РЕФЕРАТ
ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЕ.
Исполнитель: Мисявичуте Евгения Сергеевна
Ученица 11 класса «А»
МОУ «Средняя школа №9
Руководитель: Соловьёва Ольга Николаевна
г.Великие Луки
2004 год
СОДЕРЖАНИЕ:
I.ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………… стр3
II.БАЛ В ЖИЗНИРУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.Историябала…………………………………………………...стр 4-5
2.Видыбалов…………………………………………………….стр 6-7
3.Бальныйэтикет………………………………………………….стр 8
4.Планированиебала…………………………………………..стр 9-13
5.Аксессуары………………………………………………….стр 14-15
6.Развлечения………………………………………………….стр16-17
III. ТЕМА БАЛАВ РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1. «Горе от ума»…………………………………………...стр18-29
2. «Евгений Онегин»……………………………………...стр30-38
«Петербургскийбал»………………………………… стр32-33
«Бал Татьяны на именинах»…………………………стр34-37
«Московскийбал»……………………………………….стр38
3. «Мёртвые души»……………………………………......стр39-40
4. В.Гофман «Летний бал»……………………………………стр41
5. «Мастер и Маргарита» (бал у Сатаны)………………..стр 42-46
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… стр47
I.ВСТУПЛЕНИЕ.
Литература – один из моих любимейших предметов. Каждыйлитературный период интересен по-своему, но моя любовь к литературе началась с«Золотого века», с А.С. Пушкина.
Изысканные манеры, дуэли,век когда мужчины боготворили женщин, высшее общество, взаимоотношения дворян,всё это притягивало меня как магнит. «Сегодня граф Nдаёт бал в честь именинсвоей дочери…» примерно так могла выглядеть статья в светской хронике тех лет.Бал одно из популярнейших событий XIXвека, он давался в связи собручением, именинами, рождениями детей и.т.д.
На бал приглашалисьполитические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал — красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные полькиперемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух,танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодныхсделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое,многое другое. Сколько стрел сломал трудолюбивый Амур, о сердца молодых людей?В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из – заоскорблённой чести и отвергнутой любви, видело это время.
Интрига одна из неотъемлемыхатрибутов великосветского бала. Паутина сплетен и наговоров оплетала всех,никто не мог избежать этого, рано или поздно все попадали в расставленные сетиинтриги. И чтобы не оказаться марионеткой в руках других людей сами начиналиплести клубок сплетен.
В курсе уроков школьнойлитературы тема бала рассматривается не широко, и готовя данный реферат яузнала много нового и интересного. В произведениях русской классическойлитературы бал рассматривается по разному: в одних – это действие не играетсущественной роли («Мёртвые души», Н.В Гоголь), в других бал становится роковым(«Маскарад», М.Ю Лермонтов). Л.Н Толстой для описания первого бала НаташиРостовой не жалеет листа и описывает бал на протяжении двухсот страниц. Впроизведении А.С Грибоедова «Горе от ума» практическивсё действие происходит на балу, таким образом так или иначе бал притягивает ксебе писателей: и многие из них уделяют ему особое место.
Очень жаль, что в наше времябалов практически нет и этикет не входитв школьную программу. Давайте попробуем подробнее узнать про это волшебноезавораживающее, а иногда трагическое действие!
II. Бал в жизни русскогообщества.
1. История бала.
Слово пришло в русский язык изнемецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германиисуществовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревниугощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVIIв, ничего похожего на балы не существовало. В 1718г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII— XIXвв. балы всепрочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянскогообраза жизни, проникнув во все слои городскогонаселения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль»,в XIXв стали танцевать даже в деревне,
Бал имел свои правила, свою последовательностьтанцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции непринято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений,в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура.Упоминание об этом можно найти 'Горе отума" А.С. Грибоедова:
… съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы « трауре,так балу дать нельзя,
И в другом месте:
балы дает нельзя богаче, От Рождества и допоста
И летом праздники надаче
Действительно, традиционно бальныйсезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) идо последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
2. Виды балов.
Наибольшее официальнойразновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На нихсобирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.
Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей,родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходилисветские дебюты молодых людей и девушек, которые начиналивыводить в свет.
Блестящаягвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивалисьбалы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно быловеселиться от души в отличие от чинных и церемонныхпридворных балов в холодном Петербурге, На Московских балахсговаривались свадьбы «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — писал Пушкин.
Общественныебалы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты.,которые мог купить каждый желающий.Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близкихзнакомых. Проводились благотворительныебалы, на которыепродавали билеты, и в залах устраивали благотворительнуюторговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользукакого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Вот как описывает благотворительный балА.П., Чехов в повести " Анна на шее".Общедоступные балыдляразличных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов,художников, мелких чиновников. Детскиебалы — эго особые балы,устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах,либо у танцмейстера Иогеля. Туда привозили и совсеммаленьких детей, но там танцевали и девочкидвенадцати, тринадцати или четырнадцати лет,которыесчиталисьневестами, по тому, что пятнадцать лет — это уже возможный возраст для замужества. Вспомним, как в «Войне и мире» на детскийбал к Фогелю приходят прибывшие в отпуск молодые офицерыНиколай Ростов и Василий Денисок, Детские балы славятсявеселостью. Здесь непринужденная обстановка детской игрынезаметно переходит в увлекательное кокетство. Описание детского бала можноувидеть у Л.Н. Толстого в роман «Война и мир»;Маскарад.Вход стоил примерно столько же, сколько среднийтеатральный билет; дамы проходили бесплатно.Маска была обязательна, костюм желателен, но его могзаменить плащ- домино. Маскарады любила посещать Екатерина II.
3. Бальный этикет.
Основными развлечениями в ХIХ векебыли бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет — выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
Еще вПетровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно «Юности честное зеркало, или Показаниек житейскому обхождению». Здесь давались самые общиенаставления о том, как держать себя в обществе.Например, придворному человеку не советовалось«руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран».
Подобные же наставления издавались ипозднее. Среди них были и написанные в стихах:
Старайся,чтоб твой нос был свеж и чист;
Не фыркал, не сопел, не издавал бы
свист, старайсяза столом так руки держать,
Чтоб платья дам не замарать.
Впоследние годы о частных балах почти ничего не слышно. Благотворительные балы ибалы, устраиваемые по случаю первого выхода девушек в свет,вытесняющие частные балы по всей стране, тем не менее, очень на них похожи сточки зрения традиций, правил и процедуры их проведения.
4.Планирование бала.
Вся ответственность за проведениечастного бала, естественно, целиком ложится па хозяинас хозяйкой, которые решили его дать, однако, к счастью, они могутрассчитывать на помощь многих из тех, кто был включен в список приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напиткидля бала могут быть предоставленыклубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если те устраиваютдома, можно обратиться в агентство,по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Сотрудники ближайшего цветочного магазина смогут позаботиться и обукрашения помещения, а специальноподготовленные секретари возьмут на себя хлопоты, связанные с приглашениями гостей. Однако независимо от того, насколько их деятельность может облегчитьорганизацию бала, право приниматьокончательные решения принадлежит тем, кто дает бал, и чтобы он прошел успешно, им следует скрупулезно вникатьво все детали подготовки праздника.Организация общественного бала возлагается на подготовительный комитет, функции председателя которого сопоставимы с функциями хозяйки, однако в отличие от нее,бремени полной ответственности запроведение бала комитет не несет. Каждому члену подготовительного комитета дают какое-то конкретное поручение по организациибала: один занимаемся приглашениями, другой убранством помещения, остальные — выбором оркестра, угощением гостей.
В богатых домах для приемов служилипарадные апартаменты — обычно они располагались анфиладой, центральную частькоторой занимал бальный зал, а по сторонам располагалисьгостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатыедля этих целей строили даже отдельные здания. В домах победнее для приема использовались живые помещения, несмотря на некоторые неудобства для хозяев. Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (разумеется, в рамках одного социальногослоя).
Первое, чтовам надо будет сделать, — договориться о встрече с управляющим гостиницы, клуба или той организации, зал которой вы хотите использовать для проведения бала, и выяснить у него, когда это помещение будет свободно. Очень важно при этом выбрать для приглашения гостей такой вечер, когда другое частное лицо или организация не будутпроводить никаких мероприятий, поскольку в противномслучае могут возникнуть проблемы со списком приглашенных, аесли бал дается в небольшом городе, так же с цветочным магазином.
После этоговам следует позвонить руководителю лучшего оркестра, который только вы сможете пригласить на выбранный вами для проведения бала вечер. Коли будет такая возможность, стоило бы договориться сдвумяоркестрами, чтобы они чередовались между собой, поскольку, когда набалу или вечере танцев возникают проблемы с музыкой, это можетнагнать на гостей скуку и испортить весь прием.Договорившись о помещениях для проведения приема и о музыке соркестрантами, можете приступать к составлению спискагостей и рассылке приглашений. Это нужно успеть сделать зачетыре-шесть недель до дня проведения бала. Приглашения на балы — частые или общественные — всегда носят официальныйхарактер".
Когда организуют официальный вечертанцев в честь юбилея, дня рождения или еще какого-нибудьсобытия, приглашения рассылаются на неофициальныхкарточках, карточках с тисненой печатью или на привлекательнооформленных с двух сторон стандартных карточках, где на внутренней стороне нужно указать время приема, адрес, но которому онбудет проходить, и его характер. В нижнем углу не забудьте отметить, в какой одежде следует быть.
В XVIIIи начале XIXвека сприглашением к людям высокочтимым отправлялся сам хозяин, к близким знакомым — слуга с собственноручно написанным хозяином или хозяйкойписьменным приглашением. Примерно с 20-х годов XIXстолетия хорошим тоном стали приглашения, отпечатанные типографским способом, обязательно на дорогойатласной бумаге, с различнымивиньетками. «Полученные билеты с оттеком амуров и вязейцветов произвели волнение в умах чиновных дам города, имея довольно времени для сборов, они посвятили утро взаимнымпосещениям и беседам о будущембале». Посылать билеты полагалось заранее, чтобы гости, а скорее гостьи, — могли приготовиться — «нужнанеделя или две для сборов и длязаказов платья, наколок, прически по последней моде или по новому фасону".
Украшения для вечера танцев
Коль скоровы решили устроить вечер танцев у себя дома, а не в общественном заведении,самое главное условие его успешного проведения, — хорошаятанцевальная музыка. Следующей по значимости составляющей успешного приема является организация пространства для танцев и правильно подготовленный к ним пол. Если есть такая возможность,уберите из комнаты все стоящие в ней предметыобстановки, а если нет — вынесите всё, что можно,а остальное подвиньте к стене. Ковры или половики нужно сказать и убрать, а пол натереть незадолго до танцев. Украшенияпомещения скорее должны быть веселыми и изобретательными, чемизысканными и дорогими. Нескольких вазочек с цветами,расставленными там, где они не будут мешать — например, на камине — может быть вполне достаточно, но такого родаукрашение трудно назвать оригинальным. В поисках более интересных идей, просмотрите соответствующие журналы или многочисленные иллюстрированные книги об убранстве помещений. Если вы устраиваете вечеринку во время каникул или праздников, на Рождество можете украсить комнату новогодними колокольчиками, а в День Святого Валентина — развешать по стенам тексты шутливых любовных посланий. Такого рода украшения добавляют вашим гостям праздничного настроения.
Значениехорошей музыки.
Наверное, самое важное для успеха любого вечера выбор хорошей музыки. Не важно, сколько вы сэкономите на украшении помещения и на угощении гостей, но на музыке в данном случае нельзя экономить никак — потратьте па приглашение оркестра максимальную сумму, которую позволит нам ваш бюджет. Зажигательные ритмы и соответствие вкусам представителей возрастной категории собравшихся — вот главные достоинства музыки, исполняемой приглашенными вами оркестрантами
В начале XIXвекапрактически в каждом дворянском доме имелись музыкальныеинструменты — часто дорогие, богато декорированные, Естественно в домашних концер1ах исполнялась камерная музыка — в России шали и любили европейских композиторов
Крометого, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов -исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, — виртуозы — пианисты и скрипачи.Вечер бала
Организаторы бала ровно вназначенный час собираются у входа в помещение, где будет проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствоватьгостей. Если бал частный, приглашенныхвстречают хозяин и хозяйка, если общественный ответственные члены подготовительного комитета гостей организаторы бала располагаются около входа в зал, в котором проводится вечер, а не перед входной дверью и здание. Гости заходят в частный дом, где организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их,снимают в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходят в зал, в котором состоится бал. Вспомните первый бал Наташи Ростовой! К балу готовятся — ведь это целый спектакль, который пристрогой композиции допускает массу вариантов, неожиданныхповоротов, и чем дольше длится то волшебное время, чембольше свободы.
Независимо от специфики местных обычаев — принятоли женщине менять партнеров во время танца или же партнерами меняются пары. –мужчина обязан пригласить на танец хозяйку, а напервый и последний танец — свою спутницу,независимо от того, жена она ему или просто знакомая. Исключение здесь составляет лишь
приглашение наобед, за которым следуют танцы — в этом случае напервый танец мужчина приглашаем свою соседку по столу. На вечере танцев, куда приглашены, в основном, супружеские пары, одиноких мужчинбывает очень мало или их вообще не приглашают.
Менять партнеров можно только вперерывах между танцами или тогда, когда музыканты играют на«бис». На подобных приемах рядом с танцплощадкойпочти всегда расставляют столы со стульями, где в перерыве между танцами парымогут отдохнуть. Принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми онисидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидит задругим столом, мужчине не следует приглашатьее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой сосвоими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правиламхорошего тона протанцевать весь балмогли только молодые люди обоих полов
Когда танцы заканчиваются, каждый гость перед уходом обязан подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.
Угощениевключалось, в программу любого приема, однако различалось по масштабу. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался напоздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала.Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднегообеда, тогда ужин после бала отсутствовалили предлагался в облегченном варианте. Само собой разумеется, в кладовых доставались парадныесервизы на большое количество персон.
Бальные костюмы
Одежда для бала подчиняласьопределенным правилам. Если для ХVIIвека требования к бальному туалетуусложнялись, вплоть до 60 – х,годов мужчинам считалось неприличным приезжать на, бал в брюках. Для этогосуществовали специальные короткие, до колен, светлыештаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки спряжками. Для бала был обязателен темный фрак,который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой)
Дамское бальное платье ХIХ векаобычно шилось с короткими рукавами, открытым, изтонких и легких материй — шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневнойодежды: приоткрывало ступни до щиколоток.
Длинаплатья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстова «Война и мир»:домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за не танцующую.
Бальныенаряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще — белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам. Для последующихбалов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но,согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромнойнитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темныхтканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужнимдамам.
5. Аксессуары.
Цвет и отделка бальных платьев моглибыть любыми. Верхом элегантности и хорошего вкуса считалсябальный наряд без единого цветного пятна.
Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), беретили хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле сказался старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись набалах без головных уборов.
Не танцующие дамы приезжали напраздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой,«не бальной» материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т.п., чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся сортиде баль.
В произведениях русских писателейвстречаются такие описания нарядов.
«…Аннабыла не в лиловом, как этого непременно хотела Кити, но в черном низко срезанном бархатном платье,. Весплатье было обшито венецианскимгипюром На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, были маленькая гирлянда анютиных глазок итакая же на черной лентепояса между белыми кружевами Прическа ее была несметна… На точеной крепкой, на шее пыла нитка жемчугу»
(Л. Н. Толстой" Война и мир).
"… Сквозьтолпу приближалась к гостиной княгиня Лиговскля и нанею князь Степан Степаныч. Она была слета со вкусом, только строгие законодатели моды могли заметить с важностью, чтопа пей было слишком мноюбриллиантов,"
(М, Ю. Лермонтов «КнягиняЛиговская „).
Воздушные илегкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными.Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIXвеке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях почему-то не возбранялось.
6.Развлечения.
На балах можно было не толькотанцевать, но и предаваться другим развлечениям.Среди молодежи 19в. популярной была игра в живые картинкиперед танцами или в перерыве между ними.
Для живых картин выбирали несколькосюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных,исторических, мифологических или сказочных, например“Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», "Зигфрид" Кримгильда" (из древнегерманского эпоса «Песнь о Нибелунгах»), «МарияСтюарт в темнице», «Подводное царство» и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации,подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было,обходились подручными средствами: вместо декорации вешалидрапировку, костюмы сводили к нескольким деталям— плащу,короне и т.п. Во время представления участники живой картиныпод музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующейсюжету, и по команде замирали в полной неподвижности— как на картине. Через минуту по новой команде позыменялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно.
За однопредставление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки — дети хозяев дома, их родственники и друзья.
Приглашения на танец могли так жеисполняться в виде игры.
«Подошедшиек ним три дамы с вопросами – oubliили regret(забвение или сожаление) — прервали разговор. Дама выбранная Томским, была сама княжна Она успела с ним объясниться, обежав лишиликруг»
А.С.Пушкин «Пиковая дама».
Или,например, кавалер подводит к другому кавалеру двух дам и называет ему условные понятия, загаданные дамами: цветы, драгоценные камни, птиц и т.п., например: или , После выборас выбирающим идет танцевать та дама, чьё загаданное словобыло выбрано. С оставшейся дамой идет танцевать тоткавалер, кто привёл дам.
Подобную же игру может провести дамас двумя кавалерами.
Дама может решить спор несколькихпригласивших её кавалеров, подбросив свой платок с узелком наодном из углов. Танцевать с ней идет кавалер, поймавший угол платка с узелком.
В перерывах между танцами можно вестибеседу, ухаживать за дамами, решать любовные споры и т.п., нопомнить о главном предназначении бала, о танцах.
Дамы с 26-28 лет, а мужчины примерно с35 постепенно переходили в разряд нетанцующих.Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе(танце-шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.
Пожилые люди или те, кто не любилтанцевать, проводили время на балах за карточной игрой. Для этогонесколько гостиных в доме отводили специально дляигроков в карты. В этих комнатах ставилиспециальные раскладные ломберные столы для игры.
II. Тема бала в русской классическойлитературе:
1. Грибоедов «Горе от ума».
В соннуютишину фамусовского дома Чацкий ворвался, как ветер. Но его порывистое дыхание, бурные радости, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь.
В доме, где всё построено на притворстве и обмане, где дочьпрячет свою влюбленность в Молчалина ототца, а отец свои «шалости» с Лизой отдочери, искренность Чацкого — «незваная гостья». Здесь откровенность под запретом и пылкие признанияЧацкого кажутся странными. В доме, гдесмеренное безмолвие Молчалина почитается добродетелью, красноречие Чацкого выглядит дерзким. В доме, где всё расписано по календарю, порывистость Чацкого сулитлишь неприятные неожиданности.
В обществе, «где тот и славился, чья гнуласьшея», независимость Чацкого делает его «опасным человекам». Раболепиене уживается с вольностью, а Чацкий «властей не признает» — так жекак не признает чинов и богатства «копиров отечества», которые«грабительством богаты», и права их суда над ним.
И потому в доме Фамусова Чацкийвстречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, к