«Слово о погибели Русской земли» — выдающееся произведениедревнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя ЯрославаВсеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238). Поводомк написанию послужило известие из Северо-восточной Руси о вторжении в нееполчищ Батыя и гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.
Это произведение, оставшееся незаконченным, содержит не имеющий себеравных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминаниео ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, сыне его Юрии Долгорукоми внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивающих силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору«Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели»обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшнихбед.
«Слово о погибели Русской земли» первоначально представлялособой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского.Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смертиАлександра Невского.
Слово о погибели рускыя земли
О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земляРуськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками икладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравомичистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городывеликыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьмигрозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земляРуская, о прававерьная вера християньская!
Отселе до угор и до ляхов, до чахов (3), от чахов до ятвязи, и отятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамобяху тоимици а погании и за дышючим морем (4), от моря до болгар, от болгарь добуртас (б) от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено былобогом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю егоЮрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоцидети своя ношаху (в) в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, аугры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимертамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси,черемиси, вяда (г) и моръдва бортьничаху (5) на князя великого Володимера, ижюр (6) Мануил цесарегородскый опас (7) имея, поне и великыя дары посылаша кнему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.
А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, идо ныняшняго Ярослава (д), и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.
1 — почитаемыми в определенных местностях;
2 — садами монастырскими;
3 — чехов;
4 — Северное Ледовитое или Белое море;
5 — платили дань медом;
6 — господин (греч.);
7 — опасение.
а — Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей вСеверную Двину.
б — Болгары и буртасы обитали по Волге.
в — Возможно, что «ношаху» здесь написано ошибочно, вместо«полошаху» или «страшаху».
г — Водь — народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы.
д — Ср. в «Слове о полку Игореве»: от стараго Владимера донынешняго Игоря".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin.ru/