Реферат по предмету "Литература"


Литература в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание,выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться встороне от этого  события.
Так впервый день войны на митинге советских писателейпрозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весьсвой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делусвященной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова былиоправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованнымии призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот изних не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсеммолодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своимнародом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов,писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мыпрожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом:.мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и… писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературойодной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопнымипоэтами» (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А.Толстова, была «голосом героической души народа». Лозунг «Всесилы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям.Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой исатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики ипублицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью,транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных иполитических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен нафронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивалисьнаизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова, «Землянка»Александра Суркова, «Огонек» Исаковского породили многочисленныестихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовалио том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный вистории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом являетсясамой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть кврагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе,раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах  Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовскогослышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат исознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванныеот любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новомувзглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, насвой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи оМоскве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о СмоленщинеИсаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер такназываемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чемв лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всемиеё батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирикине помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашегонарода. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десятипоколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А.Сурков)
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тотнеиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ своевдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: НиколайТихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, МихаилИсаковский, Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основныежанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую илирико-эпическую (баллады, поэмы).
ПРОЗА.
В годы Великой Отечественной войны получили развитиене только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими иочерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьмаразнообразны  публицистические жанры:статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, МихаилШолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьямивысокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывалиподлинное лицо «устроителей нового порядка». Советские писателипротивопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. Всотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков,цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных,назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказыи распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду овойне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости,мужеству и упорству. «Ни шагу дальше!» – так начинается статьяАлексея Толстова «Москве угрожает враг».
По настроению, по тону военная публицистика была либосатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиваниюподвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики сталпамфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны пожанру: статьи  — обращения, призывы, воззвания,письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова «Неизвестномуамериканскому другу».
Публицистика оказала огромное влияние на все жанрылитературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал обессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которыепредшествовали роману «Молодая гвардия». Очень распространен в1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляютсяочерки о ночной авиации «У-2» (Симонова), о героическом комсомоле(Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылупредставляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писателиобращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовыйтрудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали МариеттаШагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явилисьпричиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собойхудожественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки:«Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль — Декабрь»Симонова.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такиепроизведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека навойне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принциптаких произведений, как «Просто любовь» В. Василевской, «Этобыло в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «Вокопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогдаписателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего подСталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных инепосильных боях, которые вела на­ша армия. В произведении мы видим стремле­ниеавтора не только воплотить личные воспо­минания о войне, но и попытатьсяпсихологиче­ски мотивировать поступки человека, исследо­ватьнравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повестивеликое ис­пытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всейбесчеловечностью и жес­токостью войны. Это была одна из первых попы­токпсихологического осмысления подвига наро­да.
Война стала для всех большойбедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть,«она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,например, Валега—малограмотный чело­век, «… читает по слогам, и спроси его, что такое родина,он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться допоследнего пат­рона. А кончатся патроны—кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можнобольше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен вромане образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть напередовую; автор также осуждает и Абросимова, которыйсчитает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­быепотери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешьверу автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды,неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вестиВ. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать занее жизнь.
В этом же суровом сороквтором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведениятоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть егопо­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В.Некрасов, не от­ступил от правды, рассказал о том жестоком и тя­желом временичестно и талантливо. Герой повес­ти В. Кондратьева Сашка очень молод, но он ужедва месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться— уже немалая удача» и «… с хлебцемплохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих— и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячушагов, простреливается насквозь. И Саш­ка ночью поползет туда, чтобы добытьсвоему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимытакие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. Вобразе главного героя воплощены лучшие чело­веческие качества русского солдата,Сашка умен, сообразителен, ловок— обэтом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных мо­ментов повести— отказ Сашки расстреливать пленного немца.Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного,Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фаши­сты».
В главном герое воплотилисьсамые лучшие черты народного характера: мужества, патрио­тизм, стремление кподвигу, трудолюбие, вынос­ливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самоеценное в нем— способность размышлять,умение осмыслить происходящее. Сашка пони­мал, что «не научились еще воеватькак следует что командиры, что рядовые. И что учеба на хо­ду, в боях идет посамой Сашкиной жизни. 'Пони­мал и ворчал, как и другие, но не обезверил и де­лал свое солдатское дело, как умел, хотяособых. геройств не совершал».
«История Сашки— это история человека, ока­завшегося в самое трудноевремя в самом трудном месте на самой трудной должности— солдат­ской»,— писал огерое Кондратьева К. М. Симо­нов.
Тема подвига человека навойне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.
Использованная литература:Ø  История русской советской литературы. Под редакцией проф.П.С. Выходцева. Издательство «Высшаяшкола», Москва – 1970Ø  Ради жизни на земле. П. Топер.Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва,«Советский писатель», 1985
Ø  Русская литература ХХ века.Изд. "Астрель", 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград”
Реферат Учение В.И.Вернадского и других ученых о ноосфере и ее роли в развитии земной цивилизации; исторические истоки этого учения
Реферат Как банки зарабатывают деньги
Реферат Державна влада та посадові особи в історії України
Реферат Воспитательная система класса
Реферат Феномен американского постмодернизма и проблема эстетической центриорики реализма в романе Дж. Гарднера "Осенний свет"
Реферат Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков
Реферат Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников
Реферат What Kind Of Problems Bring For The
Реферат 1: Література на межі ХІХ хх ст.: основні тенденції та напрямки розвитку літератури
Реферат Бухгалтерский учет операций с векселями; вексельное обращение
Реферат Мистика огня у Паскаля и Башляра
Реферат Біофізичні аспекти впливу роботи за комп'ютером на організм користувачів
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины менеджмент (название дисциплины)
Реферат Инструментальное исследование печени и желчных путей дуоденальное зондирование УЗИ рентгенологические