Генри Филдинг
( 22.04.1707 года [Шарпем-Парк (графство Сомерсетшир) 08.10.1754 года )
Великобритания
Отлученный от театра, имея на иждивении жену Шарлотту Крейдок (они вступили в брак в 1734), и двух дочерей, в 1737 Филдинг начал изучать юриспруденцию, и в 1740 он был допущен к практике.
ФИЛДИНГ, ГЕНРИ (Fielding, Henry) (1707–1754), английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи. Учился в Итоне (1719–1725) и Лейденском университете (1728–1730).
Первой публикацией Филдинга была сатирическая поэма Маскарад, 1728); вскоре за ней последовала комедия положений Любовь под разными масками (Love in Several Masques). В 1730 опубликовал четыре пьесы, среди них ироикомическую Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик (The Tragedy of Tragedies, or The Life and Death of Tom Thumb the Great), самую популярную из его пьес. В 1731 поставил Валлийскую оперу (The Welsh Opera), в которой содержались нападки на первого министра Р.Уолпола. Уязвленный премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг не оставил политическую сатиру. Среди произведений этого рода особо примечательны Пасквин. Комедия-сатира на современность (Pasquin; A Dramatick Satire on the Times) (1736) и Исторический календарь за 1736 год (The Historical Register for 1736, 1737). Эти и другие подобные пьесы привели к тому, что в 1737 Уолпол провел закон, устанавливавший театральную цензуру.
Отлученный от театра, имея на иждивении жену Шарлотту Крейдок (они вступили в брак в 1734), и двух дочерей, в 1737 Филдинг начал изучать юриспруденцию, и в 1740 он был допущен к практике. 15 ноября 1739 Филдинг начал издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий» («The Champion, or The British Mercury»), связанный с парламентской оппозицией, но в литературном отношении близкий «Болтуну» («The Tatler»). «Борец» враждовал с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности, присущей другим журналам Филдинга, антистюартовскому «Истинному патриоту» («True Patriot»), выходившему с 5 ноября 1745 по 17 июня 1746, и «Якобитскому журналу» («Jacobite's Journal»), выходившему с 5 декабря 1747 по 5 ноября 1748, которые были вызваны к жизни восстанием 1745–1746 в поддержку Стюартов и его последствиями, но интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
В награду за издание этих журналов и иные политические заслуги Филдинг был в 1747 назначен мировым судьей в Вестминстере и позже – в Мидлсексе. Он отличился на этом поприще, фактически создав лондонскую полицию, и в 1749–1753 написал несколько памфлетов на социальные темы. В своем последнем романе Амелия Филдинг во многом опирался на собственный судейский опыт. С 4 января по 25 ноября 1752 выпускал свой наименее партийный «Ковентгарденский журнал» («The Covent-Garden Journal»).
Пьесы Филдинга ныне утратили популярность, и его слава основывается главным образом на романах История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса (The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr.Adams, 1742), История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого (The History of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great, 1743), История Тома Джонса, найденыша (The History of Tom Jones, a Foundling, 1749) и Амелия (Amelia, 1751). К созданию Джозефа Эндруса, самого светлого из этих произведений, писателя побудил роман С.Ричардсона Памела, или Вознагражденная добродетель. Еще прежде Филдинг остро высмеял Памелу, а заодно Апологию собственной жизни актера и поэта-лауреата К.Сибера в короткой юмореске Апология жизни миссис Шамелы Эндрус (An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews), но в Джозефе Эндрусе сатира более добродушна и не столь резка. В романе привлекательны юмор и живо изображенные персонажи, особенно педантичный и простодушный пастор Адамс. Филдинг называл это произведение комическим авантюрным романом или комическим эпосом в прозе, воспроизводящим манеру Дон Кихота Сервантеса. Пародируя Памелу Ричардсона, Филдинг заставил необыкновенно целомудренного лакея Джозефа отвергнуть похотливую леди Буби и бежать к честной служанке Фанни Гудвилл. Завершают этот роман «большой дороги» раскрытие семейных тайн и женитьба Джозефа и Фанни.
Джонатан Уайльд, яркая сатира на Уолпола, был начат предположительно после выхода закона о театральной цензуре в 1737 и поспешно завершен, чтобы попасть в сборник Смесь (Miscellanies, 1743). В сборник вошло также незаконченное и неровное аллегорическое обозрение Путешествие в загробный мир и прочее (Journey from This World to the Next), шутливые стихи и другие легкие мелочи, но кроме того – серьезные эссе об искусстве беседы, о людских характерах и несчастьях.
Том Джонс – признанный шедевр Филдинга. Романисту, утверждает в нем Филдинг, необходимы изобретательность и рассудительность, хорошее образование, широкий круг общения, человечность. Подробно разработанный, но по существу простой сюжет Тома Джонса – один из самых искусных в художественной литературе. Сквайр Олворти, обнаружив в доме подкидыша, растит мальчика вместе с Блифилом, сыном своей сестры Бриджет. Найденыш неблагоразумен, но добросердечен и становится всеобщим любимцем. Том и живущая по соседству София Уэстерн любят друг друга, завистливый Блифил клевещет Олворти на найденыша, и того изгоняют. София следует за ним – отчасти чтобы отделаться от Блифила, однако, узнав о нескромности Тома в амурных делах, отрекается от него. Обстоятельства Тома все ухудшаются, он близок к гибели, но затем становятся известны низость Блифила и безупречная порядочность Тома. Выясняется также, что он – сын Бриджет, и с благословения Олворти и сквайра Уэстерна он женится на Софии.
Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. В 1747 Филдинг женился вторично. В 1754 после изнурительной зимы, проведенной в суде, в борьбе с волной убийств, он был вынужден уехать на лечение в Португалию, где умер 8 октября 1754. В Дневнике путешествия в Лиссабон (Journal of a Voyage to Lisbon, 1755) с характерными для писателя остроумием и живостью мысли описаны последние недели его жизни.
Английский писатель, классик литературыПросвещения. Комедии в т. ч. «Политик из кофейни» (1730), «Пасквин» (1736),«Исторический календарь за 1736» (1737), Аллегорический очерк нравов«Путешествие в загробный мир и прочее» (1743). В центре сатирического романа«Джонатан Уайльд» (1743) — история жизни циничного авантюриста. Странствиягероев на фоне реалистической картины английской жизни — в «комической эпопее впрозе» «Джозеф Эндрюс» (1742) и «Истории Тома Джонса, найденыша» (1749), самомизвестном сочинении Филдинга, где конфликт (противопоставление холодногорассудка и доброго сердца) реализуется в психологически полнлкровном образеположительного героя. Нарастание социального пессимизма в романе «Амелия»(1751), «Дневник путешествия в Лиссабон» (опубл. в 1755).
Авторский фарс. (1730) Пьеса
* Амелия. (1751) Роман
* Джозеф Эндрюс. (1742)
* Джонатан Уайльд. (1743) Сатир. роман
* Дневник путешествия в Лиссабон. (опубл. в 1755)
* Исторический календарь за 1736. (1737) Комедия
* История Джонатана Уайльда Великого. (1739) Сатирич. повесть
* История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса. (1742) Роман
* История Тома Джонса, найденыша. (1749) Роман
* Любовь в различных масках. (1728) Пьеса
* Пасквин. (1736) Комедия [Выборы.]
* Политик из кофейни. (1730) Комедия
* Путешествие в загробный мир и прочее. (1743) Очерк
* Смешанные сочинения. (1743) Сборник неопубликованных работ
* Судья в ловушке. (1730) Пьеса
* Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-Пальчик Великого. (1731) Пьеса
* Щеголь из Темпла. (1730) Пьеса
Книгапрофессора английской литературы Пэта Роджерса — первая на русском языкенаучно-популярная биография Генри Филдинга (1707-1754). Так получилось, чтоэтот почитаемый у нас классик английской литературы в основном исследовался«академически»: ему посвящались главы в серьезных научных трудах, очеркитворчества (с краткой биографией) предваряли издания его романов и пьес.
Нашепредставление о Филдинге-человеке неполно и приблизительно, поэтому книгаРоджерса вызовет интерес уже тем, что мы узнаем Филдинга, каким его не знали(или знали недостаточно хорошо). Драматург, публицист, юрист, судья — великийтруженик и великий писатель, — со всех сторон приоткрывает эту колоссальнуюфигуру его добросовестный биограф. А главное, книга не оставит вас равнодушным,поскольку отношение автора к своему герою согрето чувством неподдельной любви.
КнигаРоджерса не является критическим очерком, но это и не «чистая» биография. Этоисследование, написанное в объективной манере, обобщает обширный критический ибиографический материал, накопленный английским литературоведением. Книга даетвсестороннее представление об эпохе Филдинга: перед нами проходят десятки егосовременников, среди них писатели С. Ричардсон, Т. Смоллетт, актеры Д. Гаррик,К. Сиббер и другие.
Роджерсподчеркивает новаторский характер филдинговского романа-эпопеи, освещаетмалоизвестную у нас деятельность Филдинга-журналиста, своеобразие литературногопроцесса в Англии ХVIII в.
Книгаиллюстрирована старинными гравюрами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В.Харитонов, послесловие. О книге Пэта Роджерса
· В 1929 году первые два лондонских полицейских комиссара заняли подсвое бюро помещение, примыкавшее некогда к Уайтхолльскому дворцу. ПозжеЛондонская полиция заняла еще один комплекс зданий, в котором ранееостанавливались члены шотландской королевской семьи при посещении лондонскогодвора. Отсюда и пошло название Скотланд-Ярд, ставшее впоследствии наименованиеманглийской уголовной полиции.
Из-за своеобразногопонимания свободы жителями Англии, ее столица столетиями не имела ни публичныхобвинителей, ни постоянной полиции, а подержание порядка и охрана имуществасчиталась делом самих граждан. Постепенно, они взяли за привычку наниматького-либо вместо себя за соответствующую плату. Подбирали тех, кто подешевле –инвалидов, полуслепых, бродяг и даже воров. Появились профессиональные доносчикии так называемые «ловцы воров» — самозванные детективы, занимавшиеся этим радинаживы, из мести или просто из жажды приключений. Любой без всякого ограниченияи контроля мог стать доносчиком или «ловцом воров». Это породило постепенное ихперерождение в тех, за кем они должны были охотиться – шантажистов,вымогателей, провокаторов и пр. Против этого выступали многие мировые судьи, втом числе и мировой судья Вестминстера – Генри Филдинг. В результате егопротестов и петиций ко двору ему в качестве эксперимента выделили средства изфонда секретной службы для оплаты дюжины сотрудников. В качестве униформы имбыли выданы жилетки красного цвета и пистолеты. Помещение суда Филдинганаходилось на Bow street, поэтому сотрудников его ведомства вскоре стали называтьbow street runners. Их также могли нанимать любые лондонцы, но цена такогонайма существенно возросла за счет того, что часть ее шла в казну государства исоставляла 1 гинею. Раннеры пользовались методами, схожими с теми, которыеприменяли французские полицейские того времени – переодевшись, посещалипритоны, запоминали лица преступников с тем, чтобы впоследствии облегчить ихопознание. Филдинг же начал вести реестр всех известных ему преступников,пополняя его путем налаживания связей с другими мировыми судьями, опубликовывалрозыскные листы в газетах. Брат Филдинга, страдающий слепотой и глухотой, темне менее успешно продолжил дело своего предшественника – предпринял попыткусоздания регулярных вооруженных конных патрулей, существенно пополнил картотекупреступников, но даже эти меры не помогали раннерам справляться с всеувеличивающимся масштабом разгула преступности (например, в начале прошлоговека в Лондоне около 30 тысяч человек жили исключительно за счет ограблений икраж). Ситуация стала настолько серьезной, что министр внутренних дел РобертПиль решил, наконец, вопреки враждебному отношению общественности к полиции,создать настоящую полицейскую службу.
7 декабря 1929 года1000 полицейских в голубых фраках, черных брюках и черных цилиндрах приступилик исполнению своих обязанностей в том самом помещении, о котором я упомянулвначале. Цилиндры, которые носили первые полицейские, должны были показатьнароду, что их охраняют не армия, а гражданские лица. Их звали «бобби»(уменьшительное от Роберт). Чуть позже, 12 человек из них стали детективами,составив секретную полицию (стали одеваться в штатское). Несмотря на недовериеграждан, штат детективов вскоре удалось увеличить до 24 человек, чуть позже изних выделился отдел уголовного розыска (2 человека) – костяк современногоСкотланд-Ярда. Было начато наблюдение за преступниками в тюрьмах – детективызапоминали их в лицо и участвовали в опознании по мере необходимости.
На протяжении почти90 лет организация английской полиции и методы ее работы оставались безсущественных изменений. Начало нашего века ознаменовало собой резкое увеличениеприменения новых средств расследования преступлений Скотланд-Ярдом, которыйвскоре даже обогнал по технической оснащенности аналогичные службы Европы иСША. Так, в октябре 1910 года, Скотланд-Ярд успешно раскрыл дело Хоули ХарвиКриппена – врача, отравившего свою жену и скрывшего следы своего преступленияпутем профессионально проведенного расчленения тела, удаления с него всехпризнаков, позволявших бы впоследствии идентифицировать хотя бы даже полжертвы. Применение в этом деле новейших методов гистологии ознаменовало собойвнедрение в криминалистику науки судебной медицины. Тогда же медик ДжонСпилсбери впервые в мире применил в ходе расследования преступлений микроскопиютканей для рубцовой идентификации в отношении застарелых телесных повреждений.Бурное развитие английской криминалистики в дальнейшем привело к такимдостижениям в этой области, как например, разграничение случаев насильственногои ненасильственного утопления, анализ времени и обстоятельств смерти от огня пожировой эмболии тела, открытие судебной баллистики путем созданиясравнительного микрос(каждое оружие оставляет на пуле свой неповторимый след,была создана самая крупная в то время коллекция оружия и боеприпасов).
Надо сказать, чтодолгое время токсикология, трасология и даже баллистика не могли выделиться изсудебной медицины как в Англии, так и на континенте. Но в конечном итогеутвердилось мнение, что новые области требуют столь много забот, времени ивнимания специалистов, что не могут быть освоены людьми, которые одновременнозаняты научными исследованиями другого рода.
На сегодняшний день структура криминалистических учрежденийв Великобритании выглядит следующим образом — (см. начало).
Под запись:
До 19 века в Англиине было ни государственного обвинения, ни официальной полиции. Это былообусловлено тем, что население острова крайне недоверчиво относилась к любыморганам контроля правопорядка как к возможному ограничителю их прав и свобод,добытых таким трудом у короля.
7 декабря 1829 года вЛондоне была основана государственная полиция Скотланд-Ярд, в штате которойпервоначально находилась 1000 полицейских, из них 12 детективов и 2 сыщика(отдел уголовного розыска). До начала 20 века работа этого учреждения быланеэффективна, уровень преступности в Англии превышал французский в полтора-двараза. Ситуация радикально изменилась с введением в методику работы новейшихсредств исследования вещественных доказательств (была усовершенствована французскаядактилоскопия, изобретена судебная баллистика). Сегодня в 24 из 39 графствАнглии уровень преступности ниже среднеевропейского.
ФИЛДИНГГенри [Henry Fielding, 1707—1754] — английский писатель, виднейшийпредставитель английского реализма XVIII века, один из основоположниковевропейского реалистического романа. Отец Ф. — офицер, дослужившийся под конецжизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветвиграфского рода Дерби. Ф. получил среднее образование в Итоне, одной из наиболееаристократических школ Англии; но, повидимому, отсутствие достаточныхматериальных средств заставило его отказаться отокончания Лейденского ун-та, где он
720
училсяоколо двух лет. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодойФ. обратился к драматургической деятельности. В 1728 появляется его перваякомедия «Любовь в различных масках» (Love in Several Masques), за к-ройпоследовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Ф. единоличноили в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, несчитая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсомв 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798). Пьесы Ф.,представлявшие собою большею частью подражания Конгриву иУичерли(см.), иногда — Мольеру (The Mock Doctor, 1732, The Miser, 1733), внастоящее время утратили свое художественное значение. Однакосоциально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже вэтих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущегоФ.-романиста. Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» (Don Qvixotein England, 1734), Ф. заявлял, что его задачей было изображение «бедствий,навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духевыдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевыЗдравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, — входит в составкомедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» (Pasquin, a DramatickSatire on the Times, 1736). В 1737 Ф. поступает студентом в Темпль и в 1740получает звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятийжурналистикой. В 1739—1741 он издает журнал «Боец» (The Champion) — подражание«Зрителю»Эддисона (см.), в 1745 издает антиторийский журнал«Истинный патриот» (The True Patriot). В последние годы выходят: «Журналякобита» (The Jacobite’s Journal, 1747—1748) и «Ковент-гардинский журнал» (TheCovent-Garden Journal, 1752). В конце 1748 Ф. получил назначение на постмирового судьи
721
вВестминстере, к-рый он сохранил за собою до конца жизни. Работа, связанная сэтой должностью, поглощала все силы Ф. и окончательно подорвала его здоровье. В1754 по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умервскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Ф. описаны им в посмертном«Дневнике путешествия в Лиссабон» — Journal of a Voyage to Lisbon, 1755).
Широкаяписательская известность Ф. основывается не на его драматургии и публицистике,а исключительно на трех больших его романах: «История приключений ДжозефаЭндрьюса и его друга м-ра Абрагима Эдамса» (The History of the Adventures ofJoseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams, 1742), «История ТомаДжонса, найденыша» (The History of Tom Jones, a Foundling, 1749) и «Эмилия»(Amelia, 1751), к к-рым следует присоединить также его сатирическую повесть«Жизнь Джонатана Уайльда Великого» (The life of Mr. Jonathan Wild the Great),вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Ф. в 1743.
Иллюстрация:
Крюкшенк. Иллюстрация к роману Филдинга«Том Джонс, найденыш», изд. 1883
Толчком ксозданию «Джозефа Эндрьюса» послужила «Памела»Ричардсона. Делаягероем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, вуслужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Ф.ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однаколитературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределыпростой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Ф. осознает ипровозглашает себя творцом нового лит-ого жанра — «комического эпоса в прозе,отличающегося от комедии так же, как серьезный эпос отличается
722
оттрагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватываетгораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр —настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, — противопоставляется имв равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII в. исентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.
Новаторскиепринципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение вшедевре Ф. «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса»представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задачахудожника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивоеподражание природе — единственный источник эстетического наслаждения.Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «закрайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков ипоэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1).Воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга —огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками илицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе.Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этойборьбе.
«Комическаяэпопея» Ф. имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романаXVI—XVII вв., и в лице французского «комического романа» XVII в. (Сорель,Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в лит-ру, — жизньплебейских «низов» общества, — используется ими почти неизменно в планегротеска. В творчестве же Ф. буржуа входит в лит-ру в прозаическом костюме м-раОллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной АнглииXVIII в. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного«комическо-повествовательного» жанра Ф., давая определение своего «комическогоэпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего«абсурдного и чудовищного».
Этостремление к максимальной бытовой достоверности было противоречиво по своимхудожественным результатам. Будучи, с одной стороны, шагом вперед к болеереалистическому изображению действительности, оно в то же время имело своимпоследствием неизбежное сужение реализма буржуазных художников XVIII в.Достаточно сравнить творчество Ф. с произведениями великих реалистовВозрождения — Шекспира, Рабле, — меньше всего заботившихся о бытовойдостоверности своего творчества, смело обращавшихся к фантастике и бурлеску исоздававших тем не менее широчайшие реалистические обобщения. Ко времени Ф. этаэпоха «титанов», к-рые «были чем угодно, но только не буржуазно-ограниченными»(Энгельс), была целиком в прошлом. В Англии, успевшей уже пережитьреволюционные битвы кромвелевского «великого мятежа» и бесславный
723
компромисс«славной революции» 1688, буржуазная ограниченность вступала уже в свои права,— даже там, где речь шла о наиболее передовом и правдивом искусстве тоговремени. Правда, в своей апелляции к опыту как единственному источникуистинного искусства Ф. бесконечно далек от крохоборческого эмпиризма эпигоновбуржуазной лит-ры. В эстетико-теоретических главах «Тома Джонса» Ф. не разобращается к художнику с требованием отказаться от плоско фотографическогоизображения жизни, настаивая на том, что его роман, в отличие от всевозможныхэмпирических «жизнеописаний» и «апологий», представляет собою «историю», т. е.художественноеобобщение событий. Однако именно в этой максимальнойобобщенности его наблюдений над «человеческой природой», являющейся гарантиейшироты его реалистического кругозора, ярче всего проявляется в то же время егоограниченность, суживающая социальную базу реализма Ф. Именно в этомпротиворечии — внутренняя трагедия творчества Ф. Срывая маски со лжи илицемерия, в каких бы кругах общественной жизни они ему ни встречались [ледиБелластон, лорд Фелламар («Том Джонс»), «благородный лорд» («Эмилия»), ледиБуби («Джозеф Эндрьюс»), Джонатан Уайльд и т. д.], Ф. противопоставляет им —как идеальный образец — человеческую природу вообще.
Проблемачеловеческой природы — основная проблема для всего буржуазного просветительстваXVIII в. — занимает центральное место и в творчестве Ф., в особенности в «ТомеДжонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природачеловека сама по себе далеко не плоха, — говорит один из персонажей Филдинга. —Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу инаправляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, втом числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким жепросветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонсас Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пыломсвоей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяинаглубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако,согласно Ф., добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточенразум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрываетсяне только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и какпобеда обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазнойнравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция отразума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Ф. уже заставляетпредчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведенияхсентименталистов.
«ТомДжонс» отмечает собой вершину творчества Ф. Последовавший за ним последний
724
периодтворчества Ф., в центре к-рого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблениемреалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
Если в«Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность переходак сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Ф., показывает, что сдвиг вэтом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря наналичие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный«благородный лорд» и др.), общий колорит книги резко отличается отпредшествующих романов Ф. Обличительные задачи «Эмилии», о которых он говорит впосвящении ее Аллену («Эта книга искренне предназначена к тому, чтобыспособствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглыхзлоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частнуюжизнь нашей страны), достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрьюса» или «ТомаДжонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствамисентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона(в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первыйплан романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса —слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Ф.заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться вовсемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедейБарроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книгФилдинга; в отличие от «Джозефа Эндрьюса» и «Тома Джонса», развернутаякомпозиция которых давала художнику возможность широкого охватадействительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейногомирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («ДжозефЭндрьюс»), Ф. в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в товремя как «Джозеф Эндрьюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и«безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямопротивоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-GardenJournal», 1752).
Статья о«Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением«Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этойстатье он отрекается от Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищалсяв «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительноотзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».
«Религиозноеханжество и тупость английского „респектабельного“ среднего класса» (Энгельс)способствовали созданию в английской критике и в представлении широкихчитательских масс «легенды» о Ф., безоговорочно отожествляющей его с егогероями (в частности с Бузсом из «Эмилии»),
725
превращающейФ. в мотыльковоподобного, бездумного, легкомысленного художника, а его романы —в чисто «развлекательные» произведения. Попытки восстановить подлинный облик Ф.и его творчества предпринимались за последние десятилетия некоторымилитературоведами Запада; настоящее выполнение этой задачи будет деломмарксистского литературоведения.
Библиография: I. Первоесобрание сочинений Ф. в 4-х тт. вышло в посмертном издании под ред. ArthurMurphy, 1762. Собрание романов было издано Вальтер Скоттом, 1821. Критическогоиздания собрания сочинений Ф. до наст. времени нет. Из имеющихся собранийсочинений лучшими считаются: Works, edited with biographical essay by LesliStephen, 10 vls, L., 1882—1883; Works, edited by George Saintsbury, 12 vls, L.,1893—1899 (так наз. «Temple Fielding»).
Библиография русских переводовФилдинга, вышедших в XVIII в., находится в книге: Сиповский В. В., Из историирусского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русскогоромана), часть I, XVIII в., СПБ, 1903 [по указателю]. Под именем Филдинга вышлипереводы книг «Похождения Родрика Рандома», 2 ч., М., 1788, и «ПутешествиеГунрия Клинкера», 3 ч., СПБ, 1789, принадлежащих Смоллету. Том Джонс, переводА. Кронеберга, СПБ, 1849; то же, под назв. «История Тома Джонса-найденыша», тт.1—3, изд. А. С. Суворина, СПБ, 1893; то же, изд. «Молодая гвардия», М. — Л.,1931 [сокращенный перевод]; то же, тт. I—II, изд. «Academia», М. — Л., 1935.
II. ThackerayW. M., Lectures on the English Humorists of the Eighteenth century, L., 1853; LindnerF. H., Fieldings dramatische Werke, Dresden, 1895; Dobson A., Fielding(English men of letters), L., 1909. Поздн. изд. 1925; Godden G. M., H.Fielding: a memoir, including newly discovered letters a. records withillustrations from contemporary prints, L., 1910 [фактич. 1909]; Cross W. L., The History of H.Fielding, 3 vls, New Haven, 1918; Fröhlich A., Fieldings Humor inseinen Romanen, Diss., Lpz., 1918; Digeon A., Les romans de Fielding,P., 1923, англ. перевод, L., 1925; Егоже, Le texte des romans de Fielding, P., 1923; BlanchardF. T., Fielding the novelist, L.-Oxford, 1926 (данаобширн. лит-ра); RadtkeB., H. Fielding als Kritiker, Phil. Diss., Lpz., 1926; Baker E. A.,The History of the English novel, vol. IV, Intellectual realism from Richardsonto Sterne, L., 1930; Banerji H. K., H. Fielding, Playwright,Journalist a. Master of the art of fiction, his life a. works, Oxford, 1929; VoordeF. P., van der, H. Filding critic and satirist, Amsterdam Diss., Taara, 1931; ThornburyE. M., H. Fielding’s theory of the comic prose epic (Univ. of Wiskonsin studiesin language and literature, N. 30), Madison, 1931; Gray E. W., TheFielding — Smollet tradition in the English novel from 1750 to 1835, Сб. Harvard University. Summaries of theses (1931),Cambridge, 1932; Bissell Jr., F. O., Fielding’s Theory of the novel,Ithaca, N. Y., 1933; Jones B. M., H. Fielding, novelist andmagistrate, L., 1933. ГеттнерГ., История всеобщей литературы XVIIIв., т. I. Английская литература (1660—1770), СПБ, 1863, стр. 397—404; ТеккерейВ. М., Собрание сочинений, т. XI, СПБ, 1895, статья «Английские юмористы XVIIIв.»; Обломиевский Д., Филдинг (в сб. «Ранний буржуазный реализм»,Гослитиздат, Ленинград, 1936).
Генри Фильдинг (1707-1754) был выдающимсяроманистом и драматургом, крупнейшим сатириком и юмористом, «творцомреалистического романа, удивительным знатоком быта страны и крайне остроумнымписателем», как отмечал М. Горький.
Генри Фильдинг принадлежал кчислу наиболее замечательных людей того знаменательного исторического периода,простирающегося от конца английской революции XVII века до французскойреволюции 1789 года, который принято называть эпохой Просвещения. В своейработе «От какого наследства мы отказываемся» В. И. Ленин говорит отрех чертах, характерных как для русских, так и для западноевропейскихпросветителей. Просветители были одушевлены «горячей враждой к крепостномуправу и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области.Это первая характерная черта „просветителя“. Вторая характернаячерта… — горячая защита просвещения, самоуправления, свободы… Наконец,третья характерная черта „просветителя“ это — отстаивание интересовнародных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобожденыили только освобождались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, чтоотмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние,и искреннее желание содействовать этому» [1]. Просветителиразных стран, ведя борьбу с феодализмом и его пережитками в различных сферахжизни, мысли и культуры, "… совершенно искренно верили в общееблагоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли ещевидеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного" [2]. Онистремились поставить на службу народу все области знания и творчества. Веря ввечное совершенствование человечества, они проповедовали наступление«царства разума», построенного на священных принципах свободы,равенства и братства.
Основные идеологические тенденциибыли общими у просветителей разных стран. Все они более или менее решительноборолись