Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание,выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться встороне от этого события.
Так впервый день войны на митинге советских писателейпрозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весьсвой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делусвященной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова былиоправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованнымии призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот изних не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсеммолодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своимнародом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов,писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мыпрожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом:.мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и… писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературойодной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопнымипоэтами» (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А.Толстова, была «голосом героической души народа». Лозунг «Всесилы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям.Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой исатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики ипублицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью,транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных иполитических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен нафронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивалисьнаизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова, «Землянка»Александра Суркова, «Огонек» Исаковского породили многочисленныестихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовалио том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный вистории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом являетсясамой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть кврагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе,раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовскогослышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат исознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванныеот любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новомувзглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, насвой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи оМоскве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о СмоленщинеИсаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер такназываемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чемв лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всемиеё батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирикине помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашегонарода. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десятипоколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А.Сурков)
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тотнеиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ своевдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: НиколайТихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, МихаилИсаковский, Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основныежанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую илирико-эпическую (баллады, поэмы).
ПРОЗА.
В годы Великой Отечественной войны получили развитиене только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими иочерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьмаразнообразны публицистические жанры:статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, МихаилШолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьямивысокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывалиподлинное лицо «устроителей нового порядка». Советские писателипротивопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. Всотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков,цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных,назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказыи распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду овойне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости,мужеству и упорству. «Ни шагу дальше!» – так начинается статьяАлексея Толстова «Москве угрожает враг».
По настроению, по тону военная публицистика была либосатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиваниюподвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики сталпамфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны пожанру: статьи — обращения, призывы, воззвания,письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова «Неизвестномуамериканскому другу».
Публицистика оказала огромное влияние на все жанрылитературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал обессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которыепредшествовали роману «Молодая гвардия». Очень распространен в1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляютсяочерки о ночной авиации «У-2» (Симонова), о героическом комсомоле(Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылупредставляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писателиобращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовыйтрудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали МариеттаШагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явилисьпричиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собойхудожественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки:«Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль — Декабрь»Симонова.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такиепроизведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека навойне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принциптаких произведений, как «Просто любовь» В. Василевской, «Этобыло в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «Вокопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогдаписателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего подСталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных инепосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремлениеавтора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытатьсяпсихологически мотивировать поступки человека, исследоватьнравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повестивеликое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всейбесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попытокпсихологического осмысления подвига народа.
Война стала для всех большойбедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть,«она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,например, Валега—малограмотный человек, «… читает по слогам, и спроси его, что такое родина,он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться допоследнего патрона. А кончатся патроны—кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можнобольше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен вромане образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть напередовую; автор также осуждает и Абросимова, которыйсчитает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любыепотери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешьверу автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды,неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повестиВ. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать занее жизнь.
В этом же суровом сороквтором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведениятоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть егопосвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В.Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом временичестно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он ужедва месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться— уже немалая удача» и «… с хлебцемплохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих— и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячушагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добытьсвоему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимытакие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. Вобразе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата,Сашка умен, сообразителен, ловок— обэтом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести— отказ Сашки расстреливать пленного немца.Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного,Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотилисьсамые лучшие черты народного характера: мужества, патриотизм, стремление кподвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самоеценное в нем— способность размышлять,умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воеватькак следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет посамой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотяособых. геройств не совершал».
«История Сашки— это история человека, оказавшегося в самое трудноевремя в самом трудном месте на самой трудной должности— солдатской»,— писал огерое Кондратьева К. М. Симонов.
Тема подвига человека навойне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.
Использованная литература:Ø История русской советской литературы. Под редакцией проф.П.С. Выходцева. Издательство «Высшаяшкола», Москва – 1970Ø Ради жизни на земле. П. Топер.Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва,«Советский писатель», 1985
Ø Русская литература ХХ века.Изд. "Астрель", 2000