Реферат по предмету "Педагогика"


Использование компьютерных технологий на уроках технического труда

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Курганский государственный университет»
Педагогическийфакультет
Кафедрапрофессионального обучения, технологии и дизайна
Выпускнаяквалификационная работа
Использованиекомпьютерных технологий на уроках технического труда
Студент группы П-5916
А. Д. Миргасимов
специальность 050502
«Технология ипредпринимательство»
Курган 2011

/>/>Введение
Особенностьюсовременности, когда все меньше внимания уделяется “бумажным” учебникам и ихзаменяют электронные, задачами учебного процесса, диктуется необходимостьавтоматизированного обучения.
Компьютеризация всех сферчеловеческой деятельности позволяет использовать ЭВМ в учебном процессе.Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессемногообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем,для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, дляредактирования текстов, в качестве тренажеров, а также как инструментавтоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами,наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике ипрограммированию. Вместе с тем, особый интерес представляет использованиекомпьютера в качестве дидактического инструмента общего назначения, применимогодля обучения знаниям.
Идея обучения с помощьюкомпьютера родилась давно, еще в 50-х годах 20 века. Сегодня компьютеризацияобразования идет высокими темпами. Уже больше двадцати лет школьники старшихклассов изучают информатику, знакомятся с компьютерами и основами работы сними.
В любом учебном процессеможно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение.Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга.Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика рольисточника и носителя информации. Главные требования к передаче информации –доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоениеинформации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или ссамообразованием.
Обучение с помощьюкомпьютера остается малоэффективным. Основная причина состоит в том, чторазработчики автоматизированных обучающих систем преследуют целькомпьютеризации обучения ради самой компьютеризации и мало внимания уделяетсядидактике. «Программы должны оцениваться с точки зрения дидактическихвозможностей и они должны быть совершенны в психолого-педагогическомотношении». До конца не решен вопрос самими педагогами о том где, на какомэтапе обучения целесообразнее использовать программные средства. «Поскольку ополной передаче компьютеру обучающей функции не может быть и речи, возникаетвопрос: какую часть учебного процесса следует доверить компьютеру» [25, с.58].

/>/>1. Программноеобеспечение учебного назначения
 />1.1 Роль компьютера в учебном процессе
Вучебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средствомобучения, т.е. возможны два направления компьютеризации обучения. При первомусвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютера, атакже его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведетк овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощнымсредством повышения эффективности обучения. Указанные два направления исоставляют основу компьютеризации обучения как социального процесса.
Преимуществакомпьютера при использовании в учебном процессе:
- Компьютерзначительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применениецвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехникипозволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. По своимизобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, нителевидению.
- Компьютерпозволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, котораясама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможностьрегулировать предъявления учебных задач по трудности, поощряя правильныерешения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям, которыми нередкозлоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения.
- Компьютерпозволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношенияк учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительнымипробелами в знаниях и т.д. Работая на компьютере, ученик получает возможностьдовести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказываетсянеобходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы,то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковыеходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическуюзначимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробоватьумственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задаватьлюбые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл,– все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Что же касаетсязанимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесьнеисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большуюактуальность, заключается в том, чтобы эта занимательность не сталапревалирующим фактором в использовании компьютера, чтобы она не заслоняласобственно учебные цели.
- Компьютер активнововлекает учащихся в учебный процесс.
- Намногорасширяются наборы применяемых учебных задач. Следует иметь в виду, что речьидет не столько о постановке задач (в принципе, любая форма обучения, в томчисле и традиционная, допускает постановку любых задач), сколько об управлениипроцессом их решения.
- Компьютерпозволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечиваяпри этом гибкость управления учебным процессом.
- Компьютерспособствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности. Преждевсего, компьютер позволяет учащимся наглядно представить результат своихдействий.
Идея применениякомпьютера в учебном процессе возникла в рамках концепции программированногообучения, причем вначале это устройство рассматривалось лишь как болеесовершенное по сравнению с простейшими обучающими машинами техническоесредство. Его преимущества усматривались главным образом в расширениивозможностей индивидуализации обучения. Осознание тех качественных изменений,которые вносит компьютер в методы, формы и в содержание обучения, пришлозначительно позже.
 1.2 Лабораторный практикум, как форма организации обучения
Информатикасформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один скомпьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова [24], в преподаванииинформатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте сколлективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер».
Формаорганизации обучения –ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Формаорганизации обучения –это исторически сложившаяся, и завершенная организация педагогическогопроцесса, которой систематичность и целостность, саморазвитие, личностный идеятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенногорежима поведения [9].
Рассматриваяразвитие во времени организационных форм обучения. А.И. Бочкин отмечаетдва ряда изменений: монотонный отход от индивидуального обучения и переход отуправления учебной деятельностью учителем к самоуправлению познанием учащегося.
Движущейпричиной перехода от индивидуального обучения к коллективному явилосьстремление увеличить количество учащихся, привлекая для этого меньшее числоучителей.
ЭВМвозрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации впедагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах,использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: Компьютерснимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.
Однаиз важнейших задач учителя — сформировать у учащегося навыки самостоятельнойпознавательной деятельности.
Ввиде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чащепредлагается не жесткий и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантовобучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность вразличных программно-информационных средах способствуют формированию навыковсамостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоенияопределяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
Лабораторнаяработа (фронтальная) являетсяосновной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременноработают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
Деятельностьучащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковымипедагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже сразличными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание»начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Рольучителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работойучащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативнойпомощи.
Дидактическоеназначение используемых программных средств может быть различным: освоениенового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление новогоматериала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоенияполученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующейпрограммы или компьютерного теста).
Началуработы может предшествовать предварительный контроль готовности (за столами дляобычных занятий).
Индивидуальныйпрактикум — болеевысокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами,которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так ипо уровню самостоятельности: большей опорой на учебники, справочный материал,возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Учащиесяполучают индивидуальные задания от учителя на один, два или более занятий,включая выполнение части задания вне занятий, в частности дома. Как правило,такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме)курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числеи для поиска в сети Интернет), когда работать с книгой или сделать необходимыезаписи в тетради. В целом эта форма является уже переходной к внеклассной(внеурочной) деятельности [16].
Учитываягигиенические требования к организации работы учащихся в компьютерном классе, преподавательдолжен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютеромне превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума преподаватель наблюдает зауспехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всехучащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Проектнаяформа обучения. В основепроектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формыобучения являются:
–  наличие организационного этапаподготовки к проекту — самостоятельный выбор и разработка варианта решения,выбор программных и технических средств, выбор источников информации:
–  выбор из числа участников проекталидера (организатор, координатор), распределение ролей:
–  наличие этапа самоэкспертизы и самооценки(рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения:
–  каждая группа может заниматьсяразработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Различияв коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделенияорганизационных форм обучения на три группы:
1)индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе самообучение;
2)коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;
3)системы индивидуально-коллективных занятий.
Метод(от гр. methndos — «исследование») — это прием,способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образомупорядоченная деятельность: совокупность приемов или операций практического илитеоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретнойзадачи.
Влитературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
1)способ деятельности учителя и учащихся;
2)совокупность приемов работы;
3)путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию:
4) системадействий учителя и учащихся и т.д.1.3 Классификация программного обеспечения учебного назначения
Под программнымобеспечением учебного назначения понимают программные средства, в которыхотражена информационная область, реализована технология обучения, обеспеченыусловия для осуществления различных видов учебной деятельности[4].
В учебном процессеиспользование программного обеспечения эффективнее, чем применение другихпедагогических технологий. В этом случае достигаются следующие наиболеезначимые, с позиции дидактических принципов, педагогические и методическиецели:
– формированиедеятельностного подхода к учебному процессу;
– индивидуализацияи дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
– стимулированиепознавательной активности обучаемых;
– осуществлениесамоконтроля и самокоррекции;
– контролированиетренировочных стадий учебного процесса;
– осуществлениеконтроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов учебнойдеятельности;
– усилениемотивации обучения;
– внесение вучебный процесс принципиально новых познавательных средств: вычислительногоэксперимента, моделирования и имитации изучаемых объектов и явлений, проведениялабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опытаили натурного эксперимента, решения задач с помощью экспертных систем,
– возможностьосуществления творческой исследовательской деятельности, связанной спереработкой и обобщением больших объёмов информации и др. [4].
Программное обеспечениеучебного назначения имеет многослойный характер, поэтому в основу классификацииэлектронных средств учебного назначения положены общепринятые способыклассификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.
Исходя из описанных всовременной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронныесредства учебного назначения следует классифицировать:
1) по дидактическимцелям;
2) по формеорганизации занятии;
3) по методическомуназначению.
Классификация программногообеспечения учебного назначения по дидактическим целям подразделяется:
– формированиезнаний;
– обобщение знаний;
– закреплениезнаний;
– совершенствованиезнаний;
– контроль усвоения;
– формирование умений;
– сообщениесведений.
Классификацияпрограммного обеспечения учебного назначения по форме организации занятийподразделяется:
– лекции;
– практическиезанятия;
– самоподготовка;
– зачеты, экзамены;
– работа надпроектом;
– научно-исследовательскиеработы.
Классификацияпрограммного обеспечения учебного назначения по методическому назначениюподразделяется:
1. Обучающиепрограммы управляют учебно-познавательной деятельностью учащегося и выполняют,как правило, частично, функции учителя.
Обучающая программа – этоопосредованная материальная реализация алгоритма взаимодействия учащегося иучителя, которая имеет определенную структуру. Она начинается со вступительнойчасти, в которой учитель непосредственно обращается к ученику, указывая цельданной программы. Кроме того, во вступительной части должна быть постановказадачи, чтобы заинтересовать ученика, а также краткая инструкция по выполнениюпрограммы.
Обучающая программавыполняет ряд функций учителя:
-  служит источником информации;
-  организует учебный процесс;
-  контролирует степень усвоенияматериала;
-  регулирует темп изучения предмета;
-  дает необходимые разъяснения;
-  предупреждает ошибки и т.д. [3].
2. Информационно-справочныепрограммы предназначены для вывода и поиска необходимой информации.
Если обучаемый приподготовке к занятиям или на занятиях может использовать персональныйкомпьютер, подключенный через модем и телефонную линию связи к другимкомпьютерам. В этом случае он может получить любую необходимую информацию, имеядоступ к компьютеризированному каталогу книг и периодических изданий. С помощьюкомпьютера учащийся сможет осуществить доступ к любому организованномухранилищу информации, ко многим различным банкам данных.
3. Имитационныепрограммы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программыособенно целесообразно применять, когда явление осуществить невозможно или этовесьма затруднительно. При использовании таких программ абстрактные понятиястановятся более конкретными и легче воспринимаются обучаемыми. Кроме того,учащиеся получают гораздо больше знаний при активном усвоении материала, чемпросто запоминая пассивно полученную информацию.
4. Учебно-игровыепрограммы предназначены для проигрывания учебных ситуаций.
По своему назначениюигровой элемент является средством мотивации учебной деятельности. Происходящиев игре события должны иметь связь с выполняемыми заданиями. Успешномувыполнению заданий должен сопутствовать результат в игре, вызывающийактивизацию учебной деятельности, положительные эмоции, желание добиться новыхуспехов.
При работе с компьютеромучебно-игровыми программами решаются определенные воспитательные иобразовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.
5. Демонстрационныепрограммы предназначены для наглядного представления учебного материалаописательного характера.
Учитель может успешноиспользовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении новогоматериала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладаютте демонстрационные программы, в которых используется диалоговая илиинтерактивная графика.
6. Контролирующиепрограммы предназначены для проверки (оценки) качества знаний. Такие программыпозволяют учителю проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений,приобретённых учащимися в процессе обучения.
Известно, что контрользнаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время похарактеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самыхслабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм иметодов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще необеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоенияучебной информации, а также необходимой адекватности этой оценкидействительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучениядолжно концентрироваться вокруг проблемы повышения достоверности оценкиформируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двухаспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценкидействительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализациятаких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценокот случайных факторов и субъективных установок учителя.
7. Программы-тренажерыпредназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также длясамоподготовки обучаемых.
При использовании этихпрограмм предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.Программное обеспечение генерирует учебные задачи, уровень трудности которыхопределяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщаетсяоб этом, иначе ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляетсявозможность запросить помощь.
Дляцелей лабораторного практикума лучше всего подходит обучающие программы.Работая один на один с обучающей программой, учащийся в своем темпе овладеваетзнаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала врамках заданной темы. Радикальное отличие этой формы от классическойсамостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным«слепком» интеллекта и опыта ее автора [8]./>/>1.4 Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебногоназначения
 />/>1.4.1  Требования к обучающим программам
Существуют общие требования к качеству любого программного продукта[6, с.318]:
1.производительность;
2.легкость ипростота использования;
3.гибкость(возможность изменять, добавлять, расширять);
4.способность квзаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями);
5.целостность.
«Процессы разработки программного продукта должны быть настолько просты,насколько возможно для того, чтобы была сделана отлично, но не проще» [6, с.324] .
Основной показатель высокого качества обучающей программы – эффективностьобучения.
При решении любого вопроса, в первую очередь должны быть поставленыучебные цели. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем,насколько она обеспечивает ближайшие и отдаленные цели обучения. При созданииобучающей системы необходимо уделять внимание не эффектности, т.е. внешнимэффектам обучающей системы, а эффективности использования. />1.4.2 Психолого-педагогические требования к обучающим программам
Широкие возможностикомпьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики ииспользованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтомулюбая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическимтребованиям.
Обучающая программадолжна:
-  позволять строить содержание учебнойдеятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;
-  допускать реализацию любого способа управленияучебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны,теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой — целями обучения;
-  стимулировать все виды познавательнойактивности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимыдля достижения основных учебных целей — как ближайших, так и отдаленных;
-  учитывать в содержании учебногоматериала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;
-  стимулировать высокую мотивациюучащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самомукомпьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;
-  обеспечивать диалог как внешний, таки внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции: активизироватьпознавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность; способствоватьпониманию текста;
-  содержание учебного предмета итрудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям истроиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а обратная связьдолжна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках,содержать информацию, достаточную для и устранения;
-  диагностировать учащегося с цельюиндивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
-  не требовать специальных знаний иусилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа;
-  оказывать содействие при решенииучебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную длятого, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения; оказывать помощьучащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
-  информировать обучаемого о целиобучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основныенедочеты, характер повторяющихся ошибок;
-  проявлять дружелюбие, особенно приоказании учащимся помощи;
-  допускать индивидуализацию обучения,что позволит учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощии т. п.;
-  адекватно использовать все способыпредъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числедвижущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
-  вести диалог, управляемый не толькокомпьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы;
-  позволить учащемуся вход и выход изпрограммы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебномуматериалу;
-  допускать модификацию, внесениеизменений в способы управления учебной деятельностью [17, с.130-134].
компьютерпрактикум обучение программный/>1.4.3 Эргономические требования к обучающим программам
Опытприменения педагогических программных средств для повышения эффективности обученияучащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Этоможно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителямикоторых являются профессиональные программисты, не имеющие достаточных знаний вобласти педагогики и психологии, либо профессиональные педагоги, не обладающимипрограммистскими умениями.
Считается,что для изготовления эффективных программных средств необходимо привлечь кработе и программиста, и методиста, и психолога. Объединив совместные усилия,можно было бы учесть все существующие требования к ОП, и прежде всегометодические требования, включающие в себя весь набор отсанитарно-гигиенических норм работы у компьютера до особенностей методикиданного предмета, а также эргономические требования, учитывающие возрастныеособенности восприятия.
Вметодической литературе к эргономической группе факторов, влияющих напроектирование ППС, относят:
1)объем, расположение информации на экране, способ ее кодирования;
2)способы ввода информации;
3)использование цвета, графики, анимации, звука, видеоизображения;
4) стиливзаимодействия (команды, меню, прямое манипулирование);
5)влияние времени ответа;
6)простота в использовании (моментальный запуск, использование небольшого числаклавиш или “мыши”) [18, с. 49-53].
Специалистыв области педагогики и методики преподавания рекомендуют при разработкеобучающей программы учитывать и ряд методических вопросов:
-  Можно ли данную тему учебногоматериала переложить на программную поддержку?
-  Каковы должны быть структурапрограммы, ее сценарий, ее динамика?
-  Какой аспект наиболее актуален:объяснение нового материала; закрепление изученного; повторение пройденного;оперативный контроль знаний; срез знаний по данной теме; контрольная работа?
-  Нужно ли в данной теме оставитьвычислительную работу ученику или следует перепоручить ее машине?
-  Активную или пассивную роль отвестиученику?
-  Сколь широко должна быть представленасама учебная тема?
-  Вводить ли временной лимит?
-  Какова должна быть структура оценок?
-  На какую помощь в процессе работыможет рассчитывать ученик?
-  Какое соотношение должно быть междуиспользованием возможностей компьютера (цветность, графика, звук и пр.) инормальными требованиями “формализма учебного процесса”./>
Рассмотримтребования, предъявляемые к изображению информации:
– контраст междузнаком и фоном должен находиться в пределах 65-90%;
– яркостьсимволов на экране дисплея – не менее 60 КДж/м2;
– оптимальнаячастота мельканий изображения – 50 Гц;
– наблюдаемое изображениедолжно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона;
– на экране недолжно быть бликов и отражений [11, с.175];
– на экране должноприсутствовать не более 4 цветов, имеющих определенные значения (Например,красный – прерывание, экстренная информация; зеленый – разрешающий и т. д.)
При цветовом изображениибуквенно-цифровой информации на экране дисплея цветные знаки должнырасполагаться на светлом (светло-белом и светло-сером) фоне. Наиболеепредпочтительны желто-зеленые тона. Наиболее удачное сочетание цвета букв ифона: темно-зеленый фон – белые буквы; бледно-голубой – черные; на фиолетовойполосе – белые буквы. Трудно читать текст, написанный зелеными буквами начерном фоне или на зеленом – черными буквами [18, с.52].
Скоростьзрительного восприятия, анализа информации, успешность работы на ПК,работоспособность зависят от того, как размещаются элементы информации наэкране монитора.
Выделяютсятри основные зоны:
ЗОНА 1 –с охватом ±15° от центральной плоскости (от линии взора) является зоной оптимальногорабочего пространства. Желательно, чтобы средства отображения информациипопадали в эту зону, так как работа с информацией в данной зоне наименееутомительна.
ЗОНА 2 –с охватом ±30° от центральной плоскости – менее оптимальна, однако расположениеинформации на ней для детей допустимо.
ЗОНА 3 – с охватом ±60° от вышеуказанной точки отсчета – наименееблагоприятна и не рекомендуется для использования в программах для детей.
 />/>1.5 Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществитьследующие основные операции:
- определить цель создания обучающей программы;
- создать тематический план;
- разработать обучающую программу (пошаговый тематический план);
- создать матрицу – скелет обучающей программы;
- создать опытный образец;
-  проверка исовершенствование [2, с.119].
Методисты выделяют следующие этапы методики составления обучающихпрограмм:
— определение цели применения программы (контроль, самоконтроль,обучение, тренаж, и др.);
— определение перечня тем (разделов программ);
— раскрытие тем (разделов) по содержанию учебного материала, егосложности и уровням учебной деятельности;
— составление вопросов и выбор метода реализации;
— определение количества вопросов, прорабатываемых за установленноевремя;
— предварительный выбор критериев отметки, уточняемых по результатампрактической проверки на учащихся;
— определение полного объема программы и очередности предъявленияучащемуся отдельных фрагментов программы;
— оформление программы [5, с.86].
Разработка программучебного назначения – это многоуровневый процесс, в котором выделяютсяконцептуальный, технологический, операционный уровни и уровень реализации.
Рассмотрим этапынеобходимые для разработки программного обеспечения учебного назначения:
I этап: техническоепредложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения. На этомэтапе подвергается анализу ситуация с использованием компьютерных обучающихсистем, сложившаяся в образовании.
II этап: планированиеразработки, решение вопросов об установке сроков. На этом этапе устанавливаютсясроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом,назначается конечная дата его выпуска. В дальнейшем, составленный графикпозволяет гибко реагировать на возникающие в процессе разработки трудности,контролировать отставание или опережение, подключать или высвобождать ресурсы иперераспределять их между отдельными стадиями разработки.
III этап: разработкасодержания курса. На этом этапе проводится анализ учебного плана и составслушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий иинтерактивное взаимодействие программы с пользователями.
IV этап: разработкаприложения. На этом этапе выбирается язык программирования, системапрограммирования и выполняются работы по созданию программного продукта.
V этап: опробование итестирование. На этом этапе начинается испытание разработанного приложения,проводится серия тестов с целью выявления ошибок программирования.
VI этап: эксплуатация и внедрение. Наэтом этапе происходит внедрение полностью законченной компьютерной системыобучения в образовательные учреждения.
Эффективность применениякомпьютера в учебном процессе зависит от качества обучающих программ. Созданиеобучающих программ — творческий процесс, требующий не только логическогомышления, но и интуиции [17, с.35]. Этот процесс еще изучен недостаточно и неможет быть описан с помощью жестких нормативов-предписаний.
/>/>Список используемых источников
 
1. Актуальныепроблемы прикладной информатики и методики обучения информатике. Материалымолодежной всероссийской научно-практической конференции. – Шадринск:Издательсво ОГУП «Шадринской Дом Печати», 2007. – 203 с.
2. Беспалько В.ППрограммированное обучение(дидактические основы). – М.: Высшая школа, 1970. –300 с.
3. Беспалько, В. П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П. Беспалько — М.: Высшаяшкола, 1995. – — 336 с.
4. Босова Л. Л.Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007. – 208 с.: ил.
5. Вербицкий А.А. идр. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. – М.: Знания,1987. – 110 с.
6. Вигерс Карл.Разработка требований к программному обеспечению/Пер. с англ. – М.:Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. – 576 с.: ил.
7. Воронин Ю.А.Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С, 53-59.
8. Воронин Ю.А.Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С, 53-59.
9. Гребенюк О.С.,Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
10. Долинер Л.И.,Ершова О.А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использованиякомпьютерных тестов школьной успеваемости: Учеб. пособие. Екатеринбург,1999.–138с.
11. Зинченко В.П.,Мунипов В.М. Основы эргономики. — М.: МГУ, 1979. – 211 с.
12. Золотова С. И.,Практикум по Access. –М.: Финансы и статистика, 2008 -144 с.
13. КоджаспироваГ.М… Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования, — М.: Академия. 2001. — 256 с.
14. Кузьмин А.В.,Левонисова С.В., Базы данных. –М.: Академия, 2008 — 320 с.
15. Лапчик М.П… идр. Методика преподавания информатики. — М.: Академия, 2001. — 624 с.
16. Малеев В.В.,Малеева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие длястудентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2003 – 152 с.
17. Машбиц Е.И.Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическаянаука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. 192 с.
18. Мирская А.,Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика// Информатика и образование.– 1987. — №6 – с. 49-53
19. Мультимедийныеобучалки по OpenOffice.org [электронный ресурс]http://www.i-rs.ru/Stat-i/Konkurs-2007/konkursnye-raboty-53/istoriya-odnogo-proekta-10/Mul-timedijnye-obuchalki-po-OpenOffice.org
20. Педагогика / В.А.Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
21. Трайнев В.А.,Трайнев И.В. Информационные, коммуникационные, педагогические технологии(обобщении и рекомендации). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005. – 280 с.
22. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочноепланирование с применением интерактивных средств обучения. — М.: Школа-Пресс.1999.-48 с.
23. Хуторской А.В,Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
24. Челак Е.Н…Конопатова Н.K. Развивающая информатика. Методическое пособие. — М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2001, — 208 с.
25. Шоломий, К.Построение обучающей программы / К. Шоломий // Информатика и образование. –1987. — №3 – с. 58 — 66.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.