Реферат по предмету "Литература"


Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера "Одиссей" и "Илиада"

Сюжетнаяоснова «Илиады» и «Одиссеи» — это отзвуки дошедших доГомера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходекоторой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие,знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и Европы,было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних людей и сталонеисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний. Совершенно незначительныйпо позднейшим масштабам исторический эпизод (а Троя в ходе тысячелетиймногократно разорялась, гибла и восстанавливалась) превращается в еще догомеровскоммифе в грандиозное событие, определяющее судьбы богов и людей. Греки и троянцыистребляют друг друга во исполнение воли Зевса, решившего сократить число людейиз-за их нечестия. Но при этом и сами олимпийские боги участвуют в битвах, какбудто осознавая, что и их участь каким-то таинственным образом связана с земнымуделом.
Величайшимноваторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всейевропейской литературы, является принцип синекдохи (часть вместо целого),взятый им как основа сюжетостроения «Илиады» и «Одиссеи», — не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего лишь51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней; не десять летвозвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными событиямиопять-таки девять дней. Такая концентрированность действия позволила Гомерусоздать «оптимальные» объемы поэм (15 693 стихотворные строки в«Илиаде», 12 110 строк в «Одиссее»), которые, с однойстороны, создают впечатление эпического размаха, с другой же — не превышаютразмеры среднего европейского романа. Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозеXX в., которая побуждает романистов ограничивать действие больших романов однимили несколькими днями (Дж. Джойс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).
«Одиссея»рисует более позднюю эпоху, чем «Илиада» — в первой показана болееразвитая рабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы отмечены единствомстиля и композиционных принципов, что делает их своего рода дилогией идиптихом. В обеих сюжет строится на фольклорно-сказочном мотиве «недостачи»(Ахилл хочет вернуть отобранную у него Бризеиду,Одиссей стремится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него),действие связано с великими испытаниями и утратами (Ахилл теряет друга и своидоспехи, оружие; Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей), а в финалеглавный герой воссоединяется с любимой, хотя это торжество отмечено и печалью(похороны Патрокла, предчувствие близкой гибели Ахилла; новые тревоги Одиссея,которому судьба посылает очередные испытания). Обращает на себя внимание и ритмическаяупорядоченность расположения эпизодов в поэмах. Так, в структуре«Илиады» прослеживается почти зеркальная симметрия первой и второйполовин поэмы — «смотру со стены» в 3-й песне соответствует«смотр» в песни 22 (третьей от конца), возвращение Хрисеиды отцу(песнь 1) имеет отклик в возвращении тела Гектора его отцу (песнь последняя) ит.д. Примерно так же в «Одиссее» начало и конец поэмы посвященыэпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о егостранствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид, непосредственноперекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Ахилла иАгамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно воплощаямифологические представления поэта о цикличном движении времени и о сферическомустройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность помогает Гомерукак-то согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия, неувязки втексте его поэм, служившие издавна аргументом многих противников авторстваГомера. Эти неувязки в основном сюжетные: в «Илиаде» одинэпизодический персонаж убит (царь Пилемен, песнь 5),а в песни 13 он оказывается жив и пр. Или в «Одиссее» главный геройтолько ослепил Полифема (песнь 9), Афина же говоритОдиссею: ты разгневал Посейдона «умерщвлением милого сына» бога(песнь 13). Но большинство авторитетных гомероведовпризнает теперь, что древний поэт, комбинируя различные мифы, мог не заботитьсяо согласовании всех мелких деталей друг с другом. Тем более что и литераторынового времени, замечая противоречия в своих печатных произведениях, не всегдахотят исправлять их, как об этом с улыбкой говорит Теккерей (см. Теккерей У.М.Собр. соч. — М., 1980. — Т. 12. — С. 226). Для Гомера, как и для Шекспира, Сервантеса,Бальзака и др. великих авторов, допускавших те или иные несогласованности всвоих произведениях, куда важнее была забота об единстве целого.
Ярковыражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определеннуюсвязность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходногопостроения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающимотдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Ноболее всего о единстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательноеразвитие действия и цельные образы главных героев.
ПоэмыГомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типическихобразов.
Центральнойфигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой,сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл — цельная иблагородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в пониманиидревних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чуждхитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать.Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, онстановится похож на какого-то демона-истребителя.
Такоеже безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и втом, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще емуданы черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собойслезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.
Образуглавного героя ахейского войска соответствует фигуратроянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это — представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как ксоплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится всятяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергаетсянаибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общимуважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальныепрячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его:долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.
Еслиидеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудростипредставляется Одиссей — герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” онвыступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый навсяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянногоконя было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целыйзапас вымышленных историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что напрозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазахмладенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степеньювозможной премудрости” [U3]1.
В обеихпоэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из нихобрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в“Одиссее”.
Микенскийцарь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода иназывается “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай — спартанский царь,муж похищенной Парисом Елены — главное заинтересованное в войне лицо. Однакопоэт изображает их обоих, далеко не привлекательными чертами.
Обаятельнымичертами наделен образ Нестора — вечный тип старца, который любит вспоминатьгоды юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтойовладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).
Престарелыйтроянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это типнастоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступилправо военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью иобходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относитсяочень сердечно.
В“Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэмаизображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен ещесовсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII,227-232). В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его сженихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши — “эфеба”.
Впоэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи иПенелопы.
Андромаха- верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа,который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убить себясвоей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ееродного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимомсупруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении (XXIV,723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшиевремена.
Образцомсемейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”. В течениедвадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств иупорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как онаокружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ееруки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
ПротивоположностьюПенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом;опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая,сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом передПриамом (III, 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродитаснова властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420).
Таковыглавные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, вомногих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческогообщества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмеченыглубочайшей человеческой правдой.




























Сюжетно-композиционные особенности и образнаясистема поэм Гомера
«Одиссей» и «Илиада»












НазаренкоН.
Студентка1 курса
Фак-таЖурналистики


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.