Реферат по предмету "Литература"


Духовный поиск героев Шукшина

Духовный поиск героев Шукшина

Василий Шукшин является продолжателем лучших традиций русской классической литературы. Писатель всегда считал, что главное в жизни интеллигенции, это стремление помочь нуждающимся людям. И он пытался помочь людям найти справедливость и сохранить истинные духовные ценности. Герои Шукшина похожи на героев Льва Толстого, они проходят путь духовных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих персонажей в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания. Нравственные идеалы В. Шукшина олицетворяются в нравах героев, унаследовавших все лучшее, что было присуще истинно русской душе. Все они пытаются обрести свое место в жизни страны, найти употребление собственным силам.

Герой киноповести “Живет такой парень” Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро — проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев — это хранитель русской земли. Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры возникают тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования. Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Глубочайшей напряженностью отличается рассказ “В профиль и анфас”. Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: “А я не знаю, для чего я работаю…” Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы как “Калуза” и “Обида”. В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В “Калузе” — не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рассказа звучат тяжкие, как вздох, слова: “Я никак не мог успокоиться в течение всего дня… страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: “Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость-то?… Что с нами происходит?”

Схожая ситуация и в рассказе “Обида”. “Что такое творится с людьми?” — вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой “Обиды”. Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой.

Вот герой рассказа “Верую” Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует — болит душа. Но как объяснить — почему? Ненавидит он тех “людей, у которых души нету, или она поганая”. Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих болит душа или нет?” И оказывается, что этому попу “ничто человеческое не чуждо”, а имя бога, в которого он верит, — Жизнь. “Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь”.

Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности.

Василий Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова “Калина красная” — повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения… Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора трагична. “И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное”.

Поп из рассказа “Верую!” становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. Шукшин восхищается героями фантазерами, эдакими “чудиками”, воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Задача человека — освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности.

Но как же вернуть все прекрасное, что было утрачено? Авторские герои готовы все время пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны — идеал целесообразности, пользы — с другой. При этом все обожаемые герои Шукшина ненавидят непристойность, мещанство, корыстность. Критерием ценности в творениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к бытию, это и есть основной критерий истинного, главное испытание героя на крепость.

Миновало уже более двадцати лет, как ушел от нас великий русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но и до сих пор не утихает острый интерес к его творчеству, его работы вызывают неутихающие споры и научные дискуссии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционный статус президента Российской Федерации
Реферат 1. о деятельности фнс россии и ее территориальных органов электронные сми
Реферат Основи комп’ютерної графіки
Реферат Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте
Реферат Экология Краснодарского края
Реферат Движение декабристов в России. Их организации, программные документы и деятельность
Реферат Автоматизация процессов купажа в ликёро-водочном производстве
Реферат Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Реферат Экспериментальное исследование распространения атмосфериков и динамики мировой грозовой активности
Реферат Волоконно-оптические линии связи (Контрольная)
Реферат Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор"
Реферат Шляхи подолання правового нігілізму в Україні
Реферат 1. Не дымятся дали, пыль черна от слез
Реферат Compromise Of 1850 Essay Research Paper Compromise
Реферат Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.