталонии"
Реферат Перестройка 1985-1991 - модернизация управленческого аппарата
Реферат Охота жить 2
Реферат Сенегальский длиннокрылый попугай
Реферат Разработка технологического процесса изготовления вала
Реферат Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления двигательного навыка борца
Реферат Целеполагание в стратегическом планировании инновационного развития хозяйственных систем на мезоуровне
Реферат Лекции - Патофизиология (Канцерогенез 2)
Реферат Обеспечение безопасности при эксплуатации электроустановок. Защита от неблагоприятного действия электричества
Реферат The Controversy Over Euthanasia Essay Research Paper
Реферат Образование и наука в первой половине XIX века в России
Реферат Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Реферат Основные школьные построения (геометрия)