Идеальныйпейзаж
Извсех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значениюследует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе — уГомера, Феокрита, Вергилия, Овидия, а затем на протяжении многих вековразрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения. Это как бы точкаотсчета развития пейзажа в поэзии нового времени. Именно постепенное разложениеэтого господствовавшего в поэзии канона дало материал для создания новыхжанровых типов пейзажа, уже не столь цельных и самодостаточных.
Элементамиидеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейскойлитературе, можно считать следующие: 1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий,доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющийжажду; 3) цветы, широким ковром устилающие землю; 4) деревья,раскинувшиеся широким шатром, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветвях.
Видеальных пейзажах Жуковского, Пушкина, Баратынского мы находим этосамоудвоение как признак зрелой красоты:
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?
(В.Жуковский.«Там небеса
и воды ясны!..»)
Мое Захарово; оно
С заборами в рекеволнистой,
С мостом и рощеютенистой
Зерцалом вод отражено.
(А.Пушкин.«Послание к Юдину»)
Какая свежая дуброва
Глядится с берегадругова
В ее веселое стекло!
(Е.Баратынский.«Отрывок»)
Пожалуй,самый сжатый перечень идиллических пейзажных мотивов в их пародийномпреломлении дает Пушкин в послании «К Дельвигу». Само писание«стишков» уже предполагает наличие в них «идеальнойприроды», как бы неотделимой от сущности поэтического:
«Признайтесь, — нам сказали,-
Вы пишете стишки;
Увидеть их нельзя ли?
Вы в них изображали,
Конечно, ручейки,
Конечно, василечек,
Лесочек, ветерочек,
Барашков ицветки...»
Характерныуменшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к каждому слову идеальногопейзажа — «идиллеме». У Пушкина перечислены все основные элементыпейзажа в предельно лаконичной манере: цветы, ручьи, ветерок, лесок, стадо, — недостает только птичек, но вместо них – барашки
Видиллию вносятся мотивы элегии. Вспомним, что у Пушкина в «ЕвгенииОнегине» идиллический пейзаж деревни («прохлада сумрачной дубровы, //Журчанье тихого ручья») противопоставлен хандре Онегина. Причем, если уКарамзина голос автора звучит в поддержку красоты пейзажа против унылогонастроения, если Жуковский сожалеет об утраченном очаровании, то у болеепоздних поэтов — Баратынского и Тютчева — весь этот прелестный мир природы уженичего не стоит перед страданьем человеческой души
Уже в«Деревне» Пушкина задано двойное противопоставление идеальногопейзажа городской суете и сельским страданиям. Это наполняет пейзаж новым смыслом- слишком тонкая черта, на которой застыло прекрасное в природе:
Но мысль ужасная здесь душуомрачает:
Среди цветущих нив и гор
Дркг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
ВXVIII веке идеальный пейзаж был значим сам по себе, как поэтическоепредставление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетическихценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина, Карамзина этотпейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той частидействительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считаласьпоэтической: как знак овладения античным, общеевропейским искусствомпейзажа. К началу XIX века эта общехудожественная задача была уже выполнена,поэтому у Жуковского, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова идеальныйпейзаж вступает в противоречие с реальным состоянием мира как нечтовоображаемое, бесплотное, далекое или даже оскорбительное по отношению ктяжкой, уродливой, страдальческой человеческой жизни.
Унылыйпейзаж
Унылыйпейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можноназвать элегическим — он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательныхмотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылогопейзажа окрашен в темные, сумеречные тона — его можно назвать«мрачным».
К.Батюшков:
Уже светило дня назападе горит
И тихо погрузилось вволны!..
Задумчиво луна сквозьтонкий пар глядит
На хляби и брегабезмолвны!..
И там, где камней ряд, седымодетый мхом,
Помост обрушенныйявляет,
Повременно сова вбезмолвии ночном,
Пустыню крикомоглашает...
(«Наразвалинах замка в Швеции»)
А.Пушкин:
Лишь в осень хладную, безмесячнойпорою,
Когда вершины гортягчит сырая тьма,
В багровом облаке,одеянна туманом,
Над камнем гробовымуныла тень сидит...
(«Осгар»)
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющихнебес;
В безмолвной тишинепочили дол и рощи,
В седом тумане дальнийлес...
(«Воспоминанияв Царском Селе»)
Вечерняя заря в пучине догорала,
Над мрачной Эльбоюносилась тишина,
Сквозь тучи бледныетихонько пробегала
Туманная луна...
(«Наполеонна Эльбе»)
Унылыйпейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) ибурным пейзажем. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющихцветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно черезмногие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема: «Сельскоекладбище» Жуковского, «На развалинах замка в Швеции» Батюшкова,«Уныние» Милонова, «Осгар» Пушкина. Печаль в душе лирическогогероя трансформируется в систему пейзажных деталей:
Особыйчас дня: вечер, ночь или особое время года — осень, что определяется удалениемот солнца, источника жизни.
Непроницаемостьдля взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина.
Лунныйсвет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых:«Задумчиво луна сквозь тонкий пар глядит», «лишь месяц сквозьтуман багряный лик уставит», «сквозь тучи бледные тихонько пробегалапечальная луна», «сквозь волнистые туманы пробирается луна»- отраженный свет, к тому же рассеянный туманом, льет печаль на душу.
Картинаобветшания, увядания, тления, развалин — будь то развалины замка у Батюшкова,сельское кладбище у Жуковского, «заросших ряд могил» у Милонова,дряхлеющий остов мостика или истлевшая беседка у Баратынского(«Запустение»).
Образысеверной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция. Север — частьсвета, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года,вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всеготакие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы («твердыни мшистые сгранитными зубцами», «на скале, обросшей влажным мхом»,«где мох лишь, поседевший на камнях гробовых», «над твердой,мшистою скалою»).
Таковыосновные черты унылого пейзажа в его ранней, «мрачной» разновидности,вдохновляемой в основном романтическим мироощущением.
Однакос 30-40-х годов, с укреплением реалистических тенденций в поэзии, возникаетновая разновидность унылого пейзажа — условно говоря, «бедный», или«серый», или «мокрый» пейзаж. Основоположником бедногопейзажа явился Пушкин в таких произведениях, как «Граф Нулин»,«Румяный критик мой, насмешник толстопузый...», «ЕвгенийОнегин»:
грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкийснег...
---
Смотри, какой здесь вид: избушекряд убогий,
За ними чернозем,равнины скат отлогий,
Над ними серых тучгустая полоса.
---
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломыкучи...
Заметим,что у Пушкина унылый пейзаж имеет скорее полемический характер, утверждаетсякак художественный принцип в споре с романтическим направлением: «иныенужны мне картины».
Бурныйпейзаж
Вотличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного,поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья — все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.
Ярчайшиеобразцы бурного пейзажа мы находим у Жуковского («Двенадцать спящихдев», «Пловец»), Батюшкова («Сон воинов»,«Мечта»), Пушкина («Обвал», «Бесы»).
Какиеже устойчивые признаки бурного пейзажа можно выделить?
Пожалуй,самый устойчивый — звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой, столь отличныеот тишины и мягкого шелеста идеального пейзажа («громады стонут»,«дохнула со свистом, воем, ревом», «громады волн неслися сревом», «Ветр шумит и в роще свищет», «ревела буря, дождьшумел», «надо мной кричат орлы и ропщет бор», «борревет», «и шум воды, и вихря вой», «где ветр шумит, реветгроза»).
Чернаямгла, сумрак — «все оделось черной мглою», «бездны в мраке предомною».
Ветер- бушующий, порывистый, все сметающий на своем пути: «и ветры в дебряхбушевали».
Волны,пучины — кипящие, ревущие — «клубятся, пенятся и воют средь дебрейснежных и холмов».
Дремучийлес или груды скал. При этом волны бьются о скалы («дробясь о мрачныескалы, шумят и пенятся валы»), ветер ломает деревья («упали кедрывверх корнями», «как вихорь, роющий поля, ломающий леса»).
Трепет,дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «земля, как Понт(море), трясет», «дубравы и поля трепещут», «затрещал Ливанкремнист». Устойчив мотив «бездны», провала: «тутбездна яростно кипела», «и в бездне бури груды скал».
Именнов бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, оназавоет,
То заплачет, какдитя...
(А.Пушкин.«Зимний вечер»)
Причемесли через идеальный пейзаж лирическому субъекту открывается образ Бога(Н.Карамзин, М.Лермонтов), то бурный олицетворяет демонические силы, которыезамутняют воздух, взрывают вихрем снег. Бурный пейзаж в соединении сдемонической темой мы находим и в «Бесах» Пушкина.
УЕ.Баратынского тот же злобный дух чинит бури в природе:
Кто, возмутив природы чин,
Горами влажными наземлю гонит море?
Не тот ли злобный дух,геенны властелин,
Что по вселенной розлилгоре,
Земля трепещет передним:
Он небо заслонилогромными крылами
И двигает ревущимиводами,
Бунтующим могуществомсвоим.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru