Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественные особенности героической былины "Добрыня и Змей"

Министерство образования УкраиныТаврический Национальный Университет имени
В.И. Вернадского

Кафедра русского языка
Художественные особенности героической былины «Добрыня иЗмей»Контрольная работа по русскому фольклору
студентки 1 курса заочного отделения
Сырых Юлии Александровны
Симферополь, 2002 год.

Вначале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр,непохожий на другие. В нем были активно действующие герои: Илья Муромец, АлешаПопович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович,Садко. Былины были собраны преимущественно на севере и в центре России. НаУкраине подобный жанр назывался думой.
Собрави записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф.Гильфердинг изучили их с точки зрения происхождения, тематического состава,художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потоми понятие «былины» (в народе — «старины», т.е. песни остарине). Само слово «былина» введено в науку Н.П. Сахаровым в первойполовине 19-го века. Он взял его из «Слова о полку Игореве».
Былины- особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается  втом, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место  в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастическойсказки.
Наданный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения еговременно-пространственного происхождения, тематических особенностей и прочего.
Времяи место происхождения былин определялось по историческим событиям, в нихизображенным, и поэтическим особенностям. Поэтому одни былины датировались13-15 вв. — периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другиеотносятся ко времени зарождения Киевского государства, то есть, к 9-му веку; асодержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например,Волхва Всеславьевича в рыбу, волка) считаются еще более древними. Этапзавершения формирования былин — период создания Московской Руси 15-17 вв. Былинпоследующих веков просто нет.
Традиционнопринято считать, что русские былины делятся на два цикла:
1)Героические, в центре которых герой-воин
2)Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизнигосударства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)
Вгероических (иначе — богатырских) былинах, одну из которых нам предстоитрассмотреть, отразились те моменты  жизни русского народа, когда емуприходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаиватьсвою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.
Народныйгероический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому одиниз его видов — былины — сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, чтохотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например,весьма часто одним из героев является князь Владимир), подлинным героем  былинбогатырских являлась Русь и защитники русской земли — богатыри.
Буквальнос раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич иАлеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова«Богатыри». Во многих героических былинах они действуют вместе,однако в отдельно взятой нами былине «Добрыня и Змей»  противостоитЗмею один воин — Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученыесчитают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.
Каждыйиз богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. ДобрыняНикитич — богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может иодним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению,а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине «Добрыня иЗмей» мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого советасвоей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальнуюопасность, не пасует, а находит верный выход из положения.
Мывидим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, гдекаждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, «честнойвдовой». И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постояннотопчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установкиобоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз заразом освобождает «русских полонов» (пленников), Змей же неустанноприносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. ПортретДобрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающаяправо слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя),но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил.А вот у Змея «двенадцать хоботов». Таким образом, добавляябиологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показалуродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеемпредставляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.
Темне менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуясобственной жизнью, хватал  красну девицу «молоду Забаву дочьПотятичну», племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь былже заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется «не топтатьбольше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих», а Змей сосвоей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих,не копить мне полонов да русскиих".
Такимобразом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некийнелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по текстудля хватания: «В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу». Этот Змейможет вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка ивыбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.
Кстати,в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет всебе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина — мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходитьна гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении  Добрыни скнязева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына («А накинулслужбу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский») говорит:«Мудренее утро будет оно вечера». И, как всегда, оказывается права. Иперед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в ролиВеликой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни.А плеточка — не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.
 Любовнаятема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Еслисравнить английский «happyend», то ту мы видим, что, освобождаяЗабаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнилвозложенную на него задачу: «А ты, молода Забава, дочь Потятична, — длятебя я эдак теперь странствовал — ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковомукнязю ко Владимиру». Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зренияГолливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, чтобогатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами,сродни украинским козакам (см. «Тарас Бульба»), боявшимся«обабиться» и позабыть о мужских радостях боя. А вторая — в классовыхразличиях. Добрыня — выходец из крестьян, а Забава — племянница самогоВладимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.
Какнам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждогослучая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную частьлюдского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли,хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в «Слове о полкуИгореве». И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора,пришли «силы небесные». Это были святая троица и святые старцы(вспомним «Исцеление Ильи Муромца»). Мы видим, что по воле Божьейисцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз егокрестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логикевещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:
Онидрались со Змеею тут трои сутки,
Ноне мог Добрыня Змею перебить.
Хочеттут Добрыня от Змеи отстать —
Какс небес Добрыне ему глас гласит:
— Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дралсясо Змеею ты трои сутки,
Подерисьсо Змеей еще три часа:
Тыпобьешь Змею да ю, проклятую!
Вотоно! «Глас гласит» уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно ещепотерпеть, приложить еще сил, и все получится.
Вданном изложении можно понять, что поддержка «гласа с небес» былалишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но этубылину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнителирелигиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырьпобивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломниковв Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высшихсудеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы ирассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку,вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.
Рассматриваемаянами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по томуже принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (взачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ такназываемым «исходом», то есть итогом: «И повез молоду Забавудочь Потятичну».
Ивсе же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы еене украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательныепостоянные эпитеты: «добрый конь» — друг богатыря, без которого в боютяжело, «солнышко Владимир стольно-киевский, дающий „порученьица,службу немалую“. В описаниях природы мы встречаем: „горавысокая“, „нора глубокая“, „река быстрая“ и т.д. Ипоявлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого,что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру,как героическая былина.
Завершаяанализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько былоразвито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова,образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарностьтем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.

Списокиспользованной литературы:В.П. Аникин, Русскийфольклор, М.,»Высшая школа", 1987гВ.И. Чичеров, Героические былины, М., «Детгиз», 1962г
О.Ф.Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.