Реферат по предмету "Литература"


Творчество Николая Гумилёва

РЕФЕРАТТворчествоНиколая Гумилёва
 
                                                              Выполнил:  ученик
                                                            11 класса   Рябовской
                                                                МСОШБакулин Д. А.
                                              
     Никому не даносказать о Поэте больше, нежели делает это сам он в своих стихах. Ни родным, нидрузьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомнуюбиографию. Но Поэт всегда больше своей биографии, потому что он – целыйсамостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будутдоходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит к нам из глубинбездонной Вселенной свет давно погибших звёзд.
     И только Судьба,только она одна –  больше Поэта, потомучто может быть и посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даженаполовину.
     Много ли в Россиипоэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременною, смертью? Увынам, увы!.. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского никогда несможем представить себе почтенными седовласыми стариками, окруженными внуками.Да и только ли их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на лирах.
     Среди них – имуза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чье имя более полувека было подзапретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючиепроволоки и сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру,что Судьба больше поэта; что можно убить творца, но не память о нем.
     Сейчас  Николай Гумилев возвратился к нам, и, кажется за последние десять лет мы узналиего творчество едва ли не полнее, чем современники: опубликованы не только егопоэзия, проза, статьи, но и письма, и варианты тех или иных строк, ивоспоминания о нем, и литературоведческие работы. Речь не только о еготворчестве, но и о трагической судьбе
русской интеллигенции начала века. Интеллигенции, которойярким и полноправным представителем был Гумилев.
     Николай Гумилевродился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где отец его дослуживал последнийгод корабельным врачом перед выходом в отставку. Особым пристрастием к наукаммладший Гумилев не отличался ни в детстве, ни в юности. Но  в пять лет уже умел читать и не без удовольствиясочинял, выискивал из обилия слов именно рифмующиеся. Дополнительным толчком,импульсом для выражения своих эмоций и внутренних переживаний в стихах сталпереезд семьи в Тифлис. Время, проведенное на Кавказе, – более двух лет – былоочень насыщенным и многое дало юному Гумилеву: не только новых друзей,обретенных в лучшей в городе 1-й Тифлисской гимназии,но и определенную самостоятельность, независимость, к которой он стремился.
Восьмого  сентября1902 года, в газете «Тифлисский листок» было опубликованоего стихотворение «Я в лес бежал из городов…». В 1903 году он вернулся вЦарское Село уже
Автором целого альбома – пусть откровенно подражательных, ноискренних –  романтических стихотворений,которые сам достаточно высоко ценил и даже посвящал и дарил знакомымдевушкам. 
     Почти все, ктостанет потом, спустя годы, писать о Гумилеве-поэте, Гумилеве-путешественнике,Гумилеве-воине и Гумилеве-организаторе, будут отмечать такие черты характера,как твердость, надменность, очень уважительное отношение к себе. Довольноболезненный в детстве, он вопреки физической слабости всегда старалсяруководить, всегда претендовал на роль вождя – и был им. С детства застенчивый,всячески преодолевал и этот недостаток. Быть может и стихи он начал сочинять изжажды славы: никто вокруг не умел, а его фамилия уже в газете была напечатана –значит, и в этом он выше других. А самовоспитание гордости и вовсе не знало ниграниц, ни мелочей: это была памятливая гордость. Даже самых пустяшных обидмаленький Коля не мог и не хотел забывать.
     «Путьконквистадоров» Николай Гумилев издал на деньги родителей за год до окончаниягимназии, в 1905 году, когда ему исполнилось 19 лет. К этому времени он уже двагода как был знаком с Анной Горенко, и не просто знаком: ей посвящены стихи впервой книге; с нею проведено немало дней и вечеров; завязалась тесная дружба сее братом, Андреем. Все это несколько отвлекало от постоянных нападок сверстников-царскоселов, которые не понимали его поэзии ивыискивали любой повод, чтобы посмеяться.
     В январе 1906года, в «Слове» С. В. Штейн напишет о «Пути конквистадоров», что сборник«выпущен юным автором слишком рано: он пестрит детскими страницами, сказываетсяотсутствие твердой и возмужалой мысли», это будет воспринято Гумилевым уже не стольболезненно, тем более, что почти одновременно поступит и приглашение Брюсовасотрудничать в «Весах».
Еще до официального завершения обучения в гимназии уГумилева появится желание поехать за границу. В том, что он уехал в Париж,просматривается не страсть к наукам (хотя он и поступил в Сорбонну), а в первуюочередь его неуемная страсть к путешествиям. Мир, которым довольствовались царскоселы, был для него мал и бледен, душа требоваларасстояний и впечатлений.
     Брюсов, теперьуже явно взяв шефство над юным подопечным, помогал ему не только литературнымиконсультациями. Он свел Гумилева со своими Парижскими знакомыми, уберег отнекоторых его ошибок и поспешных шагов (так, не рекомендовал сотрудничать сгазетой «Столичное утро»).
     Первый парижскийпериод характерен еще и тем, что Гумилев впервые столкнулся с изданием журнала.Затем в его жизни будет немело попыток, но «Сириус» – первая из них. Сама идеявозникла во время знакомства с русскими художниками М. Фармаковскими А. Божеряновым. Деньги дал Фармаковский,привлекли еще несколько молодых художников – и началась увлеченная работа надпервой книжкой «двухнедельного журнала искусства и литературы». Первый номерувидел свет уже в январе 1907 года. Правда вышло всего три номера, заполненныхв основном произведениями самого Гумилева, а затем издание пришлосьпрекратить. 
     Несмотря на всетрудности пребывания во Франции – и материальные, и нравственные, – Гумилев незабывал об остальном, как он себя определил, деле – литературном творчестве. Собираласьвторая книга -  вышедший в январе 1908года сборник «Романтические цветы», изданный за свой счет и посвященный АннеАндреевне Горенко.
       Как и следовалоожидать, первым на выход «Романтических цветов» откликнулся Брюсов, которыйписал в «Весах», сравнивая новую книгу добровольного ученика с первой: «СтихиН. Гумилева теперь красивы, изящны и большей частью интересны по форме; теперьон резко и определенно очерчивает свои образы и с большой продуманностью иизысканностью выбирает эпитеты… Конечно, несмотря на отдельные удачные пьесы,«Романтические цветы» – только ученическая книга. Но хочется верить, чтоГумилев принадлежит к числу писателей, развивающихся медленно и потому самомувстающих высоко».
     О «Романтическихцветах» будет затем с издевкой писать газета «Царскосельскоедело», которая никогда не упускала случая продемонстрировать свое отношение кГумилеву: не слишком корректно отзовется о книге и журнал «Образование», доселехваливший его стихи; газета «Русская мысль»считала стихи «мертворожденными,рассудочными и холодными» и убеждала читателей в том, что «если признатьосновным принципом искусства нераздельность формы и содержания, то стихи г.Гумилева пока большей частью не подойдут под понятие искусства».
     Но два отзыва –Валерия Брюсова и Иннокентия Анненского – станутопределяющими для Гумилева и его книги. Хотя далеко не все Анненскийоценил в книге как достойное внимания, он сумел сказать и обнародовать главное,что характеризует творчество Гумилева того периода: «Зеленая книжка отразила нетолько искание красоты, но и красоту исканий». А это было времяименно исканий, о чем говорит как уход в «Романтических цветах» отдекадентства «Пути  конквистадоров»,так и уход в последующих книгах от символизма «Романтических цветов».
     Имя его в эти годы все чаще появляется настраницах газет и журналов, и далеко не всегда как поэта: в 1908 году онвыступает с рассказами, новеллами, отзывами и статьями в «Весах», «Речи»,«Русской мысли», «Весне».  Расширяетсякруг его литературных знакомств – как парижских, так и, в меньшей степени,петербургских, хотя и они стали достаточно обильными после возвращения в Россию–  благодаря сотрудничеству в журналах иучастию в кружке «Вечера Случевского», благодаряпосещениям знаменитых традиционных «сред» в «башне» у Вячеслава Иванова.
     К тому временипервый этап «делания себя» почти завершился. В принципе путь был намечен,очерчен и даже заявлен, хотя впоследствии не раз корректировался ивидоизменялся. Но штрихи  Гумилева-поэтаи Гумилева-путешественника в его портрете углублялись, становились все четче. В1909-1910 годах его пристрастия и антипатии определились еще более явно.
     Во-первых, этонаметившийся отход от Брюсова – только наметившийся, еще не явный, нопросчитываемый, так как совмещать ученичество у Брюсова и посещение «сред» Вяч. Иванова было невозможно. Это находило отражение и втворчестве.
     Во-вторых – жаждаобщественно-литературной деятельности, в которой он хотел играть свою, по егомнению, не второстепенную роль. Это выразилось в создании совместно с С. К. Маяковским журнала «Аполлон», одним изактивнейших сотрудников которого Гумилев затем станет, и в попытке основатьсвой журнал «Остров» (выйдет всего два номера)
    
     В-третьих, этоотношение к путешествиям не как к забаве или развлечениям, но как кпотребности, без исполнения которой он не мыслил и творчества. В ноябре 1909года он отправляется в Абиссинию с экспедицией академика Радлова, в составекоторой изучает быт и фольклор аборигенов. Экзотика в поэзии Гумилева никогдане была самоцелью, но если сначала она присутствовала как выражение мечты, тозатем стала отражением его, гумилевского мировиденияи бытия.
     К концу 1909 годафамилия Гумилева стала известна всему Петербургу – как это часто бывает, из скандальнойхроники. Поводом послужила дуэль между Гумилевым и Волошиным, состоявшаясяиз-за Елизаветы Ивановны Дмитриевой, с которой Гумилев познакомился еще вПариже.      
      К 1910 годуНиколай Гумилев добился того, о чем думал и в гимназии и в Париже: он не простостал заметным поэтом, но и  игралзаметную роль в литературных делах. Всеми теперь как-то забыто, что он тогдаеще учился в университете. В апреле 1910 года произошли в его жизни двазнаменательных события: вышла третья книга стихов «Жемчуга» и 25 апрелясостоялось венчание с Анной Андреевной. Книга «Жемчуга» посвящена Брюсову.Насколько в  «Романтических цветах» явнобыло видно влияние Бальмонта, кумира юности, настолько же явно в «Жемчугах»воздействие учителя, Брюсова.
     Книга  «Жемчуга» не случайно приобрела широкуюизвестность и не случайно была сразу замечена литературной критикой. Дело тутне только в ставшем к тому времени звучным имени и не только в упрочнившемсяположению автора. По этому поводу в отзыве на книгу Валерий Брюсов писал в«Русской мысли»: «Н. Гумилев не создал ни какой новой манеры письма, но,заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел ихусовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать дажебольшей заслугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущим к плачевнымнеудачам».
     1909 год былпереломным для символизма, который входил в стадию глубокого кризиса. Ясно, чтомолодой поэт не мог стоять в стороне от законов развития современной емулитературы. Но Гумилев, хотя и был прилежным учеником, превыше всего ставилсамостоятельность выбора. Поэтому, в чем-то следуя форме, он не пошел ни заБрюсовым, ни за Вячеславом Ивановым. Он подводил собственные итоги.
Одной из основных проблем литературного процесса 1910 годастала проблема символизма. Мнения о его будущем расходились. Символизм, каклитературное течение и философская система терял свою целостность и разрушался.Соответственно, не могла полностью удовлетворять Гумилева и «Академия стиха», встенах которой это происходило. Как человек практического оклада, он не могдовольствоваться лишь теоретическими рассуждениями, без их воплощения в жизнь.Отвергший его кружок Вяч. Иванова и переставшийудовлетворять Брюсов толкнули на новые поиски.
     Все это привело кмысли о создании новой группы, которая заменила бы «Академию стиха», и  нового направления, способного, в отличие отугасающего символизма, взять на себя роль ведущего.
     «Цех поэтов» былзадуман осенью и обсужден в «Аполлоне» с привлечением Городецкого, Лозинского,Нарбута, Мандельштама, Зенкевича, Ахматовой… 20 октября уже состоялось первоезаседание, 1 ноября – второе, в Царском селе.
      В «Цехе поэтов»как программа зародился акмеизм, но это было несколько позже. Поначалу же«Цех», насчитывающий 26 членов, вбирал в себя представителей разныхнаправлений, большей частью как раз не акмеистов.
     Поколебавшисьмежду выбором названия для нового течения – акмеизм или адамизм, –
родоначальники остановились на акмеизме, производном отгреческого акме: вершина, процветание.  
     О созданииакмеизма было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академиистиха».
     Создавая «Цехпоэтов», а за ним и акмеизм, Гумилев не отрицал достижений символизма, наоборот– призывал взять из него лучшее. По воспоминаниям Ахматовой, именно тогда онсказал ей о символистах: «Они как дикари, которые съели своих родителей и стревогой смотрят на своих детей». Он не желал быть «съеденным». Да ему это и негрозило, так как, в сущности, акмеиста из него и не вышло. Разве что ввыпущенной в этом же, 1912 году книге «Чужое небо» современники увидели некиечерты проявления нового направления.
     «Чужому небу»суждено стать последней «мирной» книгой поэта. Следующая, «Колчан», вышлатолько спустя четыре года. Что случилось тогда с ним, и не только с ним?Прозвучавший в Сараеве выстрел – какие струны задел иразбудил? Можно говорить о чертах характера Гумилева, о его стремлении идти навстречу опасности. Можно  говорить и о«патриотическом угаре», охватившем страну.
     Спустя 24 дняпосле объявления войны, 24 августа, несмотря на полученное еще в 1907 годуиз-за косоглазия освобождение, он записывается добровольцем в лейб-гвардииуланский полк.
     Служил Гумилевприлежно, отличался храбростью – о том говорит его быстрое продвижение допрапорщика, и два Георгиевских креста – четвертой и третей степеней, которыедавались за исключительное мужество.
     «Цех поэтов»распался, что еще раз подтвердило: Гумилев был в нем стержнем, основным звеном.Перестали появляться в «Аполлоне» знаменитые гумилевские«Письма о русской поэзии». Зато вместо них Гумилев стал публиковать в «Биржевыхведомостях» свои «Записки кавалериста», которые появлялись в течение года ипривлекали внимание публики. Всего состоялось 12 публикаций, сопровожденныхпометкой: «От нашего специального корреспондента». В конце декабря 1915 годавышла книга стихов «Колчан», в которую поэт включил и то, что было создано имна фронте.
     Не известно, какповернулась бы судьба Гумилева, останься он в Петербурге: впереди был 1917 год,и отношения к  событиям этого года далеконе у всех было однозначным. Но после неудачной сдаче экзаменов на офицерскоезвание и болезни Гумилев получил назначение в экспедиционный корпус за границуи в июле1917 года прибыл в Париж.
     Несмотря на всехлопоты, 1917 год был и годом интересных творческих раздумий, чему в немалойстепени способствовало парижское окружение – как художники М. Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова, поэт К. Н. Льдов. Гумилев увлекается восточной литературой, переводиткитайских поэтов, пишет трагедию «Отравленная туника».
     Вернувшись изЛондона, он с головой ушел в литературную деятельность. Духовный его подъем,объясняемый возвращением в литературу, счастливо совпал  с открывшимися возможностями. Он переиздаетсвои книги («Жемчуга», «Романтические цветы»), издает одну за другой новые(«Мик», «Фарфоровый павильон», «Костер»), читает лекции в многочисленныхстудиях и объединениях, занимается активной переводческой деятельностью, сновавозвращается к литературной критике. Одновременно Гумилев не стольковозрождает, сколько создает новый «Цех поэтов», в который входят Г. Адамович,Г. Иванов, Н. Оцуп. Творческая и общественная деятельность Гумилева в первые жегоды после возвращения из-за границы сделала его одним из самых значительныхлитературных авторитетов.
     Вышедший в 1918году сборник «Костер» не привлек особого внимания критики. Думается, этоследует объяснить прежде всего другими заботами и проблемами, выдвинутымипервым послереволюционным годом. Это – самая русская по содержанию из всех книгГумилева. На ее страницах – Андрей Рублев и русскаяприрода; детство, прошедшее в «медом пахнущих лугах», и городок, в котором«крест над церковью вознесен».
     «Огненный столп»– еще один поистине вершинный сборник Гумилева. Иной мир – таинства души,чувств и пророчеств – сходит с ее страниц. В «Огненном столпе» автор стремитсяпонять тайну мирозданья и движения души, зачастую независимые от человеческогожеланья. В нем поэт простыми словами размышляет о жизни и смерти, о любви иненависти, о добре и зле, поднимаясь до философских высот и оставаясь при этомпредельно земным.
       «Огненныйстолп» вышел как раз посередине нормального по срокам земного странствия:автору – известному поэту и путешественнику, профессору, неутомимомуорганизатору и руководителю – было 35 лет. Взлет. Расцвет. Вершина. И книгапосвященная второй жене, Анне Николаевне Энгельгардт, подтверждала это. «Лучшейиз всех книг Гумилева» назвал ее тогда же один из критиков.
     Эту, лучшую своюкнигу ему уже не суждено было увидеть напечатанной.
     Весть о том, что3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в «таганцевском заговоре», потрясла многих. Походы в ЧК ничегоне дали – поэта не отпустили. Он был обвинен в участии в петроградскойбоевой организации.
     24 августа 1921года Петроградская Губчекаприняла постановление о расстреле участников «таганцевскогозаговора» (всего 61 человек).
     Задолго донынешних дней Ахматова выяснила, «что, собственно, никакого «таганцевского заговора» не было. Что Гумилев ни в чем невиноват, не виноват и сам Таганцев ни в чем. Никакогозаговора он не организовывал. Он был профессор истории в университете вЛенинграде. А было следующее: действительно была группа – пять моряков, которыечто то замышляли и, чтобы отвести от себя подозрения, составили списки якобы заговорческой группы во главе с профессором Таганцевым. Включили в эти списки много видных лиц сименами, в том числе и Гумилева, отведя каждому из них свою роль.
     Тридцать пять летпрожил поэт. Сейчас наступила вторая его жизнь – возвращение к читателю,который узнает писателя, чье творчество не только в Серебряном веке русскойпоэзии имело большое значение, но и оказало влияние на дальнейшее развитиелитературы.
Литература:
Панкеев И. А… Николай Гумилевизбранное. М.: Просвещение. 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кадрове планування завдання методи і технології
Реферат Грамматика как наука о человеке
Реферат Экономико-географическая характеристика Вьетнама
Реферат Когда строку диктует чувство... По лирике Б.Л. Пастернака.
Реферат Краткое содержание Убийство на улице Морг Эдгар По
Реферат Системы адаптивного управления роботами
Реферат Метод графо аналитических зависимостей в налоговом менеджменте
Реферат Карьера и ее планирование
Реферат Расчет и проектирование циклона для очистки от зерновой пыли
Реферат Архаров Николай Петрович
Реферат The Merchant Of Venice 2 Essay Research
Реферат Воспаление как фактор дестабилизации атеросклеротической бляшки и развития острого коронарного синдрома
Реферат Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов
Реферат «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного  возраста  с элементами  экологии»
Реферат Marketing The Internet Essay Research Paper Introduction