Реферат по предмету "Культура и искусство"


Феномен коллекционирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО«Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена»
Факультетфилософии человека
КафедраЭстетики и Этики
Курсовая работа
на тему
«Феномен коллекционирования»
Студентки III курса
Группы Ф-3
Андрияновой Кристины
Научный руководитель:
Шоломова Т.В.

СодержаниеВведениеГлава 1. Коллекционированиекак психологический и социокультурный феномен1.1 Мотивыколлекционирования1.2 Виды коллекционированияГлава 2. Историяколлекционирования2.1Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения2.2 Коллекционированиев РоссииЗаключениеСписок литературы
Введение
Актуальностьтемы. Работа посвящена проблеме осмысления феномена коллекционирования каксоставной части социокультурной деятельности человека. Актуальность темыопределяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретацииспецифического отношения к действительности коллекционеров и остаетсяактуальной для культурологов, историков, психологов и социологовКоллекционирование и собирательство стало сегодня широко распространеннымувлечением во всем мире. Приобретая вещь для коллекции, то есть, вступая вовладение предметом искусства, мы становимся причастными к такому общественномуфеномену, который сопровождает человека, по крайней мере, уже со временантичности. Коллекционирование старинных вещей — это та сфера, где одиночка илимузейщики прежде всего заботятся о сохранении унаследованного от прошлого времени.Коллекционирование служит больше сохранению вещей, чем их хранению, и в этомименно состоит его задача и изначальная культурно-историческая функция. Но, ксожалению, в наше время коллекционирование приобретает еще и чисто коммерческиереалии.
Число старинныхпредметов с течением времени практически не меняется, даже если круг ихлюбителей и заинтересованных лиц постоянно растет, так как природныекатаклизмы, войны, человеческий фактор, к сожалению, уничтожаютисторико-художественные феномены, которые передаются от других поколений, иделают это гораздо лучше, чем время.
В советском музееведении исследованиегосударственных и частных коллекций было начато в 1960-е гг. С 1957 по 1971 гг.коллектив НИИ музееведения опубликовал семь выпусков «Очерков по историимузейного дела»[1].В 60-е годы сталипоявляться первые подробные исследования жизни и деятельности отдельныхсобирателей коллекций и известных основателей провинциальных музеев. Так, внаучной литературе появилась тема «Персоналии в отечественном музееведении»(Сахарова ЕВ. Кирсанова Р. Федорова В.И.). Сейчас увеличивается число работ обистории комплектования коллекций провинциальных музеев, собраний русскихусадеб, выходят жизнеописания их основателей, биографии меценатов и создателейнаиболее известных частных коллекций, вошедших в состав музейных фондов как в Петербургеи в Москве, так и в провинции. Проблеме развития музееведческой мысли вРоссии, влиянию персоналии на становление и организацию музейного дела посвященряд исследований А.И. Фролова.
До настоящего времени намне известны серьезные, комплексные исследования феномена коллекционирования спозиций психологии, социологии, истории, культурологии, музееведения и права.Это тем более удивительно, что частное собирательство было одной из первых фазмузейного строительства, и практически все крупнейшие собрания мира возникли иразвивались во многом на основе личных коллекций — настолько социально значимаи исторически оправдана деятельность собирателей.
Как правило,коллекционирование рассматривается в рамках музееведения, частноеколлекционирование изучается в основном в историческом контексте.Психологический и социологический аспекты феномена коллекционирования изученынедостаточно. В ряде исследований таких авторов, как Ш.Сабанне (1961), М. Реймс(1963), К.Малиновский (1973), С.М.Пирс (1994), рассмотрены отдельныепсихосоциологические мотивы собирательства, а причины возникновения коллекцийнередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии. К.Помян (1996)полагает, что исследование собирательства не должно замыкаться в пределахизучения индивидуальной психологии, которая все объясняет при помощи понятий«вкуса», «интересов», «эстетического удовольствия»[2].Этой же позиции придерживается и В.П.Грицкевич (2001), отмечая, что «характерыличностей, их большая или меньшая впечатлительность, важны только в тойстепени, в которой организация общества допускает свободное проявлениеиндивидуальных отличий»[3]. В связи с чем, возникланеобходимость осмысления этого процесса.
В работе использованыучебники, монографии и статьи, посвященные истории музейного, частномуколлекционированию.
Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен.
Предмет исследования — история и закономерности коллекционирования.
Цель исследования — изучить особенности коллекционирования как исторического исоциокультурного феномена.
Задачи исследования:
— определить социально-политические, культурные и другиефакторы, оказывавшие влияние на развитие коллекционирования;
— выявить мотивы коллекционирования как особого социокультурного феномена;
— изучить виды коллекционирования;
— определить основные этапы становления и тенденции развитияколлекционирования в разные исторические эпохи;
-изучить развитие коллекционирования в России.
Глава 1. Коллекционирование как психологический исоциокультурный феномен
Осознаниефеномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом,объединено с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода кдействительности, результатом которого являются музейные и частные коллекции.Активизация интереса к прошлому, к окружающей природе и миру созданныхтворческой энергией человека артефактов способствовало развитию коллекционированияи формированию «музейного» отношения к предметам, составляющим коллекции.
Благодаряосуществлению «музейного» принципа, то есть стремлению человека изъятьопределенные предметы из реального мира и сохранить их от естественногопроцесса разрушения, формировались первые предмузейные собрания. Предмузейноесобирательство связывают с возникновением так называемой общественной музейнойпотребности, «музейного» отношения к предметам окружающего мира.
Помнению Т.П.Калугиной, отношение человека к миру как к музею, страсть кколлекционированию определяется, прежде всего, отношением к вещи как предметукультуры, будь то природный объект или артефакт. Вещь в культуре, наделеннаячеловеческим смыслом, «перестает быть равной самой себе, соотнесенной со своимсобственным бытием, и становится выражением, проявлением не своей, а некойдругой природы, ее инобытием, символом иного, невидимого мира. Универсальностьпротивопоставления видимого и невидимого и уникальный смысл этогопротивопоставления в культуре объясняют широкое распространение такойинституции, как предмузейные собрания и музей в собственном смысле слова»[4].
Коллекция– это собрание однородных предметов, объединенных общей темой. Предметомколлекционирования может быть что угодно: от старинных полотен, утюгов исамоваров, до камней, монет и самолетов. Коллекцию от обычного собранияпредметов общественного или природного происхождения, по мнению исследователей,отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы «накакое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального,профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарноезначение»[5]. Подлинное коллекционированиеосновано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и наизучении и систематизации коллекционных материалов.
Разницу в подходах кколлекционированию отметил в начале XX в. Д. Шмидт. Он разделил коллекции нанаучные и любительские. «Научные собрания, «коллекция» в строгом смысле,основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в видувозможности полноты работ известного исторического периода или известного родапроизводства; так собираются монеты или гравюры, русские древности иголландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясьисключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»[6]
Так же определяет этипонятия известный современный культуролог А. И. Фролов: «Разница междусобирательством и коллекционированием — это разница между случайной и ничем несвязанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных покакому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкуюгрань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многиевпоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»[7]
Собирательство,по мнению некоторых исследователей, как деятельность является неотъемлемойчертой «человека разумного». Это оригинальное пространство для егосамовыражения-своеобразный акт самоутверждения. А также коллекционирование — это неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нации.
Изучениесамого явления коллекционирования в историческом, культурном и художественномконтексте связано с определенными трудностями: серьезное собирательство всегдабыло достаточно экзотическим видом увлечений; коллекционирование, как правило,индивидуализировано и персонифицировано, по этой причине очень мало«династических» коллекций; коллекции часто «рассыпались» (не оставив описаний,каталогов), или из-за социальных катаклизмов.
Основнойсекрет собирательства и его притягательная сила — создание целого из множества,превращение разного в единое. Коллекции, как правило, формируют собственный мирсобирателя и окрашены его интеллектом, темпераментом, душой, отмечены печатьюего вкусов и пристрастий.
Схемазарождения частных коллекций выглядит следующим образом. Интерес к нормам иценностям предшествующих эпох заставляет отдельного человека обращать вниманиена их источники. Есть источники (раритеты, древние рукописи, монеты и др.) иесть их получатель — коллекционер. Данная схема замыкается на удовлетворениепотребности и интереса коллекционера, но он не может ограничиться только своимсобранием раритетов и стремится пополнить его за счет нового приобретения илиобмена. Так возникает последовательная цепь людей, вовлеченных в систему, связаннуюс интересами коллекционера, и начинает действовать механизм, который, пользуясьтермином из социальной психологии, можно охарактеризовать как «канал движениясообщений».
Формированиечастной коллекции вызывает познавательный интерес у окружающих, и в системувовлекаются любознательные люди и исследователи-специалисты. Таким образом,частное коллекционирование, родившееся из стремления человека удовлетворитьсобственные потребности в получении информации о предшествующих эпохах,«побуждает окружающих к сохранению и тиражированию эстетического эталона»[8].От собирания древностей интересы коллекционеров перемещаются к явлениямкультуры, у них возникает стремление осознать особенности эпохи, с которой этидревности связаны, а также особенности эпохи, в которой они живут. Рождаютсякачественно новые отношения между коллекционером и мастером-творцом. Появляютсямеценаты — покровители изящных искусств, собиратели творений современников,нередко поддерживающие творца не только кругом общения, но и материально.1.1 Мотивы коллекционирования
В ряде исследованийпричины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальнойпсихологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или«интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных собраний А.С.Виттлин перечислила следующие мотивации: экономического значения, социальногопрестижа, магическую, выражения групповой принадлежности, стимуляции любознательностии исследования, эмоционального переживания[9]. К. Помян подчеркивал,что понимание сосуществования различных мотиваций предмузейного и музейногособирательства – престижной, экономической, познавательной и эстетической – недолжно отрицать важность каждой из них и сводить все к единой мотивации,признаваемой наиболее важной[10]. Подразумевая под собирательством«свойственное человеку как отдельному индивидууму и человечеству как целостномукультурному организму стремление к присвоению, накоплению, хранению и, вбольшинстве случаев, демонстрации семиофоров разного рода»[11], Т.П. Калугина выделяетразнообразные сферы мотиваций собирательства: индивидуальная символизация всамых разных формах; магическая семантика; связь с ритуалом; обозначение иподтверждение социальной роли; престиж и власть; декорирование жизненногопространства; использование в качестве инструмента познания и классификации,средства систематизации миропорядка; эстетическое наслаждение[12].
Сакральная мотивация –стремление человека выйти за пределы удовлетворения своих бытовых нужд,биологического существования, стремиться к общению с высшей силой, управляющеймиром (женские статуэтки, наскальные изображения, христианские реликвии)
Экономическая мотивация –переход человечества от присваивающих форм хозяйства к производящим (добыча,налоги, пожертвования).
Мотивация социальногопрестижа – со времен первобытного общества (захоронения с ценностями).
Мотивация групповойпринадлежности – собирание предметов, связанных с осознанием группой людейсвоей общности (со времен первобытного общества).
Доказательство родства слегендарными предками – греки и римляне хранили инструменты, с помощью которыхякобы был сооружен троянский конь, ископаемые останки животных, считая ихсвоими предками. Культурная сила, вносящая ощущение единения в обществе.
Патриотического характера– предметы, свидетельствующие об общности и патриотических традициях (трофеи,личные вещи исторических персон). В феодальную эпоху трудно было отделитьродовые патриотические или общенациональные собрания.
Выражение единствасредиземноморского и переднеазиатского мира – римляне выставляли материальныепредметы греческой культуры.
Закрепление связей междулюдьми с помощью архивов, библиотек и предмузейных собраний – закреплениесоциальной информации с помощью исторических источников (шумерские библиотеки).
Средство возбуждениялюбознательности – диковинные предметы из других стран (по мере распространенияхристианства роль таких собраний стала уменьшаться).
Средствоисследовательской деятельности – целенаправленный сбор по определенному плану(угасает в период средневековья, возвращается в период Возрождения).
Средство эстетическогопереживания — наскальная живопись, античные скульптуры и картины. Всредневековье ушло на задний план. Августин рассматривал эстетический подходкак противоречащий красоте праведности. Через 800 лет Фома Аквинский оправдалэстетические эмоции.
Существуют различныеварианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами,которые ставит перед собой коллекционер
Первый мотивсобирательства обычно бывает связан с основной творческойдеятельностью коллекционера. В этом случае коллекция рассматривается как важноеподспорье для такого творчества. «Пригодность» для него того или иного объектасобирания является побудительным мотивом его приобретения. Типичным примером действия этогомотива является рукописная коллекция Н.М.Карамзина, в которой каждый документпредназначался для использования в «Истории государства Российского».
Второй мотивсобирательства носит протестно-прогностический характер. В этом случаеколлекционер словно предвидит, что некие объекты его интереса, не волнующие егосовременников, либо откровенно не принимаемые, преследуемые официальнойвластью, рано или поздно, но будут востребованы в будущем. В России донедавнего времени это был очень опасный для коллекционеров мотивсобирательства. Разорванная на мельчайшие клочки, она была похоронена вдворовом мусорном баке, обезопасив незадачливого собирателя и продемонстрировавего пренебрежение протестно-прогностическим мотивам собирательства.
Третий мотивсобирательства — меркантильно-прагматические соображения коллекционера. Объектысвоего интереса он может частично рассматривать как отложенные вложения на«черный день» для себя и своих близких.[13]. С другой стороны, коллекционерможет что-то собирать из случайно оказавшегося в его поле зрения «про запас», внадежде на перепродажу или обмен ради получения основного объекта своих главныхинтересов.
В тоже время,исследователи отмечают, что на различных этапах истории коллекционированияпреобладают те или иные социокультурные мотивации. При этом «некоторыепобудительные мотивы собирательства остаются неизменными, другие меняются,утрачивают свой приоритет, но в каждом конкретном случае одна из мотивацийвсегда будет определяющей»[14].
Интересные мысли опсихологической природе коллекционирования высказывал академик И.П. Павлов вдокладе, прочитанном на Третьем съезде экспериментальной педагогики вПетрограде 2 января 1916 г. Известный ученый говорил: «беря коллекционерство вовсем объеме, нельзя быть не пораженным тем фактом, что со страстьюколлекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые непредставляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кромеединственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностьюцели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, скоторым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя все это, необходимопридти к заключению, что это есть темное, нервное, неодолимое влечение,инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе стем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что еготакже непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известногопромежутка в еде, влечет к новому приему пищи...»[15]Современные исследователи также полагают, что феномен художественногособирательства как особой культурной формы выявляется более полно с учетомпсихологических, антропологических, этнографических аспектов[16]. Антропологические и этнографическиеаспекты коллекционирования важны для понимания человеческого поведения,связанного с созданием коллекций, которое зависит от традиций и общественныхритуалов.1.2 Виды коллекционирования
Понятие«коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном.Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом«коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое. Первымиколлекционерами историки считают правителей Пергамского царства в 3 в. до н.э.
Наиболее популярным видомколлекционирования считается художественное коллекционирование.Средитрадиционных коллекций стоит вспомнить и оригинальные.
Первым известным русскимсобирателем коллекционных материалов был император Петр Великий. Государь сюных лет любил собирать оружие, редкие монеты и минералы.ЗнаменитаяКунсткамера, которая является первым российским общедоступным музеем, родиласьиз личной коллекции русского царя.
Так, знаменитый кардиналРишелье был ярым и азартным собирателем курительных трубок. Этой же страстьюбыл заражен и французский генерал Виндамм, коллекция которого была стольобширна, что сумма её продажи с аукциона составила более 60000 франков.Известно, что француз Мори собирал театральные куклы, а его соотечественникГерар имел уникальную коллекцию молотков различного назначения и веса. Амстронгсобрал совсем экстравагантную коллекцию посмертных записок и писем самоубийц,составленных перед тем, как несчастные лишали себя жизни.
Канцлер Бисмарк коллекционировалградусники, а французский президент Эдуард Эррио собирал ресторанные меню.Наполеон собирал часы и оловянных солдатиков, к которым был весьма неравнодушени сэр Уинстон Черчиль. Рональд Рейган собирал пословицы и поговорки народовмира, а его супруга Нэнси – пасхальные яйца.
Страстнымиколлекционерами были многие писатели. У Гете была крупнейшая коллекцияминералов, а Вальтер Скотт собирал холодное оружие разных стран и народов. И.С.Тургенев – заядлый шахматист – оставил после себя в коллекции 14 комплектовшахмат. Н.А. Некрасов собрал 64 вида охотничьих ружей. А.С. Пушкин незадолго досмерти увлекся собиранием газет. Анатоль Франс владел крупнейшей коллекциейнастольных колокольчиков. Страстным собирателем курительных трубок был ИльяЭренбург, а Михаил Булгаков собирал билеты от всех спектаклей, которые онпосетил. Космонавт Юрий Гагарин одним из первых в стране стал коллекционироватькактусы. Жюль Верн собирал карты и путеводители, Артур Конан-Дойльколлекционировал рекламные буклеты транспортных контор, пароходных кампаний истраховых агентств. Жорж Сименон собирал телефонные книги и черпал оттудафамилии для своих героев.
В XX в. коллекционирование продолжаетактивно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектовмузейного коллекционирования — формирование фондов артефактами нематериальногонаследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления.К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Однимиз наиболее популярных является книжное коллекционирование.
Потребностиколлекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов наукии культуры, в структуру которого входят аукционы,салоны, антикварные лавки, специализированные издания. 
Глава2. История коллекционирования
В период предмузейногоколлекционирования создавались не случайные, внутренне свободные совокупностивещей, а предмузейные коллекции, то есть комплексы: предметов, строгоподобранных по какому-либо принципу. В традиционных обществах первобытного,древнего и средневекового мира собирание, хранение и представление предметов,изымавшихся из сферы утилитарного их использования, складывались постепенно.Выделение конкретных предметов из хаотичного множества вещей, самого различногорода объектов и объединение их в определенные группы превращало их в коллекции.Коллекции эти принадлежали общинам, правителям, знатным и богатым людям.
В архаическом обществелюди собирали и хранили предметы, не подлежавшие повседневному использованию.по определению археологов, возраст подобных предметов, обнаруженных в ходемногочисленных раскопок во Франции, составляет от 40-50 тыс. до 400-500тыс.лет, а тех предметов, которые были найдены на территории Восточной Африки,приблизительно 2 млн. лет[17].
Именно тогда появилиськоллекции сакрального характера, в поисках средств общения с высшей силой.Согласно религиозным представлениям, человек, делая подношения богам, помещалих в святилище. Сюда приносили реликвии, трофеи, вотивные предметы, — такимобразом, в Древней Греции формировались первые коллекции.
Награбленные в Греции идругих странах реликвии и предметы, обретшие статус трофеев, размещались вхрамах Рима, где особой интенсивностью отличался в античный период процессколлекционирования.
Таким образом,общественные собрания в римских храмах появлялись не как постепенное накоплениеиндивидуальных принадлежностей, а как вклад трофеев тех побед, которыепревратили некогда небольшую общину в мировую империю. Римляне также скупалиценные памятники культуры у жителей разорившихся греческих городов. Послезавоевания Римом Греции и эллинистических государств, в Римской империи вомногих городах помещались скульптурные изображения императоров с цельюдемонстрации римского могущества. Многие римляне стремились поставить себе илисвоим предкам статуи на римском Форуме. Статуя должна была прославить данногочеловека или его предков (поэтому было важно, чтобы изображенное лицо неспутали с кем-нибудь другим). Она должна была выражать уважение или почитание.Во II веке до н.э. римский Форум был настолько загроможден статуями подобногорода, что было принято специальное решение убрать половину из них.Показательные выставки дорогих предметов нередко были главной целью некоторыхримских коллекционеров. Вольноотпущенники порой были склонны украшать домаколоннадами из алебастра и черепашьих панцирей, и фонтанами с серебрянымитрубками с тем, чтобы это стирало из памяти окружающих их рабское прошлое.Драгоценные кубки были предметом особой гордости, их коллекционировали, и такаяколлекция создавала человеку репутацию ценителя и знатока искусства.Демонстрация дорогой и старинной посуды была в обычае на званых обедах, и такойобычай был формой демонстрации повышенного социально-имущественного и культурногостатуса хозяина. Римский писатель-энциклопедист Плиний Старший писал о костяхлюдей необычных размеров, которые находились в садах семьи Саллюстиев и в иххранилищах урн с прахом предков. Кости диких животных, известные под названием«кости гигантов», выставлялись напоказ на вилле императора Августа, как костиего предков. Отдельные римские предмузейные собрания должны были олицетворятьидею возводимой к мифическим предкам генеалогии семей их обладателей. Статуипредков, их рельефные изображения нередко украшали места, в которых протекалаповседневная жизнь римских знатных семей. На стенах зданий и колоннах в Риме закреплялисьносовые части вражеских кораблей – «ростры». В общественных местах Римаразмещались трофеи. В императорском Риме древняя культура Греции почиталась какценное наследие. Римляне не только присваивали материальные ценности покореннойими Эллады, но и впитывали эллинский дух, для чего посещали прославленныепамятниками и традициями местности Греции. В Риме существовали частные иведомственные архивы, а в 78 году до н.э. построили специальное помещение длясенатского архива – «табулярий» на спуске от Капитолия к римскому Форуму… В Iвеке до н.э. и позже в Римской империи поощрялись любознательность ипутешествия. В храмах выставляли диковинные предметы, в том числе принадлежностибыта других стран.
Предметы предмузейныхколлекций в древности и в Средние века широко использовались в культовых целях.В этот период считаются основными мотивами собирательства: специфичностьсамоидентификации индивида, удовлетворение любознательности, исследовательские,а также эстетические мотивы.
Анализ предмузейныхколлекций свидетельствует о существовании двух основных подходов всобирательстве того времени: коллекции создавались либо для удовлетворения техили иных потребностей их владельцев, либо для предоставления возможностиознакомления с ними всем желающим. Собрание второго типа чаще всегоорганизовывалось при храмах. Сохранилось описание римского храма БожественногоАвгуста, экспозиция пластических изображений и картин при входе в которыйносила систематизированный характер. Но постепенно в кругах знати римскогообщества распространился обычай составлять частные коллекции. В это времяотмечают частные коллекции правителей Китая, Ирана, Центральной Азии, Индии,Османской империи.
коллекционированиеизобразительное искусство
2.1 Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения
Распространение в эпохуВозрождения художественного коллекционирования было связано с открытиемспецифической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде,заинтересованностью собирателей в создании художественных коллекций. В течениихудожественного коллекционирования происходила «эмансипация от религиозных,политических, экономических потребностей культурно-эстетической потребности всобственно художественном общении. Такая эмансипация была обусловлена разрывомфункциональных связей произведений искусства с нехудожественными сферамичеловеческой деятельности»[18]. Этот разрыв случился поначалу в восприятииискусства прошлого, чему способствовало коллекционирование, прежде всего,античных произведений, а затем постепенно и в самом современном искусстве. Всеэто привело к эмансипации искусства, которая является одним из важнейших дляевропейской культуры следствий ренессансных процессов[19]
Начало коллекционированияв средневековой Европе связано преимущественно с королевскими фамилиями, в чемпроявилось определенное влияние, через Византию, наследия культуры античногоРима. Но нигде оно не достигло такого расцвета, как в Италии. В XII векеВенеция поддерживала морское первенство в Средиземном море, что повлияло наприток антикварных ценностей в метрополию[20].
Для эпохи Ренессансахарактерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV-XVвв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократыувлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей,гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, предметов вооружения.Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересовпринадлежало роду Медичи. К XV-XVI вв. относится время создания одного изстарейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XVвв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющихкультурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры»,«кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI векевозникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии [21].
В Англии XVI-XVII веков в отличие от Франции, Испании, Австрии,проявлялся повышенный интерес к естественнонаучному и научно-техническомусобирательству, коллекционированием занимались не только дворяне, но и ученые,садовники и врачи (коллекции Трейдескантов, Р.Мида, Дж.Кемпа). В этот периодвсе коллекции в Англии носили комплексный характер, поэтому произведенияизобразительного искусства имели значение и для зоологических, геологических,медицинских коллекций (рисунки растений, животных и т.п.)[22].
В это время начинаютсоздаваться те коллекции, которые легли в основу большинства европейскихмузеев.
Далее, в серединешестнадцатого века, возникают княжеские кунсткамеры. Они считались камерамичудес: в них было все — кокосовые орехи, страусиные яйца, китовый ус, рогозубы,кости мамонта, чучела крокодилов и уродцев, морские раковины, руды, каменныештуфы, бриллианты, алмазы, утварь и сосуды из серебра, золота и хрусталя,которые считались равноценными наряду с оружием и снаряжением, чертежами,графикой и печатными книгами, научными инструментами, манекенами, монетами, медалями,мелкой пластикой, молитвенными изображениями, статуями и всеми видами живописи.
Одну из самых известныхкунсткамер устроил в 1560 году в Дрездене Август I Саксонский. Этот курфюрстсобирал, покупая по случаю и заказывая, специальные приборы. Все вещиразмещались в семи комнатах его дворца. После его смерти в 1587 году былзаведен список, из которого следует, что эта кунсткамера была известна своимиматематическими и астрономическими инструментами, часами, астролябиями,письменными принадлежностями, весами и циркулями, зеркалами, не считаяизображений римских императоров, портретов князей и картин на библейские темыили памятных изображений и таких, которые относились к выдающимся событиям. Тамбыли ландкарты, носовые украшения кораблей и морские раковины, рога меч-рыбы,точеные пули, табакерки и кубки из дерева, слоновой кости, мрамора исерпентина, орудия всевозможных ремесел и художеств, баллистическиеинструменты, многочисленные книги, деревянные и медные гравюры с видами городови античных руин или с изображениями родословных древ, кавалькад и турниров.
XVIII век ознаменовалсяпоявлением в странах Западной Европы множества научных коллекций. Немалостимулов к этому давало общее направление развития наук, где наряду спродолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопленияфактических данных и их эмпирического описания. Это. к примеру, выражалось всоздании описаний и классификаций видов животных и растений (К. Линней. Ж.Бюффон) и в сос-тавлении географии растений (В. Гумбольдт). Многие ученые подвлиянием веяний времени становились увлеченными коллекционерами, например.М.В.Ломоносов и И.В.Гете, известный не только как гениальный поэт и писатель,но и как естествоиспытатель и один из основоположников сравнительной анатомии.Уже в XIX веке Ч. Дарвин начинал свой путь в науку с составления коллекцийминералов и насекомых. Следовательно, систематизаторская деятельность ученыхXVIII века создала базу для появления в XIX веке эволюционных теорий.
Таким образом, одной изхарактерных черт коллекционирования этого времени было постепенное расширениесословного состава собирателей за счет приобщения к собирательствупредставителей буржуазии и лиц свободных профессий, что повышало их социальныйпрестиж и приносило им духовное удовлетворение. По данным 1563г. в Нидерландахнасчитывалось около двухсот кабинетов монет и медалей, доступных для людейтретьего сословия, более ста семидесяти подобных предметов было в Германии,около двухсот – во Франции, и более трехсот восьмидесяти – в Италии[23].Коллекционерство приобрело массовый характер. В Англии в 1586г. было созданопервая организационная форма объединения коллекционеров – Колледж антикваров.
Именно в XVII-XVIIIвеках, и возникают крупнейшие собрания Европы, которые в дальнейшем легли воснову ведущих современных музеев мира.
С этого времени полностьюпроявляется коллекционерская страсть, которая чем дальше, тем больше сплеталасьс научными интересами и художественным вкусом.
Одним из ревнителей этогодвижения был Пьер-Жан Мариетт, у которого, как оказалось при продаже с аукционав 1774-75 году в Париже его наследной коллекции, было более шести тысяч однихрисунков. Он был агентом по закупке художественных произведений для ЕвгенияСавойского и занимался собирательством. Случай помог ему приобрести несколькосотен драгоценных листов из наследия парижского коллекционера Кроза (умер в1740 г.). Большей частью Мариетт собирал иллюстрированные произведения,созданные в эпоху Ренессанса (Италия), затем Рубенса, Рембрандта и другихнидерландцев. Был представлен шестью листами и Дюрер. Мариетта положил началотрадиции отдавать предпочтение твердому авторству.
Таким образом, в ходедемократизации культуры в эпоху Просвещения складывалась идея публичностиличных художественных собраний. На европейском континенте зарождение музеев, втом числе художественных, происходило в результате постепенного перерастаниязакрытых собраний монархов в общедоступные учреждения.
С конца XVII века во Франции, Германии, Италииколлекционерами были купцы, крупные финансисты, банкиры, представители третьегосословия. Художественным коллекционированием занимались частные лица с высокимсоциальным статусом и имущественным цензом — придворные аристократы,интеллектуальная элита./>2.2 Коллекционирование в России
Отечественнаяистория коллекционирования предметов изобразительного искусства имеет долгуюисторию.
Коллекционированиев России, и в частности в Петербурге, было вызвано не только социальными,экономическими, политическими, но, главное, новыми культурными потребностямимолодой столицы.
Первоначальнаяи значительная роль в привитии вкуса к коллекционированию в России принадлежитПетру Первому. В допетровской России понятия коллекция или коллекционированиене существовало.
Прикладноеискусство (исторические и художественные ценности) собирали с XI в. Церковные реликвии, княжеские ибоярские дары и пожертвования хранились в ризницах монастырей и соборов:ризнице Троице-Сергиевой лавры, Московской Патриаршей ризнице в Кремле. С XY в. появляются частные коллекции (всобрании игумена Иосифа Волоцкого были иконы Андрея Рублева). На Российскихсобраниях долго лежала печать Средневековья: русские князья и цари не столькоколлекционировали, сколько копили в своих сокровищницах дорогие изделия художественногоремесла, подарки иностранных государств, родовые реликвии, предметы старины иотдельные диковины. Росла и крепла Москва при Иване III, присоединившего к Москве непокоренный Новгород.Оттуда было вывезено триста возов «злата и серебра» и драгоценных камней. Вещитам были уникальными, так как Господин Великий Новгород являлся одним избогатейших городов того времени. Торговые отношения с западом обогащали купцов,которые умели копить и ценить уникальные изделия. Но ценились они не с точкизрения искусства — как в Европе, а с точки зрения вложения капитала, создания,как бы сказали сейчас, купеческого имиджа.
ПриИване III по свидетельству иностранцев, вказну забиралось все золото и серебро, ввозимое в Россию. Даже у своих жепослов, возвращавшихся домой, отбирали полученные ими в дар драгоценности[24],так как на Руси в те времена не было своего золота и серебра, а так же драгоценныхкамней, только в северных реках добывали жемчуг.
Следуетдобавить, что все эти предметы не были застывшими хранилищами, куда толькостекались специально изготовленные или приобретенные изделия прикладногоискусства и драгоценности. Здесь все время наблюдалось определенное движение.Порой отсюда забирали вещи для подарков, для вкладов в монастыри, чаще длягосударева обихода в дни торжественных обедов или приема иностранных послов.Иногда, в особых случаях, как пишет историк В.Ключевский, придворные вельможимогли получить за определенную плату во временное пользование золотую или серебрянуюпосуду.
Всевышесказанное говорит о том, что в России не существовало коллекционирования.Вещи хранились, использовались, жили, бытовали.
Все этисокровища хранились на территории Кремля. Вплоть до начала XVIII столетия главнейшей сокровищницеймосковских князей и царей русских оседали в основном в четырех различныххранилищах: Казне, или Казенном дворе; Постельной казне или Мастерской палате,как она стала называться еще в конце XVI века; конюшенной казне; Оружейной палате, которая и дала впоследствииназвание музею в Москве. Оружейная палата упоминается уже в документах первойполовины XYIв. Там изготовлялось и хранилосьоружие и доспехи. Возглавляли Оружейную палату представители боярских фамилий:Вяземский, Пушкин, Хитрово. Государственные регалии, троны, парадная одежда,драгоценные сосуды, изготовленные в Кремле в Золотой, Серебряной, Образной,Царициной и Государевой Мастерской палатах, а также привезенные из стран ЗападнойЕвропы и Востока, вначале хранят не в Оружейной палате, а на Казённом двореблиз Благовещенского собора. Парадное конное убранство помещалось в Конюшеннойказне у Боровицких ворот.
Большоезначение для появления коллекций и коллекционеров сыграли первые поездки Петра I за пределы России (1697-1698 и1715-1717 года). Они способствовали тому, что в России стали появлятьсястаринные европейские и восточные произведения искусства, «древности». Все этои привело впоследствии к значительному интересу богатых слоев российскогообщества к данным предметам, а, следовательно, к зарождению коллекционированияв России.
Несмотряна занятость решением дипломатических вопросов в Европе, Петр старался уделятьвнимание поиску и приобретению предметов старины. Так Петр проявлял большойинтерес к собирательской деятельности бургомистра Амстердама Николаса Витсена иказначея Адмиралтейства Якоба де Вильде. Для государя были увлекательнымисобрания античных монет и предметы искусства, хранящиеся в коллекциях НиколасаВитсена.
Особеннойполнотой отличались собрания греческих, римских монет, произведений древнейпластики, которые составляли собрание Якоба де Вильде.
Параллельнов это время происходит знакомство Петра с интереснейшими предметами искусства,собранными архитектором Симоном Схейнфутом и профессором Фридрихом Рюйшем, асозерцание «кабинета древностей» Николаса Шевалье было радостным и желанным длягосударя. Во время уже первой поездки, Петр I обратил внимание на аукционы, которые в последствии сталидля него и его приближенных подспорьем для собрания коллекций.
Амстердамскийантикварный рынок был одним из лучших и богатейших в Европе. Во время первоговизита в Амстердам Петр интересовался всем, в том числе и восточнымиредкостями, с удовольствием знакомился с коллекциями Китайского фарфора,ост-индского оружия, японских диковинок выставленных в доме Ост-индскойкомпании.
Русскийцарь старался не оставлять без внимания ни одного примечательного и необычногособрания редкостей, в которых в то время соединялись в одно и древности — «антиквиты», раритеты из мира природы, живопись и заморский фарфор, привозимыйиз далекого Китая. Известно, что в отличие от первой поездки, когда происходилознакомство с предметами искусства, во время второго визита, наряду с книгами,инструментами и редкостями из мира природы, царь старался скупать древности,предметы изобразительного и прикладного искусства, в том числе и фарфор.
Посещаягорода Европы, к началу XVIIIстолетия, Петр мог убедиться, что коллекционирование, собирательство исвязанные с ними знания становятся важной частью культурного престижа. В Европек тому времени уже существовала целая система «купли-продажи» различныхсовременных и старинных предметов искусства[25].
Необходимоотметить и то, что ко второму визиту, нанесенному в Европу, государь ужезаразился страстью коллекционирования. Естественно, что во время второй поездкивнимание Петра сосредоточилось на пополнении своей частной коллекцииантиквариата и картин. Приобретение раритетов происходило не только в«кладовых» известных деятелей, но и на аукционах. Так на одном аукционе,сопровождаемый голландцем Кселлем, Петр, по его совету, приобрел ряд картин.
Страстнолюбивший море и флот, Петр Iотдавал предпочтение голландским художникам-маринистам. Наряду с картинами иМинеральным кабинетом Готвальда, приобретенным им в Дикциге в 1716-1717 годах,Петр покупал предметы прикладного искусства. Им были приобретены входившие вмоду в Европе фарфоровые вазы и настенные тарелки для последующего украшенияМонплезира и дворца в Петергофе. Курительные трубки, так называемые «Пипки»,светильники, шкатулки и коробочки для всякой безделицы. В петровское время, посути дела, собирательство можно уподобить созданию некой культурной платформы,на которой произросло русское коллекционирование, со своими традициями[26].
Широкиефинансовые возможности, образование, привитый европейский вкус — вот тесоставляющие, которые в последствии дали уровень европейских коллекций иколлекционеров.
В европейской практике«коллекционный статус предметов определяет вовсе не их число и никоим образомне место их обитания, а исключительно заинтересованность их владельцев»[27].В России же, где двух первых третей XVIII столетия такой традиции несуществует, исследователь неизбежно вступает в область предположений.
Учреждение в Петербурге в1757 году Императорской Академии художеств явилось одним из решающих факторов,предопределивших дальнейшую судьбу коллекционирования в России. Это событиестало первой ступенью в процессе постепенного утверждения в России европейскойсистемы не только в художественном образовании, но и во взглядах на значениеискусства.
В тоже времяисследователи отмечают, что основное коллекционирование проходило в областихудожеств. Так, Н.Сиповская отмечает, что «в контексте коллекционированияфарфоровые вещи упоминаются крайне редко»[28]. В основном фарфорпокупали, как исторические мемориалии. Так, например, в современных музейныхсобраниях находится более двух десятков уникальных произведений фарфора изюсуповской коллекции.
Во второй половине XVIIIвека складываются благоприятные условия для коллекционирования: достаточный уровеньразвития отечественной культуры и художественного рынка, теоретическая база ввиде обширной и разнообразной литературы по различным областям знаний,возможность путешествовать по странам Западной Европы и знакомится сзарубежными коллекциями, иметь контакты с художниками, приобретать предметы нааукционах и у торговцев художественными произведениями и древностями. Образцомдля коллекционеров были коллекции Екатерины II.
Коллекционерыспособствовали созданию русскими мастерами произведений искусства и притоку вРоссию художественных ценностей. В эпоху Просвещения создаются комплексныеколлекции, включавшие произведения изобразительного искусства, античныепроизведения, мюнцкабинеты, естественнонаучные коллекции.
Коллекционерами были, впервую очередь, вельможи – государственные и культурные деятели,руководствовавшиеся в своем коллекционерстве идеями Просвещения. В Россиисформировались выдающиеся коллекции, известные не только в России, но и зарубежом. Частные коллекции становятся одной из достопримечательностей России,характеризующих уровень культуры, их посещают иностранные дипломаты ипутешественники. К концу века на процесс частного коллекционирования сталиоказывать некоторое влияние музейные коллекции. Так, эрмитажное собраниеспособствовало воспитанию художественного вкуса коллекционеров. Наряду сизвестными зарубежными музеями оно могло служить образцом для составления картинныхгалерей во дворцах и имениях знати. И.Георги указывает на частные собрания иликабинеты, владельцы которых – гр. И.Г.Чернышев, И.И.Шувалов, кн.Е.Р.Дашкова.гр. А.К. Разумовский, кн. Н.Б.Юсупов, гр. А.С.Строганов – охотно ихдемонстрировали.
Однаконаиболее ярко феномен собирательства стал проявляться в XIX столетии. Преждевсего это связано с ростом активности такой социально-экономической группы, какбуржуазия и, особенно, купечество. В указанное время были составлены всемирноизвестные коллекции Третьякова, Щукиных, Солдатенкова, Рябушинских, Морозовых,Бахрушина и многих других. Особенностью данного периода был элитарный характерколлекционирования: коллекционеры представляли собой закрытые социальные группыс высоким сословным и (или) экономическим положением, куда могли войти толькоравные им. Кроме того, собрания составляли лишь вещи, которые имели высокуюрыночную стоимость. Однако в XX — начале XXI вв. в коллекционированиипроисходят значительные изменения, которые были обусловлены рядом причин.Во-первых, коллекционирование в XX – XXI в. можно условно разделить нанесколько периодов: 1-й период: до 1917 г., 2-й период: 1917 г. – конец 50-хгг., 3-й период: конец 50-х гг. – начало 90-х гг., 4-й период: начало 90-х гг.– настоящее время. Данное деление обусловлено трансформациями, которыепроисходили в социально-экономической, правовой и политической жизни страны исущественным образом повлияли на развитие коллекционирования. Во-вторых, с началаXX в. актуализируется тема появления и динамичного развития доступных видовколлекционирования – собирания марок, банкнот, любительской нумизматики,почтовых открыток, орденов и медалей и др. Важное место среди представленныхколлекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различныхматериалов по определенным темам. В-третьих, формируется и начинает постояннодействовать инфраструктура рынка коллекционирования, включающая аукционы,салоны, антикварные лавки и специализированные издания. Подход к собранию иизучению предметов коллекционирования становится более систематичным, предметнои научно обоснованным, направляется на собрание отечественных древностей и предметовискусства, археологических и этнографических памятников. Однако Октябрьскаяреволюция и последующая за ней гражданская война существенным образом повлиялина дальнейшее развитие коллекционирования. Большой урон был нанесен частным коллекциямв 1920-х гг., когда они были частично разграблены, национализированы, а такжепродавались, разделялись, вывозились за границу и исчезали. С другой стороны, спервых дней существования новой власти одним из направлений ее деятельностистала работа по охране и сохранению художественных, исторических и культурныхценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами,в которых находились различные коллекции. Проводилась национализация частныхколлекций, художественных собраний, театров, галерей. В результате имущество,принадлежавшее бывшим «эксплуататорским классам», перемещалось во владение государства[29]. Перемещались к новому владельцу истарые атрибуты высокого социального положения. В «руках» государства эти вещисимволизировали водворение «нового строя», который сделал общенародным достояниемто, что раньше принадлежало избранным. Концентрация в частных руках старыхценных вещей и торговля ими не приветствовались. Последняя рассматривалась какспекуляция и наказывалась. Государство стремилось прекратить ее путемрепрессивных мер, принимаемых по отношению к коллекционерам: изъятия частныхколлекций, облав на антикварных дельцов и др.[30]. Сменившие ранее элитарные классыдворян и купцов социальные слои и группы считали коллекционирование «буржуазнымзанятием» и не пропагандировали его. Значительный урон коллекционированиюпричинила Великая Отечественная война. В результате военных действий многиеколлекции были уничтожены, утеряны, разграблены оккупантами. Часть экспонатовбыла вывезена за границу и не возвращена до сих пор. Самым ярким примером этогопроцесса стала судьба Янтарной комнаты [31]. В послевоенное время частноеколлекционирование не поощрялось, напротив — коллекционеры постоянно находилисьпод пристальным вниманием милиции и КГБ, которые изучали доходы этих лиц. Обществаколлекционеров начали создаваться только в 1970-х гг., когда было созданоВсесоюзное общество филателистов с различными секциями:коллекционеров-книголюбов, нумизматов, филофонистов и др. С этого времени длявыставок частных коллекций предоставляли такие крупные залы, как Музейэтнографии, Манеж в Ленинграде или музеи Пушкина и Андрея Рублева в Москве [32]. Личные коллекции по завещанию владельцевнередко передавались государству. Основным условием завещания, как правило,являлось желание ознакомить с собранием широкую публику. Музей В.А. Тропинина ихудожников его времени в Москве родился из частного собрания Ф.Е. Вишневского.Из крупных зарубежных коллекций русской культуры необходимо отметить архивбарона Э. Фальц-Фейна и художественную коллекцию князей Лобановых-Ростовских,экспонировавшуюся в Москве и Ленинграде в 1988 году [33]. В послевоенный период все большелюдей начинают увлекаться собиранием антиквариата. По мнению Л.Л. Шпаковской,это было связано с модой, пришедшей с VI Всемирным фестивалем молодежи истудентов в 1957 г., основанной на принципах прогресса, стремления к новомубыту и борьбы с мещанством. Оказалось, что старые вещи – посуда, мебель ипрочие предметы больше не просто не модны, но даже в некоторых случаяхпредосудительны как нечто чуждое советскому строю и быту [34]. В конце 50-х гг. начинаетсянебывалое до тех пор по масштабам возведение современных панельных домов.Старые вещи выходят из сферы повседневного быта. Одновременно создается мощноепредложение на антикварном рынке. Значительный спрос на дорогие, ценные вещиобеспечили иностранные коллекционеры, которые делали покупки по ценам, превышающимцены внутри страны. В целом, данный период можно охарактеризовать как новыйвиток в развитии коллекционной деятельности. Распад СССР и суверенизация Россииначинают процесс приватизации государственной собственности. Коллекционеры иантикварные торговцы получают возможность открывать собственные магазины,действовать свободно и открыто [35]. Появляются первые институциональныеобразования ранее почти полностью нелегального рынка. Возникает бум антикварнойторговли, что связано с появлением новых покупателей и коллекционеров внутристраны, ориентированных на дорогие и крупные покупки – нового слоя состоятельныхлюдей, для которых составление коллекций означает прежде всего внешнююатрибутику, подчеркивание собственного высокого социального положения, а неудовлетворение духовных потребностей. Макросоциологический анализ явленияпозволяет сделать вывод о том, что на современном этапе можно отметить какмногообразие и широту предметов коллекционирования, так и вариативностьисточников пополнения коллекций: конкуренцию традиционным антикварным лавкам исобраниям коллекционеров составляют интернет-аукционы, продажи по каталогам, заказыпо телефону, а также фирмы, специализирующиеся на продаже услуг по составлениюколлекций и консультированию. Прежде всего это связано с развитием средствмассовой информации и коммуникации, а также их доступностью. Все это, с однойстороны, облегчает поиск необходимых коллекционных предметов. С другой,наблюдается резкий спад интереса к процессу коллекционирования среди всех слоевнаселения, объясняемый той же самой доступностью информации о нужных предметах(ранее мотивацией к собиранию во многом выступала именно труднодоступностьмногих вещей, что порождало стремление к обладанию данным предметом), а такжепотребительским отношением к вещам, когда моральный износ намного опережаетматериальный.
Таким образом,коллекционирование на рубеже XX — XXI вв. становится не только объектом моды,но также и «входным билетом» в определенные социальные слои и группы, способомпрезентации себя. Мотивация к коллекционированию наблюдается и в связи свозможностью выгодного капиталовложения, чего не наблюдалось в предшествующиепериоды. Все эти процессы привели к трансформации как самого понятияколлекционирования, так и деятельности, связанной с собиранием ценных предметов,а также типичных черт, присущих ранее коллекционерам. Макросоциологическиеоценки и характеристики процесса трансформации коллекционирования каксоциального явления современности достаточно условны, предварительны инуждаются в научной обработке и систематизации.
Заключение
Коллекционирование какособый вид социальной деятельности известен с древнейших времен. На протяжениивсей истории люди собирали и стремились сохранить предметы, имевшие религиозноеили эстетическое значение. Эстетическое воздействие художественных предметовдавало возможность расширить кругозор тех, кто занимался коллекционированием, итех, кто имел доступ к обозрению предметов искусства. Оно ориентировало людейна высокие эстетические принципы. При посредстве художественной формы былавозможна передача исторической информации как эстетизированного обращения кпотомкам.
Современныйчеловек живет в сфере естественных, преобразованных и созданных им материальныхпредметов. Ускорившееся сегодня развитие знаний как основной фактор цивилизациипобуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарноезначение как реальные признаки уходящей культуры связывающие нас с предками.
Современныеколлекционеры формируют свои коллекции из разных источников: это и аукционы,покупки в антикварных магазинах, у частных владельцев, блошиные рынки.
Сегодняколлекционирование служит следующим целям: прагматической, эстетической,экономической, сакральной, исследовательской. Нужно также добавить, что какраньше, так и сейчас даже в большей мере коллекционирование стало хорошим вложениемденег.  
Списоклитературы
1. Большаяэнциклопедия: В 62 томах. Т. 52 – М.: ТЕРРА, 2006.- 592с.
2. Герберштейн. С.Записки о московских делах.- М., 1908.
3. Грицкевич В.П.История музейного дела в мире (До конца XVIII в.): Автореф. дис.… д-ракультурол. наук .- Санкт-Петербург, 2002 – 23с.
4. Каган М.С.Философия культуры / М.С. Каган; Акад. гуманит. наук и др.- СПб.: Петрополис,1996. — 415 с.
5. Калугина Т.П.Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: Петрополис, 2001. — 224 с.
6. Калугина Т.П.Общественное сознание и художественный музей// Музееведение. Музеи мира. — М.,1991. — С. 307-320.
7. Кедринский А.А.Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / А.А. Кедринский, М.Г.Колотов. — Л., 1983. — 286 с.
8. Клубков П.А.Коллекционирование // Российский Гуманитарный Энциклопедический Словарь. 2002.3 с. (Рус.). URL: www.slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0823.html [29 января 2010].
9. История России /А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М., 2002. 514 с.
10.  Макарова Н.Г. Музей каксоциально-эстетический феномен. Автореферат диссертации. — М.: МГУ, 1987. — 16с
11.  Основы музееведения: Учеб.пособие/Отв. ред. Э.А.Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. -504с.
12.  Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективногоизучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы //Сборник статей, докладов, лекций и речей. Изд. 5-е. Л., 1932. С. 267-271.
13.  Саверкина И.В. История частногоколлекционирования в России: Учеб.пособие.- СПб.: СПБГУКИ, 2004.- 208с.
14.  Сальникова И. И. Государственное ичастное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII — первой половине XIX веков // Памятники культуры: Новые открытия' 1997. — М.,1998. — С. 336- 347.
15.  Сиповская Н.В. Фарфор в России XYIII века. – М.: Пинакотека, 2008. –392с.: ил.
16.  Фролов А. И. Русские коллекционеры иформирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С.9-16.
17.  Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основымузейного дела: Учеб.пособие.- СПб.: СпецЛит, 2000.
18.  Шмидт. Д. Собрание графа ПавлаПетровича Шувалова // Художественные сокровища России. — 1902. — №11.–с.269-282.
19.  Шпаковская Л.Л. Социологическийподход к антиквариату // Социс. 2000. № 2. С. 101-107.
20.  Юренева Т.Ю. Музей в мировойкультуре. – М.: «Русское слово –РС», 2003.- 536с.
21.  Pomian К. Der Ursprung der Museums: vomSammeln. — Berlin: K. Wagenbach, 1988.-109 s.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Основы функционирования малого бизнеса»
Реферат Административное право Германии
Реферат Проект автоматической линии для обработки детали Вал-выходной
Реферат Свечение сопровождающее биологические реакции
Реферат Понятие, сущность и виды муниципального управления
Реферат Любви старинные туманы тема любви в лирике М. И. Цветаевой
Реферат Концепция создания и функционирования в России автоматизированной базы правовой информации
Реферат Ответы к билетам для Госэкзамена по Управлению персоналом и Менеджменту
Реферат Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования методологически
Реферат Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
Реферат Dehydration And Gatorade Essay Research Paper What
Реферат Учение Вернадского в биосфере
Реферат Понятие и виды миграции
Реферат Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах
Реферат Изоантигены и изоантитела системы АВО