Учебное сообщение на тему:Словообразование как наука.
Выполнил:Чиркин Кирилл.
Г.Минск сш.№6 6«а» класс
2006-11-19
Тема моегоучебного сообщения — «Словообразование как наука». Это
Научный терминрусского языка, который изучает процесс образования, складывания слов иззначимых частей, значения идущие от основы слова ( то есть корней, суффиксов иприставок), изучается лексегологией и словообразованием. Значениями окончанийзанимается морфология. Морфологией называют науку о формах (по-гречески морфэи есть форма) слов, об их способности изменяться, например, склоняясь илиспрягаясь.
А теперь рассмотрим способы словообразования.
1. Суффиксальный — суффикс присоединяется к основепроизводящего слова. Например: школа — школьник, дом — домик, речка — реченька.
2. Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову. Например:играть — поиграть, бегать — выбегать, бить — разбить.
3.Постфиксальный — постфикс присоединяется к целому производящему слову. Например: смотреть — смотреться, учить — учиться,ссорить — ссориться.
4.Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова. Например: река — заречный, город - пригородный, море — приморский, кровать — прикроватная.
5.Приставочно-постфиксальный — приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову.Например: мыть — помыться, любить — влюбиться.
6.Суффиксально — постфиксальный — суффикс и постфикс одновременноприсоединяются к основе слова. К примеру: ветвь — ветвиться, красота — красоваться.
7.Переход из одной части речив другую — перейдя из одной части речи вдругую слово меняет свои морфологические и синтаксические свойства: становитьсядругой частью речи и другим членом предложения. Например: диспетчерская (прил.)- диспетчерская (сущ.).
8.Слияниенескольких слов — слово образуется путём слияния целых слов, составляющихсловосочетание. Например: радио, станция — радиостанция; зерно, сушка — зерносушка; кино, театр — кинотеатр.
9.Сложение — соединительная морфема, которая объединяет основу слова и целое слово.Например: вагон, ресторан: вагон-ресторан; юг, восток: темный, зеленый — тёмно-зелёный.
10.Сложениев сочетании с суффиксальным способом — слово образуется путём сложениянескольких слов с одновременным присоединением суффикса. Например: железнаядорога — железнодорожный, сто лет — столетний, пять лет — пятилетний.
11.Сложениесокращённых основ — слово образуется путём сложения части основы ицелого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов, начальныхзвуков слов. Например: сельпо — сельское почтовое отделение, сбербанк — сберегательный банк, универмаг — универсальный магазин, АТС — автоматическаятелефонная станция, ГАИ- государственная авто инспекция, юрфак — юридическифакультет.
Изучение способов словообразования помогаеттем, кто испытывает трудности в разборе слов по составу.
А знаете ли «вы»что тот «кусочек», который присоединяется к исходному слову ипревращает его в производное, и называется Д Е Р ИВ А Т О Р. Следовательнодериватор — тот, кто производит, производитель. В нашем случае дериватор — это помощник в производстве новых слов. Примеры: фонарь + ик — фонарик, по + гулять — погулять, при + ставить — приставить.
В своём учебном сообщении я раскрыл секретсловообразования.
Город + при — пригород + н — пригородный. Такие словообразовательные цепочкиможно строить двумя способами: от простого к сложному и наоборот. Например: отпростого к сложному и наоборот. Пример: горняцкий — к получиться горняк — якполучиться: гора. Занимательной частью русского языка является игра«Волшебные квадраты»
Придуманная учёным М.ВПановым.
ИТАЛЬЯНЕЦ — ИСПАНЕЦ
| |
| |
ИТАЛЬЯНКА -------- ИСПАНКА
Вспомним, что у квадрата всестороны равны. А у волшебного квадрата? А в нашем случаи в верхней строчкестоит название жителя страны, а в нижней название жительницы. Значит, равенствосторон нашего квадрата стоит в одинаковом смысловом преращении:верхняя строка он, нижняя — она. Зная и изучая способы словообразования нашязык становится богаче.