Старая и новая Россия в романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история»
И.А. Гончаров, на мой взгляд, является писателем, который быстрее других понялизменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальныйуклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому оченьхорошо узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись всовременной ему России. Автор “Обыкновенной истории” сознавал, что разрушениефеодального уклада является закономерным следствием всего послепетровскогопериода развития русской истории, что деловитость, предприимчивость отозвалисьв России, с одной стороны, развитием промышленности и торговли, науки ирационализма, с другой — гипертрофией бюрократической администрации, тенденциейк “выравниванию” личностей, к маскировке их единообразием мундиров.
Деловойи деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновеннаяистория” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревневремя помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином, сезоны — полевымиработами, благосостояние — запасами продовольствия. В Петербурге весь деньразмечен по часам, и каждому часу соответствуют свои труды: занятия на службе,на фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визиты, игра вкарты. И. А. Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенностидеревня, — это две социально-культурные системы, два органически целостных мираи в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая издеревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации вдругую, и само значение его личности в новой системе отношений оказываетсянеожиданно и разительно новым для него. В своем имении, в своих деревнях Адуев— помещик, “молодой барин” — независимо от своих личных качеств фигура нетолько значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сферевнушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он“первый в мире”, избранник. Присущие молодости и неопытности романтическоесамосознание, преувеличенное чувство личности, веру в свою избранность Гончаровсвязал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.Именно разоблачение романтизма особенно высоко ценил в “Обыкновенной истории”Белинский: “А какую пользу принесет она обществу!
Какойона страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности,провинциализму!”
Точнов “маленьком зеркале”, в первом романе И. А. Гончарова нашла свое отражение“историческая ломка” — переход от феодального общества с егопатриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами к буржуазному укладу.Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное в своейнеподвижности, раз навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений.Петербург — как образ нового, европеизированного, но по своим формамхарактерного для русской государственности буржуазного общества.
И.А. Гончарову очень важно было нарисовать в образе Петрэ. Адуева подобное, хотьеще тогда и редкое, совмещение чиновничьей карьеры и капиталистическогопредпринимательства. В этом он видел возможность лаконично и выразительнопередать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическомпрогрессе. И. А. Гончаров не был склонен к идеализации современного путиразвития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие.Авторская симпатия в романе заменена другим: исторической и социальнойзакономерностью, необходимостью позиции героя. Называя свой роман “Обыкновеннойисторией”, И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, чтоприобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность,к современному стереотипу исторически и социально предопределено. Приобщившийсяк требованиям “века” Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику “условияигры”, без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясьсоветам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им,ибо в мнениях дяди нет ничего индивидуального — это веления времени. Потерягероем “Обыкновенной истории” многих неоценимых душевных качеств — простодушия,искренности, свежести чувства — сопровождается его ростом, прогрессом,перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственнымусовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимымповышением его социальной ценности.
Особенностьформирования героя И. А. Гончарова состоит в преодолении романтического идеала,приобщении к суровой деловой жизни. История героя оказывается отражениемисторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважениек труду, стремление к успеху, чувство долга по отношению к делу, избранному вкачестве профессии, самодисциплина и организованность, подчинение рассудку, амысли — конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другойтрудовой деятельности, — таков идейный, нравственный и бытовой комплекс,характеризующий типическую личность петербургского периода, а также уклад жизнии нравы Петербурга, наиболее “современного” и европеизированного города Россиисередины XIX в. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларациюплемянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы,Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова ипоступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем икак бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобныхжителей Петербурга. Даже от искусства он требует высокой профессиональности ине понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов впорядке самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, онусматривает в них обесценивание личности.
Итак,И. А. Гончаров отмечает прогрессивные черты новой культуры, он указал и напотери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни. Тупик, ккоторому приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных иодаренных людей в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что все личныеотношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком к “делу” —службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам.
Адуеву-младшемупредначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей. Рок,который толкает его на этот путь (казалось бы, Александр не честолюбец, неалчен, не жаждет денег и может спокойно без особых усилий иметь все жизненныеудобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость. Внеосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни вневедомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу послебегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарованийпетербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. МатериАлександра — “старосветской” помещице — во сне сын является добровольнойжертвой, человеком, бросающимся в омут. Так аллегорически изображаетсянеизбежность, которая должна подвигнуть Россию на вхождение в новые,непривычные и несвойственные ей отношения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/