Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Ресурсы. Виды ресурсов

Министерство образования инауки  Республики  Казахстан
     
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. С. Амонжолова





















Реферат
натему:
«Ресурсы. Виды ресурсов»



















выполниластудентка
группы201 (2А): Пашко А.В.
принялпреподаватель:
ТулеубаевТ.Т.












г.Усть-Каменогорск
2005

Содержание
 TOC o «1-2» h z u Введение.PAGEREF _Toc105222418 h 2
Понятие экономических ресурсов… PAGEREF _Toc105222419 h 3
Факторы производства.PAGEREF _Toc105222420 h 4
Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов какоснова экономической теории   PAGEREF _Toc105222421 h 6
Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов… PAGEREF _Toc105222422 h 6
Модель Кобба—Дугласа. PAGEREF _Toc105222423 h 7
Понятие рынков ресурсов… PAGEREF _Toc105222424 h 7
Понятие производственных возможностей. Кривая производственныхвозможностей… PAGEREF _Toc105222425 h 8
Альтернативная стоимость. PAGEREF _Toc105222426 h 9
Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи. PAGEREF _Toc105222427 h 9
Предельные(маржинальные) величины. PAGEREF _Toc105222428 h 10
Понятие экономической эффективности… PAGEREF _Toc105222429 h 11
Эффективность поПарето (оптимум Парето)PAGEREF _Toc105222430 h 12
Эффективность на микро- и макроуровне… PAGEREF _Toc105222431 h 12
Разделение труда,специализация и обмен. PAGEREF _Toc105222432 h 13
Понятия разделениятруда и специализации. PAGEREF _Toc105222433 h 14
Обмен. PAGEREF _Toc105222434 h 14
Выводы… PAGEREF _Toc105222435 h 14
Литература.PAGEREF_Toc105222436 h 16
Введение.
Хозяйственная жизньобщества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различныхэкономических бла­гах. В свою очередь, эти блага производятся на базеэкономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
У всехлюдей есть различные потребности. Их можно разделить на две части:духовные и материальные потребности. Хотя это де­ление условно (так, трудно сказать, кдуховным или материаль­ным потребностям относится потребность человека взнаниях), однаков большей части оно возможно.
Понятиеэкономических потребностей и благ
Материальныепотребности можно назвать экономическими по­требностями. Они выражаются в том,что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономическиеблага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворятьэкономические потребнос­ти. Экономические потребности— одна из основополагающих ка­тегорий в экономической теории.
На заречеловечества люди удовлетворяли экономические по­требности за счет готовых благприроды. В дальнейшем абсолют­ное большинство потребностей стало удовлетворяться засчет про­изводства благ. Врыночной экономике, где экономические блага продаютсяи покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечествоустроено так, что его экономические потребнос­ти обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей,который означает, что потребностирастут быстрее производства благ. Во многомэто происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществебольшинство его членов испы­тывает потребности,прежде всего в продуктах первой необходимос­ти. Этопотребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIXв. прусский статистик Эр­нестЭнгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Со­гласно егоутверждениям, подтвержденным практикой, с увеличе­нием абсолютного размерадохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается,а доля расходов на менее необходимыепродукты увеличивается. Самая первая по­требность, притом ежедневная,это потребность в пище. Поэтому законЭнгеля находит выражение в том,что с ростом доходов уменьшается ихдоля, идущая на покупку продовольствия, и уве­личивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров(особенно услуг), являющихся продуктами не пер­войнеобходимости.
Вконечном счете, мы приходим к выводу, что если рост эконо­мических потребностей постоянно обгоняетпроизводство эконо­мических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безгра­ничны.
Другойвывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономическойтеории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономи­ческих благ сталкивается с ограниченностьюзапасов многих при­родных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы(особенно ква­лифицированной), недостаточностью производственных мощнос­тей ифинансов, случаями плохой организации производства, от­сутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производствоэкономических благ отстает от экономических потребностей из-заограниченнос­ти экономических ресурсов.Понятие экономических ресурсов
«Экономика» вырастает из «производства»,которое образует материальную основу экономики.
Источники любого производства – это ресурсы,которыми располагает общество, что же понимает экономическая теория под «ресурсами производства»?
Ресурсыи факторы производства– этосовокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут бытьиспользованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы принятоделить на четыре группы:
1.                 природные –потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы ивещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последниев последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);
2.                 материальные­ –все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые,следовательно, сами являются результатом производства);
3.                 трудовые – населениев трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают потрём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационномуи культурно-образовательному;
4.                 финансовые –денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Еще Аристотель, а вслед за ним исредневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов.Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм.Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу.Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал.Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французскийэкономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл(1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательскиеспособности.
Значимость отдельных видов ресурсовизменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё  — к постиндустриальной технологии. Вдоиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам,в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – интеллектуальным иинформационным ресурсам. Поэтому многие современные экономисты склонныполагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста напервое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология,научно-технический прогресс, наука, информация.
Природные, материальные и трудовыересурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной»ступени финансовые ресурсы стали называться «производственными».
Наряду с понятием «ресурсы производства»экономическая теория оперирует также понятием « факторы производства». В чем жеих отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, тоотмечали, что это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены впроизводство. Так вот, «факторы производства»- экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесспроизводства ресурсы; следовательно, «ресурсы производства»  — понятие более широкое, чем «факторы производства».Иными словами, факторы производства – это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятсятаковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.Факторы производства.
В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, спомощью которых осуществляется производство товаров и услуг.
1.       ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинстволюдей. «Земля» как фактор производства имеет троякое значение:
·         в широком смыслеона означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
·                    в ряде отраслей(аграрной, добывающей, рыбной) «земля» есть объект хозяйствования, когда онаодновременно выступает и «предметом труда», и «средством труда»;
·                    в пределах всейэкономики «земля» может выступить как объект собственности (в этом случае еёсобственник непосредственного участия в процессе производства может непринимать, — он участвует опосредованно, предоставлением «своей» земли);
Таким образом, к понятию«земля» относятся все естественные ресурсы – все «даровые благаприроды», которые применимы в производственном процессе. А также,  пахотные земли, леса, месторождения минералови нефти, водные ресурсы.
2.      КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие«капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает всепроизведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины,оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовуюсеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.
Здесь важно отметить еще два момента.Во-первых, инвестиционные товары (средствапроизводства) отличаются от потребительских товаров тем, чтопоследние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делаютэто косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых,термин «капитал» не подразумеваетденьги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежномкапитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупкимашин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые,ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическимресурсом. Реальный капитал – инструменты,машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
3.      ТРУД. Труд – это широкий термин, который экономиступотребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей,применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого видачеловеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, всилу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматриватьотдельно). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом,учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, – все ониохватываются общим понятием «труд».
4.      ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ. Наконец, что можно сказатьо том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской  способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическоезначение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функциипредпринимателя.
1)      Предприниматель берет на себя инициативу соединенияресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара илиуслуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременноявляется движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсыдля осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
2)      Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессеведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курсдеятельности предприятия.
3)      Предприниматель – это новатор, лицо,стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новыепроизводственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
4)      Предприниматель – это человек, идущий на риск. Этоследует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистическойсистеме предпринимателю прибыль не гарантирована.Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказатьсязаманчивые прибыли или убытки и вконце концов – банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не толькосвоим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами –своими собственными и своих компаньонов или акционеров.Безграничность потребностей иограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
Всеэкономические ресурсы независимо от их класса обладают общим свойством – ониограниченны. А экономическиепотребности — безграничны.
Этосочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуа­ций — безграничностьпотребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономическойтеории. В сущности, этонаука, «изучающая, каким образом общество с ограни­ченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить»[1],или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижениямаксимального удовлетворенияматериальных потребностей человека»[2].
Свеститолько к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребнос­тейи ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стерженьэкономики как науки. Домохозяйству,фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, напокупку или производст­во каких благ следуетпотратить свои ресурсы, которые почти всег­да ограниченны.Переплетение, мобильность ивзаимозаменяемость экономических ресурсов
Ресурсы взаимопереплетены.Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природныересурсы стре­мятся потребить более рациональнона основе новых знаний (на­учных достижений). Знания являются важным элементомтакого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников,которая зави­сит прежде всего от полученного ими образования (знаний).Зна­ния (прежде всего технологические)обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реальногокапитала. На­конец, они (особенно управленческиезнания) позволяют пред­принимателям организовывать производство товарови услуг наи­более рационально.
Экономические ресурсымобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны,между странами), хотя степеньих мобильности различна. Наименее мобильны при­родные ресурсы, подвижностьмногих из которых близка к нулю (землютрудно переместить из одного места в другое, хотя и воз­можно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видноиз внутренней и внешней миграциирабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильныпредпринимательские способности, хотячасто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем,что носителями предпринимательских способностей являют­ся или наемныеуправляющие, или владельцы капитала). Наибо­леемобильны два последних ресурса — капитал (особенно денеж­ный) и знания.
Переплетениересурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость(альтернативность). Если фермерунужно увеличить производство зерна, то он может сде­лать это так: расширитьпосевные площади (использовать допол­нительные природные ресурсы), или нанять дополнительныхра­ботников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал),или улуч­шить организацию труда наферме (шире использовать свои пред­принимательскиеспособности), или, наконец, использовать новые виды семян (применитьновые знания). У фермера есть по­добныйвыбор потому, что экономические ресурсы взаимозаме­няемы(альтернативны).
Обычноэта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсыне могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудованияи инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом всетруднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работни­ков на ферме, обязавих работать в две смены. Однако нанять еще работников и организоватьсистематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличивим заработную плату.
Предприниматель(организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсовон вынужден отыскивать наиболеерациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.Модель Кобба—Дугласа
Иллюстрацией к переплетению иальтернативности экономи­ческих ресурсовможет быть простая, основанная только на двух производственных факторах модельКобба—Дугласа (названа по имени двух американских экономистов). Онавыглядит следую­щим образом:
где Q— объем производства; К— размер капитала; L— затраты труда (в стоимостном выражении);  — показатели элас­тичности производстваQпо отношениюсоответственно к ка­питалу и труду (они показывают, на сколько процентов долж­но увеличиться Q, если или К или Lвозрастает на одинпро­цент);А — функция.Понятие рынков ресурсов
Врыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собойбольшой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множестварынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей —экономистов, бух­галтеров, инженерови т.д.
Как ужеотмечалось, на базе экономических ресурсов осущест­вляется производство экономических благ.При ограниченности (редкости) ресурсов приходитсяопределять, какие именно блага производитьи какие для этого есть производственные возможности.Понятие производственныхвозможностей. Кривая производственных возможностей
Производственнымивозможностями называются возможности попроизводству благ (выпуску продукции). Необходимость по­стоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использо­вать дляпроизводства благ, ярко демонстрирует модель под назва­нием «кривая производственных возможностей».
Таблица1. Производственныевозможности страны по производству автомобилей и самолетов в год
Варианты
Самолёты, тыс. шт.
Автомобили, млн.шт.
A
B
C
D
E
1
2
3
4
10
9
7
4

Самолеты, тыс. шт.
                                       
Рис.1.Криваяпроизводственных возможностей
Упрощенно представим, что странапроизводит только два то­вара — автомобили исамолеты. Если она сконцентрирует все свои! экономические ресурсы навыпуске только автомобилей, она смо­жет загод выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс.самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов при­детсясократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производ­ства 3 тыс. самолетов— до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообщеотказаться от выпуска авто­мобилей (табл.1 ирис.1).
Таким образом, для увеличенияпроизводства самолетов при­ходится отказываться от все большего количестваавтомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производствакоторых над отказываться.Альтернативнаястоимость
Альтернативнаястоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое»[3].Недаром альтернативную сто­имостьнередко называют издержками упущенных возможностей.
Так, в рассматриваемом примере производство4 тыс. самолетов
означает отказ от выпуска 10 млн.автомобилей.
Конечно, в реальной жизниупущенные возможности не огра­ничиваются одним или даже двумя видами продуктов,от произ­водства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтомупри определении альтернативной стоимости рекоменду­ют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей. Так, при учебе в дневном вузе послешколы девуш­ка упускает возможностьработать в этот период секретарем (а не грузчиком или сторожем) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нееальтернативной стоимостью (альтернативнымииздержками) обучения на дневном отделениивуза. Альтернативные издержки в России часто называ­ют вмененными, аальтернативную стоимость — вмененной.
Обратимвнимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативнаястоимость возрастает. Так, в нашем при­мере производство 1 тыс. самолетов требуетотказа от выпуска 1 млн. автомобилей, 2 тыс. самолетов — уже 3 млн. автомобилей, 3 тыс. самолетов — 6млн. автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказатьсяот выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться отвсе большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержкипервой тысячи самолетов равняются 1 млн. автомобилей, а четвертой тысячи самолетов — уже 4 млн.автомобилей. Говоря по-другому, для вы­пуска каждой дополнительной единицы продуктаприходится жертвовать всебольшим количеством другого, альтернативного продукта.Причины роста альтернативных издержек заключаются, прежде всего, в неполнойвзаимозаменяемости ресурсов.Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи
Увеличениеальтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, прове­реннойи учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек.
Еще более известензакон, тесно связанный с вышеуказан­ным, — закон убывающей отдачи(производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывноеувеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количе­ством других ресурсовна определенном этапе приводит к прекра­щению роста отдачи от него, а затем и к еесокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одногоиз них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания —оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру,число станков на заводе при неизменном числестаночников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейшийрост указанного производственного, фактора стано­вится все меньше. Результативность работы станочника, обслужи­вающего все большее число станков, снижается,увеличивается процент брака, растутпростои станков и т.д.
Допустим,что в фермерском хозяйстве выращивается пшени­ца. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая.Рассмотрим это на примере (в расчетена 1 га):
Количество удобрений, мешки
1
2
3
4
5
6
7
Урожай пшеницы, Ц.
20
25
32
42
51
58
62
62
Прирост урожая, Ц.
-
5
7
10
9
7
4
Мы видим, что,начиная с четвертого увеличения производст­венного фактора, прирост урожая хотяи продолжается, но во все; меньших размерах, а затем вообще прекращается. Иначеговоря, увеличениеодного производственного фактора при неизменности других на том или иномэтапе начинает затухать и, в конечном счете, сводится к нулю.
Закон убывающей отдачи можноинтерпретировать и по-дру­


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.