Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература"


Литература в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание,выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться встороне от этого  события.
Так впервый день войны на митинге советских писателейпрозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весьсвой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делусвященной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова былиоправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованнымии призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот изних не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсеммолодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своимнародом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов,писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мыпрожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом:.мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и… писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературойодной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопнымипоэтами» (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А.Толстова, была «голосом героической души народа». Лозунг «Всесилы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям.Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой исатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики ипублицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью,транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных иполитических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен нафронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивалисьнаизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова, «Землянка»Александра Суркова, «Огонек» Исаковского породили многочисленныестихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовалио том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный вистории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом являетсясамой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть кврагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе,раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах  Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовскогослышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат исознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванныеот любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новомувзглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, насвой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи оМоскве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о СмоленщинеИсаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер такназываемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чемв лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всемиеё батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирикине помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашегонарода. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десятипоколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А.Сурков)
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тотнеиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ своевдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: НиколайТихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, МихаилИсаковский, Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основныежанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую илирико-эпическую (баллады, поэмы).
ПРОЗА.
В годы Великой Отечественной войны получили развитиене только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими иочерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьмаразнообразны  публицистические жанры:статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, МихаилШолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьямивысокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывалиподлинное лицо «устроителей нового порядка». Советские писателипротивопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. Всотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков,цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных,назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказыи распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду овойне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости,мужеству и упорству. «Ни шагу дальше!» – так начинается статьяАлексея Толстова «Москве угрожает враг».
По настроению, по тону военная публицистика была либосатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиваниюподвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики сталпамфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны пожанру: статьи  — обращения, призывы, воззвания,письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова «Неизвестномуамериканскому другу».
Публицистика оказала огромное влияние на все жанрылитературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал обессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которыепредшествовали роману «Молодая гвардия». Очень распространен в1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляютсяочерки о ночной авиации «У-2» (Симонова), о героическом комсомоле(Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылупредставляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писателиобращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовыйтрудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали МариеттаШагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явилисьпричиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собойхудожественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки:«Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль — Декабрь»Симонова.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такиепроизведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека навойне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принциптаких произведений, как «Просто любовь» В. Василевской, «Этобыло в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «Вокопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогдаписателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего подСталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных инепосильных боях, которые вела на­ша армия. В произведении мы видим стремле­ниеавтора не только воплотить личные воспо­минания о войне, но и попытатьсяпсихологиче­ски мотивировать поступки человека, исследо­ватьнравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повестивеликое ис­пытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всейбесчеловечностью и жес­токостью войны. Это была одна из первых попы­токпсихологического осмысления подвига наро­да.
Война стала для всех большойбедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть,«она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,например, Валега—малограмотный чело­век, «… читает по слогам, и спроси его, что такое родина,он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться допоследнего пат­рона. А кончатся патроны—кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можнобольше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен вромане образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть напередовую; автор также осуждает и Абросимова, которыйсчитает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­быепотери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешьверу автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды,неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вестиВ. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать занее жизнь.
В этом же суровом сороквтором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведениятоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть егопо­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В.Некрасов, не от­ступил от правды, рассказал о том жестоком и тя­желом временичестно и талантливо. Герой повес­ти В. Кондратьева Сашка очень молод, но он ужедва месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться— уже немалая удача» и «… с хлебцемплохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих— и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячушагов, простреливается насквозь. И Саш­ка ночью поползет туда, чтобы добытьсвоему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимытакие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. Вобразе главного героя воплощены лучшие чело­веческие качества русского солдата,Сашка умен, сообразителен, ловок— обэтом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных мо­ментов повести— отказ Сашки расстреливать пленного немца.Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного,Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фаши­сты».
В главном герое воплотилисьсамые лучшие черты народного характера: мужества, патрио­тизм, стремление кподвигу, трудолюбие, вынос­ливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самоеценное в нем— способность размышлять,умение осмыслить происходящее. Сашка пони­мал, что «не научились еще воеватькак следует что командиры, что рядовые. И что учеба на хо­ду, в боях идет посамой Сашкиной жизни. 'Пони­мал и ворчал, как и другие, но не обезверил и де­лал свое солдатское дело, как умел, хотяособых. геройств не совершал».
«История Сашки— это история человека, ока­завшегося в самое трудноевремя в самом трудном месте на самой трудной должности— солдат­ской»,— писал огерое Кондратьева К. М. Симо­нов.
Тема подвига человека навойне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.
Использованная литература:Ø  История русской советской литературы. Под редакцией проф.П.С. Выходцева. Издательство «Высшаяшкола», Москва – 1970Ø  Ради жизни на земле. П. Топер.Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва,«Советский писатель», 1985
Ø  Русская литература ХХ века.Изд. "Астрель", 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акт о результатах проведения плановой выездной проверки расходования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Ленинградской области для содействия занятости населения
Реферат А. А. Борис валентинович яковенко – русский исследователь философии и. Г. Фихте
Реферат Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.
Реферат Література сентименталізму Творчість Стерна
Реферат Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах
Реферат Стратегия развития предприятия
Реферат Природные ресурсы и экология озера Байкал
Реферат А. М. Мубараков доктор пед наук, профессор. Н. Э. Пфейфер доктор пед наук, профессор пгу им. С. Торайгырова. Н. Е. Тарасовская доктор биологических наук, профессор. Химич Г. З., Хлущевская О. А. Введение в биометрию. Учебное пособие
Реферат Учет и аудит товарно-материальных запасов на примере Республиканского государственного казенного
Реферат Assassination Of Lincoln Essay Research Paper
Реферат Тормозные механизмы автомобиля КамАЗ ремонт и техническое обслуживание
Реферат Аналіз стану ринку й визначення ринкових перспектив підприємства
Реферат Какие симптомы появляются у человека который заразился ЗППП
Реферат Переменные звезды
Реферат Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста