Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского

Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс
Кажется, что два произведения, написанные одним и темже автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должнысильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквальноразличные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с егосамодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютнымдеспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», вкоторой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не властьавторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность вполной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, чтопроблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и вновом обществе также.
Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешьпутать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса живут, точнеесуществуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми,кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного имгорода навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – «жалкие, ничтожныелюди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им неподходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир.Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеимпредоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекраснымилюдьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных.И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, нопо-разному, о чем скажу дальше.
Действие обоих произведений происходит на берегуВолги, – очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцатьлет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбранапотому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини.Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор,приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.
Катерина высоко стоит над скучной однообразностьюбыта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опытпринуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыканиек брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу кпрекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание остолбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память обезмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И большевсего восхищения вызывает сила характера Катерины – она все-таки решилась натакой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучинастолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такойпоступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то,что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на стольрешительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют,но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне:ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правотуоскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как начеловека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как навещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – такой же эгоист, как иостальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказываетсялишь жаждой самоутверждения. Карандышев – типичный «маленький человек сбольшими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистьюбогатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобыстать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потугисобрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми,побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завестиникудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет«верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который такпозорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно неимея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ейкажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будетчувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет,похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные – когда изменавыходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину напроизвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этотидеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться наЛарисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» — приданое егоинтересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.
«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня,Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно.А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке,очень богатой, беру в приданое золотые прииски».
И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней –жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и оннисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечностьпроявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него толькоодного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.
Современная Островскому критика нередко упрекаладраматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, неиграющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенныеперсонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, накотором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, кпримеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью тогомира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество всенарод благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» — настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж«Грозы» — полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она,как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую.Появляется она всего два раза: первый – после признания Катерины Варваре всвоей любви к Борису, второй – в конце IV действия, фактически побуждаяКатерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба появления старухисопровождаются грозой – в первый раз гроза только собирается, во второй – ужеразразилась. В «Бесприданнице» Робинзон – такая же «вещь», как и Лариса. Неслучайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика, и он названпрозвищем, придуманным Паратовым.
Конфликты в произведениях одинаковые – Катерина и Лариса,не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют - одна мужу, другая – жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этотконфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертьюглавных героев – Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но насамоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.
В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, нотогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцатилет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В«Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом исуть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другиенравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то итворят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти –деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы иПаратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цельв жизни – богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легкорешать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы,которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом,изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности житьсчастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.
Список литературы
Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы»,«Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».
Вступительные статьи к пьесам.
Биография А. Н. Островского.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :