Сила характера Катерины и трагическаяострота ее конфликта с «темным царством» в драме А. Н. Островского«Гроза».
Драма«Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского поВолге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.«Гроза», — как писалДобролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского".Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.
Средивсего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшимпроизведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русскойдраматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как«Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»,«Борис Годунов» и т. д. С поразительной силой изображает Островскийуголок «темного царства», где нагло попирается в людях человеческоедостоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей,тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровойчеловеческой мысли.
Средигероев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхломболоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающейее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примеромсудеб тысяч русских женщин той поры. Катерина — молодая женщина, женакупеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом ипереселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой,являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, онане вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминаетродительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная ласкойи заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала зацветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пениестранниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в нейвпечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человекуза грехи.
Всовершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бывсе обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душноерабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела униженияи оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а темболее понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своейдоброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говоритКабанихе: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Ноискренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.
Жизньв такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а увас завяла совсем… Такая ли я была? 1» Искренность и правдивостьКатерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством,грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажетсяпреступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость иискренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец,покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы сбытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедииКатерины.
Напряженностьпереживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: «Дрожитвся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет.Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так ирыдает».Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий,нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение сталоневыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь.Положение стало безвыходным — Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата неодна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственностии уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катериныимел для современников Островского и для последующих поколений огромноевоспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма иугнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс противвсех видов рабства.
Своейсмертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смертьсвидетельствует о приближении конца «темного царства».Образ Катериныпринадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.
Добролюбовписал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотверженв том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые емупротивны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых,является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезногозначения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве».Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак«темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика,«дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протестпротив кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца,провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросиласьбедная женщина.