Он исповедовался в своих стихах,
невольно увлеченный восторгом
поэзии.
А.С. Пушкин.
Тема поэта и поэзии мнебыла интересна всегда, потому что я тоже пытаюсь писать стихи. И хотя менянельзя назвать поэтом, я уже испытывал то чувство радости, когда отдельныеслова неожиданно начинают складываться в строфы, а они, в свою очередь, встихотворение. Иногда у меня возникает вопрос: что чувствовали такие гениирусской литературы, как Державин, Пушкин, Лермонтов? Какие мысли приходили кним в то далекое время, какими был их взгляд на общество, как он соотносился сих внутренним миром?
Ответить на этот вопрос, не познакомившись створчеством великих литераторов, невозможно.
В мою жизньА.С. Пушкин вошел еще в детстве. Дошкольником я наслаждался его стихотворениями,сказками… Они поразили меня своей красотой и полнотой содержания, неиссякаемойэнергией жизни, искренностью и напевностью. Сам открытый всему миру, Пушкинсумел свой стих сделать открытым читателю.
Ставстарше, я узнал М.Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что его поэзия оченьотличается от поэзии Пушкина, она обладает удивительной силой эмоциональноговоздействия. «Бородино» завораживает искренней естественностью патриотизма,«Парус» — тревогой поисков и желанием свободы, «Мцыри» — непреклонностьюпорыва, волей героя, не сломленной трагическим поединком с обстоятельствами… Стех пор имена этих великих поэтов для меня неразрывны:
Пушкин– радуга на всей земле,
Лермонтов– путь млечный над горами…
(Вл. Набоков)
Поэзия Г.Р.Державина возникла для меня гораздо позже, когда я задумался, откуда беретначало творчество Пушкина и Лермонтова и их знаменитых последователей, которымнаслаждаются по сей день.
Именно Державин сделал русскую поэзию XVIII-XIX веков такой, которуюсейчас мы так любим и красотой которой так восхищаемся. До этогопоэты-соотечественники только рассуждали в стихотворной форме о смерти,старости и разных нравоучительных предметах. Одописцам полагалось прятать своюличность, будто их устами глаголет сама истина.
Державинвыступил в литературе на закате классицизма и, чутко относясь к новымпоэтическим веяниям, не мог остаться правоверным классиком. Освободившись отсковывавших его пут нормативности, редкостный талант Державина развернулся смолниеносной быстротой и поэтической силой. Организующим центром поэзииДержавина все больше становится образ автора, единый во всех произведениях. Икак человек, а не условно-отвлеченный «пиит», он видит личностные недостаткивельмож, их «небесно-голубые взоры».
С образомавтора в поэзию Державина входит живой разговорный язык, то, что сам поэтпозднее назвал «забавным русским слогом». Именно он и помог стихотворцураскрыть свою личность во всех произведениях.
В своемтворчестве Державин уделяет большое внимание теме поэта и поэзии. Говоря опоэзии, он подчеркивает ее истинное предназначение:
Сейдар богов лишь к чести
Ик поученью их путей
Бытьдолжен обращен, не к лести
Итемной похвале людей.
Так наставляет Фелица«мурзу»-стихотворца. Сам же Державин свою главную заслугу видит в том, что он«истину царям с улыбкой говорил». На многое поэт дерзнул впервые врусской литературе. В частности, он первым вслух заговорил о своем поэтическомбессмертии. Посмертную славу автор ставит в зависимости от выбора героев,которых он воспевал:Превознесу тебя, прославлю,Тобой бессмертен буду сам!
Та же героиня (Фелица) должна «вознести с собой» в «храмславы» «скудельный образ» поэта («Мой истукан»). Но в других произведенияхДержавин мог пафосно провозгласить:
Врагов моихчервь кости сгложет,
А я Пиит и неумру.
Целиком темепоэтического бессмертия посвящены два державинских подражания римскому поэтуКвинту Горацию Флакку: «Лебедь» и «Памятник». Из них наибольшую известностьимеет второе.
Так!- весь я неумру, но часть меня большая,
От тлена убежав,по смерти станет жить,
И слававозрастет моя, не увядая,
Доколь славяноврод вселенна будет чтить.
В понятие державинскогобессмертия входит память народа о его славном творческом пути. Ведь поэзиястихотворца имела общественное назначение.
Всяк будетпомнить то в народах неисчетных,
Как ибезвестности я тем известен стал…
Причину своего поэтического бессмертия Гораций объясняетлаконично и скромно: он первый переложил на итальянский лад греческие напевы.Объяснение Державина просторнее и относится уже не только к чисто поэтическим заслугам, хотя и к ним тоже:
Что первый ядерзнул в забавном русском слоге
О добродетеляхФелицы возгласить,
В сердечнойпростоте беседовать о Боге
И истину царям сулыбкой говорить.
В заключенииДержавин добавляет важную мысль:
О, Муза!возгордись заслугой справедливой,
И презрит ктотебя, сама тех презирай…
Ее вдальнейшем подхватил и развернул Пушкин в своей вариации на ту же тему –знаменитом стихотворении «Я памятник себе воздвиг…»
Являясь продолжателем поэтическогодела Державина, А.С. Пушкин, однако, нередко критикует его, так как имеет инойвзгляд на жизнь и отличную от державинской гражданскую позицию поэта.Придворный стихотворец в душе был довольно консервативен, он ставил превышевсего государство, во главе которого должен быть мудрый царь. В его мире доброесть добро, зло есть зло, а если бунтовщики потрясают основы державы, то этотоже зло, с которым надлежит бороться.
Немудрено, чтосвобода Державина кажется продекабристски настроенному Пушкину тяжелой инеуклюжей. Он назовет стихи предшественника «дурным переводом с какого-точудесного подлинника – оценка нелестная, но понятная. Пушкина, который далотечественной поэзии меру красоты, должны были раздражать причудливые громадыдержавинских од.
Но именноДержавину Пушкин был обязан главным своим достижением – освобождением отнаперед заданных правил при выборе поэтического слова. Державинская тяжестьстала пьедесталом для пушкинской легкости. Побежденный учитель уступил местопобедителю-ученику.
Активноетворчество Пушкина началось еще в лицее. Во время обучения начала формироватьсяего гражданская позиция, которая предназначалась служению делу освобожденияРоссии от давящей государственной системы, стремлению поэта к независимости втворчестве, признанию поэтического труда как тяжелой работы. («Дельвигу, 1817г., «К Н.Я. Плюсковой, 1818 год.)
Особый интереспредставляет ода «Вольность», написанная в 1817 году. В ней поэт выступаетпротив деспотизма самовластия и крепостного права.
Тираны мира!трепещите!
А вы мужайтесь ивнемлите,
Восстаньте,падшие рабы!
Ода представляет собой пример гражданской лирики, образцыкоторой Пушкин мог найти у Радищева и Державина. Она проникнута романтическимпафосом. Но по сравнению с Державиным, Пушкин провозглашает в ней ответственностьцарей перед законом, которая является залогом вольности народов.
Осознаваяистинное предназначение поэта и поэзии, видя его в служении своему народу иОтечеству, автор болезненно переживает несовершенство своего поэтического языкав эмоциональном воздействии на читателя.
Как добитьсядуховного освобождения народа, раскрыть ему глаза на уничтожающий человеческоедостоинство порядок вещей, где царит «рабство дикое» и «рабствотощее»?(«Деревня») С горечью и надеждой восклицает поэт:
О, если б голосмой умел сердца тревожить!
Почто в грудимоей горит бесплодный жар,
И не дан мнесудьбой витийства грозный дар?
Но как бы нитрудна была сверхзадача поэзии, А.С. Пушкин неуклонно стремится достигнуть ее,находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов высокогонакала души.
Так, встихотворении «Кинжал» Пушкин осуждает массовый террор якобинцев и одновременнославит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судиипозора и обиды». Многими декабристами это стихотворение было воспринято какпризыв к свержению самодержавия.
Послеразгрома восстания декабристов в лирике Пушкина начинают все сильнее звучатьфилософские мотивы – раздумья о смысле и цели жизни, о поэте и его назначении,об отношениях между поэтом и обществом. Вольнолюбивую душу угнетает наличиежандармской цензуры, признающей только официальную литературу, отвергающей всеживое, смелое, прогрессивное. В стихотворении «Послание цензору» авторутверждает стремление творить по законам, самим над собой установленными,отвергая бесполезную цензуру:
Докучнымевнухом ты бродишь между муз;
Ничувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Нислог певца «Пиров», столь чистый, благородный,-
Ничтоне трогает души твоей холодной.
А.С. Пушкинискренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые мотивы, чувство собственногодостоинства, но тщетно: его разочарование в служении обществу отразилось встихотворении «Свободы сеятель пустынный».
Ноупадническое настроение не мешает поэту понять, что его время наполненовеликими событиями. Божественная суть искусства, пророческое назначениестихотворца находит свое выражение в стихотворении «Пророк» (1826 год). Автор воснове произведения использует сюжет библейской легенды, в которой посланникБога Серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, даруя ему силупророка. Этим человеком является лирический герой Пушкина, бредущий побезлюдной пустыне, не находя никакого сочувствия. Встреча с ангеломпреображает, озаряет светом понимания истины его жизнь. Но недостаточно чудесногопреображения чувств и способностей, чтобы осознать пророческую миссию.Поэту-реалисту необходим жар сердца. Только очень высокий эмоциональный накалможет переплавить обыденную жизнь в чистое поэтическое золото:
Ион мне грудь рассек мечом,
Исердце трепетное вынул,
Иугль, пылающий огнем,
Вогрудь отверстую водвинул.
Так завершается преображение пророка: поэт приходит кмысли, что он должен не просто утешать, радовать людей и доставлять имнаслаждение своим творчеством, а наставлять читателя, вести его за собой.
Однако привсепобеждающей доброте поэта, идиллии в отношениях А.С. Пушкина с читателяминикогда не было. Вспомним «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 год):
Блажен,кто про себя таил
Душивысокие созданья
Иот людей, как от могил,
Неждал за чувство воздаянья!
Эта позиция отстраненности поэта от толпы выражается в стихотворениях«Поэту» (1830 г.), «Эхо» (1831 г.), «Толпа глуха» (1833 г.), «Гнедичу» (1832г.), «Странник» (1835 г.), «Из Пиндемонти» (1836 г.) Степень отчужденности между поэтоми читателем А.С. Пушкин осознает в лирике трагически:… Толпа глухая,Крылатой новизны любовницаслепая,Надменных баловней меняет каждыйдень,И катятся стуча с ступени наступеньКумиры их, вчера увенчанные ею.
Между тем, в Пушкине всегда жила надежда на читательскоепризнание. Эта надежда звучит как пророчество, вырывающееся вопрекитрагическому одиночеству поэта при жизни.
На закатесвоей недолгой жизни А.С. Пушкин, будто предчувствуя скорую кончину, решаетподвести итог своей поэтической деятельности. Этим итогом стало стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» (1836 г.). Стихотворец в первых же строкахраскрывает свой секрет поэтического бессмертия и высвобождения из плена: смертьземная открывает жизнь вечную:
Нет,весь я не умру – душа в заветной лире
Мойпрах переживет и тленья убежит –
Иславен буду я, доколь в подлунном мире
Живбудет хоть один пиит.
Затем Пушкин провозглашает основную ценность и мерило любого поэта –народность:
Идолго буду тем любезен я народу,
Чточувства добрые я лирой пробуждал,
Чтов мой жестокий век восславил я свободу,
Имилость к падшим призывал.
В этих строках утверждается гуманистическая идеятворчества. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться сделать людей лучше, неупрекать их в невежестве и темноте, а указывать им путь истинный. И здесь онобязан слушать только веление собственного сердца…
ВеленьюБожию, о муза, будь послушна,
Обидыне страшась, не требуя венца;
Хвалуи доброту приемли равнодушно,
Ине оспоривай глупца.
«Памятник» начался бунтом, а закончился заклинанием,призывом к смирению, но к такому смирению, которое отторгает всякую зависимостьот суеты (обиды, венца, хвалы, клеветы). Это стихотворение – подвиг поэта,запечатлевший всю красоту его личности.
По-своему решает тему поэта и поэзииМ.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал болееширокий и сложный образ поэта. Эта сложность объясняется теми условиями жизни,которые были связаны с последствиями разгрома декабристов. «Нет двух поэтовстоль существенно различных,- писал В.Г. Белинский,- как Пушкин и Лермонтов.Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли,истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафоспоэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе человеческойличности». Благородная и светлая поэзия Пушкина развивалась на почве надежд и доверия к жизни, веры вбезграничные возможности человека. И напряжение народных сил в Отечественнойвойне 1812 года, и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светломуи непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходитэпоха разочарования, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкинаприходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825 год, год восстания иразгрома декабристов. И в поэзии Лермонтова с первых же строк звучит темаодиночества.
«В… лирическихпроизведениях Лермонтова,- писал В.Г. Белинский,- виден избыток несокрушимойсилы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, онипоражают душу читателя безотрадностью, безверьем в жизнь и чувствачеловеческие, при жажде жизни и избытке чувств… Нигде нет пушкинского разгулана пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да,очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсемновое звено в цепи исторического развития общества…»
Пушкину довелосьиспытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего впустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих предсказаниях, иего поэзия порой вызывала вопрос: «Какая польза нам от ней?»
Лермонтов изведалне только одиночество и непонимания. Он уже фигура отчетливо трагическая.Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба егогениального предшественника. Стихотворение «Смерть поэта» написано по горячимследам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет отрагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происходящее какпроявление вечной борьбы добра со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рукничтожных людей. Он – гордая, независимая личность, дивный гений, явлениенебывалое и потому чужеродное в среде, живущей завистью, алчностью, клеветой,погоней за счастьем, понимаемым как богатство, высокие звания и чины,привилегированное положение в обществе… Столкнулось небесное с земным, низкое свысоким, «лед с пламенем».
Поэт-пророк – этообраз, введенный в литературный обиход Пушкиным. Такой же он и у Лермонтова.Появляется у него и образ карающего кинжала. В стихотворении «Поэт» Лермонтовстроит лирическую композицию на сравнении своего коллеги по перу с кинжалом,вспоминая те далекие времена, когда страстное слово поэта оказывалось в сердцахслушателей, когда творчество его было служением, а не мукой одиночества:
Бывало, мерныйзвук твоих могучих слов
Воспламенялбойца для битвы.
Он нужен былтолпе, как чаша для пиров,
Как фимиам вчасы молитвы.
Твой стих, какбожий дух, носился над толпою,
И отзвук мыслейблагородных
Звучал, какколокол на башне вечевой
Во дни торжестви бед народных.
Но пустота ичерствость окружающего мира заставляют поэта уйти в себя, отказаться отвысокого служения людям, а это, как считает Лермонтов, равнозначно заржавевшемуклинку кинжала. Призывая стихотворца услышать зов времени, Лермонтов впервые всвоем творчестве употребит образ «осмеянного пророка».
Проснешься ль тыопять, осмеянный пророк
Иль никогда наголос мщенья
Из золотых ножонне вырвешь свой клинок,
Покрытыйржавчиной презренья?
Как и встихотворении «Поэт», в «Журналисте, Читателе и Писателе» возникает темапророчества. «Пророческая речь», «осмеянный пророк» — эти настойчивоповторяющиеся образы получат трагическое завершение в стихотворении «Пророк»,которое станет итогом размышлений Лермонтова о судьбе и предназначениинастоящего поэта. Он сознательно избирает стихотворную форму пушкинского«Пророка». Его произведение написано тем же размером и звучит как прямоепродолжение стихотворения Пушкина, у которого «Бога глас» взывает к пророку:
Восстаньпророк, и виждь, и внемли,
Исполнисьволею моей
И,обходя моря и земли,
Глаголомжги сердца людей!
Вот главное назначение провидца, его долг перед миром иперед собой. И не важно, как воспримут его слова те, кому они предназначены.Лермонтов услышал призыв предшественника и последовал ему:
Стех пор, как вечный судия
Мнедал всевиденье пророка
Вочах людей читаю я
Страницызлобы и порока.Провозглашать я стал любви
Иправды чистые ученья.
Вменя все ближние моиБросали бешено каменья…
Лермонтовский пророк, посыпав голову пеплом, бежитподальше от людей в пустыню, где его благодарно слушает лишь звезды дабессловесная тварь. Когда же он изредка появляется «шумном граде», тоумудренные старцы показывают на него пальцами, внушая детям:
Смотритеж, дети, на него,
Какон угрюм, и худ, и бледен.
Смотрите,как он наг и беден,Как презирают все его!
Осмеянный пророк,на которого показывают пальцем, как на юродивого,- страшный образ. Его ждетлишь печаль и тоска. По сравнению с пушкинским героем он движется лишь назад. ДляПушкина провидец – носитель слова Божьего, исполненный всего самого чистого исветлого. В стихотворении же Лермонтова, пророк, не отказываясь от даравсевышнего, несет тяжкий крест непонимания, жестокости и презрения окружающих,пробираясь сквозь толпу и обращая к ней поучительную речь.
В эпохугосударственной нестабильности Лермонтов остался хранителем и продолжателемвысоких заветов предшественников. Его поэт-пророк является носителемвозвышенных истин. Поэтические идеалы по-прежнему соотносятся с идеаламипушкинского времени. Его стихи полны горечи, чувства одиночества, разобщенностив царстве произвола и мглы, как назвал Николаевскую эпоху Герцен. Это сообщилопоэзии Лермонтова характер трагический.
Вопрос отом, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии,всегда волновал и будет волновать сторонников искусства для народа. Поэтомутема назначения стихотворца – центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывает итворчество современных поэтов, для которых судьба Родины и народа – их судьба.
Г.Р.Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов как представители передовых круговрусского общества XVIII-XIX веков возглавилидальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие .
Русскаядействительность, духовная близость Пушкина к декабристам были той школой, вкоторой сложились взгляды поэтов на сущность искусства, на место и роль поэзиив жизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие стихотворцы писали вразное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них освоей поэтической музе.
Образдержавинской музы оставался неизменным на протяжении всего его творчества. Еёотличала добродушная натура, простота, домашность и приватность.
А.С.Пушкину муза казалась «подругой ветреной», «вакханочкой», «барышней уездной, спечальной думою в очах, с французской книжкою в руках», а чаще всего она былапризвана «глаголом жечь сердца людей».
М.Ю.Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от пушкинской.Сначала она полна печали и разочарования, а затем – страстно желает найти себяи свое место в жизни, исполненная веры и надежд.
ДляДержавина поэт есть некая вариация священного забавника, задача которого«истину царям с улыбкой говорить», шутя и балагуря учить правителей,предостерегать их и поправлять – «и в шутках правду возвещу».
Для Пушкинацель поэзии – поэзия. Пророческое призвание стихотворца освобождает его отнеобходимости приносить стихами какую-либо житейскую пользу. Он бескорыстнослужит лишь Богу («Веленью Божию, о муза, будь послушна…) и гармонии. Поэзиясродни самой жизни, она столь же непредсказуема.
Гораздоглубже и трагичнее воспринимает и поэзию, и действительность М.Ю. Лермонтов.Поэтический анализ души приводит стихотворца лишь к новым и новым вопросам – итак до тех пор, пока его жизнь не оборвалась. Как поэт неразрешимых сомненийвошел он в историю русской литературы.
Однакотакие индивидуальные взгляды на творчество не умаляют основного – истинногоназначения поэта и поэзии, назначения, которое стихотворцы видели в служениисвоему народу, Отечеству. Во всем, о чем бы ни писали они, сказывался передовойчеловек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воляи стремление к уничтожению всего, что притесняло, подавляло, калечило народ ижизнь личности.
Преклоняясьперед великим предшественником, идти по его следам, но идти, бунтуя,продолжать, но не подражать – вот одно из замечательных свойств, отличающихличности истинных Поэтов.
* * *
Список использованной литературы.
1. В.Ходасевич «Державин»
2. П. Палмарчук «Слово и дело Державина»
3. И. Подольская «Державин»
4. С. Андреевский «Лермонтов»
5. В. Белинский «Стихотворения М.Ю.Лермонтова»
6. И. Андроников «Образ поэта»
7. В. Недзвецкий «Поэт и его судьба»
8. В. Непомнящий «Лирика Пушкина»
9. В. Гуминский «Жизнь пушкинского«Памятника» во времени»
10. Б. Бобылев «Не требуя венца…»
11. Ф. Достоевский «Пушкин»
12. Н. Гоголь «Несколько слов оПушкине»
13. Н. Сечина «А.С. Пушкин. Лирика»