Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Женские образы в романах Драйзера

Содержание
Введение
Социально-культурный аспект
Биография Т. Драйзера и его литературная деятельность
Женский образ в романе «Дженни Герхардт»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В произведениях Теодора Драйзера получили развитие многие лучшиетрадиции американской литературы девятнадцатого века — традиции романтиков ФенимораКупера, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, борцов за освобождение негров ДэвидаТоро и Гарриет Бичер-Стоу. Так пишет о роли Драйзера в Американской литературе известныйкритик и литератор Я. Засурский (1984). Острое неприятие мира бизнеса роднит Драйзерас Купером, с которым его также объединяет обстоятельная неторопливая манера повествования.Драйзер резко выступает против пуританства и ханжества, против стяжательства, практицизмаи себялюбия, словом, тех черт американцев, которые сформировали ту Америку, которуюмы видим сейчас. Особенно близкими оказался ему непримиримый борец против рабстваГенри Дэвид Торо. Страстный пафос обличения социальной несправедливости, разделениямира на бедных и богатых сближает Драйзера с аболиционистами. В разгар своей антифашистскойпублицистической деятельности в тридцатые годы Драйзер даже выпустил книгу избранныхпроизведений этого автора и философа “Живые мысли Торо”, которой написал теплоепроникновенное предисловие. Драйзер известен нам прежде всего как острый критиксвоего века, продолжив также традиции, заложенные Марком Твеном и Уолтом Уитменом.
По мнению многих исследователей, развитие американской литературыв девятнадцатом веке не отличалось бурным развитием, е скорее можно считать егозамедленным, неторопливым. Оно не поспевало за развитием страны. Однако творчествоДрайзера внесло свою лепту в этот процесс. Драйзер внес в американскую литературуживое дыхание жизни, свое видение и оценку происходящего в американском обществе.Именно эту черту отметил Синклер Льюис, сказав про Драйзера, что он “буквально ворвалсяв спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые современ Марка Твена и Уолта Уитмена внес в наш пуританский обиход струю свежего воздуха"[5, с.700-701].
Своим творчеством Драйзер проложил дорогу следующему поколениюамериканских писателей. Во многом мы обязаны Драйзеру за то, что мы узнали не толькоСинклера Льюиса, но и Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.
Поэтому интерес к творчеству Драйзера не ослабевает с годами.По его работам защищаются диссертации, его творчество интересно студентам и читателям.Америка стала великой державой неоднозначной в оценках современников, но впервыеширокому читателю Драйзер представил панораму американского общества и его персонажипо-прежнему вызывают любопытство и живой интерес [4, c.403].
Социально-культурный аспект
Конец XIX века в политической и литературной жизни США ознаменовалсявысоким накалом борьбы. Испано-американская война, захват Филиппин, создание Национальнойассоциации промышленников и усиление господства монополий в государственном аппарате,наступление банков, промышленных корпораций и железнодорожных магнатов на жизненныеинтересы и демократические права рабочих и фермеров — таков был широкий фронт реакцииво внешней и внутренней политике, которым отмечен процесс перехода капитализма СШАв империалистическую стадию. Начало XX века в развитии американского империализмазнаменуется усилением экономических противоречий, вылившимся в кризис 1900-1903годов. Империалистическая реакция вызвала ожесточенное сопротивление демократическихсил Америки — Антиимпериалистическая лига выступила против захватнических войн,популисты стали на защиту демократических свобод и интересов фермеров, возрослаактивность на политической арене социал-демократической и социалистической партий,усилилось забастовочное движение.
В эти острые политические и идейные схватки была вовлечена иамериканская литература, несмотря на старания представителей школы так называемойизысканной традиции удержать ее вдали от жизни народных масс. Писатели этой школы,господствовавшей в 80-е годы в буржуазной литературе США, как отмечал в 1922 годуДрайзер в автобиографической книге «Газетные дни», «писали о добре,мягкости, красоте, успехах в жизни, в их рассказах чувствовался дух старого юга,а поэзия их была лишь поэзией и ничем больше (Джордж Кэбл, Нельсон Пейдж). В журналахХарпера такие писатели, как Уильям Дин Хоуэллс, Чарльз Дадли Уорнер, Франк Стактон,миссис Хэмфри Уорд и с десяток других, описывали благородство характеров, жертвы,величие идеалов и радость простых вещей.
женский образ драйзер роман
Но вокруг жизнь бушевала, и все эти рассказы ничего общего сней не имели.
Важную роль в становлении и развитии реалистической литературыв США сыграл Уильям Дин Хоуэллс, который в 80-е и 90-е годы выступил решительнымпротивником школы „изысканной традиции“, пропагандистом творчества Л.Н.Толстого и защитником деятелей рабочего движения, подвергавшихся преследованиямза участие во всеобщей забастовке в мае 1886 года. Хоуэллс призывал рассматриватьжизнь „без тех литературных очков, которые так долго считались необходимыми,видеть характер не таким, как он изображен в других литературных произведениях,а таким, как он существует вне этих художественных произведений“. Хоуэллс помогвойти в литературу Гемлину Гарленду, Стивену Крейну, Фрэнку Норрису. И неудивительно,что в 1890 году Драйзер называл Хоуэллса. „великим литературным филантропом“,»дозорным, выглядывающим первые лучи приближающегося гения" и восторженноутверждал: «Как, действительно, щедр и человечен старейшина американской литературы!».
Хоуэллсу, однако, была присуща известная компромиссность — отстаиваяреализм и призывая следовать Толстому, он вместе с тем ставил американским писателямизвестные ограничения: «Вы не можете рассматривать сюжеты Толстого и Флоберав абсолютной артистической свободе Толстого и Флобера». Кроме того, Хоуэллссчитал, что в США нет тех пороков, которые существуют в европейских странах, и поэтомусчитал, что трагизм романа Достоевского «Преступление и наказание» несоответствовал американским условиям. «Наши романисты, — утверждал он, — поэтомузанимаются более улыбчатыми аспектами жизни, которые являются и более американскими,ищут универсальное в личности скорее, чем в социальных интересах». Эти высказыванияХоуэллса часто рассматривали как стремление к приукрашиванию американской действительности,и хотя Хоуэллс мог бы оспаривать такое мнение, на деле логика этих слов вела к философииофициального оптимизма. Дело в том, что Хоуэллс, приписывая Америке некую исключительность,не видел классовой основы тех трагедий, которые происходили в США, а считал их проявлениемуниверсальных законов жизни. Выступая против литературы «изысканной традиции»,У.Д. Хоуэллс был не очень последователен в своей борьбе за реализм — сказывалисьи его связи с бостонцами — представителями «изысканной традиции» и ограниченностьего социального кругозора при всех его симпатиях к рабочему движению и социализму.
Подъем реалистической литературы в конце XIX века был обусловлентем ростом антимонополистического движения, которое принимало в США самые различныеформы. Массовое фермерское движение популистов, особенно мощное в 70-90-е годы,организованные выступления рабочих, принимавшие зачастую форму вооруженных столкновенийс войсками (достаточно напомнить массовые стачки 1877 года или грандиозную Пульмановскуюзабастовку), оппозициозное движение определенных кругов мелкой и средней буржуазиипротив монополистического капитала, выразившееся в острой критике американскогоимпериализма со стороны этих, по словам В.И. Ленина, последних могикан буржуазнойдемократии, — все они сливались в конечном счете в общий поток антиимпериалистическогодвижения, который и служил источником огромной критической силы произведений Твенаи Норриса, Гарленда и Крейна, Фуллера и Драйзера. Эти писатели в той или иной степени,прямо или опосредованно были связаны с мощным движением широких масс американскогонарода против засилья корпораций и монополий [2].
Биография Т. Драйзера и его литературная деятельность
Теодор Драйзер (англ. Theodore Herman Albert Dreiser; 27 августа1871, Терре-Хот, штат Индиана — 28 декабря 1945, Голливуд) — американский писательи общественный деятель.
Ранние годы
Родители Драйзера — Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец,эмигрировавший в США 1846 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни.После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжелопокалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в концеконцов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер,двенадцатый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу.В 1889 году поступил в университет штата Индиана. Через год прекратил обучение из-затого, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.
Журналистика
Драйзер решает стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёромв газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк.Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Every month», и Драйзерначинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу«Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище вБроксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своегопервого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Драйзер указалв интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им былинаписаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очеркио Вильгельме II, Барнуме и т.д. — и «Поэмы».
Романы
Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа«Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистическиетрадиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже в условияхупадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно,как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в товремя пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятыхморальных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Герхардт», в котором развивает мотивы «Сестры Керри».Американская пресса обошла выход романа молчанием.
Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную«Трилогию желания». В её основу положена история жизни миллионера Ч. Йеркса.Герой «Трилогии» (второй том — «Титан», 1914; к третьему тому- «Стоик» — Драйзер приступил в январе 1929 года) — Фрэнк Каупервуд; Драйзерпоказывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детстваформирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши,если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Каупервудпостепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконноприобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадаетв тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзерразвёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется циклего деятельности в Филадельфии.
«Трилогия желания» — значительнейшее произведение американскойи европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой обрисовываетДрайзер быт и нравы финансовой среды.
Нападки консервативной критики особенно усилились после публикациив 1916 году романа «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением.По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространениеромана, и лишь позднее этот запрет был снят. Тема романа — власть денег и чувственностинад искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования которого сводитсятолько к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающимдельцом, утрачивает свои художественные способности.
В своём романе «Американская трагедия» (1925) Драйзервыводит среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного,слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическомстуле, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаясясо стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазныекруги. Грифитс — жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах,Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемойим среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу послевыхода он получил хорошие отзывы критики. В 1930 году киностудия Paramount Picturesзаказывает сценарий советскому режиссёру Сергею Эйзенштейну. Однако спустя месяцконтракт оказывается расторгнутым — сценарий не устраивает студию. Кроме того, организацияHollywood Technical Director’s Institute начинает критику режиссёра из СССР. В 1931году Драйзер подал в суд на студию. По словам писателя, в фильме режиссёра Йозефафон Штернберга был искажён смысл его книги.
Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения наколоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точногодо скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передает быт вовсех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целикомвзятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии»приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляциисвоих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т.д. Американскиекритики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природыего натуралистического стиля.
Драйзер во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам,что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещаетих в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальнуюсторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзераеё углубление.
В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с Paramount о постановкефильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академияискусств и литературы награждает Драйзера почётной золотой медалью за выдающиесядостижения в области искусства и литературы.
Очерки и рассказы
Драйзеру принадлежат два сборника рассказов — «Освобождение»(1918) и «Цепи», в которых разрабатываются главным образом психологическиеи сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара»(1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1916).
Ранние очерки Драйзера о Нью-Йорке собраны в его книге«Картина великого города» (1923). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919)- сборник статей Драйзера, из которых наиболее интересна статья «Американскийфинансист». В 1926 вышел том стихотворений Драйзера: «Настроения»,близких по форме к Уитмену. Кроме указанных, Драйзером написаны ещё следующие произведения:«Книга о себе» (1922, является вторым томом автобиографического цикла;первый том «Заря» закончен Драйзером в конце 1928), «Каникулы»(1916) и «Сорокалетний путешественник» (1913) — книги путешествий.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очеркиДрайзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различнымобщественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но «Галереяженщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что Драйзерподчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных,но и социальных поступков и процессов. Роман Драйзера — «Безумие» (1929)представляет собою ряд любовных эпизодов, объединённых тем, что в центре их поставленодин герой — сам автор.
В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получениеНобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателюСинклеру Льюису.
В мае 1931 года выходит автобиографическая книга Драйзера«Заря», где он описал своё детство и юность.
Общественная деятельность
В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принятьучастие в праздновании годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибылв Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествияДрайзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессеи других городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. Послепоездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Беллепроизошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политическихзаключенных Драйзер отправляется на место событий. Его встретили угрозы физическойрасправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебныйиск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий.Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел- избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1932 году он издает книгу«Трагическая Америка».
Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницахкоммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата американской компартиив избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса,в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.
В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференциюв Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону,где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетилАнглию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США емуудалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пыталсяорганизовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию поуказанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.
В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
Теодор Драйзер скончался 28 декабря 1945 года на 75 году жизни[8].
Женский образ в романе «Сестра Керри»
Литературная биография писателя началась с «Сестры Керри»(1900). Здесь наглядно проявились те художественные качества, которые возникли поднесомненным влиянием натурализма. Частная история персонажей была важна Драйзерупрежде всего как конкретное свидетельство всевластия законов, господствующих в буржуазномобществе. Такого рода социальный детерминизм, нередко подкрепляемый биологическимимотивировками взлетов и падений героев, оказался фундаментальным принципом художественногопостроения книги.
В «Сестре Керри» Драйзер идет гораздо дальше, чем впервых литературных произведениях, в стремлении выразить в образах свое отношениек самым коренным проблемам современной ему, американской действительности.
Центральный образ — Керри — выписан с большой тщательностью.Ее портрет составляет экспозицию романа. Каролина Мибер, или сестра Керри, как еезвали дома, родилась в рабочей семье. «Эгоизм был свойствен ее натуре, и хотяон не был особенно ярко выражен, все же его можно было считать основной чертой еехарактера, — пишет Драйзер. — В нем живым огнем горели мечты юности, она была хорошанепритязательной миловидностью переходного возраста, фигура ее обещала принять вбудущем изящные очертания, а глаза светились природной сметливостью — словом, этобыл прекрасный образец американки среднего достатка.
Чтение вовсе не интересовало Керри — мир знаний был для нее закрыт.В искусстве непринужденного кокетства она была совсем неопытна. Она еще не научиласьоткидывать голову, движения ее рук были неловки, маленькие ножки ступали тяжело.Но она заботилась о своей внешности и упорно тянулась к материальным благам».
Драйзер стремится всесторонне раскрыть облик своей героини иотмечает как ее привлекательные черты — сметливость, красоту, мечты юности, таки задатки иного порядка — эгоизм, стремление к материальным благам, заботу о внешности.Раскрывая в романе эволюцию Керри, Драйзер тщательно прослеживает, как уродует еёхарактер американская действительность.
Общественное положение Керри изменяется с продвижением её посоциальной лестнице: из бедной работницы обувной фабрики она превращается в артисткуНью-Йоркского музыкального театра на Бродвее и «Казино». Но это тольковидимость подъема, на деле каждый шаг к обеспеченной жизни сопровождается моральнымпадением, на которое ее толкает общество. И Драйзер тщательно отмечает, как понемногукаждый такой «успех» отравляет Керри, болезненно воздействует на ее душу.
Керри, отчаявшись найти работу, становится любовницей Друэ идобивается этим обеспеченной жизни. Она думает: «Теперь я вознеслась на высшуюступень». Падение Керри хорошо передает внутренний монолог, раскрывающий еедушевное состояние: «Она заглядывала в зеркало и видела там другую Керри, котораябыла красивее прежней. Она заглядывала в душу (зеркало, составленное из представленийсвоих и чужих) и видела там Керри, которая была хуже прежней», Керри, размышляянаедине с самой собой, приходит к выводу: «Ты даже не пыталась сопротивлятьсяи сразу признала себя побеждённой». И говорит она это с болью в сердце.
Подчеркивая социальные причины падения Керри, ее поражения вжизненной борьбе, Драйзер пишет: «За нее отвечал голос нужды». Керри оказаласьпобежденной, потому что она не смогла найти работу, потому что ей не смогла помочьсестра, жена рабочего чикагских боен, да еще и потому, что испугалась работы нафабрике, которая, как убедилась Керри, не может принести ей материального благополучияи счастья. И вот Керри на содержании у Друэ. «Керри не была по-настоящему влюбленав Друэ», — говорит Драйзер, оттеняя материальные причины, заставившие ее сблизитьсяс Друэ.
Герствуд увозит Керри в Канаду, предлагает ей выйти за него замуж.Керри идет на это опять-таки не столько из любви к Герствуду, сколько по расчету.Воспроизводя разговор Герствуда с Керри в номере отеля в Монреале, когда Герствудпредложил Керри стать его женой, Драйзер пишет о чувствах, испытанных ею при этом:«Если она не захочет опереться на него, не ответит на его любовь, то куда жеей после этого деваться?». Внешне Керри поднялась еще на одну ступеньку социальнойлестницы — стала женой более или менее состоятельного человека. «Она думала:»Я счастлива".
Керри — преуспевающая артистка. Она поднялась теперь довольновысоко по социальной лестнице. Но и здесь ее подъем был и падением. Ради экономииденег на наряды, необходимые ей как актрисе, Керри бросает на произвол судьбы Герствуда,который потерял для нее всякую привлекательность, когда оказался не в состояниисодержать ее.
Сравнительной материальной обеспеченности Керри добивается лишьдорогой ценой утраты лучших человеческих качеств.
Раскрывая процесс развращения Керри буржуазной Америкой, Драйзерстремится передать всю сложность диалектики души этой незаурядной личности, ее тревогии волнения.
Не случайно, рассказывая о жизни Керри в «высшем» свете,Драйзер постоянно сталкивает ее с картинами нищеты, заставляет вспоминать о скитанияхв поисках работы в Чикаго. Керри идёт в Нью-Йорк в ресторан и, просматривая ценыблюд в меню, вспоминает на мгновение первый свой обед в ресторане в обществе Друэ.«Но даже в этот краткий миг, — пишет Драйзер, — она успела увидеть другую Керри- бедную, голодную, потерявшую всякое мужество, для которой Чикаго был холодным,неприступным миром, где она бродила в поисках работы». С большим художественнымтактом писатель использует этот прием для того, чтобы оттенить социальные приемыпадения Керри, передать трагическую атмосферу жизни народа в Америке корпорацийи монополий.
Немаловажная для романа проблема искусства решается прежде всегообразом Керри. Она не смогла осуществить свою мечту — стать настоящей актрисой,растратив свой талант в борьбе за то, чтобы выбиться из нищеты, в погоне за долларами,за комфортом, за внешним блеском успеха.
У Керри были прирожденные артистические данные, она обладала«залогом блестящего драматического таланта». Один из героев романа, Эмс,отмечает у Керри изумительную выразительность лица. Обращаясь к ней, он говорит:«А иногда природа воплощает все чувства в человеческом лице. Она делает лицовыразителем всех людских стремлений. Вот так случилось и с вами».
Драйзер особенно умело, мастерски демонстрирует ответственностьамериканского общества за растрату этого таланта, а в том, что Керри не смогла стать«выразителем всех людских стремлений», Драйзер видит трагизм ее судьбы,ее человеческое поражение.
Отношение Керри к искусству претерпевает существенные изменения.Она начала приобщаться к театру, с подлинным вдохновением сыграв в любительскомспектакле; она думала тогда о том, как лучше вжиться в образ, воплотить его на сцене.И, поселившись с Герствудом в Нью-Йорке, Керри продолжает мечтать о сцене, ей хочется«волновать зрителей своей игрой». Разговор с мистером Эмсом вселяет внее новые мысли. «О, если бы я могла стать актрисой, — мечтает Керри, — и хорошейактрисой к тому же». Но теперь к стремлению служить искусству примешиваютсяи иные мечты. Ее привлекает внешний блеск театральной обстановки, она готова даже«переносить страдания, каковы бы они ни были, именно в такой обстановке, илиесли это невозможно, то хотя бы изображать их на сцене в каком-нибудь чудесном обрамлении».Сцена связывается в представлении Керри уже в то время с продвижением по лестницематериального успеха, хотя эти соображения и отодвинуты пока на второй план. Когдаже Герствуд оказывается без работы и они с Керри вынуждены искать заработок, театрв мыслях Керри становится путем к жизни в достатке и роскоши.
Угроза бедности и голода заставляет Керри переменить отношениек искусству. «Она не позволит ему (Герствуду) вовлечь ее в нищету лишь потому,что ему так нравится. Ей в сущности сейчас было совершенно безразлично, станет оназнаменитостью или нет. Только бы проникнуть на сцену, зарабатывать достаточно нажизнь, одеваться по своему вкусу, идти, куда хочешь, и делать, что хочешь, — о,как это было бы хорошо!». Керри думает «о театре, как о двери, через которуюможно проникнуть в столь прельщавшую ее, сверкавшую позолотой жизнь». Театрдля нее становится средством добиться благополучия, но свой действительно большойталант Керри растрачивает в этой борьбе за место под солнцем.
После многократных неудачных попыток она устроилась статисткойв варьете. И, рассказывая о новых ее успехах на сцене, Драйзер называет точно, какоеувеличение заработка они приносят Керри, давая читателю понять, что ее больше волнуютдоллары, чем исполняемые ею роли.
Керри добивается первой удачи на сцене. «Но приятнее всегобыло то, — пишет Драйзер, — что ей повысили жалованье с двенадцати до восемнадцатидолларов».
Керри переходит в другой театр, ей платят там двадцать долларов,всего на два доллара больше, но и от этого, замечает Драйзер, «Керри была ввосторге».
Керри предлагают из статистки стать полноправной актрисой труппы.Мечты Керри, казалось бы, близки к осуществлению, теперь она будет играть в театре,но она не спрашивает, какие роли ей предложат. Первым ее вопросом режиссеру театрабыло:
"-А сколько я буду теперь получать? — Тридцать пять долларов,- ответил тот.
Керри была так ошеломлена этим и пришла в такой восторг, чтои не подумала просить больше".
Наконец, успех Керри отмечают газеты. Автор комедии специальнодля нее пишет песенку. Но не это главное для Керри. Директор театра вызывает ееи предлагает 160 долларов в неделю при условии продления договора на год. Керри,«едва веря своим ушам», соглашается. Теперь она считает себя на верхусоциальной лестницы, не ниже, а, пожалуй, и выше таких своих прежних друзей, какмиссис Вэнс. Керри стала похожа на тех певиц, портреты которых Драйзер воссоздалв своем раннем очерке «Откуда песня».
Драйзер настойчиво повторяет, что сама работа в американскомтеатре заставляет Керри все меньше и меньше думать об искусстве, превращает ее времесленника, зарабатывающего себе на жизнь выступлениями на сцене. Все это убиваетв ней ту непосредственность, которая была основой ее таланта. Керри сама чувствуетутрату какой-то части своего артистического дарования, и Драйзер отмечает связанныес этим болезненные переживания своей героини, передает всю сложность и трагическуюпротиворечивость ее душевного состояния.
Молодой драматург написал для Керри пьесу, но «она, увы,не в состоянии была составить собственного мнения о предлагаемой вещи. И это тожебыло ей очень больно». Керри стало больно потому, что она поняла, как далекоей до настоящего искусства.
Керри одинока потому, что, поднявшись по социальной лестнице,она не может слиться с толпой расфранченных преуспевающих людей, потому, что ейвсе время мерещатся образы бедности, в которой она жила, в которой продолжают житьее подруги по обувной фабрике и тысячи простых тружеников Америки, потому, что избежатьих судьбы ей удалось лишь путем морального падения, и в этом ее трагедия.
Керри — сильный характер. Она смогла выбиться из нужды и дажедостичь определенного благополучия, но не смогла добиться счастья. Счастье недоступнопростому человеку в Америке, даже если он обладает таким талантом и силой характера,как Керри. Деньги иссушают душу, поэтому и нет счастья для Керри. «В своейкачалке ты будешь одиноко сидеть, мечтая и тоскуя! — » заключает роман Драйзер.- В своей качалке у окна ты будешь мечтать о таком счастье, какого тебе никогдане изведать!". Трагизм американской жизни еще ощутимее передает образ Герствуда,который в последних главах даже отодвигает образ Керри на второй план — вначалеДрайзер даже заканчивал роман смертью Герствуда, но затем дописал концовку, раскрывающуюдуховную обедненность и обреченность Керри, — сидя в качалке, она двигается, ноэто лишь иллюзия продвижения — качалка-то ведь остается на месте. Образ Герствудаолицетворяет ту угрозу бедности, нищеты, которую сумела избежать Керри, принесяв жертву талант и лучшие душевные качества, и которую не могут избежать ее соотечественники.
В конце романа она так и не познала счастья творческого труда.Несмотря на видимость фортуны, Керри не ближе подошла к радостному концу, чем Герствуд[2, c.34-58].
Женский образ в романе «Дженни Герхардт»
«Дженни Герхардт» (1911) — роман, ознаменовавший углублениереализма Драйзера. По сравнению с «Сестрой Керри» в этом романе заметноменяется ракурс изображения. Детерминистские идеи Драйзера проявляются даже активнее,чем прежде, придавая оттенок фатализма рассказанной писателем истории девушки изпролетарской среды. Однако заглавная героиня менее всего поддается духовному растлению,хотя к этому, согласно натуралистской схеме, должна привести ее биография. Биологическиемотивировки поступков и жизненных испытаний, которые выпадают на ее долю, приглушены,и в центре повествования — реалистически обрисованная трагедия «простого сердца»,столкнувшегося с миром сословных предрассудков и ложных этических постулатов [7].
В романе «Дженни Герхардт» изображена трагедия человекаиз трудовой семьи, обладающего большой силой чувств. Сила романа — в утвержденииморальной чистоты и высоты женщины из народа — Дженни Герхардт — и в отрицании буржуазногообщества с присущей самой его природе аморальностью. Дженни, рассказывает Драйзер,«обладала чудесным мягким характером, всю прелесть которого не выразишь словами.Бывают такие редкие, особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, иуходят из жизни, так ничего и не поняв. Жизнь всегда, до последней минуты, представляетсяим бесконечно прекрасной, настоящей страной чудес, и если бы они могли только визумлении бродить по ней, она была бы для них не хуже рая.
Человеком бескорыстным, мягким, добрым, наделенным светлыми чувствамипредстает здесь Дженни. Писатель прямо называет то, что мешает свободному проявлениюее богатой души, что попирает бескорыстие, честность, доброту человека. Это — мирсобственников, девиз которого — »это мое". Дженни отличается от героинипервого романа Драйзера Керри неспособностью перенять повадки мира стяжателей.«У нее была врожденная склонность к самопожертвованию, — говорится в романе.- Вовсе не просто было бы привить ей тот житейский эгоизм, который помогает уберечьсяот зла».
Показывая врожденное благородство Дженни, писатель мастерскивоссоздает картину, исполненную жизненной правды, когда утверждает социальную обусловленностьгрехопадения Дженни. Собственно, грехопадения и не было, было лишь нарушение буржуазныхнорм морали. Драйзер отрицает эту буржуазную лицемерную мораль — Дженни нарушилаее нормы под давлением бедственного материального положения, но при этом не покривиладушой, а осталась верна велению своего сердца. Да, Дженни искренне и глубоко любиласенатора Брэндера, а впоследствии и Лестера Кейна, и тем не менее на отношения сними существенно повлияли выпавшие на долю Дженни тяжелые жизненные испытания. Еебрату грозило тюремное заключение, и, чтобы выручить его, она пошла к сенатору Брэндеру.Ее отец обжег себе руки, получил тяжелое увечье, семья осталась без средств к существованию,и Дженни обращается к Лестеру Кейну. Дженни оказывается выше и Брэндера, оставившегоее ради развлечений в Вашингтоне, и Лестера Кейна, который отказался от нее, нерешившись пожертвовать своим положением в обществе.
Драйзер показывает себя тонким знатоком человеческой души, раскрываяотношение Дженни к Кейну и Брэндеру и их отношение к Дженни. Нельзя сказать, чтоони не любили Дженни. Нет, они любили, любили даже искренне и сильно, но, и полюбивее, они оставались верны обычаям своего круга, классовым предрассудкам, тогда какее любовь была глубже и проникновеннее. Лестер Кейн, отмечает Драйзер, «безусловнодорожил ею, хоть и не мог вырваться из замкнутого круга условностей того мира, вкотором был воспитан, однако любил ее не настолько, чтобы наперекор мнению светаобвенчаться с ней по той простой причине, что он выбрал себе жену по душе».И Брэндер, и Лестер Кейн — по-своему честные, неплохие люди, но они остаются людьмисвоего класса, не могут порвать с ним ради любви и из-за предрассудков уродуют жизньДженни.
Сила реализма Драйзера в том и заключается, что он не декларативно,а жизненно и правдиво рисует тяжелую судьбу благородной и честной натуры, павшейжертвой бесчеловечных законов буржуазного мира. Создание глубокого и правдивогообраза Дженни Герхардт — большое завоевание Драйзера-реалиста, свидетельствующеео подлинной народности его творчества.
Дженни Герхардт для Драйзера — образ положительный. В том, какиеоскорбления, лишения, трудности приходится испытать Дженни ради сохранения своегочеловеческого достоинства, содержится объективно не менее острое обличение тогообщественного порядка, который, изуродовав жизнь Дженни, оказался не в состоянииизуродовать ее душу. Сила романа — в изображении своеобразной и благородной натурыДженни. Драйзер подчеркивает ее красоту и привлекательность, гармонирующую с внутреннимблагородством.
В Дженни воплощены лучшие качества, присущие простым труженикам.Потому-то так остро и воспринимается несправедливость и уродливость буржуазногостроя, оскорбляющего и уничтожающего Дженни [2, c.85-92].
Образ Дженни Герхардт построен на идее преобладания добра, сочувствия,сострадания, в характере которой фактически воплощен основной принцип о добродетеликак врожденной способности человека желать людям добра и делать им добро. В поведениии поступках Дженни почти отсутствует рациональное начало. Ориентированность в поступкахи чувствах на интуицию роднит Дженни с главной героиней первого романа Драйзера,Керри, с той лишь значительной разницей, что в Керри преобладают инстинктивные эгоистическиеустремления, а в Дженни — доброта, сочувствие, сострадание. Представляется не лишеннымсмысла предположение, что Драйзер сознательно противопоставил в первых романах двухгероинь [6].
Заключение
У романов «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт»на первый взгляд много общего — в этих произведениях Драйзер обращается к судьбедевушки из трудовой семьи в капиталистической Америке, прототипами героинь былии в том и в другом случае сестры Драйзера. Рассказывая о Керри и Дженни, писатель,однако, показывает разные стороны американской жизни. Керри поднялась сравнительновысоко по социальной лестнице, но растеряла свои лучшие моральные качества. Дженнисохранила высокие душевные достоинства, но не только не достигла высот буржуазногообщества, а, наоборот, стала его жертвой. Различны были судьбы и героинь, и их прототипов.
Сближает романы «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт»тема столкновения человека из народа с буржуазной прозой жизни, с буржуазной Америкой,и в том и в другом романе это столкновение оказывается трагическим, губительнымдля лучших человеческих качеств героинь Драйзера, их трагедии различны: Керри, утративвсе иллюзии, завоевав место под солнцем, не сумела осуществить свою мечту — статьнастоящей актрисой, Дженни же была брошена любимым ею и любившим ее человеком толькопотому, что она принадлежала к другому кругу общества, к другому социальному классу.
В «Сестре Керри» оформились в основных чертах особенностиреалистического художественного мастерства Драйзера. Для творческого почерка Драйзера-романистахарактерно построение сюжета «Сестры Керри». Это роман-биография, В немодна главная сюжетная линия — все действие сосредоточено вокруг главной героиниКерри, прошедшей путь от скромной фабричной работницы до пользующейся шумным успехомактрисы нью-йоркских кабаре. Остальные образы романа дополняют и глубже раскрываютэволюцию центрального образа.
В «Сестре Керри» выявилось в полной мере характерноедля его писательского почерка пристрастие к точной, тщательно выписанной и сочнойдетали, составляющей важную особенность его поэтики — и в романе, и в новелле, ив драме, и в поэзии.
О стремлении Драйзера быть максимально точным во всех деталяхсвидетельствует и использование им при написании «Сестры Керри» своихранних очерков, из которых' он заимствует отдельные бытовые зарисовки — при работенад романом он опирался не только на свой житейский опыт, но и на богатейший литературныйи журналистский опыт.
«Сестра Керри» отличается остротой и драматургичностьюконфликта. В этом сказалось пристрастие писателя к драматургии.
В «Дженни Герхардт» особенно ярко выделяется сила гуманизмаДрайзера, как и в «Сестре Керри» беспощадно осуждаются буржуазные моральныеи этические нормы. Писатель вновь бросает вызов ханжеству и лицемерию американскогобуржуа и мещанина, и вновь попадает в цель — газета «Лексингтон Геральд»в Кентукки назвала «Дженни Герхардт» «неописуемо низменной»книгой, рассматривающей «низменные инстинкты человека — животного наихудшеговида». И если в «Дженни Герхардт» появляются новые моменты в творчествеДрайзера по сравнению с «Сестрой Керри», то это утверждение великой верыв честность и бескорыстие простого народа, в его величие и превосходство над миромкапитала, над миром стяжателей. В романе писатель-гуманист выразил свою мечту инадежду на то, что, несмотря на все страдания и горе, в конце концов восторжествуетпесня народного счастья, которую «когда-нибудь услышит весь мир» [2, c.53,85,92]. В «Дженни Герхардт» Драйзер наметил одну из фундаментальных задачсвоего творчества — исследование разрушительного воздействия, которое оказываютна личность и формы общественной жизни, и стремительно усложняющаяся цивилизация,и «весь механизм существующих в нашем обществе средств общения и связи».
Список используемой литературы
1. Драйзер Т. Сестра Керри. Куйбышев, 1986. — 654 с.
2. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество.М., МГУ. — 1977.- 320 с., ил.
3. Зверев А. Модернизм в литературе. США.М., 1979. — 355 с.
4. История литературы США: В 7 тт. Ред. колл.: Я.Н. Засурский, М.М.Коренева, Е.А. Стеценко. М., 1997-532с.
5. Льюис С. Кингсблад, потомок королей. Рассказы. Очерки. — Л., 1966.- 710 c.
8. www.wikipedia.org/. /Драйзер Теодор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ГОСЫ для "Менеджмент организации" спец. "Гостиничный и турбизнес"
Реферат Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга
Реферат Тепловая схема ТЭЦ на органическом топливе
Реферат Построение экономико-математических моделей
Реферат Исследование несостоятельности (банкротства) предприятия с применением статистических и математических методов анализа
Реферат Трансформація політичного устрою Югославії в кінці 90-х початку ХХІ ст
Реферат Белки 4
Реферат Mcsorley Essay Research Paper Marty McSorleyMarty McSorley
Реферат Глобализация мирового хозяйства
Реферат Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин)
Реферат British Invasion Essay Research Paper British InvasionWhen
Реферат Современная история
Реферат Кредитование юридических лиц в коммерческих банках
Реферат Глобальні екологічні проблеми
Реферат Понятие личности в психологии. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»