Реферат по предмету "Политология"


Функции политической культуры

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1. Гносеологическая функция 2. Трансляционная функция 3. Аксиологическая функция 4. Практическая и регулятивная функции 5. Семиотическая функция
6. Коммуникативная функция культуры 7. Социализирующая функция 8. Гуманистическая функция ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем ,быть руководителем, управленцем, деятелем культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогом и воспитателем. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. В данном реферате описывается и оговаривается функции политической культуры. 1. Гносеологическая функция Гносеологическая функция (гносеология – учение о познании). Она позволяет получать знание о мире и человеке в нём. Культура - это отражение и освоение мира через мифы, религию, искусство. Культура это средство получения новых знаний о действительности. К примеру, Ф. Энгельс говорил, что из романов О. Бальзака он узнал о жизни французского общества больше, чем из сочинений всех специалистов-историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых. Культура - это и знание, и просвещение. Культура формирует и видение мира, и человеческую чувственность, и духовный мир. Поиск всё новых и новых сторон в предмете, явлении - это и есть познавательно-эвристическая функция культуры. Потребность в данной функции вытекает из стремления культуры создать свою картину мира. Интересно противопоставить русский распространённый способ общения - ходить в гости - и французский - встречаться в бистро, кафе, ресторанах. Что касается домашнего гостеприимства, во Франции оно не является столь развитым, как в России, что неоднократно отмечалось как русскими людьми, посетившими Францию, так и самими французами. Данные этнографические различия нашли отражения в лексике двух языков. В русском языке слово "гость" - популярный семантический стержень, образующий множество фразеологизмов: "садись - гостем будешь", "в гостях хорошо, а дома лучше" и т.д. Это же слово образует много производных: гостить, угостить, гостиная и т.д. 2. Трансляционная функция Трансляционную функцию еще называют эпистемической. Храня в себе духовные ценности как конкретного общества, так и всего человечества, культура передаёт информацию во всех сферах жизни от поколения к поколению. Она избирательно сохраняет и приумножает духовно-культурную сокровищницу человечества. Культура является крупнейшим непревзойденным способом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому неслучайно культуру считают социальной памятью человечества, механизмом социальной наследственности. Об уровне культуры, о культурно-интеллектуальном развитии общества можно судить по тому, насколько оно вобрало в себя знания из всего культурного человеческого генофонда. Иными словами трансляционная функция культуры эта та же коммуникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирования жизни. Этого требует, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культурные факторы. Трансляция - всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на формирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования. Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превращается в техносферу. Особое значение для выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свойствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую деятельность. В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты открывают и космические программы, технологическое освоение околоземного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы. Изучение возможностей функции культурной трансляции показывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью изменили мир, а тем самым поставили нас, своих наследников, в новые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необходимость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками. Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ними - таково основное назначение функции трансмутации. Например, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказанная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем, в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли бесконечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации - наука, философия, искусство и др. В них вырабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества. Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой или стилеобразующей задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавлении биологической агрессивности человека социальными средствами, преобразовании её в социально приемлемые формы (художественное и техническое творчество, спортивное состязание, научную полемику).
3. Аксиологическая функция Аксиологическая функция (аксиология – учение о ценностях). Она означает, что культура – это величайшая сокровищница ценностей, идей, идеалов, образов и т.д. Культура – это нормативная система, а потому она формирует у человека ценностные потребности и интересы. Вечным и одним из главных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражено наше представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывать, степени он их вообще учитывает в обществе, в такой степени он может считаться культурным человеком. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Согласно аксиологической функции, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значимости для человека. Аксиология является философской дисциплиной, занимающаяся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага. Так, представители кинической философии (Антисфен, Диоген) полагали, что этические нормы возникают вследствие подражания природе, которая якобы является разумно организованной, совершенной и поэтому может служить эталоном для человеческих взаимоотношений. Такие представления сохранялись длительное время (Руссо, Прудон, Толстой и др.).
Понятие нравственной ценности впервые появляется у Канта. Он признал автономность и самодостаточность разума и это дало ему возможность противопоставить сферу нравственности сфере природы, сферу свободы – сфере необходимости. Однако в человеке эти сферы существуют вместе. Человек, как природное существо, как живая плоть, находится под влиянием природы. В этом отношении он несвободен. Но как познающий субъект, обладающий разумом, он свободен и следует своему разуму, который определяет его волю и практическое поведение. Его свобода в сфере нравственности покоится на априорных ценностях, создаваемых разумом. Ценности сами по себе не имеют бытия, не обладают физической данностью. У них есть только значимость, как некоторая идеальная истинность. Они суть требования разума, обращенные к человеку, к его воле. В качестве такой ценности у Канта выступает категорический императив (лат.imperativus – повелительный) – общезначимое нравственное предписание. Одна из его формулировок приняла такое построение: «Поступай так, чтобы максима (высший принцип) твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». В этом моральном предписании не содержится конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства. В нем определяется только форма морального поступка, исключающая корыстное поведение. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством и не требует какого-либо вознаграждения за свою моральность. В послекантовский период разработкой теории ценностей занимаются Р. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Вслед за Кантом эти философы разводят бытие и долженствование. Лотце, как и Кант, отождествляет бытие с эмпирическим существованием и поэтому ставит значимость выше бытия. Последователь Канта и Лотце,Виндельбанд, один из основателей Баденской школы неокантианства, считает разработку теории ценностей в качестве основной цели философии. В отличие от Канта,Виндельбанд приходит к выводу, что ценности управляют не только нравственными действиями, но и лежат в основе теоретической и эстетической деятельности. В качестве ценностей у него выступают истина, добро и красота; а наука, правопорядок, искусство, религия рассматриваются как ценности-блага культуры, без которых человечество не может существовать. По Риккерту, ценности лежат в основе теории истинного знания и нравственного действия. Ценность есть нечто трансцендентное как по отношению к бытию, так и к познающему субъекту. Такое понимание ценности совпадает с кантовским. Проблема ценностей была обойдена материализмом эпохи французского Просвещения (Ламетри, Гольбах, Дидро) и диалектическим и историческим материализмом (Маркс, Энгельс, Ленин), выступавшим в качестве официальной философской доктрины Советского Союза. Французский и особенно марксистско-ленинский материализм отклонял как мнимые вопросы, касающиеся личной жизни людей, – счастье, дружбу, смысл жизни, внутреннюю свободу, любовь и др. ценности, так и сам интеллигибельный мир. Пресловутая первичность экономического бытия и вторичность сознания (читай: второстепенность, маловажность) неизбежно вела к принижению духовных ценностей, обеспечивающих нравственное здоровье общества. В настоящее время ценность определяется как то, что чувства, рассудок и разум диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью, рождаемой мыслью. По содержанию ценности делятся на духовные и материальные. К ценностям высшего порядка относятся истина, добро, красота, свобода, мудрость (философия) и др., словом, все духовные идеалы и принципы интеллигибельного мира. К ценностям второго порядка относятся вещные, предметные ценности, рождаемые рассудком и связанные с чувственным опытом. Духовные ценности притягивают к себе внимание человека, поднявшегося до уровня личности. Он относится к ним с уважением, признанием, почтением. Вещные ценности притягивают к себе внимание человека массы и он относится к ним с не меньшим почтением, чем личность – к духовным. Оба ряда ценностей являются двумя полюсами ценностного отношения к миру. Они, каждая по-своему, определяют нравственные, эстетические и др. поступки людей, их помыслы и действия по всему диапазону взаимоотношений, по всем ключевым точкам, где расходятся их пристрастия и интересы. 4. Практическая и регулятивная функции Если рассматривать культуру как творчество, поскольку оно преобразует, реконструирует действительность, приводит её в соответствие с общественными потребностями и человеческими представлении о совершенстве, то в этом и скажется ее практическая функция. В культуре отображается жизненный материал, его эстетические свойства, культура приводит и то и другое в целостное единство под эгидой (под защитой) эстетического начала. В культуре находит отображение как объективный, так и субъективный мир. Человек создаёт культуру, но в то же время культура формирует внутренний мир человека. Поэтому культуру можно рассматривать и как процесс и как объект человеческой деятельности, и как регулятор. 5. Семиотическая функция Семиотика – это общая теория знаков и знаковых систем. Она изучает те средства, с помощью которых можно передавать информацию в процессе общения. Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем. В зависимости от способа выражения значения и характера смысловой нагруженности по-разному классифицируются знаки. К примеру, знак принадлежности к культуре подчёркивает, что данный предмет не природное, а рукотворное произведение, предмет «второй природы» (созданной человеком). Существует множество зданий биоархитектурной формы (санаторно-курортный комплекс «Дагомыс» в виде большой ромашки). Все эти здания, несмотря на природную форму, несут в себе знак принадлежности к культуре. Отражение искусством реальности предполагает в данном случае определённую меру условности. Нарушение последней ведёт к натуралистическому правдоподобию, при котором культурный смысл искусства исчезает.
Семиотический знак может свидетельствовать и о национальной культурной традиции, запечатлённой в произведении. Например, в Средней Азии здания «одевают» в национально декоративную рубашку. Её назначение двояко: функционально она служит солнцезащитной решёткой и одновременно является знаком национальной характерности сооружения.
Мы усваиваем принятое в обществе членение на осмысленное и бессмысленное: одни элементы поведения оказываются знаковыми, осмысленными, другие – незнаковыми, незначимыми. Окажись на нашем месте человек из другого общества, с другой культурой, он бы интерпретировал наше поведение по-своему. Когда в XIX в. в Южной Америке высадился европейский путешественник и, встав утром, начал чистить зубы; наблюдавшие за ним индейцы убили его, решив, что он занимается страшным и неведомым им колдовством. Они, таким образом, так же, как и мы, сочли его действия осмысленными, но декодировали этот смысл иначе, чем мы. Они поняли это действие не как гигиенический, а как магический ритуал, т.е. поместили его в свою знаковую систему и соответственно интерпретировали. Среди всех знаковых систем основной является язык как средство общения людей, т.к. это универсальная семиотическая система, обслуживающая человека во всех сферах его жизни и деятельности. Все другие системы имеют другие задачи, обслуживающие человека лишь в определённых сферах, в определенных типах ситуаций. При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве её сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаковозакреплённую совокупность деятельности. 6. Коммуникативная функция культуры Коммуникация является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Коммуникация – это процесс взаимодействия субъектов: социальных групп, общностей, личностей, в котором происходит обмен мнениями, чувствами, желаниями, настроением, социальным опытом, способностями и результатами деятельности. Б. Шоу говорил: «Когда обмениваются яблоками, у каждой стороны остается по яблоку. Когда обмениваются идеями, у каждой стороны остается по две идеи». Благодаря коммуникативной функции, которая выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят культурная социализация личности и её самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от "недоразвитых в нравственном смысле существ" и от "сверхчеловека". Только общение может взрастить личностную культуру человека. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условия, и результат этой же деятельности. Известный представитель герменевтического направления в философии Г. Гадамер писал: "Язык есть нечто большее, он есть всеобъемлющая предвосхищающая истолкованность мира. Прежде всякой мысли мир есть для нас всегда мир, истолкованный в языке. Не стоит забывать о географическом факторе формирования языка, а, следовательно, и культуры. Безусловно, в определенных пределах о культуре народа мы судим по его словарному запасу. Например, нетрудно предположить, что народ, имевший в своем словаре десяток слов для обозначения разных видов снега, живет в Арктике. Сторонники "гипотезы лингвистической относительности" (Э.Сепир, Б.Уордо) утверждают, что не только язык, но и само "видение мира" у разных народов разное, что каждый народ видит мир через призму своего языка и поэтому мыслит и действует иначе, чем другие народы. Однако ученые, выдвигающие эту гипотезу, не учитывают, что различия не порождаются языком, а только проявляются в языке. Порождаются они в культурно-историческом опыте народов. У разных народов выделение понятий идет не одинаковыми путями, ибо условия их существования тоже не являются одинаковыми. Скажем, снег может играть в жизни одного народа весьма существенную роль, чем у другого, так как является важнейшим условием его существования, как это имеет место у северных народов. Для эскимоса весьма важно, какой снег он имеет перед собой: рыхлый, колючий, смерзшийся, подтаивающий, падающий, имеющий твердый наст и т.д. каждый вид снега определяет и характер его поведения и трудовой деятельности. Именно у эскимосов происходит очень тонкая дифференциация в различении всех видов снега, причем эта дифференциация идёт по линии выделения совершенно самостоятельных понятий, которые фиксируются отдельными словами, в результате этого в языке эскимосов появляется 25 отдельных понятий для одного нашего понятия "снег". Проблема межнационального межэтнического общения в разные времена решалось по-разному, в качестве языка межнационального общения принимался либо, какой-либо из естественных языков, либо создавался искусственный (язык программирования). В истории Западной Европы универсальными языками общения являются греческий, латинский, а, примерно с X века, - французский, влияние которого в XVIII веке достигает невиданной силы. С середины XX века французский язык уступает место английскому. 7. Социализирующая функция Социализирующая функция сводится к формированию и воспитанию человека. Вне культуры, без её освоения новорождённый не может стать человеком. Подтверждением тому могут служить случаи, когда звери в силу тех или иных обстоятельств растили и воспитывали человеческих детей. В 1963 г. индийский психолог Рид Синг нашёл в волчьем логове двух девочек. На вид определил, что старшей – 6 лет, младшей – 4. Забрав их в человеческое общежитие, он стал их отучать от волчьих повадок (ползти на четвереньках, выть по ночам и т.д.). Вскоре, не сумев адаптироваться к новым условиям, младшая умерла. Старшая прожила ещё четыре года, но за это время научилась выговаривать и понимать лишь 56 слов. Она не смогла освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Об общественной природе языка как культурного феномена свидетельствует и другой факт. Во Франции четырёхлетняя девочка, упав в обморок, погрузилась в летаргический сон, который продолжался до 18 лет. Жизнь поддерживали ей искусственно. Проснулась она уже взрослым человеком. Внешний вид её соответствовал возрасту, но ум, чувства и речь оставались на уровне 4-летнего ребёнка. Функция социализации личности ставит перед человеком задачу освоения знаний и навыков, необходимых для превращения его в полноценного члена общества. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом. Культурный человек, с точки зрения философии, – это человек, освоивший всё богатство человеческой культуры. Если мораль формирует нравственные формы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит специалиста, то культура действует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, куда оно не могло бы проникнуть своим влиянием. Культура формирует целостную личность. Согласно данной функции, культура трактуется как социальный институт, который даёт обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы.
8. Гуманистическая функция Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т.е. одобрено людьми. Но всегда ли создаваемая человеком культура гуманна? Если культура обладает гигантской эстетической энергией, то мы вправе спросить: правильно ли распорядилась этой энергией современность? Использование атомной энергии на электростанциях – это мирные цели (хотя сейчас строительство новых АЭС всё чаще вызывает протест широкой общественности). Можно ли считать атомную бомбу явлением культурным? В ходе второй мировой войны под влиянием опасения, что гитлеровская Германия сумеет создать атомное оружие, в США была создана в короткие сроки атомная бомба. Как только учёные закончили работу над ней, она сразу вышла из-под контроля, ею стали распоряжаться военные и политики. Взрывы над Хиросимой и Нагасаки возвестили о качественном изменении в средствах ведения войны, о появлении страшного по своей разрушительной силе оружия. Перед человеком возникла реальная угроза ядерного уничтожения. Чего стоят классические накопления культуры, искусства, философии, этики, если они не смогли предотвратить варварские действия человека в XX в.? Трудно в этой связи по инерции продолжать восклицать здравицы мировой культуре, ведь она в таком случае представляет собой не что иное, как музейные ценности; это кладбище с проржавевшими жестяными досками на памятниках, способными вызвать лишь смущённую ухмылку.
К сожалению, с гуманизмом в наши дни дело обстоит весьма печально. Если средневековый монах Бертольд Шварц изобрёл порошок для фейерверка, и это доставляло радость людям, то в наши дни порох превратился в средство разрушения и убийства, он обернулся бедой и трагедией для человечества. Целью, назначением и высшим смыслом культуры является гуманизм. Поэтому её гуманистическая функция – самая главная. Культурный человек всегда гуманен. Культурный человек может быть в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах. Наш великий соотечественник Н.К.Рерих, отмечая это, писал:" Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть разные ступени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и, прежде всего, живет в сердце человеческом. Случайная фаза рассудка может удовлетвориться и механической цивилизацией, тогда как просветвленное осознание может дышать лишь в культуре". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М., 1997. 2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С // 3. Основы политологии. - М., 1991. Ч. 2. С. 103. 4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С. 661. 5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С. // "Просвещение". - М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :