ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
ДостоевскийФедор Михайлович родился в 1821 году,
Достоевскийбыл вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын униатскогосвященника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родилсябудущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — изкупеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиевулавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого иНового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания обэтой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителейчитали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина,произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлениемДостоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы всемействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детскимвпечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова».
С1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульскойгубернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памятиДостоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «МужикМарей» из «Дневника писателя» за 1876).
Началоучения
В1832 Достоевский и его старший брат Михаил Достоевский начали заниматься с приходившими в домучителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова(Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфераучебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненнуюреакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток»,переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»). Вместе с тем годы учебы отмеченыпробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отецотвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования.Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальнымсведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убиткрепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненноподозрительному, было двойственным.
ВИнженерном училище (1838-43)
Сянваря 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствиивсегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал отвоенной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский,Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокругнего сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературныезамыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читалотрывки из своих драматических произведений, которые известны только поназваниям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающимассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокимилитературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В.Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде,летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдатьсялитературному творчеству.
Началолитературного труда
Средилитературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом егоповести «Евгения Гранде» писатель вступил на литературное поприще.Одновременно Достоевский работал над переводом романов ЭженаСю и Жорж Санд (в печати не появились). Выборпроизведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: емуне чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика,нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетноеповествование. В произведениях Жорж Санд, каквспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшаячистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тонарассказа».
Триумфальныйдебют
Зимой1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым онначал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ейбезраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делилквартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночьнапролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому,чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!»Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "… роман открывает такие тайны жизни ихарактеров на Руси, которые до него и не снились никому". Реакция кружкаБелинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных иимевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почтивсе участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и ввоспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и впародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургскомсборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечалиотдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинскийпрямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливозаметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской«Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновникаМакара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействиегоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей «петербургскихуглов», в портретировании целой галереисоциальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы(обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияниепушкинского «Станционного смотрителя». Тема «маленькогочеловека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющиеуже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя:сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом егосоциальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояниядействующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайноизбрана форма «романа в письмах»), система двойников,«сопутствующих» главным героям.
Влитературном кругу
Войдяв кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И.И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшемупризнанию, «страстно принял все учение» критика, включая егосоциалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главыповести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализрасколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначалазаинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступилоохлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением,включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительностьДостоевского. Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться почтина любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским.Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появилисьпервые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.
Достоевскийи петрашевцы
В1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А.Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы,Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но исоциальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы»М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявшийтакже в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер,затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читалисьтрактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогдаписьмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространениялитографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество,организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым(имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью«произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывалнекоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он «читал социальныхписателей, но относился к ним критически». Под утро 23 апреля 1849 в числедругих петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевскийравелин Петропавловской крепости.
Подследствием и на каторге
После8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даженаписал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признанвиновным «в умысле на ниспровержение… государственного порядка» ипервоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после«ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторгис лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников («это былострадание невыразимое, бесконечное… всякая минута тяготела как камень у меняна душе»). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суднад собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гаммачувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, — весьэтот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок изМертвого дома» (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей ужесовременников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой «Записок»оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя АполлонГригорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, чтоДостоевский «достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессомдо того, что в „Мертвом доме“ слился совсем с народом», однакошаг к такому сближению — через сознание общности судьбы — был сделан. Сразупосле освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири«народных типах» и знании «черного, горемычного быта» — опыте,которого «на целые томы достанет». В«Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознанииписателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народномукорню, к узнанию русской души, к признанию духанародного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционныхидей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.
Возвращениев литературу
Сянваря 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен вунтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращенодворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой,принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевскийнаписал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиковои его обитатели» (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, ФомаФомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниямитирана, лицедей, ханжа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, какпсихологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелоготворчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедийДостоевского: театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическоеразвитие событий, усложненный психологический рисунок. Современники осталисьравнодушными к «Селу Степанчиково...»,интерес к повести возник значительно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье«Жестокий талант» дал глубокий анализ образа Опискина,тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Много споров вокруг«Села Степанчиково...» связано спредположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются «Выбранные места из переписки сдрузьями» Н. В. Гоголя. Идея Тыняноваспровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературногоподтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных спроизведениями 1850-х гг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири.
Достоевский-журналист
В1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешениежить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братомМихаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха»,сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические илитературно-критические статьи, полемические заметки, художественныепроизведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходеполемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоихжурналов развивались «почвеннические» идеи (см. Почвенники),генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирениязападников и славянофилов, поисками национального варианта развития иоптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, — синтеза,выраставшего из "всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к«примирительному взгляду на чужое». Статьи Достоевского, вособенности «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), написанныепо следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария,Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов истрастно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразованиярусского общества на братских христианских основаниях: «русская идея…будет синтезом всех тех идей, которые… развивает Европа в отдельных своихнациональностях».
«Униженныеи оскорбленные» (1861) и «Записки из подполья» (1864)
Настраницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию,Достоевский печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», самоназвание которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчестваписателя и даже шире — как символ «истинно гуманистического» пафосарусской литературы (Н. А. Добролюбов в статье«Забитые люди»). Насыщенный автобиографическими аллюзиямии обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже вновой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспекттрагедии «униженных» и углублен психологический анализ. Обилиемелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетениетаинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколенийнизко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось теже черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовилавзлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе»повесть «Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал «краеугольнымкамнем в литературной деятельности» Достоевского; исповедь подпольногопарадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры своображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини,противостоящей болезненному индивидуализму "антигероя",- все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которыхповесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
Семейныекатастрофы и новая женитьба
В1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, атакже азартная игра в рулетку в Баден-Бадене далиматериал для романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Достоевскогои, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за нейвнезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданиюжурнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки изаключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись копределенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей лето1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом«Преступление и наказание», предназначенным для журнала «Русскийвестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романыпечатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось работать надвторым романом («Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не простопомогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации.После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, повоспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полноймере то семейное счастье, которого он так желал».
«Преступлениеи наказание» (1865-66)
Кругосновных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самомтуманном виде, — еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевнымподъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный снеосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевскогоподводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет.Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимоеот нравственной драмы Раскольникова,«убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словамписателя, «кончает тем, что п р и н у ж д ен сам на себя донести… чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять клюдям...». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова,его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварьюдрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав«убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драмуРаскольникова на улицы Петербурга, Достоевскийпоместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывныхисповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей,превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символическийобраз призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкийохват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистскизаостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие«голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторскойпозиции) — все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшимпроизведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя.Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» какпроизведение тенденциозное, роман имел огромный успех.
Мирвеликих романов
В1867-68 гг. написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский виделв «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный геройкнязь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый»,олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практическогохристианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом ипогружается в безумие. Его гибель — приговор миру. Однако, по замечаниюДостоевского, «где только он ни п р и к о с н у л с я — везде он оставил неисследимуючерту». Следующий роман «Бесы» (1871-72) создан под впечатлениемот террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайногообщества «Народная расправа», но идеологическое пространство романамного шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральноедвижение 1840-х гг., и шестидесятничество,интерпретируя революционное "бесовство" вфилософско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественнойтканью романа — развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движениемсудеб героев, апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события.Современники прочитали «Бесов» как рядовой антинигилистический роман,пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатанроман «Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознаниекоторого формируется в «безобразном» мире, в обстановке«всеобщего разложения» и «случайного семейства». Темараспада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского — «Братья Карамазовы» (1879-80), задуманном как изображение «нашейинтеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного герояАлеши Карамазова. Проблема «отцов и детей» («детская» темаполучила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание вромане, особенно в книге «Мальчики»), а также конфликт бунтарскогобезбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли здесьапогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставлениегармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима,Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «миреБожьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» ИванаКарамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского — это целоемироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитателиэтого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные»идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости отроссийского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, сталивосприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.
«Дневникписателя». Конец пути
В1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», гдене ограничился редакторской работой, решив печатать собственныепублицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядовавтора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться«Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годымного сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явленийобщественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические,религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактированияжурнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затемв 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а вконце 1875 возобновил работу над «Дневником», имевшим огромный успехи побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел«Дневник» с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевскийприобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник иучитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятникаПушкину в Москве (1880), где он говорил о "всечеловечности"как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которомунеобходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромныйобщественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческихпланов, собираясь писать вторую часть «Братьев Карамазовых» ииздавать «Дневник писателя», в январе 1881 Достоевский внезапноскончался.